Исследование формирования инновационной среды организации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,27 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование формирования инновационной среды организации

Содержание

Введение

Глава 1. Факторы формирования инновационной среды

.1 Факторы внешней инновационной среды

.2 Факторы внутренней инновационной среды

Глава 2. Формирование инновационной среды в ООО «Манушак»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В условиях ограниченных ресурсов, которыми располагает государство для сохранения и развития научно-технического потенциала, важнейшей проблемой является концентрация их на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Под приоритетными направлениями развития науки и техники понимаются тематические области исследований и разработок, которые обеспечивают основной вклад в научно-технологическое развитие и в достижение текущих и долгосрочных социально-экономических целей развития страны.

Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Цель данной работы - исследование формирования инновационной среды организаций.

Глава 1. Факторы формирования инновационной среды

.1 Факторы внешней инновационной среды

Инновационная предпринимательская среда - сложившаяся определенная социально-экономическая, организационно-правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие инновационной деятельности. Ее можно подразделить на:

внешнюю среду - совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние на инновационную деятельность, но не прямо и непосредственно, а через элементы макросреды. В данном случае факторы, участвующие в формировании внешней среды, делятся на факторы прямого и косвенного воздействия;

внутреннюю среду - совокупность активных субъектов и сил, действующих на возможности фирмы устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Внутренняя среда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям.

Результаты деятельности инновационного предприятия и значительной степени определяются как его внешней, так и внутренней средой.

Все множество факторов внешней среды можно объединить в две группы:

) непосредственно влияющие на работу предприятия, (законы и учреждения государственного регулирования, поставщики сырья, материалов, оборудования, энергии, комплектующих изделий, потребители продукции, конкуренты, как существующие, так потенциальные, занимающиеся выпуском однотипной продукции и товаров-заменителей; торговые, финансовые, транспортные и прочие посредники);

) косвенно воздействующие на работу предприятия {состояние экономики, научно-технический прогресс, политические, демографические, природные и культурные факторы).

Проблемы, возникающие в процессе управления внешней средой, - это сложность, подвижность, неопределенность и взаимосвязанность. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые предприятие обязано реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора. Подвижность (или динамичность) - это скорость, с которой происходят изменения в среде. Неопределенность зависит от количества и точности информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды. Взаимосвязанность - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды.

Управление инновационной фирмой осуществляется в окружении, т.е. в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами; акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности; правительство с налоговыми и законодательными требованиями; партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства; изменяющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, а также к образовательному уровню исполнителей; возрастающие запросы наемных работников; деятельности конкурентов; последствия экономических кризисов и т.п. Таким образом, среда влияет на деятельность фирмы и обусловливает определенные требования. Поэтому инновационный менеджер должен учитывать это влияние.

Внешняя среда не может быть постоянной. Следовательно, нужно выделить среду, параметры которой изменяются медленно, и такую, которая меняется резко и непредсказуемо.

Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Макроокружение создает общие условия среды функционирования фирмы. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако степень влияния его состояния на инновационную деятельность фирм неодинакова. Это связано с различиями как в сферах их деятельности, так и во внутреннем потенциале.

Анализ экономической составляющей макроокружения позволяет понять, как формируются и распределяются инновационные ресурсы, какова величина валового национального продукта, теми инфляции, уровень безработицы, процентная станка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и как они влияют на инновационную деятельность фирмы. При изучении экономической сферы важно обращать внимание на такие факторы, как: общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Анализ правового регулирования инновационной деятельности предполагает изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений. Он даст фирме возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Причем анализ правового регулирования не должен сводиться только к изучению содержания правовых актов, важно их постоянное совершенствование и практическая реализация законодательства.

Политическую составляющую макроокружения необходимо знать в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в области инновационной деятельности, с помощью которых государство будет проводить в жизнь свою политику. Анализ политической компоненты концентрируется на выяснении следующих вопросов: какие инновационные программы пытаются провести в жизнь различные общественные структуры; какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти; каково отношение правительства касательно различных отраслей экономики и регионов страны; какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм, регулирующих инновационные процессы.

Изучение социальной составляющей макроокружения направлено на выявление влияния на инновационную деятельность таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и ценности; демографические структуры общества; рост населения; уровень образования; мобильность людей, или готовность к перемене места жительства, и др. Значение социальной сферы очень важно, потому что она является всепроникающей и влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду фирмы. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные перемены, то они приводят к очень существенным изменениям в окружении фирмы, поэтому необходимо серьезно отслеживать социальные факторы.

Анализ технологической среды позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, оказания услуг, выполнения работ по усовершенствованию производимой продукции, а также по модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

Задачей анализа потребителей является составление профиля заказа покупателей научно-технической продукции, реализуемой фирмой. Такое изучение позволяет лучше уяснить следующие проблемы: какой вид продукции пользуется наибольшим спросом у потребителя; на какой объем продаж может рассчитывать фирма; насколько можно расширить круг потенциальных покупателей; что ожидает продукцию и будущем и др.

Исследуя потребителей, фирма также узнает, насколько сильны ее позиции по сравнению с конкурентами.

Анализ поставщиков направлен на выявление отдельных аспектов в деятельности субъектов, снабжающих фирму различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и др., от которых зависят эффективность работы фирмы, себестоимость и качество продукции, производимой фирмой.

Выход на мировые рынки высокотехнологичной продукции невозможен без ускоренного освоения российскими предприятиями научно-технического потенциала. Это невозможно без государственной поддержки фундаментальных и прикладных исследований.

Не менее актуальными являются развертывание системы подготовки кадров, формирование информационной инфраструктуры и системы охраны интеллектуальной собственности. Для этого необходимо радикальное обновление целевых установок, создание максимально благоприятных условий для развития инновационной деятельности, чему должен предшествовать выход из кризиса экономики, реализация эффективной инвестиционной политики, стимулирующей экономический рост и снижающей производственные и другие издержки.К внешним условиям развития инновационного предпринимательства относится и Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС).

Важное место отводится вопросам введения лицензирования консультационно-посреднических услуг, связанных с передачей результатов научно-технической деятельности за рубеж и получением их из-за рубежа; введения системы регистрации лицензионных договоров, связанных с передачей прав на использование за рубежом отечественных объектов промышленной собственности, защищенных законодательными документами.

1.2 Факторы внутренней инновационной среды

К внутренним факторам, влияющим непосредственно на инновационную деятельность предприятия, относятся:

наукоемкость производства и наличие исследовательских, опытно-конструкторских подразделений, экспериментальных производств;

степень глубины переработки первичного сырья;

уровень получаемой добавленной стоимости;

длительность производственного цикла;

длительность цикла обращения;

наличие непрерывных производств;

тип производства на отдельно взятом предприятии отрасли (массовое, крупносерийное, серийное, мелкосерийное или индивидуальное производство);

влияние фактора сезонности на производственную активность отрасли;

энергоемкость производства;

фондоемкость производства;

технический уровень производства;

уровень качества продукции;

наличие экологически вредных производств;

износ оборудования и основных фондов;

уровень диверсификации производства в отрасли;

уровень квалификации работников;

возможность применения в производстве технологий экономии и сбережения;

приближенность к потребительскому рынку; прочие.

Несмотря на многообразие конкретных форм организации инновационных процессов, можно выделить основные группы факторов, которые влияют на формирование инновационной деятельности фирмы.

Эффективность работы инновационной фирмы зависит от способности находить потребителя результатов своей деятельности и удовлетворять его запросы. Потребители, решая, какие инновации (товары или услуги) им необходимы и по какой цене, тем самым определяют результаты деятельности фирмы. Таким образом, необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия фирмы с поставщиками материалов к трудовых ресурсов. Многие фирмы ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они зависят в большей степени.

Конкуренты - внешний фактор, влияние которого можно оспаривать. Руководство каждой фирмы четко понимает, что если не

удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться на рынке. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену при этом запросить. Значимыми переменными среды косвенного воздействия являются: инновация, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы.

Технологические нововведения влияют на: эффективность, с которой товары можно изготавливать и продавать; скорость устаревания продукта; способы собирания, хранения и распределения ин формации; выбор услуг и новых товаров, которые ожидают потребители от фирмы.

Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. То или иное конкретное экономическое изменение может оказать положительное воздействие на одни фирмы и отрицательное на другие.

Социальные и культурные факторы, в числе которых преобладают жизненные установки, ценности и традиции, влияют на отношение людей к своей фирме, а также на результаты труда - продукцию или услуги.

Некоторые аспекты обстановки представляют для руководителей фирм особое значение. Например: настроения администрации города (района), политика законодательных органов в отношении инновационной деятельности. Или элемент политической обстановки - это группы особых интересов. Большое значение для фирм, осуществляющих инновационную деятельность с другими странами, имеет фактор политической стабильности.

Для каждой фирмы очень важным является отношение к ней местной власти той территории, где она функционирует. Это фактор среды косвенного воздействия (если не говорить о факторе действий федеральных властей), так как почти везде местная администрация принимает конкретные законы по отношению к бизнесу, определяющие, где и как можно развернуть деятельность того или иного предприятия.

собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;

товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;

инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;

соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.

Глава 2. Формирование инновационной среды в ООО «Манушак»

На исследуемом предприятии ООО «Манушак» водятся инновации, т.е. создание производственной линии, предназначенной для производства хлеба высшего сорта. На базе уже существующей хлебопекарни, выпускающей стандартную для России хлебобулочную продукцию, организовать выпуск широкого ассортимента хлебобулочных изделий по немецкой технологии на немецком оборудовании. Вид инновации - технологический.

Хлебопекарня производит продукцию из пшеничной и ржаной муки. Виды изделий: «Багет простой», «Багет с отрубями», «формовой», «Хала с маком», "Ржаной формовой», «Ржаной круглый». «Булочка простая». «Булочка с кунжутом», «Булочка с маком», «Бублик», «Плетенка с маком», «Плетенка с изюмом», «Плетенка с корицей». Всего: 5 видов пшеничного хлеба. 2 вида ржаного хлеба, 9 видов булочек.

Оборудование поставляется из Германии фирмой «WERNER» является уникальным для России, обладает ноу-хау и имеет конкурентные преимущества высокого порядка, преодоление которых для конкурентов является сложной проблемой. Оборудование: 2 печки, 1 большой делитель для батонов, 1 малый делитель для булочек. 2 тестомесителя, 1 раскаточная.

Данное производство предполагается на основе созданного 2 года назад 000 «Манушак». Общий объем ресурсов составляет 100 млн.руб.(расчеты прилагаются). Требуемый объем инвестиций 200 млн. руб. При условии начала промышленного производства срок окупаемости равен 12 месяцев. Для реализации проекта наиболее предпочтительны: инвестиционный кредит или коммерческий кредит,

Два года назад 000 «Манушак» приобрело лицензию на производство хлебобулочных изделий.

Техническая подготовка производства предусматривает использование освободившейся территории (за счет продажи старого оборудования) для установки нового оборудования (расчет затрат на покупку и установку приводится ниже).

Методическими рекомендациями по оценке эффективности инновационных проектов к их отбору для финансирования установлены следующие основные финансово-экономические показатели инновационного предложения: Единовременные затраты; Текущие затраты; Поступления; Доход; Доходность (Рентабельность); Относительная доходность проектов.

Инвестиционный проект реализуется в течение одного года и характеризуется следующими показателями.

Таблица 1

1Стоимость строительно-монтажных работ, тыс. руб.1102Стоимость оборудования, тыс. руб.122,53Норма амортизации в %104Стоимость материалов на производственные нужды, тыс. руб.147,255Стоимость энергии на производственные нужды, тыс. руб.1146Арендная плата, тыс. руб. 414,587З/пл. производственным работникам, тыс. руб.1358З/пл. строительным рабочим, тыс. руб.1109Отчисления на соц. страх, тыс. руб.11810Накладные расходы, тыс. руб.42011Выручка, тыс. руб.1480

Создание производства хлебобулочных изделий, представляющих собой недорогую высококачественную продукцию широкого ассортимента, расширит рынок, что позволяет рассчитывать на высокую эффективность проекта.

Для создания нового производства предлагается на взятый в банке кредит и, используя собственные средства и связи 000 "Манушак» приобрести 2 печки. 1 большой делитель для батонов, 1 малый делитель для булочек, 2 тестомесителя, 1 раскаточную.

Как уже говорилось, производимая продукция предназначена для широких слоев населения. Основным потребителем данной продукции будут жители города Тюмени, 3 кафе, а также некоторые предприятия общественного питания Тюмени и ближайших районов.

Следует также учесть, что предприятие может наладить контакты с супер- и -минимаркетами Тюмени. Столь смелое предположение можно сделать исходя из высокого качества продукции.

При формировании метода установления цен следует исходить из объективно существующих факторов:

. способность выпускать продукцию высокого качества;

. сложившаяся кадровая структура предприятия с невысоким уровнем накладных расходов;

3.ограниченный (по сравнению с потребностями рынка) выпуск изделий;

4.незначительный рост стоимости материалов и покупных изделий. Исходя из этого, на ближайшее время предпочтительно принять следующую стратегию ценообразования: высокое качество - средняя цена.

Производственная линия по производству хлебобулочных изделий будет располагаться на территории пекарни 000 «Манушак», используя его помещения под производственные и складские нужды.

Как уже говорилось ранее выпускаемая продукция будет производится на оборудование германской фирмы «WERNER & PFLEIDERER». Оборудование: 2 печки. 1 большой делитель для батонов, 1 малый делитель для булочек, 2 тестомесителя, 1 раскаточная.

План снабжения. Из всех вышеперечисленных видов запасов интересуют запасы сырья. Сырьем для производства хлебобулочных изделий служит мука пшеничная высшего сорта, мука ржаная высшего сорта, сахар, дрожжи, соль, рыхлитель, мак, кунжут, отруби, улучшитель. Сырье предполагается покупать используя старые связи 000 «Манушак», который имеет прочные контакты с поставщиками.

Для работы на всем оборудовании достаточно 6-7 пекарей. 1 продавец в магазине, 1 старший мастер. Состав администрации: 1 директор, 1 заместитель директора. 1 начальник производства. 1 бухгалтер. Пекарня работает в 2 смены. Общее количество рабочих составляет 18 человек. Вопрос же о квалификации пекарей в данном случае решается легко. Так как оборудование просто в управлении, а также предполагается нанять рабочих из обслуживающего персонала пекарни, т.е. у них уже будет опыт общения с подобным оборудованием, кроме того, стоимость оборудования включает обучение персонала заказчика.

Таким образом, руководство фирмы для обеспечения более конкурентоспособной позиции на рынке, подошло к идее реализации инновационного проекта, который получив свое развитие сможет обеспечить фирму необходимой долей рынка и увеличить прибыль.

"Манушак" для отбора имеет портфель проектов (всего 2). 000 "Манушак" пригласило четырех экспертов способных оценить эти проекты. Для анализа портфеля и отбора проектов, включаемых в план текущего года выделены критерии с соответствующими конкретными значениями (по итогам анализа и экспертизы.

Первый проект описывается ранее. Второй проект представляет из себя следующее. Пекарне предлагается, используя свое собственное старое оборудование, производить ту же продукцию, которую она производила раньше. Это: батоны, рогалики и пицца. Можно сделать вывод, что наиболее приоритетен 1 -и проект.

инновационный менеджмент экономический

Заключение

Таким образом, инновационная среда - сложившаяся определенная социально-экономическая, организационно-правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие инновационной деятельности. Ее можно подразделить на: внешнюю среду - совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние на инновационную деятельность, но не прямо и непосредственно, а через элементы макросреды. В данном случае факторы, участвующие в формировании внешней среды, делятся на факторы прямого и косвенного воздействия; внутреннюю среду - совокупность активных субъектов и сил, действующих на возможности фирмы устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Внутренняя среда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям.

Таким образом, основные элементы инновационной среды: собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда; товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств; инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами; соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

В данной работе представлена разработка инновационного предложения на примере ООО «Манушак». Дана комплексная характеристика нововведения, экспресс анализ фирмы, описан процесс выбора инновации фирмой. На основе этой работы можно попытаться реализовать эту инновацию и внедрить ее в производство.

Список использованной литературы

  1. Инновационный менеджмент. / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 327с.
  2. Инновационный менеджмент. / Под ред. П.Н. Завлина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 567с.
  3. Ковалёв Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: Маркетинг, 2015. - 208с.
  4. Колонтай М.М. Инновационный менеджмент. Мн.: Попурри, 2013. -191с.
  5. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2014. - 295с.
  6. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. / Под ред. П.В. Завлина. - М.: ЮНИТИ, 2014.- 475с.

Похожие работы на - Исследование формирования инновационной среды организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!