Ассортиментная политика предприятия розничной торговли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    80,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ассортиментная политика предприятия розничной торговли














Курсовая работа

Ассортиментная политика предприятия розничной торговли


Введение

Тематикой данной курсовой работы является ассортиментная политика предприятия розничной торговли. Данная тема является актуальной для всех участников коммерческой деятельности. В условиях рыночной экономики принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная, рентабельная работа. Для того чтобы деятельность фирм была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия розничной торговли.

Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей и приносящего прибыль от реализации.

Естественным в этой связи является то, что в число важнейших факторов эффективного хозяйствования входит уровень и качество организации коммерческой работы в розничной торговле, так как это направлено на создание и реализацию ассортимента, отвечающего требованиям потребителей на розничном рынке.

Принципиальной и важной  особенностью современной коммерческой деятельности является тот факт, что она может отвечать требованиям рынка только в том случае, если осуществляется на основе маркетинга-менеджмента, т.е. на основе теории и практики маркетингового управления процессами, трудовыми, материальными финансовыми и информационными ресурсами организации торговли.

Наиболее важным аспектом маркетинговой политики предприятия следует признать его ассортиментную политику - ведь именно грамотно составленная ассортиментная политика позволяет привлечь платежеспособного покупателя и достичь главной цели предпринимательской деятельности - извлечения максимально возможной прибыли. Это возможно лишь при быстром и гибком реагировании на любые изменения на рынке. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает конкурентоспособность предприятия, его устойчивое положение. Для того, чтобы деятельность была эффективной, предприятия должны вовремя выявить недостатки организационного процесса, технико-экономических показателей.

Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ ассортиментной политики предприятия розничной торговли и разработка направлений ее совершенствования.

Для достижения этой цели в работе будут рассмотрены следующие задачи:

- рассмотрение теоретических основ формирования ассортиментной политики предприятия розничной торговли;

- рассмотрение технико-экономических характеристик магазина;

- рассмотрение организации ассортиментной политики в магазине;

- анализ ассортиментной политики магазина;

- пути или направления совершенствования ассортиментной политики магазина.

1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия розничной торговли

.1 Сущность и виды ассортиментной политики

С экономической точки зрения, ассортимент - это, прежде всего, отражение межотраслевых и отраслевых пропорций       в составе товарного предложения

Иными словами, ассортимент - большая совокупность товаров, объединенных общим признаком (сырье, назначение, производитель), внутри которой выделяются более мелкие совокупности, различающиеся другими признаками. Таким образом, ассортимент представляет собой систему отдельных элементов, объединенных в группировки по одному частному признаку. Между группировками существуют определенные связи. Связи между двумя элементами обычно выявляются посредством определенной системы классификации.

Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров и должен рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретном товарном рынке.

Товарный ассортимент представляет собой набор товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку или совокупности признаков (вид, цвет, размер).

По товарам народного потребления различают два вида ассортимента товаров - производственный и торговый.

Производственный ассортимент товаров представляет собой перечень товаров (номенклатуру), выпускаемых отдельными предприятиями, объединениями, отраслями промышленности или сельского хозяйства. Обычно производственный ассортимент бывает узким, т.е. ограниченной номенклатуры изделий. Это обусловливается различием видов сырьевых ресурсов, используемого технологического оборудования, профилем специалистов и так далее. Узкая специализация оправдана экономически, так как специализированные предприятия успешнее осваивают производство ограниченного круга изделий, выпускают их лучшего качества, эффективнее используют средства труда и рабочую силу, активно внедряют инновации.

В торговых организация должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющих собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента товаров в торговый (подсортировка товаров). [3, с. 295].

В основном процесс преобразования производственного ассортимента товаров в торговый осуществляется оптовыми торговым организациями. Это относится главным образом к товарам сложного ассортимента.

По некоторым продовольственным товарам (прежде всего скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых организациях. [6, с. 389].

Торговый ассортимент - перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. Он включает сотни тысяч наименований и разновидностей товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Эта огромная масса товаров доводится через розничную торговлю до конечных потребителей. В целях управления товарной массой все товары народного потребления группируются по отдельным признакам.

Так, с точки зрения общего назначения, все товары делятся на продовольственные (продукты питания) и непродовольственные (обувь, одежда, трикотаж, товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода).

Все продовольственные и непродовольственные товары делятся на группы, подгруппы, виды и разновидности.

Так, товарная группа обуви состоит из подгрупп: кожаная, текстильная, вяленая и резиновая.

Например, при изучении ассортимента одежды вначале всю бытовую одежду классифицируют на группы (верхняя одежда, легкое платье, бельевые изделия, головные уборы), затем - на подгруппы (например, в группе верхней одежды - пальтовые и костюмные изделия).

Товарная группа тканей состоит из подгрупп: хлопчатобумажные, шерстяные, льняные. В свою очередь, подгруппа хлопчатобумажных тканей складывается из видов: ситцевые, сатиновые, бязевые.

Внутри вида товары могут различаться между собой особыми признаками, которые обозначаются артикулами, сортами, марками, размерами.

В практике торговли выделяют по характеру группировки соответственно групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент.

Групповой ассортимент - перечень входящих в него групп товаров.

Внутригрупповой (развернутый) ассортимент - представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

Кроме того, торговая характеристика ассортимента товаров предполагает деление всех товаров по степени его сложности, частоте и характеру спроса, сезонности, комплектности и другим квалификационным признакам.

По степени сложности ассортимента товары делят на две группы: товары простого ассортимента и товары сложного ассортимента.

Товары простого ассортимента имеют небольшое число разновидностей (соль, спички, хлеб, сахар, крупа, мука, кирпич). Товары сложного ассортимента имеют большое количество разновидностей (ткани, одежда, обувь, книги, кондитерские изделия).

По частоте спроса товары народного потребления условно подразделяют на товары частого (повседневного) спроса (соль, хлеб, сахар, спички, нитки, табачные изделия), товары периодического спроса, которые покупаются через определенный период внедрения (одежда, обувь, посуда, многие посудохозяйственные товары, 1-2 раза в год отдельные культтовары, ткани) и товары редкого спроса (пианино, мотоциклы, автомашины, холодильники, стиральные машины, телевизоры, деликатесы из мясной, рыбной и молочной гастрономии и другие товары).

По характеру предъявляемого спроса товары условно можно разделить на следующие группы: устойчивого спроса, твердо сформулированного спроса, альтернативного спроса, импульсивного спроса.

По товарам устойчивого спроса должны быть обеспечены высокая стабильность ассортимента и бесперебойное наличие их в продаже (хлеб, соль, молочные продукты, электротовары и другие - это товары повседневного спроса.

К товарам твердо сформулированного спроса относятся такие товары, которые, как правило, не могут быть заменены другим родственным видом или сортом товара. При формировании спроса на эти товары покупатель указывает их точные индивидуальные признаки. Марки конкретных сигарет, телевизоров. Этот вид спроса не допускает замены.

Товары альтернативного спроса - это такие товары, по которым покупатель не указывает точных индивидуальных признаков. Они покупаются на основе выбора и сравнения (перчатки, галстуки, сорочки, верхняя одежда и другое). Допускается сравнительно широкая замена товара.

Товары импульсивного спроса покупатель приобретает под воздействием показа товаров, предложения продавцов, рекламных средств.

В практике коммерческой деятельности по характеру использования также выделяют сопутствующие товары и родственные по спросу товары.

К сопутствующим относят товары, не имеющие самостоятельного назначения и употребляемые только с основными. Например, шнурки к обуви, ремешки к часам, одежные щетки, пуговицы. Такие товары должны продаваться, как правило, в магазинах, торгующих основными товарами, но могут продаваться и в других магазинах, торгующих родственной группой товаров.

К товарам, родственным по спросу, относятся товары, покупаемые и употребляемые совместно. Например, табачные изделия и спички, сахар и чай, писчебумажные изделия и карандаши, ластик, линейки. Такие товары должны продаваться в одном магазине и размещаться рядом. [1, с. 326-329].

Особое место в характеристике ассортимента товаров занимают товары комплексного спроса. К ним относятся товары различных товарных групп и отраслей, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса отдельных групп населения, к примеру: «Товары для детей», «Товары для женщин», «Товары для домашнего хозяйства», «Товары для отдыха», «Товары для охоты» и так далее.

В процессе формирования ассортимента важно учитывать специфику сезонности спроса. Тщательный учет этого вида спроса позволяет получать дополнительные объемы продаж. При этом важное значение имеет оперативное и тактическое управление товарными запасами с учетом сезонных колебаний спроса.

Торговая классификация товаров помогает систематизировать подход к формированию ассортимента, обеспечивает возможность учета специфических особенностей отдельных товаров и товарных групп при их реализации. На основе знаний товароведной и торговой классификации ассортимента осуществляется коммерческая деятельность по формированию ассортимента в розничной торговле.

В условиях развития конкуренции и возрастания неопределенности внешней по отношению к предприятию среды все более необходимым становится стратегический подход к управлению торговым ассортиментом. Такой подход обеспечивает разработка ассортиментной политики организации торговли.

Ассортиментная политика торговой организации - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получения необходимой прибыли.

Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии организации на розничном рынке. Главной ее целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемых потребителей.

Однако достаточно сложно удовлетворить потребности в товаре всех без исключения потребителей, так как они различны в своих требованиях к товару и обслуживанию. Эту проблему разрешает сегментация - разделение потенциальных покупателей по определенным группам по некоторым признакам (пол, возраст, уровень денежных доходов, социальное положение). Отобразим это на рисунке.

Разновидности сегментирования рынка

Главная цель сегментации - обеспечить адресность реализуемых товаров и услуг. Сегментация рынка - один из важнейших инструментов ассортиментной политики, и от того, насколько правильно выбран сегмент (сегменты) рынка, во многом зависит конкурентоспособность организации. Так как сегменты нередко задаются группой специалистов, требуется особая объективность и профессионализм, чтобы решение о выборе сегмента не привело к коммерческой неудаче. Знание особенностей поведения различных групп потребителей, мотивация покупок является условием правильного формирования спроса, принятия оптимальных решений в ассортиментной политике.

Рассмотрение проблем развития ассортимента и удовлетворение спроса различных категорий покупателей на основе анализа их предпочтений и изменений рыночной ситуации составляет сущность современной ассортиментной политики организации.

Выбор сегмента (сегментов) рынка и разработка всех составляющих политики организации торговли в области ассортимента с учетом требований конкретной группы потребителей с учетом факторов среды деятельности позволяет определить такую ассортиментную политику как активную.

Таким образом, активная ассортиментная политика предполагает решение следующих наиболее важных задач:

- удовлетворение спроса конкретных групп потребителей;

- гибкое реагирование на требования рынка;

- обеспечение финансовой устойчивости торговой организации.

Ассортиментная политика предполагает определенные действия организации розничной торговли в соответствии с принятыми принципами поведения.

Рассмотрим условный пример содержания ассортиментной политики хозяйствующего субъекта. Открывая частный магазин, предприниматель на основании изучения места его дислокации, конкурентов, своих внутренних возможностей и потенциальных потребителей пришел к выводу о целесообразности торговли продовольственными товарами повседневного спроса. Предварительно ассортиментный набор составлял из четырех товарных групп: хлеб и хлебобулочные изделия, молочные товары, кондитерские изделия, бакалея. Важной составляющей своей ассортиментной политики коммерсант принял принцип обеспечения широкого выбора товаров, то есть представительной глубины ассортимента в рамках каждой товарной группы. Более глубокое изучение ассортимента конкурентов показало, что в их магазинах достаточно широкий выбор кондитерских изделий, а обеспечение необходимой глубины ассортимента по группе молочных товаров потребует очень значительных затрат на их доставку и реализацию. Поэтому предприниматель остановил свой выбор на двух оставшихся товарных группах: хлеб, хлебобулочные изделия и бакалея.

Таким образом, основной стратегической задачей своей ассортиментной политики коммерсант считает обеспечение широкого выбора двух представленных групп товаров, соблюдая при этом принцип устойчивости и обновляемости ассортимента товаров. [4, с. 448-450].

Ассортиментная политика для конкретного магазина (или организации торговли), выраженная в разработанном и согласованном ассортиментном перечне требует осуществления ассортиментного позиционирования.

Ассортиментное позиционирование торговой организации - процесс отбора особых конкурентных преимуществ в области ассортимента предлагаемых товаров и услуг, и донесение информации о них до целевого потребителя.

Позиционирование магазина (сети магазинов) осуществляется средствами коммуникативной политики. Цель позиционирования - найти особую нишу внутри целевого сегмента, которая не занята конкурентами. Например, парфюмерно-косметический магазин «Л’Этуаль» позиционирует себя как предоставляющий наибольший выбор мужской и женской парфюмерии. Фирменные магазины «Милавица» предоставляют себя в группе корсажных изделий по всем видам и значительному количеству разновидностей.

Однако не всегда возможно позиционирование исключительно по показателям ассортимента из-за сходности широты, глубины ассортимента предлагаемых покупателям товаров. Поэтому практически всегда в позиционировании участвуют другие атрибуты товара и стратегии его реализации: цена, услуги, сервис, стимулирование, формат, метод продаж. Например, гипермаркеты торговой сети «Рамстор» имеют на своей территории не только бутики, кофейни, закусочные, но и кинотеатры. Магазины фирмы Sears продвигают модные товары при высоком уровне сервиса, характерного для универмагов. [2, с. 512].

Однако при позиционировании организация может допустить определенные ошибки. Удачным способом их выявления и исправления специалисты считают построение карты позиционирования, которая составляется по двум направлениям: характеристики организации, которые задаются и воспринимаются специалистами и руководством предприятия при позиционировании; характеристики, воспринимаемые потребителями. Если эти расхождения существенны то руководству и специалистам необходимо работать над исправлением допущенных ошибок, руководствуясь стратегическими целями и задачами организации на рынке.

Разработка и осуществление ассортиментной политики требует соблюдение следующих условий:

- четкого представления о коммерческой стратегии организации на розничном рынке;

- хорошего знания розничного рынка и характера требований потребителей;

- ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.

Задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне. Это значит, что каждое решение, имеющее отношение к данному вопросу, должно приниматься с учетом общей коммерческой стратегии на розничном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей организации, связывает воедино все составляющие коммерческой деятельности (изучение спроса, договорная работа, организация продажи, стимулирование, услуги, сервис, реклама) и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Хорошо продуманная ассортиментная политика организации розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения конкурентных позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.

Ассортиментная политика всегда разрабатывается на перспективу (3-5 лет), и в своей основе в течение определенного времени, как правило, остается неизменной. Но при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может изменяться. В соответствии с выбранной стратегией применяются тактические решения, диктуемые конъюнктурой рынка. [7, с. 239-241].

1.2    Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров

Основной целью формирования ассортимента товаров является наиболее полное удовлетворение потребностей различных групп населения с учетом экономической эффективности деятельности предприятия.

Формирование ассортимента - это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижения - магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг. [5, с. 386].

Формирование ассортименты товаров в конкретном магазине производится с учетом действия целого ряда факторов.

Изучение влияния данных факторов осуществляется в процессе комплексного исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой организации. Все факторы принято условно подразделять на общие и специфические (табл. 1).

Таблица 1 - Основные факторы, определяющие построение торгового ассортимента

Общие Не зависят от конкретных условий деятельности предприятия (определяют направление специализации и тип предприятия)

Специфические Отражают конкретные условия работы предприятия (определяют широту и глубину ассортимента конкретного магазина)

Социальные: 1 Социальный состав населения 2 Уровень культуры 3 Социальное обеспечение населения 4 Характер трудовой деятельности Экономические: 1 Развитие производства товаров 2 Уровень доходов населения и источники их образования 3 Развитие экономики района деятельности 4 Цены на товары Демографические: 1 Половозрастной состав 2 Количество и структура семей 3 Профессиональный состав населения Природно-климатические: 1 Географическое расположение (города, села, административного района) 2 Климат 3 Природные ресурсы

Учитываемые при определении широты ассортимента: 1 Роль данного магазина в системе торгового обслуживания 2 Наличие других магазинов в зоне деятельности, их специализация 3 Тип и мощность предприятия 4 Характеристика сегментов 5 Транспортные связи Учитываемые при определении глубины ассортимента (количество видов и разновидностей) 1 Уровень доходов по сегментам 2 Специфика спроса внутри сегментов 3 Размер торговой площади и характеристики, параметры оборудования


К общим факторам относят все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районах дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи. Производство (в том числе сельскохозяйственной продукции), являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, должен непосредственно учитываться производственными предприятиями при формировании производственных программ. Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент, прежде всего за счет формирования более приемлемых цен. Это связано со снижением затрат на продвижение товаров к конечным потребителям (трансакционных издержек). Поэтому близость производства и его развитость в республике, при условии постоянного повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечивает более благоприятные условия формирования товарных ресурсов и торгового ассортимента хозяйствующими на розничном рынке субъектами. Вместе с тем региональный протекционизм, снижает фактор конкуренции и искусственно сужает ассортимент и выбор покупателей. Продвижение неконкурентной продукции снижает валовые доходы торговли и не способствует развитию производства. Такие меры не должны быть долгосрочными.

С другой стороны, конъюнктура рынка складывается под влиянием такого стратегически важного фактора, как спрос. Однако прежде чем начинать изучение спроса коммерческий аппарат должен определиться, на каком (каких) сегменте (сегментах) будет работать данная организация торговли. Эта работа проводится специалистами отдела маркетинга вместе с руководителями и специалистами коммерческой службы в ходе маркетингового исследования на основе результатов комплексного исследования розничного рынка конкретного региона (района, местности). Поэтому при построении ассортимента товаров в розничных торговых организациях необходимо располагать достоверной информацией об объеме и структуре спроса, динамике его развития, характере и особенностях спроса на отдельные товары и у различных контингентов покупателей.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенными пунктами, наличие других розничных торговых организаций в зоне деятельности данного магазина, ассортиментные стратегии конкурентов и другое. Так, тип магазина определяет групповой ассортимент товаров, величина торговой площади - широту внутригруппового ассортимента, степень оснащенности торговой организации холодильным оборудованием - перечень реализуемых скоропортящихся продуктов. [9, с. 340-343].

При формировании ассортимента учитывают также фактор взаимозаменяемости товаров. Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель - крупами, макаронами и так далее. Однако уровень развития производства и широта предложения товара на рынке полностью снимают проблему дефицита, и потребитель становится более требовательным к наличию в продаже всех необходимых товаров. Поэтому периодическое их отсутствие может привести к значительным потерям товарооборота и формированию отрицательного имиджа предприятия.

Важным факторов формирования ассортимента продовольственных товаров является комплексность спроса на отдельные продукты питания. Так, вместе с мясом приобретаются овощи, картофель, специи; с кондитерскими изделиями - чай, кофе, фрукты, то есть увеличение спроса на одни продукты ведет к росту спроса на другие. Формирование ассортимента может привести к сокращению товарооборота, снижению культуры торговли.

Формируя ассортимент товаров, необходимо учитывать такой фактор, как сезонность потребления и производства отдельных продуктов. Так, зимой увеличивается потребление жиров, мяса, круп, а лето и осенью больше продается молочных продуктов, сахара, безалкогольных напитков.

На формирование ассортимента товаров в магазинах оказывает влияние и такой фактор, как праздники, традиции. Этот фактор приводит по ряду продовольственных товаров не только к росту объема спроса, но и к его структурным изменениям. В периоды праздников предъявляется повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия и так далее.

При формировании ассортимента необходимо учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсивный.

Также при формировании ассортимента важное значение имеет цена товара, которая зависит от выбора источников поступления, каналов продвижения товаров и ценовой стратегии конкурентов.

Таким образом, формирование ассортимента товаров на основе комплексного исследования рынка и с учетом перечисленных выше факторов позволит сформировать конкурентоспособный торговый ассортимент. Однако необходим периодический мониторинг среды деятельности организации торговли с тем, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы и изменения в процесс формирования торгового ассортимента. [10, с. 436].

ассортиментный магазин политика розничный

1.3    Методика анализа ассортиментной политики

Ассортимент любого магазина можно охарактеризовать по системе показателей. Это позволит осуществлять процесс управления торговым ассортиментом на научной основе, то есть планировать, организовывать его формирование, контролировать и регулировать ассортимент, совершенствовать мотивацию продавцов и стимулирование продаж.

Рассмотрим эти показатели.

Широта ассортимента - количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент магазина. По их удельному весу в товарообороте и запасах различают ассортиментную структуру специализированных и универсальных магазинов.

Широта ассортимента определяется по формуле (1.1):

Кш = Гф / Гн,

где Гф - количество групп товаров на момент определения, ед.;

Гн - общее количество групп товаров, ед.

Глубина ассортимента - количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина. (1.2).

Например, широта ассортимента универмага с торговой площадью 650  представлена следующими группами: ткани, швейные изделия, трикотажные товары, обувь и галантерея. А 99 разновидностей тканей, 316 разновидностей швейных изделий, 311 разновидностей трикотажных товаров и 139 разновидностей обуви и 109 - галантерейных изделий определяют глубину ассортимента данного магазина.

Структура ассортимента - это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты и глубины. Структура ассортимента имеет определяющее значение при организации его формирования в магазине.

Различают понятия макро- и микроструктуры ассортимента товаров магазина.

Под макроструктурой понимают соотношение между группами товаров в общем ассортименте, а под микроструктурой - соотношение видов и разновидностей в каждой товарной группе.

В поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом населения важную роль играют полнота и стабильность ассортимента товаров в магазине.

Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты () и рассчитывается по формуле (1.3):

=,

где  - коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

 - фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;

 - количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.

Значение коэффициента может варьироваться от 0 до 1. Но в отдельных случаях он может быть больше 1, когда в магазине ассортимент представлен полнее, чем предусмотрено ассортиментным перечнем.

Для более объективной оценки товарного ассортимента его полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Для этого рассчитывают коэффициент устойчивости ассортимента по следующей формуле (1.4):

 = ,

где  - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год);

, , ,  - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

 - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

n - количество проверок.

Таким образом, устойчивость (стабильность) ассортимента - это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.

Торговый ассортимент должен не только отвечать требованиями наиболее полного удовлетворения спроса, но и активно воздействовать на него в целях формирования разумных потребностей и эстетических вкусов населения. Поэтому важное значение имеет введение в ассортимент магазина новых товаров, представленных товаропроизводителями, которые отвечают не только запросам покупателей, но и формируют их спрос. Это особенно важно в отношении экологически чистых и полезных для здоровья отечественных товаров. В этом случае речь идет об обновляемости ассортимента.

Обновляемость ассортимента - пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия. Приемлемым является обновление до 10% торгового ассортимента магазина в год. Коэффициент обновляемости (новизны) рассчитывается по формуле:

КН= ТН/ПФ,

где КН- коэффициент новизны

ТН- количество новых товаров

ПФ- фактическая полнота

Особое место среди показателей состояния ассортимента занимает показатель его рентабельности. Под рентабельностью торгового ассортимента понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектам запланированного размера чистой прибыли, то есть определенного превышения доходов над затратами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.

Следует отметить, что положительная оценка состояния ассортимента магазина по всем отмеченным показателям обеспечивает во многом экономически целесообразную коммерческую деятельность хозяйствующего субъекта на розничном рынке. [8, с. 215-217].


2. Анализ ассортиментной политики магазина «Росинка»

.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «Табаквинторг» (далее - Общество) создано решением Гомельского областного исполнительного комитета 29 декабря 2003 г. №910 путем преобразование коммунального торгового унитарного предприятия «Табаквинторг» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества, общество зарегистрировано в едином государственном регистре юридического лиц и индивидуальных предпринимателей за №400078357 и перерегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от «08» июня 2005 г. №400, в связи с реорганизацией путем присоединения к нему закрытого акционерного общества торговли «Родник».

Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать. Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, открывать в установленном порядке текущий и иные счета в банках.

Фирменное наименование Общества:

на русском языке:

полное: Открытое акционерное общество «Табаквинторг»;

сокращенное: ОАО «Табаквинторг»;

на белорусском языке:

полное: Адкрытае акцыянернае таварыства «Тытуньвінгандаль»;

сокращенное: ААТ «Тытуньвінгандаль»;

Место нахождения Общества: 246010, Республика Беларусь, город Гомель, улица Могилевская, 1а.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Общество осуществляет виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности.

Деятельность, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, осуществляется после получения соответствующего специального разрешения (лицензии). Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общество не вправе выступать гарантом, поручителем третьих лиц-юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату представляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями кредитов, за исключением кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Общество может в установленном порядке создавать унитарные предприятия, представительства и филиалы, участвовать в создании (входить в состав) объединений, финансово - промышленных и иных хозяйственных групп, холдингов, быть учредителем (участником) других хозяйственных обществ и товариществ.

Срок деятельности Общества не ограничен. Финансовые годы соответствуют календарным.

Если в результате изменения законодательства Республики Беларусь отдельные положения настоящего Устава вступят в противоречие с законодательством Республики Беларусь, эти положения Устава не применяются. В этом случае до внесения в Устав соответствующих изменений Общество и его акционеры руководствуются законодательством Республики Беларусь.

Уставный фонд Общества составляет 4 043 347 200 (четыре миллиарда сорок три миллиона триста сорок семь тысяч двести) рублей. Уставный фонд разделен на 1 123 152 простых акций номинальной стоимостью 3 600 рублей каждая.

Уставный фонд Общества может быть увеличен путем выпуска дополнительных акций либо увеличения номинальной стоимости акций. Уставный фонд Общества может быть уменьшен путем снижения номинальной стоимости акций либо приобретения Обществом части акций в целях сокращения из общего количества.

Вся торговая сеть ОАО «Табаквинторг» насчитывает 985 магазинов по Республике Беларусь.

Анализ деятельности ОАО «Табаквинторг» можно произвести на основании данных бухгалтерских балансов за 2010-2012 года, приведенных в Приложениях В-Д, и отчетов о прибылях и убытках за 2010-2012 года, приведенных в приложениях Е-И.

Данные для анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Финансово-экономические показатели предприятия ОАО «Табаквинторг» за 2010-2012 гг.

Показатели

Годы

Отклонения

Темп роста %


2010

2011

2012

2011/2010

2012/2011

2011/2010

2012/2011

Выручка от реализации млн. руб.

160879

193736

296688

32857

102952

120,4

153,1

Основные средства млн. руб.

15445

18298

25578

2853

7280

118,5

139,7

Себестоимость реализованных товаров млн. руб.

126137

151707

230402

25570

78695

120,3

151,9

Валовая прибыль млн. руб.

19167

23668

36591

4501

12923

123,5

154,6

Чистая прибыль млн. руб.

1612

1952

4965

340

3013

121,1

254,4

Прибыль от реализации млн. руб.

1974

3470

6381

1496

2911

175,8

183,9

Среднесписочная численность работников чел.

974

992

986

16

-6

101,8

99,4

Рентабельность продаж %

1,22

1,79

2,15

0,57

0,36

-

-


По данным этой таблице видно, что за период с 2010 по 2012 года выручка от реализации значительно увеличилась особенно за 2012 год и достигла 296688 млн. руб. это связано с увеличением количества и повышением цен на продукцию. Основные средства с каждым годом увеличиваются, это говорит об обновлении технологического оборудования, что является положительной тенденцией, так как создает дополнительные резервы к увеличению объемов продаж. Себестоимость в 2011 году по сравнению с 2010 увеличилась и составила 151707 млн. руб. Это произошло в связи повышением оплаты труда работникам, подорожании материалов, что вызвано нестабильной экономической ситуацией в стране.

Валовая прибыль 2011 года составила 23668 млн. руб. и выросла по сравнению с 2010, также и в 2012 году увеличилась и достигла 36591 млн. руб. из-за роста цен на реализуемую продукцию, а также увеличению объема продаж.

Чистая прибыль в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, выросла и используется для увеличения товарных запасов. Такое увеличение связано с повышением количества и цен на продукцию. В 2012 году чистая прибыль возросла больше чем в 2 раза.

Среднесписочная численность работников в 2011 году увеличилась на 16 работников, а в 2012 году снизилась на 6.

Рентабельность продаж в 2011 году выросла на 0,57 процентных пункта, что свидетельствует о повышении спроса на продукцию, а также об увеличении объема продаж. Но уже в 2012 году рентабельность продаж снизилась до 0,36 процентных пункта, по сравнению с 2011 годом. Это говорит о том, что произошло снижении спроса продукции и уменьшении объема продаж.

Важной особенностью в администрации магазинов сети ОАО «Табаквинторг» является то, что в магазинах отсутствует бухгалтер. Однако в штатном расписании имеется главный бухгалтер, который обслуживает всю торговую сеть ОАО «Табаквинторг».

Ассортимент реализуемой продукции:

-  хлеб и булочные изделия;

-       молочные продукты;

-       жиры;

-       мясо и мясные полуфабрикаты (в заводской упаковке);

-       мясные полуфабрикаты собственного производства;

-       кондитерские изделия;

-       овощи (фасованные);

-       фрукты (взвешивание - на участке реализации);

-       продукты детского питания;

-       яйца;

-       прочие товары продовольственных групп.

Среднесписочная численность работников на момент написания курсовой работы составляет 986 человек.

В состав ОАО «Табаквинторг» города Гомеля входят такие структурные подразделения как:

-    оптовые склады (склад №1, склад №2);

-       магазин-склад;

-       15 розничных магазинов (магазин №2, магазин №3 «Светлячок», магазин №4 «Радуга», магазин №5, магазин №6, магазин №7, магазин №8 «Гомельский», магазин №9, магазин №11, магазин №12 «Березина», магазин «Клёнковский» магазин «Океан», магазин «Рогачёвский», магазин «Росинка»);

-       кафе первой наценочной категории (кафе «Арт-кафе», кафе «Модерн», кафе «Пиццерия «Микс», кафе «РеМикс»).

На примере магазина «Росинка» рассмотрим структурную схему управления.

Таблица 3 - Объем и структура товарооборота ОАО «Табаквинторг» за 2012 г.

Наименование товарных групп и товаров

Продано в розницу


Всего, млн. руб.

Из него отечественного производств, млн. руб.

01 Мясо и птица    02 Колбасные изделия и копчености 3-4 Рыба и морепродукты пищевые, включая сельди  05 Масло животное    06 Масло растительное    08 Маргариновая продукции  8а Майонезная продукция    09 Молоко и молочная продукция  10 Сыр     11 Консервы мясные    12 Консервы рыбные 13 Консервы овощные    14 Консервы фруктово-ягодные  15 Яйца и яйцепродукты    16 Сахар      17 Кондитерские изделия    19 Чай      19 Кофе      20 Соль      21 Мука      22 Хлеб и хлебобулочные изделия   23 Крупа и бобовые    24 Макаронные изделия   25 Картофель     26 Овощи     27-28 Плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни   29-30 Водка и ликеро-водочные изделия 31 Вино      31а Коньяк      31б Шампанское (кроме безалкогольного) 32 Пиво (кроме безалкогольного)  33 Безалкогольные напитки   34 Мороженое    35 Другие продовольственные товары      «Итого продовольственных товаров (сумма строк с 01 по 03, с 05 по 06, с 08 по 36)» 42 Одежда и белье     45-45а Верхний трикотаж, прочие изделия верхнего трикотажа 46 Бельевой трикотаж    47 Чулочно-носочные изделия   48-49 Кожаная, текстильная и комбинированная обувь 

4800 6843 2791  1081 936 191 885 7498 1980 465 954 1220 2391 1203 1163 3873 467 553 61 707 2629 1422 761 553 1086 1286  6317 3576 677 1061  3548 2130 840 2223  68165  261 158  29 31 25

4800 6843 1983  1081 387 183 746 6784 1783 432 68 747 1710 1203 1139 2559 62 74 35 683 2629 827 374 304 812 319  5880 2526 332 937  1864 1553 747 1775  54795  261 158  29 31 25


Вывод: Ассортимент магазина «Росинка» представлен всеми группами товаров повседневного спроса, имеет хорошую глубину и широту. В ассортимент входят не только продовольственные, но также и парфюмерно-косметические, галантерея, хозяйственные товары. При формировании ассортимента предпочтение отдается товарам отечественного производства.

.4      Организация ассортиментной политики в магазине «Росинка»

Магазин «Росинка» предлагает покупателю большой ассортимент товаров, включающий в себя продовольственные и непродовольственные товары.

В основу построения ассортимента магазина положено рациональное соотношение отдельных групп товаров, учитывающее следующие принципы:

- обеспечение в магазине достаточной полноты товаров частного спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении и спросе;

- обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе товаров;

- установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров.

В основном, магазин «Росинка» сотрудничает 700-1000 поставщиками. Но эта цифра постоянно меняется.

Рассмотрим ассортимент продовольственных товаров на примере некоторых товарных групп.

Основным поставщиком колбасных изделий является ОАО «Гомельский мясокомбинат».

Основными поставщиками алкогольной и безалкогольной продукцией являются: ОАО «Лидское пиво», ИЗАО «Пивоварни Хайнекен», ОАО «Криница», ООО «Мир пива» и СП «Фрост и К».

Таблица 4 - Поставщики алкогольных и безалкогольных напитков

Наименование поставщика

Ассортимент

Виноградное вино и коньяк пр-ва Молдовы, Испании, Франции, Болгарии


Гомель ЛВЗ

Водка «Радамир», настойка, бальзам, коньяк, виски, ликер, вода «Радамир»

Мозырь «Этанол»

Водка, настойка, вино плодовое, бальзам, настойка

Кристалл

Водка «Кристалл», настойка, бальзам, коньяк, виски, ром, джин, ликер, саго

Климовичский ЛВЗ

Бальзам «Климовичский», «Старославянский»

Маньковичи ЛВЗ

Водка

Витебский ЛВЗ

Водка 0,375 л.

Иван Купала

Настойка, ликер «Иван Купала»

Дионис

Водка, настойка «Бульбаш», «Добра шклянка», «Ну что», вино виноградное «Дионис»

НИИ ПКД

Элитка, импортные виноградные вина

Беларусьторг

Элитка, импортные виноградные вина, сигары, сигариллы, табаки, табачные изделия

Сервисбытснаб

Элитка, импортные виноградные вина

Перно Рикар

Элитка, импортные виноградные вина

Диакония

Импортные виноградные вина

Европейские вина

Импортные виноградные вина

Белвингрупп

Виноградные вина РБ, водка, настойка «Союз Виктан», «Хлебный дар»

Кодру (для ассортимента)

Виноградные вина РБ

Пять континентов

Виноградные вина РБ

Минский завод игристых вин

Шампанское, вино игристое, вино виноградное

Альтпроект

Элитка, импортные виноградные вина, водка «Липовая», «Кленовая», «Тутэйшая»

Армянские коньяки

Итальянское виноградное вино «Фарнезе», «Феуди»

Минский завод виноградных вин

Вино виноградное «Амбассадор», шампанское, вино игристое, сидр, настойка и водка «Сваяк», «Налибоки», вода «Налибоки»

Гомельский винзавод

Вино плодовое

Речицкий винзавод

Вино плодовое

Чечерский винзавод

Вино плодовое

Рогачевский завод напитков

Вино плодовое

СП «Вежа»

Вино плодовое

Слонимский винзавод

Вино плодовое

Лидские пищевые концентраты

Вино плодовое

НП Сервис

Пиво «Балтика», «Арсенальное», «Жигулевское», «Ярпиво», «Большая кружка», «Кулер», «Жатецки гусь», «Славутич», «Оливария»

Мир пива

Пиво «Оболонь», «Старо мисто», «Перша приватна броварня», вода «Живчик», «Боржоми», «Ессентуки №17 и №4», «Нарзан», энерг. нап. «Нон стоп», «Рево-энерджи»

Патрикей

Пиво пр-ва Германии, Чехии

«Хайнекен»

Пиво «Речицкое», «Бобров», квас «Хатни»

«Криница»

Пивзавод «Оливария»

Пиво «Оливария», «Бровар»

Добрае пиво

Живое пиво разливное

Полтгейтсистем

Пиво «Старый мельник», «Бавария», «Белый медведь», «Велкопоповицкий козел», «Голд майн бир», «Грин бир», «Золотая бочка», «Эфес»

Лида пивзавод

Пиво «Лидское», квас, вода, сл/нап «Fizz», энерг. нап. «Динамит»

Минский ЗБН

Джин тоник, энергетический напиток «Бизон», настойка, ликер, мин. вода, газ. напитки

Каскад (для ассортимента)

Джин тониик

Мозырь пиво (для ассортимента)

Джин тоник, вода

БутБел

«Пепси», энерг. нап. «Адреналин Раш»

Тибетрэй

Энерг. нап. «Ред Бул»

Вкус лета

Вода «Маква»

Кока кола

Напитки, вода, энерг. нап. «Берн»

Акватрайпл

Вода и напитки

Дарида

Вода и напитки

Фрост

Вода «Фрост»

Гомельхлебпром

Напитки сладкие «Для Вас»

Аква престиж плюс

Вода «Ессентуки №20», «Славяновская», «Новотерская», «Смирновская», «Кисловодская», «Малышка», сладкие нап. РФ

Дольче Вита трейд

Французская вода «Виттель», «Перье»

Гродненская табачная фабрика «Неман»

Табачные изделия

БАТ

Табачные изделия

Табак инвест

Табачные изделия

Белтобакко

Табачные изделия «Вельвет», «Райдер», «Оскар», «Купер»


Наиболее полно представлен ассортимент молочной и кисло-молочной продукции. Основные поставщики: ОАО «Молочные продукты», ОАО «Савушкин продукт», Калинковичский МК ЧУП, Жлобинский МЗ Филиал «Рогачевский МКК», Совместное общество с ограниченной ответственностью «Славфуд» и ЧТУП «Молочная линия».

Таблица 5 - Поставщики молочной продукции, масло животного, сыра

Поставщик

Продукция

ЧУП «Молочное кружево»

ассортимент

ТД «Рогачев»

ассортимент

ЧУП «Мозырские молочные продукты»

ассортимент

ЧУП «Светлогорский молочный завод»

ассортимент

ОАО «Рогачевский МКК

ассортимент

ЧУП «Беллакт-Столица»

ассортимент

ОАО Кобринский МСЗ

Ассортимент сыр тверд., по необходимости сметана, йогурты

ОАО «Оршасырзавод»

Сыр плавка

ОАО Октябрьский СОМ

Масло животное, молоко по наличию

ОАО «Славфуд»

Молочные горки

Гродно Молочный мир

ассортимент

Молочная линия

Ассортимент Витебск молоко, сыры твердые белорусских производителей, масло животное

ТВТ и Березка

ассортимент

Савушкин продукт

ассортимент

Верхнедвинский

Сыр по необходимости

Витерфуд

Моцарелла по необходимости

МилкипортТрейд

Импортный сыр, сливки, масло

АдДиАл Групп

Тема, Парламент

Данон Бел

Ассортимент йогурты Данон

Туссон

Ассортимент йогурты, сыр Хохланд

Стима

Ассортимент Козье молоко, сыр по необходимости

Клавсуть

Сыр Маасдам


Хорошо представлен ассортимент кондитерских изделий. Поставщики: Кафе «РеМикс», ОАО «Спартак», ОАО «Сахарторг», КУП «Витьба».

Таблица 6 - Поставщики кондитерских изделий, круп, чая, кофе и т.д.

Потавщик

Продукция

ОАО Сахарторг

Кондитерские изделия

ПОДД Онега

Чипсы

ОАО Кондитерская фабрика Слодыч

Кондитерские изделия

КПУПВКК Витьба

Кондитерские изделия

ИП Лантория

Бакалея, масло подсолнечное, рулеты

ЧУТПП ТД Идеал

Кондитерские изделия

ЧТПУП Дивилакт

Мюсли, йогурты

ИП Алвеста- М

Кондитерские изделия

ИП Караван

Рис., чай, кофе

ООО Добрый День

Мюсли, хлебцы

ОДО Ракан Крупяной Дом

Бакалея

ООО Антери

Семечки, орешки, сухофрукты

УП Дэйнти

Бакалея, детское питание

ООО Светлара

Бакалея

ОДО Сатупн-2

Приправа

ООО Торнадо

Кондитерские изделия

СЗАО МолСлад

Кондитерские изделия

ОАО Гомельхлебпродукт

Мука, крупа

ООО Белпродукт

Чипсы

ЗАО Салком- Инвест

Масло подсолнечное, пряности

ООО ТД Жаманак

Специи, шоколад, орешки

ОАО Красный Мозырянин

Кондитерские изделия

ИПЧУП Икартайм

Чай, кофе

ОДО Манхэттен-Эм

Мюсли, заменитель сахара

ЧТУП Гимея-ММ

Соус, чай, крупы, масло подсолнечное

ИООО Тунхай

Орешки, финики

ТЧУП Ореком

Орешки, фисташки

ООО Русские сладости

Кондитерские изделия

ООО БелАгроАльянс

Консервация, кетчуп, майонез

ЧТУП Градпродмаркет

Сок, кетчуп, консервация, семечки

ОДО НП-Сервис

Чай, кофе, рулеты, печенье, шоколад

РПМ-Сервис

Кондитерские изделия

УП Здоровый продукт

Хлебцы диабетические

ОАО Новобелицкий комбинат хлебпродуктов

Хлопья овсяные, каши б/приготовления

ТУП Старр

Макаронные изделия, консервация, чай и т.д.

УП Стима

Кондитерские изделия, бакалея и т.д.

ООО Владпродимпорт

Кондитерские изделия, бакалея и т.д.

ООО Кантри Плюс

Арахис жареный, семечки, фисташки

ООО Белсоюзопт

Кондитерские изделия, консервация и т.д.

ООО Компания Серебряный дождь

Специи, сок, консервация и т.д.

ГКОРУП Облторгсоюз

Бакалея, кондитерские изделия

ООО Талань-М

Бакалея, кондитерские изделия

ОДО ЛБ-Продукт

Бакалея, снеки, чипсы

ОДО Восточный ветер

Бакалея, кондитерские изделия

ООО Желенторг

Кондитерские изделия

ООО Формула дистрибуции

Кондитерские изделия

ОДО Фрэшлэнд

Кондитерские изделия

ООО КондитерЛэнд

Кондитерские изделия

ООО Маркетинговая Инновационная Группа

Кондитерские изделия

ОАО Фабрика вкуса

Макаронные изделия

ОАО Конфа

Пряники, сушки, сухари

ОДО Мостра - Групп

чипсы

ООО Антери

Кондитерские изделия

ОАО Аксол-серсивс

Компашки, кириешки

ЭНИ ЛТД Энергия

Чай, кофе


Рассмотрим поставщиков кисломолочной и молочной продукции. Ассортимент этих групп товаров формируют только проверенные лучшие бренды. Закупают только наиболее популярные у потребителей марки товаров, то, что лучше продается. Ассортимент формируют такие компании, как «Савушкин продукт», «Молочное кружево», «Бабушкина крынка». Продукция ОАО «Молочное кружево» почти всегда присутствует на прилавках магазинов, так как она ценится у покупателей и является гомельской молочной фабрикой. ОАО «Савушкин продукт» всегда обменивает свои некачественные продукты на новые за свой счет, что значительно упрощает работу магазинов.

Магазин работает в основном с постоянными поставщиками. Договора между ними заключаются в основном на год, однако встречаются также на один-два месяца. По окончанию срока, договори либо лонгируется, либо заключается новые, если стороны достигли соглашения. Также по договору может устанавливаться разный срок оплаты. Это может быть 2-3 дня, однако при тесном сотрудничестве часто продлевают до 10 и более дней.

В договоре также оговаривается качество, маркировка и упаковка поставляемого товара; порядок и срок поставки; цены, порядок и сроки расчетов и также ответственность сторон. Также могут быть оговорены скидки на товар, различные форс-мажорные ситуации.

Если договор заключен на определенный вид продукции на год, это не значит, что магазин не в праве заказывать другой вид продукции. Например, если в ассортименте предприятия появляется новый вид товара, он может предложить его магазину, заключив при этом новый вид договора. Договорные обязательства оговариваются отдельно с директором магазина.

Также для предприятия важны различные акции и скидки у поставщиков. Например, при больших закупок у ОАО «Лидское пиво» предприятию дается значительная скидка на весь товар, что дает право магазинам формировать скидки для потребителей.

В последнее время хорошо налажена система поставок и замены ненадлежащего товара производителям. Магазин в праве возвратить весь непроданный и залежавшийся товар обратно поставщикам, не неся при этом никаких финансовых затрат.

2.2 Анализ ассортиментной политики магазина «Росинка»

Анализ ассортиментной политики следует начинать с установления порядка формирования ассортиментного перечня.

Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.

Ассортимент формируется по итогам анализа спроса потребителей. Опрос руководства магазина показал, что формирование ассортимента проводится заведующим магазина на основе заявок продавцов, т.е. данный процесс подвержен влиянию человеческого фактора.

Глубину товаров рассмотрим на примере молока по формуле (1.2):

-    молоко пастеризованное 3,7% жирности;

-       молоко стерилизованное 3,2% жирности;

-       молоко 3,0% жирности, обогащенное витамином С;

-       молоко 2,0% жирности, обогащенное витамином С;

-       молоко 1,6% жирности, обогащенное белком;

-       молоко 3,2% жирности, стерилизованное детское;

-       сливки пастеризованные 10% жирности.

В магазине в ассортименте молока имеется 7 наименований.

Значит Шд=7.

В качестве базового показателя для сравнения, мною были взяты данные наименований молока в магазине-конкуренте «Родная сторона», расположенном рядом с исследуемым магазином по адресу.

Ассортимент молока в этом магазине представлен 11 наименованиями - следовательно, Шб=9.

Исходя из имеющихся данных, можно рассчитать коэффициент широты ассортимента молока по известной формуле (1.1):


Кш=Шд / Шб*100%= 7/9* 100%=78%

Такие же расчеты произведем с ассортиментом хлебобулочных изделий.

В магазине «Росинка» реализуется 23 наименования - значит Шд=23

В магазине конкуренте - 27, следовательно, Шб=27.

Рассчитываем коэффициент широты ассортимента хлебобулочных изделий:

Кш=Шд / Шб*100%= 23/27* 100%=85%

Из этого можно сделать вывод, что коэффициент широты достаточно высокий для площади данного магазина и выкладки.

На основании произведённых данных можно сделать вывод: широта ассортимента молока и хлебобулочный изделий выше в магазине-конкуренте. Однако увеличивать коэффициент широты нецелесообразно. Сверхвысокая широта ассортимента может затруднить потребителя в выборе нужного товара.

При изучении ассортимента исследуемого магазина, мною было замечено, что наиболее устойчивым спросом пользуются 6 наименований молока из 7 и 19 наименований хлебобулочных изделий из 23.

Следовательно, за показатель устойчивости можно взять эти данные и рассчитать, по известной нам формуле, коэффициент устойчивости (1.3):

Ку молока=6/7*100%= 86%

Ку хлебобулочных изделий=19/23х100%= 82,6%

Произведенные расчеты позволяют сделать вывод: коэффициент устойчивости ассортимента молока и хлебобулочных изделий достаточно рационален и не требует расширения.

Следующий показатель, который берётся для расчета при формировании ассортимента, является показатель полноты и коэффициент полноты.

В ассортименте данного магазина представлены к продаже 4 наименований молока с жирностью 1,5% и 15 наименований сдобных изделий.

Исходя из полученных данных, рассчитываем показатель коэффициента полноты ассортимента (1.3):

Молока - Кп=Пд / Пб х 100%= 4/7 х100%=57%

Хлебобулочных изделий - Кп=Пд / Пб х 100%= 15/23 х100%=65,2%

Вывод: коэффициент полноты ассортимента молока и хлебобулочных изделий достаточно рационален и может удовлетворить потребительский спрос на данный товар.

Следующим показателем мы рассчитываем коэффициент новизны ассортимента молока. В общем перечне ассортимента количество нового товара молока равно 3, а хлебобулочных изделий - 6. Это и есть показатель новизны.

Рассчитываем коэффициент новизны (1.4):

Молока Кн= Н/ Шд х 100%= 3/7 х 100= 42%

Хлебобулочных изделий Кн= Н/ Шд х 100%=6/23 х 100= 26%

Вывод: коэффициент новизны для ассортимента молока и хлебобулочных изделий желательно увеличить за счет обновления товара в общем перечне ассортимента для более полного удовлетворения потребительского спроса на новый товар.

На основании этих расчетов и выводов, вытекающих из них, можно сделать заключение, что ассортимент молока и хлебобулочных изделий в магазине «Росинка» вполне рационален и способен удовлетворить потребительский спрос на данный товар. Рассчитанные коэффициенты являются удовлетворительными, за исключением коэффициента новизны. Его можно увеличить за счет появления в ассортименте магазина нового вида продукции.


3. Пути или направления совершенствования ассортиментной политики магазина «Росинка»

Рассмотрев ассортиментный перечень магазина «Росинка» и изучив его ассортиментную политику, можно сделать вывод о том, что предприятие достаточно эффективно и грамотно ведет свою деятельность. Хорошей оценки заслуживает деятельность предприятия по формированию ассортимента. Он имеет достаточную широту и глубину, хорошо сбалансирован. Однако можно предложить несколько изменений, которые приведут к лучшему удовлетворению спроса населения.

Торговля живой рыбой. На данном предприятии эта торговая ниша еще не занята. Заняв его можно получить дополнительную прибыль и привлечь новых покупателей. Рыбные отделы традиционно пользуются вниманием покупателей и приносят существенные выручки. Современная практика организации рыбных отделов в супер- и гипермаркетах позволяет выделить 3 основные тенденции:

-    расширенный вариант, включающий торговлю 2-мя - 3-мя видами деликатесной рыбы;

-    отдел, где представлена деликатесная рыба и морепродукы;

-       организация стандартного рыбного отдела с торговлей живой рыбой.

Рыбный отдел в каждом конкретном супер- и гипермаркете - это всегда своеобразный «магазин в магазине», имеющий свою уникальную специфику, которая напрямую зависит от экспозиционных возможностей торгового зала и от общего стиля торговой сети. Основополагающим здесь является выбор торгового и холодильного оборудования. Именно от этого зависит качество рыбной продукции, а также изобилие товарного ассортимента.

Крайне желательным для рыбной секции в последнее время стало наличие торгового аквариума. Современный потребитель теперь всё чаще отдает предпочтение живой рыбе, будучи уверенным, что приобретаемая им продукция не имеет механических повреждений, признаков заболеваний или наружных паразитов, а также не была подвержена обработке химическими растворами.

По данным исследования Центра РАМ живая рыба является товаром импульсного спроса, и в большинстве случаев покупатель принимает решение о её покупке именно в тот момент, когда находится вблизи торгового аквариума. Данное оборудование должно обеспечивать отличную обзорность продукции.

С учетом этого требования специалистами TAS Retail была разработана унифицированная линия торговых аквариумов AQUASHOP. Оборудование оснащено люминисцентными светильниками и изготавливается из силикатного стекла, гарантирующего лучшую просматриваемость продукции в отличие от аквариумов из орг-стекла, обладающего низкими демонстрационными характеристиками в виду мутности и скапливающихся осадков на стенках - продуктов жизнедеятельности рыбы.

Следует отметить, что сохранность живой рыбы в аквариумах AQUASHOP достигается за счет систем фильтрации, аэрации и охлаждения воды. Высокоэффективные фильтры установлены прямо внутрь данного оборудования, что позволяет избежать их повреждения снаружи. Разнообразие цветовых решений позволяет подобрать аквариум, максимально соответствующий стилистике каждого отдельного магазина.

Ценовой диапазон на живую рыбу является достаточно широким - от 25 000 руб. за карпа до 130 000 руб. за стерлядь. Карп и живые раки пользуется у покупателей наибольшим спросом. Разница в цене между охлажденной и живой рыбой одного вида невелика, но практика показывает, что потребитель отдает предпочтение последней - более свежей. В виду этого торговый аквариум станет беспроигрышным бизнес-решением для любого рыбного отдела не только в имиджевом плане, но и в финансовом.

Для установки в торговом зале аквариума на 500 литров необходимо 6-8 . Объем аквариума позволяет держать не более 30 кг. карпа. Рассчитаем затраты организации на установке оборудования для продажи.

1 Затраты на покупку оборудования и самого аквариума. Для торгового зала магазина «Росинка» предпочтительно купить аквариум на 500 литров. Стоимость аквариума и комплектующих к нему - около 21 000 000 рублей. В комплект поставки входит:

-             аквариум;

-             металлическая подставка обшитая декоративным пластиком;

-             система фильтрации воды;

-             система автоматической подачи воды;

-             сливной вентиль;

-             воздушный компрессор;

-             система активной аэрации воды;

-             освещение;

-             защитная решетка против выпрыгивания рыб.

Затраты на обслуживание аквариума - 480 000 рублей. Сюда входит стоимость электроэнергии, потребляемой аквариумом за год.

3 Закупка рыбы. Договор на оптовую закупку можно заключить с ОАО «Гомельский РЫБОКОМПЛЕКС». Так как хранится рыба в аквариуме может не больше 2 дней, то поставки можно осуществлять раз в 2 дня. Стоимость оптовой закупки карпа - 20 000 за кг. Розничная цена карпа - 25 000 руб. за кг. Так как аквариум позволяем вмещать не более 25 кг. карпа, а поставки будут осуществляться раз в 2 дня, то за год потребуется закупить 4 500 кг.

Рассчитаем затраты по введению торгового аквариума в оборот предприятия.

Затраты = 21 000 000 + 480 000 + (4500* 20 000) = 111 480 000 руб.

Доход = 4500 * 25 000 = 112 500 000 руб.

Прибыль = Доход - Затраты = 112 5000 000 - 111 480 000 = 1 020 000 руб.

Их расчетов видно, что данное нововведение окупится за год, и в будущем будет приносить хороший доход магазину.

2 Также можно наладить систему скидок и акций. Если цены на товары будут достаточно снижены, это, несомненно, привлечет в магазин большее количество потребителей. Дисконтные карты позволяют продавцу анализировать число и объём покупок каждого покупателя и на этом основании снижать цены для постоянных покупателей, заставляя их тем самым увеличивать объём своих покупок.

После выпуска карт необходимо как можно быстрее проинформировать посетителей о внедрении дисконтной системы, желательно сделать это в виде красочных объявлений или стендов, где указать правила получения дисконтной карты, а также разъяснить о преимуществах использования дисконтных карт. Там же обязательно должно быть увеличенное изображение дисконтной карты. Клиенты должны знать как выглядит карта, что на ней изображено. Таким образом, через визуальный ряд, подсознательно в памяти посетителей отложится, что карточка такого вида принадлежит именно этому магазину. Это в свою очередь несет скрытый рекламный эффект.

Дисконтные карточки будут продаваться на кассах, либо даваться в подарок покупателям при едино разовой покупке товаров на определенную сумму.

Для того, чтобы «подстегнуть» клиентов пользоваться дисконтными карточками эффективней, можно внедряеть разные условия получения более лучших условий обслуживания. Таким образом, клиент, который выполняет большее количество заказов на большую сумму, получает более весомую скидку. Поэтому при заказе тиража дисконтных карт имеет смысл напечатать:

-       70% простых дисконтных карт;

-       20% привилегированных дисконтных карт;

-             10% особых, как их называют VIP - карт.

Основная масса Ваших клиентов будет пользоваться простыми дисконтными картами, но у них всегда будет стимул «заработать» дисконтную карточку большего номинал

Стоимость одной дисконтной карты - около 5 000 руб. Продажа покупателям карт может осуществляться по цене 10 000 руб.

3 Следует увеличить количество новых товаров, чаще обновлять ассортиментный перечень. Также можно наладить контакты с зарубежными поставщиками, обеспечить больший выбор импортной продукцией.

Важным показателем является обновляемость ассортимента. Постоянно обновляя свой ассортимент, магазин преследует следующие цели:

-       рост конкурентоспособности магазина (товарные новинки могут привлечь в магазин новых покупателей, демонстрирующих инновационный тип поведения);

-       удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей покупателей;

-       отражение в ассортименте модных тенденций;

-       соответствие передовым достижениям науки и техники и др.

Стремление магазинов постоянно обновлять свой ассортимент основывается на убеждении, что потребители новые товары воспринимают как товары более высокого качества и технически более совершенные, чем ранее выпускавшиеся. Однако в этом заключена определенная опасность: если товар-новинка не оправдает потребительских ожиданий, это может привести к неудовлетворенности потребителя и росту недоверия как к фирме-производителю нового товара, так и к магазину, предлагающему к продаже не совсем удачную новинку.

Магазин должен постоянно стремиться к ускорению оборачиваемости товаров. В этом случае увеличение скорости реализации нерентабельных или низкорентабельных товаров может обеспечить получение некоторой прибыли за счет снижения затрат на их хранение и реализацию.

В связи с этим обновление ассортимента - это очень ответственное и рискованное направление совершенствования ассортимента товарной категории. Однако в условиях рыночной экономики, когда конкурентная борьбу становится все более ожесточенной, а требования потребителей более взыскательными, без обновления ассортимента невозможно достичь успеха. Таким образом, новизна предлагаемых к продаже товаров - это один из факторов конкурентоспособности современного магазина.

Организации розничной продажи товаров предполагает создание комплекса взаимосвязанных элементов, обеспечивающих эффективное осуществление процесса реализации товаров и услуг потенциальным покупателям. Она включает выполнение ряда коммерческих операций, связанных с выбором оптимальных организационных форм торговли и методов продажи. На этой основе должен осуществляется комплекс действий по организации и технологии торговли. При этом разрабатывается рациональная планировка, подбираются соответствующие виды оборудования, средства информации и рекламы, проводится работа по определению штата персонала торгового зала, организационно отрабатывается комплекс услуг и сервиса.

Также предприятия розничной торговли должно быть особо осторожно в период ввода в ассортимент нового, неизвестного потребителю товара, так как его жизненный цикл может закончится на этапе ввода. Поэтому рекомендуется делать пробные закупки малых партий. Если же будет замечена устойчива тенденция роста продаж, то закупки этого товара можно увеличить до максимума, сопровождая продажи соответствующей рекламой.

Эти рекомендации повлияют не только на прибыль и ассортиментную политику предприятия, но и принесут магазину хорошую репутацию среди населения города.

Экономический эффект от внедрения мероприятия (торговля живой рыбой) - 22 020 000 (на второй год после введения, после того, как окупилось торговое оборудование).


Заключение

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети.

Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения. Первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса начисления.

Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагают на рынке. Роль руководства заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия обеспечивающей рост и прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, которым должно идти предприятие.

Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.

Ассортимент предприятия должен быть по возможности широким. Расширение номенклатуру реализованной продукции может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания продаж и снижения издержек сбыта. Устойчивости ассортимента способствует утверждение для каждого магазина ассортиментного перечня, который составляется на основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей.

При правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, получение прибыли, и в конечном итоге магазин будет рентабельным.

В данной курсовой работе Я проанализировала деятельность розничного торгового предприятия «Росинка». Я изучили организацию магазина, его основной ассортиментный перечень. Рассмотрела, как на данном предприятии формируют ассортиментную политику.

В работе рассмотрены теоретические аспекты формирования ассортимента продукции предприятия и определены пути решения важной и актуальной проблемы, стоящей перед предприятием. Даны выводы о глубине, широте, устойчивости и обновляемости ассортимента магазина «Росинка». Описаны предложения по совершенствованию ассортимента магазина.

Экономический эффект от внедрения мероприятия (торговля живой рыбой) - 22 020 000 (на второй год после введения, после того, как окупилось торговое оборудование).


Список используемых источников

1 Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли - 2-е изд./ В.К. Памбухчиянц, Л.П. Дашков. - М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - С. 326-329.

Дурович А.П. Основы маркетинга: учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2004. - 512 с.

Экономика и организация деятельности торгового предприятия / А.Н. Соломатина [и др.]; под общ. Ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 295 с.

Кондрашов, П.Д. Совершенствование организации торговли: учебник/ П.Д. Кондрашов, Л.А. Таривердиев. - М.: Экономика, 2002. - 448-450 с.

Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учебное пособие. / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 386 с.

Памбухчнянц О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник/ О.В. Пахбухчиянц. - 2-е издание. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 448 с.

Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие для вузов, 4-е изд., перераб. и доп./ - Т.К. Серегина, Ф.Г. Панкратов. - М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг». - 2000. - 239-241 с.

Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - Мн.: Вышэйшая школа 2005. - 215-217 с.

Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. - 2-е изд., перераб, - Мн.:Вышэйшая школа 2005. - 340-343 с.

Виноградова, С.Н. Организация коммерческой деятельности: учебник / С.Н. Виноградова. - Мн. Вышэйшая школа, 2003. - 436 с.

Похожие работы на - Ассортиментная политика предприятия розничной торговли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!