Государственный долг России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,73 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Причины возникновения государственного долга и его виды

. Последствия государственного долга и методы управления им

. Влияние государственного долга на развитие экономики России

. Структура внешнего долга России

. Динамика государственного долга России в 2014-2015 гг

. Государственный кредит

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Многие западные высокоразвитые страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками. С появлением и развитием в XVII веке государственных кредитных операций ни одно российское правительство не обходилось без привлечения средств для удовлетворения своих потребностей с помощью займов и кредитов. Они сыграли незаменимую роль в деле обеспечения государственных органов дополнительными финансовыми ресурсами, финансировании бюджетных дефицитов. В контрольной работе рассмотрим проблему государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время. Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и гос. долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран. Развитие любой страны зависит и от её взаимоотношений с другими странами, а кредитные отношения занимают не самое последнее место среди них.

1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ЕГО ВИДЫ

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие государственного долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил

в 1991 году 20,4 % (к расходной части бюджета),

в 1992 году - 8,6 %,

в 1993 году - 11,9 %,

в 1994 году - 10,4 %,

в 1995 году - 17,4%,

в 1996 году - 15,4 %,

в 1997 году - 16,1 %,

в 1998 году - 15,6 %,

1999 году - 14,3 %.

При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны. Виды государственного долга. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным - 18-30%. Другими показателями также являются:

· отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность)

· отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная)

· отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная)

По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:

ü  другие государства

ü  международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.)

ü  частные фонды - нерезиденты

Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны.

Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

ü  погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

ü  для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

ü  население;

ü  корпорации;

ü  банки;

ü  другие финансовые и кредитные учреждения.

. ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ

Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие - рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.

Выполнение Банков России и другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции агента.

При недостатке налоговых и не налоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга. Чем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствований, увеличивается объем государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.

Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. Сегодня внутренний и внешний государственный долг России колеблется у цифр в 650 млрд. долларов. Правительство в 90-х годах заимствовало деньги без учета долгов и возможности их возврата.

В 90-х годах государственный долг России увеличивался, достигнув в 2000г. Более 70 млрд. долларов (внутренний долг). Внешний государственный долг к 2000 году превысил 150 млрд. долларов. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу в 2001 году составляют 14,2 млрд. долларов.

Во время обсуждения федерального бюджета на 2002 год в Государственной Думе, Минфин назвал такие цифры платежей нашей страны по внешним долгам:

в 2001 году - 14,2 млрд. долларов;

в 2002 году - 14,2 млрд. долларов;

в 2003 году - 19,6 млрд. долларов;

в 2004 году - 16,0 млрд. долларов;

в 2005 году - 18,0 млрд. долларов;

Итого за 5 лет - 82,0 млрд. долларов.

Внешний долг Российской Федерации - это 599 млрд. долл. США. За прошедший год он уменьшился приблизительно на 18%, еще в январе 2014 его величина была более 728 млрд. долл. Предыдущий министр финансов РФ Алексей Кудрин успокоил россиян, что такой государственный долг и его выплата не приведет к дефолту. Хотя у отдельных компаний есть риск допуска дефолта. Это объясняется тем, что у частного сектора задолженность достаточно велика, а привлечь капитал из-за санкций практически невозможно. Хотя, если говорить и про Россию в целом, то у нее мало шансов сейчас на внешние займы. Большая вероятность, что бумаги РФ никого не привлекут, да и условия их размещения для страны невыгодны. Кому должны россияне? В первую очередь США и странам ЕС - здесь у Российской Федерации самые значительные долги. График погашения свидетельствует о том, что во ІІ квартале 2015 года Россия выплатит странам более 27 млрд. долл., в ІІІ квартале погасят большую сумму - 31 млрд. долл. Внутренний долг страны составляет 7,4 триллиона рублей. Предел на 1 января 2016 года - 7,43 трлн. руб. В перспективе не наблюдается снижение внутреннего долга. Проект федерального бюджета на 2015-2017 гг. говорит о том, что задолженность возрастет на конец 2016 - до 7,9 трлн. руб., в конце 2017 года будет составлять 8,7 трлн. руб.

Это огромная сумма накопления долгов. Напомним, что весь бюджет России по доходам составляет лишь 60 млрд. долларов, т.е. за пятилетку страна 1,5 года вынуждена работать только на возврат займов прошлых лет. Долг России уменьшается слишком медленно. Если Россия каждый год будет выплачивать долги без отсрочек, то процесс уплаты долгов затеняется до 3030 года и, причем возвращать надо будет 250 млрд. долларов.

Чтобы успешнее решить проблему долгов, необходимо эффективнее управлять этим процессом, использовать резервы сокращения внешнего долга.

Управление государственным долгом в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем вследствие быстрого роста абсолютных и относительных размеров государственного долга в течение последних двадцати лет. Основными причинами этого роста были: ошибочная экономическая политика внешних заимствований, проводимая последними советскими и первыми российскими правительствами; принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР; значительное снижение реального курса рубля в 1991 - 1992 гг. и в 1998 г.

Государственный долг в последние годы оказывал серьезное негативное воздействие на российскую экономику. В развитых странах среднегодовые масштабы операций по обслуживанию государственного долга не превышают, как правило, 8 - 10 % денежного запаса. В России этот показатель к концу 1996 г. Превысил 71% [2] . Наличие громадного и постоянно возрастающего государственного долга привело к концу 90-х годов к финансовому кризису.

В систему управления государственным долгом включаются такие элементы, как разработка общей стратегии государственных внутренних и внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Особую остроту проблема управления государственным долгом приобретает в условиях долгового кризиса, когда имеющихся в распоряжении государстве ресурсов недостаточно для исполнения принятых на себя обязательств.

Программа государственных заимствований может строиться на длительный долговой цикл с растянутыми сроками погашения на несколько десятилетий. Чаще такая программа строится на короткий период исходя из потребностей и ресурсов очередного финансового года. И, наконец, может использоваться схема резервного кредита.

Последствия внутреннего долга для экономики менее тяжелы, так как экономические ресурсы перераспределяются внутри страны.

В течение своего второго президентского срока, российский президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил лишь 53 млрд. (9 % ВВП). Пик российского государственного долга пришелся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 146 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции - 66 %, США - 53 %, Великобритании - 43 %, Норвегии - 36 %, Австралии - 12 %, Казахстана - 10 %, Гонконга - 2 %. Однако уже в 2007 году государственный долг Казахстана достиг 100% ВВП.

Одним из элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде, либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Уровень задолженности в пределах 50-70% ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП.

По оценкам экспертов, к 2020 году России предстоит выплатить 212 млрд. долл., из них 70 млрд. долл. - проценты по основному долгу.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость обратить серьезное внимание на усиление работы по возрасту кредитов России, тех кредитов которые она предоставила зарубежным странам. По некоторым оценкам, зарубежные страны были должны России в 1996г около 100 млрд. долларов.

. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Выяснив экономическую природу дефицита государственного бюджета, мы вплотную подошли к анализу государственного долга, который представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.

Анализ влияния бюджетного дефицита на экономику в коротком периоде позволяет перейти к рассмотрению долга. Для этого следует выделить последствия, вытекающие из внутреннего и внешнего долгов. Внутренний долг представляет собой задолженность страны перед своими гражданами. Внешний долг - это задолженность перед иностранцами.

Большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна, имеющая большой внешний долг, вынуждена больше экспортировать, чем импонировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.

Большой государственный долг ведет к «вымыванию капитала» из частного сектора, что ведет к замедлению экономического роста, следовательно, к снижению благосостояния в будущем. Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора. По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности.

Следует учитывать, что рост государственного долга может также порождать тенденции, косвенно противодействующие вымыванию капитала. Так, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки, а, следовательно, стимулировать сбережения. Поэтому можно говорить лишь о частичном вымывании частного капитала государственным долгом.

Итак, воздействие большого государственного долга на состояние экономики в долговом периоде характеризуют следующие результаты: происходит вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска; усиление налогового пресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду; возникающая необходимость обслуживания внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из стран, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике.

Каждое из указанных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели - обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста. Вместе с тем, учитывая все указанные отрицательные последствия, при оценке масштабов государственного долга и степени его воздействия на национальную экономику следует основываться не на абсолютной величине долга, а на соотношении последней с величиной ВВП. Удобен в этом отношении коэффициент «государственный долг - ВВП». Так, когда к 1990 г. США превратилась из страны-кредитора в страну-должника, их внешний долг составил 500 млрд. долл. В абсолютном выражении эта сумма огромна, но в сравнении с годовым выпуском страны, составляющим 6500 млрд. долл., она не столь уж значительна.

Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.

Величина государственного долга не должна превышать размеры ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит, эти средства используются эффективно. Минимальным критерием эффективности использования заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.

Если доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может:

·        отказаться от долга полностью или частично;

·        использовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;

·        пролонгировать долг;

·        прибегнуть к конверсии долга;

·        продать безнадежные долги.

Каждая из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента. При реструктуризации долг переводится в ранг долгосрочных, процентные выплаты при этом не возрастают, ввиду чего данная мера считается предпочтительнее предыдущей. Конверсия государственного дога предполагает его перевод в долгосрочные иностранные инвестиции при покупке в счет долга странами-кредиторами отечественной недвижимости, акций отечественных предприятий и т.д.

Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее стана предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.

Динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.

Большой государственный долг, порожденный крупным бюджетными дефицитами, может негативно повлиять на состояние национальной экономики, поэтому в настоящее время в большинстве развитых стран правительства отказались от рекомендованного кейнсианской теорией дефицитного финансирования экономики и проводят бюджетную политику, основанную на рекомендациях неоклассической теории. Согласно данному подходу сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджета, масштабы перераспределения национального дохода через бюджет уменьшаются. В отличие от кейнсианской концепции, делающей упор на стимулирование инвестиций посредством увеличения государственных расходов. Теория предложения предполагает повышение инвестиционной активности, прежде всего благодаря увеличению сбережений, которое необходимо стимулировать, в частности, путем снижения степени прогрессивности налогообложения либо посредством замены прогрессивного налогообложения пропорциональным.

. СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро*

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

51300

45442.5

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба

840.2

744.3

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ

860.2

762

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами

1021.3

904.7

Задолженность по внешним облигационным займам

36574.3

32398.2

внешний облигационный заем с погашением в 2017 году

2000

1771.6

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3466.4

3070.6

внешний облигационный заем с погашением в 2019 году

1500

1328.7

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3500

3100.4

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

846.7

750

внешний облигационный заем с погашением в 2022 году

2000

1771.6

внешний облигационный заем с погашением в 2023 году

3000

2657.5

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2499.9

2214.4

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

13261.4

11747.2

внешний облигационный заем с погашением в 2042 году

3000

2657.5

1500

1328.7

Задолженность по ОВГВЗ

5.4

4.8

Прочая задолженность

20.8

18.4

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11977.8

10610.1


В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

* объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

. ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИ В 2014-2015 гг

Основной функцией государства является создание и поддержания комфортных условий для проживания граждан. Для реализации этой функции государство осуществляет внешнюю и внутреннюю политику. Главным источником финансирования мероприятий, в рамках этих политик, является бюджеты различных уровней. Любой бюджет состоит из доходной и расходной частей. Превышение расходной части над доходной приводит к дефициту бюджета. Согласно действующему законодательству для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и покрытия бюджетного дефицита наряду с другими средствами, такими как налоги, эмиссия, активно используются государственные заимствования.

Понятие «государственное заимствование» широко используется в как в экономической, так в и юридической терминологии. Но не смотря на широту применения, в действующем законодательстве легальное определение этого понятия отсутствует. Хотя до 1 января 2008 года определение государственного заимствования было дано в ст. 89 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), но с 1 января 2008 года эта статья утратила силу.

Согласно ст. 89 БК РФ под государственным заимствованием понимались займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Таким образом, государственное заимствование делилось на две большие группы это внутреннее и внешнее заимствование. Определение каждого из видов давалось так же в ст. 89 БК РФ.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации .

Рисунок 1. Объем государственного внешнего долга РФ

Таблица 1. Показатели динамики внешнего долга РФ

Государственный внешний долг

млрд. долларов США*

Темп роста, %

Темп прироста, %

01.01.2005

86,5

-

-

01.01.2006

76,5

88,44

-11,56

01.01.2007

52

67,97

-32,03

01.01.2008

44,9

86,35

-13,65

01.01.2009

40,6

90,42

-9,58

01.01.2010

37,6

92,61

-7,39

01.01.2011

39,8

105,85

5,85

01.01.2012

35,8

89,95

-10,05

01.01.2013

50,8

141,90

41,90

01.01.2014

55,8

109,84

9,84


«*» - возможны неточности из-за округления

Анализ таблицы 1 и рисунка 1 показывает, что в период с 2005 г. по 2010 г наблюдается тенденция к уменьшению государственного долга, а с 2010 г. по 2014 г. тенденция к увеличению. В период с 2005 г. по 2010 г. произошло уменьшение госдолга на 48,9 млрд. долларов. Такое активное погашение долгов связанно с повышениями цен на нефть. Период с 2011 г. по 2014г. в целом охарактеризовать ростом госдолга. Особенно он был значительным в 2013 г., когда произошло увеличение на 41,9 млрд. долларов. Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме предоставления государственных гарантий.

государственный долг кредит экономика

Таблица 2. Определение тенденции изменения внешнего госдолга методом аналитического выравнивания

млрд. долларов США

t

t*y

t2

t4

y*t2

yt

01.01.2005

86,5

5

432,5

25

625

2162,5

86,64

01.01.2006

76,5

4

306

16

256

1224

70,79

01.01.2007

52

3

156

9

81

468

57,82

01.01.2008

44,9

2

89,8

4

16

179,6

47,73

01.01.2009

40,6

1

40,6

1

1

40,6

40,52

01.01.2010

37,6

-1

-37,6

1

1

37,6

34,74

01.01.2011

39,8

-2

-79,6

4

16

159,2

36,17

01.01.2012

35,8

-3

-107,4

9

81

322,2

01.01.2013

50,8

-4

-203,2

16

256

812,8

47,67

01.01.2014

55,8

-5

-279

25

625

1395

57,74

Итого

520,3

0

318,1

110

1958

6801,5

520,3

Рисунок 2. Объем государственного внутреннего долга РФ

Таблица 3. Показатели динамики внутреннего долга РФ

Государственный внутренний долг

млрд. руб.*[4]

Темп роста, %

Темп прироста, %

01.01.2005

778,47

 

 

01.01.2006

875,43

112,46

12,46

01.01.2007

1064,88

121,64

21,64

01.01.2008

1301,15

122,19

22,19

01.01.2009

1499,82

115,27

15,27

01.01.2010

2094,73

139,67

39,67

01.01.2011

2940,39

140,37

40,37

01.01.2012

4190,55

142,52

42,52

01.01.2013

4977,9

118,79

18,79

01.01.2014

5722,24

114,95


«*» - возможны неточности из-за округления

Анализ рисунка 2 и таблицы 3 показывает, что наблюдается тенденция к увеличению государственного внутреннего долга. Эта тенденция, как видно из рисунка 2, выражена явно, хотя увеличение происходит не равномерно. Минимальный прирост зафиксирован в 2006 г., когда он был равен 12,46 %. Максимальный прирост в 2011 г. равный 40,37 %.

Таблица 4. Определение тенденции изменения внутреннего госдолга методом аналитического выравнивания

Государственный внутренний долг

млрд. руб.

t

t*y

t2

yt

01.01.2005

778,47

-5

-3892,35

25

72,6

01.01.2006

875,43

-4

-3501,72

16

567

01.01.2007

1064,88

-3

-3194,64

9

1061,4

01.01.2008

1301,15

-2

-2602,3

4

1555,8

01.01.2009

1499,82

-1

-1499,82

1

2050,2

01.01.2010

2094,73

1

2094,73

1

3039

01.01.2011

2940,39

2

5880,78

4

3533,4

01.01.2012

4190,55

3

12571,65

9

4027,8

01.01.2013

4977,9

4

19911,6

16

4522,2

01.01.2014

5722,24

5

28611,2

25

5016,6

Итого

0

54379,1

110

25446



Таким образом, анализ динамики государственной задолженности РФ показало, что на начало 2014 года наблюдается тенденция к ее увеличению по обои направлениям. В результате расчета полиномов первой и второй степеней был получен прогноз изменения динамики государственной задолженности к 2015 г., который также показал его дальнейшее увеличение по обоим направлениям.

Как известно, увеличение государственного долга всегда связана с рядом серьезных проблем и негативных последствий. К таким последствиям следует относить:

. Снижение эффективности экономики, т. к. происходит отвлечение средств из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

. Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, то в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

. Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

. Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

. Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

. Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

. Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Цели и задачи государственного кредита. Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

ü  поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;

ü  регулирование макро- и микроэкономических процессов;

ü  воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Государственный кредит и государственный долг. Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:

ü  Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;

ü  Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;

ü  Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;

ü  Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;

ü  Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

ü  Обслуживание и погашение государственного долга;

ü  Выпуск и размещение новых облигационных займов:

ü  Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

ü  Регулирование рынка государственного кредита;

ü  Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов. Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк. Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних

Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

· Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

· Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были показаны основные теоретические моменты теории государственного долга и были отражены основные черты этих проблем применительно к российским условиям. Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных оживлением промышленного производства, расширением экспорто-ориентированных производств, в основном, связанных с нефтедобычей.

Стихийно формирующаяся открытая экономика России в первой половине 90-х годов была близка к распахнутости и анархичности. Ее «открытость», будучи проявлением «детской болезни» всеобщей демократизации и «шоковой» либерализации внешней торговли, не только не способствует повышению эффективности экономики, ее конкурентоспособности, но, наоборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономическую безопасность страны. Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее оптимальной интеграции в мировые хозяйстве связи для повышения, в конечном счете, благосостояния народа. Наличие оптимальной степени открытости российской экономики как основы для интеграции в мировые экономические процессы является необходимым условием получения эффекта от процессов глобализации мировой экономики.

При реализации системы мероприятий по интеграции российской экономики в мировое хозяйство необходимо сочетание прагматичной открытости с разумным протекционизмом.

Непродуманная система мероприятий по интеграции российской экономики внешнему миру объективно играет на руку более развитым странам Запада, имеющим прочные позиции на мировых рынках, создавая им односторонние преимущества. Можно предположить, что с ростом торгово-экономической мощи России и увеличением притока ее товаров на западные рынки промышленно развитые страны не постесняются ввести жесткие протекционистские ограничения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 17.07.1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 17.07.1998 г.// Российская газета 1998. 12 августа.; Собр. Законодательства РФ. - 1998. - № 31, - ст. 3823. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:: Доступ из СПС «Консультант Плюс».

.Минашкин В.Г. и др. Курс лекций по теории статистики. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. - С. 171.

3.Структура внешнего долга РФ.// Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: <http://www.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/> (дата обращения 08.05.2014).

.Структура внутреннего долга РФ.// Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:: <http://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/05/main/pogashenie_dolga_v_strukture_na_russk..pdf> (Дата обращения 08.05.2014).

5. Экономическая теория: учеб./ под ред. И.П. Николаевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014.

. Тоцкий. А. Возможности конверсии долгов.// «Внешняя торговля», 2014.

. Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России // Деньги и кредит. 2000 г.

. Борисов С.М. Новое о внешнем доге России// Деньги и кредит 2012г.

. Вавилов А.П., Внутренние проблемы внешнего долга\Газета «КоммерсантЪ»№59 6 апреля 2005 года.

. Илларионов А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в Российской экономике //Вопросы экономики. - 2006г.

. Галкин М. Долги России // Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 5.

Похожие работы на - Государственный долг России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!