Социальная поддержка ветеранов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    102,06 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная поддержка ветеранов

Содержание

Введение

Глава 1. Правовой статус и категории ветеранов

Глава 2. Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны

Глава 3. Социальная поддержка других категорий ветеранов

.1 Социальная поддержка ветеранов боевых действий

.2 Социальная поддержка ветеранов труда, военной и государственной службы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Одним из основных прав каждого человека как члена общества признается право на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.

Современный этап общемирового развития концепции социально-экономических прав человека начался после второй мировой войны.

Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г. закрепила весь исторически известный комплекс прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. (вступил в силу в СССР 03.01.1976) закрепил право каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище (ст. 11).

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., провозгласившей, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и достойное развитие человека (ст. 7). Конституция РФ включает и право на социальное обеспечение (п.2 ст.39). Ст. 39 конкретизирует это положение, указывая на объективные обстоятельства и случаи, закрепляя их законом. Наличие же соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

К системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую и лекарственную помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Следовательно, система социального обеспечения - это не только политика социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан, но это и часть общефедеральной системы более высокого порядка - социальная защита населения.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Большое значение в целях создания правовых гарантий социальной защиты ветеранов приобретают принятые во исполнение положений этого закона законодательные и подзаконные нормативные акты, составляющие систему правового регулирования социальной защиты ветеранов.

На сегодняшний день на обеспечение прав и гарантий ветеранов выделяются средства из федерального, регионального, муниципального бюджетов, расширяется круг получаемых пособий и льгот. Но, тем не менее, анализ текущей ситуации позволяет говорить о том, что органы власти не в полной мере используют свои полномочия и возможности для решения проблем ветеранов.

Актуальность работы определяется тем, что ветераны являются одной из самой уязвимой социальной группой населения страны. Отдав свое здоровье и молодость служению обществу, они вправе рассчитывать на то, что общество вернет им долги, обеспечив достойную старость. Без сомнения. эти категории граждан заслуживают социальную поддержку от государства.

Объектом исследования стали общественные отношения в сфере правового регулирования социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации.

Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере правового регулирования социальной защиты ветеранов в Российской Федерации и сложившаяся в настоящее время правоприменительная практика по данному вопросу

Целью настоящей работы является всестороннее исследование социальной поддержки различных категорий ветеранов по действующему законодательству Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

определить правовой статус ветерана;

дать определение категорий ветеранов;

обозначить государственную политику в отношении ветеранов;

исследовать законодательство Российской Федерации о ветеранах;

раскрыть более подробно меры социальной поддержки по каждой категории ветеранов.

В работе использованы такие методологические подходы как - общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и интерпретации.

Глава 1. Правовой статус и категории ветеранов

Анализ Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах" показывает, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только отграничивается от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов и др.), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда). Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно-значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены еще и критериями правосубъектности - правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом.

Специальный правовой статус ветерана - это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у личности ветерана как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают ее общий правовой статус.

Выполнение военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях, специальных обязанностей в интересах государства в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни и здоровья, наделяет их признаками еще одного специального статуса - статуса ветеранов боевых действий. Установление государством данного специального статуса обусловлено тем, что указанные военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, «...должны быть обеспечены сверх установленных для других норм. Это объясняется тем, что военнослужащие - участники боевых действий испытали повышенные психофизиологические нагрузки, не позволяющие некоторой части из них вернуться к нормальному образу жизни. И сами военнослужащие, оценивая свое состояние, сформировавшееся в результате негативного воздействия боевой обстановки, требуют особенного отношения к себе, справедливо считая, что они это заслужили». Известный социолог начала XX в. П. Сорокин, характеризуя авторитет воинского труда в сложные периоды развития государства, связанные с защитой национальных интересов в ходе военных действий, писал: «...социальный курс их (военнослужащих) общественной роли быстро растет, растут поэтому их привилегии. Лозунг «Каждому по его заслугам» получает форму «каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы...». И далее: «...каждому по степени его личного социально полезного труда».

Говоря о правовом статусе ветерана в Российской Федерации, необходимо иметь в виду либо общенормативную связь субъектов права, определяемых родовыми признаками (граждане РФ, военнослужащие и т.д.), либо правовое положение конкретных лиц, но в последнем случае - независимо от характера их взаимоотношений с другими субъектами права, складывающихся по поводу тех или иных конкретных юридических фактов. Актуальными в связи с вышесказанным являются следующие вопросы: о выделении из общего правового статуса гражданина России специального правового статуса ветерана; о его соотношении с общим статусом военнослужащих; о критериях условного отграничения сферы действия выделяемого статуса; об особенностях действия некоторых прав и свобод, характерных для правового статуса ветеранов, вызванных спецификой их участия в защите Отечества и военной службой, а также об установлении для них в связи с этим дополнительных мер социальной поддержки, о необходимости систематизации законодательства о правовом положении ветеранов.

Для того чтобы дать правильное определение понятия «правовой статус ветерана», необходимо учесть следующие обстоятельства:

во-первых, исходить из тех фактических отношений, в которые приходится вступать гражданину при выполнении воинского долга, при вооруженной защите Отечества;

во-вторых, определить, какими нормативными правовыми актами регулируются данные правоотношения;

в-третьих, выяснить, какие гарантии обеспечивают эффективность социальной защиты и социального обеспечения ветеранов.

Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих личности равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Внутри общего статуса ветеранов можно выделить следующие части: общую (относящуюся к правовому статусу гражданина вообще), специальную (совокупность общих признаков отнесения граждан к ветеранам), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий ветеранов) и единичную, включающую в себя особенности правового положения конкретного ветерана. В зависимости от уровня обобщения (все ветераны, отдельная их категория, конкретный ветеран) можно говорить соответственно о различных сочетаниях общей, специальной, особенной и единичной составных частей правового статуса ветеранов. Так, имея в виду статус всех ветеранов, можно выделить в нем общую и специальную части. И, наконец, правовое положение конкретного ветерана содержит общую, специальную, особенную и единичную составные части.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что на появление в правовом статусе ветеранов, являющемся родовым понятием, правового статуса ветеранов различных категорий оказала влияние, прежде всего, специфика правового положения граждан, имеющих заслуги перед государством в различных сферах общественно-полезной деятельности.

Таким образом, структурно-правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из четырех составных частей:

общая часть, относящаяся к правовому статусу гражданина Российской Федерации;

специальная часть, представляющая собой совокупность общих для всех категорий ветеранов прав, гарантий и мер социальной поддержки;

особенная часть, характеризующая правовое положение ветеранов определенной категории;

единичная часть, включающая в себя особенности правового положения конкретного ветерана.

Конституция Российской Федерации обозначает правовой статус как права и свободы, принадлежащие человеку и гражданину. Таким образом, возникает вопрос о соотношении таких понятий, как личность, человек и гражданин. Л.Д. Воеводин дает следующую характеристику данных понятий. Личность - это общесоциальное выражение человека как члена общества, выражение его социальной природы. Совокупность общественных отношений составляет сущность личности. Личность как результат определенного общества берется как бы в обобщенном типизированном виде. Конкретный человек с большей или меньшей степенью приближенности может выражать эти типичные черты, но он всегда индивидуален и неповторим. Для обозначения этого качества обычно используется термин «индивид». Однако если индивид отражает конкретную определенность человека, его «единичность», то личность выражает персонализацию общественных связей человека, их обусловленность. Следовательно, личность аккумулирует в себе начала человека, индивида и общества.

Права и свободы ветерана как индивида - это его социальные возможности, детерминированные экономическими и культурными условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством (главным образом - в Федеральном законе «О ветеранах»). В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для конкретного ветерана на определенном историческом этапе развития общества. Установленные в законодательстве о социальной поддержке ветеранов юридические возможности выступают в качестве гарантий реализации статуса ветеранов. Эти гарантии являются необходимым условием осуществления прав ветеранов, т.е. создания реального механизма перевода правовых норм (социальных стандартов) в реальные блага и услуги, предоставленные государством.

Следует отметить, что рядом авторов высказывается сомнение в целесообразности выделения ветеранов в качестве особого объекта государственной социальной политики, как носителей специального статуса. Так, С.В. Калашников отмечает, что, объявляя ветеранов нуждающимися в получении социальных благ из государственного бюджета, законодатель руководствуется, как правило, не социально-экономическими, а политическими целями. Эта категория граждан, по мнению указанного автора, является рецидивом советского общества и не может быть объективно отнесена к объекту социальной поддержки.

Конечно, большинство авторов не согласны с подобными утверждениями, поскольку речь идет о значительном числе граждан, являющихся ветеранами, внесшими вклад в оборонное и экономическое могущество нашего государства. И эта деятельность должна быть достойно вознаграждена установлением мер государственной поддержки. Частичное возмещение затраченных ими физических и интеллектуальных сил, здоровья является сегодня лишь возвратом внутреннего государственного долга.

Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение: статус ветерана - это совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.

В данном определении требует пояснения использование достаточно неопределенного в юридическом смысле понятия «достойный уровень жизни». Это оценочное понятие, субъективное содержание в которое вкладывает конкретный правообладатель. Еще в начале XX в. русский правовед и философ П.И. Новгородцев писал: «Несомненно, что в каждом обществе, в каждом положении есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начинается недопустимая крайность». Эту крайность он связывал с понятием «право на достойное человеческое существование» и требовал признания за этим правом «не нравственного только, но и юридического значения», чтобы из этого принципа обязательно вытекали конкретные юридические следствия. При этом важно понимание идеи справедливости, которая входит в понятие права, является его внутренним свойством и качеством. Понятие справедливости, во многом предопределяя социальную политику государства, должно включать в себя равенство всех перед законом, тесную связь правовых норм с нравственными требованиями.

Конституция РФ не раскрывает содержание понятия «достойная жизнь». Позиция Европейского комитета по социальным правам, анализирующего периодические доклады государств, присоединившихся к Европейской социальной хартии, по данной проблеме состоит в следующем: концепция достойного уровня жизни является весьма относительной, поскольку он изменяется в разных государствах. В пределах же одной страны он не должен меняться, а государство должно предпринимать меры по ликвидации дисбаланса на своей территории. Можно согласиться с высказанной в литературе трактовкой этого понятия: институт «достойная жизнь» представляет собой совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться. А.Г. Чепурной под достойной жизнью предлагает понимать достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Таким образом:

. Статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.

. С точки зрения структуры правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из общей части, относящейся к правовому статусу гражданина России; специальной части, представляющей собой совокупность общих для всех категорий ветеранов мер социальной поддержки; особенной части, характеризующей правовое положение ветеранов определенной категории; единичной части, включающей в себя особенности правового положения конкретного ветерана.

С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда Федеральным законом «О ветеранах» установлены следующие категории ветеранов:

ветераны Великой Отечественной войны;

ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств (ветераны боевых действий);

ветераны военной службы;

ветераны государственной службы;

ветераны труда. (Приложение 1)

Из этого следует, что обобщая категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством, безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий. В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства, общества. Таким образом, оценивается вклад каждого, внесенный в обеспечение процветания страны.

Важно, что в законе приводится не только систематизация ветеранов по отдельным группам, но и последующее распределение среди них всего набора социальных гарантий и компенсаций, их качественная и количественная составляющая. Такая дифференциация отвечает требованиям комплексного разрешения возникающих проблем и целенаправленных действий в интересах ветеранов с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение.

Деление ветеранов по категориям обосновывается также учетом их интересов во всех отраслях социальной сферы, что предполагает осуществление социальной поддержки различных категорий на основе: обеспечения практической реализации законных интересов, равенства их прав и возможностей, в том числе при получении различной поддержки со стороны государства; выявления индивидуальных нужд и потребностей в услугах, предоставляемых социальной сферой; адресности при предоставлении социальной помощи и обслуживания с приоритетом содействия ветеранам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; обеспечения информированности всего населения о положении ветеранов в обществе, правовых гарантиях и возможностях их жизнеобеспечения.

Глава 2. Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны

Первой категорией ветеранов, нашедшей отражение в Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" являются ветераны Великой Отечественной войны. Именно эта категория граждан пользуется наибольшим объемом льгот и социальных гарантий в силу того, что их вклад в историю современной России невозможно переоценить.

Придерживаясь принципа дифференцированного подхода к предоставлению мер социальной поддержки, избранного при разработке Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель подразделяет ветеранов ВОВ на следующие группы:

участники Великой Отечественной войны;

лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

труженики тыла (Приложение 2).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности согласно ст. 16 данного Федерального закона и страховая пенсия по старости.

В случаях, если федеральным законом участникам Великой Отечественной войны предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет, в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава засчитываются время пребывания военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в плену, окружении и на спецпроверке, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, а также время нахождения при соблюдении указанного условия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в фашистских концлагерях или других местах принудительного содержания в период Великой Отечественной войны.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"

Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;

компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающим;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающим;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке;

внеочередная установка квартирного телефона;

преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если участник Великой Отечественной войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг;

Необходимо также отметить, что ветеранам рассматриваемой категории неоднократно в связи с проведением торжественных мероприятий, посвященных празднованию очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне, назначается единовременная материальная помощь.

В соответствии с п. 2, 15 статьи участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Таким образом, законодателем предусмотрена упрощенная процедура приобретения оснований для получения мер социальной поддержки указанной категории граждан. Следовательно, независимо от причин возникновения инвалидности (за исключением случаев совершения самим лицом противоправных действий), участники ВОВ пользуются правами и льготами наравне с инвалидами ВОВ.

Признавая особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы из числа участников Великой Отечественной войны, законодателем устанавливается особый их статус и предоставляются соответствующие права и льготы, предусмотренные Законом РФ от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы".

Предоставленные статьей 17 льготы по пенсионному обеспечению связаны в первую очередь с льготным исчислением страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию. Прохождение военной службы в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев является основанием для льготного исчисления страхового стажа из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.

Необходимо также отметить, что в связи с изменениями в Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" 21 декабря 2009 года лица, указанные в 17 статье, вправе претендовать на обеспечение их жилыми помещениями вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилого помещения может быть использовано лицами, указанными в комментируемой статье, один раз в жизни

В остальной части содержание оказываемых ветеранам из числа рассматриваемой категории мер социальной поддержки идентично соответствующим гарантиям и компенсациям, предоставляемым иным участникам Великой Отечественной войны.

Необходимо также отметить, что меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в этот период, в значительной степени отличаются от объема социальной помощи иным участникам Великой Отечественной войны.

Со стороны ветеранов предпринимались попытки оспорить такое положение вещей в высших судебных органах.

Так, например, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане И.З. Бачурин, И.Я. Иваночкин, И.П. Кобляков, П.М. Кулемин, В.И. Лобанов, В.М. Лучин и В.Г. Терехов просят предоставить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", права и льготы участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона; исключить из данного Федерального закона статью 17; выплатить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", единовременное денежное пособие, а также привлечь к ответственности лиц, виновных в разграничении участников Великой Отечественной войны на отдельные категории.

По мнению заявителей, отсутствие для всех участников Великой Отечественной войны единого статуса, предоставление участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", меньшего объема мер социальной поддержки, чем это установлено статьей 15 данного Федерального закона, подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и другими нормативными правовыми актами для всех других категорий участников Великой Отечественной войны, противоречит Конституции Российской Федерации.

Установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях .

Принятие же решения о предоставлении всем без исключения участникам Великой Отечественной войны мер социальной защиты (прав и льгот) в одинаковом объеме, исключении статьи 17 из Федерального закона "О ветеранах", а также об установлении единовременных денежных пособий отдельным категориям граждан относится к исключительной компетенции законодателя и в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бачурина Ивана Захаровича, Иваночкина Ивана Яковлевича, Коблякова Ивана Петровича, Кулемина Петра Михайловича, Лобанова Владимира Ивановича, Лучина Виктора Михайловича и Терехова Василия Григорьевича, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, в большинстве своем дублируют набор прав и льгот, предоставляемых иным участникам Великой Отечественной войны.

Одной из новелл законодательства является то, что с 4 января 2010 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" один раз в течение жизни лица, указанные в 19 статье, вправе претендовать на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Как следует из текста 20 статьи Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", объем мер оказываемой социальной поддержки указанных в статье лиц отдан на откуп органам власти субъектов Федерации.

Таким образом, органы власти и управления субъектов Федерации вправе самостоятельно определять содержание, объем и условия оказания ветеранам из числа рассматриваемой категории социальной помощи.

Так, например, в соответствии с Законом Астраханской области от 27 декабря 2004 года N 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан" (в ред. Законов Астраханской области от 13.04.2011 N 19/2011-ОЗ, от 10.04.2012 N 11/2012-ОЗ, от 26.12.2012 N 90/2012-ОЗ, от 08.05.2014 N 19/2014-ОЗ, от 10.11.2014 N 67/2014-ОЗ) гражданам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, гарантируется:

бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в размерах, определяемых законом Астраханской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в государственных медицинских организациях Астраханской области в порядке, установленном Правительством Астраханской области;

преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;

оплата в размере 50 процентов стоимости лекарственных препаратов, приобретаемых по рецептам врачей в порядке и по нормам, определенным Правительством Астраханской области;

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, определенном Правительством Астраханской области;

выплата ежемесячной денежной компенсации расходов на проезд всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта;

выплата ежемесячной адресной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, при условии получения пенсии, размер которой ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Астраханской области.

Глава 3. Социальная поддержка других категорий ветеранов

.1 Социальная поддержка ветеранов боевых действий

ветеран социальный поддержка

Объем мер социальной поддержки дифференцирован законодателем в зависимости от того, к какой из групп ветеранов названной категории относится претендующее на права и льготы лицо.

Так, ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки.

Льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В выслугу лет для назначения пенсии засчитывается служба:

военная;

на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе;

в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

в советских партизанских отрядах и соединениях;

время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и пр.

В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета 1 год учебы за 6 месяцев службы.

В выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются на льготных условиях:

) 1 месяц службы за 3 месяца:

в составе 64-го истребительного авиационного корпуса, принимавшего участие в боевых действиях, в период с ноября 1950 года по июль 1953 года;

в воинских частях, штабах и учреждениях, находившихся на территории Венгрии в период боевых действий в этой стране, - с 24 октября по 10 ноября 1956 года, а при получении в указанный период ранения, контузии или увечья - и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях;

в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, - командированным в эти страны военным специалистам летного состава независимо от их участия в боевых действиях в период с 1 января 1961 года по 31 декабря 1982 года;

на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 года и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах, и пр.;

) 1 месяц службы за 1,5 месяца в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории бывшей Чечено-Ингушской Республики в период с 1 февраля 1992 года.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

На практике вопрос о предоставлении жилья ветеранам боевых действий стоит очень остро в связи с нехваткой финансирования. Реализация прав ветеранов на получение жилья, как правило, осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета. Вместе с тем расчетный размер предоставляемых субсидий редко соответствует рыночной стоимости жилплощади или рассчитан из крайне небольших площадей.

Первоочередная установка квартирного телефона. Порядок установки квартирного телефона регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1235 "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи" и является одной из разновидностей оказываемых услуг. Договор об оказании таких услуг заключается в порядке очередности подачи заявлений, при наличии технической возможности по зоне действия телефонной станции. Договор оформляется путем заполнения типовой формы в двух экземплярах и подписывается сторонами. Решения о внеочередном заключении договора об оказании услуг телефонной связи принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в данной области.

Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государство гарантирует обеспечение ветеранов рассматриваемой категории протезно-ортопедическими изделиями (кроме зубных протезов) в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями". На основании названного Постановления обеспечение ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ветераном в территориальный орган Фонда социального страхования по месту жительства.

Использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году. Данное положение налагает на работодателей дополнительные обязанности, в частности запрещено отказывать ветерану в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы в пределах установленного размера; также работодатель обязан предоставить очередной оплачиваемый отпуск в любое удобное ветерану время.

Преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта. Комментируемое положение предполагает обслуживание ветеранов в организациях и учреждениях без очереди.

Обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя.

Прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям. Соответствующие положения, как правило, включены в Правила приема учебных заведений.

Выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

Выплата указанных стипендий производится также студентам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, из числа лиц, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляется несколько меньший по сравнению с названной выше группой объем мер социальной поддержки.

Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", вправе претендовать на еще меньший перечень мер оказываемой социальной поддержки.

Налоговые льготы ветеранам боевых действий предоставляются в форме:

освобождения от уплаты налога на имущество в соответствии со ст. 4 закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1;

получения стандартного налогового вычета в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода при начислении НДФЛ согласно подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ (если гражданин получил инвалидность, то размер вычета увеличивается до 3000 рублей);

уменьшения налоговой базы по земельному налогу на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ;

льгот по транспортному налогу, которые могут устанавливаться региональным законодательством.

3.2 Социальная поддержка ветеранов труда, военной и государственной службы

Ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

Согласно статьи 22 Федерального закона «О ветеранах», ветеранами государственной службы являются лица, в том числе уволенные с государственной службы в запас (отставку), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия и имеющие стаж или выслугу лет, необходимые для назначения пенсии по старости, за выслугу лет или иных видов пенсионного обеспечения, пожизненного содержания за работу (службу) на государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в органах местного самоуправления, иных органах (организациях), работа в которых засчитывается в стаж государственной службы в соответствии с законодательством, а также лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей государственной службы.

Ветераны военной службы, ветераны государственной службы постоянно проживающие в Астраханской области, по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", приобретают право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда в Законе Астраханской области от 27 декабря 2004 года N 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан".

Согласно статьи 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лица, являющиеся ветеранами труда согласно подпункта 2 статьи 2 Закона Астраханской области от 27 декабря 2004 года N 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан" (в ред. Законов Астраханской области от 13.04.2011 N 19/2011-ОЗ, от 10.04.2012 N 11/2012-ОЗ, от 26.12.2012 N 90/2012-ОЗ, от 08.05.2014 N 19/2014-ОЗ, от 10.11.2014 N 67/2014-ОЗ), после установления (назначения) им страховой пенсии, а при назначении пенсии по иным основаниям (законам), при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, гарантируются:

) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в государственных медицинских организациях Астраханской области в порядке, установленном Правительством Астраханской области;

) при продолжении своей трудовой деятельности - предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;

) выплата ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату жилого помещения в пределах площади жилого помещения, установленной Правительством Астраханской области.

Меры социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и не имеющих права на данную меру социальной поддержки по другим основаниям.

) выплата ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (сетевой, а при его отсутствии - сжиженный (баллонный) газ), электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг и площади жилого помещения, установленной Правительством Астраханской области.

Лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется денежная компенсация в размере 50 процентов расходов на приобретение топлива в пределах установленных нормативов и денежная компенсация на оплату транспортных услуг по его доставке в размере, установленном постановлением Правительства Астраханской области.

) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в порядке, определяемом Правительством Астраханской области;

) выплата ежемесячной денежной компенсации расходов на проезд всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, абонентской платы за телефон в порядке и размере, установленных Правительством Астраханской области.

Организации независимо от форм собственности вправе устанавливать, исходя из специфики и условий труда, дополнительные меры социальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги перед соответствующей организацией за счет собственных финансовых средств.

Заключение

Основным нормативно-правовым актом, в котором закреплен правовой статус ветерана, является Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Этот закон в течение достаточно длительного времени не имел аналогов. Действующая до его принятия система социальной защиты ветеранов представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших различной ведомственной принадлежностью и принятых в разное время, что создавало определенные трудности при их применении и вызывало оправданное недовольство среди ветеранов, их постоянные жалобы и обращения в органы власти и управления.

Консолидация разрозненных правовых норм о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив - беспрецедентное явление в истории отечественной системы социальной защиты. Федеральным законом «О ветеранах» было устранено большинство проблем правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис правового регулирования общественных отношений, возникающих как следствие динамичного развития социума.

Законодатель особо подчеркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Поставленные цели, по мнению разработчиков данного закона, должны достигаться посредством наделения различных категорий ветеранов определенным набором льгот и социальных гарантий, которые позволят компенсировать денежные потери, вызванные возрастом, изменением социального положения и т.п. Вместе с тем этот закон - типичный образец нормы материального права, декларирующий возможность получения различных гарантий, компенсаций и льгот, не раскрывая при этом механизма их реализации.

В основу построения рассматриваемого нормативного акта был положен принцип дифференцированного деления определенного набора льгот и социальных гарантий ветеранов между их категориями, которые формировались с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда и других обстоятельств.

Вместе с тем, являясь одним из элементов системы правового регулирования государственной социальной политики, Федеральный закон «О ветеранах» как никакой другой подвергался частым изменениям, отражая как динамику регулируемых им общественных отношений, так и проводимые государством социальные преобразования.

В современной редакции Федерального закона «О ветеранах» в настоящее время наметилось две основные тенденции: параллельно с количественным увеличением категорий лиц, на которых распространяется его действие, качественно сокращаются основные льготы и социальные гарантии: в частности, так называемые «повседневные» льготы и компенсации (медицинское обслуживание, транспортные льготы).

В качестве основных последствий подобных изменений законодательства отмечаются: понижение социально-экономических, материально-бытовых, финансовых условий жизни отдельных категорий ветеранов и вместе с этим осложнение работы всего аппарата социальной помощи и поддержки граждан, объясняемое несвоевременностью реагирования последнего на изменения, отсутствие унифицированных правил применения отдельно взятых законодательных положений и т.д.

В сферу действия Федерального закона «О ветеранах» вовлечено значительное число граждан РФ. По данным Росстата на 2015 г. в РФ проживали свыше 2 млн. ветеранов. Если учесть, что многие права и льготы, установленные для ветеранов, касаются и членов их семей, то число лиц, для которых данный закон является социально значимым, увеличивается в 2 - 3 раза.

В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (в том числе ветераны).

Целью государственной политики в отношении ветеранов и других социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Великой Отечественной Войны и Вооруженных Сил Российской Федерации, созданию государственной системы медико-социальной и медико-психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

.        Конституция Российской Федерации: офиц. текст. // Российская газета. - М., 2015

.        Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 52 (ч. I). - Ст. 6965.

.        Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 52 (ч. 2). - Ст. 6992.

.        Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах" // Собрание законодательства РФ. - 03.02.2016. - № 8. - Ст. 2411

.        Федеральный закон от 22.12.2014 N 426-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах"// Собрание законодательства РФ. - 15.01.2015. - № 5. - Ст. 3422

.        Закон Астраханской области от 27 декабря 2004 года N 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан" (в ред. Законов Астраханской области от 13.04.2011 N 19/2011-ОЗ, от 10.04.2012 N 11/2012-ОЗ, от 26.12.2012 N 90/2012-ОЗ, от 08.05.2014 N 19/2014-ОЗ, от 10.11.2014 N 67/2014-ОЗ) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 1 от 15.01.2015.

Научная литература

.        Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. - М.: КноРус, 2014. - 293 с.

.        Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 2011. - 168 с.

.        Зверева В.А. О правах и льготах ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. № 4. 2014. - 208 с.

.        Исайчева Е.А. Право социального обеспечения. - М.: Экзамен, 2012. - С. 286.

.        Исайчева Е.А. Право социального обеспечения. - М.: Экзамен, 2012. - 514 с.

.        Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М.: Экономика, 2010. - 466 с.

.        Киселев И.Н. О некоторых проблемах регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2012. № 2. - 142 с.

.        Киселев И.Н. О некоторых проблемах регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2014. № 2. - 138 с.

.        Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный) // За права военнослужащих, 2014. - 215 с.

.        Корякин В.М. О правах и льготах ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. № 4. 2013. - 118 с.

.        Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. - М., 2011. - 314 с.

.        Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юрайт, 2012. - С. 240.

.        Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // СПб., Русская философия собственности. 2010. - 342 с.

.        Орловский Ю.П. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юрайт, 2016. - 326 с.

.        Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2010. - 231 с.

.        Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. - С. 128.

.        Чепурной А.Г. Социальная защита ветеранов в Российской Федерации как юридический институт: взаимодействие международно-правовых и внутригосударственных факторов // Государство и право. 2013. № 4. - 412 с.

Материалы судебной практики

.        Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 435-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.

.        Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 603-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.

.        Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 965-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.

.        Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. № 1066-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.

.        Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.10.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2014. - № 22.

.        Решение Астраханского областного суда от 20 октября 20134 г. по делу N 28-1164 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.

Приложение 1



Приложение 2

Похожие работы на - Социальная поддержка ветеранов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!