Налоговые льготы и их классификация

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    74,02 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговые льготы и их классификация

Содержание

Введение

. Налоговые льготы и их классификации

. Характеристика налоговых льгот по форме предоставления

Заключение

Список используемых источников

Введение

Согласно п. 1 ст. 8 Налогового Кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет выявить следующие признаки налога:

) обязательность платежа;

) индивидуальная безвозмездность;

) денежная форма налога;

) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта; 5) публичная цель - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В необходимых случаях при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Цель данной работы - всестороннее изучение и характеристика налоговых льгот.

Для достижения цели нами необходимо решить следующие задачи:

дать понятие налоговых льгот;

изучить классификацию налоговых льгот;

раскрыть особенности налоговых льгот, в том числе: изъятие, скидки, налоговый кредит.

Источниками информации послужили учебная и методическая литература по теме работы, публикации в СМИ, а также материалы ресурсов Интернет.

1. Налоговые льготы и их классификации

Налоговыми льготами, иначе льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог. Благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели:

главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика;

вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, - это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и эту цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота.

Налоговые льготы, как и другие элементы налога, должны устанавливаться
исключительно законами о налогах и сборах в соответствии с базовыми правилами (принципами):

недопустимости персонифицированного (для отдельных субъектов хозяйствования либо отдельных физических лиц) характера установления
льгот;

недопустимости дискриминационного характера установления льгот, т.е. их
установления в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

добровольности применения льгот, т.е. возможности свободного выбора
налогоплательщиком - применять или не применять установленную
льготу. Основанием этого правила является факультативный характер
льготы как элемента налога, а также то, что поскольку предоставление
льгот ведет к потерям бюджета, то добровольность их применения отвечает интересам как налогоплательщиков, так и государства.

Данным принципам должны соответствовать признаки налоговых льгот - это неотъемлемые существенные свойства универсального характера, по наличию полной совокупности которых в национальной законодательной практике из всей совокупности инструментов, обеспечивающих налоговые преференции, можно идентифицировать налоговые льготы. К таким признакам относятся: 1) законность установления;

) недопустимость индивидуального характера установления;

) недопустимость дискриминационного характера установления;

) добровольность применения;

) создание налоговых преимуществ.

В налогообложении большое значение, как теоретическое, так и практическое имеет классификация льгот. Так, в прикладном аспекте классификация позволяет проводить анализ налоговой системы на предмет перегруженности льготами, осуществлять различные оценки по группам льгот в сопоставлении с динамикой социально-экономических показателей.

Классификация налоговых льгот - это обоснованное разнесение налоговых
льгот по определенным группам, произведенное на основании определенного разграничивающего (классифицирующего) признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.

Рисунок 2 - Основные классификации налоговых льгот

Охарактеризуем кратко налоговые льготы по основным классифицирующим признакам, показанным на рис. 1.

) Классификация льгот по принадлежности к уровню управления ими подразделяется на федеральные, региональные, местные, т.е. предоставление соответствующими уровнями:

федеральные льготы, устанавливаемые или отменяемые федеральным уровнем
управления. Они могут устанавливаться как по федеральным, так по региональным и местным налогам. Вводятся исключительно НК РФ;

региональные льготы, устанавливаемые региональным уровнем управления по
региональным и местным налогам. Вводятся законами субъектов;

местные льготы, устанавливаемые органами местного самоуправления по местным налогам. Вводятся нормативными правовыми актами этих органов.

Данная классификация очень важна для оценки цены вводимых льгот для каждого уровня
правления.

) Классификация льгот по субъекту предоставления подразделяет их на льготы, предоставляемые исключительно хозяйствующим субъектам или физическим лицам либо всем без исключения. Данная
классификация позволяет разграничить их в соответствии с природой дохода:

во-первых, на льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при получении ими предпринимательского дохода;

во-вторых, на льготы, предоставляемые физическим лицам при получении ими трудового дохода. Это положение касается и разграничения льгот по природе имущества, владение которым осуществляется в предпринимательских либо в личных целях, а также по природе потребления, осуществляемого в предпринимательских либо в личных целях.

) Классификация льгот по комплексности их воздействия разграничивает:

на льготы, целенаправленно воздействующие только на какой-то один налог либо один его элемент. Таких льгот подавляющее большинство;

льготы, имеющие ориентированное воздействие на какой-либо один налог
(элемент), но оказывающие при этом косвенное воздействие на другой
налог (элемент). Так, например, ускоренная амортизация ориентирована
на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, но при этом она
более быстрыми темпами уменьшает остаточную стоимость амортизируемого имущества, а следовательно, базу по налогу на имущество. Таким же
действием обладают преференции: снижение таможенных пошлин приводит к уменьшению налоговой базы по НДС;

льготы, комплексно воздействующие на определенную совокупность налогов. К ним относят налоговый иммунитет и специальные налоговые режимы.

) Классификация льгот по механизму предоставления позволяет разграничивать их:

на безусловные - это льготы, прямо установленные законодательством,
не требующие выполнения каких-либо дополнительных условий: налоговые скидки, преференции, освобождение отдельных категорий плательщиков;

условные - это льготы, по которым законодательством установлены
лишь общие правила, для возможности их применения требуется выполнение ряда условий либо решение уполномоченных органов: налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия
и др.

) Классификация льгот в зависимости от преследуемой цели введения - разграничивает льготы на три группы:

экономические - льготы, направленные на стимулирование производственной, инвестиционной, инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, улучшение
их финансово-экономического
состояния: ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия и др.;

социальные - льготы, направленные на решение социальных задач, например на улучшение жилищных условии, повышение
образования, здоровья, поддержку социально незащищенных слоев населения: некоторые формы налоговых скидок, вычетов, освобождение отдельных категорий плательщиков;

общие - льготы, призванные комплексно решать как экономические,
так и социальные задачи: льготные режимы налогообложения для малого
бизнеса, понижение налоговых ставок по продуктам первой необходимости и др.

Данная классификация особо важна
для оценки и сопоставления льгот (налоговых расходов), характеризующихся
экономической направленностью, т.е. призванных стимулировать определенные
формы и виды предпринимательской деятельности, и льгот, имеющих социальную направленность, т.е. призванных уменьшить социальный дискомфорт малообеспеченных и наименее трудоспособных категорий граждан.

) Классификация в зависимости от привязки к элементам налогообложения выделяет льготы, не имеющие привязки, - это исключительно льготные налоговые режимы и имеющую такую привязку - все остальные льготы, нацеленные на создание определенных преимуществ при определении какого-либо элемента налогообложения.

) Наиболее полная и основная классификация налоговых льгот - по форме предоставления, которая показывает значительное их разнообразие.

Льготные налоговые режимы - режимы, создающие более благоприятные условия налогообложения отдельным категориям налогоплательщиков, отвечающим установленным критериям, определенным видам экономической деятельности или отдельным территориальным образованиям. К ним в российской практике относят - специальные налоговые режимы, а
также режимы свободных и особых экономических зон.

Налоговые вычеты - это льготы, позволяющие в определенных законом случаях уменьшать величину налоговой базы. Вычеты могут основываться на документально подтвержденных расходах, уменьшающих налоговую базу. Но могут
основываться и на установлении заранее известного размера, не требующего расходного подтверждения, в отношении определенных категорий налогоплательщиков.

Вычеты могут быть также лимитированные, т.е. принимаемые в установленных пределах, и нелимитированные, т.е. принимаемые без ограничения. Кроме
того, вычеты могут различаться по их переносимости на будущее. Большинство
вычетов могут уменьшать налоговую базу только текущего периода или устанавливаться по итогам текущего налогового периода, но встречаются вычеты, которые можно переносить на будущие налоговые периоды до полного их использования, - это, например, вычет по НДФЛ в связи с новым строительством либо
приобретением жилого дома, квартиры.

Льготы, позволяющие в установленном законом порядке получать преимущества по изменению сроков уплаты налога:

налоговая отсрочка - это льгота, предусматривающая перенос компетентными органами срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок при наличии соответствующих оснований с последующим единовременным погашением
налогоплательщиком суммы задолженности;

налоговая рассрочка - это льгота, предусматривающая перенос компетентными органами срока уплаты определенных частей налога на более поздний срок
при наличии соответствующих оснований с последующим поэтапным погашением, т.е. предусматривающая разбиение суммы налога на определенные части с
установлением сроков уплаты этих частей.

В России отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение
срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ, на
срок до одного года с единовременной (отсрочка) или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (рассрочка).

Изъятия - это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:

) на постоянной основе и на ограниченный срок;

Скидки - это льготы, сокращающие налоговую базу, подразделяются на:

) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);

) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).

Налоговые освобождения - это льготы, выводящие полностью или частично
из-под налогообложения определенные категории налогоплательщиков или налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям.

Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога).

Более подробно о данной категории налоговых льгот рассмотрим в следующей главе.

налоговый льгота изъятие кредит

2. Характеристика налоговых льгот по форме предоставления

Выше были названы три вида налоговых льгот по форме предоставления: изъятия, скидки и освобождения. Рассмотрим их в заявленном порядке.

Налоговые изъятия - это льготы, выводящие из-под налогообложения определенные части объекта налогообложения. В частности, в отношении налогов на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества. Наиболее ярко сказанное иллюстрирует налог на прибыль, в случае с которым изъятия выражаются в том, что прибыль изымается из состава налогооблагаемой прибыли (не подлежит налогообложению), если была получена плательщиком от определенного вида деятельности. Число изъятий по этому налогу невелико, однако они существуют и предусмотрены гл. 25 НК РФ.

Кроме того, изъятия предусмотрены Налоговым кодексом при обложении доходов физических лиц. Например, не подлежат налогообложению суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения, рассматриваемые в качестве поощрения. Аналогично полностью не взимается налог с сумм единовременной материальной помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поскольку такая помощь наделяется в налоговом праве свойством экстраординарности. Виды такого рода доходов, которые не подлежат налогообложению, вне зависимости от свойств этих доходов в налоговом праве, объединяются в ст. 217 НК РФ.

Назовем важнейшие виды налоговых льгот с кратким перечнем признаков:

) государственные пособия, выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, - по безработице, беременности и родам (кроме пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за больным ребенком);

) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;

) компенсационные выплаты в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, увольнением работников, гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей и прочие виды, установленные действующим российским законодательством, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления;

) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

) алименты, получаемые налогоплательщиками;

) гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства;

) международные, иностранные или российские премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации;

) единовременная материальная помощь (оказываемая в связи со стихийным бедствием, с другим чрезвычайным обстоятельством и т. д.);

) полная или частичная компенсация (оплаты) работодателями своим работникам и/или членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских;

) суммы, уплаченные безналичным порядком работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов;

) стипендии учащихся, студентов и т. д.;

) суммы оплаты труда и др. суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета госучреждений или организаций, направивших их на работу за границу;

) доходы от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;

) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации (либо только производства) сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации (в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства);

) доходы от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

) доходы членов зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (за исключением оплаты труда наемных работников);

) доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты;

) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования;

) доходы от акционерных обществ или других организаций, полученные их акционерами или участниками в результате переоценки основных фондов (средств) и при реорганизации;

) призы в денежной и/или натуральной формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами-инвалидами;

) суммы, выплачиваемые организациями и/или физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях;

) суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;

) вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;

) доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

) суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, РФ и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;

) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций;

) проценты по рублевым вкладам в банках на территории Российской Федерации, если (1) эти проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты; (2) установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; (3) проценты на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центробанка РФ, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Центробанка, прошло не более трех лет;

) доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: (1) стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; (2) стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления; (3) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; (4) возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов; (5) стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг); (6) суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;

) доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;

) суммы, выплачиваемые физическим лицам за выполнение работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний и кампаний референдума;

) выплаты, производимые (1) профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, (2) молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов;

) выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций;

) помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период;

) средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

) суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам);

) суммы выплат на приобретение и/или строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Полностью не взимается налог также с сумм дохода от инвестирования, использованных для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Этот вид льгот используется и в отношении косвенных налогов. По сроку действия изъятия подразделяются на постоянные и предоставляемые на некоторый, ограниченный срок. Эти льготы предоставляются как всем плательщикам налога, так и отдельной их категории.

Налоговые скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы, позволяющие в определенных законом случаях использовать для определенных категорий налогоплательщиков или для отдельных элементов (видов) объектов
обложения пониженные или нулевые налоговые ставки.

В отношении налогов на прибыль и доходы скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Причем в данном случае речь ведется на такое уменьшение прибыли, подлежащей налогообложению, когда в качестве скидки засчитывается сумма произведенных налогоплательщиком расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Сюда относятся, помимо прочего, перечисления в благотворительные фонды, учреждениям образования, здравоохранения, культуры, затраты на природоохранные мероприятия и т. д.

Данные скидки принято подразделять на виды в зависимости от влияния на результаты налогообложения, при этом различаются:

скидки лимитированные (когда их размер ограничен прямо или косвенно);

нелимитированные (когда налоговая база уменьшается на всю сумму расходов налогоплательщика).

Льготы этой группы, в зависимости от отсутствия или наличия ограничений по субъектам, также могут быть: общими, то есть применяемыми плательщиками независимо от субъективных признаков, и специальными, то есть применяемыми лишь определенными категориями субъектов. Этим скидки напоминают изъятия.

Налоговые освобождения - это льготы, выводящие полностью или частично
из-под налогообложения определенные категории налогоплательщиков или налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям. Налоговые освобождения направлены на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Напомним, что окладная сумма (валовой налог) получается как результат умножения количества единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку налога. В раскладочных налогах, то есть налогах, размер которых определяется путем раскладки между налогоплательщиками общей суммы, намеченной к поступлению, окладная сумма существует как заранее определенная величина.

Освобождения по категориям основываются на законодательном установлении
определенных категорий лиц, в отношении которых могут применяться нормы
полного или частичного их освобождения от обязанностей налогоплательщиков
либо иные налоговые преференции. Они удобны тем, что, в отличие от прочих видов льгот, более приспособлены к учету имущественного положения налогоплательщика. Вместе с тем плательщик, доходы которого облагаются по высокой ставке, получает от льгот первых двух видов (изъятий и скидок) большую выгоду. Плательщик с низкими доходами, при одинаковом в количественном выражении освобождение, сохраняет большую долю дохода. Примером может служить установление в РФ для инвалидов
I-II групп 50% освобождения от уплаты госпошлины.

Освобождения по критериям основываются на законодательном установлении
определенных параметров, которым должен соответствовать налогоплательщик
для возможности использования соответствующей льготы. Примером может служить НДС, по которому в России предусмотрена льгота в
отношении любых лиц, если они отвечают требованиям непревышения за три предшествующих последовательных календарных месяца суммы выручки от реализации
(без НДС) в совокупности 2 млн руб.

Таким образом, освобождения можно рассматривать в качестве прямого сокращения налогового обязательства налогоплательщика, когда выгода предоставляется непосредственно - в отличие от выгод изъятиями и скидками, косвенно сокращающих окладную сумму.

Освобождения от уплаты налога, в свою очередь, подразделяются на множество видов, смотря по формам предоставления льготы. Сюда относятся:

снижение ставки налога, когда ставка налога понижается для предприятий, соответствующим определенным требованиям налогового законодательства;

сокращение окладной суммы (валового налога), когда окладная сумма сокращается частично или полностью, на определенное время или бессрочно;

налоговый иммунитет - это освобождение от обязанности по уплате налогов отдельных категорий лиц, имеющих особо привилегированное положение либо соответствующий статус согласно нормам международного и
(или) национального права;

налоговые каникулы - когда дается полное освобождение от уплаты налога на определенный период.

отсрочка или рассрочка уплаты налога, когда изменяется срок уплаты налога, установленного законом;

налоговая амнистия, - когда имеет место возврат ранее уплаченного налога либо части его (также термин «налоговая амнистия» означает освобождение налогоплательщика от финансовых санкций и (или) безнадежной задолженности по налогам, которое осуществляется согласно акту
 власти в отношении определенной категории налогоплательщиков);

зачет ранее уплаченного налога, когда сумма налога на прибыль, уплаченная российским предприятием за рубежом в соответствии с законодательством других стран, засчитывается при уплате налога в Российской Федерации в целях избежания двойного налогообложения;

налоговый кредит, когда изменяется срок уплаты налога, составляющий более чем шесть месяцев, до одного года (в отличие от отсрочки или рассрочки, максимальный срок для которых составляет шесть месяцев).

Налоговый кредит - это льгота, предусматривающая возмездное или безвозмездное изменение срока уплаты налога конкретному налогоплательщику при
наличии соответствующих оснований. В России налоговый кредит существовал до 01.01.2007 г. и
представлял собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в НК РФ, и мог предоставляться по одному или нескольким налогам по заявлению заинтересованного
лица через процедуру оформления договора между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом.

Инвестиционный налоговый кредит - льгота, предусматривающая изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований и предоставляющая возможность налогоплательщику в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Основания, условия и порядок предоставления кредита установлены в ст.ст. 66-68 части первой НК РФ.

Данная форма схожа с
рассрочкой, но отличается от нее договорной основой с налогоплательщиком,
более растянутыми сроками переноса платежей, исключительно возмездным характером кредита, более повышенными процентами. В России инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному федеральному налогу - на прибыль организации, а также по любому из региональных и местных налогов на срок от 1 года до 5 лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 %, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;

) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до 10 лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу
в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение
производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен
такой кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет
равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Существует возможность целевого налогового кредита, однако возможность предоставления целевого налогового кредита НК РФ не предусмотрена.

Целевой налоговый кредит, это предоставляемый местными органами власти (в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты) налогоплательщику в случае выполнения им особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории. Если плательщик желает получить такую льготу, он должен заключить налоговое соглашение с местной администрацией. Это соглашение впоследствии подлежит утверждению местным органом власти при рассмотрении соответствующего бюджета.

Заключение

Таким образом, льгота по налогам - это преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

Система налоговых льгот выступает необходимой предпосылкой для активного использования всех налоговых инструментов с целью экономического и правового регулирования социальных процессов, стимулирование развития товаропроизводства и т.п. Виды, формы и размер налоговых льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством, определяются особенностями объектов и субъектов налогообложения, их значимостью для экономики государства, а также состоянием финансовой безопасности страны.

Существуют различные формы предоставления налоговых льгот: 1) снижение ставки налога; 2) вычет из налогового оклада (валового налога); 3) отсрочка или рассрочка уплаты налога; 4) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия); 5) зачёт ранее уплаченного налога; 6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

При этом, сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным; на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами. Отсрочка уплаты налога - это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка - распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты.

Нами рассмотрена классификация, в зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, в т.ч.: 1) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения; 2) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу; 3) налоговые кредиты - льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога).

Список используемых источников

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // СЗ РФ от № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.

.        О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: ФЗ от 20.08.2004 № 117-ФЗ (с изм. от 04.06.2014) // СЗ РФ от 23.08.2004. - № 34. - Ст. 3532.

.        О внесении изменений в ч. 1 и ч. 2 НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: ФЗ от 27.07.2006 № 137-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // СЗ РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3436.

.        Аронов А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Магистр,
2009. - 576 с.

.        Барулин С.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / С.В. Барулин, А.В. Макрушин // Финансы. - 2008. - № 2. - С. 39-40.

.        Бердышев С. Налоговые льготы / С. Бердышев, Ф. Филина // Российский бухгалтер. - 2008. - № 11.- С. 22.

.        Вылкова Е.С. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах / Под редакцией Р.А. Петуховой. - СПб.: СПбГУЭФ, 2012. - 80 с.

.        Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 558 с.

.        Майбуров И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 591 с.

.        Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / О. И. Мамрукова. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 310 с.

.        Теория и практика: Учебник для магистрантов / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - С. 473.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!