Понятие и виды социального обеспечения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и виды социального обеспечения















КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Понятие и виды социального обеспечения

Введение

Актуальность темы. Важнейшим институтом политической системы общества, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство. Государство - институт, организующий политическими, административными и иными методами совместную жизнь населения на определенной территории, обеспечивающий там должный социальный порядок посредством создания и поддержания соответствующих норм и правил человеческого общежития. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения.

Исторически государство имеет определенные функции, одна из важнейших среди которых - социальная. Социальная политика представляет собой комплексную характеристику государственного управления, включающую в себя доктринальную, нормативную, организационную, инструментальную, процедурную составляющие, при помощи которых государство реализует свою социальную функцию. На современном этапе государство, выполняя эту функцию, корректирует негативные социальные последствия действия рыночных механизмов, а также реформ, связанных с переходом России к рынку, и решает задачу повышения качества жизни ее граждан. Поэтому принципиально важными направлениями социальной политики в современной России становятся, во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения, во-вторых, вложение инвестиций в повышение жизненного уровня населения.

Согласно ст. 28 Всеобщей декларации прав человека (далее - Декларация) каждый человек имеет право на социальный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены. Провозглашенные Декларацией социальные права человека нашли отражение в ст. 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, социальные пособия устанавливаются законом, поощряется добровольное социальное страхование.

В современном обществе все в большей степени нарастает интенсивность и многообразие рисков, влекущих за собой необходимость социальной защиты. Российская Федерация, признавая себя социальным государством, создает условия, обеспечивающие поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На данный момент государство осуществляет формирование финансовой базы и различных организационных структур, которые позволяют реализовывать данное право на социальное обеспечение. Государственная система социального обеспечения предполагает следующие подсистемы: обязательное социальное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета, государственная социальная помощь.

Основными формами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Также имеют место и другие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные), так и международные.

Необходимо отметить, что социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

Многие виды социального обеспечения, такие как социальное обслуживание, основные виды медицинской помощи и лечения, установление и предоставление различных видов пособий и льгот, организуются непосредственно региональными властями. Даже такой вид социального обеспечения как пенсионное, которое ранее было исключительно в ведении Российской Федерации, в настоящее время в отношении отдельных категорий граждан реализуется на региональном и муниципальном уровнях на основании законодательства регионов (государственные гражданские служащие субъектов РФ, муниципальные служащие, главы субъектов РФ и др.). В целях более эффективного правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения отдельные субъекты РФ приняли кодифицированные нормативные правовые акты: Социальный кодекс Санкт-Петербурга; Социальный кодекс Ярославской области; Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан.

В настоящее время нормы права социального обеспечения затрагивают интересы практически всех слоев населения и порой охватывают те области, которые ранее находились за рамками правовой регламентации.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе социального обеспечения.

Предмет исследования - нормы права, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации социального обеспечения.

Цель настоящей работы - проанализировать понятие и виды социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

рассмотреть теоретические положения социального обеспечения;

выявить виды социального обеспечения;

дать анализ отдельных видов социального обеспечения, более распространенных в социальной сфере;

исследовать проблемы, связанные с несовершенством правового регулирования исследуемой темы;

проанализировать материалы судебной практики по исследуемой теме.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федеральный закон «О страховых пенсиях» и др.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: А.Е. Ефремов, М.Л. Захарова, А.А. Панова, Н.Л. Смирнова, К.Г. Шуйская и др.

трудовой пенсия пособие малоимущий

Глава 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Понятие социального обеспечения

Термин «социальное обеспечение» возник в период становления нового советского государства и отражал особенности социальной поддержки работающих граждан. Социальное обеспечение распространялось на случаи оказания различных видов медицинской помощи, а также утраты средств к существованию, как временно, так и постоянно (вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т.п.). Более широкое распространение понятие «социальное обеспечение» получило после принятия в 1948 г. ООН Всеобщей декларации прав человека.

Согласно ст. 22 Декларации, признаваемой большинством стран мира, в том числе и СССР, каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. Понятие социального обеспечения и его содержание изучается многими общественными и гуманитарными науками: философией, социологией, политологией, экономикой, юриспруденцией, в том числе отраслевыми юридическими дисциплинами.

В настоящее время можно выделить несколько возможных подходов к пониманию социального обеспечения в зависимости от особенностей его исследования. Социальное обеспечение можно рассматривать:

во-первых, как особую форму распределительных отношений складывающихся в обществе;

во-вторых, как одну из функций государства по обеспечению и обслуживанию нетрудоспособной части населения;

в-третьих, как правовую категорию, отражающую субъективное право граждан на получение помощи со стороны государства, отдельных физических или юридических лиц;

в-четвертых, как государственную систему материального обеспечения граждан в случае утраты трудоспособности, при потере кормильца, по старости и в других случаях;

в-пятых, как комплекс организационных, правовых, экономических и других мер по социальной защите граждан в предусмотренных законодательством случаях;

в-шестых, как отрасль права; и т.д.

Современная правовая концепция социального обеспечения основывается на работах В.С. Андреева, основоположника права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права в нашей стране. Ученый указывал, что социальное обеспечение - это «совокупность определенных социально- экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности».

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативное определение понятия «социальное обеспечение». Однако существует множество научных точек зрения, характеризующих социальное обеспечение через разные его признаки и содержание.

Так, М.О. Буянова определяет социальное обеспечение как форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова указывают, что понятие «социальное обеспечение» обозначает один из возможных способов распределения части ВВП путем представления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

В.Ш. Шайхатдинов определяет социальное обеспечение как систему общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, органами местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении социальных рисков, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, с целью предупреждения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков.

Исходя из приведенных выше определений к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем, социальные гарантии в образовательной сфере и многие другие вопросы, основанием которых не являются события, т.е. необходимые факторы, с которыми связывается социальное обеспечение.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время можно понимать, комплекс организационных, правовых, экономических и других мер обеспечиваемых государством, направленных на соблюдение и реализацию социально-экономических прав граждан в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе его развития социально значимыми, с целью достижения жизненного уровня, гарантирующего удовлетворение всех основных потребностей человека и социальной стабильности общества.

1.2 Признаки и функции социального обеспечения

Приведенные выше определения содержат сформулированные М.Л. Захаровым и Э.Г. Тучковой сущностные признаки социального обеспечения, к которым относятся:

. Государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения, т.е. из государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов, образованных государством (пенсионного, социального и медицинского страхования).

. Законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для представления тех или иных видов социального обеспечения. В данном случае право на социальное обеспечение устанавливается для определенной группы граждан только при наступлении указанных в законе обстоятельств, которыми преимущественно являются события: достижение определенного возраста, временная нетрудоспособность, инвалидность, смерть, рождение, доходы ниже ВПМ и др.

. Закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга подлежащих обеспечению лиц, к которым относятся различные категории граждан, установленных законом (нетрудоспособные, потерявшие кормильца, дети, семьи с детьми, беженцы, вынужденные переселенцы, лица пострадавшие в результате катастроф природного и техногенного характера, безработные, жертвы политических репрессий, ветераны и др.).

. Нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого последнее не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, их уровня и условий предоставления. Устанавливаются множество видов социального обеспечения и возможностей их комплексного применения, минимальные нормы социального обслуживания, а также иные социально-значимые минимальные стандарты (величина прожиточного минимума, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальные размеры пособий и иных социальных выплат).

Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловлены тем, какие функции оно выполняет и какие социальные проблемы позволяет решить. Исходя из этого под функциями социального обеспечения можно понимать основные либо отдельные направления деятельности социальных институтов (государство, армия, семья, школа и т.п.) и социальных систем (политическая, экономическая, культурная и т.п.), с помощью которых планируется достижение основных целей социального обеспечения. Из приведенной дефиниции видно, что понимание функции как элемента, характеризующего социальное обеспечение, возможно через ее цель. В частности, можно выделить две основные группы функций в сфере социального обеспечения: правовые и социальные.

Правовые (специально-юридические) функции обеспечивают правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения и включают в себя две составляющие:

регулятивную (содействует развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей, регулирует общественные отношения); данную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан;

охранительную, производную от регулятивной функции и призванную ее обеспечивать (осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний и пр.); эта функция права представляет собой обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану социально значимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений.

Социальные функции более многообразны и включают в себя экономическую, политическую, демографическую, социально-реабилитационную, духовно-нравственную, защитную и другие функции.

Экономическая функция заключается в необходимости создания эффективной системы социального страхования и распределения части ВВП с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей стариков, больных, инвалидов, детей, лиц потерявших кормильца, безработных, иных членов общества нуждающихся в социальной помощи, а также условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Демографическая функция направлена на достижение двух основных целей: стимулирование роста населения страны и продолжительности здоровой, активной жизни граждан. Реализация этой функции предполагает широкий комплекс мероприятий по увеличению рождаемости, установлению дополнительных мер социальной поддержки семьи, мероприятий по охране и укреплению здоровья населения. Активно развивается частная система здравоохранения, стимулируются виды деятельности, способствующие укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию

Социально-реабилитационная функция выполняется с целью формирования признаваемого обществом высокого социального статуса инвалидов, пожилых граждан, нетрудоспособных и других социально зависимых групп населения, который позволяет этим лицам ощущать себя полноценными членами социально ориентированного общества. Реализация данной функции предполагает, прежде всего, осуществление комплекса мероприятий по созданию специальной инфраструктуры и условий, позволяющих нуждающимся гражданам, в том числе инвалидам, самостоятельно себя обслуживать, передвигаться, общаться, обучаться, работать, а также проведение реабилитационных мероприятий по восстановлению трудоспособности и адаптации граждан к реалиям современной общественной жизни. Духовно-нравственная функция направлена на формирование у человека социально ориентированных нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Невозможно создать высоконравственное общество, минуя человека, его принципы, состояние и качество внутренней жизни. Формирование в человеке потребности любви к родителям, сочувствия и сопереживания близким, уважения и милосердия к старикам, инвалидам, больным, сострадания их судьбам, любви к высшему духовному и нравственному началу поднимает личность на более высокий уровень, вырабатывает способность к бескорыстному и даже жертвенному служению обществу и другим людям.

Таким образом, в широком смысле социальное обеспечение - это один из основных способов социальной защиты населения при наступлении социальных рисков.

Глава 2. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

.1 Пенсии как основной вид социального обеспечения

Реформирование пенсионной системы является неотъемлемым звеном реформы всей экономики России и касается каждого, как нынешних пенсионеров, так и будущих. Уже сегодня почти 100 миллионов россиян выступают потенциальными пенсионерами. В мире резко ускоряется рост удельного веса пожилого населения, доля которого к 2050 г. удвоится по сравнению с нынешним уровнем.

Сегодня мы подошли к одному из самых ответственных этапов - на законотворческом уровне с 1 января 2015 г. в России начал действовать новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчет размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия гарантированы законом. Общепризнано, что принцип уважения прав и основных свобод человека является общим принципом международного права.

В рамках пенсионной модели России выделяется четыре вида пенсий: страховая пенсия, накопительная пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению и пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению.

До 2015 года страховая и накопительная пенсия были двумя частями трудовой пенсии по старости, сейчас это отдельные виды пенсий.

Пенсии - это основной вид социального обеспечения для нетрудоспособных граждан.

Для эффективного функционирования пенсионная система должна иметь в своей основе действенный механизм управления и совершенное пенсионное законодательство. Уровень пенсионного обеспечения определяет уровень жизни нетрудоспособных граждан, пенсионеров, что накладывает особую ответственность государственных органов (в том числе и законодательных) за принимаемые решения.

Словарь бизнес-терминов определяет пенсию как регулярную денежную пособие (обычно - ежемесячную), которое выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста (пенсии по старости), имеют инвалидность или потеряли кормильца. Иными словами данная выплата производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

На данный момент все пенсии, которые выплачиваются на территории Российской Федерации можно разделить на два основных вида, опираясь на особенности законодательного регулирования и источники выплаты:

пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование которых производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению).

Страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата, компенсирующая гражданину доход, который он получал в период трудовой деятельности, а также компенсирующая доход, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. Страховая пенсия выплачивается в трех случаях:

Страховая пенсия по старости назначается застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных коэффициентов. До 2015 года страховая пенсия по старости называлась страховой частью трудовой пенсии по старости.

Страховая пенсия по инвалидности назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа. До 2015 года страховая пенсия по инвалидности называлась трудовой пенсией по инвалидности.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. До 2015 года страховая пенсия по потере кормильца называлась трудовой пенсией по потере кормильца.

До 2015 года трудовая пенсия по старости состояла из двух частей: страховой части и накопительной части. С 1 января 2015 года обе части трудовой пенсии преобразованы в отдельные виды пенсий:

страховую пенсию по старости <#"justify">2.2 Государственные пособия гражданам, имеющим детей

В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Повторимся, что основным Законом, регулирующим пособия гражданам, имеющим детей, является Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваются согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009г. N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды пособий:

а) пособие по беременности и родам;

б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

в) единовременное пособие при рождении ребенка;

г) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

д) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

е) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ж) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Пособие по беременности и родам

Согласно изменениям 2010 года, право на пособие по беременности и родам имеют:

а) женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

б) женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий; нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

в) женщины, обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования;

г) женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

д) женщины, указанные в подпунктах "а" - "г", при усыновлении ими ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.

Продолжительность оплаты пособия зависит от сложности родов, числа родившихся детей, а размер от среднемесячного заработка (денежного довольствия, стипендии).

На основании ФЗ от 7 мая 2013 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с 1 января 2013 г. для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком средний дневной заработок рассчитывается путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска, на число календарных дней в этом периоде (за некоторым исключением). В 2013 г. максимальный размер среднего дневного заработка для исчисления таких пособий составляет 1335,62 рублей (без учета районного коэффициента).

Данный вид пособий определяется на основе принимаемого значения среднего дневного заработка и регламентированного законодательством периода выплат <#"justify">С 1 января 2013 г. для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком средний дневной заработок рассчитывается путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска, на число календарных дней в этом периоде (за некоторым исключением), но не менее минимального ежемесячного пособия по уходу за детьми до 1,5 года неработающим гражданам.

В жесткой денежной сумме в соответствии с действующим законодательством устанавливается минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также максимальный размер пособия для некоторых категорий граждан (уволенные в период отпуска по беременности и родам, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, а также матери-контрактницы в рядах вооруженных сил РФ и приравненных к ним видов служб). В 2015 году индексация базовых выплат по данному пособию также проведена на уровне 5,5%, что составляет:

минимальное ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком - 2 718 руб. 35 коп. (в 2014 году - 2 576 руб. 63 коп.);

минимальное ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком и последующими - 5 436 руб. 67 коп. (в 2014 году - 5 153 руб. 24 коп.);

максимальное ежемесячное пособие для некоторых категорий граждан (см. выше) - 10 873 руб. 36 коп. (в 2014 году - 10 306 руб. 50 коп.).

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего <#"justify">Материнский (семейный) капитал

Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=7C6F28AF2D6299742554468D3A53FAFC029F6ABA0052961943D417C92FUFuFH> о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 г. и распространяет свое действие на семьи, в которых второй и последующий ребенок были рождены или усыновлены начиная с 1 января 2007 г.

Размер материнского капитала в 2012 году составлял 387 640,30 рублей при рождении (усыновлении) второго и последующих детей, начиная с 01.01.2007 по 31.12.2016, если ранее семья не пользовалась правом получения сертификата. В 2013 году размер материнского капитала проиндексирован на 5,5% и составляет 408 960 руб. 50 коп., в 2014 году увеличение произошло на 5% и составил 429 408 руб. В п. 1 ст. 8 Закона о бюджете на 2015 год <#"justify">- улучшения жилищных условий;

получения образования ребенком (детьми);

оплаты ипотечного кредита;

формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин.

В некоторых случаях право на материнский (семейный) капитал есть и у мужчин.

Так, если мужчина является единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей и ранее не воспользовался правом на дополнительную господдержку, то он может получить материнский (семейный) капитал при условии, что решение суда об усыновлении вступило в законную силу с 1 января 2007 г.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что пособия гражданам, имеющим детей, имеет важное социально-экономическое значение для граждан.

Принципиальных изменений в порядке выплат детских пособий и их объемах в 2015 году, кроме материнского капитала, для жителей всей территории России, кроме Крымского федерального округа, не ожидается. Внушающим оптимизм фактором является то, что социальные программы не закрываются, несмотря на объективные сложности, а социальные гарантии крымчанам и севастопольцам расширяются в соответствии с гарантиями, предусматриваемыми ранее украинским законодательством.

Владельцам сертификата на материнский капитал в рамках антикризисной программы 2015 года будет разрешено единоразовое обналичивание материнского капитала в размере 20 тысяч рублей.

Стоит отметить что граждане, ранее частично распорядившиеся маткапиталом, также смогут рассчитывать на часть средств. В случае если остаток не превышает двадцати тысяч рублей, то будет выплачена данная оставшаяся сумма. Если же остаток более этой суммы, то им выплатят 20 тысяч рублей.

Также предлагаются более широкие возможности использования материнского капитала, в частности, на:

газификацию жилья;

лечение детей;

приобретение семейного автомобиля;

приобретение для детей-инвалидов спецтехники;

получение образования для матери;

выдача материнского капитала наличными.

Таким образом, в рамках данной главы мы проанализировали наиболее распространенные виды социального обеспечения.

Глава 3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

.1 Особенности реализации права на социальное обеспечение

В ст. 39 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на социальное обеспечение в случае болезни, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Эти конституционные положения применительно к работникам и работодателям развиты в ряде федеральных законов.

Так, согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а по ст. 22 работодатель обязан осуществлять социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами. Однако в приведенных случаях речь идет не об обеспечении работников по обязательному социальному страхованию, а об обязательном социальном страховании, которое в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» представляет собой страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Что касается прав работников на обеспечение денежными пособиями по обязательному социальному страхованию и корреспондирующих им обязанностей работодателей, то они закреплены в других нормах.

Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. В обобщенном виде права работников на различные виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и соответствующие обязанности работодателей определены в ряде статей Закона об основах страхования.

Реализация прав работников на виды социального обеспечения имеет место в рамках процедурных, а затем и материальных правоотношений. Процедуры обращения за пособиями, выплачиваемыми работодателем из средств обязательного социального страхования, в настоящее время установлены лишь в общих чертах. Так, согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255 «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» назначение и выплата указанных пособий осуществляются работодателем.

В случае если работник работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. Если же работник утратил трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом Фонда социального страхования РФ. Эти органы осуществляют назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам, если на момент обращения работников за пособиями деятельность их работодателей прекращена.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работник предоставляет работодателю листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией. ФЗ № 255 не регламентирует порядок назначения работодателями указанных пособий. Работодатели устанавливают его самостоятельно, руководствуясь при этом ФЗ № 255, а также соответствующими подзаконными актами. Кроме того, ориентирами здесь служат положения о структурных подразделениях и должностные инструкции.

Из положений о структурных подразделениях организаций можно сделать вывод, что вопросами назначения и выплаты пособий по социальному страхованию занимается бюро пенсионного обеспечения и социального страхования отдела социального развития.

Одна из задач отдела - организация гарантий материально-бытового обеспечения и социальной защиты работников.

Среди задач отдела кадров в положении об этом отделе отсутствуют задачи, связанные с обеспечением работников пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Однако в разд. 4 положения «Взаимоотношения (служебные связи)» указано, что отдел кадров взаимодействует с главной бухгалтерией по вопросам предоставления ей листков временной нетрудоспособности к оплате. Однако в положении о главной бухгалтерии ничего не сказано о назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Отдельные нормы о порядке назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам содержатся в подзаконных актах федерального уровня.

Так, в Положении об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г., содержатся правила исчисления заработка, из которого определяются размеры пособий, а также размеров пособий, основания для снижения размера пособий по временной нетрудоспособности. Все эти юридически значимые действия осуществляют соответствующие службы работодателя, в первую очередь бухгалтерские. Непосредственно работодателю адресованы и Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г.

Подсчет страхового стажа также производится службами работодателя, в основном кадровыми (управления персоналом).

К сожалению, о правах и обязанностях работодателя не упоминается в таком важном акте, как Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г.

О действиях работодателя по исчислению заработной платы и определению размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам можно судить и по содержанию оборотной стороны листка нетрудоспособности, форма бланка которого утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 16 марта 2007 г. «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности».

Изложенное позволяет утверждать, что назначение и выплата пособий в организациях-страхователях осуществляются на основе сложившихся в них обыкновений. При этом возникает вопрос о последовательности и содержании действий работников соответствующих подразделений организации по назначению и выплате пособий. Н.Л. Смирнова выделяет следующие этапы действий работодателя по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности: определение права на данный вид пособия; определение продолжительности выплаты пособия; вынесение решения о назначении или отказе в назначении; выплата пособия.

Представляется, однако, что эта классификация не учитывает выработанные в российской юридической науке стадии правоприменительной деятельности. Поэтому более точной является классификация стадий назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности: обращение за пособием; прием больничного листка и других документов; оценка сведений, содержащихся в представленных документах; выбор и анализ норм права, подлежащих применению; принятие решения по данному делу и его документальное оформление.

Что касается материальных правоотношений по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, то необходимо различать следующие их виды:

) по выплате пособий;

) контролю за выплатой пособий;

) прекращению выплаты пособий;

) удержанию из пособий.

Отсутствие принятых на федеральном уровне положений о порядке назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам ставят работодателей в затруднительное положение и являются причиной различного рода ошибок в данной сфере. Можно сделать вывод о том, что в настоящее время порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работодателями на федеральном уровне урегулирован неудовлетворительно. Поэтому, на наш взгляд, существует настоятельная потребность в разработке и утверждении Минздравсоцразвития России рекомендации по организации работы работодателей по назначению и выплате застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

3.2 Процедура защиты прав на социальное обеспечение

Интерес представляет и защита прав социального обеспечения в судебных органах, в частности в Конституционном суде РФ.

Так, пенсионное законодательство является важнейшим и достаточно самостоятельным элементом законодательства о социальном обеспечении. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал специфику предмета его регулирования, особую общественную значимость, обусловленную значением пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, длительным периодом формирования пенсионных прав и тем обстоятельством, что момент приобретения права на пенсию значительно удален от начала выполнения условий пенсионирования (начала трудовой или предпринимательской деятельности). Система пенсионного страхования призвана обеспечить гражданам достойные социально-экономические условия жизни после оставления работы и выхода на пенсию. Это предопределяет особые требования к качеству, стабильности и эффективности правового регулирования пенсионных отношений. Конституция РФ не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсионного обеспечения, государственные пенсии устанавливаются законом. Конституционный Суд РФ при разрешении дел по вопросам права социального обеспечения обосновал конституционный характер пенсионных прав, указав, что конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный законодатель вправе определять механизм реализации этого права с соблюдением Конституции РФ, в том числе гарантированного ею принципа равенства, который распространяется не только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона. В частности, к компетенции законодателя относится установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, установление правил исчисления их размеров; определение правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка исчисления и выплаты, включая как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан; определение всех элементов права на пенсионное обеспечение. С другой стороны, законодатель обязан следовать конституционным принципам правового регулирования, принципам равенства, социального государства, чтобы обеспечить стабильность системы пенсионного обеспечения.

Вопросам пенсионного обеспечения посвящено значительное количество решений Конституционного Суда РФ. Среди них, в частности, решения о досрочном пенсионном обеспечении граждан, осуществлявших педагогическую, медицинскую и творческую деятельность в учреждениях, не являющихся государственными и муниципальными; о возможности осуществления оценки приобретенных до 2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам действовавшего законодательства, и др. Большее внимание в исследовании будет уделено решениям, вынесенным в период с 2002 г., так как именно в этот период произошла пенсионная реформа, потребовавшая кардинального обновления законодательства о пенсионном обеспечении и затронувшая права и интересы не только пенсионеров, но и людей трудоспособного возраста.

В законодательстве выявляется немалое количество норм, нарушающих пенсионные прав граждан, и важнейшую роль в выявлении неконституционных норм, в развитии пенсионного законодательства в русле конституционности и соответствия международным правовым нормам играет Конституционный Суд РФ.

Пенсионная реформа основана на развитии пенсионного страхования. Если работодатель по каким-то причинам не заплатил за работника страховые взносы, то по закону есть основания не засчитывать период работы в страховой стаж, дающий право на пенсию. Подлежит уменьшению в таких случаях и размер пенсии, исчисляемый из суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете работника в ПФР. Эта проблема была поставлена перед Конституционным Судом РФ и в жалобах граждан, и в запросах судов. Постановлением от 10 июля 2007 г. № 9-П Суд признал оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ. При этом Конституционный Суд исходил из того, что государство обязано гарантировать право застрахованных лиц на трудовую пенсию, а работники не имеют реальной возможности контролировать уплату работодателями страховых взносов, в связи с чем реализация пенсионных прав работников не может зависеть от факта реального перечисления работодателем в ПФР страховых взносов за них. Поэтому те периоды трудовой деятельности, за которые фактически не уплачены страховые взносы, должны включаться в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, а ее размер при этом не должен снижаться. Федеральному законодателю было дано указание установить механизм реализации пенсионных прав таких категорий граждан и определить источник выплаты в той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя. Кроме того, в этом решении Конституционный Суд РФ указал, что до тех пор, пока необходимые изменения в пенсионное законодательство не будут внесены, право таких лиц на получение трудовой пенсии с учетом периодов трудовой деятельности, за которые работодатель не уплатил страховые взносы, должно обеспечиваться государством за счет средств федерального бюджета, т.е. установил временный правовой механизм реализации пенсионных прав граждан.

Аналогичная проблема возникла у граждан, работавших по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств. Работодателем для таких лиц является войсковая часть, расположенная за пределами РФ. В связи этим войсковая часть не была зарегистрирована в качестве страховщика в органах ПФР и не уплачивала страховые взносы на обязательное пенсионное страхование своих работников. Когда работники обратились за назначением пенсии, страховой стаж им был определен без учета периодов работы в данной войсковой части. Конституционный Суд разрешил эту проблему в Определении от 15 января 2009 г. № 188-О-П [39], где указал, что все страхователи (работодатели) обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, поэтому п. 2 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не исключает возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан РФ, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в ПФР. Конституционный Суд вновь обратил внимание федерального законодателя на необходимость установить правовой механизм, гарантирующий реализацию пенсионных прав граждан, за которых работодатель не перечислял страховые взносы в ПФР. Тем не менее, соответствующий правовой механизм до настоящего времени не установлен. Права граждан в указанных ситуациях до сих пор реализуются государством за счет компенсации «выпадающих» доходов ПФР средствами федерального бюджета.

Таким образом, в течение продолжительного времени решения Конституционного Суда РФ в данной сфере применяются непосредственно.

В процессе пенсионной реформы законодателю не всегда удавалось обеспечить преемственность нового правового регулирования прежнему пенсионному законодательству. Конституционный Суд принял ряд решений, направленных на сохранение ранее приобретенных прав граждан 153 и способствовавших внесению изменений в законодательство в целях обеспечения реализации прав граждан на пенсионное обеспечение. Так, только после обращения граждан в Конституционный Суд были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537154 , позволившие учитывать время работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списками 1956 г., для назначения досрочной пенсии по старости. Конституционный Суд рассматривал и такие вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, которые не связаны с пенсионной реформой, но являются не менее важными с точки зрения реализации конституционного права на пенсионное обеспечение.

Так, в Постановлении от 2 июня 2011 г. № 11-П Суд указал, что отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания в пределах территории РФ не должно служить основанием для ограничения права граждан на социальное, в том числе пенсионное, обеспечение, и обязал законодателя внести в Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1156 изменения, обусловленные признанием взаимосвязанных положений его ст. 56 не соответствующими Конституции РФ.

Конституционный Суд установил, что до внесения в Закон необходимых изменений выплата назначенных в соответствии с ним пенсий лицам, проходившим военную службу и не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории РФ, должна осуществляться по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании их личного заявления, как это предусмотрено для получателей трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В части внесения изменений в пенсионное законодательство решение Суда было исполнено спустя два года.

Дефекты законодательства порой приводят к тому, что его отдельные положения трактуются ограничительно. Один из таких примеров отражен в жалобе гражданки РФ Н.С. Лаппы, которой было отказано в выплате пенсии по случаю потери кормильца до достижения возраста 23 лет. Пенсия ей была назначена в связи со смертью отца, который проходил военную службу по контракту. Но по достижении 18 лет выплату пенсии прекратили в связи с тем, что она обучается в иностранном университете, куда поступила самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ). В Постановлении от 27 ноября 2009 г. № 18-П Конституционный Суд констатировал наличие пробела в правовом регулировании отношений в сфере профессионального образования и необходимость его устранения федеральным законодателем. Однако такой пробел не может влиять на правовой статус лиц, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, как субъектов пенсионных правоотношений.

Суд указал, что пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая обучающимся в образовательных учреждениях совершеннолетним детям умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, является особой мерой социальной поддержки. Она необходима для создания благоприятных условий для получения ими образования, причем неважно, в каких образовательных учреждениях - российских или иностранных - осуществляется такое обучение. Иначе ставился бы под сомнение конституционный принцип равенства лиц, относящихся к одной и той же категории (дети умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, достигшие 18 лет и обучающиеся в образовательных учреждениях). С учетом этих аргументов оспариваемые законоположения были истолкованы Судом как не препятствующие получению ею пенсии по случаю потери кормильца в период обучения в образовательном учреждении, расположенном за пределами РФ.

Таким образом, при наличии пробелов в праве Конституционный Суд РФ в целях обеспечения реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение при необходимости устанавливает временное правовое регулирование некоторых видов пенсионных правоотношений. При таком правовом регулировании решения Конституционного Суда РФ применяются наряду с законодательством, определяют порядок применения действующих нормативных правовых актов, обладают по отношению к ним большей юридической силой и обеспечивают конституционность применения законодательства о пенсионном обеспечении.

Наиболее часто Конституционный Суд сталкивается с вопросом о равенстве конституционных прав на пенсионное обеспечение.

В раскрытие конституционного принципа равенства Конституционный Суд указал, например, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В процессе конституционного контроля норм пенсионного законодательства были выявлены также нарушения законодателем иных конституционных принципов: принципа справедливости, принципа признания достоинства личности, конституционно установленных пределов ограничений прав и свобод человека и гражданина, и др.

Таким образом, Конституционный Суд РФ в ряде решений формулирует принципы, раскрывающие смысл конституционных норм применительно к праву на пенсионное обеспечение и являющиеся, в отсутствие законодательно закрепленных принципов пенсионного обеспечения, стабилизирующим фактором для нормотворчества в сфере пенсионного обеспечения.

Представляется, что принципы пенсионного обеспечения, сформулированные Конституционным Судом РФ, необходимо воспринять в качестве отраслевых принципов права социального обеспечения и закрепить их в базовых федеральных законах о социальном (пенсионном) обеспечении. Многие дефекты законодательства, выявленные Конституционным Судом РФ, до сих пор не устранены. Тем не менее, решения Конституционного Суда РФ оказывают значительное влияние на развитие пенсионного законодательства.

Суд выявляет пробелы, в определенной степени стимулирует законодателя к скорейшему их устранению, формулирует принципы пенсионного обеспечения, раскрывающие смысл конституционных норм применительно к праву на пенсионное обеспечение, содействует формированию концепции развития пенсионного законодательства, устраняет из законодательства неконституционные нормы и предотвращает их появление в новом правовом регулировании, устанавливает правовые механизмы реализации пенсионных прав граждан на период до введения законодателем надлежащего правового регулирования, соответствующего Конституции РФ.

В обращениях в Конституционный Суд РФ помимо вопросов пенсионного обеспечения поднимаются и иные проблемы законодательства о социальном обеспечении. К числу наиболее «проблемных» относится законодательство о социальном обеспечении лиц, пострадавших от воздействия радиации. В этой сфере чаще других оспаривались на предмет конституционности нормы законодательства, регулирующие вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и других радиационных катастроф, обязывает государство к его возмещению. Немалое число обращений граждан в Конституционный Суд РФ связано с определением их статуса в качестве пострадавших от воздействия радиации и о признании права на получение в связи с этим различных видов обеспечения. Проблема заключалась в неоднозначности подхода законодателя при определении круга лиц, относящихся к данной категории субъектов правоотношений по социальному обеспечению.

Другой категорией граждан, права которых нуждались в защите в связи с реформированием системы социальных льгот, были специалисты учреждений здравоохранения, образования и культуры, работающие и проживающие в сельской местности, а также члены их семей.

До 1 января 2005 г. указанные граждане имели право на предоставление бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением. После этой даты полномочия по установлению мер социальной поддержки для некоторых категорий указанных граждан были переданы на региональный уровень, и в ряде субъектов РФ и муниципальных образований при установлении мер социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, а также пенсионеров из их числа, были лишены права на указанные жилищно-коммунальные льготы. Для медицинских и педагогических работников размер льгот был значительно уменьшен, что послужило причиной обращений в Конституционный Суд РФ.

Неоднократно предметом обращений специалистов, проживающих в сельской местности, а также пенсионеров из их числа было снижение уровня ранее предоставляющихся жилищно-коммунальных льгот. В Определении от 2 апреля 2009 г. № 553-О-П по жалобе сельских педагогов Конституционный Суд сделал вывод о том, что при переходе от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) последние должны быть установлены в размерах, покрывающих затраты на оплату жилья, отопления и освещения.

Субъект РФ не может снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления, освещения, а также ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. С аналогичными проблемами столкнулись и работники учреждений здравоохранения, находящихся в федеральном ведении и расположенных в сельской местности. Рассматривая жалобы медицинских работников больниц, относящихся к ведению ФСИН РФ, а также федеральных специализированных учреждений здравоохранения, Конституционный Суд РФ в определениях от 5 февраля 2013 г. № 149-О-П и от 3 февраля 2010 г. № 136-О-П установил, что данные работники были полностью лишены права на получение жилищно- коммунальных льгот, которыми они пользовались на протяжении длительного времени.

Суд указал на невозможность ущемления социальных прав (в рамках предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг) данных медицинских работников и возложил на РФ обязанность сохранить за ними жилищно-коммунальные льготы, которыми они пользовались до изменения законодательства. Следует отметить решение Конституционного Суда РФ, затрагивающее вопросы процедурно-процессуальных отношений в области права социального обеспечения.

Нетрудоспособный инвалид-чернобылец обратился в Конституционный Суд в связи с тем, что судебным приставом-исполнителем со ссылкой на ст. 135 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» был составлен акт о невозможности исполнения судебного решения о взыскании в его пользу задолженности по выплатам компенсации возмещения вреда здоровью в сумме 171523,24 руб. с управления социальной защиты населения. Исполнительный документ был возвращен взыскателю. Таким образом, ввиду невозможности взыскания денежных средств с управления социальной защиты населения как с организации-бюджетополучателя было нарушено право Э.Д. Жуховицкого на судебную защиту конституционного права на социальное обеспечение. По жалобам Э.Д. Жуховицкого и иных заявителей Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 14 июля 2005 г. № 8-П 219 , в котором, опираясь на практику Европейского Суда по правам человека, указал следующее: предусматривая особенности исполнения судебных решений по искам к РФ и по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, законодатель обязан обеспечить для взыскателя реализацию в полном объеме его конституционных прав на судебную защиту и на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Следовательно, взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

Решением Конституционного Суда РФ часть оспоренных норм, в т.ч. ст. 135 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», была признана не соответствующей Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ за период своей деятельности осуществил конституционный контроль в отношении большого количества норм законодательства о социальном обеспечении.

Небольшую долю в общем количестве вынесенных Конституционным Судом РФ решений составляют решения по делам о соответствии Конституции РФ норм законов субъектов РФ по вопросам права социального обеспечения, и подавляющая часть таких дел связана с передачей ряда федеральных полномочий по социальному обеспечению субъектам РФ. В случаях, когда нормы законодательства о социальном обеспечении не соответствуют Конституции РФ, либо законодательство не содержит норм, необходимых для реализации права граждан на социальное обеспечение, Конституция может применяться непосредственно.

Конституционный Суд РФ в необходимых случаях устанавливает временный порядок применения конституционных норм и положений законодательства в их системном единстве в целях реализации права граждан на социальное обеспечение.

Итак, вновь, как и при анализе решений Конституционного Суда РФ, вынесенных при рассмотрении норм пенсионного законодательства, следует констатировать особую роль сформулированных Конституционным Судом РФ принципов правового регулирования отношений в сфере права социального обеспечения и необходимость их закрепления в базовых федеральных законах о социальном обеспечении.

Заключение

Таким образом, стоит сделать следующие выводы.

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативное определение понятия «социальное обеспечение». Однако существует множество научных точек зрения, характеризующих социальное обеспечение через разные его признаки и содержание.

Исходя из приведенных выше определений к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем, социальные гарантии в образовательной сфере и многие другие вопросы, основанием которых не являются события, т.е. необходимые факторы, с которыми связывается социальное обеспечение.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время можно понимать, комплекс организационных, правовых, экономических и других мер обеспечиваемых государством, направленных на соблюдение и реализацию социально-экономических прав граждан в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе его развития социально значимыми, с целью достижения жизненного уровня, гарантирующего удовлетворение всех основных потребностей человека и социальной стабильности общества.

Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловлены тем, какие функции оно выполняет и какие социальные проблемы позволяет решить.

Как выяснилось, пенсия является основным источником социального обеспечения нетрудоспособных граждан.

Регулирование пенсий в последнее время достаточно усложнено, что связано с проведением пенсионной реформы и принятием ряда новых законодательных актов.

Новое законодательно определило следующие группы пенсий:

страховая пенсия;

пенсия по государственному обеспечению;

накопительная пенсия;

пенсия по негосударственному обеспечению.

На сегодняшний день страховая пенсия - самый распространенный вид пенсии в России.

Пенсии, пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми являются наиболее значимыми институтами в системе социального обеспечения. Все большее развитие получает социальное обслуживание семьи и детей, совершенствуются его формы, появились новые виды учреждений, предоставляющих социальные услуги.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей активно работают над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», оказывая соответствующие услуги; существенную роль в отношении социального обеспечения семей с детьми является институт государственной социальной помощи.

Во всех регионах нашей страны государственная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется по-разному, имеются свои преимущества и недостатки.

Интерес представляет и защита прав социального обеспечения в судебных органах, в частности в Конституционном суде РФ, в связи с чем была проанализирована судебная практика.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Нами предложено внесение изменений по совершенствованию действующего законодательства в сфере социально-правовой защиты семьи в следующем:

внести дополнения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части назначения и выплаты пособия на несовершеннолетних детей (по аналогии с усыновителями), при прочих равных условиях лицу (как мужчине, так и женщине), назначенному опекуном ребенка в возрасте до трех месяцев («родительского пособия по уходу за новорожденным»);

исходя из принципов обязательного социального страхования, напрашивается вывод о необходимости исчислять единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью застрахованным гражданам не в твердом размере, а соразмерно с прожиточным минимумом, в качестве которого должен применяться действительно прожиточный минимум, и разработать действенный метод его индексации;

в столь сложной ситуации даже легальное закрепление прав нуждается в их эффективной защите. Полагаем, что по искам о взыскании пособий необходимо обязать ответчика предоставлять все документы и доказательства в подлинниках самостоятельно, без истребования их судом. Целесообразно возложить такую процессуальную обязанность на работодателя с момента получения им надлежащего уведомления о поданном иске. Указанные меры, по-нашему, послужат оптимизации системы защиты прав семей в аспекте их социального обеспечения.

В целом, в настоящее время государственная социальная политика сконцентрирована по существу лишь на одной крупномасштабной цели - сокращение зоны бедности российского населения и регулирования доходов малообеспеченных групп. Более того, в последние годы другие направления социальной политики, формально преследующие иные цели, в реальности прямо или косвенно были подчинены именно этой задаче. Рельефным примером служит государственная политика на рынке труда. Ее основной функцией стала не борьба с безработицей, ее масштабом и продолжительностью, а попытка поддержания доходов безработных через выплату пособий по безработице, досрочных пенсий, доплат на иждивенцев и прочих денежных выплат и материальной помощи. Ресурсов эффективно выполнить и эту задачу у государства явно недостаточно, и естественным результатом этой порочной парадигмы стал провал политики занятости практически во всех ее направлениях

Список используемой литературы

1. Нормативные правовые акты

1.Всеобщая декларация прав человека [принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948] // Российская газета от 5 апр. 1995. N 67.

2.Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

4.Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4920.

6.Федеральный закон от 07.05.2013 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" по вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 19. Ст. 2313.

7.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2014. N 2 (часть II) (поправка).

8.Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.

9.Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=7C6F28AF2D6299742554468D3A53FAFC029F6ABA0052961943D417C92FUFuFH> от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Российская газета. N 297. 2006.

10.Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 25. Ст. 3042.

11.Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 N 15909) // Российская газета. N 15. 27.01.2010.

. Литература

12.Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР : учебник. М., 2011. - 586 с.

13.Афонина Е.О. К вопросу о защите социальных прав граждан // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2011. № 3. С. 116-118.

14.Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения России : учебник / отв. ред. К.Н. Гусов. 7-е изд. М. : Проспект, 2012. - 369 с.

15.Васильева Ю.В. О правоотношениях в праве социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 6. С. 276-285.

.Гусева Т.С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2012. N 1. С. 125 - 131.

17.Денисова А. Гарантии и льготы для отцов, воспитывающих детей без матери // СПС «КонсультантПлюс», 2015. С. 22-26.

18.Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с предоставлением гарантий лицам, воспитывающим детей без матери, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 9. С. 88 - 92.

.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М. : Волтерс Клувер, 2014. - 627 с.

20.Зеленина А.Ю. Правовое регулирование процедур в праве социального обеспечения // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357. С. 126-129.

21.Мачулъская Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. - М., 2014. - 620 с.

22.Мацнева В.В. Правоотношения по обеспечению пособиями // В сборнике: Юриспруденция в современном мире: проблемы и перспективы сборник научных трудов подготовленный по материалам общероссийской научно-практической конференции. Тамбов, 2015. С. 77-80.

23.Пенсия по случаю потери кормильца/Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2011. - 168 с.

24.Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // Science Time. 2015. № 1 (13). С. 360-363.

25.Право социального обеспечения : учебник / М.О. Буханова [и др.] ; отв. ред. К.Н. Гусов. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2015. - 568 с.

26.Слобцов И.А., Кузнецова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2015. - 215 с.

27.Смирнова Н.Л. Пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2012. - 312 с.

28.Шайхатдинов В.Ш. Актуальные правовые проблемы развития системы социального обеспечения в Российской Федерации // Разум власти прирастает наукой. Екатеринбург : Изд-во УрАГС, 2011. С. 206-213.

29.Шуйская К.Г. Пенсии по-новому: виды, некоторые аспекты назначения, страховой стаж // Делопроизводство и кадры. 2015. N 2. С. 24 - 50.

30.Якимчук С.В. Современные формы социальной защиты населения // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 1. С. 193-199.

3. Судебная практика

.Постановление от 16 июля 2007 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области» в связи с жалобой гражданина Н.Д. Пирожкова» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3990.

32.Постановление от 14 июля 2005 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства РФ «О порядке исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне РФ на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3199.

.Постановление от 2 июня 2011 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности ст.56 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина В.Т.Казанцева» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 24. Ст. 3526.

34.Определение от 5 февраля 2013 г. № 149-О-П Собрание законодательства РФ. 2013. № 18 (2 ч.). Ст. 2268.

35.Определение от 3 февраля 2014 г. № 136-О-П Собрание законодательства РФ. 2014. № 12. Ст. 1403.

Похожие работы на - Понятие и виды социального обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!