Методическая разработка теоретического занятия для студентов колледжа по дисциплине 'Основы бухгалтерского учета' по теме 'Бухгалтерский баланс'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методическая разработка теоретического занятия для студентов колледжа по дисциплине 'Основы бухгалтерского учета' по теме 'Бухгалтерский баланс'

Введение


Профессиональное обучение необходимая составляющая качественной подготовки квалифицированных рабочих кадров, так как в значительной мере от уровня их квалификации зависят реальные успехи производства.

Цель курсовой работы - спроектировать методическую разработку теоретического занятия для студентов колледжа по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» по теме «Бухгалтерский баланс».

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

изучить и проанализировать методическую литературу, нормативную и учебно-программную документацию (ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», рабочий учебный план колледжа, рабочая программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»);

определить роль и место дисциплины «Основы бухгалтерского учета» в подготовке бухгалтера, специалист по налогообложению;

определить воспитательные и развивающие возможности дисциплины «Основы бухгалтерского учета»;

разработать фрагмент календарно-тематического плана;

обосновать выбор методов, средств и форм обучения;

разработать методику проведения теоретического занятия.

Глава 1. Методический анализ

.1      Общая характеристика дисциплины и раздела

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», дисциплина «Основы бухгалтерского учета» относится к числу дисциплин профессионального цикла и направлена на формирование у студента экономического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции законности производимых хозяйственных операций и защиты финансовых и имущественных интересов собственников.

В программе дисциплины «Основы бухгалтерского учета», по специальности среднего профессионального образования: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», прописаны требования к уровню усвоения, содержания дисциплины, определены цели и задачи данной дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Уметь:

·   Применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;

·   Ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;

·   Соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

·   Следовать методам и принципам бухгалтерского учета;

·   Использовать формы и счета бухгалтерского учета.

·   Применять метод двойной записи при отражении хозяйственных операций в учете;

·   Использовать различные накопительные регистры при группировке учетной информации;

·   Использовать различные способы исправления ошибок при хозяйственных операций.

Знать:

·   Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

·   Национальную систему нормативного регулирования учета;

·   Международные стандарты финансовой отчетности, в том числе основные элементы стандартов, порядок их разработки; уровни использования стандартов в разных странах;

·   Понятие бухгалтерского учета;

·   Сущность и значение бухгалтерского учета;

·   Историю бухгалтерского учета; в том числе модели учета в разных странах;

·   Основные требования к ведению бухгалтерского учета;

·   Предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;

·   План счетов бухгалтерского учета;

·   Формы бухгалтерского учета;

·   Порядок применения двойной записи и составления проводок по счетам.

Данная дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре. Учебным планом для данной дисциплины определено.

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:


лекционные занятия

44

 практические занятия

20

 контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Итоговый контроль установлен в форме зачета по завершению курса.


На изучение раздела «Методы бухгалтерского учета» отводится 44 часов, из них:

·        Тема 2.1 Имущество организации:

Лекционные занятия - 2 часа

Практические занятия - 4 часа

Самостоятельная работа - 2 часа

·        Тема 2.2 Бухгалтерский баланс:

Лекционные занятия - 2 часа

Практические занятия - 6 часов

Самостоятельная работа обучающихся - 4 часов

·          Тема 2.3 План счетов бухгалтерского учета

Лекционные занятия - 2 часа

Практические занятия - 16 часов

Самостоятельная работа - 6 часа

1.2    Место раздела в дисциплине, роль в подготовке бухгалтера

Раздел «Методы бухгалтерского учета» - один из важнейших разделов дисциплины «Основы бухгалтерского учета», имеющая основополагающие значение при подготовке квалифицированного специалиста. Задачи изучения темы ставятся в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) Среднего Профессионального Образования (СПО) и с профессионально-квалификационной характеристикой выпускника, который должен в рамках данного раздела

уметь:

- построение бухгалтерского баланса организации

составлять бухгалтерские проводки;

сопоставлять статьи бухгалтерского баланса и счетов бухгалтерского учета

составлять сальдо-оборотной ведомость

знать:

- понятие имущество организации по составу и размещению;

источники формирования имущества: собственные и заемные

понятие и построение бухгалтерского баланса;

виды бухгалтерского баланса;

понятие, строение и порядок записи хозяйственных операций на бухгалтерских счетах

содержание и структура баланса

1.3    Воспитательные и развивающие возможности дисциплины и раздела

В рамках изучения раздела «Методы бухгалтерского учета» могут развиваться:

·        память, так как материал имеет справочный характер, обучающимся необходимо запоминать план счетов и понятия;

·        восприятие, так как материал содержит бланки, таблицы, формулы для составления отчетности, педагогу необходимо наглядно объяснять их заполнение;

·        обобщение и анализ, так как данный раздел содержит информацию, при использовании который обучающемуся необходимо сгруппировать информацию, распределить ее и сделать выводы по полученным данным.

воспитываться:

·        ответственность, так как содержатся задания, при выполнении которых необходимо обобщать, анализировать, вычислять, выделять необходимую информацию и делать выводы;

·        самостоятельность, так как в данном разделе содержится материал для самостоятельной работы обучающихся.

1.4   

.4 Межпредметные и внутрипредметные связи темы

Дисциплина «Основы бухгалтерского учета» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин как «Экономика» и «Право», предусмотренными планами подготовки специалистов в первом и во втором семестрах. Дисциплина «Экономика» раскрывает понятие рынка как экономической системы, распределение ресурсов и доходов, раскрывает понятия: издержки, затраты, расходы, доходы, прибыль. Дисциплина «Право» защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством.

Сопутствующая дисциплина «Основы экономической теории» читается параллельно с «Основы бухгалтерского учета» и имеет общие основные направления в формировании учета операций и углубление знания доходов, расходов, формирование прибыли, рассмотрение организации как хозяйствующего субъекта. Дисциплина «Документационное обеспечение управления» раскрывает сущность организации работы с документами, вопросы движения и учета средств организации, необходимые для принятия обоснованных управленческих решений и контроле их выполнения.

Полученные знания и приобретенные навыки при изучении дисциплины «Основы бухгалтерского учета» служат основой для освоения дисциплин: «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» и «Технология составления бухгалтерской отчетности » предусмотренными планами подготовки специалистов в пятом и шестом семестрах.

Межпредметные связи наглядно отражает структурно-логическая схема изучения дисциплины «Основы бухгалтерского учета», на которой представлен порядок изучения дисциплины.

Внутрипредметные связи дисциплины. Тема дисциплины «Бухгалтерский баланс» базируется на знаниях, которые были получены в ходе изучения темы: «Имущество организации». Сопутствующая тема дисциплины «Виды бухгалтерского баланса» читается одновременно с данной темой. Полученные знания и приобретенные навыки при изучении данной темы необходимы для дальнейшего освоения темы «План счетов бухгалтерского учета».


Указанные связи дисциплины дают студенту системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с ФГОС, что обеспечивает соответствующий уровень и практическую направленность в системе обучения.

1.5    Формируемые компетенции

В соответствии с ВГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», после изучения дисциплины «Основы бухгалтерского учета», обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В соответствии с ВГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», после изучения дисциплины «Основы бухгалтерского учета», обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1.      Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

2.      Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

3.      Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.

ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

4.      Составление и использование бухгалтерской отчетности.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского

учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в

установленные законодательством сроки.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности [2].

Глава II. Методика преподавания темы: «Счета бухгалтерского учета и двойная запись»

.1      Проектирование общеметодических вопросов преподавания темы

2.1.1 Проектирование целей учебного занятия

Цель обучения - это системообразующий компонент процесса обучения, от поставленной цели зависит выбор остальных компонентов процесса, их согласование между собой, установление таких связей, которые обеспечивают целостность и оптимальность самого процесса и его результатов [6].

Постановка целей занимает важное место в конструировании занятия, ставить цели необходимо на каждом занятии.

Цели учебного занятия подразделяются на: учебные (обучающие), развивающие и воспитывающие.

Обучающая цель заключается в формировании общей, предметной и надпредметной компетентности обучающегося на основе усвоения им в процессе обучения системы научных знаний, умений и навыков. Система знаний формируется по каждой дидактической единице учебного материала в соответствии с требованиями стандарта образования к уровню подготовки обучающегося.

Например, учебные (обучающие) цели:

• Сформировать знания …

• Научить …

• Закрепить знания …

• Углубить знания …

• Обобщить и систематизировать …

• Проконтролировать …

• В результате изучения темы «…» обучающийся должен знать:… уметь:…

Развивающая цель обучения проявляется в его направленности на развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической сферы личности обучающегося в процессе познания, решения учебных задач, управления своей учебной деятельностью (в целеполагании, рефлексии).

Например, развивающие цели:

• Содействовать развитию …

• Развивать …

• В целях развития у обучающихся … обеспечить в ходе занятия …

Воспитывающая цель заключается в реализации воспитательного потенциала процесса обучения, направленного на социализацию и профессионализацию личности специалиста, становление его как носителя общей и профессиональной культуры. Воспитанность человека определяется, прежде всего, системой его отношений к миру и к самому себе, проявляющихся в ценностных ориентациях, установках, взглядах, мировоззрениях, а следовательно, в потребностях и интересах, целях и мотивах деятельности. Таким образом, воспитательная функция обучения обеспечивает формирование надпредметных качеств.

Например, воспитывающие цели:

• Содействовать воспитанию …

• Воспитывать …

• Формировать … [7]

В педагогической практике используют различные способы постановки целей:

. Определение целей через изучаемое содержание. Например: «Изучить теорему Пифагора». Что дает такой способ постановки целей? Только одно - указание на область содержания занятия. Можно ли при таком способе постановки целей судить о том, достигнуты ли они? Иначе говоря, является ли такой способ постановки целей инструментальным? Очевидно, нет. Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.

. Определение целей через деятельность преподавателя. Например: «Ознакомить учащихся с общими свойствами кислот» или «Научить приемам чтения условных обозначений на географических картах».

Такой способ постановки целей - «от учителя» - сосредоточен на собственной деятельности учителя и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не имея возможности сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели.

. Постановка цели через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика. Например: «Развивать умение анализировать прочитанный текст», «Формировать познавательный интерес», «Развивать рефлексивные умения».

В формулировках такого рода мы узнаем обобщенные образовательные цели - на уровне учебного заведения, предмета, но не на уровне урока. Сторонники педагогической технологии критикуют и этот способ постановки целей.

. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.

Например, «Исследование клеточной структуры растения», «Проведение синтаксического разбора предложений».

На первый взгляд, такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь выпадает важнейший элемент - ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в уровне развития ученика, который находит отражение в процессе его деятельности.

. Способ постановки целей, который предполагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формируются через результат обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать. Такой способ постановки целей называют диагностичным (греч. diagnostikos - способный распознавать) [8].

При выборе целей обучения и их достижении необходимо учитывать следующие требования:

·              формулировки целей должны быть конкретными. Например, вместо цели «познакомить студентов со свойствами пластмасс» лучше сформулировать такую цель: «добиться понимания студентами физических и химических свойств пластмасс»;

·              цели должны быть реально достижимыми при данных условиях. Очевидно, неправильно намечать такие цели отдельного занятия, как «сформировать мировоззрение», «воспитать ответственное отношение к обучению», «развивать ту или иную сферу». Такие цели достигаются, и то не всегда, в течение длительного времени;

·              цели должны быть реальными. Преподавателю необходимо постоянно соотносить цели, свои возможности и уровни развития и воспитанности обучающихся;

·              выбор целей должен быть своевременным. Для этого важно знать психофизические, половые особенности развития обучающихся в определенные возрастные периоды;

·              единство целей обучения, воспитания и развития.

Человек одновременно не может стремиться к двум целям, как не может одновременно идти по разным направлениям, по разным дорогам. Педагогические воздействия носят целостный характер: невозможно сначала обучать, потом развивать, далее воспитывать. Точно так же индивидуальность и личность студента не формируются по частям, так как они целостны. Поэтому преподаватель ставит всегда одну комплексную цель, предполагающую достижение целей обучения, воспитания и развития в единстве. Отсюда следует очень важное требование к постановке этих целей: все они должны быть согласованы между собой, непротиворечивы [7].

.1.2   . Отбор содержания темы. Фрагмент тематического плана

При изучении раздела 3 «Счета бухгалтерского учета и двойная запись» в соответствии с рабочей программой дисциплины «Основы бухгалтерского учета» рассматриваются следующие вопросы в логической последовательности:

Тема 3.1. Счета бухгалтерского учета: Бухгалтерские счета, их назначение и структура. Счета активные и пассивные, активно-пассивные, забалансовые счета. Сальдо и обороты активных и пассивных счетов.

Тема 3.2 Двойная запись операций на счетах: Понятие двойной записи на счетах. Бухгалтерская запись, Бухгалтерская проводка. Проводки простые и сложные. Понятие корреспондирующих счетов.

Тема 3.3 Организация счетов в виде плана счетов бухгалтерского учета:

1. Понятие и характеристики синтетических и аналитических счетов, их назначение и взаимосвязь. Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

2.      План счетов бухгалтерского учета. Субсчет. Связь между счетами и балансом. Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению, структуре и экономическому содержанию [1].

В таблице 1 представлен фрагмент тематического плана дисциплины «Основы бухгалтерского учета».

Таблица 1

Фрагмент тематического плана

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1

Содержание дисциплины и её задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой экономической работы. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях существования различных форм собственности. Этапы подготовки бухгалтеров.

2

1


2

История развития бухгалтерского дела и бухгалтерского учета. Этапы развития бухгалтерского учета. Развитие бухгалтерского учета в России.

2



Самостоятельная работа Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта

2


Раздел 1. Бухгалтерский учет, его объекты и задачи 42 часа

Тема 1.1 Хозяйственный учет, его сущность и значение

Содержание учебного материала

2   

   2


 Понятие о хозяйственном учете. Виды учета: оперативный, статистический и бухгалтерский учет. Различия между видами учета. Понятие о финансовом, управленческом и налоговом учете. Взаимосвязь между видами учета. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету. Измерители, применяемые в учете.




Самостоятельная работа Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта.

2


Тема 1.2 Принципы бухгалтерского учета

2

   2


1

Принципы бухгалтерского учета. Организации бухгалтерского учета в РФ. Положение о бухгалтерской службе. Должностные инструкции работников бухгалтерии. Права и обязанности работников бухгалтерии. Ответственность работников бухгалтерии





Самостоятельная работа Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта

2


Тема 1.3 Объекты, основные задачи и методы бухгалтерского учета.

Содержание учебного материала

4

  2  


1

Объекты бухгалтерского учета: хозяйственные процессы, хозяйственные средства предприятия, источники средств. Классификация хозяйственных средств.




2

Методы ведения бухгалтерского учета, их характеристика.




Практические занятия Практическое занятие №1 Группировка хозяйственных средств по 1.составу средств Практическое занятие №2 Группировка хозяйственных средств по 1. источникам формирования.

2    2



Самостоятельная работа Завершение и оформление практических работ №1, 2

2


Тема 1.4. Правовая основа бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

  4

 2       


1

Понятие организации бухгалтерского учета в РФ . Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета. Уровни регулирования учета в РФ




2

Учетная политика: порядок оформления, направления, отражаемые в учетной политики. ПБУ №1 Возможности изменения учетной политики




Практические занятия Практическая работа №3 Произвести чтение и конспектирование нормативных документов с целью поиска ответа на поставленный вопрос. Практическая работа №4 Произвести поиск необходимого документа в ИПС «Консультант», используя различные способы Практическая работа №5 Оформление приказа по учетной политике на основе условного примера для предприятий различных организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности

  2   2   2



Самостоятельная работа Завершение практических работ №3 и №5;  Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта

2   2


Тема 1.5 Международные стандарты учета

Содержание учебного материала

 4

2


1

Международные стандарты учета и проблемы адаптации с ним российской системы учета. Организация бухгалтерского учета в зарубежных странах. Модели учета. Виды стандартов учета. (Западно-европейские и американские)




2

Порядок разработки международных стандартов. Обязательные элементы стандартов. Уровни применения стандартов в разных странах.




Практические занятия Практическая работа №6 Чтение и конспектирование документов Произвести чтение и конспектирование Принципов международных стандартов. Практическая работа № 7 Разбор стандартов № 2, 6 с целью установления основных элементов

2    2

2


Самостоятельная работа Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта

2



Контрольные работы По дидактическим единицам раздела 1

2


Раздел 2 Бухгалтерский баланс 14 часов

Тема 2.1 Балансовый метод отражения информации

Содержание учебного материала

 2

  2    


1

Бухгалтерский баланс: его сущность, содержание, строение и структура. Виды бухгалтерских балансов Назначение и место в бухгалтерской отчетности.




Практические занятия Практическая работа № 8 Заполнение бухгалтерского баланса Произвести заполнение форм бухгалтерского баланса на основе предложенных данных.

2



Самостоятельная работа Оформление и завершение практической работы №8

 2


Тема 2.2 Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс

Содержание учебного материала

 2

 2    


1

Изменение в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций, их характеристика.




Практические занятия Практическая работа №9 Определение типа изменений в балансе Определить тип изменений в балансе под предложенных в задании влиянием хозяйственных операций Практическая работа №10 Отражение в балансе изменений под влиянием хозяйственных операций, заполнение баланса на конец периода

2     2

3


Самостоятельная работа Завершение и оформление практических работ №9,10

2


Раздел 3 Бухгалтерские счета и двойная запись 38 часов

Тема 3.1 Счета бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

  2


1

Бухгалтерские счета, их назначение и структура. Счета активные и пассивные, активно-пассивные, забалансовые счета. Сальдо и обороты активных и пассивных счетов.









Практические занятия Практическая работа №11 Открытие счетов бухгалтерского учета Выполнить открытие основных бухгалтерских счетов в виде схем счетов, разнести начальные остатки по счетам на основе предложенного задания, Практическая работа №12 Дать основные характеристики открытых, в практической работе №8 счетов.

 2     2



Самостоятельная работа Завершение о оформление практических работ №11,12

2


Тема 3.2 Двойная запись операций на счетах

Содержание учебного материала

 2

  2


1

Понятие двойной записи на счетах. Бухгалтерская запись, Бухгалтерская проводка. Проводки простые и сложные. Понятие корреспондирующих счетов.




Практические занятия Практическая работа №13 Составление бухгалтерских проводок по предложенному заданию.  Практическая работа №14 Составить бухгалтерские проводки по предложенным в задании хозяйственным операциям, разнести числовые показатели по счетам, подсчитать обороты, вывести остатки по счетам.

 2     4

3


Самостоятельная работы обучающихся Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта Отчетная работа по характеристики счетов (по выбору преподавателя) по предложенной схеме. Завершение практической работы №14

 2  6  2


Тема 3.3 Организация счетов в виде плана счетов бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

4

 2    


1

Понятие и характеристики синтетических и аналитических счетов, их назначение и взаимосвязь. Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.




2

План счетов бухгалтерского учета. Субсчет. Связь между счетами и балансом. Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению, структуре и экономическому содержанию.




Практические занятия Практическая работа №15. Составить оборотно-сальдовую ведомость по счетам синтетического бухгалтерского учета на основе задания практической работы №14. Практическая работа №16 Составить оборотно-сальдовую ведомость по аналитическим счетам на основе условного примера. Сопоставить данные аналитического и синтетического учета

2     4

3


Самостоятельная работа Завершение практической работы №16

2


Раздел 4 Технология обработки учетной информации………………….26 часов

Тема 4.1 Учетные регистры

Содержание учебного материала

2

2


1

Понятие учетных регистров. Классификация учетных регистров. Правила ведения учетных регистров.




Самостоятельная работа Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта

2


Тема 4.2 Исправление ошибок в учетных регистрах

Содержание учебного материала

  2

  2


1

Способы исправления ошибок в учетных регистрах: корректурный, «красное сторно», дополнительная и обратная запись.




Практические занятия Практическая работа № 17 Заполнить предложенные регистры и исправить ошибки в бухгалтерских записях и накопительных документах вышеперечисленными способами Практическая работа №18 Поиск в ИПС «Консультант» форм регистров и унифицированных форм первичных документов и регистров

2      2



Самостоятельная работа Завершение о оформление практической работы №17

2


Тема 4.3 Формы бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

 4

 2


1

Формы бухгалтерского учета: упрощенная, мемориально-ордерная, журнально-ордерная.




2

Организация учета в условиях автоматизированного рабочего места бухгалтера. Состав АРМ бухгалтера. Виды программного обеспечения АРМ бухгалтера




Практические занятия Практическая работа №19 Порядок заполнения накопительных бухгалтерских регистров Заполнить ведомость и журнал-ордер по заданию преподавателя. Практическая работа №20 Произвести исправление данных разными способами по указанию преподавателя

2     2



Самостоятельная работа Завершение практических работ №19 и20; Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта

 2  2



Контрольные работы по дидактическим единицам раздела 5

2


Раздел 5 Отчетность 16 часов

Тема 5.1 Бухгалтерская отчетность

Содержание учебного материала

4

2


1




2

Порядок подготовки к составлению отчетности. Состав основных форм бухгалтерской отчетности




Практические занятия Практическая работа №21 Заполнение баланса за отчетный период по данным условного примера; Практическая работа №22 Заполнение отчета о прибылях и убытках на основе условного примера

 2  2

3


Самостоятельная работа обучающихся Открытие счетов, разнесение начальных остатков, запись хозяйственных операций, составление проводок, подсчет оборотов и конечных сальдо по счетам, составление оборотно-сальдовой ведомости, заполнение баланса; Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта

6     2

3


Промежуточная аттестация в форме экзамена по завершению курса




ВСЕГО

144




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.1.3 Выбор и краткая характеристика форм, методов и средств изучения темы

Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, или определенный вид занятия (лекция, урок, семинар, лабораторная работа, экзамен и т.п.).

Методы обучения - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Средства обучения - это источник получения знаний [3].

Выбор методов, форм и средств обучения не может быть произвольным. Выбор форм обучения зависит от дидактической системы обучения. Существует классно-урочная система обучения и лекционно-семинарская.

В колледжах применяют классно-урочную систему обучения. Урок является одной из традиционных форм организации учебного процесса. Урок, это форма организации учебного процесса, при которой педагог организует познавательную или иную деятельность постоянной группы обучающихся, учитывая особенности каждого из обучающихся.

При изучении темы «Счета бухгалтерского учета и двойная запись» основной формой обучения является:

Ø  комбинированный урок - тип урока <#"788618.files/image002.jpg">

Дт 51 Кт 62 - 1 тип

) переданы материалы (10) в основное производство(20)


Дт 20 Кт 10 - 1 тип

) произведены отчисления из нераспределенной прибыли (84) прошлых лет в резервный фонд (82)


Дт 84 Кт 82 - 2 тип

) оплачены счета поставщиков (60) за поставленные ранее материалы с расчетного счета(51)


Дт 60 Кт 51 - 4 тип

) перечислена заработная плата работникам организации(70) с расчетного счета(51)


Дт 70 Кт 51 - 4 тип

) оприходованы материалы (10) приобретении подотчетными лицами(71)


Дт 10 Кт 71 - 1 тип

) выданы из кассы(50) под отчет Петрову на командировочные расходы (71)


Методика организации выдачи домашнего задания (2-3мин):

Преподаватель: В качестве домашнего задания вам будет необходимо составить кроссворд по теме "Счета бухгалтерского учета и двойная запись". И ответить на вопросы из карточек.

Преподаватель выдает карточки с вопросами обучающимся.

Вопросы:

1.Понятие бухгалтерских проводок.

.Отличие бухгалтерских проводок от корреспонденций.

.Простые бухгалтерские проводки (примеры).

.Сложные бухгалтерские проводки (примеры).

.Равенство, сохраняемое при составлении сложных проводок.

.Примеры составления сложных бухгалтерских проводок в виде нескольких простых.

Методика организации окончания занятия (1 мин):

Преподаватель: Наше занятие подходит к концу. Подведем итоги.

Идет выставление оценок за работу на уроке.

Преподаватель: Всем спасибо, все могут быть свободны. До свидания.

Подпись преподавателя__________________________________

Заключение

В ходе написания курсовой работы был проанализирован учебный план, учебная программа по дисциплине «Основы бухгалтерского учета», ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет», определена роль и место дисциплины в основной образовательной программе, объем часов по дисциплине.

В курсовой работе раскрыта важность темы, место занимаемой темы в изучении дисциплины «Основы бухгалтерского учета». В соответствии с ФГОС были определены знания, умения и навыки, воспитательные и развивающие возможности дисциплины. Были определены вопросы в логической последовательности, которые необходимо изучить в данной теме. Выявлены межпредметные и внутрипредметные.

Определены оптимальные формы. Методы и средства обучения, которые необходимо реализовать при изучении темы, а так же цели (обучающая, развивающая, воспитательная) занятия.

В рамках курсовой работы была разработана методика проведения теоретического занятия (комбинированного урока) «Счета бухгалтерского учета и двойная запись», которая может использоваться преподавателями в колледже.

Список использованной литературы

1.      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы бухгалтерского учета» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

.        ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

.        Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

.        Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.

.        Е.Н. Пожарская, Н.И. Басина. Педагогика. Торонто, 2008 год.

.        Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная пресса, 2002. - 512 с

7.      Цели обучения - Электронный ресурс - <http://fantazia2012.ucoz.ru>

.        Коган, А. Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности. Сб. научных трудов. - http:/www.flogiston.ru

Похожие работы на - Методическая разработка теоретического занятия для студентов колледжа по дисциплине 'Основы бухгалтерского учета' по теме 'Бухгалтерский баланс'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!