Совершенствование системы материально-технического снабжения ООО 'OBI'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    356,85 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование системы материально-технического снабжения ООО 'OBI'

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты материальных ресурсов на предприятии

.1 Понятие материальных ресурсов

.2 Место материальных ресурсов в системе предприятия

Глава 2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов на предприятии

.1 Краткая характеристика компании

.2 Анализ основных экономических показателей предприятия

.3 Оценка показателей использования материальных ресурсов на предприятии

Глава 3. Способы совершенствования процесса использования материальных ресурсов на предприятии

.1 Анализ стратегических возможностей предприятия

.2 Рекомендации для совершенствования использования материальных ресурсов предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.

Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением большего количества материалов и энергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).

Материальные затраты имеют наибольший удельный вес в текущих затратах на производство в большинстве отраслей производственной сферы. От того, как на предприятии осуществляется процесс материально-технического снабжения и контроль за соблюдением режима экономии, зависят наиболее важные показатели работы предприятия - объем производства, его рентабельность, а также финансовое состояние и ликвидность.

В этом и заключается актуальность курсовой работы.

Цель работы - проанализировать и рассмотреть состояние и эффективность использования материальных ресурсов на предприятии.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

-       изучить теоретические основы анализа эффективности использования материальных ресурсов на предприятии;

-       провести анализ использования материальных ресурсов исследуемого объекта.

Объектом исследования является ООО «OBI», а предметом - материальные ресурсы, анализ их использования.

Теоретической основой написания курсовой работы послужили методологические и практические труды отечественных и зарубежных авторов. Среди них: Воронов Т.Д., Соболевская М.Г., Гаврилов С.М., Дж. Блейк. При написании курсовой работы использовались следующие методы: сравнительный анализ.

затраты прибыль экономия

Глава 1. Теоретические аспекты материальных ресурсов на предприятии

.1 Понятие материальных ресурсов

Основные затраты - это расходы, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции, выполнением работ или оказанием услуг (материалы, заработная плата рабочих и т.п.), а накладные затраты - это расходы по управлению и обслуживанию производственного процесса. Как правило, основные затраты учитываются на счетах учета производственных затрат (20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства” и т.п.), а накладные - на счетах 25 “Общепроизводственные расходы” и 26 “Общехозяйственные расходы”.

В производстве, которое осуществляется по индивидуальным проектам и при котором возникает необходимость отнесения на накладные расходы большого количества различных видов затрат, существенно затрудняется определение эффективности и рациональности произведенных расходов. В этом случае в ряде отраслей и производств применяются нормы накладных расходов. Нормирование этого вида затрат, во-первых, унифицирует их учет, а во-вторых, делает процесс определения эффективности производственной деятельности предельно простым - затраты сверх норм относятся на убытки, а положительная разница между нормативной величиной и фактическими расходами составляет прибыль от уменьшения накладных расходов. Поэтому в том случае, когда такие нормы установлены, бухгалтерские работники не только должны знать о них, но и регулярно соотносить данные бухгалтерского учета с нормативными величинами. Своевременное обобщение подобной информации способно обеспечить оперативное принятие правильных управленческих решений. А именно это и является основной задачей бухгалтерского учета.

Материальные затраты могут относиться не только к 1-4 калькуляционным статьям, но и входить в состав затрат, учитываемых в 8-13 статьях; по калькуляционным статьям 5, 6, 7 учитываются соответственно заработная плата и начисления на нее только производственных рабочих, в то время как в элементы затрат “Затраты на оплату труда” и “Отчисления на социальное страхование” входят соответствующие затраты аппарата управления; амортизационные отчисления могут входить в состав калькуляционных статей 8-10 и 13. [5; c. 174]

Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость. Под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и др.), включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов.

В группировке затрат по статьям прямые расходы, как правило, подразделяются по элементам, а косвенные - образуют комплексные статьи (состоят из затрат, включающих несколько элементов), различающиеся по их функциональной роли в производственном процессе.

Иногда эту классификацию путают с классификацией по экономической роли в процессе производства. Общее здесь то, что большая часть прямых затрат является одновременно основными. Разница же состоит в том, что данная классификация предполагает распределение накладных или аналогичных затрат между различными видами производств или различными видами продукции. [11; c.78]

В данном случае классификация имеет весьма серьезное практическое значение: неправильное (или недостаточно обоснованное) отнесение затрат к прямым может стать причиной искажения себестоимости продукции и, как следствие, применения к организации финансовых санкций при очередной налоговой проверке. Такой же результат возможен в случае, если база для распределения выбрана неправильно. Как правило, базой для расчета является размер прямых расходов. В качестве базы для распределения (или определения нормативного размера) накладных расходов принимаются суммы начисленной заработной платы основных производственных рабочих, время работы основного оборудования или другой фактор.

В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производств, а также отраслевых особенностей организации производства, от применяемых технологических схем и принятой в организации системы счетоводства, могут применяться различные методы учета затрат.

Наиболее часто используются следующие методы: простой, нормативный, попередельный и позаказный.

Простой метод. Применяется на предприятиях и в организациях с несложным технологическим процессом, коротким производственным циклом и при отсутствии остатков незавершенного производства на конец отчетного периода. Последнее обстоятельство обусловлено тем, что калькулирование себестоимости предполагает определение полной себестоимости не только всей выпущенной продукции, но и каждой единицы. Поэтому идеальными условиями для применения простого метода являются такие, при которых производственный цикл заканчивается до окончания рабочего дня, а сдача готовой продукции на склад осуществляется либо в этот же день, либо в начале следующего. Простой метод целесообразно применять на предприятиях с ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции и с невысоким удельным весом материальных затрат, Приложение 1, (так как большой расход материалов предполагает и значительные сроки их обработки). При использовании этого метода все затраты относятся непосредственно на счета учета затрат (как правило, счет 20) и списываются на счета реализации (счет 46).

Нормативный метод. Важнейшими элементами нормативного метода являются своевременное выявление отклонений от норм и учет изменений норм. Нормативный метод учета издержек производства позволяет своевременно выявлять и устанавливать причины отклонения фактических расходов от действующих норм основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление. Действующими называются обусловленные технологическим процессом нормы, по которым производится отпуск сырья и материалов на рабочие места и оплата выполненных работ. Отклонением от норм считается как экономия, так и дополнительный расход сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат (в том числе вызванные заменой сырья и материалов, оплатой работ, не предусмотренных технологическим процессом, доплатами за отступление от нормальных условий работы и т.п.). При нормативном методе должен быть организован систематический учет изменений действующих норм расхода сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат.

Попередельный метод. Попередельный метод учета применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, при которой преобладают физико-химические и термические производственные процессы с превращением сырья в готовую продукцию в условиях непрерывного и, как правило, краткого технологического процесса или ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные переделы (фазы, стадии) производства (например, в химической и металлургической отраслях промышленности, ряде отраслей лесной, легкой и пищевой промышленности и др.). Попередельный метод учета применяется также в производствах с комплексным использованием сырья. [1; c.349]

Позаказный метод. Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий (главным образом в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности), а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и т.п. работ. При позаказном методе затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива и энергии - по отдельным группам. По изделиям, на которые не требуется составления развернутых отчетных калькуляций, учет затрат может осуществляться только по статьям расходов без расшифровки материалов по группам. Вся первичная документация составляется с обязательным указанием номеров (шифров) заказов. При сдаче продукции (изделий) заказчику или на склад частями до окончания заказа в целом сдаваемая продукция (изделия) оценивается по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетом изменений в их конструкции, технологии и условий производства. В целях обеспечения правильности отнесения затрат при позаказном методе должен быть организован надлежащий контроль за правильной выпиской первичных документов в соответствии с нормативно-технической документацией.

.2 Место материальных ресурсов в системе предприятия

Материальные ресурсы в системе предприятия - это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ. [17; 349]

Материальные ресурсы - это ресурсный потенциал, позволяющий осуществить производство продукции, оказание услуг и выполнение работ.

Материальные затраты обладают учетными функциями, являются элементом себестоимости, регулируют величину налогооблагаемой прибыли и доходность.

Материальные ресурсы переходят в материальные затраты, которые представляют собой совокупность материальных ресурсов, используемых в процессе производства. Снижение материалоемкости продукции является важнейшим направлением улучшения работы, так как экономное расходование всех видов ресурсов обеспечивает рост производства и снижение себестоимости.

Задачами анализа использования материальных ресурсов являются [3; c.239]:

-       определение уровня обеспеченности хозяйствующего субъекта необходимыми материальными ресурсами по видам, сортам, маркам, качеству и срокам поставок;

-       анализ уровня материалоемкости продукции в динамике;

-       изучение действия отдельных факторов на изменение уровня материалоемкости продукции;

-       выявление потерь вследствие вынужденных замен материалов, а также простоев оборудования и рабочих из-за отсутствия материалов;

-       оценка влияния организации материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимость продукции;

-       выявление неиспользованных возможностей (внутрихозяйственных резервов) снижения материальных затрат и их влияние на объем производства.

Всемерное улучшение использования материальных ресурсов - одна из важнейших задач предприятий. Чем лучше используются сырье, топливо, вспомогательные материалы, тем меньше их расходуется для выработки определенного количества продукции, тем самым создается возможность увеличить объем производства промышленной продукции (рисунок 1).

Необходимость систематического выявления и мобилизации резервов снижения материальных затрат и материалоемкости продукции предусматривает применение в анализе системы показателей, всесторонне характеризующей эффективность использования материальных ресурсов и позволяющей планировать, учитывать и анализировать результаты работы предприятий, объединений и отраслей промышленности в области снижения материалоёмкости продукции.

Рис. 1 Пути улучшения обеспеченности материальными ресурсами

Изыскание внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов составляет содержание экономического анализа, который предполагает следующие этапы [14; c.139]:

. Оценка качества планов материально-технического снабжения и анализ их выполнения;

. Оценка потребности предприятия в материальных ресурсах;

. Оценка эффективности использования материальных ресурсов;

. Факторный анализ общей материалоемкости продукции;

. Оценка влияния стоимости материальных ресурсов на объем производства продукции.

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

К обобщающим показателям относятся материалоемкость; материалоотдача; коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат; удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции; коэффициент использования материалов.

Материалоемкость продукции представляет собой величину затрат материальных ресурсов на производство единицы продукции или работ. Это определение в самом общем виде характерно для любого уровня управления.

Материалоемкость товарной продукции является обобщающим стоимостным показателем и представляет величину материальных затрат на один рубль товарной продукции предприятия, объединения, подотрасли, отрасли:

МЕ = МЗ / ВП,

где МЕ - материалоемкость продукции;

МЗ - материальные затраты на производство продукции;

ВП - стоимость произведенной продукции.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потреблённых материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.):

МО = ВП / МЗ

Коэффициент соотношения темпов роста объемов производства и материальных затрат определяется отношением индекса валовой или товарной продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы её роста. [2; c. 97]

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объём выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами.

Повышение эффективности использования материальных ресурсов обусловливает сокращение материальных затрат на производство продукции, снижение ее себестоимости и рост прибыли.

Глава 2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов на предприятии

2.1 Краткая характеристика компании

Первый магазин OBI был открыт в 1970 году в Германии. В магазине работали всего 12 служащих, а его площадь составляла 870 м2. Основатели компании Эмиль Люкс и Манфред Маус выбрали для магазина новый для того времени формат DIY, который позволил собрать все товары для ремонта, обустройства дома и садоводства под одной крышей.

Общество с ограниченной ответственностью «OBI» является хозяйственным обществом и создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». В своей деятельности общество руководствуется действующим законодательством, Гражданским кодексом РФ, Уставом, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».аббревиатура английского выражения Do it yourself («Сделай сам»).

Первый магазин OBI был открыт в 1970 году в Германии. В магазине работали всего 12 служащих, а его площадь составляла 870 м2. Основатели компании Эмиль Люкс и Манфред Маус выбрали для магазина новый для того времени формат DIY, который позволил собрать все товары для ремонта, обустройства дома и садоводства под одной крышей.в мире

За пределами Германии первый магазин ОБИ был открыт в Италии в 1994 году.

На данный момент в 10 странах Центральной и Восточной Европы работают более 630 гипермаркетов ОБИ. Свыше 42 000 сотрудников компании ежедневно помогают покупателям, вдохновляя их на воплощение идей по благоустройству дома, дачи и сада, дают профессиональные рекомендации по ремонту и строительству.

В России на сегодняшний момент работают 14 гипермаркетов компании. В них предлагается большой ассортимент товаров по умеренным ценам, что делает их популярными среди рядовых россиян, которым необходимо приобрести несколько товаров в одном месте по приемлемой цене.

В настоящее время ОБИ занимает лидирующие позиции в Европе в секторе DIY.

.2 Анализ основных экономических показателей предприятия

В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса большое значение отдается анализу объема производства и реализации продукции, который определяет объем продаж. [4; c.128] Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Таблица 1 Анализ производства продукции

Показатель

Объем, тыс. руб.

Отклонение план. выпуска от прошлого года

Отклонение фактического выпуска продукции


2012

2013

2014


От плана

От прошлого года





тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Валовый оборот

16980

15168

18108

-1812

89,33

2940

119,38

1128

106,64

Внутренний оборот

1698

1563,2

1904

-134,8

92,06

340,8

121,8

206

112,13

Изменение остатков незавершенного производства

125

92

138,6

-33

73,6

46,6

150,65

13,6

110,88


Таким образом, в течение анализируемого периода наблюдается рост производства продукции. Причем, фактический выпуск превышает запланированный - это благоприятный момент в жизнедеятельности предприятия. Фактический валовый оборот в 2014 году больше на 6,64%, чем объем, произведенный в 2013 году. Опасение вызывает увеличение остатков незавершенного производства.

Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят [9; c.88]:

коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП10 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:

Крит. = VВП10 : VВП0

Крит = 15168/15168=1

Производство ритмичное.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,

где РП - объем реализованной продукции;

ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции за период.

РП2013 = 16980-125= 16855 тыс. руб.

РП2014 = 18108-138,6 = 17969,4 тыс. руб.

Итак, очевидно, что объем реализации продукции растет прямо пропорционально ее производству.

Анализ эффективности использования основных средств представим в (таблице 2).

Таблица 2 - Анализ эффективности использования основных средств

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Отклонение факта от прошлого года

Отклонение факта от плана





тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Среднегодовая стоимость ОС, тыс. руб.

11890

10160

12211,2

321,2

2,7

2051,2

20,19

производственных

5936

5360

6201

265

4,5

841

15,7

доля активной части, %

35

48

54,9

19,9

-

6,9

-

Фондоотдача, руб./руб.

1,43

1,49

1,48

0,05

3,5

-0,01

-0,7

Фондоемкость руб. /руб.

0,7

0,67

0,67

-0,03

-4,3

-

0

Фондовооруженность руб./чел.

12,87

14,64

15,78

2,91

22,6

1,14

7,8


Итак, анализ эффективности использования основных средств показал, что среднегодовая стоимость их увеличивается - на 2,7% по сравнению с прошлым годом и на 20,19% по сравнению с планом. Растет также доля активной части основных фондов.

Фондоотдача в динамике имеет тенденцию к увеличению и в 2014 году она равна 1,48руб/руб. (рост на 3,5%), но это на 0,7% от запланированной величины. Фондоемкость, соответственно, уменьшается на 4,3%. Фондовооруженность в течение анализируемого периода увеличилась с 12,87 руб./чел. до 15,78 руб./чел.

Эффективность использования оборотного капитала характеризуется следующей системой экономических показателей [10; c.3]:

-       Коэффициент оборачиваемости. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов и т. д.) до выхода и реализации готовой продукции. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается по формуле:

 

где  - коэффициент оборачиваемости (в оборотах);

- выручка от реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.);

СО - средняя величина оборотного капитала (тыс. руб.).

Используя данные бухгалтерской отчетности, этот показатель можно рассчитать по формуле:

 

Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за определенный период времени, и характеризует объем реализованной продукции на 1 руб., вложенный в оборотные средства.

Длительность одного оборота показывает продолжительность одного оборота в днях:

 

где Дл - длительность периода обращения оборотного капитала (в днях);

Т - отчетный период (в днях).

Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств. Особенность этого показателя по сравнению с коэффициентом оборачиваемости в том, что он не зависит от продолжительности того периода, за который был исчислен.

Коэффициент закрепления оборотных средств - обратный коэффициент оборачиваемости:

 

Его экономический смысл состоит в том, что он характеризует сумму среднего остатка оборотного капитала, приходящуюся на один рубль выручки от реализации.

При оценке эффективности использования оборотных средств может быть использован показатель отдачи оборотных средств (оборотного капитала): 


где Котд - коэффициент отдачи оборотных средств;

Прреал - прибыль от реализации продукции. [7; c. 327]

Результат анализа эффективности использования оборотных средств представим в таблице 3.

Таблица 3 Анализ эффективности использования оборотных средств

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Отклонение факта от прошлого года

Отклонение факта от плана

Величина оборотных средств, тыс. руб.

10250

9196,8

16007,4

5757,4

56,17%

6810,6

74,1%

Коэффициент оборачиваемости

1,12

1,29

0,89

-0,23

-20,5%

-0,4

-31%

Длительность одного оборота, дни

243

210

304

61

25%

94

44,8%

Коэффициент закрепления оборотных средств

0,9

0,78

1,13

0,23

25,6

0,35

44,9

Коэффициент отдачи оборотных средств

0,16

0,38

0,17

0,01

6,25

-0,21

-55,3


Итак, анализ эффективности использования оборотных средств показал, что величина оборотных средств к 2014 увеличивается на 56,17% по сравнению с прошлым годом. Коэффициент оборачиваемости в 2014 году снижается до 0,89, что является неблагоприятным моментом в деятельности предприятия. Соответственно, длительность одного оборота увеличивается до 61 дня по сравнению с 2013 годом. Сумма среднего остатка оборотного капитала, приходящуюся на один рубль выручки от реализации, в динамике увеличивается. Об этом свидетельствует рост коэффициента закрепления оборотных средств (на 25,6%).

Анализа эффективности использования материальных ресурсов представим в таблице 4.

Величина материальных затрат на один рубль произведенной продукции предприятия растет, о чем свидетельствует увеличение материалоемкости с 0,58 руб/руб. до 0,63 руб/руб.. Удельный вес материальных затрат в полной себестоимости увеличился к 2014 году на 19,6%. Положительным моментом является рост прибыли на 1 руб. материальных затрат, хотя он меньше запланированного на 43% и составляет 0,24 % вместо 0,42 %.

Таблица 4 Анализ эффективности использования материальных ресурсов

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Отклонение факта от прошлого года

Отклонение факта от плана





Коэф.

%

Коэф.

%

Материалоемкость, руб/руб

0,58

0,55

0,63

0,05

8,6

0,08

14,5

Материалоотдача, руб/руб

1,74

1,81

1,58

-0,16

-9,2

-0,23

-12,7

Уд.вес МЗ в полной с/с, %

104,6

109,1

130,5

25,9

24,4

21,4

19,6

Прибыль на 1 руб. МЗ

0,16

0,42

0,24

0,08

50

-0,18

-43


Для оценки уровня интенсивности использования персонала необходимо использовать такой показатель, как среднегодовая выработка продукции одним работником. Ее можно представить в виде произведения следующих факторов [6; c.128]:

Вср = Уд * Р *ЧВ,

где Вср - среднегодовая выработка одного работника;

Уд - удельный вес рабочих в общей численности персонала;

Р - отработано рабочими чел./час.

ЧВ - среднечасовая выработка.

Таблица 5 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Отклонение факта от прошлого года

Отклонение факта от плана

Среднесписочная численность предприятия, чел.

924

694

774

-150

-16,2%

80

11,5%

0,45

0,47

0,48

0,03

-

0,01

-

Отработано рабочими чел./час.

124878

94534,4

103220,1

-21657,9

-17,3%

8685,7

9,2%

Среднегодовая выработка, тыс. руб./чел.

2978,34

2754,73

3517,74

539,4

18%

763,01

27,7%

ФОТ

6600

6480

5270,4

-1329,6

-20,1%

-1209,6

-18,7%

Нормативный прирост ФОТ, %

35

28

31,5

-3,5

-

3,5

-


Проведенный анализ эффективности использования трудовых ресурсов показал, что происходит увеличение среднегодовой выработки на 18% по сравнению с 2013 годом. Величина ФОТ уменьшается на 1329,6 тыс. руб. Это вызвано сокращением ССЧ в 2014 году на 150 человек, но нормативный прирост ФОТ сократился на 3,5%.

Себестоимость продукции - важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. Полная себестоимость валовой продукции = Производственная с/с + Коммерческие расходы

Общий анализ себестоимости валовой продукции представлен в таблице 6.

Таблица 6 Анализ себестоимости валовой продукции

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Отклонение факта от прошлого года

Отклонение факта от плана

Производственная с/с

9170

7484,8

8500,5

-669,5

-7,9%

1015,7

13,6%

Коммерческие расходы

183,4

179,63

306,02

122,62

66,9%

126,39

70,4%

Полная с/с

9353,4

7664,43

8806,52

-546,9

-5,8%

1142,09

15%


Себестоимость (и производственная, и полная) валовой продукции к 2014 году уменьшилась на 669,5 тыс. руб. и 546,9 тыс. руб. соответственно. Но наблюдается рост коммерческих расходов - в 2014 году факт превысил план на 70,4%.

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль произведенной продукции, который определяется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции к общему объему товарной продукции.[19; c.132]

Зпп = с/сп.п. / ПП,

Где с/ст.п - общая сумма затрат на производство произведенной продукции;

ТП - общий объем произведенной продукции.

год: Зт.п. = 9353,4 / 16980 = 0,55;

год: Зт.п. = 8806,52 / 18108 = 0,49.

Очевидно, что уровень затрат на 1 рубль валовой продукции уменьшился в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 0,06 и равен 0,49.

Прибыль или убыток предприятия является главным показателем, отражающим финансовый результат, слагаемый из совокупности доходов и расходов, возникающих в результате осуществления хозяйственных операций.

Таблица 7 Анализ прибыли и рентабельности

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Отклонение факта от прошлого года

Отклонение факта от плана

Балансовая прибыль, тыс. руб.

2145

4423,2

3816,9

1671,9

78%

-606,3

-13,7%

Прибыль от реализации, тыс. руб.

1590

3472

2718,9

1128,9

71%

-753,1

-22%

Рентабельность производства, %

14

29

19

5

-

-10

-

Рентабельность продаж, %

16

42

24

8

-

-18

-


Проведенный анализ прибыли показал, что за анализируемый период данное предприятие является прибыльным. Балансовая прибыль и прибыль от реализации ежегодно увеличиваются и к 2014 году равны соответственно 3816,9 тыс. руб. и 2718,9 тыс. руб.

Показатели рентабельности характеризуют уровень прибыльности (убыточности) производственной деятельности предприятия.

Рассчитаем следующие показатели рентабельности [15; c.113]:

) Rпродаж = Пр / Выручка * 100%       

) Rпроиз-ва = Пр / с/с * 100% 

Анализ рентабельности показал, что данные показатели за анализируемый период увеличиваются, но все равно они довольно низкие - фактические показатели существенно ниже плановых.

.3 Оценка показателей использования материальных ресурсов на предприятии

Проведем оценку показателей эффективности использования материальных ресурсов ООО «OBI». В таблице 8 представлены исходные данные для анализа материальных затрат.

Исходные данные для оценки материальных ресурсов ООО «OBI» за 2013-2014 гг.

Таблица 8

Показатель

Год

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %


2013

2014



Материальные затраты, тыс. руб.

187203

200304

13101

7

Стоимость всей продукции, тыс. руб.

417262

450938

33676

8,07

Себестоимость продукции, тыс. руб.

344179

380278

36099

10,49

Чистая прибыль, тыс. руб.

159263

169162

9899

6,22


Материальные затраты на ООО «OBI» ежегодно имеют тенденцию к увеличению, и в 2014 году они равны 200304 тыс. руб. Оставшиеся показатели в данной таблице имеют аналогичную динамику. Это свидетельствует о том, что ООО «OBI» наращивает объемы производства. Представим наглядно данные показатели на рисунке 2.

Анализ эффективности использования материальных ресурсов представим в виде таблицы 9.

Рис. 1   Динамика показателей, характеризующих эффективность использования материальных ресурсов

Таблица 9 Анализ эффективности использования материальных ресурсов ООО «OBI» за 2013-2014 гг.

Показатель

Год

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %


2013

2014



Материалоемкость

0,49

0,44

-0,05

-10,2

Материалоотдача

2,29

2,25

-0,04

-1,7

Уд.вес мат.затрат в с/б

0,54

0,53

-0,01

-1,9

Коэффициент мат.затрат

0,38

0,46

0,08

21

Прибыль на 1 рубль материальных затрат

0,85

0,84

-0,01

-1,2


Материалоемкость продукции имеет тенденцию к понижению за анализируемый период, и к 2014 году она равна 0,44. Это является положительным моментом в деятельности ООО «OBI», т.к. величина затрат материальных ресурсов на производство единицы продукции уменьшается.

Материалоотдача уменьшается - к 2014 году меньше на 1,7%. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции практически не изменился за анализируемый период (0,53). Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции, соответственно, изменений не произошло.

Коэффициент материальных затрат сначала увеличился до 0,46. На ООО «OBI» наблюдается перерасход материальных ресурсов на производство продукции. То, что данный коэффициент увеличивается, является неблагоприятным моментом в деятельности предприятия.

Прибыль на рубль материальных затрат - это наиболее обобщающий показатель эффективности использования материальных ресурсов. [18; c.217] Данный показатель практически не изменился, и к 2014 году равен 0,84.

Таким образом, повышение эффективности использования материальных ресурсов обусловливает сокращение материальных затрат на производство продукции, снижение ее себестоимости и рост прибыли.

Определим влияние факторов (выручка от реализации продукции и средняя величина оборотного капитала) на коэффициент оборачиваемости в 2013 - 2014 годах, используя метод цепных подстановок.

 оборотов;

 оборотов;

оборотов;


Увеличение выручки от реализации продукции влечет за собой увеличение коэффициента оборачиваемости на 0,74.

Влияние средней величины оборотного капитала на коэффициент оборачиваемости:

Общее влияние факторов (выручка от реализации продукции и средняя величина оборотного капитала) на коэффициент оборачиваемости оборотных средств отрицательно.

С помощью интегрального метода можно определить влияние показателей среднегодовой стоимости оборотного капитала и коэффициента оборачиваемости на величину выручки от реализации продукции.


Влияние среднегодовой стоимости оборотного капитала на величину выручки от реализации продукции вычисляется:

 тыс. руб.

Влияние коэффициента оборачиваемости на величину выручки от реализации продукции определяется следующим образом:

тыс. руб.

Из-за отрицательного влияния коэффициента оборачиваемости на величину выручки от реализации продукции, ее увеличение замедляется.

Изучим влияние показателей средней величины оборотного капитала и коэффициента оборачиваемости оборотных средств на величину выручки от реализации продукции, используя метод абсолютных разниц.


В 2014 году по сравнению с аналогичным периодом 2013 года выручка от реализации уменьшилась. Это обусловлено уменьшением коэффициента оборачиваемости оборотных средств, что повлекло изменение выручки на 62352,91 тыс. рублей. Положительное влияние на величину выручки оказал рост величины оборотных активов: на 95603,72 тыс. рублей. Таким образом, можно сделать вывод, что уменьшение коэффициента оборачиваемости оборотного капитала отрицательно влияет на величину выручки.

Проведя анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов ООО «OBI», можно сказать, что уровень его использования довольно высокий.

Глава 3. Способы совершенствования процесса использования материальных ресурсов на предприятии

3.1 Анализ стратегических возможностей предприятия

Центральное место в системе целей компании занимают стратегические цели инвестора. Нечетко поставленные цели впоследствии приводят к выбору неправильных средств их достижения. В тоже время, в условиях динамичной внешней среды, согласованные цели не являются раз и навсегда утвержденными, они могут меняться согласно требованиям окружения. В этом заключается гибкость системы - важное и неотъемлемое свойство успешной организации в современных условиях.

В 70-е годы прошлого века были разработаны так называемые базовые корпоративные стратегии: стратегии роста, стратегии стабилизации, стратегии защиты. Все остальные стратегии выступают как подтипы базовых. Соответственно этим стратегиям можно выделить цели роста, цели стабилизации и цели защиты. В рамках базовых стратегий компания выбирает определенный эталон и подтип согласно целям развития, а также соответствующее поведение на рынке.

Все стратегические решения укрупненно можно разделить на следующие направления: сокращение бизнеса, оставить все как есть, без изменения, реструктуризация, выбрать внутренний или внешний рост, либо перейти на международный уровень.

Гипотеза исследования с целью разработки корпоративной стратегии выступает как ориентир для определения главного направления анализа. Её формулированию должно предшествовать выявление явных (ключевых) внутренних проблем и ограничений роста компании. анализ предприятия поможет нам собрать информацию и выявить наиболее актуальные на данный момент проблемы- симптомы, затем - причины выявленных проблем, желаемое состояние в будущем - результаты, а также мероприятия и ресурсы, которые необходимы для преодоления проблемных ситуаций и перехода в будущее состояние. Проблемы характеризуются симптомами, желаемое состояние - результатом и эффектом, мероприятия и ресурсы выступают инструментом перехода из одного состояния в другое. [13; c.127]

Для анализа необходимо выявить и рассмотреть от 5 до 10 наиболее весомых факторов, способных повлиять на развитие компании. Экспертами составляется таблица, в которой сопоставляются проблемы и причины их возникновения, результаты и эффекты от проведения работ и необходимые ресурсы.

Для примера рассмотрим ООО «OBI» - крупное машиностроительное предприятие, показывающее рост выручки в 2013 г. 27%, в 2014 г. 29% к предыдущему году на фоне роста износа оборудования и нестабильного финансового положения. Результаты анализа сведены в Приложении 2.

На основании SCORE-анализа установим причинно-следственные связи - выявим наиболее значимые (ключевые) для развития компании проблемы, способные оказать влияние на достижение генеральной цели и реализацию стратегических приоритетов собственников (Приложение 3).

Как видно из анализа установленных причинно-следственных связей, главной проблемой развития компании является низкая инновационная и инвестиционная активность, а также её неустойчивое финансовое положение. Далее построим «дерево проблем» (рис. 3).

Как следует из анализа, у предприятия присутствуют проблемы развития, связанные с внутренними ограничениями: высоким износом оборудования, устаревшими технологиями и техпроцессами, нехваткой производственных мощностей и отсутствием возможности произвести полное техническое перевооружение завода в ближайшее время, т.к. это требует масштабных инвестиций.

Рис. 2   «Дерево проблем» развития предприятия

Эти причины на сегодня являются основными, сдерживающими развитие компании. [12; c.91] Для преодоления сложившейся тенденции, необходимо разработать и обосновать эффективные стратегические решения, направленные на повышение инвестиционной привлекательности и потенциала фирмы.

Выявленные в ходе нашего анализа проблемы характерны для большинства машиностроительных компаний РФ. Самый высокий показатель у ОАО «Силовые машины» - поднялся с 4,8 % в 2009г. до 19,6 % в 2014г. (10 % за весь период). ОАО «Метровагонмаш» в 2009 г. имел самый высокий показатель - 11,5%, к концу 2014 г. достиг 19,7 %, в 2014г. 14,1% (за весь период 14,7%). У ОАО «Алтайвагон» рентабельность продаж за период составила 6,8 %, у ООО «OBI» 1,7 %, у ОАО «Демиховский машиностроительный завод» 3,6%.

Необходимо отметить, что на результаты деятельности всех предприятий за указанный период оказали влияние кризисные явления, имевшие место в 2008 - 2009 гг. в национальной и мировой экономике.

Износ машин и оборудования у всех компаний выше среднего уровня в целом по предприятию. Это характеризует общий технический уровень производства, а также оказывает влияние на доходность капитала и некорректное отражение затрат на производство продукции из-за высокой доли самортизированных фондов. Коэффициенты ликвидности характеризуют одну из сторон финансового положения компании - уровень её текущей платежеспособности.

Таким образом, резервы внутреннего роста у подавляющего большинства отечественных машиностроительных компаний ограничены. Один из путей повышения их инвестиционного потенциала - это принятие обоснованных стратегических решений, направленных на проведение инвестирования компании.

.2 Рекомендации для совершенствования использования материальных ресурсов предприятия

В результате анализа, подведя итоги, можно сказать, что внешнее инвестирование позволит предприятию усовершенствовать использование своих материальных ресурсов, стабильно развиваться, нарастить инвестиционный потенциал и реализовать стратегические планы инвесторов и цели предприятия. Для этого компании необходимо разработать и проанализировать доступные стратегические альтернативы внешнего развития, оценить их и сделать соответствующий выбор.

Чтобы обозначить ориентиры развития компании (выбрать базовую стратегию) необходимо провести углубленный анализ внешней среды - отрасли, либо ряда отраслей, в которых компания работает или планирует закрепиться. Решающий выбор производится с помощью сравнения отраслевых показателей. В ходе анализа выявляются наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на бизнес и прогнозируются возможные тенденции их динамики. Анализ необходимо производить в привязке к длительности прогнозируемого периода.

В текущих неустойчивых условиях бизнес-среды, всё большую актуальность приобретает использование компаниями в системе корпоративного стратегического планирования методов прогнозирования, учитывающих эти возможные изменения. Одним из них является сценарное планирование, применяющее в качестве основного инструмента сценарный анализ. Он позволяет определить возможные альтернативы развития и то, в каких условиях их можно выбирать.

Процесс обоснования организационного преобразования подразумевает следующие этапы [8; c.341].

Анализ внешнего окружения:

-       «стейкхолдеров» - структур, которые могут оказывать влияние на фирму;

-       макроокружения. Анализ можно провести с использованием динамической модели PEST-анализа - исследуется влияние наиболее значимых политических, экономических, социокультурных и технологических факторов;

-       отраслей, в которых компания действует, либо планирует закрепиться.

На основании результатов анализа разрабатывается профиль отраслей, который позволит выявить наиболее значимые влияющие факторы и выбрать методом сравнения наиболее перспективное направление для компании.

Следующий этап - прогнозирование изменений внешней среды - разработка сценариев. Из наиболее значимых факторов выбираются изменяемые параметры, прогнозируются возможные варианты развития ситуации путем комбинирования данных и формируются соответствующие сценарии.

Выбор наиболее вероятного сценария развития, сверка с гипотезой и разработка на его основе базовой корпоративной стратегии долгосрочного развития компании.

Далее необходимо провести комплексный анализ потенциала внутренней среды и тенденций развития внешней. Для выполнения данного этапа хорошо зарекомендовал себя ситуационный анализ с использованием следующих методов (инструментов): SWOT-анализа и TOWS-анализа. Различие между указанными методами заключается не только в последовательности проведения исследования, но и в самом принципе разработки стратегических решений. Если сначала изучаются сильные и слабые стороны компании, а затем внешняя среда, то говорят о модели SWOT-анализа. Применяя данную методологию, компания исходит из своей способности активно влиять на окружающую среду. Применяют её обычно крупные устойчивые фирмы.

При TOWS-анализе первой исследуется внешняя среда (имеющиеся возможности и угрозы), а затем к ней адаптируются сильные и слабые стороны организации. Подходит для рынков с высокой интенсивностью конкуренции, а также для средних и малых предприятий.

Результатом данного этапа должна стать предварительная стратегия развития компании, которая проходит проверку на соответствие целям и гипотезе развития. На данном этапе также применяется сценарное планирование, целью которого является разработка вариантов поведения фирмы в рамках разработанной стратегии при различных ситуациях на рынке, т.е. сначала формулируется стратегия, затем анализируются возможные сценарии.

На данном этапе, кроме всего прочего, необходимо выбрать и оценить форму, в которой будет воплощено будущее компании. Из форм организационного преобразования можно выделить следующие корпоративные структуры с различной степенью централизации и децентрализации: конгломераты, холдинги, финансово-промышленные группы, совместные предприятия и др.

Достигается цель роста путем прямых инвестиций (новое строительство), слияний, поглощений (жесткая экспансия), альянсов, совместных предприятий (мягкая) и др. В связи с этим, в ходе выбора корпоративной стратегии и формы её реализации необходимо решить три важных вопроса: сосредоточиться на своём бизнесе, либо взять курс на диверсификацию; выбрать структуру управления создаваемой организацией; оценить форму экспансии: выбор между новым строительством, либо внешней экспансией в отношении действующих бизнес-единиц

Ключевой частью разработки и обоснования стратегических направлений инвестирования является оценка выбранной стратегии, направленной на реализацию долгосрочных целей развития организации, которая включает три одинаково важных для компании направления (комплексная оценка):

-       оценку самой стратегии (осуществимость стратегии, достижимость целей, соответствие требованиям внешней среды, приемлемость для стейкхолдеров и др.);

-       влияние реализации стратегии на стоимость компании, эффективность конкретной сделки;

-       влияние стратегии на инвестиционную привлекательность фирмы.

Проблемы, вызванные необходимостью поиска путей развития и реорганизации фирмы, относятся к проблемам организационного развития, которые определяются, как комплекс мероприятий по преобразованию деятельности, направленных на помощь организациям повысить свою эффективность и гибкость, как ответ на вызовы внешней среды. [20; c.116]

Оценка соответствия стратегии подразумевает применение на всем этапе внедрения стратегии метода сценарного планирования со всеми вытекающими из этого особенностями принятия управленческих решений и корректировки. Если в ходе исследования аналитики придут к выводу, что заданная стратегия не соответствует потенциалу фирмы, тенденциям внешней среды, целям компании, либо не решает проблему развития, необходимо разработать корректирующие мероприятия, либо, в крайнем случае, пересмотреть саму стратегию с целью разработки и построения наиболее адекватной её модели.

Таким образом, нами, для разработки и обоснования стратегических направлений инвестирования, связанных с организационным преобразованием, предлагается применять следующий алгоритм, приведенный на рис.4.

Рис. 3   Алгоритм разработки и обоснования стратегических направлений инвестирования компании

Таким образом, стратегическая характеристика компании задает направление для дальнейшего движения и принятия решений, и она не столь абстрактна, как цели стратегии, формулирующиеся на первом этапе ее разработки. Если менеджмент не может кратко сформулировать стратегию развития компании, так чтобы это было понятно всем без исключения, то велика вероятность «отклонится от курса» и в ходе работы принимать не те решения, которые реально требуются для достижения поставленных целей.

Заключение

В современной рыночной экономике необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли и рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества. Что обуславливает актуальность изучения вопроса об экономии, эффективности и рациональном использовании материальных ресурсов предприятия.

Данный вопрос изучали в своих работах Кондраков Н.П., Савицкая Г.В., Алексеева А.И., Малеева А.В. и другие. [16; c.528]

Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением большого количества материалов и энергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).

Первый путь ведет к росту удельных материальных затрат на единицу продукции, хотя себестоимость ее может при этом и снизиться за счет увеличения объема производства и уменьшения доли постоянных затрат.

Второй путь обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и, таким образом, снижение себестоимости единицы продукции. Экономное использование сырья, материалов и энергии равнозначно увеличению их производства.

Улучшение использования оборотных фондов - одна из важнейших задач промышленных предприятий. Чем лучше используется сырье, топливо, вспомогательные материалы, тем меньше их расходуется для выработки определенного количества продукции, тем самым создается возможность увеличить объем производства промышленной продукции.

Можно отметить, что важнейшую роль в деятельности предприятия играет анализ использования материальных ресурсов, так как он позволяет решить следующие задачи по повышению эффективности работы предприятий:

-       оценка обеспеченности материальными ресурсами;

-       определение потребности в них;

-       оценка эффективности использования материальных ресурсов;

-       определение резервов роста эффективности использования материалов;

-       изучение качества и реальности планов материально - технического обеспечения, анализ их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие платежи;

-       характеристика динамики и выполнение планов по показателям использования материальных ресурсов;

-       определение системы факторов, обуславливающих отклонение фактических показателей использования материалов от плановых или от соответствующих показателей за предыдущий период;

-       количественное измерение влияния факторов на выявленные показатели отклонений;

-       выявление и оценка внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

Таким образом, эффективность использования материальных ресурсов - это отношение полезного результата, полученного при использовании средств и предметов труда, к затратам. Качественный итог отражает анализ использования материальных ресурсов, который позволяет решать ряд задач, связанных с повышением работы предприятия в целом.

Список использованной литературы

1.      Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия. - М.: Феникс, 2014. - 544 с.

2.      Анализ эффективности инновационной деятельности. Учебник для ВУЗов. \ Под ред. Яшина С.Н., Кошелева Е.В., Макарова С.А. - С.-П.: БХВ - Петербург, 2014. - 288 с.

.        Антикризисное управление \ Под ред. Жарковской Е.П., Бродского Б.Е., Бродского И.Б. - М.: Омега-Л, 2013 г. - с. 472

.        Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Управление рисками в инновационно - инвестиционной деятельности предприятия. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 420 с.

.        Бузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. - М.: Экономика, 2013. - с. 606

.        Вилкокс Марк, Ридерстрале Йонас Корпорация. Перезагрузка. Как лидеры управляют изменениями. - Королев: John Wiley and Sons, Ltd. 2014. - с. 280

.        Галопенко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега-Л, 2012. - с. 464

.        Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Инновационный менеджмент. - М.: Феникс, 2009. - 448 с.

.        Курлыкова А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2013. - с. 176

.        Лавров Н.Г. Материальные ресурсы предприятия / Н.Г.Лавров // - Экономика. - 2012. - № 9. - с. 3 - 7.

.        Лизун В.Н. Стимулы инновационной экономики. // Международная экономика. - 2014 г. - №10. - с. 78-87. - (Развитие экономики стран и регионов).

.        Лумпов А.И., Лумпов А.А. Бизнес-планирование инвестиционных проектов. - М.: Флинта, 2014. - с. 166

.        Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2013. - с. 288

.        Орлова П.И. Бизнес-планирование. - М.: Дашков и Ко, 2013. - с. 284

.        Паштова Л.Г. Экономика фирмы. Теория и практика. - М.: Феникс, 2013. - с. 272

.        Перминов С.М. Дистрибьюция. Стратегия и тактика управления компанией. - СПб.: Питер, 2013. - с. 784

.        Пирс II Дж., Робинсон Р. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2013. - с. 560

.        Поздняков В.И., Прудников В.В. Экономика предприятия (фирмы). Практикум. - М.:Инфра-М, 2012. - с. 320

.        Слагода В.Г. Экономика. - М.: Форум, 2013. - с. 224

.        Стребел Пол, Олссон Энн-Валери Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - с. 208

Приложение 1

Блок- схема факторной системы материальных затрат


Приложение 2

анализ ООО «OBI»


Продолжение таблицы


Приложение 3

Причинно-следственные связи между проблемами

Похожие работы на - Совершенствование системы материально-технического снабжения ООО 'OBI'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!