Расчет статических и динамических характеристик асинхронного электропривода
Содержание
Введение
. Содержание курсовой работы
. Задание на курсовой проект
. Расчет параметров Г-образной схемы
замещения
. Расчет мощности, потребляемой из сети
. Расчет характерных точек механической
характеристики
. Построение механической и энергомеханической
характеристик при номинальных напряжении и частоте
. Выбор закона регулирования
в зависимости от заданной
характеристики момента нагрузки
. Построение механических характеристик
при выбранном законе регулирования
. Скалярное управление скоростью
асинхронного двигателя
Литература
Приложение
Введение
Курсовая работа является итоговой при изучении курса "Электропривод
переменного тока". Курсовая работа выполняются на ПЭВМ с использованием
пакета MathCad и пакета моделирования динамических
систем Simulink, являющегося составной частью среды Matlab. Моделирование асинхронного
двигателя при частотном управлении предполагает использование
специализированных библиотек пакета Simulink - SimPowerSystem Toolbox.
Перед выполнением работы необходимо ознакомиться с теоретическими
сведениями, уяснить суть работы. На основании варианта исходных данных
рассчитать параметры схемы замещения асинхронного двигателя, мощность,
потребляемую из сети, характерные точки механической характеристики. Построить
механическую и энергомеханическую характеристики при номинальных напряжении и
частоте. Выбрать закон регулирования
в зависимости от заданной
характеристики момента нагрузки. Построить механические характеристики при
выбранном законе регулирования
. Исследовать переходные процессы в системе преобразователь
частоты - асинхронный двигатель, при скалярном управлении.
При защите курсовой работы необходимо знать ее содержание и
соответствующие разделы курса "Электропривод переменного тока".
Варианты заданий для выполнения курсовой работы приведены в приложении 1.
Методические указания к выполнению курсовой работы "Расчет
статических и динамических характеристик асинхронного электропривода"
Целью курсовой работы является углубление знаний, полученных на лекциях,
лабораторных и практических занятиях, а также подготовка к дипломному
проектированию.
В качестве темы курсовой работы выбран электропривод переменного тока с
асинхронным электродвигателем.
Методические указания содержат практические рекомендации по выполнению
задания на курсовую работу, необходимые справочные материалы, а также
требования к содержанию и оформлению проекта.
1. Содержание курсовой работы
Курсовая работа состоит из пояснительной записки на 20-25 страницах.
Содержание пояснительной записки:
·
титульный лист,
·
аннотация,
·
оглавление,
·
расчет параметров
схемы замещения асинхронного двигателя,
·
расчет мощности,
потребляемой из сети,
·
расчет
характерных точек механической характеристики,
·
построение
механической и энергомеханической характеристик при номинальных напряжении и
частоте,
·
выбор закона
регулирования
в зависимости от заданной характеристики момента нагрузки,
·
построение
механических характеристик при выбранном законе регулирования
,
·
скалярное
управление скоростью:
§ структурная схема системы преобразователь частоты - асинхронный
двигатель,
§ расчёт положительной обратной связи по току,
§ расчёт П-регулятора скорости,
§ расчёт ПИ-регулятора скорости,
§ графики переходных процессов при пуске асинхронного двигателя и набросе
момента нагрузки в установившемся режиме работы,
§ определение статической ошибки регулирования скорости при набросе момента
нагрузки в установившемся режиме работы.
·
литература.
2. Задание на курсовой проект
асинхронный двигатель напряжение частота
Рассчитать статические и динамические характеристики асинхронного
электропривода. Варианты исходных данных приведены в приложении 1.
3. Расчет параметров Г-образной схемы замещения
Все двигатели, приведенные в приложении 1, рассчитаны на напряжение
питающей сети: фазное напряжение
В, линейное напряжение
В. Номинальная частота тока
Гц. Число фаз
.
В приложении 1 даны следующие параметры асинхронных двигателей.
§
- номинальная мощность на валу, кВт;
§
- номинальный КПД,
§
- сдвиг по фазе в номинальном
режиме,
§
- число полюсов,
§
- номинальное скольжение,
§
- момент инерции двигателя, кГм2,
Параметры Г-образной упрощенной схемы замещения приводятся в
относительных единицах:
§
- активное сопротивление статора,
§
- индуктивное сопротивление
рассеивания статора,
§
- активное сопротивление ротора,
§
- индуктивное сопротивление
рассеивания ротора,
§
- индуктивное сопротивление
намагничивающего контура.
Параметры Г-образной схемы замещения даны в относительных единицах. Для
их перевода в абсолютные единицы необходимо определить номинальный ток и
базовое сопротивление:
|
, А
|
(1)
|
|
, Ом.
|
(2)
|
С учетом формулы (2.2) параметры Г-образной упрощенной схемы замещения в
абсолютных единицах определятся:
|
, Ом;
|
(3)
|
|
, Ом;
|
(4)
|
|
, Ом;
|
(5)
|
(6)
|
|
, Ом.
|
(7)
|
Г-образная упрощенная схема замещения в абсолютных единицах изображена на
рис. 1.
Рисунок 1 - Г-образная упрощенная схема замещения в абсолютных единицах
На рис. 1 в цепи намагничивания показан комплекс полного сопротивления
статора
.
По номинальным данным определяются число полюсов
и синхронная частота вращения
:
Расчеты по формулам (1) - (9) выполнить в среде MathCad.
4. Расчет мощности, потребляемой из сети
Активная, реактивная и полная мощности, потребляемые из сети в
номинальном режиме работы, определяются по формулам:
|
Вт;
|
(10)
|
|
, Вар;
|
(11)
|
|
, ВА.
|
(12)
|
Расчеты по формулам (10) - (12) выполнить в среде MathCad.
5. Расчет характерных точек механической характеристики
Механическая характеристика асинхронного двигателя (рис. 2) имеет
характерные точки:
точка идеального холостого хода
,
точка номинального режима
,
точка критического момента
,
точка минимального момента
,
точка короткого замыкания
.
Рисунок 2 - Механическая характеристика асинхронного двигателя
Точка идеального холостого хода,
Частота вращения при идеальном холостом ходе рассчитывается по формуле
(9):
|
, .
|
(13)
|
Точка номинального режима
Номинальный момент:
|
, Нм.
|
(14)
|
Номинальное скольжение, рассчитанное по параметрам схемы замещения, можно
найти из выражения:
|
,
|
(15)
|
где
.
Положив в выражении (15)
, получим:
|
,
|
(16)
|
Разрешим уравнение (16) относительно
:
Приведем уравнение (17) к каноническому виду квадратного уравнения:
|
.
|
(18)
|
Решение квадратного уравнения (18) имеет вид:
.
Знак
относится к генераторному режиму, знак
к двигательному режиму работы.
Номинальная расчетная частота вращения:
|
, .
|
(20)
|
Точка критического момента
:
Точка минимального момента
по данным схемы замещения не
рассчитывается. Минимальный момент обусловлен влиянием высших гармоник и
вытеснением тока в обмотке ротора. Данные факторы не учитываются Г-образной
схемой замещения.
Точка короткого замыкания
Момент при коротком замыкании
определяется по формуле (15), если в
ней положить
:
Расчеты по формулам (13), (14), (19) - (24) выполнить в среде MathCad.
Уравнение механической характеристики представляет собой зависимость
скольжения
(частоты вращения
) от момента
:
|
, Нм.
|
(25)
|
Энергомеханические характеристики представляю собой зависимость токов
статора и ротора
от скольжения
.
Ток
вычисляется по формуле:
|
, А.
|
(26)
|
Ток
является векторной суммой токов ротора
и тока намагничивания
. Модуль тока статора в этом случае
будет равен:
, А. (27)
где
- сдвиг по фазе тока ротора.
Механическую и энергомеханические характеристики в соответствии с
уравнениями (25) - (27) для двигательного режима работы построить на одном
графике в среде MathCad.
7. Выбор закона регулирования
в зависимости от заданной
характеристики момента нагрузки
В задании на курсовую работу (приложение 1) указана характеристика
момента нагрузки:
· постоянный момент нагрузки,
· нелинейно спадающий момент нагрузки,
· вентиляторный характер момента нагрузки.
В соответствии с вариантом задания момент нагрузки рассчитывается по
одной из следующих формул.
Постоянный момент нагрузки. В этом случае принимается, что момент
нагрузки равен номинальному моменту двигателя:
|
.
|
(28)
|
Нелинейно спадающий момент нагрузки:
где
- частота вращения ротора,
;
- коэффициент, определяющий крутизну
изменения момента нагрузки,
.
Момент вентиляторной нагрузки:
|
,
|
(30)
|
где
- момент холостого хода, Нм;
- коэффициент, определяющий крутизну
изменения момента нагрузки,
.
. Построение механических характеристик при выбранном законе
регулирования
При изменении частоты напряжения на статоре будут изменяться синхронная
частота вращения
, скольжение
и индуктивные сопротивления рассеивания статора и ротора
:
С учетом выражений (31), (33) уравнение (25) механической характеристики
запишется в виде:
Закон управления при постоянной нагрузке
При постоянном нагрузочном моменте
соотношение между напряжением и
частотой определяется законом
|
.
|
(35)
|
С учетом уравнения (35) формула (34) запишется в виде:
Механические характеристики асинхронного двигателя для двигательного
режима работы строятся по уравнениям (36), (32) в среде MathCad. Характеристики строятся на одном
графике для следующих значений частоты напряжения статора:
,
1.
,
2.
,
3.
,
4.
.
На том же графике строится уравнение момента нагрузки для следующего
случая:
5. момент нагрузки равен номинальному моменту двигателя
.
Закон управления при нелинейно спадающем моменте нагрузки
При нелинейно спадающем моменте нагрузки уравнение момента нагрузки имеет
вид (29):
|
.
|
(37)
|
В этом случае соотношение между напряжением и частотой определяется
законом
|
.
|
(38)
|
С учетом уравнения (38) формула (34) запишется в виде:
.
Механические характеристики асинхронного двигателя строятся по уравнениям
(39), (32) для двигательного режима работы в среде MathCad. Характеристики строятся на одном графике для
следующих значений частоты напряжения статора:
1.
,
2.
,
3.
,
4.
,
5.
,
На том же графике строится уравнение момента нагрузки для следующего
случая:
Закон управления при вентиляторном характере момента нагрузки
При вентиляторном характере момента нагрузки уравнение момента нагрузки
имеет вид (30):
|
.
|
(40)
|
В этом случае соотношение между напряжением и частотой определяется
законом
|
.
|
(41)
|
С учетом уравнения (41) формула (34) запишется в виде:
Механические характеристики асинхронного двигателя строятся по уравнениям
(42), (32) для двигательного режима работы в среде MathCad. Характеристики строятся на одном графике для следующих
значений частоты напряжения статора:
1.
,
2.
,
3.
,
4.
,
5.
,
На том же графике строится уравнение момента нагрузки для следующего
случая:
6. момент вентиляторной нагрузки
.
. Скалярное управление скоростью асинхронного двигателя
Система управления ПЧ-АД со скалярной
-компенсацией
Структурная схема системы управления со скалярной
-компенсацией приведена на рис. 3.
Рисунок 3 - Структурная схема частотного управления со скалярной
-компенсацией
Задатчик интенсивности
формирует кривую разгона двигателя. Сигналу задания
соответствует задание на частоту
. Функциональный преобразователь
формирует требуемую зависимость
между частотой и напряжением преобразователя, устанавливая один из законов
управления
.
При скалярной
-компенсации сигнал управления
является суммой сигнала
регулирования
и сигнала положительной обратной связи по току
:
|
.
|
(43)
|
где
- коэффициент положительной обратной связи по току;
- активное сопротивление обмоток
статора;
- сигнал, пропорциональный
действующим значениям токов
,
,
обмоток статора двигателя.
Сигнал управления
является входным сигналом для прямого координатного
преобразователя
, на выходе которого формируются три синусоидальных
напряжения управления
,
,
, сдвинутые друг относительно друга на угол
, с амплитудами, пропорциональными
напряжению управления. Сигналы
,
,
формируют фазные напряжения на выходе автономного инвертора
напряжения
.
Интенсивность
-компенсации зависит от параметров апериодического звена,
установленного в цепи положительной обратной связи по току:
|
.
|
(44)
|
где
- постоянная времени задержки контура тока, с.
На рис. 4 показана структурная схема модели скалярного управления
скоростью асинхронного двигателя с положительной обратной связью по току. Схема
реализована на блоках библиотек SimPowerSystem. Структурная схема модели содержит:
§
- автономный инвертор напряжения
(показан пунктиром);
§
- асинхронный короткозамкнутый
двигатель;
§
- блок, в котором создается вектор
выходных характеристик асинхронного двигателя;
§
- блоки, конвертирующие сигналы Simulink в эквивалентные сигнал источника
напряжения;
§
- блок для измерения напряжения;
§
- блок выделения из входного сигнала
амплитуды и фазы гармонических колебаний;
§
- блок, определяющий действующее
значение сигнала по амплитудному значению.
Задатчик интенсивности
выполнен на блоках
и
. Эти блоки формируют линейно
нарастающий сигнал изменении скорости:
.
где
- угловое ускорение, с-2;
задание на частоту вращения в
относительных единицах.
Рисунок 4 - Структурная схема модели асинхронного двигателя с учетом
механических и электромагнитных переходных процессов
Значение
задается в блоке
. Скорость окончания разгона задается
в блоке
. Верхний и нижний пределы
интегрирования должны соответствовать конечной скорости разгона
.
Формирование тока статора осуществляется по его проекциям на
ортогональные оси
. Проекция тока статора на ось
-
, на ось
-
. Поскольку оси
ортогональны, то амплитудное
значение тока статора:
|
.
|
(46)
|
Действующее значение тока статора:
|
.
|
(47)
|
Структурная схема модели, реализующая уравнения (46), (47) изображена на
рис. 5.
Рисунок 5 - Структурная схема модели, определяющей действующее значение
тока статора по его проекции на оси
Селектор
формирует проекции тока статора на ортогональные оси
,
. На выходе умножителей
,
вычисляется сумма квадратов проекций
тока статора. После извлечения квадратного корня (блок
) и деления на
(блок
) получаем действующее значение тока
статора
.
Передаточная функция апериодического звена
, установленного в цепи положительной
обратной связи по току, задается с помощью блока
.
Для работы с моделью необходимо задать:
§ параметры асинхронного двигателя (блок
),
§ параметры апериодического звена
(блок
),
§ задание на частоту вращения
(блок
).
§ задание на темп изменения скорости
(блок
).
§ момент статической нагрузки (блок
),
В блок
ввести следующие параметры асинхронного двигателя:
§
- номинальная мощность на валу, Вт;
§
- номинальное фазное напряжение, В;
§
- номинальная частота питающего
напряжения, Гц;
§
- активное сопротивление статора,
Ом;
§
- индуктивность рассеивания статора,
Гн;
§
- индуктивность рассеивания ротора,
Гн;
§
- индуктивность намагничивающего
контура, Гн;
§
- момент инерции двигателя, кГм2;
§
- момент трения, Нм;
§
- число полюсов.
При введении данных в цепи управления необходимо помнить, что управление
сформировано в относительных
единицах.
В блок
вводятся параметры апериодического звена
, формула (44):
§
;
§
- приведение сигнала
-компенсации, к системе относительных
единиц;
§
с.
В блоке
вводится верхнее ограничение
и нижнее ограничение
, что соответствует разгону двигателя
до частоты вращения ротора
.
Темп изменения скорости определяется величиной
. Ее значение
задается в блоке
.
В блоке
вводятся:
· время появления момента нагрузки
с,
· начальное значение момента нагрузки
(пуск двигателя производится без
нагрузки),
· конечное значение момента нагрузки
.
Время моделирования, в первом приближении, принять равным
с.
Выполнить моделирование, вывести графики изменения частоты вращения
и электромагнитного момента
.
Определить статическую ошибку регулирования скорости.
|
.
|
(48)
|
Проанализировать графики
и
, сделать выводы.
Система управления ПЧ-АД при скалярном управлении с отрицательной
обратной связью по скорости
Функциональная схема системы АИН-АД с отрицательной обратной связью по
скорости приведена на рис. 6.
Рисунок 6 - Система АИН-АД с отрицательной обратной связью по скорости
В системе регулирования (рис. 6) питание асинхронного двигателя
осуществляется от инвертора напряжения
. Управляющим воздействием является
частота
. Задание на напряжение формируется
функциональным преобразователем
. Его передаточная функция зависит от выбранного закона
регулирования напряжения в функции частоты.
Характер изменения скорости определяется параметрами задатчика
интенсивности
.
Система регулирования (рис. 6) относится к классу систем с полузамкнутым
управлением. Сигнал задания частоты складывается из двух сигналов: собственно
сигнала задания частоты
и корректирующего сигнала
, являющегося выходом регулятора
скорости.
В быстро протекающих процессах действует сигнал управления заданной
частоты
, что соответствует разомкнутому
управлению. В медленных процессах действует обратная связь по угловой скорости,
что соответствует замкнутому управлению.
Сигнал корректирующей частоты определяется по выражению:
|
.
|
(49)
|
На рис. 7 показана структурная схема модели скалярного управления
скоростью асинхронного двигателя с отрицательной обратной связью по скорости.
Схема реализована на блоках библиотек SimPowerSystem.
Рисунок 7 - Структурная схема модели скалярного управления скоростью
асинхронного двигателя с отрицательной обратной связью по скорости
Схема модели аналогична схеме, описанной в разделе 1. Отличительные
особенности схемы модели рис. 7:
§ отсутствуют блоки, формирующие положительную обратную связь по току,
§ отрицательная обратная связь по скорости с узлами суммирования и
регулятором скорости (блок
).
Для работы с моделью необходимо задать:
§ параметры асинхронного двигателя (блок
),
§ задание на частоту вращения
(блок
),
§ задание на темп изменения скорости
(блок
),
§ момент статической нагрузки (блок
),
§ передаточную функцию регулятора скорости
.
Задание параметров асинхронного двигателя (блок
), частоты вращения
(блок
), темпа изменения скорости
(блок
), момента статической нагрузки (блок
) производится аналогично разделу
9.1.
П-регулятор скорости
Коэффициент усиления регулятора скорости:
|
,
|
(50)
|
где
- число полюсов;
- синхронная частота вращения
ротора, с-1;
- критическое скольжение;
- суммарная малая постоянная времени
контура скорости, с;
с - постоянная времени запаздывания инвертора напряжения;
- электромагнитная постоянная
времени обмоток статора и ротора, с;
Вс - коэффициент передачи инвертора;
- коэффициент передачи цепи обратной
связи по скорости;
- критический момент, Нм.
Время моделирования, в первом приближении, принять равным
с.
Выполнить моделирование, вывести графики изменения частоты вращения
и электромагнитного момента
.
Определить статическую ошибку регулирования скорости
.
Проанализировать графики
и
, сделать выводы.
ПИ-регулятор скорости
В структурной схеме модели (рис. 6.5) П-регулятор скорости (блок
) заменить ПИ-регулятором скорости с
передаточной функцией:
|
,
|
(51)
|
где
- суммарная малая постоянная времени контура скорости, с.
Время моделирования, в первом приближении, принять равным
с.
Выполнить моделирование, вывести графики изменения частоты вращения
и электромагнитного момента
.
Определить статическую ошибку регулирования скорости
.
Проанализировать графики
и
, сделать выводы.
Литература
. Башарин А.В. Управление электроприводами: учеб. пособие для
студ. вузов /А.В. Башарин, В.А. Новиков, Г.Г. Соколовский, Л.: Энергоатомиздат,
Ленингр. отд-ние, 1982.-392 с.
. Браславский И.Я. Энергосберегающий асинхронный
электропривод: учеб. пособие для студ. вузов /И.Я. Браславский, 3.Ш. Ишматов,
В, Н. Поляков; под ред. И.Я. Браславского. М,: Издательский центр
"Академия", 2004.-256 с.
. Вешеневский С.Н. Характеристики двигателей в электроприводе
/С.Н. Вешеневский, М.: Энергия, 1966.-400 с.
. Зворыкин В.Б. Системы управления электроприводами. Модуль
2: Системы подчиненного управления. Учеб. пособие. - Днепропетровск: НМетАУ,
2008.-68 с.
. Зворыкин В.Б. Электропривод переменного тока. Учеб.
пособие.- Днепропетровск: НМетАУ, 2014.- 138 с.
. Поздеев А.Д Электромагнитные и электромеханические процессы
в частотно-регулируемых асинхронных электроприводах /А.Д. Поздеев. Чебоксары:
Изд-во Чуваш. ун-та, 1998.-172 с.
. Сабинин Ю.А. Частотно-регулируемые асинхронные
электроприводы /Ю.А Сабинин, В.Л. Грузов. Л.: Энергоатомиздат, Ленинг. отд-ние,
1985.-128 с.
. Системы подчиненного регулирования электроприводов
переменного тока с вентильными преобразователями /О.В. Слежановский, Л.Х.
Дацковский, И.С. Кузнецов, Е.Д. Лебедев и др. М,: Энергоатомиздат, 1983.-256 с.
. Соколовский Г.Г. Электроприводы переменного тока с
частотным управлением. /Г.Г. Соколовский. - М,: Издательский центр
"Академия", 2006.-264 с.
. Чернышев А.Ю. Электропривод переменного тока: учебное
пособие /А.Ю. Чернышев, Ю.Н. Дементьев, И.А. Чернышев. - Томск: Изд-во Томского
политехнического университета, 2011.-213 с.
. Цифровые электроприводы с транзисторными преобразователями
/С.Г. Герман-Галкин, В.Д. Лебедев, Б.А. Марков, Н.Г.Чичерин. Л.:
Энергоатомиздат, Ленингр. отд-ние, 1986.-248 с.
. Шрейнер Р. Т. Математическое моделирование электроприводов
переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты /Р.Т. Шрейнер.
Екатеринбург: УРО РАН, 2000.-654 с.
. Шубенко В.А. Тиристорный асинхронный электропривод с
фазовым управлением / В.А. Шубенко, И.Я. Браславский. М,: Энергия, 1972.-200 с.
Приложение
Варианты заданий к курсовой работе