Методическая разработка раздела 'Вышивание простым крестом' вариативной части учебной программы в 7 классе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    547,06 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методическая разработка раздела 'Вышивание простым крестом' вариативной части учебной программы в 7 классе

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»

Кафедра технологии и декоративно-прикладного искусства








КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДИКЕ трудового обучения

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «ВЫШИВАНИЕ ПРОСТЫМ КРЕСТОМ» ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ В 7 КЛАССЕ

Выполнила: Лубянова Елена

Руководитель: Бондарь М.А.



Мозырь 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. МЕСТО ТЕМЫ В ПРОГРАММЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ

. МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ

4. ВЫБОР ОБЪЕКТОВ ТРУДА И ИХ ОБОСНОВАНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УСВОЕНИЮ

. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

. РАЗРАБОТКА УРОКА

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Трудовая деятельность - основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой предмета «Обслуживающий труд» является ее практическая направленность, что позволяет соединить теорию с практикой, соотносить возможности учащихся, их умения и навыки в определенных областях деятельности с требованиями различных профессий.

Задача учителя обслуживающего труда - дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме ученицы могут попробовать себя в роли различных специалистов. Наряду с этим в реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение детей к делу происходит выявление интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив положительный интерес, необходимо проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности.

Роль учителя обслуживающего труда является ключевой в формировании положительной мотивации труда. Поэтому учителю нужно очень тщательно следить за подбором учебного материала, дифференцируя его по степени сложности, следить за методикой объяснения и опроса, подходить к каждому ребенку сугубо индивидуально.

Именно для того чтобы приобщить детей к труду для каждого класса в программе обслуживающего труда предусмотрены разделы, посвящённые декоративно-прикладному творчеству, и каждый ученик может испытать свои возможности и выявить свои способности в любом из его видов.

Раздел декоративно-прикладного творчества предусмотрен в вариативной части школьной программы.

В частности таковым является раздел - вышивание простым крестом.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX - X веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV- XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта - полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

В настоящее время существуют различные виды вышивания. Это вышивание крестом, гладью, петельным швом и т.д. одного только вида вышивания крестом существует различное множество. Это и простой русский крест, и болгарский крест, и диагональный. Вышивка - дело кропотливое, требующее не просто усидчивости и терпения, но и способности найти свободное время от домашних дел.

Знания и умения вышивать накапливались годами в копилку профессиональной деятельности человека. Возможность заниматься вышивкой актуальна и в наше время, потому как, вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, а так же культуры вообщем и эстетики, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно - прикладного искусства.

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Занятия вышиванием позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия. В рамках раздела «Вышивание простым крестом» реализуется художественно-эстетическое направление вариативной части учебной программы с учащимися 7 класса.

Для вышивания используется специальная ткань - канва, нитки - мулине. Они так же бывают разных видов и марок. вышивают рукодельницы по схемам. Они могут быть самыми различными цветными и чёрно-белыми, схемы для начинающих, любителей и уже профессионалов, просто цветные схемы или схемы с условными обозначениями. Такая вышивка ещё называется счётным крестом, т. е. вышивают с помощью счёта крестиков на схеме, отображают точную копию нитками на канве.

Сейчас появились такие наборы, где на ткани уже нанесён красками рисунок, нужно только отобразить его нитью. В специализированных магазинах продают готовые наборы для вышивания, куда входит необходимый отрезок канвы, все необходимые по цвету нити, игла и схема.

В наше время, для того чтобы вышивать необходимо трудолюбие, усидчивость, терпение, желание.

Вышивание - это достаточно кропотливая и ювелирная работа. Ведь стоит ошибиться на один крестик и всё пойдёт насмарку, придётся переделывать.

Схемы для вышивания можно приобретать готовые, а также создавать с помощью компьютерных программ. Такие программы работают по принципу преобразования обычной картинки в схему с предложением используемых в ней цветов.

Для меня изучение и разработка темы «Вышивание простым крестом» является значимым проектом, т. к. это одна из самых интересующих меня тем в учебной программе школьников. Я считаю её необходимой и неотъемлемой частью программы, потому как она является доступным видом художественного труда школьников как старшего так и младшего возраста.

Цель моей курсовой работы: методическая разработка раздела «вышивание простым крестом» вариативной части учебной программы в 6 классе и изготовление объекта труда.

В ходе курсовой работы решаются следующие задачи:

.        Место темы в программе трудового обучения

.        Методический анализ темы.

.        Разработка урока.

.        Изготовление объекта труда.

1.      МЕСТО ТЕМЫ В ПРОГРАММЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе трудового обучения вышивка занимает неотъемлемое место в вариативной части. Она имеет место как в программе школьников младшего возраста, так и старшего, право выбора остаётся за учителем.

Ученики приобщаясь к практическим навыкам вышивки, изучая некоторые исторические сведения, проходят процесс совершенствования своих способностей и поведения.

Приобщаются к ручному труду, вырабатывают качества терпения усидчивости, аккуратности, терпеливости, чувства эстетики.

Занятия вышивкой приносят очень много пользы человеку.

Вышивка - очень интересный и полезный вид рукоделия. Она имеет большое значение для развития творческих способностей фантазии, мелкой моторики, вычислительных способностей, внимания, усидчивости, терпения. Все эти качества очень нужны и для хорошей учебы. Поэтому занятия вышивкой особенно нужны в школе.

В программе школьники ознакамливаются с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием простым крестом. Обучаются приёмам вышивки крестом. Дети учатся осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомятся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы. Развивают творческую активность; мелкую моторику рук; усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; пространственную ориентацию, глазомер, внимание. Воспитывается этика общения при совместной деятельности; эстетическое восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; художественного вкуса.

Изучение и занятие вышивкой связаны с другими предметами в школе.

Охрана труда - несет важное значение - это безопасность при работе с ножницами и иголками.

Математика - расчёт материалов при изготовлении изделия, счёт количества крестов при счётной вышивке.

ИЗО - красиво изображать различные виды вышивки, эстетическое восприятие.

Черчение - конструирование и моделирование чертежей и вышивки.

Химия - химический состав тканей и нитей.

Биология - из чего получают различные виды тканей и нитей.

Информатика - удобство и быстрота применения информационных технологий в построении схемы для вышивания.

.        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ

Вариативная часть учебной программы обслуживающего труда является неотъемлемой составной частью. Она сопутствует эстетическому и трудовому воспитанию. В 7 классе составляет 18 часов. Согласно тематическому планированию, это 9 уроков по 45 минут.

Таблица 2.1 - Календарно-тематический план

Тема урока

Цели

Содержание обучения

Дидактические средства



Теоретические сведения


Сведения об особенностях белорусской народной вышивке. Вышивка крестом как вид счётного вышивания.

Ознакомить учащихся с видами и особенностями белорусской народной вышивки. Дать понятие о вышивании простым крестом. Ознакомить с вышивкой как с видом счётного вышивания.

Знакомство с понятием вышивка, простой крест, счётная вышивка.


Образцы готовых изделий.

Инструменты, приспособления и материалы, необходимые для вышивания. Организация рабочего места. Санитарно-генетические требования. Правила безопасной работы.

Ознакомить с материалами, необходимыми для работы; актуализировать правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования при вышивании.

Знакомство с инструментами и их назначением. Провести инструктаж по ТБ


Инструменты и материалы для работы.

Технология вышивания простого креста рядами по горизонтали, вертикали и диагонали. Требования к оформлению лицевой и изнаночной сторон.

Научить закреплять нить различными способами. Научить выполнению стежков простым крестом по вертикали, горизонтали, диагонали, соблюдая требования к оформлению лицевой и изнаночной сторон вышивки.

Ознакомить с понятием простой крест, вышивкой по вертикали, горизонтали, диагонали, лицевая и изнаночная стороны.

Закрепление нити. вышивка по вертикали, горизонтали, диагонали, оформление лицевой и изнаночной сторон.

Технологические карты, материалы и инструменты

Практическая работа «Упражнения в вышивании простого креста».

Формировать умения пользования технологическими картами Закрепить знания и умения по вышиванию простым крестом.

Продолжать ознакомление вышивания простым крестом, вышивания по вертикали, горизонтали диагонали

Выполнение упражнений вышивания простого креста, вышивки по вертикали, горизонтали диагонали

Технологические карты. Инструменты, материалы

Практическая работа «Изготовление изделия»

Формировать навыки вышивания и самоконтроля. обработку и оформить изделия

Напоминание об основных приёмах вышивания

Изготовление изделия на основе полученных умений и навыков

Технологические карты. Инструменты, материалы

Практическая работа «Окончательная обработка и оформление изделия».

Ознакомить учащихся с этапами окончательной обработки и оформления вышитого изделия.

Научить производить окончательную обработку

Оформление изделия в рамку

Инструменты, материалы



.        МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ

Вышивание простым крестом - это распространённый вид декоративно-прикладного творчества. Этот вид творчества развивает воображение, абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику пальцев, координацию движения рук, художественные способности и эстетический вкус.

Цель данного раздела школьной программы - ознакомление учащихся с доступным их возрасту видом художественного труда вышиванием простым крестом.

Задачи программы:

Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно - прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

В начале занятий рекомендуется провести инструктаж по технике безопасности. В процессе занятий проводить пальчиковую гимнастику, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей народа, с художественными промыслами, с народными традициями - все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.

В ходе уроков рассматриваются:

соблюдение правил безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;

- планирование работы, рассказ об основных этапах воплощения замысла;

закрепление ткани в пяльцы;

вдевание нитки в иголку;

закрепление нити;

идеальная изнанка;

вышивание по горизонтали, вертикали, диагонали, двойная диагональ, уменьшения и увеличения;

овладение культурой труда на всех этапах трудового процесса:

экономное расходование материала;

поддержание порядка на рабочем месте.

Учащиеся ознакомляются со следующими инструментами и материалами:

ножницы и лезвия - используют при распаривании неудачных участков вышивки, обрезании ниток, раскроя ткани.

канва - ткань с редким переплетением нитей, образующих ровные клетки.- нитки - применяются при вышивании, различают по качеству, структуре, толщине и цвету. В основном применяют нити мулине.

пяльцы - их роль не допустить стягивание материала стежками.

иглы - подбирают в зависимости от толщины ткани, ниток и техники вышивания.

напёрсток - следует одевать на средний палец правой руки. Для предохранения пальца от проколов иглой.

линейка - для выполнения изменений.

вышивание трудовой обучение школьник

4.      ВЫБОР ОБЪЕКТОВ ТРУДА И ИХ ОБОСНОВАНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УСВОЕНИЮ

Уроки трудового обучения необходимы в школе. Для наших девочек это прекрасная возможность реализации женского начала. Хотя не только это главное. На сегоднешний день девочкам обязательно нужно помочь обрести уверенность в своих силах, оптимизм, нужно науить их не бояться жизненных трудностей, творить красоту вокруг себя.

Трудовая подготовка с социальным уклоном способствует тому что учащиеся смогут изготовить себе изделия ручной работы, не сталкиваясь с рыночным путём преобретения таких изделий.

Объектами труда программы «Вышивание простым крестом» может быть изготовление картины оформленной в рамку, салфетки, полотенца, наволочки.

Объект труда - салфетка.

 Салфетка (рисунок 4.1) выполнена в зелено-голубых тонах, но при желании цветовую гамму можно изменить. Работа представляет собой счётный крест.

Рисунок 4. 1

 Для выполнения работы потребуются материалы:

нити мулине - цвета: светло-голубой, голубой, синий, жёлтый, зелёный, салатовый(цветовую гамму при желании можно изменить)

ткань - канва (белая) 50х50см

иглы для вышивания

напёрсток

линейка

ножницы

схема

На ткани определяется начало вышивки, ткань заправляется в пяльцы (рисунок 4.2). Закрепляется нить и выполняется работа по схеме (рисунок 4.3). Сначала выполняют внешнюю темно-зеленую полоску. Для этого от краев салфетки отступают 5-10 см, намечают, где будут располагаться угловые крестики. Вышив первую полоску, можно приступить к выполнению второй. После этого вышивают угловой рисунок и две внутренние зеленые полоски. Заканчивают вышивку внутренним угловым орнаментом.

Рисунок 4.2

Рисунок 4.3

После завершения вышивания края готовой салфетки обрабатываются путём образования из них бахромы.

Окончательная обработка изделия заключается в:

Стирке вышитого изделия - важный этап в изготовлении салфетки. При неправильной стирке нитки могут полинять, что испортит работу. Чтобы этого не произошло, изделие стираю в теплой сильно подсоленной воде. Салфетка сушится на махровом полотенце в развернутом виде.

ВТО. Объект труда - картина.

Картина выполняется на канве с уже набитым рисунком, либо на обычной канве.

Для выполнения работы потребуются материалы:

нити мулине - соответствующих по цветам схеме

ткань - канва, или ткань уже с набитым рисунком

иглы для вышивания

напёрсток

линейка

ножницы

пяльцы

схема если вышивка производится на обычной канве

На ткани определяется начало вышивки, вышивка оформляется в пяльцы (рисунок 4.4)., закрепляется нить и выполняется работа по схеме.

Рисунок 4.4

Окончательная обработка изделия заключается в стирке изделия по необходимости и ВТО.

После завершения готовое изделие оформляется в рамку (рисунок4.5).

Рисунок 4.5

Объектом труда данной работы является картина «Котик». Работа подходит для ученицы 7 класса. Она содержит достаточное количество цветов (14), интересное содержание сложных элементов. Сложные элементы позволяют изучить на практике все нюансы вышивки крестом - вышивание по горизонтали, вертикали, диагонали, двойная диагональ, уменьшение и увеличение, выполнение одинарного креста, идеальная изнанка, замена нити, закрепление конца нити.

Выбранный мною объект труда является до воли сложной но пасильной работой для ученицы 7 класса. Не смотря на трудности, которые могут возникнуть у учениц при работе, благодаря интересному и красочному, а так же эстетически привлекательному содержанию работыу школьников всё равно будет желание её закончить, что является одной из главных задач в обучении приобщению к ручному труду.

.        ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

Основной формой обучения на уроках обслуживающего труда в школе является учебно-практическая деятельностьучащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по обслуживающему труду является комбинированный урок. При организации творческой деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей, способствовать воспитанию и развитию учащихся активизировать учебно-позновательную деятельность ребёнка. Исходя из этого, при выборе определённых методов обучения учитывается особенность контенгента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивационнуюучебно-познавательную деятельность каждого ребёнка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путём создания условий для усвоения учебного материала с учётом темпа и дозы индивидуально. В целем работа педагога характеризуется особым стилем, манерой работы.

Таблица 5.1 - методический план изучения темы.

Тема урока

Теоретические сведения

Практическая работа


Содержание учебного материала

Используемые методы

Содержание работы

Используемые методы

Технология вышивания простого креста рядами по горизонтали вертикали и диагонали. Требования к оформлению лицевой и изнаночной сторон.

Подготовка к вышиванию

Бесседа  инструктаж

Разметка расположения рисунка

Инструктаж. Упражнение. Показ приёмов работы


Приемы закрепления нити

Фронтальный словесный, наглядный

Освоение приемов закрепки

Упражнение. Показ приёмов работы Самостоятельная работа


Вышивание по горизонтали

Фронтально-индивидуальный, словесный, наглядный

Освоение приемов вышивания по горизонтали

Упражнение. Показ приёмов работы Самостоятельная работа


Вышивание по вертикали

Фронтально-индивидуальный, словесный, наглядный

Освоение приемов вышивания по вертикали

Упражнение. Показ приёмов работы Самостоятельная работа


Вышивание по диагонали

Фронтально-индивидуальный, словесный, наглядный

Освоение приемов вышиваниепо диагонали

Упражнение. Показ приёмов работы


Оформление лицевой и изнаночной сторон

Фронтально словесный, наглядный

Контроль оформления лицевой и изнаночной сторон

Самостоятельная работа


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, инструктаж);

наглядный (показ иллюстраций, готовых изделий, технологических карт);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

частично-поисковый - участие обучающихся в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповые - организация работы в малых группах;

индивидуальные - выполнение заданий, решение проблем, с одарёнными учащимися, подготовка к конкурсам.

Создание ситуаций успеха для каждого ребёнка - один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности - один из важнейших принципов работы.

Помещение для занятий должно отвечает санитарно-гигиеническим нормам, по площади достаточной для проведения занятий с группой в 15 человек. Большое значение придаётся его художественному оформлению. Кроме рабочих столов имеются: раскройный стол, гладильная доска и утюг, доска для показа наглядных пособий, рисунков, а также для организованного просмотра групповых работ.

Рабочее место имеет большое значение при вышивании. Прежде всего оно должно быть светлым. Сидеть девочке следует ровно, причем спина должна иметь упор. Нельзя нагибаться и подносить вышивку близко к глазам. Вышивать удобно за столом и около окна, когда работа освещена с левой стороны. Лучше вышивать при дневном свете, а если приходится вечером, то нужно садиться ближе к источнику света, так, чтобы пяльцы с узором были хорошо освещены и рисунок ясно виден.

Если вышивание ведется разными тонами цветных ниток, то их следует подбирать днем, так как при искусственном освещении цвета ниток выглядят иначе. При этом нитки должны быть разложены на открытом месте, чтобы было удобно подбирать тона.

Нельзя садиться за вышивание с грязными и жирными руками. Перед вышиванием их нужно хорошо вымыть с мылом.

Для лучшего сохранения узора работу в пяльцах нужно закрывать чистым лоскутом материи или бумагой и оставлять открытым только вышиваемое место узора.

Во время вышивания нужно следить за чистотой рабочего места. Нельзя бросать на пол обрезаемые нитки. Их следует аккуратно складывать в одно место и после окончания работы убирать. Нитки, которыми ведется вышивание, также должны убираться в особое место.

Иголки для вышивания следует хранить в определенном месте. Для этого имеются закрытые цилиндрики (иголкохранители). Если же таких нет, то каждая девочка может сама сделать специальную подушечку и в нее вкалывать иголки. Не заколотая в определенном месте или брошенная на пол иголка может нанести вред человеку.

Откусывать нитку зубами вредно, ее нужно отрезать ножницами.

Протягивать нитку через рот (если она во время вышивания разлохматилась) также нельзя. Для того чтобы «нитка до конца оставалась гладкой, ее следует завязать около ушка иголки один раз. В таком положении нитка не двигается и не мешает проходу иголки в ткань. Это особенно нужно при вышивании шелковыми нитками, так как они, проходя по ушку иголки, часто лохматятся.

Если шелковая нитка в ушке иголки очень рвется, нужно в него продеть тоненькую проволочку или простую катушечную нитку, завязать один конец за какой-нибудь предмет, другой конец сильно натянуть левой рукой, а правой взять иголку, быстрым движением поводить ее по натянутой проволочке или нитке. Ушко при этом станет гладким.

Техника безопасности на уроках обслуживающего труда, в разделе вышивание простым крестом, подразумевает правила безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом.

При работе с иглами:

. Надеть спецодежду, волосы заправить под косынку или колпак.

. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.

. Хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

. Шить иголками только с напёрстком.

. Иголки не вкалывать в одежду.

. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола

. Убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки.

При работе с ножницами:

. Подготовить рабочее место.

. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.

. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).

. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и дисциплинированы.

. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.

. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.

. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.

. Соблюдая осторожность, сложите ножницы в рабочие коробки или специальную подставку.

. Приведите в порядок рабочее место.

При работе с утюгом:

. Проверить исправность сетевого шнура и вилки утюга.

. Поместить шнур в специальный держатель.

. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

. Убедиться в наличии термостойко подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения.

. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками. Не касаться мокрыми руками сетевого шнура, рукоятки переключателя.

. Работать с утюгом, стоя на резиновом коврике.

. Остерегаться одновременного прикасания руками к утюгу и трубам отопления и др. заземленной арматуре.

. Следить за правильным выбором режима работы утюга.

. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.

. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.

. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.

. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дёргать шнур.

. Отключить электрический утюг от электросети, не выключать вилку из штепсельной розетки рывком за шнур.

. Не класть шнур с вилкой на утюг, избегать прикосновений к горячим частям утюга.

. Привести в порядок рабочее место.

В результате обучения дети должны знать:

простой крест, как вид декоративно прикладного творчества;

название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

правила организации рабочего места;

правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

правильно организовывать свое рабочее место;

пользоваться инструментамиручного труда, применяя преобретённые навыки на практике;

соблюдать правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки;

сотруничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

6.      РАЗРАБОТКА УРОКА

План-конспект урока по обслуживающему труду

Тема урока: Технология вышивания простого креста рядами по горизонтали, вертикали и диагонали. Требования к оформлению лицевой и изнаночной сторон.

Класс: 7

Цель урока: научить технологии вышивания простым крестом, дать понятие о требовании к оформлению лицевой и изнаночной сторон.

Задачи урока:

Обучающая - научить учащихся закреплению нити, выполнению стежков простым крестом по вертикали, горизонтали, диагонали, соблюдая требования к оформлению лицевой, а также изнаночной сторон вышивки; продолжить формировать умения пользования

инструкционно - технологическими картами.

Развивающая - развивать у учащихся умения: применять имеющиеся знания по вышиванию на практике, мыслить логически, осуществлять самоконтроль и взаимный контроль.

Воспитательная - воспитывать трудолюбие, аккуратность, творческое отношение к работе, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Материальное оснащение:

Для учителя: канва, пяльцы, нити, ножницы, игла, линейка.

Для учащихся: канва, пяльцы, нити, ножницы, игла, линейка.

Литература и пособия: Технологические карты по технологии вышивки крестом (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Образцы вышивок, журналы по вышиванию, фотографии с выставки детского творчества.

Таблица 6.1 - ход и содержание урока

Этап урока

Время

Содержание

Формы и методы обучения

Дидактические средства

Организационный момент

3 мин

Приветствие. Проверка наличия учащихся, отметка отсутствующих Проверка готовности к уроку.

Словесный фронтальный


Вводный инструктаж

5 мин

Название темы и целей урока. Критерии оценки деятельности учащихся.

Словесный фронтальный

Таблица на доске

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

10 мин

Целеполагание. Формирование мотивационной сферы

Словесный фронтально

Технологические карты Готовые изделия

Объяснение нового материала текущий инструктаж

10мин

Беседа с демонстрацией приемов работы учителем по новой теме. Вводный инструктаж по правилам безопасной работы и правилам санитарии и гигиены.

наглядный Фронтально-индивидуальный

Технологические карты Готовые изделия

Закрепление новых знаний и умений

15 мин

Применение знаний и умений в разных ситуациях. Физкульт-минутка

Наглядный фронтально-индивидуальный

Технологические карты Готовые изделия

Подведение итогов урока Заключительный инструктаж

2 мин

Ответы на вопросы, выставление оценок

Словесный фронтальный



Ход урока

1. Организационный момент:

.1.     Приветствие.

.2.     Проверка наличия учащихся, отметка отсутствующих.

.3.     Проверка готовности к уроку.

.        Вводный инструктаж:

.1.     Название темы и целей урока.

.2.     Критерии оценки деятельности учащихся.

.        Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

.1.     Целеполагание.

Вместе с учениками в ходе фронтальных вопросов-ответов заполняет таблицу на доске:

Что повторим?

Что узнаем?

Чему научимся?

Сведения о вышивке, инструментах, материалах. Правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Правила организации рабочего места.

Как правильно вышивать крестом или требования к вышивке.

Вышивать крестом. Пользоваться технологическими картами.


.2.     Формирование мотивационной сферы

Учитель задает вопросы по теме предыдущего урока: Какие дополнительные сведения о вышивке вы подготовили? (Несколько детей читают подготовленный дома небольшой материал к уроку, за что могут получить отметку) Какие инструменты, материалы и приспособления используют при вышивке? Учитель рекомендует учащимся рассмотреть иллюстрацию раздаточного материала и по цепочке назвать предметы для вышивания.

.        Объяснение нового материала

.1.     Беседа с демонстрацией приемов работы учителем по новой теме.

Учитель: «О настоящем мастерстве рукодельницы можно судить, лишь рассматривая ее работу со всех сторон. Конечно, на вышитых картинах, которые вставляются в рамку, под стекло, изнанку видеть нельзя, поэтому повышенное внимание в этом случае уделяется, пожалуй, только «лицу» работы. Но как же быть, например, с салфетками, носовыми платками, скатертями, полотенцами? И как хороши рушники и рубахи, вышитые нашими бабушками и прабабушками! Уж они-то, в самом деле, были настоящими искусницами! (Обращает внимание детей на образцы работ по вышивке.)

В старину считалось: если изнанка на рукоделии хозяйки аккуратная, то и дом она ведет идеально. В чем же заключаются секреты искусства давних мастериц?» (Дети высказывают свои предположения.) 18Учитель акцентирует внимание «Во-первых, закрепление вышивальной нити на полотне без единого узелка. Во-вторых, расположение стежков на изнанке строго в одном направлении - либо вертикально, либо - горизонтально. В-третьих, полное отсутствие переходов нити по диагональным направлениям. И, наконец, в-четвертых: закрепление нити под вышитыми крестиками лицевой стороны, но только если при работе используются нити сложением больше двух.

В принципе, если разобраться, ничего сложного. Нужно только проявить старание, терпение, внимание и аккуратность, а главное - было бы желание! И тогда, конечно же, все получится!

А чтобы получалось еще лучше, будем руководствоваться своеобразными инструкциями по основам вышивки простым одинарным крестом, которые носят название «технологические карты». (Показывает нужные карты на столах ребят.)

Далее учитель демонстрирует приемы выполнения стежков по горизонтали, вертикали и диагонали, пользуясь технологическими картами №1 и №2, разъясняя при этом требования, предъявляемые к оформлению лицевой и изнаночной сторон вышитого изделия: «Простой одинарный (русский) крест образуется в результате пересечения двух диагональных стежков: нижнего (открывающего) и верхнего (закрывающего), которые выполняются в одинаковой последовательности на протяжении всей работы. С изнаночной стороны ткани при этом должны получаться параллельные линии стежков рядами по горизонтали или вертикали. Натяжение рабочей нити должно быть равномерное, стежки и ткань не должны быть затянутые, а наклон верхних стежков - одинаковый. А теперь и вы сможете проделать то же, что вам было только что показано, но самостоятельно, пользуясь теми же технологическими картами и листами заданий. А для тех, кому хочется поработать творчески, есть специальные задания-схемы, в которых предлагается выполнить стежки по контуру рисунка!

Но прежде, чем приступить к практической части урока, мы обязательно скажем несколько слов о безопасности!»

.2.     Вводный инструктаж по правилам безопасной работы и правилам санитарии и гигиены.

Учитель рекомендует учащимся прочесть по цепочке памятки по организации рабочего места и соблюдению правил санитарии, гигиены и безопасной работы. (Читают вслух)

.        этап закрепления новых знаний и умений

.1.     Применение знаний и умений в разных ситуациях

Выполнение практической работы: «Основные способы вышивания»

Далее работа выполняется в следующем порядке: у каждой ученицы на столе находятся два задания-упражнения различной степени трудности, из которых каждая девочка может сделать свой выбор. Задание №1 предполагает применение знаний по образцу, а задание №2 - применение знаний в новых условиях и требует творческого решения. Кроме этого, на столах имеются необходимые для выполнения практической работы технологические карты и оценочная карта, по которой осуществляется взаимоконтроль и выставляется отметка учащемуся. Учитель проводит текущий инструктаж по выполнению индивидуальных заданий, а также по заполнению оценочных карт. Дети приступают к работе, а учитель в это время осуществляет текущий контроль практической работы и оказывает необходимую помощь.

5.2 физкультминутка

Когда самостоятельная работа заканчивается, а общий балл выполнения подсчитан, учитель проходит по рядам, проводит заключительный инструктаж, выставляет оценки детей в журнал и расписывается в дневниках.

. Заключительный инструктаж:

6.1. Подведение итогов урока.

Анализ выполнения целей урока производится по таблице на доске совместно учителем и учениками. Из таблицы хорошо видно, достигнут ли полный результат работы на уроке.

6.2. Учитель предлагает ребятам ответить вслух на вопросы:

понравился ли тебе урок?

чем именно понравился или не понравился урок?

в полную ли силу ты работала на уроке?

довольна ли ты собой после урока?

ВЫВОДЫ

Вышивание крестом - несложное рукоделие, которым, тем не менее, можно «заболеть» на всю жизнь. Этот вид вышивки прекрасно подходит для проработки мелких деталей с многочисленными цветовыми переходами, а издалека смотрится почти как живопись. Можно стать обладателем уникальной копии полотна знаменитого художника, овладев искусством превращения бесценного шедевра мировой живописи в вышитую крестом картину.

Вышивка крестом - это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество мужчин и женщин по всему миру. И это не удивительно, ведь, всё, что надо для вышивания - это терпение, терпение и еще раз терпение.

Вышивке, как и любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна! Ей требуется уделять много свободного времени, необходимо настроить себя на хорошее настроение и воспринимать свою работу как полезный и изысканный труд.

Выходит, что вышивание крестом - это в какой-то мере роскошь.… Но, стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет! Тот, кто увлечен вышиванием, знает, почему он так любит это занятие - всё дело в процессе созидания, когда на глазах происходит рождение красоты, и в чувстве удовлетворения и радости, происходящем с окончание работы. Ведь вышивание - это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя и привлекая интерес окружающих.

В результате работы над курсовой я изучила теоретический и наглядный материал об истории вышивки, её видах, и вышивание простым крестом в отдельности.  На базе изученных мною данных я определила место темы «вышивание простым крестом» на уроках обслуживающего труда, так же провела анализ темы.

Разработала план-конспект урока, определила методы и формы организации урока. Выделила дидактические средства. Определила материалы и инструменты. Разработала технологическую карту, карточки задания. Изготовила объект труда.

Решение этих задач привело к достижению цели моей курсовой работы- я смогла исследовать и изучить вышивание простым крестом в школе, особенности и применение вышивания в белорусской культуре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Е.А. Каминская. Вышивка крестом. Издательство: Рипол Классик, Серия Школа рукоделия, 2012, 264 ст.

.        Ручная вышивка: А. А. Иванова - Санкт-Петербург, Академия, 2007 г.- 64 с.Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2010. - 288 с. (Профессиональное образование)

.        Анцыгина, А. А. Учимся вышивать : метод. рекомендации в помощь любит. об-ниям по нац. вышивке и рук. кружков по нар. искусству / А. А. Анцыгина ; Минкультуры Чуваш. Респ. - Чебоксары, 1992. - 77

.        Примерное календарно-тематическое планирование. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 2012/2013 учебный год

.        Т.В.Миронова, С.О.Ермакова. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. - М.: Мир книги, 2009г.

.        Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.

.        Гасюк Е. -Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа -1989.

.        Глинская Е.- Азбука вышивания -Издательство Мехнат Ташкент 1994.

.        Ереминко Т.- Иголка-волшебница - Москва Просвещение, 1987.

.        Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.

.        Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.

Похожие работы на - Методическая разработка раздела 'Вышивание простым крестом' вариативной части учебной программы в 7 классе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!