Государственный внутренний долг России, оценка его регулирования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,77 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный внутренний долг России, оценка его регулирования

Введение

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит и число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный долг - это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутренние государственные заимствования, как правило, выступают в виде государственных займов, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг; кредитов Центрального банка; кредитов коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые государством ценные бумаги могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый его сегмент - рынок государственных ценных бумаг.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.

В связи с этим целью дипломной работы является исследование государственного внутреннего долга России и оценка его регулирования.

В целях достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть социально - экономическую сущность и роль государственного внутреннего долга РФ;

дать характеристику методам управления государственным внутренним долгом РФ;

раскрыть правовые основы формирования и регулирования государственного внутреннего долга РФ;

провести анализ структуры государственного внутреннего долга;

дать оценку динамики внутреннего долга РФ;

дать оценку современной системы управления государственным внутренним долгом;

обобщить опыт зарубежного формирования и регулирования государственного и внутреннего;

определить тенденции развития рынка государственных внутренних заимствований;

раскрыть совершенствование системы управления государственным внутренним долгом на современном этапе.

Объектом исследования является государственный внутренний долг РФ. Предмет исследования - структура и система управления государственным внутренним долгом в России.

Дипломная работа состоит из введения, тех глав, выводов и предложений и приложения.

Во второй главе работы проведена оценка государственного регулирования обеспеченности бюджетной системы за счет государственного внутреннего долга. Особое внимание уделено анализу динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах. Дана оценка современной системы управления государственным внутренним долгом.

В третьей главе рассмотрено совершенствование системы формирования и регулирования государственного внутреннего долга в современных условиях. Определены основные тенденции развития рынка государственных внутренних заимствований и раскрыто совершенствование системы управления государственным внутренним долгом на современном этапе.

При проведении анализа государственного внутреннего долга был проведен вертикальный, а также горизонтальный анализ, рассчитаны и проанализированы показатели, характеризующие эффективность управления внутренним долгом РФ.

Методологической и информационной основной дипломной работы стали официальные данные Министерства финансов РФ о размере внутреннего долга России в 2009-2013 гг., а также направлениях долговой политики РФ на 2014-2016 гг. Были использованы основные положения о государственном кредите, указанные в различных нормативно-правовых актах РФ, в частности: Бюджетном кодексе РФ, Федеральных законах «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Постановлениях Правительства Российской Федерации «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации», «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» и т.д. Также были использованы публикации различных авторов, в т.ч.: Макаренко И.В., Тиссен И.В., Шабалина А.О. и др.

1. Теоретические основы формирования и регулирования государственного внутреннего долга

.1 Социально-экономическая сущность и роль государственного внутреннего долга

Основополагающими при рассмотрении государственного долга является теория государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий. Государственный бюджет это смета, система доходов и расходов государства, согласованных друг с другом по объему, срокам поступления и использования средств. Когда расходы государственного бюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит. Итоговая, накопленная сумма бюджетных дефицитов является государственный долг.

Принципы управления, состав и порядок обслуживания государственного (публичного) долга РФ сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Публичный долг в зависимости от заемщика подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

В соответствии с действующим законодательством (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации. Государственный долг также включает в себя долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса [2. С.74].

Оформленные договором отношения, по которым одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности называются обязательствами [3. С.94].

Внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) - в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2. С.23].

Государственный внутренний долг Российской Федерации включает в себя:

номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

объем иных, за исключением указанных, долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена иными федеральными законами [2. С.75].

Группировка долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств представляет собой структуру государственного долга Российской Федерации.

В виде обязательств могут существовать долговые обязательства Российской Федерации по:

кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

государственным гарантиям Российской Федерации;

иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации [2. С.74].

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Путем заключения кредитных соглашений или договоров, государственных займов или путем предоставления государственных гарантий формируется государственный внутренний долг.

В системе государственного кредита кредитные соглашения и договоры заключаются, прежде всего, с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Кредиты Правительству РФ традиционно предоставляются Центральным банком РФ [36. С.207].

Когда кредиторами являются юридические и физические лица - резиденты, и внешними или международными, когда в качестве кредиторов выступают нерезиденты такие государственные заимствования могут быть внутренними. В виде государственных займов, как правило, выступают, внутренние государственные заимствования, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг; кредитов Центрального банка; кредитов коммерческих банков и других финансовых институтов. Ценные бумаги, выпускаемые государством могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый его сегмент - рынок государственных ценных бумаг [35. С.78].

Физические и юридические лица, являющиеся резидентами государства, преимущественно выступают кредиторами по внутренним займам, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке эмитируются для привлечения средств.

Различные налоговые льготы используются для дополнительного поощрения инвесторов.

Ценные бумаги, выпущенные государством можно классифицировать по ряду признаков.

По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

Рыночные и нерыночные государственные заемные инструменты. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные облигации не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов. В РФ последним признакам отвечают государственные сберегательные облигации.

По сроку привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

По характеру выплачиваемого дохода - выигрышные, процентные и с нулевым купоном долговые обязательства. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отлают предпочтение таким долговым обязательствам.

По методу определения дохода - долговые обязательства государства с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента [41. С.248].

Неотъемлемой частью общего государственного долга является внутренний государственный долг. Его обслуживание производится Банком России путем осуществления операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате долга в виде процентов по ним или в иной форме [38. C.16].

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти [13. С.3].

Основные виды и характеристика государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых выражена в валюте РФ и с помощью которых формируется государственный внутренний долг РФ, отражена в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1 - Характеристика основных видов государственных ценных бумаг

Похожие работы на - Государственный внутренний долг России, оценка его регулирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!