Ассортиментная политика предприятия (на примере свадебного салона 'Бьюти')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    69,19 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ассортиментная политика предприятия (на примере свадебного салона 'Бьюти')

Содержание

Введение

1. Понятие ассортимента, его классификация

1.1 Классификация ассортимента

2. Основные направления в области формирования ассортимента

2.1 Управление ассортиментом

2.1.1 Установление требований к рациональности ассортимента

2.1.2 Ассортиментная политика и ассортиментная концепция

2.1.3 Формирование ассортимента

3. Общие и специфические факторы формирования ассортимента

4. Виды нормативных и технических документов, регламентирующих требования к ассортименту товаров

5. Исследование некоторых факторов формирования ассортимента на примере специализированного торгово-розничного предприятия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Последние десятилетия стали революционным для розничной торговли в России. Эпоха распределения превратилась в эпоху конкурентного, а также свободного от государственного контроля розничного бизнеса. Торговля претерпела очень серьёзные структурные изменения и, благодаря своему влиянию на уровень жизни населения и своим масштабам, стала играть важнейшую роль в экономике страны.

Увеличение потребления продукции, а также увеличение товарооборота вызывает необходимость изучать покупательский спрос. Его изучение в первую очередь должно «подчиняться» задаче более полного удовлетворения всевозможных запросов покупателей. Данная задача находит своё решение благодаря совершенствованию показателей ассортимента.

В настоящее время в условиях рыночной экономики ассортимент всевозможных товаров увеличился во много раз. Значительная часть ассортимента состоит из товаров недостаточно высокого качества, а также из продукции, которая не отвечает современным мировым требованиям.

Управление ассортиментом и его планирование одно из самых главных направлений деятельности каждого предприятия. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента. Грамотно составленная ассортиментная политика позволяет привлечь платежеспособного покупателя и достичь главной цели предпринимательской деятельности - извлечения максимально возможной прибыли. В силу этого исследование ассортиментной политики торгового предприятия приобретает особую значимость и практическую ценность.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что товарный ассортимент должен постоянно находиться под контролем, который необходимо осуществлять на каждой стадии жизненного цикла товара. Такая балансировка товарной номенклатуры позволяет обеспечивать стабильный объем сбыта и постоянство в получении прибыли.

Проблема формирования ассортиментной политики связана в основном с большим ассортиментом товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции. Поэтому формирование оптимального ассортимента, способствующего оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными.

В данной курсовой работе рассмотрены факторы формирования ассортимента и проведен анализ формирования ассортимента на конкретном торгово-розничном предприятии. Ассортимент товаров, услуг, а также такие его показатели, как полнота, широта, структура, рациональность, обновляемость, очень влияют на спрос покупателей и определяют эффективна ли работа данного предприятия.

Цель данной курсовой работы - изучение факторов формирования ассортимента и проведение анализа их применения на конкретном торгово-розничном предприятии.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.      Ознакомление с учебной литературой по вопросам ассортимента, его классификации и формирующих его факторов.

.        Проведение анализ формирования ассортимента на специализированном торгово-розничном предприятии.

.        Разработка рекомендаций по оптимизации формирования ассортимента на анализируемом торгово-розничном предприятии.

Объект исследования - свадебный салон «Бьюти» города Красноярска.

Предмет исследования - процесс формирования ассортимента и ассортиментная политика организации.

1.     
Понятие ассортимента, его классификация

Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам), предназначенный для продажи населению [1]. Под признаками может пониматься схожесть функционирования товаров, продажа товаров одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен [2]

Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении набор товаров принято ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к их сортаменту.

.1 Классификация ассортимента

По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент - ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения и социального развития РФ [3]. В маркетинге производственный ассортимент принято называть товарной линией предприятия. В данном случае маркетологи имеют в виду совокупность товаров, объединенных изготовителем по какому-либо признаку - одно назначение, одинаковый уровень цен и т.п.[4]. Поэтому термин «производственный ассортимент» недопустим и не является синонимом понятию «промышленный ассортимент».

Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговом предприятии или торговой сети [1]. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций - изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только этой фирмы.

Это основное разделение ассортимента - по группам. Также есть распределение по подгруппам, видам и разновидностям.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:

Простой ассортимент - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более, чем по трем признакам. Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями.

Сложный ассортимент - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более, чем по трем признакам. Сложный ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом [3].

Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потребности [5]. Под группами ассортимента понимаютсостав продукции и товаров одного вида, различаемых по отдельным признакам - маркам, фасону, профилям, артикулу, модели, росту, цвету и т.д.

Развернутый ассортимент товаров - ассортимент товаров, представленный их разновидностями. Например, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато они представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок [3].

Сопутствующий ассортимент - набор товаров, не относящихся к основным для данного предприятия [5]. Например, в обувном магазине - это предметы ухода за обувью.

Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами, например, для гипермаркетов.

По глубине охвата выделяют укрупненный ассортимент - это ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров. Совокупностью является класс, подгруппа, вид товаров. Товары укрупненного ассортимента удовлетворяют те же потребности, что и товары развернутого ассортимента. Укрупненный ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий. По тому же признаку в универмагах создаются разные секции (одежные, обувные, галантерейные и т.п.).

Укрупненный ассортимент в свою очередь подразделяется на видовой и марочный.

Видовой ассортимент - набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности. Он является составной частью ассортимента. Например, ассортимент молока - пастеризованное, стерилизованное и др. - часть ассортимента молочных товаров.

Марочный ассортимент - набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такой ассортимент в значительной мере нацелен на удовлетворение социальных и психических потребностей [3].

По глубине ассортимент также разделяют на глубокий и плоский.

Глубокий ассортимент - представлено много вариантов похожих или аналогичных товаров (например, разная упаковка зубной пасты, гелей, эликсиров и т.д.). Достоинства глубокого ассортимента: большой выбор способствует тому, что покупатель вряд ли уйдет без покупки, увеличивается «зона притяжения» магазина, вырабатывается преданность покупателя. Недостатки глубокого ассортимента: слишком большое разнообразие одного и того же товара может вызвать раздражение покупателя, который смущен богатством выбора, продавцы сами плохо ориентируются в различиях между товарами, проявляется эффект каннибализма (эффект снижения продаж товара из-за нахождения в ассортименте других аналогичных товаров).

Плоский ассортимент - представлено небольшое число разновидностей товаров. Следует тщательно подбирать товары, ориентируясь только на самые ходовые [6].

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают наилучшее качество жизни.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя. [7] Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным и прогнозируемым.

Реальный ассортимент - действительный набор товаров, имеющий в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности. [3]

Существуют различные классификации ассортимента, например, по степени важности для предприятия выделяют основной и дополнительный ассортимент.

Основной ассортимент включает товары, делающие наиболее существенный вклад в общую выручку розничного предприятия. Основной ассортимент формируется в соответствии с профильной ориентацией магазина. Например, в супермаркете основной ассортимент - продукты питания, в универмаге - одежда, обувь и другие непродовольственные группы товаров. Продажа в первую очередь именно этих товаров, приносящих наибольшую прибыль, является целью деятельности предприятия. Необходимо обеспечить постоянное присутствие на складе основного ассортимента.

Дополнительный ассортимент включает товары, придающие завершенность основному ассортименту. Это дополняющие товары, товары импульсивной покупки, товары для особых случаев, отсутствующие в других торговых местах. Например, расходные материалы при продаже оргтехники; светильники, портьеры, ковры в мебельном магазине. Дополнительный ассортимент может не всегда присутствовать в магазине, меняться по наименованиям, т.е. он относится к категории переменного ассортимента [6].

2.     
Основные направления в области формирования ассортимента

.1 Управление ассортиментом

Управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.

Управление ассортиментом опирается на следующие принципы:

·  ориентация на маркетинговые исследования

·        координация взаимосвязанных видов деятельности в области производства (научно-исследовательской, технологической, конструкторской) и сфере обращения (обеспеченности сбалансированности спроса и предложения товаров, рациональной организации товародвижения, исследования рынка)

·        дифференциация и модификация продукции

·        систематический контроль за поведением товаров на рынке, их жизненным циклом

·        утверждение планов и программ разработки новой или перспективной продукции

·        финансовая поддержка рационализации ассортимента товаров

·        принятие принципиальных решений относительно будущего товарного ассортимента (товарной номенклатуры)

·        системность, комплексность, эффективность, гибкость и динамизм, научность. [8]

2.1.1 Установление требований к рациональности ассортимента

Установление требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы маркетинговых исследований, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение), а для сезонных и модных товаров - метод исторических аналогий, в основе которого лежит предположение, что события, имевшие место ранее, могут повторяться с определенной долей вероятности [3].

Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется ее ассортиментной политикой [7].

.1.2 Ассортиментная политика и ассортиментная концепция

Ассортиментная политика - общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента. Общие намерения могут быть определены в форме целей и задач для их реализации.

Цель организации в области ассортимента- формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли [3].

Для этого должны быть решены следующие задачи:

·   установлены реальные и предполагаемые потребности в конкретных товарах

·        определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности

·        выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента

·        оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и (или) реализации отдельных товаров

·        определены основные направления формирования ассортимента. [7]

Для анализа ассортиментной политики организации используют следующие понятия: свойство ассортимента, выражающее специфику формируемого ассортимента, и показатель ассортимента, предназначенный для качественного выражения его свойств.

К таким специфическим свойствам ассортимента можно отнести широту, полноту, устойчивость, новизну, структуру, ассортиментный минимум, рациональность и гармоничность.

Анализ ассортимента и планирование ассортиментной политики является обязательной частью маркетинговой деятельности любой организации. Крупные торговые организации прилагают огромные усилия, привлекают значительные денежные средства для анализа ассортимента, так как при обороте в миллионы рублей малейшая ошибка может привести к большим убыткам. [9]

Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретного предприятия и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет его ассортиментную концепцию и политику. Цель ассортиментных концепций - сориентировать предприятие на выпуск или закупку товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса потребителей. Ассортиментная концепция - это не что иное, как программа по управлению ассортиментом товаров в общем, глобально, комплексно. Она включает целевую часть (требования к оптимальной структуре ассортимента товаров или товарной номенклатуре в зависимости от типа предприятия) и программную - систему мер по ее достижению за определенный период.

Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития торгового ассортимента данного вида товаров (производственной номенклатуры). К таким показателям относятся коэффициенты широты, полноты, обновления ассортимента, соотношения цен на товары (продукцию) данного вида. [8]

Рассмотрим показатели ассортимента более подробно.

Широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) - фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Ш6) - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, абазовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.

Глубина - количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций - одна из них.

Действительная глубина (Гл д) - количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина (Гл 6) - количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Коэффициент глубины (К гл) - отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Структура ассортимента товаров- соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе. Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности (Кр) - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости.

Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

Наибольшей гармоничностью отличается укрупненный ассортимент и его разновидности, наименьшей - смешанный.

Гармоничность определяет качественную характеристику ассортимента, но может измеряться количественно. Показателем гармоничности служит коэффициент гармоничности (Кгар), который определяется как отношение количества видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте товаров в той же организации. [3]

.1.3 Формирование ассортимента

Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенных руководством организации. Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обуславливающих направления развития ассортимента. [7]

С помощью формирования ассортимента решаются важные взаимосвязанные задачи в сферах производства и обращения. Путем установления ассортимента предприятие определяет специализацию и концентрацию своей деятельности, создает нужные источники с расчетом на выпуск товарной продукции соответствующего качества с относительно низкой себестоимостью их производства. Это способствует лучшему использованию материально-технической базы, времени работников, совершенствованию коммерческо-хозяйственных связей. [5]

Принципами формирования ассортимента являются:

·   отражение в ассортименте особенностей спроса обслуживаемого контингента

·        обеспечение комплексности в выборе и покупке товаров покупателями

·        соблюдение установившегося торгового профиля организации

·        обеспечение достаточной широты и полноты, устойчивости ассортимента товаров постоянного спроса и других показателей

·        составление ассортимента трудно заменяемых и незаменяемых товаров

·        определение круга взаимозаменяемых товаров

·        расширение ассортимента за счет новых товаров

·        оптимизация выбора товаров для обеспечения условий роста товарооборота торговой организации, ускорения товарооборачиваемости, повышения прибыли. [8]

Работа по формированию ассортимента усложняется следующими факторами: большой широтой ассортимента товаров, необходимостью учета законодательных требований по наличию обязательного ассортимента, невозможностью точного расчета реальной потребности населения, внезапностью появления новых модификаций товара.

Поэтому прогнозирование и планирование ассортимента может быть только краткосрочным. Следовательно, формирование и оптимизация торгового ассортимента это ежедневный процесс, основывающийся на анализе предложения поставщиков (производственных предприятий и оптовой торговли) и ежедневных розничных продаж. [4]

Рынок требует, чтобы в каждом звене движения товара, и особенно на предприятиях оптовой и розничной торговли, был представлен рациональный ассортимент товаров. Добиться этого весьма сложно, поэтому первоначально надо стремиться иметь обязательный ассортимент (ассортиментный минимум). При этом следует учитывать конкретные условия: специфику и особенности товарных групп, отдельных видов товаров, объем и структуру товарооборота, размеры складских и торговых площадей, наличие и состояние складского технологического оборудования и др. Постоянное наличие в продаже товаров обязательного ассортимента в определенной мере может служить гарантией обеспечения потребителей соответствующей продукцией. Обязательный ассортимент, надлежаще сформированный, имеет огромное значение для всей оперативно-торговой деятельности конкретного торгового предприятия. Он вносит организованность в работу предприятия, служит ее главным стержнем. [5]

Формирование ассортимента может осуществляться различными методами и подходами в зависимости от масштабов сбыта, свойств товаров, коммерческих и социальных целей и задач, стоящих перед предприятием. [4]

Основные направления формирования ассортимента - это сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

Сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.

Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны.

Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей, усиление конкуренции. [3] Например, состояние современного российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий. [8]

Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы - одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также снижением их производства в целом.

Углубление ассортимента - количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций.

Основанием для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок, отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов.

Стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов. [3]

Обновление ассортимента характеризуется появлением в ассортименте, за определенный промежуток времени, новых разновидностей товаров с более высокими потребительскими свойствами. Обновление ассортимента обеспечивает способность набора товаров удовлетворять изменившиеся, более высокие потребности населения и является одним из направлений ассортиментной политики предприятия. [10]

Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей и/или повышения конкурентоспособности, а также стремление изготовителей и продавцов стимулировать спрос путем побуждения потребителей делать покупки новых товаров для удовлетворения функциональных, социальных и психологических потребностей; изменение моды; достижения научно-технического прогресса.

Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей в том, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. Однако это не всегда так, поскольку качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных товаров. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фирме-изготовителю или продавцу.

Поэтому обновление ассортимента - очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров - один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций - изготовителей и продавцов. [3]

Для всех субъектов рыночных отношений обновление ассортимента - очень ответственное направление его формирования, связанное с риском для всех, однако в условиях конкурентной среды невозможно обойтись без обновления, так как новизна товаров - один из важнейших критериев конкурентоспособности предприятий-изготовителей и продавцов. Современные рыночные отношения требуют постоянного обновления товарного ассортимента, и по мере развития производственных сил на основе достижений научно-технического прогресса разработка и модификация товаров во многом способствуют сбалансированности спроса и предложения. [9]

Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обусловливает выбор следующих возможных путей: сокращение, расширение и/или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту данного направления. При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества к обеспечению безопасности для потребителей и окружающей среды, использованию достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни.

Учитывая достижения науки о рациональном и сбалансированном питании, совершенствование ассортимента пищевых продуктов на современном этапе может быть достигнуто путем сокращения ассортимента высококалорийных продуктов и расширения биологически полноценных продуктов, богатых незаменимыми аминокислотами, жирными кислотами, витаминами, минеральными веществами и др., а также продуктов, содержащих пищевые волокна и неусвояемые вещества.

Одним из путей совершенствования ассортимента может быть и его обновление. Однако обновление, как отмечалось, не всегда связано с улучшением качества товаров и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от товаров, ранее выпускавшихся и снятых с продажи (например, изменение упаковки, маркировки, массы, цены, товарной марки). Кроме того, иногда при производстве новых товаров используется более дешевое сырье, упрощенные технологии, что, естественно, вызывает снижение качества. Поэтому нельзя считать совершенствование и обновление одинаковыми направлениями формирования ассортимента.

Гармонизация ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации.

На российском потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элитных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм.

Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных районах города либо регионах страны или мира. [3]

Формирование ассортимента товаров происходит в два этапа. Первый предусматривает установление группового ассортимента, т. е. перечня групп товаров, подлежащих реализации торговым предприятием, с указанием суммы или удельного веса каждой группы в общем, объеме товарооборота. Решение этой проблемы связано с анализом факторов, оказывающих влияние на формирование товарного ассортимента. Второй этап определяет внутригрупповой (детальный) ассортимент, т. е. номенклатуру конкретных товаров и их разновидностей в пределах каждой товарной группы. Научное обоснование рационального формирования товарного ассортимента товаров опирается на объективно действующие факторы, использование которых дает возможность успешно решить эту задачу. [5]

ассортимент спрос рентабельность документ

3.     
Общие и специфические факторы формирования ассортимента

Различают общие и специфические факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей). [7]

Для успешного функционирования предприятие должно прежде всего определить структуру спроса и все, что с ней связано. [11]

Главная цель формирования товарного ассортимента - наиболее полно удовлетворить покупательский спрос - важнейший элемент рыночного механизма. Спрос определяет емкость рынка - ту часть товарного предложения, которая должна быть реализована в обмен на платежные средства субъектов рынка.

С развитием рыночных отношений активность потребителей товаров значительно повышается, более конкретными и избирательными становятся их требования к составу товарного предложения. Спрос подсказывает, какие товары нужно производить и иметь в продаже, он предъявляет требования к ассортименту, к качеству товаров. Значит, изучение спроса может дать правильное направление при формировании товарного ассортимента. [5]

На процесс формирования ассортимента оказывают влияние не только объем, структура, частота спроса на определенный товар, но и характер проявления спроса, его изменчивость. С этой точки зрения различают:

·   твердо сформированный (специальный) спрос - вид спроса, содержащий прямое требование, не допускающее замены данного товара каким-либо другим, даже однородным товаром

·        альтернативный спрос (спрос по выбору) - предусматривает широкую замену товаров и окончательно формируется после предварительного ознакомления с многими товарами, как однородными, так и разнородными

·        импульсивный спрос (неопределенный, скрытый) - вид спроса, проявляющийся и формирующийся под влиянием товарного предложения, - покупка основного товара побуждает приобретение сопутствующего. Такой спрос широко проявляется при приобретении новых товаров, с которыми потребители только знакомятся

·        макроспрос - совокупный спрос субъектов рынка на продукцию определенной отрасли производства. Связан с характеристикой широты ассортимента

·        микроспрос - спрос на конкретные изделия, их модели, марки, модификации, разновидности. Предпочтение отдается полноте ассортимента

·        постоянный (удовлетворенный и неудовлетворенный) спрос. [8]

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в значительной степени определяется мерами по государственному регулированию ее производства и реализации. [3]

Специфическими факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента - производственные возможности изготовителей, специализация (класс, тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации, сегмент потребителей. [7]

Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров. Так, отдаленность районов произрастания, высокая трудоемкость сбора отдельных видов дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и к их замене изделиями на синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).

Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными. Именно из-за нехватки производственных ресурсов наряду с низкой рентабельностью сократился ассортимент высококачественных виноградных вин, но расширился ассортимент их подделок или низкокачественной продукции.

Достижения научно-технического прогресса - мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможна в основном в результате развития науки, техники и технологии. Так, благодаря разработке таких прогрессивных технологий, как асептическая стерилизация и сублимационная сушка, появились принципиально новые виды консервированных продуктов. Открытие полупроводников произвело революцию в ассортименте радиотехнических товаров.

Торговый ассортимент неизбежно формируется под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.

Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей, оказывают все большее воздействие на формирование торгового ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

В период перехода к рыночным отношениям многие торговые организации, испытывая большие финансовые трудности, вносили изменения в свою ассортиментную политику путем включения в торговый ассортимент несвойственных товаров, не меняя при этом своего профиля. Многие специализированные магазины стали перепрофилироваться в магазины со смешанным ассортиментом. Однако, как показал опыт последних лет, большого успеха многим из них это не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция возврата к специализации торговых организаций и формированию соответствующего ассортимента.

Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или совместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы распределения товаров.

Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.

Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного либо развернутого ассортимента, организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.

Сегмент потребителей, на который выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие высококачественные или дешевые низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей.

Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов. [3]

4.     
Виды нормативных и технических документов, регламентирующих требования к ассортименту товаров

Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента.

Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров. Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в ОКП, стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ГОСТ Р, СТО) и технических условиях. В этих нормативных документах первый раздел называется «Классификация и ассортимент» (или «Ассортимент», или «Виды»). Кроме того, в некоторых стандартах может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров.

Наряду со стандартами, ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию, информируя потребителей и об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.

За рубежом широко распространены каталоги, которые разрабатываются на государственном и фирменном уровнях. В нашей стране также проводится работа по созданию единого государственного каталога. После выпуска такого каталога появится технологический документ, содержащий полный ассортимент российских товаров, который может быть принят в качестве базового показателя широты.

В настоящее время в России уже выпущен ряд изданий, содержащих перечни отечественных товаров по различным отраслям народного хозяйства. [3]

Большое значение для управления ассортиментом товаров имеют работы по классификации и кодированию, которые проводят отраслевые центры, кафедры РЭУ им Г. В. Плеханова, РГТЭУ, РУК Центросоюза России и др., отделы торговых предприятий. Они разрабатывают рекомендации промышленности по обновлению ассортимента и улучшению качества выпускаемых товаров, участвуют в оптимизации структуры ассортимента, определяют перспективу его развития. Все это способствует эффективному управлению как качеством, так и ассортиментом товаров. Один из важных способов управления ассортиментом является применение методик опережающей стандартизации. Результаты товароведных исследований, рекомендаций по улучшению качества и выпуску новых изделий служат основой активного формирования перспективного ассортимента товаров и управления им. [5]

5.     
Исследование некоторых факторов формирования ассортимента на примере специализированного торгово-розничного предприятия

Один из основополагающих факторов формирования торгового ассортимента - спрос. Но это понятие достаточно субъективное, спрос в свою очередь зависит от многих других факторов, таких, как предпочтения потребителей, их доход и многое другое. Спрос постоянно меняется, находится в движении, и точно просчитать его не представляется возможным в условиях проведения данной курсовой работы.

Поэтому анализ был проведен по некоторым из показателей ассортимента для определения его рациональности.

Для анализа было выбрано специализированное торгово-розничное предприятие - свадебный салон «Бьюти» города Красноярска.

Один из рассмотренных показателей - широта ассортимента.

Для сравнения был выбран свадебный салон «Аллы Ильиной» в городе Красноярске, так как это один из наиболее популярных салонов города с широким ассортиментом.

Сравнение широты проводилось по количеству представленных моделей. В салоне «Бьюти» на 30.11.15г. было представлено 71 платье, а в салоне «Аллы Ильиной 144. Исходя из этих данных, был рассчитан коэффициент широты (5.1).

 (5.1)

Значения коэффициента приближены к средним, что наиболее оптимально, так как при сверхвысокой широте ассортимента потребителю сложно ориентироваться в многообразии представленных товаров, что затрудняет его выбор, а при низких значениях данного показателя наблюдается дефицит товаров, то есть запросы потребителей остаются неудовлетворенными.

Следующий рассмотренный показатель - полнота ассортимента.

Полнота была рассчитана по количеству представленных коллекций (5.2). Так, в салоне «Бьюти» были представлены платья из двух коллекций «Глория» и «Вивальди», а у названного выше конкурента из семи.

 (5.2)

Данное значение достаточно низкое. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Так как модели одной коллекции, как правило, отличаются похожим дизайном, можно сделать вывод, что платья представленные в салоне «Бьюти» достаточно однообразны, а это может повлечь за собой неудовлетворенность потребителей и низкий спрос.

При проведении анализа также была рассмотрена структура ассортимента по представленному размерному ряду (Таблица 1)

Таблица 1

Размер

Структура ассортимента


В шт.

В %

52

73%

46-48

14

20%

50-52

4

5,6%

54

1

1,4%


Структура ассортимента по размерному ряду явно иррациональна (количество платьев 40-44-го размера во много раз преобладает над другими). Чтобы выяснить, с чем это связано, был рассмотрен следующий показатель ассортимента - устойчивость.

Изучив продажи в период с мая по ноябрь 2015 года, выяснилось, что наибольшим спросом пользуются платья 40-44-го размера. Можно предположить, что именно по этой причине, данный размер преобладает в ассортименте салона. На 30.11.15 г. среди представленных в салоне платьев, 40-44-го размера было 52 платья.

 (5.3)

Продавцы часто стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом, но, в данном случае, это не совсем рационально. Из-за обилия моделей 40-44-го размера ограничен размерный ряд у определенных платьев, то есть с большой вероятностью, можно предположить, что в данном салоне можно наблюдать явление неудовлетворенного спроса.

Также рассмотрен такой показатель, как структура ассортимента по длине платьев. Для этого было проведено условное разделение представленных в салоне «Бьюти» моделей на длинные и короткие. К длинным были отнесены платья с длиной от 140 см, а длина до 140 см - короткие платья. Так, на 30.11.15г. в салоне было представлено 11 коротких и 60 длинных платьев.

Относительный показатель структуры ассортимента для коротких платьев равен 0,15, а для длинных платьев - 0,85. Наблюдается серьезная разница между удельным весом коротких и длинных платьев в структуре ассортимента. Возникает необходимость выяснить насколько рационально такое распределение ассортимента.

При анализе продаж видно, что спрос на короткие платья зависит от сезона. Так, в «теплый» период май-сентябрь 2015 года было продано 13 коротких платьев, а в период с октября по ноябрь 2015 года всего одно.

Таким образом, устойчивость спроса на короткие платья в «теплый» период (май-сентябрь)  , а в «холодный» период (октябрь-ноябрь)  . Даже при учете, что рассматриваемый «теплый» период дольше в 2,5 раза, мы можем рассчитать средний коэффициент устойчивости для периода май-сентябрь 15,5% : 2,5 = 7,3%. А это приблизительно в 5 раз больше, чем в период октябрь-ноябрь. Таким образом, устойчивый спрос на короткие платья в весенне-летний период намного выше. А в осенне-зимний период спрос на короткие платья практические отсутствует. Исходя из этого, сделан вывод, что в «холодный» период количество моделей коротких платьев в ассортименте можно свести к минимуму, а в «теплый» период его можно увеличивать.

Тем не менее, однозначные лидеры продаж, вне зависимости от сезона - модели платьев с длиной от 150 см и с пышной юбкой. Таких платьев в ассортименте салона «Бьюти» 30. Исходя из этого, рассчитана устойчивость ассортимента по наиболее популярной модели (5.4).

 (5.4)

Коэффициент устойчивости находится в пределах нормы, нельзя однозначно сказать, что количество моделей, пользующихся спросом, требуется увеличивать или уменьшать. Салону «Бьюти», при условии постоянного спроса на данные модели, следует и дальше выдерживать такие пропорции при формировании ассортимента.

Следующий рассмотренный показатель - структура ассортимента по виду используемых тканей.

Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, определяет структуру товарооборота в денежном выражении. Однако прямой зависимости между ними нет. Это представлено в таблице 2.

Таблица 2

Вид ткани

Структура ассортимента

Средняя цена за шт.

Структура товарооборота в %


В шт.

В %



Шифон

5

7

25000

13,8

«Фатин»

31

43,7

24400

13,5

Атлас

12

16,9

24600

13,6

Органза

5

7

27400

15,2

«Микадо»

6

8,5

30800

17,1

Кружево

11

15,5

23200

12,8

Тафта

1

1,4

25300

14

Итого

71

100

180700


Как видно из данных названной таблицы, удельный вес платьев из «фатина» в структуре ассортимента в 3 раза выше, чем в структуре товарооборота. А вот удельный вес платьев из «микадо» в структуре ассортимента в 2 раза ниже, чем в структуре товарооборота. Конечно, опираясь только на эти данные, нельзя судить, рационально ли сформирован ассортимент. Ведь салон не может закупать только самые дорогие платья. Ассортимент необходимо формировать, ориентируясь на платежеспособный спрос потребителей.

Еще один важнейший показатель ассортимента - его обновляемость или новизна.

При сравнении ассортимента салона «Бьюти» за период июнь-август 2015 года и за период сентябрь - ноябрь 2015 года выявлено, что ассортимент в осенний период был изменен на 13 позиций. Исходя из этого, рассчитываем степень обновления ассортимента (5.5).

  (5.5)

Обновление ассортимента, особенно в салоне свадебных платьев, необходимо. Новые товары удовлетворяют скорее не физиологические, а психические и социальные потребности. А любое торговое предприятие, связанное с продажей разных видов одежды, должно поддерживать обновление ассортимента, чтобы следовать новым модным тенденциям. Однако, любое обновление - это своего рода риск для продавца, так как новый товар может не оправдать себя и не пользоваться спросом. Поэтому обновлять ассортимент нужно постепенно, постоянно наблюдая за реакцией потребителя на новый товар. Таким образом, сделан вывод, что степень обновления ассортимента в салоне «Бьюти» находится на необходимом уровне, который стоит поддерживать в дальнейшем.

Кроме прочего, проведен анализ сопутствующего ассортимента.

Была рассчитана полнота по представленному количеству товарных групп. В качестве базовых значений рассматривается по-прежнему свадебный салон «Аллы Ильиной» (5.6).

В салоне «Бьюти» сопутствующий ассортимент представлен лишь двумя товарными группами - фата и болеро. А у «Аллы Ильиной» 17 товарных групп относится к сопутствующему ассортименту - это бижутерия, болеро, букеты невесты, венки, диадемы, заколки, ленты для свидетелей, украшения на машину, подвязки для невесты, рушники, бокалы, перчатки, семейный очаг, сумочки, фата, шляпы, шубки.

  (5.6)

При расчете получен очень низкий коэффициент полноты в салоне «Бьюти». Не смотря на специализацию салона, можно с большой вероятность предположить, что увеличение полноты сопутствующего ассортимента повлечет за собой увеличение спроса у покупателей.

Следующий рассмотренный показатель сопутствующего ассортимента - широта ассортимента по количеству моделей фаты. В салоне «Бьюти» представлено 8 моделей, а в названном выше салоне конкурента - 20 (5.7).

  (5.7)

Коэффициент находится в нижних пределах нормы, можно предположить, что целесообразней будет немного увеличить количество представленных моделей фаты.

Также рассчитан коэффициент широты по количеству представленных моделей болеро (5.8).

  (5.8)

Так как это не самый популярный свадебный аксессуар и коэффициент широты находится в рамках оптимального значения, можно предположить, что то количество моделей болеро, которое представлено, вполне удовлетворяет потребность покупателей.

Итоги анализа приведены в таблице 3.

Таблица 3

Показатель

Значение

Основной ассортимент

Широта по количеству представленных моделей

49,3%

Полнота по количеству представленных коллекций

28,6%

Основной ассортимент

Устойчивость ассортимента платьев 40-44-го размера

73,2%

Структура ассортимента по длине платьев

0,15 - короткие, 0,85 - длинные

Устойчивый ассортимент по наиболее популярной модели

42,3%

Обновляемость ассортимента

18,3%

Сопутствующий ассортимент

Полнота по количеству товарных групп

11,8%

Широта по количеству моделей фаты

40%

Широта по количеству моделей болеро

50%


Заключение

Формирование ассортимента - сложный и важный процесс, который имеет огромное значение в «жизни» организации. Не все руководители производственных или торговых компаний осознают всю важность формирования и постоянного корректирования ассортимента, с учетом предпочтений потребителей. Именно от того, как сформирован ассортимент, будет зависеть, насколько успешно предприятие.

В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Формирование ассортимента - это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке.

В современных условиях выигрывают те организации, которые обладают наиболее эффективной товарной политикой. Товарная политика всегда являлась и является основой любого бизнеса.

Формирование ассортимента составляет основу товарной политики предприятия. Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающим. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на формирование ассортимента.

Ассортиментная политика приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по ассортименту и качеству. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и максимально эффективно управляет ею.

По итогу курсовой работы, проведены ознакомление с теоретическими аспектами вопроса формирования ассортимента и анализ на примере свадебного салона «Бьюти». По итогу анализа разработаны следующие рекомендации для салона «Бьюти»:

·        Поддержание широты ассортимента по количеству моделей платьев на установившемся уровне

·        Увеличение полноты ассортимента, путем заказа платьев из разнообразных коллекций

·        При формировании ассортимента необходимо соблюдение сезонности: в весенне-летний период увеличение количества моделей короткой длины, а в осенне-зимний сокращение количества коротких платьев до минимума

·        Расширение сопутствующего ассортимента, путем добавления новых товарных групп, например, подвязки, ленты, шляпки и другие товары, используемые на свадьбе.

Список использованных источников

1.   ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения. - Взамен ГОСТ Р 51303-99; введ. 01.04.2014. - Москва: Стандартинформ, 2014. - 36с.

2.      Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М.: Вильяме, 2007. - с. 279.

.        Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов/ М.А. Николаева. - Москва: Норма, 2006. - с. 437.

.        Калачев С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник / С.Л. Калачев. - Москва: Юрайт, 2012. - с. 463.

.        Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: учебник/ Ф.А. Петрище. - Москва: 2004. - с. 509.

.        Наумов В.Н. Маркетинг: учебник/ В.Н. Наумов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - с. 320.

.        Еремина О.Ю. Товарный менеджмент: учебное пособие/ О.Ю. Еремина, О.В. Евдокимова, В.И. Уварова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - с. 234.

.        Магомедов М.Д. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров/ М.Д. Магомедов, Е.Ю. Алексейчева, И.Б. Костин. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2013. - с. 292.

.        Куликова Н.Р. Управление ассортиментом товаров: учебное пособие / Н.Р. Куликова, Т.А. Трыкова, Н.С. Борзунова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - с. 240.

.        Ляшко А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: учебник/ А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко, А.П. Снитко. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2013. - с. 660.

.        Яковлева Г.А. Основы коммерции: учебное пособие/ Г.А. Яковлева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - с. 224.

Похожие работы на - Ассортиментная политика предприятия (на примере свадебного салона 'Бьюти')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!