Исследование модели популяции 'хищник-жертва' с помощью информационных систем

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    574,78 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование модели популяции 'хищник-жертва' с помощью информационных систем

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Курсовая работа

На тему: "Исследование модели популяции хищник-жертва с помощью информационных систем"

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 4бАСУ1

Антонов С.С.

Проверил: Мезенцев К.Н., к. т. н.






Москва 2015

Оглавление

 

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Концепция системной динамики

1.2 Накопители и динамические переменные

2.1 Простой эксперимент Simulation

2.2 Класс активного объекта Main

3. Анализ результатов моделирования

Список литературы

Введение

Курсовая работа состоит из теоретической части и практической.

В теоретической части рассмотрено моделирование биологических систем. Определены законы распределения случайных величин и имитационное моделирование. Рассмотрены принципы имитационного моделирования и общий алгоритм имитационного моделирования с помощью ЭВМ.

В практической части выполнено исследование влияния различных факторов на популяции жертв и хищников.

Моделирование выполнено с использованием программы AnyLogic 6.4.1.

1. Теоретическая часть


1.1 Концепция системной динамики


Моделирование системной динамики было предложено Дж. Форрестером.

Такие модели позволяют исследовать процессы развивающихся систем.

Модели в рамках этого подхода состоят из накопителей, для которых производится анализ изменения из объема во времени.

Содержание накопителей может иметь любую природу.

 

.2 Накопители и динамические переменные


Рис. 1. Схема накопителя.

Вычислить объем накопителя можно по следующей формуле:

(1)

Кроме накопителя в состав модели системной динамики входят "вентили".

Вентили регулируют процесс прохождения информации потока от одного накопителя к другому:

информационная система биологическая моделирование

Рис. 2. Схема накопителей с вентилями

Уравнение объекта системной динамики примет вид:

(2)

К основным элементам, используемым для создания системной динамики относятся:

Накопитель

Накопитель - используется для размещения и создания потока с вентилем между двумя накопителями.

Динамическая переменная

Динамическая переменная - значение такой переменной автоматически изменяется при моделировании. Ее значение - некоторое выражение. Позволяет сформировать поток от вентиля к накопителю.

2. Построение модели в AnyLogic.

 

.1 Простой эксперимент Simulation


Для удобства используем окно эксперимента для ввода начальных параметров. Для этого добавим элементы управления "Бегунок" и переменные, которые свяжем с параметрами в классе активного объекта. Вид страницы настроек эксперимента показан на рисунке 3. Значения данных объектов приводятся в таблице 2.1.

Рис. 3. Страница настроек эксперимента

Таблица 2.1.

Объекты настроек эксперимента

Номер

Объект

Тип

Назначение

1

A

Простая переменная

Связь с параметром, отвечающим за эффективность поиска жертв хищниками

2

R

Простая переменная

Связь с параметром, отвечающим за скорость роста популяции жертв

3

Q

Простая переменная

Связь с параметром, отвечающим за скорость снижения популяции хищников

4

T

Связь с параметром, отвечающим за интервал модельного времени исследования численности популяции

5

F

Простая переменная

Связь с параметром, отвечающим за эффективность перехода пищи в потомство хищников

6

sliderA

Бегунок

Установка значения переменной A

7

sliderR

Бегунок

Установка значения переменной R

8

sliderQ

Бегунок

Установка значения переменной Q

9

sliderT

Бегунок

Установка значения переменной T

10

sliderF

Бегунок

Установка значения переменной F

11

editbox

Текстовое поле

Отображение текущего значения переменной A

12

editbox1

Текстовое поле

Отображение текущего значения переменной R

13

editbox2

Текстовое поле

Отображение текущего значения переменной Q

14

editbox3

Текстовое поле

Отображение текущего значения переменной T

15

editbox4

Текстовое поле

Отображение текущего значения переменной F


Для связи переменных настроек эксперимента с параметрами в классе активного объекта зададим соответствующие значения параметров в окне свойств эксперимента:

Рис. 4. Связь параметров с переменными

Связь между переменными и бегунком осуществляется в окне свойств бегунка. Там же можно задать минимальное и максимальное значение бегунка:

Рис. 5. Связь бегунка и переменной

Чтобы отобразить значение переменно в текстовом поле, нужно в поле "Действие" свойства бегунка прописать следующий код на языке Java:

editbox. setText (R);

Единицы модельного времени: дни.

Время остановки модели не задано

 

.2 Класс активного объекта Main


В данной работе объектом исследования будет некоторая территория, на которой сосредоточены хищники и их жертвы. Проведем моделирование в среде AnyLogic 6.4.1 Воспользуемся палитрой системной динамики и построим модель.

Вид модели показан на рисунке 4. Значения данных объектов модели приводятся в таблице 2.1.

Рис. 6. Модель популяции

Объекты модели

Номер

Объект

Тип

Назначение

1

Victims

Динамическая переменная (поток)

Вычисление текущего количества жертв

2

Hunters

Вычисление текущего количества хищников

3

r

Параметр

Скорость роста популяции жертв

4

t

Параметр

Интервал модельного времени исследования численности популяции

5

a

Параметр

Эффективность поиска жертв хищниками

6

q

Параметр

Скорость снижения популяции хищников

7

f

Параметр

Эффективность переходы пищи в потомство хищников

8

N

Накопитель

Численность популяции жертв. Начальное значение 5

9

C

Накопитель

Численность популяции хищников. Начальное значение 1


Вычисления проводятся по следующим формулам:

,  (3)

3. Анализ результатов моделирования


Скорость роста популяции жертв:

Рис. 7. Скорость роста популяции жертв

Скорость снижения популяции хищников при отсутствии пищи:

Рис. 8. Скорость снижения популяции хищников при отсутствии пищи

Эффективность поиска жертв хищниками:

)        Значение эффективности, равное 2:


)        Значение эффективности, равное 6:


Эффективность перехода пищи в потомство хищников:

)        Значение эффективности, равное 2:


)        Значение эффективности, равное 6:


Из приведенных таблиц видно, что отсутствие пищи и хищников ведет к их быстрому вымиранию. Чем выше эффективность поиска жертв хищниками, тем быстрее снижается популяция жертв, что, в свою очередь понижает популяцию хищников. Увеличение эффективности перехода пищи в потомство хищников

Список литературы


1.       Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, Принципы, методология. - М.: Дрофа, 2004.

2.      Вентцель Е.С. Исследование операций. - М.: Знание, 1976.

.        Мезенцев К.Н. Практикум "Моделирование систем в среде AnyLogic 6.4.1"

4.       Форрестер Д. Мировая динамика. - М.: АСТ, 2003

Похожие работы на - Исследование модели популяции 'хищник-жертва' с помощью информационных систем

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!