Аннулирование государственногодолга - вынужденная программа, при которой государство полностью отказывается от своих обязательств по займу.
Существует система управления муниципальным долгом, которая содействует сокращению размера возможных кредитных ресурсов инвестирования и размера внутренних вкладывательных ресурсов, т.е. владеет отрицательным эффектом. Подрыв способностей вклада ведет к углублению экономической стагнации, что беспристрастно содействует скоплению инфляционного потенциала и делается препятствием на пути заслуги антиинфляционных итогов, из-за которых и формировались вышеуказанные инструменты рынка муниципальных ценных бумаг.
Глава 2. Государственный долг России
.1 Влияние государственного долга на экономику России
Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).
Бремя внешнего долгового обязательства является наиболее тяжким, ежели бремя внутреннего. Для покрытия наружного долга стране требуется иностранная цена, для получения которой нужно уменьшать импорт и усиливать экспорт, при этом прибыль идет не на цели развития, а на погашение, что замедляет темпы экономического роста и понижает степень жизни.
Государственный долг, часто вызывает негативные последствия для национальной экономики, особенно при его возрастании. Можно выделить самые основные последствия накопления госдолга. Государственный долг приводит к распределению доходв в стране, отдавая предпочтения в пользу людей, имеющих государственные бумаги. Такое явление очень часто ведет к росту социальной напреженности и расслоению в обществе. Также нельзя забывать, что самым действенным и популярным способом является погашение долговых обязательств, засчет повышения налогов, то есть активное вмешательство государства в экономику. Не смотря на эффективность, такое явление негативно сказывается на хозяйственную активность. Существует еще один способ погашения долга, такой как возможность переноса ответственности на будущее поколение.Если займы были потрачены не на модернизирование производства и различные инвестиции ( чьи доходы бы помогли расплатиться с кредитом в будущем), а на потребление и поддержание страны, то рост процентов и соответсвенно долга приведет к ограничению в будущем. Нельзя забывать, что выплаты государством долга часто оборачивается новыми расходами и новыми займами, что приводит государство в еще больший упадок. Это объясняется растущими издержками, которые по процентам затрудняют сокращение дефицита. Государственный долг, не только показывает степень доверия иностранных государст давая кредит, но и устанавливает зависимую связь, что создает границы для проведения внешней, самостоятельной политики, которые обеспечивают собственные интересы. Возрастающий кредит может создать многие трудности при получении новых кредитов.
При возникновении растущего государственного долга возникает необходимость управления им. Управление государственным долгом - это соединение различных мероприятий государства в сфере финансов, которая систематизирует и упорядочивает действия, которые должны проходить для проведения выплаты всех долговых обязательств.
Увеличение потребительских расходов,которые происходят на протяжении краткого периода , ведет к росту спроса на товары и услуги, что в свою очередь ведет к росту объема занятости и производства. Но не стоит упускать, что из-за обострения конкуренции между различными инвесторами, ставка будет расти, так объем сбережений снизится. Стимуляция притока иностранного капитала, будет сдерживать инвестиции путем повышения процентной ставки. На мировом рынке к снижению конкурентоспособности национальных фирм ведет рост курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.
Что касается долгосрочного плана, тотут происходит уменьшение размера накопленного капитала и возрастающей внешней задолжности, путем сокращения национальных сбережений. Это приведет к тому, что доля внешнего долгового обязательства возрастет, а объем национального продукта снизится.
Такой анализ основывается на логике, учитывающей интересы будущего, а также влияние бюджетной политики на государственный долг. Основным принципом является, то что сумма долга равна сумме взимаемых в будущем налогов. Если потребитель учитывает будущие события, то для него такие налоги будут эквивалентны текущим. Из этого следует, что финансирование расходов за счёт долга равносильно их финансированию за счёт налогов. Такая точка зрения названа в честь выдающегося экономиств Давида Риккардо, который в числе первых обратил внимание на этот теоретический аргумент.
Можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга.
этап - это переход российских денежных властей от прямого финансирования ЦБ РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций.
этап определяется системным финансовым кризисом.
этап - характеризуется постепенным преодолением.
- представляет современное развитие рынка внутреннего долга.
На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:
снижен уровень доходности по государственным облигациям;
стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.
На 3 апреля 2012 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил 880572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2011 года он составлял 756820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5% или 123752,443 млн. руб.
За прошедший год доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ с переменным купонным доходом отсутствовали на рынке внутреннего долга, при этом на 9 процентных пунктов (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 8 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п.п. Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала снижению объема долга в виде ГКО, поскольку необходимость финансирования временных кассовых разрывов практически отсутствует. Соответственное снижение объема долга произошло и в виде ОФЗ-ПК, так как расчет переменной купонной ставки привязан к доходности ГКО.
В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года. (Рис. 6) Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель ЦБ, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускаем платежных пиков и считает, что до 2010 г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков. Рассмотрим подробнее стратегию правительства в сфере внутреннего долга.
Предполагаемую политику правительства по замещению внешнего долга внутренними заимствованиями нельзя признать целесообразной в данный момент, так как она совершенно оторвана от российской действительности и не связана с существующими реалиями. Это объясняется тем, что:
) Всегда есть опасность того, что с помощью внутреннего долга будет осуществляться финансирование бюджета.
) Для проведения эффективной политики внутреннего заимствования должны быть сформулированы жесткие ограничения по использованию привлеченных средств. Эти вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны (государство действует по своему усмотрению). Но данные вопросы должны регулироваться в соответствии с международным законодательством.
) Существует целый ряд механизмов, с помощью которых рост госдолга оказывает влияние на уровень инфляции.
Курс на внутренние заимствования сегодня сомнителен и преждевременен.
В госполитике заимствований, в вопросе формирования предпочтения внешним или внутренним заимствованиям, единственным критерием должна быть стоимость заимствований. Всегда нужно исходить из экономической целесообразности. Если заимствования на внешнем рынке дешевле и условия выгодней (в 2002 г.), то нужно занимать извне. Для эффективного проведения политики заимствований необходимо создание цивилизованного рынка капиталов в стране и проведение реформирования банковской системы.
Принимая решения в области управления госдолгом, правительство фактически демонстрирует свое бессилие в налоговом реформировании, делая акцент на масштабном расширении внутренних заимствований. Государству проще изъять средства из экономики, лишив хозяйствующие субъекты возможности для развития, чем, проводя налоговую либерализацию, построить эффективную и стимулирующую налоговую систему, когда, развиваясь, предприятия будут сами перечислять необходимые для бюджета налоги.
При инвестировании пенсионных средств в госбумаги пенсионные резервы необходимо вкладывать лишь в ценные бумаги иностранных эмитентов (в госбумаги и крупные иностранные банки на долгосрочные сберегательные счета), которые обладают высокой степенью надежности. Вложения же в российские госбумаги не должны превышать 5-10% от суммы инвестиционного портфеля. В противном случае, гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Вложение пенсионных накоплений - это консервативные инвестиции: минимальный риск при высокой степени надежности ценных бумаг. Вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов ограничиваются 20%, а в российские государственные ценные бумаги - никак не ограничиваются, что представляется рискованным. Действия правительства в области управления пенсионными средствами более чем сомнительны. В таких условиях, рассчитывать на успешное внедрение новой пенсионной системы, равно как на сохранность пенсионных средств, нельзя.
Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом. В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.
Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста - 4-5% в год. Согласно расчетам, это может произойти не раньше, чем через 6-7 лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что заметный рост российской экономики начался на 3-4 года позже, то есть в 2010 году.
Предстоящий период социально-экономического развития Российской Федерации характеризуется неопределенностью темпов восстановления мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами. Данные условия будут снижать спрос на товары российского экспорта, что, однако, будет способствовать формированию дополнительных предпосылок для модернизации отечественной экономики.
В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях умеренного ускорения темпов роста российской экономики, стабильного уровня инфляции, сохранения цен на нефть примерно на уровне 100 долл. США, некоторого ослабления курса рубля (Таблица 1).
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели в 2013-2015 гг.
Показатель 2013 2014 2015 ВВП (млрд. руб.) 66 515 73 993 82 937 Темпы роста ВВП к предыдущему году (%) +3,7 +4,3 +4,5 Цена на нефть (долл.США/барр.) 97,0 101,0 104,0 Инфляция (%) 5,5 5,0 5,0 Курс руб./долл. США 32,4 33,0 33,7
Дефицит федерального бюджета сохранился на протяжении анализируемого периода, он имеет относительно низкие значения (0,8% ВВП в 2013 г. и 0,2% ВВП в 2014 г.). При умеренном общем дефиците бюджета значения ненефтегазового дефицита сохранятся на все еще высоком, хоть и последовательно снижающемся уровне: в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета являются государственные заимствования, объем валового привлечения по которым составил в 2013-2015 гг. 1,4 трлн. рублей, 1,1 трлн. рублей и 1,4 трлн. рублей соответственно.
В целях аккумулирования части нефтегазовых доходов в Резервном фонде и дальнейшего развития национального долгового рынка в предстоящий период планируется продолжить следовать стратегии "занимай и сберегай", осуществляя при благоприятной конъюнктуре рынка государственные заимствования в объемах, превышающих дефицит федерального бюджета.
В соответствии с новым правилом предельная величина расходов федерального бюджета будет рассчитываться исходя из доходов федерального бюджета, полученных при базовой цене на нефть и увеличенных не более чем на 1% ВВП - предельный размер бюджетного дефицита. При этом базовая цена на нефть будет определяться на основе исторических данных как среднее значение за последние 10 лет. Переход к указанному периоду будет постепенным: для 2013 г. предполагается использоваться среднее значение за последние пять лет, а для каждого следующего года период будет увеличиваться на один год до достижения 10 лет. При превышении фактической цены на нефть базовой дополнительные нефтегазовые доходы будут направляться в Резервный фонд, в обратном случае недостаток нефтегазовых доходов будет покрываться за счет средств Резервного фонда. После достижения Резервным фондом нормативного значения (7% ВВП) не менее 50% оставшихся нефтегазовых доходов будет поступать в Фонд национального благосостояния, а остальные 50% могут быть использованы на финансирование инфраструктурных и других приоритетных для Российской Федерации проектов.
Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение ее безусловной платежеспособности.
Заключение
Государственный долг возник вместе с появлением государства, вместе с ним и развивалась его история. Государство, в лице органов власти и управления всегда стремились к балансу бюджета (общегосударственного фонда денежных средств) для правильного выполнения своих функций и нормального развития экономики. В период недостаточно развитого денежного хозяйства всегда ощущалась нехватка денежных средств, приток которых в основном происходил за счет сбора налогов. Это препятствовало развитию экономики. Для того, чтобы государство динамично развивалось и успешно функционировала его экономика была придумана система заимствований, как способ перераспределения ресурсов, которая подразделялась на внешние и внутренние заимствования, результатом чего и возникло понятие - государственный долг.Таким образом, государственный долг выполняет экономически обусловленные и общественно необходимые функции, он является экономической категорией так же, как бюджет и налоги.
История внешнего долга России началась в 1769 г., самый первый внешний заем был осуществлен Екатериной II в Голландии. Голландцы являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII - начале XIX вв. К 1815 г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а экономическое положение не позволяло рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны.
В период XVIII-XIX веков Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих займов к 1917 году была погашена. На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Для того чтобы нивелировать влияние непомерных расходов на структуру бюджета, он был разделен на обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), Чрезвычайный в основном состоял из средств, полученных от внутренних и внешних займов. Заемные средства выделялись на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. Часть чрезвычайного бюджета использовалась для покрытия расходов по оплате государственных займов.
Государственный долг состоял из долгосрочных и бессрочных займов. Долгосрочные займы заключались на сроки -- 50-80 лет. Бессрочные обязательства - займы, по которым государство выплачивало только договорный процент.
Список использованных источников
1. Бюджетного кодекса Российской федерации. Официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2004 года. - М.: Эксмо, 2004.
. Государственный и муниципальный долг: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 192 с.
. Агапова Т.А. Макроэкономика: учеб. Для вузов / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 448 с.
. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №2. - С. 26-35.
. Иванова М.А. Государственные заимствования на современном этапе // Финансы и кредит. - 2006. - №14. - С. 28-30.
. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2000.
. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002.
. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 1152 с.
. Уроки кризиса и принципы управления: монография / А. Вавилов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГОРОДЕЦИЗДАТ, 2003. - 400 С.
. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. - 2003. - №4. - С. 45-48.
. Борисова И. Риски внешнего финансирования Российской экономики // Вопросы экономики. - 2008. - №2. - С. 26-43.
. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - 2006. - №3. - С. 22-30.
. Россия в цифрах. 2012: Статистика Росстат. М., 2012.