Оценка эффективности налоговых льгот

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    76,98 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка эффективности налоговых льгот

Содержание

Введение

Глава 1. Налоговые льготы. Понятия. Сущность. Классификация

Глава 2. Налоговые льготы в модернизации экономики России

Глава 3. Инвентаризация налоговых льгот

Глава 4. Оценка эффективности налоговых льгот

Заключение

Список литературы

Введение

Налоговые льготы служат одним из инструментов налогового стимулирования модернизации экономики.

Необходимость сокращения налоговых льгот вызвана обилием экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, содержащихся в ранее действовавшем налоговом законодательстве как на федеральном, так и на региональном уровне. Учитывая то,что в современном налоговом законодательстве параллельно существуют разные явления, устанавливающие определенные преимущества для налогоплательщиков, актуальным становиться приведение в соответствие их формы и содержания, а также разграничение схожих явлений, и в частности норм налоговых льгот. Такое разграничение становится необходимым условием для дальнейшей оптимизации всей системы налогового льготирования как инструмента модернизации экономики, что и обусловило актуальность данной темы курсовой работы.

Цель данной курсовой работы является определение налоговой льготы как инструмента модернизации экономики.

Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:

исследование экономической сущности налоговых льгот, их понятие и классификация;

определение роли налоговых льгот в модернизации экономики России;

проведение инвентаризации налоговых льгот;

определение оценки эффективности налоговых льгот.

Предметом исследования в курсовой работе стала проблема применения налоговых льгот и их роль в модернизации экономики.

Методологической и информационной основой курсовой работы являются законодательные акты по налоговым льготам.

Глава 1. Налоговые льготы. Понятия. Сущность. Классификация

Налоговые льготы, как формы практической реализации стимулирующей функции налогов, служат одним из инструментов налогового стимулирования модернизации экономики. С помощью налоговых льгот государство оказывает определенное воздействие на процессы расширенного воспроизводства для стимулирования предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки и техники.

Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы через поощрение определенных видов деятельности (например, экспорта), регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам, влияние на ценообразование и т.д.

Всю совокупность налоговых льгот, по мнению Бадьиной СВ., можно разделить на три большие группы: инвестиционные, на поддержку и развитие бизнеса, социальные. Причем эффективность налоговых льгот рассматривается в кратко- и долгосрочной перспективе.

Льготы инвестиционного характера в краткосрочном плане способствуют финансированию инвестиций, в долгосрочном - снижению себестоимости продукции, увеличению налоговой базы и темпов экономического роста.

Льготы на поддержку и текущее развитие бизнеса в краткосрочном периоде обеспечивают финансирование текущих бюджетных расходов государственных предприятий, поддержку бизнеса посредством целевого финансирования недостатка оборотного капитала (своевременной выплаты заработной платы, приобретения сырья), поощрение деятельности, связанной с наращиванием ее объемов, в долгосрочном - за счет снижения себестоимости продукции происходит расширение налогооблагаемой базы, развитие конкурентоспособных и эффективных производств.

Льготы социального характера в краткосрочном периоде способствуют финансированию текущих социальных расходов организаций и учреждений, удерживанию роста цен на социально значимые товары, обеспечению занятости, повышению уровня доходов населения и его платежеспособного спроса. В долгосрочной перспективе они способствуют улучшению социального климата в обществе, повышению производительности труда, сокращают бюджетные расходы на поддержание правопорядка, на борьбу с загрязнением среды (экологические льготы) и ликвидацию последствий социальной напряженности в обществе.

С.В. Барулин и А.В. Макрушин предлагают другую классификацию налоговых льгот. С их точки зрения все налоговые льготы можно разделить на три основные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты .

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 56) запрещает льготы, носящие индивидуальный характер, некоторые положения действующего налогового законодательства, устанавливающие льготы и освобождения, имеют близкий к индивидуальному смысл. В частности, это касается льгот по налогу на прибыль организаций в виде ускоренной амортизации, предоставляемых при финансовом лизинге (п. 7 ст. 259 НК РФ), невключения в налоговую базу доходов государственной корпорации - банка развития (подп. 34 п. 1 ст. 251 НК РФ) , а также доходов от размещения временно свободных средств некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (подп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков, действует, например, для организаций -участников Олимпийских игр в Сочи, организаций, получивших статус партнеров инновационного Центра Сколково и др.

Льготы по налогу на прибыль в отношении расходов предусмотрены п. 2 ст. 262 Налогового кодекса. Впервые в России расходы налогоплательщика разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному правительством РФ, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. При действующей ставке налога на прибыль организаций в 20%, по сути это означает субсидирование через налоговую систему в размере 10% соответствующих расходов.

В уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль идут также расходы на НИОКР, осуществляемые в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» . Эти расходы принимаются для целей налогообложения в пределах 1,5% доходов налогоплательщика по мере их фактического осуществления. Следует отметить, что данный механизм не получил широкого распространения, поскольку у предприятий отсутствует заинтересованность в этом. Усилить стимулирующую роль этой льготы возможно, когда наряду перечислением сумм в указанные фонды дополнительно будет уменьшаться налоговая база по налогу на прибыль, например, в пропорции 3:1.

Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций также могут иметь форму пониженных ставок налога. В частности, п. 1 ст. 284 НК РФ предусмотрено, что ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов федерации, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 18 до 13,5%. Таким образом, существует возможность предоставления региональных льгот по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки.

Глава 2. Налоговые льготы в модернизации экономики России

Признание финансовой наукой регулирующей функции налогообложения явилось прямым отражением процессов, происходивших в финансовой государственной политике. Так, Ф. Нитти в начале прошлого века писал: «... во всех современных странах налог преследует две цели: а) фискальную, б) экономическую или хозяйственную (запретительную или ограничительную). В современных условиях налоги выполняют роль запретительной или ограничительной меры по отношению к тем формам производства и обмена, которые признаются вредными, и покровительственной - относительно таких, которые считаются полезными, Чтобы вызвать к жизни новые отрасли, пользуются косвенным налогом как средством защиты: цель налога не фискальная, хотя он может быть доходным».

Несмотря на разные взгляды отдельных групп ученых на роль государства и на государственное регулирование экономики (например, кейнсианская теория спроса, предполагающая высокие налоги, и неоклассическая теория, обосновывающая снижение налогового бремени), налоги рассматриваются как инструмент регулирования экономических процессов, а следовательно, и как средство влияния на модернизацию экономики.

Особое место в налоговом стимулировании модернизации экономики занимают налоговые льготы, поощряющие направления деятельности корпораций, развитие которых необходимо с точки зрения государства. По мнению Савиной О.В., к ним относятся льготы, стимулирующие научно-технический прогресс, экспорт и деловую активность инновационного бизнеса.

Государство при помощи налогов, стремится стимулировать долгосрочные, дорогостоящие проекты модернизации экономики. Налоговое стимулирование модернизации экономики связано с поддержкой в данном направлении как крупного бизнеса (зачастую в конкретных отраслях), так и малого и среднего предпринимательства.

С помощью налогового стимулирования модернизации экономики государство обеспечивает обновление, расширение и укрепление научно-технической кооперации компаний приоритетных секторов экономики и т.д.

Теория и практика налогового стимулирования модернизации экономики ставит на повестку дня вопрос о необходимости четкого определения объекта стимулирования и соответствующих понятий. В первую очередь это касается содержания терминов «модернизация экономики», «модернизация производства».

В Современном экономическом словаре под модернизацией (от греч. moderne - новейший) подразумевается усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Модернизация экономики предполагает как технологическое обновление действующего производственного потенциала, так и ускоренное развитие высокотехнологичных видов деятельности. Она призвана превратить технологические и организационные нововведения в главный фактор развития экономики. Иными словами, модернизация может осуществляться только на основе динамичного освоения национальных и заимствованных технологических инноваций. Инновационный аспект, таким образом, является определяющим в модернизации экономики (хотя модернизация как комплексный многоплановый процесс не сводится только к инновационной деятельности и включает множество других взаимосвязанных составляющих - структурную, инвестиционную и др.).

Модернизация связана с мотивацией хозяйствующих субъектов на постоянное генерирование новых организационно-экономических отношений связанных с инновационной деятельностью, с разработкой, созданием, распространением новых продуктов и технологий, развитием современных производственных мощностей, с созданием новых сверхсовременных предприятий.

Понятие «модернизации» включает такие понятия как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная компания» и др.

Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять И. Шумпетер. Под инновациями он понимал появление новых и улучшенных процессов и продуктов, появление новых организационных форм, открытие новых рынков и ресурсов, применение существующей технологии к новым областям, изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В отечественной и зарубежной экономической литературе существует огромное количество определений инноваций. К примеру, Б. Санто определяет инновацию следующим образом: "это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам технических изделий, и в случае, если она ориентируется на выручку, на прибыль, ее появление может принести добавочный доход. Следовательно, инновация охватывает все секторы деятельности - от исследования и разработок до маркетинга". Маренков Н.Л. и Золотарева М.Л. определяют инновации как конечный результат деятельности по реализации нового или усовершенствованию реализуемого на рынке продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике.

Инновация (нововведение) - реализованное новшество; результат инновационного процесса (цикла), представленный в виде конечного продукта (товара, услуги, технологии).

Под инновацией также понимается «инвестиция в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

В отечественных исследованиях встречаются и обобщенные определения инновации или нововведения, указывающие, что это -«результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве».

В экономическом смысле инновация определяется «как результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими либо дополнению уже имеющихся новыми».

С понятием инновации тесно связано понятие инновационной деятельности.

Инновационную деятельность можно характеризовать как деятельность, направленную на использование результатов научных исследований с целью получения нового или значительно усовершенствованного продукта, способа его производства или совершенствования в социальной или финансовой сфере.

В современной мировой практике налоговое стимулирование осуществляется различными методами, в частности такими, как понижение или повышение ставок налогов; введение налогов на некоторые виды деятельности, товары и услуги; уменьшение налоговой базы; налоговые каникулы; создание особых социально-экономических зон с комплексными льготами.

Государство использует при этом, как прямые, так и косвенные виды налоговых инструментов.

Примером прямого воздействия налогового стимулирования на экономические процессы служит полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны.

Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, на определенный срок, обычно на три - пять лет.

В отличие от полного освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие методы, как ускоренная амортизация, уменьшающая амортизационный период против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание освобожденных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов, другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам.

Формами практической реализации стимулирующей функции налогов являются: налоговая ставка, налоговые льготы, инвестиционная поддержка (инвестиционный налоговый кредит, налоговый кредит и др.).

Важной формой осуществления политики государства в области налогового стимулирования является налоговая ставка. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и групп предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществлять смену экономических приоритетов.

Снижение налоговых ставок может привести к увеличению налоговых поступлений не только в будущем на основе наращивания объемов производства за счет дополнительных вложений в основной капитал и увеличения его эффективности, но и непосредственно вслед за снижением налогов за счет уменьшения недоимок и сокращения неплатежей, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы.

Механизмы налогового стимулирования модернизации экономики, прежде всего, связаны с крупнейшими налоговыми нововведениями XX века, кардинально изменившими налоговую систему развитых стран. В результате введения налога на доход (личный и корпоративный) и налога на фонд заработной платы (взносы на социальное страхование) резко возросли бюджетные доходы государств.

Глава 3. Инвентаризация налоговых льгот

Льготирование в налоговой сфере является неотъемлемым элементом налоговой политики государства. Идеально оно находится в области достижения социального и экономического результата. Основная суть налоговой льготы это индивидуального вида преференция, освобождение отдельно взятой категории налогоплательщиков от обязанности, которая есть у всех остальных. Она может быть представлена как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Наличие любой льготы по налогам вызывает повышенный интерес в целях использования ее механизмов для минимизации налогообложения или полного от него освобождения. С появлением и развитием налоговой системы России появились и налоговые льготы, которые в большом количестве предоставлялись организациям, преследующим благородные цели - помощь инвалидам, безработным, ветеранам боевых действий; а также организациям, созданным с целью содействия развитию отечественного спорта, каких-либо отраслей промышленности, производства, науки, религии и т.д.

Практика показала, что это вызвало три негативные тенденции. Во-первых, большинство организаций обладающих налоговыми льготами, использовали их для сокрытия прибыли от коммерческих сделок, которые подчас не соответствовали их уставам и льготируемому виду деятельности. Во-вторых, часто должностные лица льготных организаций использовали средства и имущество этих организаций в своих корыстных целях. В-третьих, организации, имеющие льготы, использовались другими организациями в схемах по минимизации и уклонению от уплаты налогов.(8-9

Благодаря складывающейся негативной практике государство при определении основных направлений налоговой политики стало постепенно отказываться от предоставления льгот. Кроме того, с льгот для конкретных юридических лиц или узкой категории налогоплательщиков стали переходить к общеэкономическим и социальным налоговым льготам, а также внешнеэкономическим льготам, направленным на стимулирование экспорта.

С развитием информационных технологий и аналитических служб появилась возможность в проведении мониторинга применения той или иной льготы, оценки ее эффективности и последствий применения. Тем не менее, в действующем налоговом законодательстве по-прежнему четко не прописано само понятие льготы. При этом, объем предоставляемых государством льгот растет: общий объем налоговых льгот и преференций в 2012 г. составил 5,5 трлн рублей, в 2011 году - 3,7 трлн рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2010 г. Большую часть приведенных сумм составляют льготы на товары, реализующиеся на территории нашей страны.

График 1. Рост предоставленных льгот по налогам в РФ в 2010-2012 г.

Специалисты Счетной палаты РФ заинтересовались данным вопросом и по итогам проведенного анализа было признано, что существование целого ряда налоговых льгот экономически неэффективно и неоправданно, эти льготы часто не увязываются с конкретными действиями налогоплательщика, которые должны дать определенный социально-экономический эффект. Резонанс вызвали и цифры налоговых освобождений: порядка 200 млрд рублей по налогу на прибыль, 475 млрд рублей - таможенных льгот. А все вместе - это практически половина федерального бюджета.

Предоставляя налоговые льготы государство рассчитывает на некий стимулирующий эффект в той или иной области. Например, обычной практикой является предоставление послаблений начинающим инвесторам: они получают льготы на время строительства производства и выхода на окупаемость. Но далеко не всегда оказывается так, что льготы приносят результаты и напрямую увязываются с будущими инвестициями. Отсутствие четко прописанных требований к льготополучателям позволяет заинтересованным компаниям получать экономию на налоге, при этом ничего на практике не инвестируя.

Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод: общая сумма предоставленных льгот по налогообложению из года в год растет с 119332,0 млн. руб. в 2010 году до 202197,6 млн. руб. в 2012 году, или практически на 69,4%, одновременно с этим увеличивается доля выпадающих доходов бюджетной системы с 1192,0 млн. руб. в 2010 году до 1815,4 млн. руб. в 2012 году или на 52,3%.

Таблица 1. Структурные освобождения бюджетной системы по налогам в РФ за 2010 - 2012 г.(млн. руб.)

№ п/п

Наименование льготы (статистическая налоговая отчетность)

2010

2011

2012



Льготируемая часть налогооблагаемой базы

Выпадающие доходы бюджетной системы РФ

Льготируемая часть налогооблагаемой базы

Выпадающие доходы бюджетной системы РФ

Льготируемая часть налогооблагаемой базы

Выпадающие доходы бюджетной системы РФ

1

Итого по льготам

119332,0

1192,0

113400,9

1491,5

202197,6

1815,4

2

Итого по налогу на прибыль

5009,6

371,1

8207,8

498,5

11142,1

615,0


В т.ч. налоговые льготы, преференции и освобождения

3008,2

371,1

4231,7

498,5

4931,7

615,0


Элементы налоговой системы

2001,4

-

3976,1

-

6210,4

-

3

Итого по НДС

114332,4

276,3

105193,0

331,3

191055,5

414,4


В т.ч. итого по операциям не признанным объектом налогообложения

64993,8

0

42400,0

0

40613,2

0


Итого по операциям не подлежащим налогообложению

49328,6

276,3

62793,0

3313

150442,2

414,4

4

Налог на добычу полезных ископаемых

-

176,1

262,9

-

323,9

5

Налог на имущество организаций

-

306,3

-

324,6

-

365,6

6

Транспортный налог (юр. лица)

-

1,5

-

1,5

-

1,5

7

Транспортный налог (физ. лица)

-

4,7

-

5,4

-

6,3

8

Земельный налог (юр. лица)

-

42,1

-

50,0

-

68,6

9

Земельный налог (физ. лица)

-

1,5

-

1,6

-

1,9

10

Налог на имущество (физ. лица)

-

12,3

-

15,7

-

18,2


Такой же рост предоставленных льгот выявляется по отдельным видам налогов, в том числе:

по налогу на прибыль - с 5009,6 млн. руб. в 2010 году до 11142,1 млн. руб. в 2012 году или на 122,4%;

НДС - со 114332,4 млн. руб. в 2010 году до 191055,5 млн. руб. в 2012 году или на 67,1%.

Такая же тенденция наблюдается и по другим видам налогов, представленным в таблице 1.

Из предполагаемых мер по исправлению ситуации предлагается обязать Минфин обосновывать предоставляемые налоговые льготы и преференции. Для этого необходима методика мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, предусматривающая проведение расчетов по их бюджетной, социальной и экономической (целевой) эффективности. Применяться она будет на начальной стадии оценки налоговых преференций, с целью определения перспектив эффективности той или иной предлагаемой льготы. Это не исключает проведения в дальнейшем более глубокого анализа с применением балльного метода. В настоящее время работу над данной методикой завершает Минэкономразвития.

При анализе целесообразности установления или сохранения налоговых льгот необходимо учитывать следующие моменты: механизм нормативно-правового регулирования, механизм самого льготирования, исключающий возможность злоупотреблений в целом и коррупционных проявлений в частности, механизм контроля за целевым расходованием, в том числе и со стороны общества.

Минфин России инициировал проведение инвентаризации налоговых льгот. Данная работа должна завершиться к весне 2014 года с учетом того, чтобы успеть разработать проект соответствующих изменений в действующее законодательство. Это позволит планировать бюджетные поступления на 2015-2017 годы без учета неэффективных налоговых льгот.

Глава 4. Оценка эффективности налоговых льгот

В настоящее время в российской налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций - по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Даже если предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве "налоговых расходов" бюджетной системы Российской Федерации.

В то же время более 90% выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций.

Среди основных причин недополучения доходов бюджетами бюджетной системы Российской Федерации являются положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость финансовых и банковских операций. Такие механизмы являются по своей сути не льготами, а базовыми элементами действующей налоговой системы, соответствующей принципам налогообложения аналогичных операций в налоговых системах стран ОЭСР.

Указанные суммы не могут быть признаны налоговыми расходами бюджетов, направленными на достижение тех или иных целей.

Среди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 года выделяются следующие льготы по направлениям стимулирования:

Инвестиционная деятельность (354 млрд. руб.)

амортизационная премия по налогу на прибыль организаций в размере 10 и 30% (одномоментное уменьшение базы налога на прибыль организаций до начала амортизации основных средств) - 112 млрд. руб. (налог на прибыль организаций);

налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для добывающих компаний в отношении новых месторождений и сверхвязкой нефти и ряду других - 176 млрд. руб.;

предоставление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - 51 млрд. руб.

ускоренная амортизация по налогу на прибыль организаций некоторых видов амортизируемого имущества - 15 млрд. руб.

освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - 8,2 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций по выполнению организациями НИОКР - 3,5 млрд. руб.;

вычет расходов из базы налога на прибыль организаций с повышающим коэффициентом 1,5 - 0,5 млрд. руб.

Отраслевое развитие (252 млрд. руб.)

льготы по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов (в отношении имущества железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи) - 134 млрд. руб;

нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельхозпроизводителей -15 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций и имущества, связанных с оказанием медицинских услуг - 41 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций по перевозке пассажиров - 29 млрд. руб.;

освобождение от НДС образовательных услуг - 33 млрд. руб.

Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот, а также введения новых необходимо осуществлять по результатам анализа практики их применения, администрирования и результативности.

В пределах реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах и в целях расширения налоговой автономии региональных и местных властей в прошедший период проводится работа по инвентаризации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, которая позволит определить эффективность указанных льгот.

С целью оптимизации налоговых преференций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в 2013-2015 годах будет продолжена работа по оценке их эффективности.

В обязательном порядке проводится работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, проблем администрирования и определения налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

Разработать методику правительство поручило в мае 2014 года. П о мнению Александра Брагина, директора направления «Открытое правительство» центра «Форум» - льгот много, а насколько широко они используются и как влияют на инвестиции, не всегда понятно.

По данным Минфина (проект доклада на основе заключений экспертов), к началу 2013 г. в России действовало 290 льгот, которые стоили бюджету 1,6 трлн руб. По сравнению с 2010 г. их число выросло почти на 50%, цена - на треть. Не все налоговые преференции прямо называются в законодательстве льготами, рассказывает , есть налоговые вычеты, доходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, различные коэффициенты амортизации, нулевой НДС при экспорте. Евсей Гурвич, руководитель экономической экспертной группы подсчитал ,что из-за прямых льгот государство теряет около 5% налоговых сборов.

В настоящее время преференции оцениваются исключительно с точки зрения бюджета - сколько денег недополучит государство, а положительный эффект от роста инвестиционной активности такая модель не учитывает, отмечает Брагин. Минэкономразвития предлагает оценивать эффективность льгот в два этапа: сначала экспертами, затем путем расчета специального коэффициента. При этом даже полезные льготы можно признать неэффективными, если их использует слишком мало налогоплательщиков или если компании слишком часто ими злоупотребляют.

По проекту методики эксперты оценивают льготу по семи критериям, присваивая баллы. 12 баллов получают высокоэффективные льготы, менее - требующие изменений, 0 баллов означает необходимость ликвидировать льготу. Коэффициент эффективности (от 0 до 1) рассчитывается в зависимости от целей льгот: техническая (оптимизация денежных потоков), социальная (поддержка населения) или стимулирующая бизнес.

Инвентаризация льгот уже идет. Монополии лишились льготы по налогу на инфраструктуру - ставка будет расти постепенно, дополнительные доходы бюджета в 2013-2019 гг. составят 1,3 трлн руб.

Минфин алгоритм поддерживает, следует из письма ведомства, но просит учесть позицию ФНС. А налоговая служба критикует документ: для оценки льготы нужно анализировать более продолжительный период, чем год, не все нормативы обоснованы, а статистических данных недостаточно для анализа, говорится в письме ФНС.

РСПП в целом поддерживает методику, следует из его отзыва на проект. Но есть и замечания: методика не учитывает мнения предпринимателей и недостаточно эффективна для оценки универсальных льгот, показатели не «очищаются» от влияния косвенных факторов (цены, курсы валют, тарифы), а данные нужно брать минимум за два года действия льготы.

На основании данных предоставленных Минфину наибольшие потери бюджет от прямых налоговых льгот: в 2012 году они составили 71,7% всех налоговых расходов. Наиболее дорогие льготы- по НДПИ для выработанных-0,25% от ВВП и новых 0,14% от ВВП месторождений, амортизационная премия -0,22% ВВП, снижение прибыли на убытки -2,21% ВВП и нулевая ставка по дивидендам российских компаний - 0,13% ВВП.

Вполне возможно, правительство и Дума сделают вывод, что надо не отменять льготы, а, наоборот , вводить новые - считает директор налогового департамента Минфина Илья Трунин - Минфин пока лишь хочет создать инструмент для анализа налоговых расходов. Для анализа будет создана специальная группа с участием Счетной палаты, Минэкономразвития , ФСТ, и РСПП.

Не всем льготам необходима оценка эффективности. Она не нужна для социальных льгот, а экономическую отдачу надо определять по стимулирующим льготам: был ли эффект для бизнеса, сопоставимый с потерями бюджета.

налог льгота инвентаризация экономика

Заключение

В настоящее время определение налоговой льготы дано в статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации: это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками ,возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

Цель поставленная в курсовой работе достигнута. При написании курсовой работы была изучена литература по налогообложению, в частности по налоговым льготам.

По результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы:

В первой главе рассмотрены вопросы определения налоговых льгот, их понятие, сущность, дана классификация налоговых льгот.

Во второй главе рассмотрена роль налоговых льгот в модернизации экономики России. Особое место в налоговом стимулировании модернизации экономики занимают налоговые льготы поощряющие направления деятельности корпораций, развитие которых необходимо с точки зрения государства. С помощью налогового стимулирования модернизации экономики государство обеспечивает обновление ,расширение и укрепление научно-технической кооперации компаний, приоритетных секторов экономики.

В третьей главе проводится инвентаризация налоговых льгот.

С развитием информационных технологий и аналитических служб появилась возможность в проведении мониторинга применения той или иной льготы, оценки ее эффективности и последствий применения. Тем не менее, в действующем налоговом законодательстве по-прежнему четко не прописано само понятие льготы. При этом, объем предоставляемых государством льгот растет: общий объем налоговых льгот и преференций в 2012 г. составил 5,5 трлн рублей, в 2011 году - 3,7 трлн рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2010 г. Большую часть приведенных сумм составляют льготы на товары, реализующиеся на территории нашей страны.

Из предполагаемых мер по исправлению ситуации предлагается обязать Минфин обосновывать предоставляемые налоговые льготы и преференции. Для этого необходима методика мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, предусматривающая проведение расчетов по их бюджетной, социальной и экономической (целевой) эффективности. Применяться она будет на начальной стадии оценки налоговых преференций, с целью определения перспектив эффективности той или иной предлагаемой льготы. Это не исключает проведения в дальнейшем более глубокого анализа с применением балльного метода. В настоящее время работу над данной методикой завершает Минэкономразвития.

В четвертой главе оценивается эффективность налоговых льгот.

Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, они оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве "налоговых расходов" бюджетной системы Российской Федерации.

С целях оптимизации налоговых преференций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в 2013-2015 годах будет продолжена работа по оценке их эффективности.

При этом также проводится работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, проблем администрирования и определения налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: приняты Государственной Думой 16.07.1994 и 10.07.2000 г. ( с учетом изм. и доп.)

. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 года плановый период 2015-2016 годы.\ Проект.

. Волков М.В. Сущность применения упрощенной системы налогообложения // Юридический мир-2007.-№ 8

. Зобнина С.В., Балта Е.Ю. Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности // Налоговый вестник.-2010.-№6

. Ильин А.В. Налоговая нагрузка в России // Финансы -2009.-№ 12

. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги.-2009.№ 5

. Молотков Е.О. Приоритетные направления совершенствования механизма налогового стимулирования // Бизнес в законе.-2-12.-№ 3

. Пансков В.Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков //Финансы.-2011.-№ 2

. Соловьев И.А. Ревизия налоговых льгот: время пришло // Новости бизнеса -источник: Клерк. ru: новости

. Титов С.А. Чиновники проведут инвентаризацию налоговых льгот // Ведомости.-10 сентября 2013

Похожие работы на - Оценка эффективности налоговых льгот

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!