Налоговые льготы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    199,63 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговые льготы

Министерство образования и науки

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Байкальский государственный университет экономики и права»

Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения







Курсовая работа

Налоговые льготы

Специальность «Налоги и налогообложение»

Руководитель

курсовой работы

К.э.н., доцент Н.В.Грохотова

Студент: гр. Н-10 М.А. Бакаева





Братск, 2014

Введение

Развитие любого государства представляет собой процесс последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику. Вместе с развитием общества меняется и налоговое законодательство, любое изменение которого должно происходить на высоком качественном уровне, и при этом должны быть обеспечены гарантии участников налоговых отношений и определенная стабильность этих отношений. Поскольку налоговое законодательство для постсоветской России явилось достаточно новой отраслью, для формирования понятийного аппарата налогового права был большей частью использован зарубежный опыт. Принятие Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) ознаменовало собой очень важный этап развития не только российского налогового законодательства, но и российской налоговой системы в целом.

Налоговые льготы наряду с налогоплательщиками, объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой, налоговым периодом, порядком исчисления и сроками уплаты, являются основным элементом налогообложения. Так же налоговые льготы одновременно выступают, как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики. Теоретически это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Российское законодательство на большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Но, несмотря на это, в настоящее время на долю налогов приходиться около 80%-90% всех бюджетных поступлений. Льготы в значительной степени разнятся от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы. При этом следует отметить недостаточную обоснованность и целесообразность предоставления налоговых льгот. А ведь от того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства. Вопросы, связанные с использованием налоговых льгот всегда вызывали повышенный интерес, ведь как показывает практика, каждый налогоплательщик пользуется той или иной налоговой льготой или стремится получить ее. Именно этим обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Целью данной работы является изучение налоговых льгот, предусмотренные по федеральным налогам и сборам. Эта цель предполагает решение следующих основных задач:

определить понятие льготы в системе налогового права;

рассмотреть виды налоговых льгот в системе налогового права;

определить роль налоговых льгот в государственной налоговой политики;

рассмотреть порядок предоставления налоговых льгот;

Для решения поставленных задач мы воспользуемся основным законодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), для формирования которого были взяты основы исследовательских работ российских и зарубежных ученых-экономистов, таких как: А.В. Брызгалина, Е.В. Бушмина, В.И. Волковского, В.А. Кашина, Л.П. Павловой, В.Г. Панского, А.Б. Паскачева, А.П. Починка, М.В. Романовского, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Е.Б. Шуваловой, П. Хансена, А. Тэйта, Л. Эбрилла, М. Кина, Ж-П. Бодена, Саммерса и многих других.

1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ

1.1 Понятие налоговых льгот и их виды

Налоговое законодательство РФ построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. И налоговые льготы существуют на всех этих уровнях. Федеральные налоги устанавливаются федеральными законами и подлежат взиманию на всей территории Российской Федерации. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами.

Согласно ст. 56 Налогового Кодекса РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В российском законодательстве можно выделить следующие основные признаки налоговых льгот:

. Законность установленных налоговых льгот (ст. 56 НК РФ). Согласно п. 3 ст. 56 Налогового кодекса РФ основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам определяются налоговым законодательством. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Кодексом.

. Недопустимость индивидуального (персонифицированного) характера установления льгот (ст. 56 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.

. Недопустимость дискриминационного характера установления льгот (ст. 3 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

. Добровольность применения льгот (ст. 56 НК РФ). Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

. Отсутствие срочности применения льгот (ст. 56 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 56 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

. Создание налоговых преимуществ (ст. 239, 395 НК РФ и т.д.). Налоговые льготы имеют очень большое значение, как с теоретической, так и с практической точки зрения. С одной стороны, это элемент налогообложения, благодаря которому налогоплательщики получают право уменьшить свое налоговое бремя на законном основании. Полное отсутствие льготного налогообложения при достаточно высоких ставках налога, недостаточное количество налоговых льгот создают предпосылки для незаконного уменьшения налоговых обязательств либо уклонения от уплаты налогов.

Цель налоговых льгот - сокращение налогового обязательства налогоплательщика. С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

В настоящее время знание легальных возможностей сокращения налоговых затрат становится все более актуальным. Некоторые способы оптимизации налогов при этом могут всерьез не влиять на окончательный размер налоговых платежей. Другие требуют принятия глобальных решений и дают более ощутимый результат с точки зрения экономии.

Все фирмы в той или иной степени пытаются уменьшить суммы уплачиваемых в бюджет налогов. Разнятся только способы достижения этой цели. Одни пытаются сохранить собственный бюджет за счет "серых" схем, другие могут и вовсе вести бухгалтерский учет "в черную". Но все же большинство компаний используют законные возможности платить в бюджет меньше.

Конечно, любой налогоплательщик хотел бы получать больше доходов и платить меньше налогов. Но сознательное уклонение от уплаты налогов, представляющих собой законно установленные принудительные платежи, является уголовным преступлением. Кроме того, налоги взимаются в целях финансового обеспечение деятельности государства, и поэтому несомненно, что налоги платить нужно.

Но, вместе с тем, такое желание можно реализовать, причем на совершенно законных основаниях. Для этого предприятие должно своевременно и грамотно осуществлять налоговое регулирование своей деятельности, выбирая оптимальную систему налогообложения.

Оптимизация налогов (легальное уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством налоговых льгот и других законных приемов и способов. Иными словами, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства.

При этом следует отметить, что эта деятельность налогоплательщика направлена не на нарушение налогового законодательства, а лишь на законное использование всех существующих льгот и особенностей налогового права в свою пользу.

В настоящее время главным фактором, препятствующим развитию предпринимательства в нашей стране, является нестабильность системы налогообложения, высокая степень налоговой нагрузки на бизнес. В рамках сложившейся налоговой системы, основным элементом стимулирования деятельности субъектов хозяйствования выступает установление льгот по налогам и сборам. Налоговая льгота является эффективно действующим инструментом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий, что, в свою очередь, ведет к увеличению налоговой базы и поступлений налога на прибыль в бюджете будущем.

Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин.

В зависимости от сферы применения различают общие налоговые льготы, которые предоставляются всем плательщикам соответствующего налога, и специальные (целевые), предназначенные для отдельных групп плательщиков. Что касается налогового законодательства, там предусматриваются следующие формы налоговых льгот: (Рис.1)








Рис.1. Формы налоговых льгот

Налоговые изъятия - это льгота, направленная на выведение из-под обложения отдельных элементов или объектов налога. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества. Освобождение от уплаты налога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложения выводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков или применяется нулевая ставка налога.

Второй случай - неуплата налога с части объекта, например с определенной суммы дохода - при взимании налога на доходы физических лиц или при применении пониженной налоговой ставки.

Налоговые скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством.

Налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

снижение налоговой ставки - например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов.

сокращение налоговой         суммы -самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет.

отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога - это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом (гл. 9 НК РФ). Отсрочка представляет собой перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочка - распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

инвестиционный налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,- форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки.

возврат ранее уплаченного налога (части налога) - это изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.

зачет ранее уплаченного налога - это сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее.

При возникновении такой ситуации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а у налогового органа возникает обязанность осуществить возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание налоговой льготы заключается в наличии преимущества по форме уплате налога. Государство достаточно широко открывает эти преимущественные границы для налогоплательщиков.

1.2 Роль налоговых льгот в системе налогового планирования

По словам заместителя руководителя ФНС России Дмитрия Григоренко: «российская налоговая система - молодой институт, который формировался на базе лучших мировых практик, но с учетом российских реалий. Российская налоговая система сегодня содержит такие стимулирующие механизмы, как налоговые преференции, льготы.»

В России практика использования налоговых льгот развивалась скорее революционным путем. На первоначальном этапе формирования современной налоговой системы существовало большое число льгот, которые не носили целенаправленного характера. Такое положение приводило к тому, что льготы не реализовывали стимулирующую функцию налога, а использовались лишь для снижения налогового бремени.

Результатом такого использования налоговых льгот стало широкомасштабное их сокращение, что не самым лучшим образом повлияло на развитие экономики. В связи с вышесказанным можно отметить, что в России не было периода рационального и эффективного регулирующего использования налоговых льгот как инструмента налоговой политики, что делает изучение именно такого их аспекта наиболее актуальным и полезным.

Налоговые льготы рассматриваются практически в каждом учебнике по налогам и налогообложению применительно к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования.

Государственное налоговое планирование представляет собой систематическую деятельность по разработке плановых налоговых доходов и других показателей, а также подготовку решений, связанных с будущим системы налогов, налогообложения и налогового механизма. На стадии планирования происходит разработка концепции (стратегии и тактики) налоговой политики. Налоговое планирование - это непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой цели, задач и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий в рамках имеющегося или создаваемого налогового потенциала.

Иными словами, налоговое планирование - это законный способ обхода налогов с использованием льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Достижение цели налогового планирования возможно, с одной стороны, на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени, состава и структуры системы налогов и налогообложения на текущий бюджетный год и перспективу, поддержания высокого уровня собираемости налогов и эффективности налогового контроля, а с другой стороны, с учетом закона растущих финансовых потребностей государства. При этом важно учитывать и структуру источников налоговых поступлений. Так, в настоящее время в России основные бюджетные поступления обеспечиваются за счет налогов с организаций, а в их составе за счет косвенных налогов.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой стадий (этапов), которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. С позиций налогообложения любой субъект экономической деятельности (предприятие, организация, индивидуальный предприниматель) еще до регистрации и начала своего функционирования должен рассмотреть некие общие вопросы. По существу, это стратегическое налоговое планирование.

В рамках такого планирования можно выделить три укрупненных последовательных этапа:

Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем. Например, если предполагается деятельность, связанная с производством и строительством объектов, то следует на первом этапе рассмотреть возможность четкой организации бухгалтерского и налогового учета, с целью своевременного оприходования и расходования материалов, чтобы в последующем они являлись налоговым вычетом в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость. Тем самым в будущем обеспечивается снижение налогов на законных основаниях.

Второй этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица; определение соотношения различных форм с возникающими при этом налоговыми режимами. Так, например, возможно оформление работника организации предпринимателем без образования юридического лица. Получив налоговый статус, работник уплачивает меньший налог, а организация еще освобождается от уплаты единого социального налога.

Третий этап предусматривает формирование так называемого налогового поля - таблицы с описанием элементов и реквизитов каждого налога. На основании этой информации специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому «досье» налога. На основе проведенного анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

В настоящее временя продолжаются дискуссии о месте налоговых льгот в налоговой системе. По мнению С.В. Баруллина, налоговые льготы представляют собой " один из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования". Существуют и иные точки зрения на налоговое регулирование и роль налоговых льгот. Например, И.В. Горский не отрицает в целом регулирующего воздействия налогов, но считает его противоречащим сущности налога. Регулирующее действие налогов, по его мнению, сводится к налоговым льготам, которые противоречат основополагающим налоговым принципам и выступают как нечто чуждое фискальной природе налога.

Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц. Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности.

Таким образом, в условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Значимость налоговых льгот, как для налоговых органов, так и для самих налогоплательщиков становиться достаточно большой. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности.

лимитированный скидка налоговый кредит

2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Льготы по косвенным налогам

В соответствии со ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Но для исполнения налоговых обязательств налогоплательщику необходимо принимать во внимание наличие льгот по налогам и сборам.

В соответствии со ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации использование налоговых льгот является правом налогоплательщика. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее применение на один или несколько налоговых периодов.

Таким образом, использование налоговых льгот носит заявительный характер. В частности согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и на условиях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Разберем перечень льгот предусмотренные по налогу на добавленную стоимость (НДС) и условия применения этих льгот.

Налог на добавленную стоимость имеет множество налоговых льгот, ведь он занимает ведущее место в формировании доходов бюджета.

В соответствии с главой 21 НК РФ, НДС предусматривает все виды налоговых льгот, а именно:

) Согласно статье 145 НК РФ к основанию и условию по освобождению от уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями НДС относится:

¾      если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей.

Данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех месяцев, а также на организации получившие освобождения по статье 145.1 НК РФ. Освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

) Согласно статье 149 НК РФ установлены определенные операции, не подлежащие налогообложению (налоговые изъятия). К таким операциям относятся:

¾      Предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

¾      Не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

ряд медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 28.12.2001 N 179-ФЗ;)

медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями.

услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

услуг по перевозке пассажиров.

ритуальных услуг (работ) и похоронных принадлежностей.

и ряд других операций, предусмотренные пунктом 2 ст. 149 НК РФ.

¾      Не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации следующие операции:

реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы.

осуществление банками банковских операций.

оказание услуг по страхованию.

и ряд других операций, предусмотренные пунктом 3 ст. 149 НК РФ.

) Согласно статье 171 НК РФ установлены определенные условия для налоговых вычетов. Налогоплательщики по приобретенным материалам, товарам, работам, услугам имеют право на вычет, если выполняются следующие условия:

¾      материалы, работы, услуги имеют производственное назначение; товары для продажи.

¾      все эти материальные ценности используются по операциям, облагаемым НДС.

¾      ценности должны быть оплачены поставщикам.

¾      наличие счета-фактуры поставщика, оформленного в соответствии с установленным порядком.

¾      имущество, работы, услуги и имущественные права приняты к учету;

¾      и перечень других условий, указанные в ст. 171 НК РФ.

) Согласно статье 164 НК РФ для применения пониженной ставки необходимо выполнение следующих условий:

¾      Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ

услуг по международной перевозке.

товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.

и перечень других операций, установленные п.1 ст.164 НК РФ.

¾      Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

продовольственных товаров.

товаров для детей.

медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

и перечень других товаров, установленные п.2 ст.164 НК РФ.

) Согласно статье 176 НК РФ для применения такой льготы, как возмещение налога, необходимо выполнение следующих условий:

¾      если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что НДС занимает ведущую роль в налоговой системе Российской Федерации по количеству предоставляемых налоговых преимуществ. Но, несмотря на это, в законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют единства, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты этого налога.

Что касается льгот по акцизам, то тут ситуация выглядит таким образом:

) Налоговый кодекс предусматривает применение освобождения от налогообложения (статья 183 НК РФ). К таким операциям относят:

¾      передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации.

¾      реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам.

¾      первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.

¾      операции по передаче в структуре одной организации.

¾      ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.

¾      и ряд других операций, предусмотренные данной статьей.

Как и по НДС, по акцизам предоставляются налоговые вычеты. Они прописаны в статье 200 НК РФ.

) Согласно ст. 200 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам.

¾      Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

¾      При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), в случае, если давальческим сырьем (материалами) являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником указанного давальческого сырья (материалов) при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на территорию РФ, а также суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве.

¾      Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

¾      И ряд других вычетов, прописанные в настоящей статье.

Условия предоставление таких вычетов предусмотрено в ст. 201 НК РФ:

Налоговые вычеты, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговый орган расчетных документов и счетов-фактур…

Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого сырья (материалов) при его производстве…

Вычеты сумм акциза производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров…

) Согласно ст. 203 налоговое законодательство предусматривает такую льготы, как - сумма, подлежащая возврату.

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).

Для применения данной льготы необходимо соблюдение следующих условий:

¾      По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

¾      Указанные суммы в течение трех налоговых периодов, следующих за истекшим налоговым периодом, при наличии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности, штрафам, подлежащим уплате или взысканию, либо подлежат зачету в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням, штрафам налоговым органом самостоятельно.

¾      Возмещению из бюджета (путем зачета или возврата) подлежат, суммы акциза по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, уплаченные налогоплательщиком.

¾      И ряд других условий данной статьи.

Таким образом, мы видим, что льгот по акцизам не так уж и много, но это в свою очередь положительно сказывается для их применения и упрощает систему налогообложения.

2.2 Льготы по налогу на прибыль организации

Налогообложение прибыли организаций находится под пристальным вниманием государства. Большое внимание уделяется созданию эффективной и современной системы налогообложения для инновационных предприятий. По налогу на прибыль соответствующим образом сформирована система налоговых льгот, позволяющая государству обеспечить наиболее благоприятные условия для развития приоритетных отраслей производства (причем для регионов эти приоритеты могут быть различны). Предоставление льгот также способствует осуществлению инвестиционной политики. В связи с этим, в законодательстве о налоге на прибыль льготам отведено одно из основных мест. За время действия Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 состав налоговых льгот и порядок их применения неоднократно изменялся.

Следует также отметить, что нормы налогового законодательства, создающие более благоприятные условия для определенных категорий налогоплательщиков, не всегда выделяются в налоговом законодательстве как налоговые льготы. В частности, гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» не содержит статей, посвященных налоговым льготам, однако положения, по сути, представляющие собой налоговые льготы, «скрыты» в других статьях указанной главы кодекса.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ прибылью признается:

) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ;

) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов.

Таким образом, величина расходов непосредственно влияет на размер налога: чем больше сумма расходов, тем меньше налоговая база и, следовательно, величина налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет. Поэтому расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, можно считать разновидностью налоговых льгот.

Проведя анализ гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», можно выделить следующие налоговые льготы в виде изъятия на постоянной основе и на ограниченный срок, как всем налогоплательщикам, так и отдельным категориям:

) освобождаются от уплаты налогоплательщики организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (п. 2 ст. 246 НК РФ);

) не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в соответствии со ст. 3.1 указанного федерального закона, в отношении доходов от определенных операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией (п. 2 ст. 246 НК РФ);

) освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов (ст. 246.1 НК РФ).

Налоговые скидки - это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

а) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);

б) общие скидки и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов).

Лимитированная скидка и общая скидка, применяемая при исчислении налога на прибыль в рамках гл. 25 НК РФ:

) налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода:

расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30 % - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 настоящего Кодекса (п. 9 ст. 258 НК РФ);

расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзаца втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 (п. 4 ст. 264 НК РФ);

представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ);

расходы на приобретение права на земельные участки (пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ);

расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (п. 3 ст. 267 НК РФ);

расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (п. 3 ст. 267.1НК РФ);

) особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств:

если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности (ст. 275.1 НК РФ);

) перенос убытков на будущее:

налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток (п. 2 ст. 283 НК РФ);

) применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации (ст. 259.3 НК РФ).

Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога).

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

) снижение ставки налога;

) вычет из налогового оклада (валового налога);

) отсрочка или рассрочка уплаты налога;

) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

) зачет ранее уплаченного налога;

) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

С целью исчисления налога на прибыль в соответствии со ст. 284, 284.1, 284.2 НК РФ предусмотрены следующие налоговые кредиты в виде снижения ставки налога по налогу на прибыль организаций:

) ставка 0%:

к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется налоговая ставка 0% с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 НК РФ;

для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет;

к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций с учетом особенностей, установленных ст. 284.2 настоящего Кодекса;

по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;

по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации (ст. 284);

) ставка 15%:

по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями;

по доходу в виде процентов по государственным ценным бумагам государств - участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам;

) ставка 10%:

от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;

) ставка 9%:

по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в пп. 1 п. 3;

по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Следует отметить, что все льготы, предоставляемые налогоплательщику с целью исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, не носят системный и инвестиционный характер. Основным препятствием для внедрения льгот, является потенциальная возможность использования льгот в целях получения необоснованной налоговой выгоды компаниями, не имеющими отношения к процессам экономики, т.е. возможность использования преференций хозяйствующими субъектами, на которых данные преференции не рассчитаны. Это явление может значительно снизить результативность применения налоговых льгот, так как последние могут быть использованы для целей ухода от налогов.

Таким образом, льгота, несомненно, помогает предприятию продолжить осуществление своей деятельности, но в то же время, она сокращает поступления средств от налога на прибыль в бюджет, сумма которых итак постоянно снижается. Возникает выбор. С одной стороны льготы необходимы для поддержки предприятий, с другой - они существенно снижают доходную часть бюджета. Кроме того, далеко не всегда очевидно, что конкретные налоговые льготы будут именно дополнительно стимулировать инновационную активность, а не просто экономить налоговые платежи инновационным компаниям. То есть налоговая политика государства привела к тому, что в настоящий момент не наблюдается наличие специального налогового механизма, создающего благоприятный инвестиционный климат в российской экономике. При совершенствовании налогового законодательства надо больше внимания уделять формированию научно обоснованной налоговая политики, направленной на повышение инвестиционной активности, что является одним из важнейших факторов воздействия федеральных органов власти, а в их лице государства на формирование и принятие решений по развитию приоритетных отраслей экономики с помощью стимулирующей функции налоговых льгот и преференций.

3.  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Налог на прибыль (1группа)

Таблица 1. Динамика поступления налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ (млрд. руб.)

Показатели

Анализируемые периоды

Отклонения


2012

2013

Абсол.

Относ. %

2 355,71

2 071,89

-283,82

-12,00

1.Налог, зачисляемый в бюджет по соответствующим ставкам

2 199,91

1 900,07

-299,84

-13,63

2.Налог, уплачиваемый организациями - сельскохозяйственными товаропроизводителями

0,00

0,00

-

-

3.Налог, уплачиваемый при выполнении соглашений о разделе продукции

3,65

21,35

17,7

484,93

4.Налог с доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянные представительства и получающие доходы из источников в РФ

6,56

11,30

4,74

72,26

5.Налог с доходов, полученных в виде дивидендов, и по ценным бумагам

145,63

139,18

-6,45

-4,43


По результатам анализа динамики поступления налога в консолидированный бюджет РФ за 2012-2013 гг, можно сделать следующие выводы, что общее поступление налога на прибыль за исследуемый период уменьшился на 12 % и составил 2 071,89 млрд. руб. Такое уменьшение связано со снижением поступлений налога, начисляемый в бюджет по соответствующим ставкам, который уменьшился на 13,63 % и составил 1 900,07 млрд.руб.. Также можно выделить незначительную, но отрицательную динамику поступлений налога с доходов, полученных в виде дивидендов, и по ценным бумагам, который уменьшился на 4,43% и составил 139,18 млрд.руб. Но не смотря на общее снижение поступлений налогов, наибольшее поступление в 2013 году по сравнению с 2012 годом приходится на налог, уплачиваемый при выполнении соглашений о разделе продукции, который увеличился на 484,93 % и составил 21,35 млрд. руб.

Также положительная динамика выделяется по налогу с доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянные представительства и получающие доходы из источников в РФ, который составил 11,30млрд. руб. в 2013году, а это на 72,26 % больше, чем в 2012году.

Таблица 2

Структура поступления налогов в консолидированный бюджет РФ, %

Показатели

Анализируемые периоды

Удельный вес, %

Отклонение п.п


2012

2013

2012

2013


Налог на прибыль, в том числе:

2 355,71

2 071,89

100

100

-

1. Налог, зачисляемый в бюджет по соответствующим ставкам

2 199,91

1 900,07

93,39

91,70

-1,69

2. Налог, уплачиваемый организациями - сельскохозяйственными товаропроизводителями

0,00

0,00

-

-

-

3. Налог, уплачиваемый при выполнении соглашений о разделе продукции

3,65

21,35

0,15

1,04

-0,11

4. Налог с доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянные представительства и получающие доходы из источников в РФ

6,56

11,30

0,28

0,54

5. Налог с доходов, полученных в виде дивидендов, и по ценным бумагам

145,63

139,18

6,18

6,72

0,54


По результатам анализа структуры поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ, можно отметить, что за 2012г. и за 2013г. наибольший удельный вес поступлений составил «Налог, зачисляемый в бюджет по соответствующим ставкам», который равен в 2012г. -93,39% и 2013г. - 91,70%. Наименьший удельный вес за исследуемый 2012г. прослеживается по налогу, уплачиваемому при выполнении соглашений о разделе продукции, который составил 0,15%, а в 2014г.

Наименьший удельный вес у налога с доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянные представительства и получающие доходы из источников в РФ, равный 0,54%.

Рис.2 Структура поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в 2012 году, процент

Рис.3 Структура поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в 2013 году, процент.

Таблица 3. Анализ распределения федеральных налогов по уровням бюджета (внебюджетных фондов), в млрд. руб.

Федеральные налоги и сборы

Консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет РФ (бюджеты государственных внебюджетных фондов)*

Консолидированные бюджеты субъектов РФ (бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов)*


2012

2013

2012

2013

2012

2013

Налог на прибыль, в том числе:

2 355,71

2 071,89

375,82

352,21

1979,88

1719,67

1. Налог, зачисляемый в бюджет по соответствующим ставкам

2 199,91

1 900,07

222,93

197,47

1976,97

1702,60

2. Налог, уплачиваемый организациями - сельскохозяйственными товаропроизводителями

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

3. Налог, уплачиваемый при выполнении соглашений о разделе продукции

3,65

21,35

0,73

4,27

2,91

17,08

4. Налог с доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянные представительства и получающие доходы из источников в РФ

6,56

11,30

6,55

11,30

0,00

0,00

5. Налог с доходов, полученных в виде дивидендов, и по ценным бумагам

145,63

139,18

145,63

139,18

0,00

0,00



Таблица 4. Анализ распределения федеральных налогов по уровням бюджета (внебюджетных фондов), в процентах

Федеральные налоги и сборы

Консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет РФ (бюджеты государственных внебюджетных фондов)*

Консолидированные бюджеты субъектов РФ (бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов)*

2013

2012

2013

2012

2013

Налог на прибыль, в том числе:

100

100

15,95

17,00

84,05

83,00

1. Налог, зачисляемый в бюджет по соответствующим ставкам

93,39

91,70

9,46

9,53

83,93

82,18

2. Налог, уплачиваемый организациями - сельскохозяйственными товаропроизводителями

-

-

-

-

-

-

3. Налог, уплачиваемый при выполнении соглашений о разделе продукции

0,15

1,04

0,03

0,21

0,12

0,82

4. Налог с доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянные представительства и получающие доходы из источников в РФ

0,28

0,54

0,28

0,55

0,00

0,00

5. Налог с доходов, полученных в виде дивидендов, и по ценным бумагам

6,18

6,72

6,18

6,72

0,00

0,00


По результатам анализа распределения федеральных налогов по уровням бюджета можно сделать следующие выводы, сумма налоговых поступлений перечисленная в консолидированный бюджет в 2013 году составила 2071,89 млрд. руб. из неё были распределены суммы, в федеральный бюджет 352,21 млрд. руб. (17,00 %) и суммы в консолидированный бюджет субъектов РФ, которые составили 1719,67 млрд. руб. (83,00 %)

В 2013 году сумма налогов зачисляемых в бюджет по соответствующей ставке в консолидированный бюджет равна 1900,07 млрд. руб. что составило 91,71 %, из них поступления в федеральный бюджет составили 197,47 млрд. руб. или 9,53 %, в консолидированный бюджет субъектов РФ сумма налоговых поступлений составила 1702,60 млрд. руб. или 82,18 %.

В 2013 году в консолидированный бюджет поступления налогов уплачиваемых при выполнение соглашения о разделе продукции составили 21,35 млрд. руб. из них были распределены суммы в федеральный бюджет 4,27 млрд. руб. что составило 0,21 %, а в консолидированный бюджет субъектов РФ поступило 2,91млрд. руб. что составило 0,82 %.

По налогам с доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянные представительства и получающие доходы из источников в РФ В консолидированный бюджет 2013 году поступило 11,30 млрд. руб. из них в федеральный бюджет поступления составили 11,30 млрд. руб. что составило 0,55 % , в бюджет субъектов РФ поступлений не было.

По налогу с доходов, полученных в виде дивидендов, и по ценным бумагам в консолидированный бюджет в 2013 году поступило 139,18 млрд. руб. из них в федеральный бюджет поступления составили 139,18 млрд. руб. что составило 6,72 % , в бюджет субъектов РФ поступлений не было.

Что касается 2012 года, то тут ситуация сложилась таким образом что, сумма налоговых поступлений перечисленная в консолидированный бюджет составила 2 355,71 млрд. руб. из неё были распределены суммы, в федеральный бюджет 375,82 млрд. руб. (15,95%) и суммы в консолидированный бюджет субъектов РФ, которые составили 1979,88 млрд. руб. (84,05%)

В 2012 году сумма налогов зачисляемых в бюджет по соответствующей ставке в консолидированный бюджет равна 2 199,91млрд. руб. что составило 93,39%, из них поступления в федеральный бюджет составили 222,93млрд. руб. или 9,46%, в консолидированный бюджет субъектов РФ сумма налоговых поступлений составила 1976,97млрд. руб. или 83,93%.

В 2012 году в консолидированный бюджет поступления налогов уплачиваемых при выполнение соглашения о разделе продукции составили 3,65млрд. руб. из них были распределены суммы в федеральный бюджет 0,73млрд. руб. что составило 0,03%, а в консолидированный бюджет субъектов РФ поступило 2,91млрд. руб. что составило 0,12%.

По налогам с доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянные представительства и получающие доходы из источников в РФ В консолидированный бюджет 2012 году поступило 6,56 млрд. руб. из них в федеральный бюджет поступления составили 6,56 млрд. руб. что составило 0,55 % , в бюджет субъектов РФ поступлений не было.

По налогу с доходов, полученных в виде дивидендов, и по ценным бумагам в консолидированный бюджет в 2012 году поступило 145,63млрд. руб. из них в федеральный бюджет поступления составили 145,63млрд. руб. (6,18 %) в бюджет субъектов РФ поступлений не было.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы:

Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Благодаря применению данного налогового инструмента государство воздействует на определенные процессы развития экономики, ее структурную перестройку, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией.

Особое внимание в работе уделяется изучению налоговых льгот по тем налогам, в которых отсутствует терминологическое обозначение налоговых льгот, а именно, налога на добавленную стоимость, налога на подакцизную продукцию, налога на прибыль организаций.

В гл. 21,22,25 НК РФ, содержится большое количество преимуществ, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков, что позволяет делать вывод о наличии налоговых льгот, установленных в форме:

·    освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145; п. 5 ст. 284 НК РФ)

·        налоговые вычеты (ст. ст. 17, 200 НК РФ)

·        изъятия доходов из налогооблагаемой базы (ст. 251 НК РФ)

·        применения специальных (пониженных) налоговых ставок (ст.ст. 284, 288.1-2. НК РФ);

·        установления более длительного срока по сдаче отчетности и уплаты авансовых платежей (ст. 287 НК РФ);

·        налоговых каникул (ст. 288.1 НК РФ).

·        и другие.

Также без целенаправленных усилий государства по формированию налоговой культуры нельзя добиться устойчивого улучшения собираемости налогов. Прискорбно сознавать, что общественное мнение до сих пор достаточно терпимо относится к уклонению от уплаты налогов. Складывается негативный стереотип поведения налогоплательщика, разрушающий сами основы государства. В связи с этим, необходимы активные действия, охватывающие практически все стадии общественного сознания и направленные на формирование у граждан понимания того, что уплата налогов - это не наказание, а выгодное для всех вложение денег в свою страну, что собранные средства вернутся к налогоплательщику в виде конкретных социальных благ и гарантий, создавая при этом основу стабильности и процветания общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот Финансовое право, 2009, № 2. - 14-21стр.

2.      Костанян Р.К. Разновидность налоговых льгот// Налоговые споры: теория и практика. 2010. № 7 (43). - 203стр.

.        Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2009. N 2. 360стр.

.        Налоги и налогообложение. Учебник .Ред. Майбуров И.А. (2011, 245

.        Авдеев А.А. "О порядке применения налоговых льгот (на примере налоговых льгот по налогу на прибыль организаций)". "Налоги", М., 2010, N 25 - 75стр.

.        Вылкова Е.Романовский М. "Налоговое планирование" - СПб.: Питер 2010.- 398стр.

.        Малько А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве; Учебник. М.: Юрист, 2009.- 484стр.

.        С. Бердышев, Ф. Филина «Налоговые льготы» журнал «Российский бухгалтер» от 20.11.2008г.

.        Колосова А.В. Ваши налоговые льготы : практическое руководство . - М. Эксмо, 2010. - 74cтр.

Похожие работы на - Налоговые льготы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!