Массовый опрос как метод исследования инновационной среды университета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    132,76 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Массовый опрос как метод исследования инновационной среды университета

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской Государственный Университет»

Факультет управления и социологии

Кафедра социологии







КУРСОВАЯ РАБОТА

Массовый опрос как метод исследования инновационной среды университета


Выполнила:

Студентка Гичкина Е.В.

(третий курс, ФУС, 37 группа)

Научный руководитель:

Доктор философских наук Михайлов В.А.


Тверь

Содержание

Введение

Глава 1. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации

.1 Массовые опросы в социологии. Анкетный опрос

.2 Специфика анкетного опроса

Глава 2. Инновационная среда в Тверском государственном университете

.1 Инновационная среда в вузе: понятие, структура, функции

.2 Инновационная среда в Тверском государственном университете (по материалам КСИ)

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Программа социологического исследования

Приложение 2. Анкета социологического исследования

Введение

социологический анкета опрос

Актуальность темы исследования. Сегодня только «ленивый» не говорит об инновациях и инновационном развитии. На слуху инновационное предприятие, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационное предложение, инновационная экономика, инновационный бюджет и другие термины, происходящие от слова «инновация». Среда экономики, обеспечивающая продвижение инноваций, развита в настоящее время достаточно слабо. Характеристикой этому может служить невысокий уровень затрат российских предприятий и организаций на инновационную деятельность. В то же время о потребностях в инновациях в российской экономике свидетельствует превышение объема выплат по импорту технологий в 2,25 раза над объемом поступлений от экспорта инновационных товаров и услуг.

В этой связи возникает необходимость развития инновационной среды, в том числе инновационной среды высших учебных заведений (вузов), инновационный потенциал которых используется слабо. Инновационная среда вуза является частью инновационной среды сектора высшего образования и влияет на развитие инновационной среды российской экономики в целом. Однако функционально-организационная сущность инновационной среды вуза раскрыта в научной литературе недостаточно, что создает дополнительные трудности в исследовании этой проблемы. В слаборазвитой инновационной среде вузы создают инновационные продукты и услуги, которые из-за проблем коммерциализации не могут быть рационально использованы внутри страны российскими предприятиями. Вместо этого происходит передача перспективных результатов исследований и разработок в другие страны, где уже и осуществляется их коммерциализация. Все это позволяет говорить о необходимости формирования механизма развития инновационной среды вуза, способствующего проведению исследований и разработок и коммерциализации инновационных продуктов и услуг на основе взаимодействия вуза с предприятиями и организациями.

Степень научной разработанности проблемы в литературе. Такой метод социологического исследования как анкетный опрос имеет достаточно высокую степень разработанности в различных работах социологов. К примеру, Девятко И.Ф., Добреньков В.И., Кравченко А.И. ,Ядов В.А., Андреенков В.Г., Кабыща А.В. и многие другие рассматривают теоретико-методологические основания программ исследования, количественных и качественных методов сбора и анализа эмпирических (полученных опытным путем) данных. Детально излагаются процедуры квантификации социальных характеристик, методы сбора и анализа эмпирических данных: анализ документов, наблюдения, опросы, глубинные интервью, статистические приемы анализа взаимосвязей и интерпретативные подходы в качественном исследовании, а также требования к организации теоретико-аналитических и прикладных исследований. Федотова Л.Н. в свою очередь показывает пример анализа содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. Шереги Ф.Э., Гуцу В.Г., Папоян Г.Р., Шляпентох В.Э. в своих трудах «Выборка в опросах общественного мнения.» и «Проблемы репрезентативности социологической информации (случайные и неслучайные выборки в социологии).» помогают начинающим исследователю с правильным осуществлением выборки. Осипов Г.В., Гвишиани Д.М. и др. издали труд под названием « Рабочая книга социолога», где подробно описываются все методы социологического исследования в том числе и анкетный опрос.

Основные положения данного исследования формировались на основе изучения и анализа теоретических и методологических разработок отечественных и зарубежных ученых по проблемам инновационной деятельности.

Основу современной теории инноваций составляют научные труды Я. Ван Дейна, А. Кляйнкнехта, Г. Менша, Х. Фримена, Й. Шумпетераи, Сунгуров А.Ю. и др.

Системному анализу нововведений и определению категории «инновация» с позиций различных теорий посвящены работы С.Д. Бешелева, Н.И. Лапина, А. Левинсона, И.Н. Молчанова, Ю.П. Морозова, И.Р. Пригожина, Э.А. Уткина и др.

Важные результаты в развитии теории инноваций достигнуты в работах российских ученых Л.С. Валинуровой, А.И. Гаврилова, С.Ю. Глазьева, М.Б. Грачевой, Б.Ф. Денисова, Е.В. Евтушенко, П.Н. Завлина, С.Д. Ильенковой, О.Б. Казаковой, А.К. Казанцева, Н.Д. Кондратьева, А.Г. Медведева, Л.Э. Миндели, А.М Мухамедьярова, А.И. Пригожина, А.В. Сурина, Н.П. Тихомирова, В.А. Устинова, Р.А. Фатхутдинова и других. В научных трудах Г.М. Доброва, Н.И. Ивановой, Д.И. Кокурина, В.Л. Макарова, Ю.В. Яковца и других ученых отражены подходы к управлению исследованиями и разработками, а также современные тенденции развития инновационной среды.

Объект исследования - инновационная среда высшего учебного заведения.

Предмет исследования - инновационная среда Тверского государственного университета.

Цель исследования - описать инновационную среду Тверского государственного университета глазами студентов ФУСа.

Задачи исследования:

раскрыть особенности анкетного опроса как количественного метода социологического исследования;

показать специфику анкетного опроса как метода социологического исследования;

раскрыть понятие «инновационной среда вуза», описать ее структуру и функции;

выявить и описать мнения студентов по поводу инновационной среды ТвГУ.

Теоретико-методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей - Беляев А. «Корпоративная культура университета: от теории к практике», Дегаев Е. Имидж вуза и корпоративная идентичность», Кверк Б. «Создавая связи. Внутрикорпоративные коммуникации в бизнес-стратегии», Сергеева Т.Б., Горбатько О.И. «Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения», Франц А.С. «Корпоративная культура университета (этико-аксиологический аспект» и др.

Основные методы исследования - - анализ вторичных данных, анкетный опрос. для проведения исследования.

Эмпирическую базу исследования составил анкетный опрос, проведенный среди студентов ФУСа Тверского государственного университета. Данный метод явился наиболее адекватным для проведения подобного исследования.

Практическая значимость исследования. Данные курсовой работы могут впоследствии использоваться при написание курсовых и дипломных работ, обработанные данные могут быть применены университетом для повышения информированности студентов по поводу инновационной среды.

По структуре работа состоит из содержания; введения, в котором описываются: актуальность, объект, предмет, цель, задачи данного исследования; из двух глав: в первой главе рассматривается анкетный опрос как метод социологического исследования, во второй главе исследования в области брачно- семейных отношений с применением анкетного опроса; из заключения, в котором делаются выводы по данной курсовой работе; списка литературы и двух приложений.

Глава 1 Анкетный опрос как метод сбора социологической информации

.1 Массовые опросы в социологии. Анкетный опрос

Как показывает нам история социологии, путь становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности был довольно не простым.

На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками --- философией, правом, историей. Однако и на этом этапе социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.

Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований, т.е. проводимых опытным путем. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию в основном в 20-е годы ХХ века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии.

В общем и целом социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, а тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для присоединения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Метод опроса - самый распространённый из всех социологических методов сбора информации ,определяющий «образ» науки в глазах непосвященных и к тому же имеющий самую богатую историю. Но тем не менее, представления о том, каким должен быть хороший социологический опрос, менялись так часто, что любая попытка свести определения опроса к конкретной технике сбора информации, плану исследования типу анализа данных или характеру использования полученных сведений вероятнее всего столкнется с трудностями. Трудности эти настолько существенны, что один известнейший специалист в этой области в монографии посвященной анализу истории и перспектив опросного метода, предложил опросного метода ,предложил говорить о нгекотором « базовом типе « опроса, по отношению к которому можно было бы упорядочить все многообразие различных опросных исследований .Идеальной моделью он предложил считать « модель Гэллапа», т.е. тот тип проса общественного мнения, который сложился в 1930-1940- х гг. в результате сотрудничества (и конкуренции) между основанным Дж. Гэллапом в 1935 году Американским институтом общественного мнения и другими исследовательскими фирмами. Для типичного «гэллаповского» опроса характерны следующие признаки:

1.Общенациональный характер.

2.отбор из генеральной совокупности всех лиц, достигших избирательного возраста;

3.максимальная приближенность времени проведения опроса ко времени выборов или референдумов

4.среднее число респондентов в выборке - 2000 человек

5.случайный или квотный характер выборки

6.«закрытый» характер вопросов

7.использование стандартных вопросников и личное интервьюирование каждого респондента по месту жительства

8.сбор индивидуальных, не агрегированных данных (каждое наблюдение может быть соотнесено с конкретным индивидуумом в выборке).

Широко распространенные отклонения от описанной «гэллаповской” нормы все же столь существенны, что нам следует рассмотреть и другие подходы к определению сути опросного метода. Во-первых, следует вспомнить о том, что для социологии как науки главной функцией опроса является все же не предсказание результатов завтрашних выборов, а проверка гипотез о характере связей между различными переменными. (Переменная-признак задается как one-рационализация неких содержательных представлений о существенном для социологической теории качестве, свойстве: «социально-экономическом статусе”, «отчуждении”, «расовой сегрегации” и т. п.) Во-вторых, использование выборочного обследования, как говорится в главах 7 и 8, как раз и имеет основной целью либо оценку значения определенного параметра в совокупности, либо - в большинстве случаев - проверку статистической гипотезы о связи между переменными. Эксперимент - это идеальная модель исследовательского плана для анализа причинных связей. Выборочное обследование (опрос) - хорошее приближение к идеальной модели. Для идеального эксперимента, напомним, характерны:

контроль условий, т. е. возможность варьирования независимых переменных и измерения зависимых;

использование экспериментальной и контрольной групп для проведения повторных сравнений;

рандомизация, т. е. случайный отбор испытуемых в контрольную и экспериментальную группы.

В выборочном исследовании, строго говоря, отсутствует возможность контроля, так как исследователь лишен возможности манипулировать независимыми переменными, произвольно задавать их значение. Однако с помощью количественных методов измерения и статистического анализа связи между переменными выборочный опрос может максимально приблизиться к той модели причинного вывода, которая лежит в основе экспериментального метода.

В целом опросные методы обладают рядом существенных достоинств:

)позволяют достаточно быстро получить большой массив наблюдений, причем каждый индивидуальный «случай» (отдельное наблюдение) описывается как правило с помощью целого набора теоретически существенных признаков

)при соблюдении определенных условий использование стандартных опросных процедур и однородных количественных показателей позволяет, помимо проверки гипотез, еще и проводить вторичный и сравнительный анализ результатов.

Что касается разновидности опросов, то здесь существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы. Интервью - это беседа проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на носитель, например, диктафон).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов» суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные интервью - это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе («путеводитель интервью»). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение» детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Нарративное интервью - направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни. Текст такого повествования подлежит качественному анализу. По способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые - это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Методика телевизионных встреч В. Познера напоминает данную процедуру. Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техники квазиинтервью в «фокус-группах». По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме (например, переход к рыночной экономике или качества некоторого товара в прикладных исследованиях рынка).

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Анкетный опрос принадлежит к количественным методам сбора социологической информации.

Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

Основные отличия качественных методов от количественных сведены в таблице, которая составлена с учетом аналогичных таблиц К.Пламера и В.В. Семеновой, но с некоторыми различиями. Далее в таблице приведено сравнение количественных и качественных методов исследования.

Признак сравнения

Количественные методы

Качественные методы

1.предназначение

макросоциологическое исследование

микросоциологическое исследование

2. цель применения

Дать объяснение причин изучаемого явления

Понять изучаемое явление

3. исследовательские задачи

а) измерить параметры явления; б) установить взаимосвязь между отдельными параметрами

а) выявить общую картину явления; б)концептуализировать явление

4. позиция исследователя

«сторонний наблюдатель»

«сочувствующий участник»

5. в центре внимания исследователей

а) социальные институты; б) общие социальные процессы; в) объективные факторы

а) человек; б) специфические, частные процессы; в) субъективные факторы

6.исследовательские процедуры

стандартизированы, предполагается их дублирование

менее стандартизированы, дублируются редко

7. единицы анализа

факты, события, высказывания, акты поведения

субъективные значения фактов для индивида

8. исследовательские инструменты

а) разрабатываются до полевого этапа б) формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей

а) определяются как до полевого этапа, так и в его ходе б)неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт

9. данные исследования представляются в виде:

статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п.

высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п.


Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).

Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения.

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности (все элементы, составляющие объект исследования) и подвергается сплошному обследованию. Но проблема возникает, когда объект исследования слишком велик и о сплошном обследовании не может идти и речь социологи прибегают к выборочному методу. Без статистики и выборки, такие масштабные исследования проводить нельзя. Они могут быть страшно затратными, но совершенно неверными.

Таким образом методы социологического исследования как область знания очень обширна и затрагивает многие аспекты жизни общества.

.2 Специфика анкетного опроса

Исследователь для сбора данных может использовать различные техники, но как правило опрос является самой распространённой техникой. Однако, несмотря на это, анкетирование нельзя назвать самым простым методом ни с точки зрения подготовки к исследованию, ни с точки зрения обработки полученных данных, ни непосредственно с точки зрения проведения опроса. Опросный метод имеет свои особенности, достоинства и недостатки так же как и любой другой метод сбора социологических данных. В данном параграфе будет рассмотрена специфика анкетного опроса на всех его стадиях: подготовке к исследованию, проведению исследования и анализу полученных в ходе исследования данных.

Анкетные опросы, в свою очередь, делятся на групповой или индивидуальный, экспресс-опрос, очный (анкеты раздаются непосредственно респандентам) или заочный (почтовая анкета, прессовая анкета), массовые или экспертные. У каждой разновидности метода есть как достоинства, так и недостатки. При групповом анкетирование можно опросить значительное количество людей, но возможности уточнить ответы респондента не представляется,в отличии от индивидуального опроса. Групповой опрос широко применяется по месту работы или учебы.

Далее будут рассмотрены достоинства и недостатки очного и заочного анкетирования. В качестве очного анкетирование будет выступать личное интервью, в качестве заочного - опрос по почте и по телефону.

При личном интервью возможно уточнение ответов респондента, глубина опроса, возможность приковывать внимание респондента в течение долгого времени. К недостаткам личного интервью можно отнести высокую стоимость метода, невозможность проследить степень влияния интервьюера на респондентов, так же требуется большое количество интервьюеров.

К достоинствам почтового опроса можно отнести следующие характеристики: требуется небольшое количество исследователей, низкая стоимость проведения опроса, легкость организации, отсутствует влияние или давление на респондента со стороны интервьюера. К недостаткам почтового опроса можно отнести: невозможность объяснений и пояснений вопросов интервьюером респондентам, так как интервьюер отсутствует, низкое качество ответов на открытые вопросы, или полное отсутствие ответов на открытые вопросы.

Телефонный опрос так же имеет свои достоинства и недостатки. К первым можно отнести: низкую стоимость проведения опроса, централизированный контроль, пригодность как для сбора фактических данных, так и данных, характеризующих вопросы отношений. Вторые характеризуются: ограничением респондентов, имеющих телефон, невозможность респондента наглядно познакомится с вопросником и иллюстрациями к нему, трудность на слух воспринимать некоторые сложные вопросы, трудность поддержания интереса у респондента более 15- 20 минут.

Так же необходимо отметить, что большую популярность набирает такой метод исследования как интернет- анкетирование. Такой вид исследования является недорогим, но имеет один весомый недостаток: проводить интернет исследования можно только среди тех, кто имеет доступ к глобальной сети.

Не менее важным этапом в проведение анкетного опроса является выбор респондентов для участия в исследовании. Выборка экономит силы и средства исследователей. Существуют такие типы выборок как вероятностная выборка, целевой отбор, квотная выборка, метод «снежного кома» (об этом подробнее говорится в первой главе). Каждый тип выборки имеет свои достоинства, недостатки и особенности. Социолог должен сам решать какой тип выборки ему необходимо использовать, учитывая цели и задачи исследовании.

Прежде чем проводить социологическое исследование социолог должен решить задачу- кого ему необходимо опрашивать, т.е провести выборку. Правильная выборка является гарантом успеха любого социологического исследования, в том числе и анкетного опроса. Если социолог неправильно выберет группу опрашиваемых, то результаты исследования будут неверными. На языке социологов такая группа людей и называется выборка. Даже самая успешная выборка не гарантирует социологу выявления стопроцентно точной картины изучаемого явления.

Социологи используют такой термин как репрезентативность выборки. Репрезентативность выборки- соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности. Репрезентативность выборки зависит от определенных условий, но в первую очередь от того насколько хорошо была спланирована выборка. Выборка должны быть типичной и объективной. Чем выше репрезентативность выборки, тем более объективно выборка описывает генеральная совокупность.

Полного соответствия выборочных данных и данных генеральной совокупности добиться практически невозможно. В этом заключается главный недостаток использования выборки.

Выделяют два типа выборки: случайная или вероятностная и неслучайная или невероятностная. Социолог и ученый Н.Н. Чурилов дает следующие виды выборок. К случайным или вероятностным выборкам он относит вероятностную, систематическую, районированную или стратифицированную, гнездовую выборки. К неслучайным или невероятностным выборкам социолог отнес стихийную, квотную выборки и метод основного массива.

Случайная выборка- это такая выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную заданную вероятность быть отобранным. К случайным выборкам относятся: простой случайный отбор, систематический отбор, кластерный отбор и стратификационный отбор.

Простой случайный отбор подразумевает, что для всех единиц генеральной совокупности возможность попасть в выборочную совокупность одинакова. Также отбор осуществляется двумя способами- или вслепую(метод жребия), или не вслепую(с помощью таблиц случайных чисел). В первом случае социолог может смотреть как осуществляется отбор, во втором социолог не знает кто попадет в выборочную совокупность. Еще выделяют случайный повторный отбор и случайный бесповторный отбор. Повторный отбор включает возможность попасть в выборку респондента не с первого раза, т. е. социолог возвращается к респондентам несколько раз. В бесповторной выборке, если респондента не выбрали с первого раза, то в выборку он попасть уже не сможет.

Систематический отбор подразумевает отбор каждого n-го элемента из генеральной совокупности. Иногда такую выборку еще называют механическим отбором. Основу выборки составляют раз¬личные алфавитные списки, картотеки и тд. Система¬тическая выборка является экономным и удобным способом форми¬рования выборки. Однако при ее применении в социологических исследованиях необходимо следить за тем, чтобы список, используемый в качестве генеральной совокупности, не обладал порядком, отражающим периодичность, для того, чтобы не снизить репрезентативность выборки.

Районированная и стратификационная выборки используются в тех случаях, если генеральная совокупность очень велика и ее необходимо разделить на несколько частей. Такой тип выборки подразумевает деление генеральной на отдельные социальные группы или экономико- географические районы. Основная цель такого разделения- повышение точности выборки. Так же внутри данной выборки различают одномерную и многомерную стратификацию. Одномерной стратификация- это разделение генеральной совокупности по одному признаку, а многомерная стратификация по нескольким признакам.

Гнездовая выборка- это такая выборка, при которой отбираемые объекты представляют собой гнезда(кластеры) более мелких единиц. Такой метод более прост в организации и в исполнении, чем вероятностная или районированная выборки. Проблемы, которые могут возникнуть при отборе респондентов методом гнездовой выборки связаны с определением величины гнезда, количеством гнезд и их месте в генеральной совокупности.

Далее мною будут рассмотрены методы неслучайной или невероятностной выборки. Неслучайная выборка- это выборка, при которой невозможно заранее рассчитать вероятность попадания той или иной единицы из генеральной совокупности в выборочную совокупность. К невероятностным выборкам можно отнести метод «снежного кома», метод стихийного отбора, квотную выборку и другие.

Метод «снежного кома»- это такой тип выборки, при котором предполагается, что отбор последующих респондентов будет производиться по рекомендации предыдущих. Данный тип выборки обычно используется, когда необходимо опрашивать экспертов или респондентов из редко встречающихся групп. Такой метод отбора респондентов используется тогда, когда социологу трудно выделить границы генеральной совокупности.

При применении метода стихийного отбора не используется никаких математических процедур и проследить за репрезентативностью выборки не представляется возможным. Стихийные выборки формируются произвольно. Примерами применения стихийной выборки могут являться опрос «первого встречного», опросы покупателей в залах магазинов, пассажиров на остановках и в общественном транспорте. Чаще всего при стихийном отборе социолог опрашивает респондентов, которые имеют желание общаться.

Квотная выборка представляет собой микромодель генеральной совокупности. Такой тип выборки может быть использован , если распределение генеральной совокупности по основным социально-демографическим признакам или другим существенным для исследования признакам известно, но её списки получить не представляется возможным, или если для осуществления случайного отбора недостаточно времени и средств. Квотная выборка практически всегда используется для проведения научного эксперимента, если эксперимент находится в рамках социальной науки. Так же метод квот рационально использовать для построения выборки при небольшой генеральной совокупности. Квотная выборка имеет и свои недостатки. Во- первых, необходимо предварительное изучение объекта для выявления в нем пропорций единиц с различными характеристиками и связей между характеристиками. Во- вторых, необходима неустаревшая информация о состоянии генеральной совокупности. Например, если активно происходят какие-то демографические процессы в обществе (миграция, имиграция), то использование данных переписи населения, проведенной несколько лет назад, может дать большую систематическую ошибку. В данном случае использовать квотную выборку нерационально. В третьих, у социологов с низкой степенью подготовки проблемы могут возникнуть на полевом этапе проведения исследования. При проведении опросов в поведении социолога можно выделить два явления: интервьюер, скорее всего, будет проводить отбор среди наиболее доступных ему лиц, тех, кто более расположен к общению, поэтому выборка имеет тенденцию превратиться в доступную; при этом ближе к концу отбора часто возникает группа «дефицитных» признаков (по которым интервьюер не нашел респондентов), поэтому повышается соблазн для социолога опрашивать людей, которые совсем не подходят по заданным параметрам.

Построение выборки - это очень сложный и ответственный процесс, и от её качества во многом зависит достоверность результатов исследования. Правильно построенная выборка обеспечивает высокую репрезентативность выборки. Задачу построения выборки нужно решать при проведении конкретного исследования, Для каждого исследования необходима своя выборка, которая поможет получить результаты наиболее эффективно отражающие социальные процессы.

Анкета - является основным документом анкетного опроса. Она представляет собой социологический документ, содержанием которого является отражение ответов респондента на интересующие вопросы интервьюера.

Составление анкеты очень важный этап в проведение анкетного опроса. Анкета, как правило состоит из четырех частей: вводной части или преамбулы, основной части, вопросов паспортички и завершающей части.

Целью преамбулы является введение в курс дела респондента. Преамбула должна включать в себя цели и задачи исследования, перспективы использования результатов, правила заполнения анкеты, указывает на анонимность анкеты.

Основная часть анкеты состоит непосредственно из вопросов касающихся целей и задачей исследования. Вопросы анкеты должны быть поставлены так, чтобы быть понятны респонденты, должны быть корректны. Формулировки вопросов должны быть как можно короче и проще.

По форме вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы предоставляют право респонденту самому сформулировать свой вариант ответа. Закрытые вопросы включают в себя сформулированные интервьюером варианты ответов, из которых респондент должен выбрать один или несколько. К закрытым вопросам так же относятся альтернативные вопросы, которые содержат только два варианта ответа «да» или «нет». В полузакрытых вопросах респондент может как выбрать имеющийся ответ или же написать свой вариант ответа. Каждая форма вопроса имеет как достоинства, так и недостатки. Применение закрытых вопросов является самым экономичным по времени. Как правило, на закрытые вопросы респондент отвечает более охотно чем на открытые. На открытые вопросы респонденты отвечают неохотно, во многом из- за того, что не хотят тратить свое время, чтобы придумать ответ. Открытые вопросы в большом количестве следует применять в тех исследованиях, когда есть уверенность в том, что респондент заинтересован в участии в опросе. Так же в некоторых случаях обязательно применение именно открытых вопросов. Например, при недостаточно изученной теме исследования, чтобы респондент мог точно сформулировать свою точку зрения(так как среди вариантов ответа, предложенных интервьюером может не оказаться ответа, который бы подошел респонденту).

а)отвечающий на вопрос чаще выбирает первый вариант ответа, поэтому ПРИВИЛО 1- первыми должны стоять наименее вероятные варианты ответа;

б) чем длиннее вариант ответа, тем меньше вероятности ее выбора, так как для его понимания требуется больше времени, и респондент скорее всего не будет его тратить. Поэтому ПРАВИЛО 2 - варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины.

в) ПРАВИЛО 3 - все варианты ответов должны быть выдержаны в одном уровне конкретности. Так как, чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной.

В классификации вопросов по их функциональности можно выделить следующие типы: основные вопросы, контрольные вопросы, вопросы- ловушки, вопросы - фильтры, функционально- психологические вопросы. Основные вопросы служат для получения информации, связанной с целями и задачами исследования. Контрольные вопросы для проверки искренности респондента, для выявления противоречий в ответах респондента. Вопросы- ловушки служат для того, чтобы понять на сколько респондент слушает интервьюера. Такие вопросы являются как правило являются бессмысленными и не относятся к исследованию, а служат для проверки реакции респондента- удивиться ли он услышав подобный вопрос или нет. Вопросы- фильтры используются для селекции респондент. Задавая вопросы- фильтры интервьюер может узнать подходит ли ему потенциальный респондент или нет. Функционально- психологические вопросы используются для снятия эмоционального напряжения. С помощью таких вопросов осуществляется переход от одной темы к другой.

Так же существует такой тип вопросов как шкальные вопросы. Шкальные вопросы применяются, когда необходимо оценить явление или мнения путем присваивания им соответствующих оценок. Вопросы подобного типа следует применять, когда необходимо выявить приоритеты респондента по какому-либо вопросу, отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

По уровням измерения все вопросы делятся на три типа: номинальные, порядковые и интервальные. Номинальные измерения показывает наличие или отсутствие у субъекта какого либо признака(пол, возраст, профессия и тд.). Порядковые измерения подразумевают, что респондент может упорядочить объекты по степени выраженности свойства, может сравнить один объект или явление с другим. Интервальный уровень измерения предполагает наличие равных расстояний между категориями, то есть ввести единицу измерения.

Если вопросы содержат таблицы или графики, необходимо объяснить правила их заполнения и составлять подобные задания таким образом, чтобы у респондента не возникало трудностей при их выполнении. Задания в виде таблиц или графиков так же не должны быть слишком большими по объему, так как практика показывает, что большинство респондентов стараются не выполнять такие задания по существу. Разработчик анкеты должен особое внимание уделить созданию вопросов основной части анкеты, так как именно ответы на них несут в себе необходимую информацию. Выбор типов вопросов остается в компетенции разработчика анкеты.

Вопросы паспортички,представляют собой социально-демографический блок вопросов (пол,возраст,семейное положение,трудовая занятость) как правило, находятся в начале или в конце анкеты. Вопросы паспортички отражают социально- демографические характеристики человека: пол, возраст, семейное положение, образование, профессию и тд.

Четвертая часть анкеты - завершающая, находится в конце анкеты и представляет собой благодарность за участие в опросе.

При построении анкеты очень важно учитывать стиль респондента. Стиль респондента складывается из манеры его поведения, из его предпочтений, склонности к согласию с интервьюером, из степени категоричности высказываний. Если не пренебрегать стилем респондента, то полученные данные будут наиболее точно отражать точку зрения респондента. Далее будут рассмотрены особенности респондентов при участии в исследовании.

Нередко социологи сталкиваются с такой проблемой как отказ потенциального респондента от участия в опросе. В таком случае социологу необходимо заинтересовать респондента, указать на важность участия в опросе, объяснить цели и задачи исследования, может быть даже преувеличить значимость исследования в глазах респондента. Интервьюеру необходимо пробудить мотивацию участия в исследовании у респондента.

В анкетных опросах у многих респондентов существует тенденция к выражению согласия. Тенденцию к выражению согласия еще называют «да»- тенденция. Проявляется она в том, что люди гораздо чаще соглашаются с предложенным им суждением. Для того, чтобы на вопросах- суждениях избежать данную тенденцию необходимо применять более развернутые формулировки вопроса, сочетающие в себе вариант соглашения с суждением и не соглашения.

Так же существует такое явление как случайность в ответах. Респондент может заполнять анкету наугад, или же несерьезно отнестись к вопросам, воспринимать вопросы в шутку, не предавать своим ответам никакого значения. Связано подобное поведение обычно с недобросовестностью интервьюера. Социолог должен создать для респондента максимально комфортные условия, повышать активность гражданской позиции, не допускать монотонности.

Одни респонденты нерешительны в своих ответах, другие привыкли давать однозначные и резкие ответы, выбирать крайние позиции шкал и тд. Такие ответы объясняются категоричностью суждений. До сих пор не выявили, отчего же зависит категоричность суждений- от национальности, возраста, пола или чего- то еще.

Некоторые респонденты сообщают при анкетировании ложные сведения. Одни стремятся показать себя с лучшей стороны, другие могут говорить неправду в анкете, пологая, что интервьюера интересует не его точка зрения, а правильный ответ на вопрос. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций необходимо корректно формулировать вопросы, создать максимально комфортные условия для проведения анкетирования.

В целом проблема стиля респондента малоизучена. Можно выделить следующие правила при соблюдении которых результаты исследования будут более достоверными: корректная формулировка вопроса, внимательность интервьюера к респонденту, умение заинтересовать респондента, создание эмоционально- комфортной обстановки.

Анкетный опрос подчиняется двум важным условиям - количеству вопросов в анкете и количеству опрашиваемых респондентов. Чем больше респондентов участвуют в опросе, тем меньше вопросов должна содержать анкета.

Анкетный опрос имеет свою специфику как вид общения. Далее я рассмотрю особенности анкетного опроса как общения, которые наиболее существенны в процессе сбора данных. К таким особенностям можно отнести целенаправленность, асимметричность.

При проведении анкетного опроса интервьер должен быть целенаправлен на получение нужных данных от респондента и всячески пытаться заинтересовать респондента.

Асимметричность характеризуется тем, что интервьюер и респондент не могут выступать как два равнозначных собеседника. Интервьюер берет на себя преимущество. Несмотря на это, интервьюер должен всеми способами пытаться создать максимально комфортные психологические условия для общения с респондентом. У респондента должно создаваться впечатление, что они общаются на равных правах и ощущение того, что респондент полностью контролирует ситуацию.

Опосредованность общения характеризуется привлечением третьего лица или письменного или технического устройства. Анкетный опрос опосредован как минимум дважды, а именно - анкетой и интервьером, что ставит социолога перед необходимостью обращать особое внимание на поддержание психологического контакта с респондентом.

Таким образом можно сказать следующее: необходимо обращать особое внимание на установление отношений с респондентами, при которых можно было бы получить достоверные ответы, независимо от влияния посредников, целеустановки интервьюера и интереса респондента к опросу.

В зависимости от количества заполненных анкет данные обрабатываются вручную или на компьютере, после чего социолог, применяя методы математической статистики, выявляет такие показатели как мода, среднее значение, дисперсия, медиана и т.д.

При использовании ЭВМ для обработки анкетных данных исследователю необходимо выполнить следующие этапы: редактирование анкет, кодирование данных, контроль данных и исправление ошибок.

Редактирование подразумевают подготовку данных анкет для перевода на машинный носитель. На данном этапе следует отметить пропуски в анкетах, просмотреть пометки, сделанные интервьюером, исключить анкеты, которые имеют большое количество пропусков по важным вопросам.

Этап кодирования подразумевает перевод текстовой информации в числовую форму, которая предназначена для ввода в ЭВМ. В ряде случаев анкеты кодируются еще в процессе создания анкет - регистрируется тот код, который соответствует одному из вариантов ответа.

Контроль данных и исправление ошибок - это процесс проверки данных анкет. Социолог на данном этапе выявляет ошибки и находит истинные величины данных или кодов в исходных документах. Как правило, существует два типа ошибок- появление кодов, отсутствующих в инструкции по кодированию анкеты и появление кодов, выходящих за рамки логической структуры вопросника анкеты.

Полученные результаты указывают на тенденции, которые в качестве гипотез выдвигались социологом в теоретической части программы. Конечным пунктом проведения социологического исследования с помощью метода анкетного опроса является подтверждение или опровержение гипотез.

Разработка способов и анализа социологической информации продолжается и по сей день. Социологи решают задачи связанные с выявлением способов повышения репрезентативности анкетного опроса и усовершенствованию опросных методик в целом.

Выводы

В данной главе были рассмотрены особенности анкетного опроса как метода сбора социологической информации. Анкетный опрос относится к количественным методам исследования. Его можно назвать одним из самых популярных и часто используемых методов. Анкетные опросы используются, когда необходимо получить какую- либо статистику, проследить динамику какого- либо явления. Анкетные опросы, в свою очередь, делятся на экспресс-опрос, групповой или индивидуализированный, очный( раздаточная анкета) или заочный (почтовая анкета, прессовая анкета), массовые или экспертные. Большую популярность набирает такой метод исследования как интернет- анкетирование. Каждый из видов анкетного опроса имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Важным этапом в проведение анкетного опроса является выбор респондентов для участия в исследовании. Если социолог неправильно выберет группу опрашиваемых, то результаты исследования будут неверными. На языке социологов такая группа людей называется выборка.

Основным документом анкетного опроса является анкета. Анкета представляет собой социологический документ, который содержит ответы респондентов на интересующие вопросы интервьюера. При составлении анкеты социологу необходимо решить ряд задач: выбрать необходимый тип вопросов, формулировать вопросы, исключая монотонность опроса, вопросы должны соответствовать стилю респондента. Стиль респондента складывается из манеры его поведения, из его предпочтений, склонности к согласию с интервьюером, из степени категоричности высказываний. Если не пренебрегать стилем респондента, то полученные данные будут наиболее точно отражать точку зрения респондента.

Общение респондентом так же является очень важным этапом социологического исследования. Необходимо обращать особое внимание на установление таких отношений с респондентами, при которых можно было получать достоверные ответы, независимо от влияния посредников, целеустановки интервьюера и интереса респондента к опросу.

Полученные социологом заполненные анкеты обрабатываются или вручную или на компьютере в зависимости от объема анкет. При анализе анкет социолог использует методы математической статистики и вычисляет такие величины как мода, медиана, среднее значение и другие.

По сей день продолжаются разработки в области усовершенствования различных опросов, в том числе и анкетного опроса. Социологи решают задачи связанные с выявлением способов повышения репрезентативности социологических исследований.

Глава 2 Инновационная среда в Тверском государственном университете

.1 Инновационная среда в вузе: понятие, структура, функции

Об инновациях и инновационном развитии сегодня можно слышать практичеси «на каждом шагу»,так как общество стремительно развивается и наука старается создать ему более комфортные условия для труда,отдыха и т.п. создавая и внедряя различные инновационные технологии для упрощения и усовершенствования жизни. Но не многие из задумываются: а что же такое инновации?

Термин « инновация происходит от латинского слова novatio ,то есть «обновление, изменение», и приставки in - «в направлении». Если дословно переводить термин innovatio, то оно обозначает « в направлении изменений».

В современных отечественных и зарубежных исследованиях сам термин «инновация» трактуется по-разному. Так, например, Б. Санто считает, что инновация - это «... общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если он ориентируется на экономическую выгоду, прибыль» Я. Кук и П. Майерс полагают, что инновация - это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке.

По определению М. Додгсона «инновации включают научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущую к коммерческому введению нового (или улучшенного) продукта или нового (или улучшенного) производственного процесса или оборудования» .

В.Г. Медынский и С.В. Ильдеменов под инновацией подразумевают «объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога».

По мнению А.Б. Титова инновация - это «процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание»

Некоторые авторы (Д. Месси, П. Квинтас и Д. Уилд) используют понятие «инновации» в двух смыслах: «Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта, процесса или системы».

Ряд авторов рассматривают инновацию как:

● технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы;

● результат научного труда, направленный на процесс совершенствования общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве ;

● процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности Человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект;

● комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства лучшего удовлетворения известной потребности людей .

Среди различных вариантов определения данного термина, самым емким можно назвать определение Владимирова А.И.: «Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшиеся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологий, изделия, организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.п.) и последующий процесс внедрения (производства) этого,с фиксированным получением дополнительной ценности ( прибыль, ,приоритет, прогресс и т.п.)»

Если сказать проще, то инновация - это полученный исследователем научный результат, превращенный в инновационный продукт и вынесенный на рынок. В качестве же характеристики для инновации выступают: а)инвестиция в систему; б)разработки инновационного продукта; в)внедрения продукта; г)получение качественного улучшения деятельности системы.

Все выше сказанное касается конкретно определения «инновация», но в данном пункте целью является дать определение инновационной среды вуза,ее функций и структуры. В процессе не многочисленных исследований, одним из исследователей было предложено авторское определение инновационной среды вуза, как части инновационной среды экономики, включающей организационно-управленческие, социально-экономические, технологические, правовые отношения вуза с предприятиями, организациями и физическими лицами по созданию и коммерциализации инновационных товаров и услуг. Инновационная среда вуза характеризует функции, связи, взаимодействия с организациями других секторов экономики, обеспечивает инновационную деятельность как в части коммерциализации исследований и разработок, так и при оказании образовательных услуг.

Инновационная среда - сочетание внутренней и внешней сред участника инновационного процесса. Она представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

Инновационная среда, создаваемая и развиваемая вузом для управления исследованиями и разработками, включает взаимодействие нескольких субъектов. Среди них: высшее учебное заведение, предприятия и организации, управляющая целевым капиталом компания, центры коммерциализации результатов исследований и разработок. Наибольшую сложность в реализации механизма развития инновационной среды представляют управление процессом интеграции с предприятиями и организациями, управление целевым капиталом с целью эффективного использования средств для исследований и разработок и управление процессом коммерциализации при учете интересов предприятий, организаций и высших учебных заведений .

Одной из сфер инновационной среды в целом является и инновационная деятельность.

Инновационная деятельность - сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительных свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг .

Так же в структуру инновационной среды входят: инновационное предложение, инновационный потенциал и инновационный проект.

Инновационное предложение - предложение участникам инновационного процесса для инвестирования и продолжения работ с какой-либо стадии (этапа) инновационного цикла .

Инновационный потенциал - предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура) .

Инновационный проект - процесс целенаправленного изменения или создание новой технической или социально-экономической системы.

К функциям инновационной среды вуза можно отнести: 1) подготовка кажров для осуществления их деятельности в инновацинной экономике; 2) проведение исследований и разработок в различных сферах,как экономики так и в образовательной сфере. Последняя функция подразумевает управление процессами привлечения инвестиционных средств предприятий и организаций для проведения исследований,и осуществления разработок .

В целях развития инновационной среды вуза, по мнению некоторых исследователей, необходимо осуществлять управление самим образовательным процессом и процессами проведения исследований и разработок, а также обеспечивать реализацию следующих функций:

.интеграция инновационной, инвестиционной, научной, научно-технической и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения практического использования результатов исследований и разработок;

. организация взаимодействия и само взаимодействие с российскими и зарубежными предприятиями и организациями по вопросам проведения исследований и разработок, коммерциализации полученных результатов .

Ключевым условием успешного развития инновационной среды вуза является управление процессами исследований и разработок и их коммерциализации. Существенным отличием от существующих подходов к управлению исследованиями и разработками в вузах следует считать обоснованное в диссертации уточнение области управления и включение в нее не только собственно исследований и разработок, но и процессов коммерциализации инновационных продуктов и услуг, реализуемых в инновационной среде вуза.

.2 Инновационная среда в Тверском государственном университете глазами студентов (по материалам КСИ).

На факультете управления и социологии в Тверском государственном университете было проведено исследование путем опроса студентов, и в этом параграфе будут представлены его результаты. Результаты опроса будут представлены в виде различных таблиц, графиков.

Инновационная деятельность в университете: что это такое, Распределение ответов на вопрос «Инновационная деятельность в классическом университете - это:» в % от всех опрошенных респондентов. (Данные на Май 2013 года). Данные приведены в диаграмме № 1

Результаты опроса показали, что большинство ответивших респондентов (33%-31%) считают наиболее подходящими под инновационную деятельность в университете изобретательскую деятельность в целом (разработку новых технологий и изделий, в том числе, новых форм образовательных технологий).


Диаграмма №1 «Инновационная деятельность - это…»

Диаграмма№2

Свое знание и понимание существа инновационной деятельности студенты оценили как средний уровень, т.е. если переводить в проценты то знание и понимание инновационной деятельности у студентов составляет около 50 %.

В большинстве своем ( это примерно 85 % респондентов) студенты были согласны с тем, что в вузе сформирована обстановка в которой они чувствуют себя свободными, мотивированными и готовыми к творчеству.

Таким образом, можно утверждать, что в целом студенты довольны уровнем развития инновационной среды. Проанализировав ответы респондентов имеет смысл говорить о интенсивном развитии инновационной среды вуза,которая сейчас находится немного выше среднего уровня развития.

На вопрос « Что Вы знаете о программе стратегического развития ТвГУ?» 97% респондентов ответили - «ничего не знаю», остальные, это порядка 3 %, дали ответ - «что-то слышал, но не знаю ее конкретных положений». Это говорит о том, что пропаганда программы стратегического развития университе не слишком активна, и скорее всего требуется разработка новых методов ее внедрения в студенческую среду.

Что касается оценки молодого преподавательского состава, здесь респонденты разделились на две группы: первая - считает что молодые преподаватели практически не вовлечены в инновационную деятельность; вторая - считает что вовлечена только некоторая чать преподавателей.

У 50% профессорско-преподавательского состава ТвГУ инновационная деятельность стала главной ценностью и повседневной нормой - так ответили более половины респондентов это около 67%. ( данные приведены в круговой диаграмме №2,где наглядно показано количество студентов и их ответы в %).

Диаграмма №2

Среди предложений для развития инновационной деятельности университета, самыми популярными среди студентов были такие, как: «стимулирование научной деятельности студентов и преподавателей как материально, так и с помощью каких-либо других поощрений» ; «внедрение новых технологий необходимо начинать с оборудованных аудиторий, а преподаватели должны не просто читать лекции, а стремиться развивать у студентов мысли»; «интеграция инновационных образовательных стандартов в систему высшего профессионального образования». Это наиболее распространённые ответы у респондентов. К сожалению многие студенты оставили этот вопрос без внимания, а остальные ответы были приведены в обобщенном виде.

Выводы

В данной главе были рассмотрены понятие, структура и функции инновационной среды вуза.

В первом параграфе рассматривались различные трактовки термина «инновация» предлагаемые исследователями в разных отраслях науки. Так же подробно раскрывается тема инновационная среда вуза, ее структура, ее функции, как они понимались разными учеными.

Во втором параграфе приводятся результаты исследования инновационной среды в ТвГУ. Результаты получены в ходе опроса студентов факультета управления и социологии, учащихся 1-го,2-го,3-го,4-го курсов, а именно студентов ГМУ, менеджмента, политологии и социологии соответственно. В исследовании были подняты вопросы понимания студентами инновационной среды, их отношения к развитию. инновационной среды и предложения студентов по дальнейшему развитию этой области образования. В ходе исследования все гипотезы выдвигаемые в начале исследования нашли свое подтверждение.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены особенности анкетного опроса как метода сбора социологической информации, исследования в области инновационной среды вуза с применением анкетного опроса. Анкетный опрос относится к количественным методам исследования. Его можно назвать одним из самых популярных и часто используемых методов. Разработки в области усовершенствования различных опросов, в том числе и анкетного опроса, продолжаются по сей день. Социологи решают задачи связанные с выявлением способов повышения репрезентативности социологических исследований.

Анкетные опросы используются, когда необходимо получить какую- либо статистику, проследить динамику какого- либо явления. Именно поэтому анкетный опрос является наиболее оптимальным для изучения брачно- семейных отношений.

Инновационная деятельность и ее развитие с каждым годом становится все актуальнее как в экономической сфере, так и в сфере образования. Проведенное исследование среди студентов ФУСа показало, что:

большинство студентов придерживаются мнения о том, что инновационная среда в вузе находится на среднем уровне, и только начинает набирать обороты в своем развитии;

студенты в большинстве своем не имеют точного полного представления о инновационной среде вуза, о том, что подразумевается под термином «инновационная деятельность». Большинство опрошенных считают это, разработкой новых технологий, изобретательской деятельностью (33%);

по мнению студентов, у большей части преподавательского состава университета инновационная деятельность стала приоритетной ценностью и вошла в повседневную жизнь, такого мнения придерживаются 67% опрошенных.

Таким образом, по результатам исследования все гипотезы получили свое подтверждение.

Список литературы

1.Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. М., 2012.

2.Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и процесс социологиче¬ского исследования. М., 1996.

3.Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: подход с использова¬нием ЭВМ. М.,1982.

4.Афонин И.В. Инновационный менеджмент. М.

5.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995.

6.Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. - 2007. № 11.

7.Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. - 1998. - № 2-3 (13)

8.Бутенко И.А Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.

9.Барнева А.Ю. Инновация как экономическая категория // Инновации. 2007. No 9.

10.Барсукова Е.А.,Сарычев В.А. Инновация как экономическая категория // Инновации. 2008. No2.

11.Владимиров А.И. об инновационной деятельности вуза М., 2012.

12.Воронков В., Чикадзе Е. Уйти, чтобы остаться: Социолог в поле. СПб., 2009.

13.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования// Маркетинг в России и зарубежом. 1998. №1.

14.Гольдштейн Стратегический инновационный менеджмент- системный фактор глобальной конкуренции // Труды конференции «Системный анализ в проектировании и управлении». - СПбГТУ, 2001.

15.Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии. М., 2004.

16.Dodgson M. The management of technological innovation: An international and strategic approach / M. Dodgson. - Oxford University Press, 2000

17.Дегаев Е. Имидж вуза и корпоративная идентичность // Высшее образование в России. - 2008. № 11.

18.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.

19.Давидюк Г. П. Введение в прикладную социологию. Минск, 1979.

20.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2004.

21.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.

22.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.

23.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.

24.Ковалев Р.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ - Дана, 1999.

25.Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 1976.

26.Лапин Н. И. Судьбы и перспективы эмпирической социологии // Социологические исследования., М.,2005.

27.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследователь¬ских программ. М.,1995.

28.Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы. М.

29.Медынский В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства / В.Г. Медынский, С.В. Ильдеменов. - М.: 1999.

30.Мягков А.Ю. Искренность респондентов в массовых опросах. Иваново, 2003.

31.Молчанов И.Н. Инновационный менеджемент. Справочное пособие М.,1998.

32.Осипов Г.В., Гвишиани Д.М. и др. Рабочая книга социолога. М., 2003.

33.Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986.

34.Погосян Г. А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985.

35.Сергеева Т.Б., Горбатько О.И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения М, 1998.

36.Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.

37.Титов А.Б. Организационные методы управления нововведениями. - СПб: Изд-во 1998.

38.Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М., 2000.

39.Франц А.С. Корпоративная культура университета (этико-аксиологический аспект) // Университетское управление.- 2006. № 2(42).

40.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности М.,2007.

41.Михайлов В.А., Михайлов С.В. Инновационная деятельность: социально-философский анализ ?

<http://rudocs.exdat.com/docs/index-551136.html> /Формирование механизма развития инновационной среды вуза.

Инновационная деятельность МП // <http://www.dist-cons.ru/modules/innova/section> Инновационный менеджмент:Учебник для вузов, М.,1999.

Приложение 1

«Инновационная среда вуза глазами студентов ТвГУ ФУСа»

Проблемная ситуация: Развитие инновационнай среды в университетах сейчас очень актуально. Технологии, науки и весь мир стремительно развивается и то насколько вузы внедряют в процесс обучения студентов инновации показывает на сколько он успевает за всеобщем развитием. Механизм развития инновационной среды вуза позволяет развивать инновационную деятельность вуза, что в свою очередь способствует развитию инновационной среды сектора высшего образования и экономики в целом. Это является важным этапом в повышении уровня научно-технического развития России.

Объект - Студенты 1 - 4 курсов факультета управления и социологии ТвГУ

Предметом выступает инновационная среда вуза глазами студентов

Цель исследования - определить на сколько по мнению студентов развита инновационная среда в вузе.

Задачи:

раскрыть понятие, структуру и функции инновационной среды;

описать особенности инновационной среды вуза;

выявить, в каком состоянии находится инновационная среда в Тверском государственном университете путем проведения массового опроса среди студентов факультета управления и социологии ТвГУ;

в какой мере по мнению студентов университет является генератором инноваций;

выяснить на сколько студенты вообще осведомлены о инновационной среде ТвГУ;

выяснить, у какой части преподавателского состава вуза по мнению студентов инновационная деятельность стала приоритетной ценностью и вошла в повседневную жизнь;

выявить предложения студентов по развитию инновационной среды

ТвГУ;

Гипотезы:

инновационная среда в вузе находится на среднем уровне, и только начинает набирать обороты в своем развитии;

студенты в большинстве своем не имеют конкретного представления о инновационной среде вуза;

по мнению студентов, у большей части преподавательского состава университета инновационная деятельность стала приоритетной ценностью и вошла в повседневную жизнь;

Метод исследования. В качестве метода исследования был выбран анкетный опрос, так как такой метод позволит в кратчайшие сроки получить необходимую информацию, узнать реальные мнения респандентов по интересующим нас вопросам. Также анкетный опрос позволяет получить наиболее объективные и достоверные данные об исследуемых объекте и предмете. Еще одним приимуществом метода является снижение вероятности субъективных оценок исследователя и искажения данных.

Объем выборки: Генральная совокупность - студенты ТвГУ, факультета управления и социологии, обучающиеся на первом, втором, третьем и четвертом курсах. Тип выборки - гнездовая выборка. Генеральная совокупность составила 950 человек. Были выбраны студенты - представители таких специальностей ФУСа, как - политология (3 курс), социология(4 курс), менеджмент(2 курс), ГМУ (1 курс). Было случайным образом выбрано по одной из групп, представляющих каждую специальность. В результате из генеральной совокупности было выбрано 105 человек.

Основные понятия:

инновация;

инновационная среда;

вуз;

студенчество;

инновационная деятельность;

деятельность;

развитие.

Операционализация основных логических понятий:

Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Инновационная среда - сложившаяся определенная социально - экономическая, организационно - правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие ин деятельности.

ВУЗ - высшее учебное заведение ориентированное на предоставление возможности получения высшего образования.

Студенчество - социально- профессиональная группа, включающая учащихся высших учебных заведений.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Развитие - роцесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Приложение 2

Анкета

Уважаемый респондент, кафедра социологии ТвГУ проводит исследование на тему «Инновационная культура в вузе». Просим ответить на ряд вопросов. Опрос анонимный. Сведения будут использованы для получения общей картины положения дел в инновационной деятельности вуза и составления предложений по дальнейшему ее развитию

. Инновационная деятельность в университете - это (возможно несколько вариантов ответа):

)поиск и применение новых форм обучения

)научная работа в рамках основной образовательной программы

)изобретательская деятельность, в том числе - разработка новых технологий и изделий

)разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования, новых форм образовательных технологий

)создание новых (инновационных) образовательных программ, в которых остро нуждается общество

)создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для региона

)подготовка высококлассных специалистов для региона

)другое (впишите)__________________________________________________________

. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «инновационная среда»?(впишите)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.Оцените уровень развития инновационной деятельности в ТвГУ по 5-балльной шкале: (по каждой строке)


1-ничего не делается

2-кое-что делается

3-находится на среднем для вузов РФ уровне

4-находится на уровне лучших университетов страны

5-находится на уровне лучших университетов мира

Затрудняюсь ответить

всемерное развитие связей с фундаментальной и прикладной наукой







развитие связей с прорывными технологиями







развитие связей с производством







развитие связей с властью







Обучение инновационной деятельности сотрудников







Обучение инновационной деятельности студентов







Непрерывность создания и внедрения инноваций








.В какой мере ТвГУ является генератором инноваций:

а) новые знания, приводящие к инновациям (1 вариант ответа)

- не производит таковые

- производит в минимальном количестве

- производит как средний вуз страны

- производит на уровне лучших вузов страны

- затрудняюсь ответить

б) кадры с высоким инновационным потенциалом (1 вариант ответа)

- не производит таковые

- производит в минимальном количестве

- производит как средний вуз страны

- производит на уровне лучших вузов страны

- производит на уровне лучших вузов мира

- затрудняюсь ответить

в) новые технико-технологические образцы, приводящие к инновационным преобразованиям в экономике и других сферах общественной жизни:(1 вариант ответа)

- не производит таковые

- производит в минимальном количестве

- производит как средний вуз страны

- производит на уровне лучших вузов страны

- производит на уровне лучших вузов мира

- затрудняюсь ответить

.Оцените по 5-балльной системе уровень развития следующих свойств Вашей группы:


1- свойство группы совершенно не развито

2- свойство группы плохо развито

3-находится на среднем уровне

4-свойство группы развито выше среднего

5-свойство группы очень хорошо развито

Затрудняюсь ответить

Знание и понимание студентами существа инновационной деятельности







Организация на факультете продуцирования инноваций







Система стимулов различного характера, способствующих развертыванию инновационной деятельности студентов







Вовлеченность студентов в инновационную деятельность







Взаимодействие университета с внешней средой, формирование стратегического партнерства с вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами







В вузе создана обстановка, в которой студент чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творчеству







В вузе есть ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для осуществления инновационной деятельности







Педагогические инновации - целенаправленное изменение педагогической деятельности через разработку и введение педагогических новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.)








.Что Вы знаете о программе стратегического развития ТвГУ:

) ничего не знаю

) слышал о ней, но не знаю ее конкретных положений

) внимательно изучил содержание данной программы

. Насколько, по Вашему мнению, вовлечены в инновационную деятельность вуза аспиранты вуза?

) практически все

) некоторая часть

) практически все не вовлечены

) затрудняюсь ответить

. Насколько, по Вашему мнению, вовлечены в инновационную деятельность вуза молодые преподаватели вуза?

)практически все

)некоторая часть

)практически все не вовлечены

)затрудняюсь ответить

. Оцените в целом нынешнее состояние инновационной деятельности вуза:


Абсолютно неудовлетворительное

Неудовлетворительное

Удовлетворительное

Хорошее

Очень хорошее

Состояние инновационной деятельности вуза







.Оцените, у какой части профессорско-преподавательского состава нашего вуза инновационная деятельность стала главной ценностью и повседневной нормой профессиональной деятельности:

% 15% 25% 50% 75% 100% Другое (впишите)_________

. Что мешает развитию инновационной деятельности в ТвГУ (5 основных вариантов ответа)

) неразвитость инновационных процессов во внешней среде (экономика , система образования в целом и др.)

) неразвитость технико-технологической инфраструктуры вуза

) отсутствие эффективной системы мотивации со стороны руководства

) низкий уровень инновационной культуры среди основной массы профессорско-преподавательского состава

) низкая степень интеграции образования, науки и производства в регионе

) низкая зарплата работников вуза

) недостаточное государственное финансирование вуза

) низкий уровень взаимодействия вузовской, отраслевой и академической науки

) недостаточно жесткая политика руководства по принуждению к инновациям

)низкий уровень преподавательского состава в вузе

)низкий уровень студенческой массы

)другое (впишите)__________________________________________________________

. Ваши предложения по развитию инновационной деятельности ТвГУ (впишите) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

. Ваш пол:

)мужской 2) женский

. На каком курсе учитесь:

. Специальность__________________________________

Спасибо за участие!

Похожие работы на - Массовый опрос как метод исследования инновационной среды университета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!