Состояние молодежного инновационного предпринимательства в Томске

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    581,89 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние молодежного инновационного предпринимательства в Томске

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра телевидения и управления (ТУ)







Отчет о проделанной работе за I семестр 2011 г.

группа ГПО ТУ-0801 «Оценка эффективности рекламной компании»


Студенты гр. 197

Гирняк О. С.

Пыжова Е.А.

Малышенкова В.В.

гр. 167

Дермотевосьян Д. К.

Руководитель:

Ассистент кафедры ТУ

Побаченко М. Ю.


Содержание

Введение

Теоретическая часть

Ключевые (рабочие) понятия исследования

Понятия, подходы, типы инфраструктуры

Мировой опыт построения инновационной инфраструктуры

Обзор существующих исследований

Глубинное интервью

Методика проведения интервью

Этапы проведения интервью

Молодежное инновационное предпринимательство

Практическая часть

Гипотезы исследования

Анализ полученных данных

Состояние молодежного инновационного предпринимательства (МИП) в Томске на данный момент

Рекомендации инноваторам

Вклад студента

Список использованных источников

Приложение А Сценарий (вопросник) глубинного интервью

Введение

Постановка проблемы.

Город Томск - город студентов. По статистике каждый седьмой житель - студент. Семь университетов принимают в свои стены абитуриентов и выпускают до нескольких тысяч молодых специалистов ежегодно. Большая доля лиц с высшим образованием (третий город в России после Москвы и Санкт-Петербурга) и развитый научно-образовательный комплекс - идеальные начальные условия для формирования инновационной предпринимательской среды в регионе и развития наукоёмкого бизнеса.

За последние пять лет Администрацией Томской области активно формировалась инновационная инфраструктура: появилась Особая экономическая зона технико-внедренческого типа, бизнес-инкубаторы (при каждом университете), центры трансфера технологий, были организованы гранты и конкурсы для выявления и поддержки предпринимателей. В настоящее время город претендует на создание «Федерального центра образования, исследований и разработок» по принципу американской «Силиконовой долины».

В настоящий момент в Томской области работают более 200 инновационных предприятий с ежегодным ростом объемов произведенной продукции более чем на 30%. В 2008 году объем наукоемкой продукции составил 27 миллиардов рублей. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленности региона по прошлому году составила более 18%. При этом научно-образовательный комплекс занимает второе место в структуре экономики региона после нефтегазового. В 2009 году томские вузы привлекли в регион более 20 миллиардов рублей инвестиций.

Сейчас в Томске появилась особая прослойка - «молодые инноваторы». Это студенты последних курсов или вчерашние выпускники университетов, которые имеют инновационную идею (разработку) и стремятся создать бизнес на ее основе. По сути это потенциал, «новая волна» будущих бизнесменов.

Путь от стартап-компании до владельца наукоемкой фирмы сложен и тернист.

Способна ли существующая в Томске инновационная инфраструктура обеспечить активизацию потенциала молодежи, а коммуникационная среда свести вместе идею и инвестиции?

Возможно ли в созданных условиях пройти путь от инновационной идеи до готового бизнеса и основать фирму в Томске?

Какие возникают барьеры и препятствия?

Какие условия и механизмы среды помогают?

Проблема изучения среды молодежного инновационного предпринимательства с точки зрения «молодых инноваторов» обусловлена необходимостью: во-первых, реализовать имеющийся инновационный потенциал в регионе и не допустить его «утечки» в Москву или за границу; во-вторых, получить качественную обратную связь от участников для улучшения условий инновационной среды; в-третьих, для модернизации экономики региона и, в конечном счете, всей страны.

Цель исследования.

Получить информацию о состоянии среды молодежного инновационного предпринимательства в г. Томске с точки зрения участников этой среды, об эффективности ее организаций и возможных способах устранения барьеров и проблем.

Объект исследования.

Объектом исследования являются лидеры стартап-компаний - участники конкурсов, грантов, форумов, лагерей, бизнес-инкубаторов и других мероприятий, проводимых в рамках развития молодежного инновационного предпринимательства в течение последних двух-трех лет (разовый срез).

Предмет исследования

Предметом исследования являются существующие в Томске пути развития от молодого инноватора до владельца собственного бизнеса, их результативность, возникающие трудности и барьеры, эффективные условия среды, а также ценности и целевые установки участников.

Теоретическая часть

Ключевые (рабочие) понятия исследования

Бизнес-инкубатор - субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса.

Венчур - инвестиционная <#"793266.files/image001.gif">

) Откуда вы узнаете или узнали информацию о мероприятиях для инноваторов? (гранты, конкурсы, форумы и т.д.)? Есть ли информационный центр?


В основном инноваторам рассылают информацию о конкурсах, мероприятиях, форумах и т.д. Наш ТУСУР также в этом участвует. Есть различные отделы, которые этим занимаются, например, отдел аспирантуры, отдел коммерциализации проекта и т.д. Правда в настоящее время в Томске отсутствует единый информационный центр, но данной проблемой занимаются на уровне руководства области и города, и обещают в скором времени решить ее, создав единый ресурс. Также инноваторы получают информацию исходя из личных контактов.

) Как вы считаете, насколько конкурсно-грантовый механизм необходим? Эффективен? Работает и реально помогает?

Были предложены такие ответы:

«Да, считаю, иначе где брать деньги? Хорошо, когда есть спонсоры, но их резервы не безграничны. Помогает поддержка государства».

«Да, эффективна. Гранты и конкурсы это огромный ресурс для некоммерческих организаций и молодых исследователей. Так, например, есть фонд имени Михаила Прохорова «Академическая мобильность». Дает возможность выиграть 100 тысяч и стажировку в Москве или Питере и других местах. Нужно постоянно узнавать о различных конкурсах».

«Конкурсно-грантовый механизм идеален для развития проектов на этапе НИР - эффективно работает и помогает».

«Я считаю, если говорить об эффективности, то это достаточно эффективно. Конечно некоторые механизмы опять же носят специфически характер видимо для нашей страны, но в целом именно гранты под типа УМНИКа и Старта, что касается именно малых инновационных предприятий и подобных разработок - это очень большой стимул для их продвижения, реализации, воплощения в жизнь вот этих инновационных идей».


) На какой стадии находится ваш проект?

Проекты респондентов находятся на разных стадиях, одни на самой начальной, другие - практически на конечной, третьи - на стадии ОКР, четвертые - на стадии реализации и продвижения, причем с планами не только в Томске, но и Москве и Санкт-Петербурге.


) Кто и что помогало вам в продвижении идеи? Есть ли своя команда, которая? Как в ней происходит рабочий процесс?

Большинству респондентов помогает вдохновение руководителя и команды, полученные результаты, которые заставляли двигаться вперед, примеры мировых гигантов, полученный опыт при работе на предприятии, умение представлять свои проекты на конкурсах.



) Какие люди или события мешали вам в продвижении идеи?

Из полученных ответов понятно, что первое место занимает проблема финансирования, дальше стоит проблема отсутствия консультативной помощи:

«Я не видел ни одного консультанта, который бы был специалистом в этой области. Они имеют знания, но чисто теоретические. Теоретические знания практическую ценность не имеют»;

«Трата большого количества времени при обработке проекта на конкурсе»;

«Мешает бюрократия, не понятно как это все работает, не хватка специалистов».

- проблема финансирования;

- отсутствие консультативной помощи;

- нехватка времени;

- отсутствие единого информационного центра;

- расположение Томска;

- препятствует администрация.

) Как много вы знаете молодых людей, у которых есть инновационная проектная идея в Томске? Общаетесь ли вы с другими инноваторами? Помогает ли вам это общение в продвижении своего проекта?

Ответы респондентов оказались похожими: проектов много и инноваторов много, а вот реальных проектов, которые находятся на стадии коммерциализации не так уж и много. Общение не тесное, в основном заключается во встречах на конкурсах, форумах и т.д.

) Как вы думаете, как можно оценить готовность проекта к коммерциализации?

У одного из респондентов возникло крайне негативное мнение: «Проблема - все проекты «мыльный пузырь», коммерциализация, выпуск на рынок не нужен никому, нет инноваций!»

Другие респонденты выделили несколько способов определения готовности проекта и механизмы контроля:

«Только 2 механизма. Одно - это экспертная оценка, а другое - это психологическая проверка… Надо просто человека проверять, насколько он готов идти до конца? Если он чувствует неуверенность в себе, он не доведет ее до конца (идею)»;

«Есть понятие инновационный бизнес. Разработку сделали и её нужно в любом случае совершенствовать, а это опять инновация. То есть это процесс постепенный и постоянный. Если по графикам экономическим все нормально, то надо продолжать. В плане того что готов или не готов проект, нужно проводить исследования, прорабатывать все детально»;

«Самый эффективный способ это наличие заказчика».

Так же респонденты выдвинули предложения по способам оценки проектов на конкурсах и выдачи грантов: «…необходимое личное знакомство с командой». Инноваторы считают, что часто деньги на конкурсах выигрывают проекты, которые не будут развиваться дальше, а проекты которым действительно необходимо финансирование для развития проекта и его коммерциализации вынуждены сами искать денежные средства.

) Как вы оцениваете Томск как место для жизни и продвижения своего бизнеса? Хотели бы вы остаться здесь жить?

В данном вопросе мнение респондентов разделились: все относятся к Томску положительно, но вот не все хотят здесь остаться.

«Нравится Томск, очень хороший город»;

«…хорошо оцениваю Томск, он мне очень нравится»;

«Для светильников Томск стартовая площадка, а сточки зрения электроприводов для шкафов нужен минимум Новосибирск. Так что все зависит от проекта»;

«Мне очень нравится Томск, но тут нет денег для инновационного бизнеса»;

«Достаточно комфортно, удобно, много знакомых людей появилось, возможности, полезности. Все условия есть, для того чтобы заниматься своим делом»;

«С одной стороны Томск хорош, а с другой Томск это тупик»;

«Для развития инновационных проектов на стадиях НИР и ОКР Томск является одним из перспективнейших городов в стране».

) А что вы понимаете под словом инновация? Инновационный проект?

К понятию инновации у респондентов было разное отношение, у одного было даже негативное: «Сейчас, наверное, немножко, негативное. На законодательном уровне этот термин не определен». Действительно, поэтому каждый понимает это понятие по-своему. Несколько инноваторов вообще не смогли четко ответить на поставленный перед ним вопрос. Перечислим некоторые из ответов:

«Это стало просто модно»;

«Инновация - это продукт, который включает в себя наукоемкие разработки, которые внедрены в жизнь в течение 3х лет, после этого это уже просто наукоемкий продукт»;

«Инновация - это какое-то новшество, нововведение, может быть новая технология, какой-то новый продукт»;

«Инновации, инновационный проект… Куча определений существует «инноваций». Но я ни одного из них не знаю и даже никогда не старался узнать хоть одно, и разобраться даже не стремился. Есть такое понятие из советского времени - рационализаторство. Тождественно равные вещи. Инновации - это изобретение, изобретение чего-то нового, улучшающего, либо кардинально нового улучшающего преимущества, нового, чего раньше не было»;

«Лично для меня что такое инновации? - это возможность реализовать свой внутренний потенциал для блага общества скажем так, сделать лучше

инновационное предпринимательство - это тот процесс, когда ты делаешь мир лучше и немножко делаешь его лучше себе, скажем так, ну как в общем цель любого бизнеса».

Респонденты выдвинули некоторые рекомендации как для инноваторов так и для конкурсно-грантовой системы:

«Администрации - ставить амбициозные задачи и ставить на амбициозных»;

«Создание открытой площадки для обсуждения тем инноваций, каких- то консультативных центров»;

«Создание центра помощи по написанию заявок на гранты, потому что понятно, что не у каждого получиться не с первого, ни со второго и может быть даже и не с десятого раза написать правильно и написать так, чтобы это действительно принесло выигрыш»;

«Нужно искать не деньги, а партнеров»;

«Стремиться к новому и не бояться, что твой проект положат под сукно. Перспективы есть, по крайней мере в нашем вузе (ТУСУР)»;

«Один есть такой рецепт, который если применить гарантированно все получится, рано или поздно, в независимости сколько времени даже потратишь - это пахать, пахать, пахать и еще раз пахать!»;

«Не колебаться в принятии решений - ведь неудача это тоже положительный опыт. И обязательно повышать квалификацию, чтобы минимизировать неудачи»;

«Прежде чем начинать какое-то дело, надо твердо знать будет ли твой продукт конечный востребован на рынке, если вы уверенны, тогда может быть следует начинать, если, строго говоря, вообще не уверенны то, наверное, следует задуматься, чтобы что-нибудь изменить. Здесь, я считаю, надо четко разделять кем хотите быть: ученым или бизнесменом. Если вы хотите быть бизнесменом, то следует очень четко знать, что, сколько, конкретно вы будете продавать, если ваше предприятие будет больше направленно на взаимодействие с вузом, на разработку каких-то там новых принципов, алгоритмов и т.д., я думаю, нужно не бояться действовать…пробовать для себя, как в этой старой причте: все в твоих руках!».

Состояние молодежного инновационного предпринимательства (МИП) в Томске на данный момент

молодежный инновационный предпринимательство

Томск идеальное место для инноваций: большое количество идей и проектов, людей готовых заниматься инновациями, возможностей для развития. На территории Томской области реализуется Стратегия инновационного развития региона. За прошедшие годы выстроена инновационная инфраструктура, деятельность которой направлена на коммерциализацию научных разработок. Для развития инновационных проектов на стадиях НИР и ОКР Томск является одним из перспективнейших городов в стране. Многим здесь достаточно комфортно и удобно, есть все необходимые условия, чтобы заниматься своим бизнесом. Это город с хорошо развитой системой высшего образования и динамично развивающейся инновационной сферой, активной государственной властью, реализующей программу государственной поддержки малого и среднего бизнеса, и квалифицированными организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства. Томск одно из таких мест в нашей стране, именно инновационных, где разработана определенная платформа, как экономическая, так и прикладная для реализации нашего внутреннего инновационного потенциала, можно сказать, сама вузовская среда именно способствует этому.

Сформированная инфраструктура обеспечивает системную поддержку инновационной деятельности, включая коммерциализацию результатов научной деятельности (офисы коммерциализации разработок и центры трансфера технологий), генерацию наукоемкого бизнеса (бизнес-инкубаторы и инновационно-технологические центры) и заканчивая широким спектром консалтинговых услуг инновационно-активным организациям (в сфере инновационного бизнеса).

Однако некоторые инноваторы считают что инфраструктура МИП не достаточно развита для потенциала Томска: многим инноваторам не хватает поддержки как финансовой, так и консультативной, нет четкого контроля за проектами, которые выиграли деньги на различных конкурсах (большая часть победителей не вкладывает призовые деньги в дальнейшее развитие данного проекта, а начинают новый проект для участия в новом конкурсе, либо останавливаются на машине и квартире). Для стадии реального производства и продвижения продукции. Томск не совсем идеален в плане отдаленности от крупных рынков сбыта, и отсутствие производственных площадок добавляет сложностей, но не является критическим условием.

Все же основной проблемой является не хватка поддержки на стадии коммерциализации: молодого инноватора бросают на полпути. Отсутствие информационной базы для большого количества человек, всю информацию инноваторы получают от своих знакомых инноваторов. Люди с идей не знают куда обратиться за помощью и что сделать для превращения инновационной идей в бизнес.

Все же инновации приводят к созданию потребительской ценности и повышению производительности, а, следовательно, к росту своего бизнеса. Это свеча зажигания, благодаря которой люди и компании начинают движение к новым высотам. Без инноваций новые товары, новые услуги и новые бизнес-модели никогда бы не появились, и компании так и продолжали бы производить старые вещи старыми способами. Изменить к лучшему можно абсолютно все, поэтому хочется верить, что Томскую область, по аналогии с Калифорнией, будут именовать «Силиконовой тайгой».

Рекомендации для инноваторов

Итогом все проделанной работы является ряд рекомендаций для инноваторов: молодых, только начинающих свой путь к собственному бизнесу, инноваторам, которые продвинулись с начального этапа своей деятельности, но еще не создавших свое предприятие и для уже сформировавших свое собственное дело молодых людей.

Исходя из выявленных у молодых инноваторов проблем были составлены следующие рекомендации:

команда (обязателен человек из экономической среды)

проводить исследование рынка (будет ли востребован товар на рынке)

четко понимать, кем хотите быть: ученым или бизнесменом

проявлять упорство, много работать

поиск средств и инвесторов

посещение лекций, тренингов, семинаров, форумов

участие в конкурсах

не бояться двигаться к новому, не колебаться при принятии решений.

Вклад студента

Студент

Вклад

Гирняк О. С.

Малышенкова В.В.

Проведение серии глубинных интервью с респондентами. Расшифровка интервью. Работа в системе управления RedMine. Написание статей: «Молодежное инновационное предпринимательство в Томске: проблемы и барьеры», «Состояние молодежного инновационного предпринимательства в Томске (исследование)». Участие в Научной сессии ТУСУР 2011. Участие в XIV Томском инновационном форуме Innovus . Разработка брошюры.

Пыжова Е. А.

Проведение серии глубинных интервью с респондентами. Расшифровка интервью. Работа в системе управления RedMine. Ознакомление с компьютерной программы SPSS Statistics. Написание статей: «Молодежное инновационное предпринимательство в Томске: проблемы и барьеры», «Состояние молодежного инновационного предпринимательства в Томске (исследование)». Участие в Научной сессии ТУСУР 2011. Участие в XIV Томском инновационном форуме Innovus . Составление итогового отчета.

Дермотевосьян Д. К.

Проведение серии глубинных интервью с респондентами. Расшифровка интервью. Работа в системе управления RedMine. Написание статей: «Молодежное инновационное предпринимательство в Томске: проблемы и барьеры», «Состояние молодежного инновационного предпринимательства в Томске (исследование)». Участие в Научной сессии ТУСУР 2011. Участие в XIV Томском инновационном форуме Innovus . Разработка итоговой презентации


Список использованных источников

1 Альтшулер И. А. «Куб инноваций» и палитра инноваторов. Идеи, проекты, уроки и комментарии. - М.: Дело, 2007г., - 280с.;

2 Ядов В.А. «Социологическое исследование: методология, программа, методы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.socioline.ru>, (дата обращения: 12.11.2010);

Борис Токарев <mailto:tokarev@ane.ru> «Принципы составления вопросников для маркетинговых исследований» [Электронный ресурс] - Режим доступа:

<http://www.marketing.spb.ru/lib-research/methods/poll_questionnaire.htm>, (дата обращения: 25.03.2010);

Стратегия развития Томской области до 2020г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.strategia.tomsk.ru>, (дата обращения: 15.10.2010);

Послание губернатора Виктора Кресса депутатам Государственной Думы Томской области «Томская область и модернизация: проблемы, ресурсы, перспективы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.strategia.tomsk.ru/publications-1095.html>, (дата обращения: 25.09.2010).

Википедия. Свободная энциклопедия, [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org>, (дата обращения: 13.04.2011);

Международный опыт инфраструктуры инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Деловая неделя - 2010г. - Режим доступа: <http://www.fs2b.ru/>, (дата обращения 12.11.2010);

Международный опыт развития инфраструктуры инновационной деятельности. I Международный Форум // Руссофт [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.russoft.ru/node/567>, (дата обращения: 07.11.2010);

Инновационная инфраструктура Рязанской области [Электронный ресурс] // Инвестиции, инновации, бизнес - 2010г. - Режим доступа: <http://www.spb-venchur.ru/regions/35/objectsro.htm>, (дата обращения: 15.11.2010);

Инфраструктура // Инновационная инфраструктура // Томский инновационный форум [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://innovus.biz/ru/innovation_passport/innovation_passport-infrastructure/>, (дата обращения: 25.11.2010);

Инновационная инфраструктура // РЦИ ПГТУ (Пермский государственный технический университет) - Copyright ©1998-2009гг. - Режим доступа: <http://www.pstu.ac.ru/activity/innovation/infrastructure/>, (дата обращения: 01.12.2010);

Существующие элементы инновационной инфраструктуры Тюменской области [Электронный ресурс] // Материалы I научно-практической конференции магистрантов «Теоретические и прикладные исследования социально-экономической системы» от 27 ноября 2009 г. // Специальный выпуск 2009 - Режим доступа: <http://perspectives.utmn.ru/2009_9s/2.22.htm>, (дата обращения 02.12.2010);

Приложение А

(справочное)

Сценарий (вопросник) глубинного интервью

Блок 1. МИП в Томске. Проблемы и барьеры. Условия.

Считаете ли вы, что в Томске существует и развивается молодежное инновационное предпринимательство?

В чем это развитие (…) выражается? (мероприятия, люди…)

Как вы считаете, благоприятствует ли среда? (расспросить)

Как вы и ваши знакомые оценивают деятельность властей по организации молодежного инновационного предпринимательства? Есть ли поддержка власти?

Считаете ли Вы себя инноватором?

Когда и как к вам пришла идея бизнеса?

Блок 2. Коммуникации. Конкурсы. Гранты. Мероприятия.

Откуда вы узнаете или узнали информацию о мероприятиях для инноваторов? (гранты, конкурсы, форумы и т.д.)? Есть ли информационный центр?

Как много вы знаете молодых людей, у которых есть инновационная проектная идея в Томске?

Вы общаетесь друг с другом? Где и при каких обстоятельствах?

Приносит ли пользу это общение для Вас и вашего проекта?

В каких конкурсах, грантах, мероприятиях вы участвовали? Выиграли? Проиграли? Как их можете охарактеризовать?

Как вы считаете, насколько конкурсно-грантовый механизм необходим? Эффективен? Работает и реально помогает?

Есть предположение, что рано или поздно надо переходить к коммерциализации проекта, а кг-психология мешает в этом. Как вы считаете? (вам? А другим?)

Блок 3. Молодые инноваторы. Начало. Проект. Команда

Кто и что помогало вам в ее продвижении? Может назвать людей, структуру, законы….

Какие люди или события мешали вам в ее продвижении?

Как вы собирали команду? Как поддерживаете ее?

Как у вас проходит рабочий процесс в команде?

А начальные ресурсы у вас были для начала проекта? Сколько своих средства вы вложили?

А сейчас есть ли у Вас инвестиции для финансирования вашего проекта? (откуда?)

На какой стадии находится ваш проект?

(есть ли опытный образец? НИP? ОКР? коммерциализация)

Как вы думаете, как можно оценить готовность лидеров проектов начать бизнес? Какие критерии?

Как вы оцениваете Томск как место для жизни и продвижения своего бизнеса? Хотели бы вы остаться здесь жить? А другие люди как оценивают?

) Как вы видите свое будущее? Вы бизнесмен или наемный рабочий? В какой сфере…в наукоемком бизнесе или в другой?

) А как вы оцениваете деятельность бизнес-инкубаторов?

Блок 4. Провокационный

А почему у вас до сих пор нет бизнеса, производства?? Чего лично не хватает Вам для развития вашего проекта до готового (работающего) бизнеса?

А что вы понимаете под словом инновация? Инновационный проект?

Очень много людей в Томске считают, что все мероприятия для инноваторов - это способ «распилить деньги?» и никаких результатов он не принесет. Какова ваша точка зрения?

Блок 5. Рекомендательный

) Что вы можете порекомендовать?

Похожие работы на - Состояние молодежного инновационного предпринимательства в Томске

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!