Государственный долг России в современных условиях. Основные задачи экономической безопасности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    630,29 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг России в современных условиях. Основные задачи экономической безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Государственный долг России в современных условиях. Основные задачи экономической безопасности


Введение

государственный долг управление

Государственный долг возникает в определенные периоды функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы. Бюджетный дефицит становится хроническим явлением и его покрытие осуществляется путем государственных заимствований.

Одним из важных инструментов, используемых государством для эффективного развития своей экономики, является долговая политика.

Экономика каждой отдельной страны представляет собой достаточно сложную картину, весьма богатую ярко выраженными индивидуальными чертами. Но, несмотря на все разнообразие индивидуальных и локальных признаков, характеризующих финансовые системы отдельных стран, им присущи общие, типические черты, существование которых объясняется общностью тех основных условий, в среде которых развивается хозяйство современных государств. Одной из особо важных типических характеристик является наличие в финансовых системах всех государств - государственного долга. Везде государственная задолженность порождает огромные ежегодные расходы, повсюду финансовая политика практически ежегодно сталкивается с необходимостью прибегать к системе государственного заимствования с целью мобилизации или стерилизации денежных средств, что стало вторым после налогов методом финансирования государственных расходов.

Существование государственного долга в бюджетах всех государств, неизбежная необходимость постоянного обращения к системе государственного заимствования, безусловно, является одним из самых характерных фактов в истории мирового финансового хозяйства. Многочисленные исторические изыскания обильным фактическим материалом доказывают, что практически все государства с древних времен прибегали к услугам и помощи кредита и, что в их истории слишком часто встречались такие моменты, когда единственным выходом из затруднительного положения оказывалось обращение к кредиту в той или иной форме.

Государственный долг - такая же важная категория в современных системах, как налоговая система, рынок капиталов и т.д. Его назначение - не только привлечение средств индивидуальных и институциональных инвесторов, но и регулирование денежного обращения, влияние на процессы, происходящие на рынке ссудных капиталов, влияние на бюджетный процесс и в целом воздействие на весь экономический процесс.

В экономической литературе не прекращается активное обсуждение вопроса о сущности государственного долга и его влиянии на развитие экономики, особенно это касается кризисных периодов развития.

Экономическая наука дает многостороннее представление о государственном долге.

В российском законодательстве также сформулировано понятие государственного долга. В ст. 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.

Для России в силу сложившейся экономической ситуации вопросы, касающиеся использования государственного внутреннего долга в качестве инструмента макроэкономической политики государства, имеют важное значение.

Особую остроту данная проблема приобрела в связи с финансовым кризисом, который негативно отразился на экономике в целом, и привел к отказу правительства от выполнения своих обязательств по долгу и принудительной реструктуризации этого долга. Использование государственного внутреннего долга как инструмента воздействия на экономические процессы в условиях реформ позволило российскому правительству создать цивилизованный рынок государственных долговых обязательств, но его становление и развитие характеризовалось рядом особенностей, которые оказывали негативное влияние на экономику России.

Основными целями данной курсовой работы являются: раскрытие понятия государственного внутреннего долга РФ, рассмотрение структуры долга и его видов, анализ состояния государственного внутреннего долга в настоящее время, а также, рассмотрение методов управления госдолгом, влиянии долга на экономику страны.

1. Государственный долг


1.1 Понятие государственного долга

Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.

В толковых словарях есть несколько определений государственного долга:

1.      Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

2.      Сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты); в зависимости от рынка размещения валюты, займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний, в зависимости от срока погашения - капитальный и текущий.

Таким образом, государственный долг представляет собой результат денежно-кредитных отношений, которые возникают, в свою очередь, с перемещением временно свободных финансовых ресурсов из национального частного сектора или из-за рубежа, в государственный бюджет на основе принципов заимствования. Государственный долг - это результат денежно-кредитных отношений, в которых государство выступает заемщиком, а весь объем заемного капитала представляет собой величину государственного долга.

Следует различать иностранный долг, с одной стороны, и государственный долг - с другой. Внешний долг - это то, что страна взяла взаймы за границей, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Государственный долг - это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Та часть, которую государство занимает за рубежом, будет таким образом входить как в государственный, так и в иностранный долг. Движение платежного баланса определяет суммарный иностранный долг. Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чтобы государственный долг уменьшался, бюджет должен иметь положительное сальдо. Если государственный бюджет имеет дефицит, государственный долг увеличивают для покрытия этого дефицита, путем выпуска новых займов, в основном заменяя краткосрочные обязательства более долгосрочными ценными бумагами или обязательствами, по которым истекает срок погашения новыми облигациями-то есть рефинансируют государственный долг.

Большая часть государственного долга обычно возникает внутри страны. На рис. 1 показан процесс роста государственного долга, который наблюдается практически во всех странах мира.

Рис. 1. Объем внутреннего государственного долга к ВВП в странах мира в 2010 г. по данным ЦРУ и МВФ, в %

1.2 Формы государственного долга

Из вышеприведенных определений, очевидно, что государственный долг - это суммарная задолженность государства своим кредиторам. В зависимости от происхождения кредиторов, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственные долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

·        кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

·        государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

·        договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

·        договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

·        соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Существуют ограничения по срокам погашения долговых обязательств, которые не могут превышать 30 лет, а также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам. Прежде всего, в российском законодательстве государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренним государственным долгом являются долговые обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)

В этой же статье приводится понятие государственного внешнего долга России, согласно которому внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)

Таким образом, в классификацию государственных заимствований на внутренние и внешние положены два разных признака.

В первом случае это валюта, в которой выражаются заимствования, во втором - сфера заимствований. В результате такой неопределенности могут возникнуть затруднения с классификацией долга. Примером может служить внутренний валютный заем, который был номинирован в долларах США, но его размещение проводилось среди резидентов. Таким образом, он удовлетворяет сразу обоим признакам, поэтому не включался ни во внутренний, ни во внешний долг, а учитывался отдельно до 1997 г.

В основу классификации долга на внутренний и внешний должен быть все-таки положен только признак сферы заимствований - национальный или внешний финансовый рынок. Такой подход более предпочтителен и ясен в условиях расширения внешнеэкономической деятельности и конвертируемости национальной валюты. В связи с этим отметим, что вполне справедлива трактовка внутреннего и внешнего долга, данная в учебнике «Экономическая теория» под редакцией А. II. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Так, в данном труде утверждается, что «внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам», а внутренний долг образуется в результате заимствований среди резидентов.

Следующей классификацией является разделение долга на капитальный и текущий. Вся сумма принятых и непогашенных государственных обязательств, включая процентные платежи, представляет собой капитальный долг. Предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил, образуют текущий долг.

Следующим признаком классификации являются существующие уровни государственной власти. Согласно этому признаку различают государственный долг Российской Федерации и долг субъектов Российской Федерации.

Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг.

Следует отметить, что в мировой практике термин «государственный долг» в его общеупотребительном значении включает не весь государственный сектор: финансы штатов, муниципалитетов обычно опускаются. Эти две категории, долг правительства и долг местных органов власти следует рассматривать отдельно. Действительно, если федеральное правительство отработало финансовый год с бюджетным дефицитом, то местные бюджеты могут иметь положительные сальдо за этот же период. Поэтому, говоря о государственном долге, мы подразумеваем долг правительства.

Государственный долг - это многогранная категория.

Во-первых, государственный долг с макроэкономической точки зрения имеет лишь денежный аспект. Размер государственного долга свидетельствует о том, какая часть будущих, еще не полученных денежных доходов государства уже израсходована им.

Во-вторых, государственный долг носит постоянный характер, так как государственные облигации прежних выпусков имеют возможность рефинансироваться за счет выпуска новых облигаций. Образно говоря, «старый» долг может рефинансироваться путем создания «нового» долга.

В-третьих, вещественным носителем этого долга (но не всего долга) являются облигации государственных займов, представляющие собой специфическую форму фиктивного капитала.

Основным фактором образования государственного долга является дефицит государственного бюджета, т.е. превышение государственных расходов над доходами. Государственный долг представляет собой третье средство финансирования государственных расходов. Первые два - налогообложение и эмиссия денег.

 


2. Внутренний государственный долг Российской Федерации

.1 Сущность государственного долга Российской Федерации

По своей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования.

Внутренние источники финансирования формируются посредством выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Основными кредиторами внутреннего долга, являются: население, корпорации, банки, другие финансовые и кредитные учреждения.

Преимуществом заимствования является то, что деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке и прироста денежной массы не происходит. Этот процесс в совокупности и формирует внутренний государственный долг Российской Федерации, основные правовые положения о котором закреплены в Бюджетном кодексе главой 14 «Государственный и муниципальный долг»

Под внутренним государственным долгом, в соответствии с Бюджетным кодексом, понимаются обязательства, выраженные в национальной валюте, при этом, иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, но оплачиваться они должны в российской валюте.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

) объем иных, за исключением указанных, долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена иными федеральными законами.

Таблица 1


2.2 Состав внутреннего государственного долга Российской Федерации

Внутренний долг Российской Федерации формирует относительно небольшое число инструментов, состоящих из четырех видов государственных облигаций. В настоящее время основную часть в его структуре составляют ОФЗ-АД. Это является результатом улучшения макроэкономической конъюнктуры и макроэкономических показателей в предкризисный период, позволявшим правительству привлекать средства под более низкую доходность.

Виды облигаций, составляющих внутренний долг, постоянно меняются и имеют разный жизненный цикл, который, как правило, длится от 7 до 13 лет. По сравнению с ведущими странами рынок инструментов государственного долга остается недостаточно развитым. Это касается в частности, диверсификации используемых ценных бумаг.

Держателями почти сорока процентов государственных ценных бумаг, эмитированных Министерством Финансов РФ (на сумму около 1,5 трлн рублей), являются коммерческие банки. Из этой суммы на пять крупнейших по величине активов банков приходится более 65% государственных облигаций.

Неразвитость инструментов внутренних заимствований обусловлена также фактором психологического недоверия граждан к государственным ценным бумагам. Такое недоверие обусловлено, прежде всего, историческими особенностями развития экономической системы государства, когда, например, участие во внутренних государственных займах носило ярко выраженный принудительный характер.

Сформировавшаяся структура держателей государственных ценных бумаг объясняется их сравнительно невысокой доходностью. По оценкам Министерства финансов РФ в 2010-2012 гг. возможен рост доходности по рублевым инструментам до 9,5-10,5% (по средне- и долгосрочным инструментам - до 12-13%, и 13-14% соответственно) , если произойдет:

снижение курса рубля;

изменение объема валютных резервов;

корректировка цены на нефть;

рост процентных ставок на долговом рынке за рубежом.

Низкая доходность государственных ценных бумаг, существующая в настоящее время, дает их эмитенту некоторые преимущества. В частности, сравнительно низкую стоимость обслуживания долга. По предварительным официальным данным, расходы на обслуживание государственного долга за 2009 г. составили 150 млрд. руб., или 0,9% ВВП. Тем не менее, в 2010-2012 гг. планируется заметный рост этих расходов, которые могут достигнуть 2% ВВП в 2012 г.

Для повышения капитализации банков в ближайшие годы предполагается использование государственных ценных бумаг РФ путем обмена ОФЗ на привилегированные акции банков. Объем выпуска государственных облигаций для обмена, по данным Минфина, может составить от 150 млрд. руб. до 210 млрд. руб. Выпуск государственных облигаций проводился с 21.07.2009 г. по 31.12.2010 г. с датой погашения не позднее конца 2019 г. (рис. 2).


Правительство имеет право осуществлять внутренние заимствования с превышением (установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год) предельного объема государственного внутреннего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют:

• капитальный государственный долг;

• текущий государственный долг.

Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями;

• государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

• договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий.

В структуру текущего внутреннего долга России входят следующие ценные бумаги:

• государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);

• облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) начали выпускать в 1995 г., а после кризиса 1998 выпуск был прекращен. Выплата купона осуществлялась раз в полугодие. Значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходности по ГКО за последние 4 сессии (торгов);

• облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;

• облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);

• облигации федерального займа с амортизацией долга, т.е. происходит периодическое погашение основной суммы долга (ОФЗ-АД);

• государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС), где фиксированная процентная ставка определена на каждый купонный период;

• государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС), где определена постоянная процентная ставка по всем купонным периодам;

• облигации государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;

• облигации городского внутреннего займа (ОГВЗ) - выпускаются соответствующим уровнем исполнительной власти с фиксацией условий выпуска;

• облигации российского внутреннего выигрышного займа (ОРВВЗ);

• облигации внутренних облигационных займов Российской Федерации (ОВОЗ);

• облигации государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска - 10 трлн. руб. - разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал - 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов Российской Федерации.

Осуществление антикризисных мер и дефицит бюджета, вероятно, будут способствовать заметному увеличению объема внутреннего и внешнего долга РФ в среднесрочном плане, а также диверсификации его инструментов.

В результате могут возрасти абсолютные и относительные показатели расходов по обслуживанию государственного долга. При ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры и неблагоприятных внутриэкономических факторах возможно значительное повышение нормы обслуживания внутреннего и внешнего долга, что в перспективе может увеличить нагрузку на бюджет РФ.

Необходимо усилить эффективность формирования и поддержания спроса на инструменты государственного внутреннего долга РФ. Важно также, чтобы размещение новых бумаг на рынке не привело к вытеснению финансовых ресурсов из других сегментов экономики, создавая там дополнительные проблемы.

Эволюционная динамика внутреннего государственного долга, изображенная на рисунке 3 демонстрирует деструктивное управление внутренним долгом в период 1995-1998 г., когда он начал увеличиваться большими темпами, достигая огромных размеров.

Рис. 3. Динамика и структура объемов внутреннего долга Российской Федерации в 1993-2012 гг., млрд. руб.

Резкие изменения динамики объема внутреннего долга произошли в период с 2008 по 2011 гг., который связан с мировым финансовым и экономическим кризисом. В этот период Правительству России пришлось в первоочередном порядке принимать ряд внеплановых мер, связанных с дополнительной поддержкой экономики. В этих целях было принято решение использовать средства «финансовой подушки безопасности» - средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Однако в долгосрочной перспективе были приняты меры по диверсификации источников финансовых ресурсов, одним из которых является внутренний долг. В этот период резко увеличивается объем выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом, а также сохраняются объемы выпуска по остальным видам долговых бумаг. Вместе с тем, 2011 год закончился, можно констатировать, успешно. Совокупный объем внутреннего государственного долга нашей страны на 1 января 2012 г. составил 3,5 трлн. руб., внешнего долга - 35,8 млрд. долл. или около 1 трлн. руб. (см. рис. 4).

Рис. 4. Динамика объемов внутреннего и внешнего долга Российской Федерации в 1993-2011 гг., млрд. руб.

Такая динамика объясняется положительной конъюнктурой на сырьевых рынках, которая позволила нашей стране получить дополнительные доходы от продажи энергоресурсов, минимизировав увеличение объема долга как внешнего, так и внутреннего.

В целом, динамика объемов долга определена Минфином в основных направлениях долговой политики на 2012-2014 гг.. Согласно этому документу, предусмотрен рост объема как внешних обязательств в 1,6 раза с 1,2 трлн. руб. по итогам 2011 г. до 1,9 трлн. руб. к 2014 г., а также и внутренних - в 2,8 раза, достигнув 9,9 трлн. руб. Таким образом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 11,2% ВВП в 2011 г. до 17,0% ВВП в 2014 г.

В состав общего государственного долга в странах с рыночной экономикой, как правило, включается долг центрального правительства (федеральный долг), задолженность местных органов власти (коммунальный долг), государственных корпораций и предприятий и другие долги, причисленные законодательством страны к государственному долгу. Их соотношение определяется особенностями экономического и исторического развития каждой страны, но, как правило, большую часть внутреннего долга составляет задолженность центрального правительства.

Качественный анализ государственной задолженности позволяет выделить три ее составных элемента.

Первый из них - финансовая задолженность, под которой понимаются денежные обязательства государства, возникшие в связи с правительственными займами кредитных средств (государственные ценные бумаги, кредиты Центральных банков и др.), предназначенные для финансирования расходов государственного бюджета. Данный вид задолженности широко распространен как в развитых рыночных странах, так и в странах с переходной экономикой, и именно этот вид задолженности определяет в большей степени размеры внутреннего госдолга.

Второй вид государственной задолженности - административная задолженность, которая включает в себя находящиеся в тесной взаимосвязи с проведением текущей бюджетной политики денежные обязательства. К данному виду долга относятся, прежде всего, задолженности по платежам в государственном секторе (например, долги по выплате заработной платы на государственных предприятиях и учреждениях). Другими словами, это те средства, статьи расхода по которым уже были утверждены в бюджете, но платежи по ним в силу возникших проблем не были произведены. Этот вид задолженности сохраняется до момента его погашения в новом финансовом году и носит обычно краткосрочный характер. Данный вид задолженности в большей степени характерен для стран с переходной экономикой, где существуют огромные проблемы с пополнением доходной части бюджета, связанных в первую очередь с общим экономическим кризисом в стране (падение производства, стагнация, высокие темпы инфляции, неэффективная система налогообложения). К примеру, это было в России в 1990-х годах, когда задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетных предприятий и организаций составляла более 47 трлн. руб., или около 2% ВВП. При этом, как правило, сумма просроченных платежей такого рода из государственной казны не учитывалась в качестве составляющей госдолга и бюджетного дефицита.

Третий вид государственной задолженности представляет собой возможные долговые обязательства, возникающие при предоставлении государственными органами гарантий и поручительств в рамках содействия определенной деятельности государственных и частных предприятий. Выделение бюджетных средств на подобные цели является наиболее плодотворным и отвечающим государственным экономическим интересам. Данный вид госзадолженности широко распространен в развитых странах. Для стран с развивающейся экономикой этот вид долга представляется наиболее перспективным с точки зрения промышленного подъема экономики.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации согласно бюджетного кодекса включаются:

·        номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

·        объём основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

·        объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

·        объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

·        объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

Размеры и структура государственного внутреннего долга представлены в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

3. Методы управления государственным внутренним долгом

Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом. Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга. Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 40,2%, к концу 2012 года увеличится более чем в 2 раза и составит 15,4% ВВП. Объем государственного внутреннего долга увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2%, к концу 2012 года увеличится в 1,7 раза и составит 8,1% ВВП.

В 2012 году бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличатся по сравнению с 2011 годом на 121 396,7 млн. рублей и составят 314 096,7 млн. рублей, что связано с необходимостью обеспечения финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление государственных внутренних заимствований и ростом абсолютного значения государственного внутреннего долга Российской Федерации. В 2013-2014 годах указанные бюджетные ассигнования запланированы в сумме 395 766,8 млн. рублей и 479 420,1 млн. рублей соответственно.

Расчет процентных платежей по государственному внутреннему долгу Российской Федерации производился на основе:

·  ожидаемого объема государственного внутреннего долга Российской Федерации по ценным бумагам по состоянию на 01.01.2012 в объеме 3 655 273,1 млн. рублей и прогнозируемой эмиссии государственных ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, в 2012 году в сумме 1 843 716,2 млн. рублей, в 2013 году - 1 839 600,0 млн. рублей и в 2014 году - 1 919 400,0 млн. рублей по номинальной стоимости;

·        планируемой доходности в 2012-2014 годах по краткосрочным инструментам до 4,5 - 5,5% и по среднесрочным до 6,0 - 7,5% и долгосрочным до 7,5 - 8,5% инструментам.

Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2012-2014 годах будет приходиться на облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) и облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). В 2012 году на обслуживание ОФЗ-АД будет направлено 61 557,6 млн. рублей, в 2013 году - 58 153,9 млн. рублей, в 2014 году - 57 202,1 млн. рублей. Бюджетные ассигнования на обслуживание ОФЗ-ПД составят в 2012 году - 200 520,5 млн. рублей, в 2013 году - 281 473,9 млн. рублей и в 2014 году - 371 112,6 млн. рублей.

Основными способами погашения внутреннего государственного долга могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование - пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части - прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным - расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.

В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года. Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускает платежных пиков и считает, что до 2010 г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков.

График погашения государственного внутреннего долга РФ по годам

Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Заключение

Государственный долг можно рассматривать как отношения, возникающие по поводу привлечения и использования дополнительных централизованных денежных фондов государства, т.е. финансовые отношения, представляющие собой экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме

С помощью государственного долга преодолевается ограниченность налоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы, государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетного равновесия.

Взаимосвязь долга и экономики сложна и неоднозначна. Единой точки зрения на характер воздействия долга на экономику не существует. Взгляды экономистов на эту проблему совершено различны.

Постоянно растущие расходы бюджета не соответствуют темпам роста доходов, что неминуемо приводит к формированию дефицита бюджета. В этом случае основным и, пожалуй, единственным способом для финансирования дефицита бюджета выступает государственный долг.

Внутренний государственный долг играет достаточно весомую роль в экономике всех государств и по его доле в общем объеме госзадолженности можно судить об экономическом положении государства. Например, в развитых рыночных государствах на долю внутреннего долга приходится основная масса всей госзадолженности, в то же время, как в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой в связи с низким уровнем внутренних накоплений основная масса государственной задолженности приходится на внешний долг.

В то же время расширение использования инструментов долговой политики в отношении внутренних заимствований может способствовать созданию более гибких механизмов для решения актуальных проблем в различных сферах - бюджетной, денежно-кредитной, социальной и др. При этом внутренняя долговая политика должна быть взвешенной и являться предметом постоянного мониторинга.

Государственный внутренний долг - явление достаточно сложное и обусловленное рядом причин, действующих в специфической обстановке конкретного государства, его воздействие на экономику страны получает индивидуальную окраску. В отличие от практики развитых рыночных стран, где государственный внутренний долг выступает в качестве дополнительного источника бюджетных доходов, формирование и рост российского государственного внутреннего долга преимущественно является результатом резкого сокращения налогооблагаемой базы в связи с сильнейшим падением объема производства в стране и нарастанием напряженности в бюджетной сфере. Неограниченный рост государственной внутренней задолженности и расходной бюджетной статьи по его обслуживанию, в свою очередь, оказывает негативное влияние на экономику страны.

Таким образом, под внутренним государственным долгом следует понимать внутреннюю задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках, выраженную в валюте Российской Федерации.

В этой связи важно определить те направления, по которым возможно привлечение внутренних заимствований со стороны государства для инвестирования в капитал страны. Необходимо создание новых форм привлечения внутренних займов для финансирования обновления и увеличения государственного капитала. Нужно выработать комплексный подход к решению задач социально - экономического развития страны посредством увеличения масштабов использования государственного имущества.

Литература


1.     Алехин Б.И. Государственный долг. - М.: Юнити-Дана, 2012.

2.     Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и межд. отношения. - 2003. - №2. - С. 26-35.

3.      Афанасьев Я.М. Долговая политика России: новые тенденции // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. 2011. №4. С. 143-150.

.        Бабич И.В Методы управления государственным долгом // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №5. С. 120-122.

.        Бабич И.В. Классификации государственного долга как элемент формирования эффективной долговой политики государства // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. №3. С. 156-161

.        Бескова И.А. Управление государственным долгом. - Финансы, 2003.

.        Бикалов М.С. Внутренний долг РФ: тенденции и перспективы // Финансы и кредит. - 2009. - №5.

.        Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности - М.: Логос, 2007.

.        Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1988 №145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

10.   Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Перспектива. 2007.

11.    Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. - 252 c.

12.   Воронин Ю.С. Управление государственным долгом // Экономист. -2008. - №1

13.    Вышкварцева М. Дефицит бюджета. Источники финансирования и государственный долг - М.: Лаборатория книги, 2010.

.        Гордиенко М.С Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации // Экономика и экологический менеджмент. 2012. №1. С. 122-136.

.        Долганова Ю.С., Уксусова С.Ю. Дискуссионные вопросы управления государственным долгом // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. Т. 35. №3. С. 96-101.

.        Ершов М.В. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса // Деньги и кредит. 2010. №8. С. 32-38.

.        Жигаев А.Ю. Система макроэкономических ограничений на размер государственного долга // Деньги и кредит. - 2007. - №7.

.        Зуев Д.С. Государственный долг в системе экономических отношений // Инициативы XXI века. 2009. №4. С. 65-68.

.        Красавина Л.Н. Долговая политика: мировой опыт и российская практика // Деньги и кредит. 2010. №8. С. 62-71.

.        Кротова Н.И. Теоретические проблемы совершенствования функций органов государственной власти в области управления государственным долгом // Бизнес в законе. 2009. №4. С. 155-159.

.        Крохина Ю.А. Целевые ориентиры и задачи управления государственным долгом в законодательстве Российской Федерации // Академический юридический журнал. 2010. №40. С. 26-31.

.        Маргасов Д.В. Использование внутренних займов для увеличения государственного капитала // Проблемы современной экономики. 2011. №4. С. 210-214.

.        Мартьянов А.В. Управление государственным долгом: ретроспективный анализ теоретических аспектов политической экономии // Сибирская финансовая школа. 2009. №1. С. 59-62.

.        Миронов А.В. Современное состояние государственного долга России: этапы развития и структурные особенности // Terra Economicus. 2010. Т. 8. №3-3. С. 107-112.

.        Полидуц С.А. Экономическое содержание категории «государственный долг» // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №10. С. 32-36.

.        Пономарёв К.С. Государственный долг Российской Федерации - М.: Лаборатория книги, 2009.

.        Попова Г.В. Управление государственным долгом как фактор финансовой стабилизации в России // Финансовые исследования. 2009. №23. С. 13-18

.        Постовская Я.А. Государственный долг Российской Федерации и его влияние на состояние экономики - М.: Лаборатория книги, 2010.

.        Ревзон О.А Долговая политика России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. Т. 3. №3. С. 232-235.

.        Реутова И.М. Основы функционирования рынка государственного долга // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2007. №3. С. 128-130

.        Рыжановская Л.Ю., Чистова В.Е. Проблемы ликвидности рынка государственных ценных бумаг // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. 2011. №3. С. 19-32.

.        Рябов П.В. Бюджетная политика властей в условиях мирового экономического кризиса: государственные долги // Проблемы прогнозирования. 2012. №1. С. 117-129.

.        Соколов Е.А. Принципы государственного внутреннего долга // Бизнес в законе. 2007. №1. С. 131-135.

.        Толмачева О.В. Исторический опыт выпуска государственных бумаг // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2011. Т. 94. №3. С. 103-114.

.        Ульянецкий М.М. Проблемы выбора метода индексирования государственных облигаций // Проблемы прогнозирования. 2008. №6. С. 60-68.

.        Чумаченко А.А. «Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования» Рынок ценных бумаг. - 2005 №16,

.        Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / под ред. А.И. Добрынина. Л.С. Тарасевича. - Спб. 1997.

.        Яковлев П.П. Внутренний государственный долг России: состав, структура, динамика развития - М.: Лаборатория книги, 2009.

.        Министерство финансов Российской Федерации [электронный ресурс] // Аналитический раздел [сайт]. URL: http://info.minfin.ru/

.        Министерство финансов Российской Федерации [электронный ресурс] // Аналитический раздел [сайт]. URL: http://info.minfin.ru/

.        Основные направления государственной долговой политики российской федерации на 2012-2014 гг. [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http:// www.minfin.ru

Похожие работы на - Государственный долг России в современных условиях. Основные задачи экономической безопасности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!