Понятие и виды социального обеспечения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,85 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и виды социального обеспечения
















Понятие и виды социального обеспечения

1. Теоретические основы перспектив развития социальной работы и социального обеспечения

1.1Составляющие социального благополучия

Сегодня большинство людей напрямую связывают понятие «социальное благополучие» с предоставлением социальных услуг со стороны органов власти различного уровня. Хотя, если подобная связь явно прослеживался в СССР и других странах социалистического лагеря, то только относительно недавно правительства большинства западных стран взяли на себя ответственность за социальное благополучие. Связано это было с практической реализацией концепции социального государства после Второй мировой войны. К этому же большую часть своей истории люди сами были ответственными за свое благополучие, имея возможность получать поддержку основном только от своих семей. Они пытались решать свои проблемы через их собственные усилия, и через тяжелую работу стремились заработать средства, необходимые для удовлетворения своих социальных потребностей.

Однако следует признать, что вместе с семейной поддержкой исторически также развивались другие ее формы. Подобно тому, как в большинстве культур традиции требуют социальной поддержки относительно семьи, родственников и даже соседей, так точно основные мировые религии определяют милостыню как обязанность верующих, а в некоторых случаях эта обязанность превратился в сложную систему благотворительности по отношению к неимущим.

Многие исследователи признают, что религиозная благотворительность способствовала появлению до девятнадцатого столетия высокоорганизованного подхода к обеспечению минимального уровня жизни многих людей, имеющих потребность. В свою очередь организована благотворительность способствовала появлению профессиональной социальной работы, а также стимулировала привлечение государства к обеспечению социального благополучия. Но какой же подход к обеспечению социального благополучия является лучшим сегодня?

Ответ на данный вопрос можно найти в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, частности, Т. Адорно, П. Байроха, Н. Бирдсел, Л. Беззубко, А. Этциони, Д. Кольцова, Т. Малтуса, Дж. Мидгли, Г. Мирдала, Э. де Сото, Р. Титмусса, М. Фридмана, Ф. фон Хайека, М. Шеррадена и др. Однако в основном в этих работах изложены аргументы в поддержку того или иного конкретного подхода без сравнения его с другими.

Достаточно трудно однозначно определить социальное благополучие. Данное понятие имеет как объективные, так и субъективные аспекты, поэтому может быть определено как в дескриптивных, качественных терминах, так и с использованием эмпирических показателей. Поэтому неудивительно, что в научном сообществе отсутствует консенсус относительно единого трактовки понятия социального благополучия.

Подобные попытки предпринимаются постоянно, и, пожалуй, самый вклад здесь внесли социологи, стремились и стремятся использовать в определении социального благополучия измеримые показатели, для чего применяют различные методы.

Один из таких методов основан на сравнении ключевых статистических показателей, или индикаторов, которые отражают социально-бытовые условия в разных сообществах и обществах.

Другой метод предлагает объединить различные подобные индикаторы в единый индекс социального благополучия. Кроме количественных методов рядом исследователей были задействованы и качественные.

Так, была проведена серия социологических исследований в различных странах, регионах и сообществах, которые были направлены на выявление субъективного восприятия людьми социального благосостояния.

Но кроме социологического подхода, который является скорее эмпирическим, существуют и различные концептуальные подходы к определение социального благополучия. Обобщение ряда подобных подходов дает основание вывод, что социальное благополучие является производным от трех следующих составляющих: управляемость социальными проблемами, удовлетворения социальных потребностей, создание социальных возможностей. Эти три составляющие к индивидам, семьям, группам, сообществам и целым обществам.

Таким образом, они должны присутствовать на разных социальных уровнях с тем, чтобы государство стало «государством всеобщего благосостояния».

На сегодня можно определить четыре основных концептуальных подхода к обеспечению социальной благополучия.

Первый - социальная филантропия, которая возлагается на частные пожертвования, волонтерскую деятельность и некоммерческие организации в обеспечении социальных потребностей, решении социальных проблем и создании социальных возможностей.

Второй - социальная работа, в достижении целей обеспечения благополучия возлагается на профессиональный персонал, работающий с людьми, группами и сообществами.

Третий подход возлагается на государственную интервенцию через законодательное обеспечение определенной совокупности государственных социальных услуг.

Этот подход, известный как подход социальной политики или социального обеспечения, можно назвать социальным администрированием.

Однако на смену этим подходам чаще приходит четвертый подход - социального развития, который пока не получил такого широкого распространения, хотя он и имеет ряд преимуществ по сравнению с тремя вышеизложенными подходами.

Основное различие между подходом социального развития и другими подходами - это попытка связать социальную политику и социальные программы непосредственно с процессом экономического развития. Есть и другие отличия.

В отличие от филантропии и социальной работы, социальное развитие не имеет дело с отдельными людьми, обеспечивая их товарами или услугами, или оправдывающие их. Вместо этого социальное развитие сосредоточивается на широких социальных процессах и структурах, на сообществах и обществе в целом.

Подход социального развития также всесторонним и универсальным. В отличие от социальной филантропии и социальной работы, социальное развитие не обслуживает только потребности людей, но стремится увеличить социальное благополучие населения.

Социальное развитие также является динамичным, его сопровождает процесс роста и изменения. В отличие от других подходов, которые, прежде всего, заинтересованы в поддержании соответствующих уровней благосостояния, социальное развитие направлено не на преодоление этого статического положения, а на постоянное повышение уровня благосостояния.

Однако все же наиболее характерной особенностью социального развития, как отмечалось выше, является попытка связать усилия по социальному и экономическому развитию. Социальное развитие явно стремится объединить социальные и экономические процессы, рассматривая их как составные части единого динамического процесса развития.

В рамках данного процесса социальная и экономическая форма развития являются двумя сторонами одной монеты: социальное развитие не может иметь место без экономического развития, а экономическое развитие бессмысленный, если он не сопровождается повышением уровня социального благополучия населения в целом.

Именно такой акцент на развитии характеризует подход социального развития. И именно этим он в наибольшей степени отличается от других подходов. Социальная филантропия и социальная работа в принципе не обращаются к экономическим проблемам. Существуют, конечно, некоторые исключения, такие как усилия определенных филантропических организаций, особенно в развивающиеся участие в местных экономических проектах развития.

Однако такие примеры скорее единичны, такими, которые не принадлежат к общепринятой практики социальной филантропии и социальной работы.

Казалось бы, подход социального администрирования прямо ассоциирован с экономической сферой.

Социальное обеспечение зависит от бюджетных доходов, которые формируются из налогов, поступлений экономики. Поэтому в интересах реализаторов социальных программ является обеспечение согласованности социальной и экономической политики. Кроме того, авторы подхода социального администрирования, такие как В. Беверидж, настаивали на том, что экономический рост и полная занятость являются необходимыми условиями для социального процветания.

Однако подход социального администрирования продолжает отделять социальное обеспечение от экономики, поэтому в рамках данного подхода весьма редко прилагались усилия для согласования социальной и экономической политики. Вместо этого во многих индустриальных странах отношений между социальным обеспечением и экономикой строились на основе зависимости и подчиненности.

Подход социального администрирования, прежде всего, заинтересован в предоставлении социальных услуг, обеспечивающих минимальные стандарты благосостояния, и в поддержке пожилых, инвалидов, безработных и других социально незащищенных групп населения.

В данном подходе социальное обеспечение оказывается второстепенным в экономическом, и оно зависит от экономики с точки зрения финансирования. Однако это - неустойчивая зависимость. Например, если экономика испытывает спад, то уменьшаются средства, необходимые для социального обеспечения, и увеличивается фискальное давление на правительство.

Потребность в социальном обеспечении, очевидно, будет выше времена экономических кризисов, когда больше людей нуждаются в помощи, и это происходит на фоне снижения бюджетных доходов. Данная зависимость активно эксплуатировалась «правыми» во время своих избирательных кампаний в 1970-х и 1980-х.

Расходы, растущие на социальное обеспечение были определены ими как главная причина экономического спада, который может быть преодолен только за счет сокращение роста государства всеобщего благополучия.

В отличие от подхода социального администрирования, социальное развитие стремится согласовывать социальные интервенции с усилиями по экономическому развитию. Подход социального развития, в отличие от других, впервые на практике было реализовано в развивающихся странах, которые объединили экономическую и социальную политику с целью совместного толчок для развития.

Но хотя подход социального развития и отличается существенно от других подходов, он также и общие черты с ними. Как все эти подходы, социальное развитие как главную цель ставит перед собой обеспечение благосостояния населения. Как и они, данный подход также подчеркивает необходимость во внешних интервенциях, он не признает, что рост социального благополучия происходит автоматически как результат «естественных» процессов.

И при этом подход социального развития не отрицает другие подходы и не стремится никак минимизировать их усилия по повышению благосостояния людей. Социальное развитие, например, не исключает полностью социальное администрирования, но в пределах контекста экономического развития стремится связать социальное обеспечение с экономическим развитием динамичным образом.

Социальное развитие может быть, в определенном смысле, рассматриваемый как развитие окончательно- институциональной дихотомии, которая широко дискутировалась в литературе по социальному обеспечению.

Дискуссия шла вокруг ответа на вопрос: должно ли социальное обеспечение касаться только людей с потребностями, которые отвечают определенным критериям, или оно должно быть направленным на повышение благосостояния населения в целом.

Сторонники «остаточного подхода» отстаивали первую позицию, в то время, как сторонники «институционального подхода» - вторую. Следуя данную классификацию, можно рассматривать филантропию и социальную работу как остаточные модели социального обеспечения, тогда как социальное администрирование - как институциональную модель. Но ни одна из этих моделей явно не обращается к проблемам развития, обе они предполагают, что расходы на социальное обеспечения будут покрыты из средств, поступивших от экономики.

Поэтому социальное развитие можно рассматривать как третью модель социального обеспечения, которая предлагает перспективу, связанную с совместимым развитием социальной и экономической сферы.

Исходя из вышеотмеченных, определим социальное развитие как процесс запланированных социальных изменений призван обеспечить благополучие населения в целом в сочетании с динамичным процессом экономического развития.

Также можно выделить восемь основных особенностей социального развития, характеризующих данный подход наиболее полно:

) как уже подчеркивалось, процесс социального развития неразрывно связан с экономическим развитием. Именно этот аспект добавляет социальном развитии уникальный характер по сравнению с другими институциализированными подходами к увеличению социального благополучия людей.

Хотя социальное развитие и похож на другие подходы, потому что он сосредоточивается на социальных проблемах, для чего реализует социальную политику и программы, которые повышают благополучие, он делает это в контексте процесса развития.

Другие же основные подходы к обеспечению социального благополучия не стремятся связать социальные интервенции непосредственно с развитием;

) социальное развитие имеет междисциплинарный фокус. Как отмечают многие исследователи, социальный развитие почерпнул «особое вдохновение» из современной политической экономики. Привлекая положения политической экономики, социальное развитие предлагает междисциплинарную основу для анализа и решения имеющихся социальных проблем и для обеспечения социального благополучия.

Социальное развитие также предлагает решать данные проблемы как на национальном, так и на международном уровнях. Следует отметить и то, что социальное развитие апеллирует к ценностным и идеологических аспектов, что позволяет лучше обосновывать необходимые социальные интервенции;

) социальное развитие предполагает процесс. Социальное развитие - это динамический подход, в котором понятие «рост» и «перемены» занимают ключевое место. Это, в принципе, закономерно, поскольку сам термин «развитие» понимается как процесс роста, изменения, эволюции или движения.

При этом процесс социального развития как любой другой процесс изменений имеет следующие составляющие: существующие социальные условия или ситуацию, которые социальное развитие стремится изменить; непосредственно процесс изменения; конечное состояние, в котором достигнуты цели социального развития;

) данный процесс изменений, как подчеркивается сторонниками социального развития, является прогрессивным, по своей сути направлен на улучшение условий существования людей, почему не может быть альтернативы в современном мире. Это тем более актуально, что можно наблюдать ухудшение социальных условий во многих странах;

) процесс социального развития является интервенционистским. Сторонники социального развития отвергают идею, что социальные совершенствования происходят естественным образом в результате функционирования рынка или под влиянием «неизбежных» исторических сил. Вместо этого они считают, что необходимы организованные усилия, чтобы обеспечить повышение социального благополучия. Они считают, что люди не должны «плыть по течению», но они в состоянии влиять на свое собственное будущее в контексте влияния социальных, экономических и политических сил.

Поэтому процесс социального развития направляется людьми, которые реализуют определенные планы и стратегии, способствуя достижению целей социального развития;

) цели социального развития достигается через различные стратегии, направленные прямо или косвенно на обеспечение связи социальных интервенций с усилиями по экономическому развитию. Они поддерживаются различными идеологическими подходами к тому, каким образом цели обеспечения социального благополучия могут быть достигнутыми лучше всего. Эти «идеологические подходы» исторически конфликтовали друг с другом, и теории и стратегии, которые базировались на них, также находились в конфликте.

Однако сторонники концепции социального развития заняли менее поучительным позицию и, следуя прагматической точки зрения, делают акцент на синтезе различных стратегий, даже если они имеют разную «идеологическую» основу;

) социальное развитие сфокусировано на населении в целом, являясь, таким образом, универсалистским. Как отмечалось ранее, социальное развитие отличается от филантропии и социальной работы, которые концентрируют свои усилия преимущественно на индивидуумов, которые нуждаются. Вместо этого сторонники социального развития акцентируют внимание на широком фокусе: сообществах и обществах. И хотя социальное развитие уделяет особое внимание группам населения, которые имеют меньше социальное благополучие (это могут быть, например, жители обедневших сельских районов или районов города, упадок, этнические меньшинства и др.).

Забота об этих группах имеет место в рамках более широкого универсального контекста социальных интервенций, которые обеспечивают повышение благополучия всех. Другой аспект универсализма социального развития - его территориальный фокус.

В рамках данного аспекта социальное развитие стремится обеспечивать социальное благополучие в пределах определенных территорий, таких как городские или сельские районы, города, области или страна в целом;

8) целью социального развития является обеспечение социального благополучия. Как отмечалось выше, термин «благополучия» используется нами в его широком смысле и включает эффективное управления социальными проблемами, удовлетворения социальных потребностей и создание социальных возможностей. При этом, конечно же, возможно использование различных механизмов.

Таким образом, очевидно, что имея широкий фокус, обеспечивая интеграцию социальной политики с экономическим ростом, будучи интервенционистским, универсальным, направленным на прогресс, эклектичным и прагматичным подходом, социальное развитие является сегодня самым глубоким из всех концептуальных подходов по обеспечению социального благополучия.

1.2 Перспективы развития социальной работы и социального обеспечения

Формирование новой концепции государственного управления в сфере социальной защиты населения, особенно в условиях ограниченных ресурсов, требует научного обоснования и совершенствования механизмов государственного управления перестройкой сферы социальной защиты населения в соответствии с общественными потребностями, международных норм и стандартов.

Реформирование государственного управления в сфере социальной защиты населения касается как центральных, так и местных органов исполнительной власти. Проблема заключается в том, чтобы оптимально сочетать локальные и общегосударственные интересы, проводить конкретную социальную политику на местах. В этом процессе важным является определение роли высших государственных органов в сфере социальной защиты, теоретико-правовых основ деятельности органов исполнительной власти в реализации социальной политики государства, предоставлении социальных услуг.

В последнее время все больше ученых сосредоточивает внимание на том, что управленческая деятельность, которая осуществляется в социальной сфере, является социальным управлением.

В отечественной науке существенное внимание уделяется анализу правового статуса органов государственного управления, проблемам организации и функционирования органов исполнительной власти, соотношению функций местного самоуправления и его органов с функциями государства, внимание акцентируется в основном на конституционно-правовых аспектах деятельности указанных органов, одновременно вопросы реализации ими государственной политики в сфере социальной защиты населения не анализировались.

Это в значительной степени касается и государственной политики и государственного управления, которые исследовали, в частности, такие ученые, как Б. Гурне, Н.Р. Нижник, Г. Райт. В работах упомянутых ученых рассматриваются преимущественно общие проблемы государственной политики и государственного управления. Однако отсутствуют специальные исследования, посвященные анализу государственной политики в сфере социальной защиты населения.

В сфере социальной защиты населения понятие «политика» можно определить как систему правовых, организационных и других мероприятий государственных органов и негосударственных учреждений и организаций, учитывающих экономический потенциал страны и сформированы для поддержания социальной стабильности в обществе, создание условий для обеспечения благосостояния трудоспособных лиц и надлежащего уровня жизни тех, кто по нетрудоспособности и другие жизненные обстоятельства не имеет достаточных средств к существованию.

К основным направлениям социальной политики в России относительно социальной защиты населения следует отнести: повышение доходов и уровня жизни граждан, обеспечение занятости граждан и удовлетворительное состояние рынка труда; надлежащая организация и оплата труда; общеобязательное государственное социальное страхование, связанное с трудовой деятельностью; отдельные денежные выплаты и пенсии, помощи семьям с детьми, адресная социальная помощь малообеспеченным семьям, предоставления жилищных субсидий; компенсации и льготы тем, кто пострадал от техногенно-экономических и природных катастроф.

Исследование исторического опыта управления социальной защитой населения, а также добродетели российской нации позволяет уточнить понятие государственного управления сферой социальной защиты населения, которое является самостоятельной частью общего процесса государственного управления и включает целенаправленное выработки, принятия и реализации организационных, регулирующих, координирующих, контролирующих воздействий на сферу социальной защиты.

Социальное обеспечение, что является важной составляющей социальной защиты, - это государственная система защиты населения от социальных рисков. Если источником финансирования системы социального обеспечения является государственный бюджет, то система социальной защиты, кроме государственного бюджета, может финансироваться из местных бюджетов. Сегодня система социальной защиты включает три составляющие:

- социальную помощь - повышение уровня потребления малоимущих семей путем снижения уровня потребления более состоятельных семей через предоставлении первым адресных пособий;

социальное страхование - защита граждан от наступления социальных рисков, в частности потери трудоспособности и самой работы, путем участия в программах социального страхования, в которых страховые выплаты тесно связанные со страховыми взносами;

- социальную справедливость - материальную или финансовую компенсацию лицам, пострадавшим от непредвиденных событий (природных и техногенных катастроф).

В России введено четыре из пяти видов социального страхования, предусмотренных Основами законодательства, а именно: страхование на случай безработицы; страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением; страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности; пенсионное страхование.

Исследование состояния социального страхования в стране показало, что система социального страхования в определенной степени еще сохраняет административно-распределительный характер. На практике существуют диспропорции в формировании соответствующих источников доходов, несбалансированность общей величины страховых платежей и распределения финансовых ресурсов между отдельными фондами социального назначения. Невысокой является правовая и экономическая ответственность фондов перед страхователями и застрахованными лицами за несвоевременность страховых выплат и т.д. Доходы страховых фондов на сегодня формируются в основном за счет обязательных взносов работодателей. Повышение доли граждан в структуре плательщиков должно стимулировать их заинтересованность в снижении рисков, позволит включить в круг застрахованных неработающих членов.

Существуют проблемы организационного характера: отсутствуют единые принципы определения критериев предоставления социальных льгот и четкая направленность социальных выплат на помощь семьям с низким уровнем доходов, дублируются отдельные социальные выплаты, недостаточной является согласованность социальных выплат с другими государственными расходами и т.д. Не согласовано формирования бюджетных расходов и расходов государственных социальных фондов на социальные выплаты на основе использования государственных минимальных социальных стандартов. Поэтому важно решить на государственном уровне вопрос о едином страховой взнос, а в дальнейшем - создание единого страхового фонда.

В последние годы получили развитие новые подходы к решению проблем малообеспеченных слоев населения, направленные на обеспечение их социальных гарантий в зависимости от имущественного состояния и доходов семьи, усиление адресной государственной поддержки и контроля за использованием государственных средств.

Это направление социальной защиты населения осуществляется путем предоставления государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, семьям с детьми, субсидий на оплату за пользование жильем и коммунальных услуг и льгот определенным категориям граждан.

Излишне развитая система социальных льгот в нашем государстве и форм их обнаружения еще не свидетельствует о надлежащем степень социальной защищенности населения.

В России отсутствует нормативно-правовой акт, который универсально устанавливал бы основания, перечень субъектов, виды и механизм предоставления социальных льгот. Механизм предоставления льгот является несовершенным, поскольку реально льготами пользуются не все, кто имеет на них право. Отсутствует система мониторинга доходов семей, что не позволяет определить тех, кому такие льготы необходимы. На предприятиях, предоставляющих услуги, на оплату которых направлена ​​льготы, и в местных органах исполнительной власти нет единых методик исчисления фактической стоимости отдельных видов льгот, учета предоставленных льгот, единой статистической отчетности по фактической стоимости льгот. Поэтому сегодня возникла необходимость в коренном совершенствовании и реформировании системы предоставления социальных льгот.

Актуальным остается и вопрос управления системой органов социального обслуживания, которое может предоставляться в виде, как социальных услуг, так и материальная поддержка.

Серьезной социально-экономической проблемой, от которой зависит состояние социальной защиты населения, является рост уровня безработицы, что чревато неблагоприятными социальными последствиями. В этом случае необходима разработка и дополнения существующих законодательных актов о труде, определения компетенции органов государственного управления различных уровней в осуществлении политики занятости населения.

Эффективное внедрение данных мероприятий обеспечит расширение масштабов производства, создание новых рабочих мест, повышение занятости населения.

Переход к рыночной экономике выдвигает на первое место проблему формирования «среднего класса». Именно средний класс является главной движущей силой развития рыночной экономики и важным фактором социальной стабильности. Поэтому на сегодня задачей законодательной и исполнительной власти является более глубокое учета интересов и потребностей бедных слоев населения, содействие тем сферам экономической деятельности, способных обеспечить их перемещение к среднему классу.

Становление последнего позволит стране вступить главных признаков открытого демократического общества с социально ориентированной рыночной экономикой. К этим признакам относятся следующие:

- доминирование активной жизненной позиции граждан;

- наличие внутренних источников инвестирования;

- высокий платежеспособный спрос населения и соответственно масштабный внутренний рынок;

демократические принципы управления, в частности постоянное отчетности властных структур.

В стране пока не созданы условия для формирования среднего класса. Его доля в обществе оценивается, по разным данным, от 10% до 15%. Причем эти оценки основном включают только имущественный параметр.

Поскольку основой социальной защиты населения и его методологической основой является социальное страхование, необходимо сосредоточить усилия по обеспечению подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров из раздела социального страхования по широкому спектру социально-экономических, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, реабилитационных и других видов социальных услуг населению.

Обеспечение реализации мер социальной защиты населения осуществляется совокупностью учреждений социальной защиты. К сожалению, на сегодня, при недостаточности ресурсов, нет надлежащей социально-экономической результативности от их деятельности. Для повышения положительных результатов деятельности данных органов необходимо:

внедрить в практику стратегическое планирование и маркетинговое управление спросом и предложением социальных услуг;

увеличить прирост и распределение ресурсов;

осуществить развитие системы взаимодействия учреждений социальной защиты населения на территориальном и государственном уровнях;

обеспечить обмен финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей системы экономических отношений;

привлечь кредиты в необходимом количестве;

организовать изучение и устранение проблем государственного регулирования в условиях макроэкономической нестабильности.

Не менее важной составляющей в совершенствовании системы социальной защиты населения является проблема повышения уровня социальных институтов, и прежде всего с помощью информационной политики, направленной на разъяснения цели деятельности и мероприятий, которые принимаются. Населению в сложных условиях трансформационных изменений необходимо чувствовать заботу государства и его органов управления за состояние жизни, быть уверенным, что трудности пройдут. Наблюдается значительная дистанция между замыслами и их практическим воплощением.

Таким образом, указанные проблемы механизма реализации социальной защиты требующих решения в ближайшей перспективе. По нашему мнению, необходимо пересмотреть социальную политику государства в части усиления контрольных функций государства за процессом формирования и распределения затрат от национального до локального уровней экономики, что приводит к крайне необходимую разработку методологии и концептуальных основ системы социальной защиты в России.

социальный малообеспеченный государственный занятость

1.3 Цель, принципы создания и статус государственной службы занятости

Переход к рыночным экономическим отношениям неразрывно связан со структурной перестройкой народнохозяйственного комплекса страны, а также с демонополизацией производства, принципиальным изменением форм собственности и развитием конкурентной среды. Все это не может произойти без банкротства и ликвидации убыточных предприятий, массовых увольнений работников и безработицы. При нормальном развитии рыночных отношений структурная и технологическая безработица - вещь нормальная.

Но абсолютные и относительные размеры его - это дело важное. В условиях регулируемой рыночной экономики занятость населения не может быть брошена на произвол судьбы, а должна регулироваться и управляться государством. Поэтому с целью создания условий для реализации права граждан на труд, а также обеспечения социальной защиты временно неработающего населения в системе органов по труду была создана государственная служба занятости.

Организационно-экономические принципы ее создания заключались:

во-первых, в централизованном вертикальном подчинении звеньев службы Государственному центру занятости, который находится на верхушке пирамиды, которому подчинены региональные центры; а им, в свою очередь, подчинены городские и районные центры занятости; районные центры в городах - городским центрам занятости.

В службе отсутствует двойное подчинение: Государственному центру и местным властям, за исключением согласования о назначении соответствующих руководителей;

во-вторых, в предоставлении возможности министерству, в необходимых случаях, по согласованию с местными органами власти, создавать межрайонные и специализированные бюро занятости, временные бюро по трудоустройству на предприятиях, которые ликвидируются, центры профессиональной ориентации, информационные центры, учебные центры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения;

в-третьих, в возложенные на ГЦЗ функций исполнительной дирекции государственного фонда содействия занятости населения.

Построение ГСЗ на перечисленных принципах позволяет комплексно решать все вопросы, связанные с занятостью населения и формированием рынка труда. Время эти принципы исходят из того, что такое явление, как безработица, для экономики страны новое, практика работы в этой сфере незначительна, а теоретическая база еще недостаточно развита.

Первый принцип (вертикальной подчиненности) позволяет сосредоточить организационные и материальные усилия на неблагополучных в области занятости регионах, использовать и положительный, и отрицательный опыт отдельных звеньев службы в ее пользу, отрабатывать более или менее надежную и действенную структуру региональных звеньев службы занятости, находить наиболее эффективные подходы к решению принципиальных и общих для разных регионов вопросам, сохраняя региональные особенности по отдельным проблемам. Например, отработана единая политика в области предотвращения массовой безработицы для всех регионов.

Второй принцип позволяет Государственному центру занятости оперативно реагировать на возникновение угрозы обвальной массовой безработицы в определенном регионе в результате, скажем, массовых банкротств или структурной перестройки. В данном случае, можно довольно быстро решить вопрос о создании училищ, или курсов для обучения высвобожденных новым профессиям и специальностям.

Не менее важным является создание информационных центров. В деле занятости населения и формирования рынка труда оперативная и статистическая информация играет решающую роль. Без нее невозможно сделать анализ и принять обоснованные решения.

Третий принцип на этапе становления службы особенно важен, хотя и имеет существенный недостаток, а именно:

расходование средств, и контроль над этим расходом сосредоточен в одних руках. Но главное, что без бюрократических преград могут решаться вопросы активной политики в сфере занятости и организации рынка труда именно тогда, когда этот рынок только образуется и ошибки, за недостатком опыта со стороны службы занятости, являются естественными.

Политическая и экономическая нестабильность делают непредсказуемыми некоторые управленческие действия, как, например, большие и неожиданные дотации отдельным отраслям и предприятиям. Это способствует развитию скрытой безработицы, разрушает прогнозы развития рынка труда и создает ситуации, когда служба занятости вынуждена реагировать молниеносно.

Таким образом, на данном переходном этапе формирования рыночных отношений передача функций Государственному центру занятости оправдана, но требует значительного усиления как ведомственного, так и межведомственного контроля за его деятельностью.

Все эти принципы должны обеспечить всем субъектам рынка труда:

бесплатность услуг;

доступность - т.е. предоставление услуг всем субъектам рынка труда, как тем, кто ищет работу, так и работодателям;

добровольность - отсутствие какого-либо принуждения в трудовом посредничестве;

равенство - предоставление услуг всем гражданам в равной степени без какой-либо дискриминации;

открытость - предоставление полной информации относительно трудоустройства и действующих законодательных норм в этом вопросе.

Статус государственной службы занятости может быть трех вариантов: отдел Министерства, самостоятельная государственная организация и среднее звено Минтруда.

Во многих государствах исторически национальная служба занятости возникла как отдел (управление, отделения) Минтруда, и в некоторых странах они имеют именно такое подчинение. Решение в отношении их полномочий и организации исходят от правительства. Бюджет службы занятости в таком случае является частью административного бюджета государства. Методы руководства те же, что и в министерстве.

Правительства ряда стран, чтобы подчеркнуть особый характер службы занятости, под давлением социальных партнеров определили для них статус самостоятельной организации, как, например, в Германии. Такие службы действуют по отдельным для них законам, где утверждены их полномочия и финансовый режим. Они имеют статус юридического лица и свой бюджет, который покрывает их расходы как на выполнение программ занятости населения, так и на содержание службы непосредственно.

Статус государственной службы занятости не соответствует ни первому, ни второму варианту. Среднее звено, подчиненное Министерству труда и социальной политики, не является его непосредственным отделом административно. Имея свой бюджет и относительную самостоятельность в решении оперативных вопросов, государственная служба занятости в то же время подчинена в решении многих вопросов министерству.

Директора службы назначает министр труда. По решению Минтруда могут создаваться дополнительные структурные подразделения службы.

Юридический статус службы занятости не является результатом свободного выбора правительства. Он определяется историческими и социально-экономическими обстоятельствами.

Непосредственным исполнителем этого регулирования и проводником государственной политики занятости является государственная служба занятости, которая осуществляет конкретные меры по предотвращению массовой безработицы по всей территории страны, принимает активное участие в ее разработке, проводит анализ действенности этих мер, своевременно вносит необходимые предложения по их корректировке в зависимости от конкретной экономической ситуации, определяет темы прикладных научных исследований.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 декабря 1990 г. на государственную службу занятости было положено:

анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения рабочей силы, подготовка с заинтересованными организациями государственной и территориальных программ занятости населения, обеспечение их реализации;

учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказания им помощи в подборе работы и трудоустройстве;

обеспечение населения достоверной, полной и оперативной информацией о возможностях трудоустройства на основе учета свободных рабочих мест - и вакантных должностей;

проведение профессиональной ориентации и консультаций населения, в том числе молодежи;

организация профессиональной подготовки и переподготовки работников, высвобождаемых с предприятий, учреждений и организаций, лиц, испытывающих сложности в трудоустройстве, а также других категорий незанятого населения;

предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и хозяйствования, помощи в подборе необходимых им работников, консультирование и обеспечение их информацией о состоянии рынка труда;

подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных граждан, привлекаемых в страну, для выполнения работ по межправительственным соглашениям и лицензиями;

обеспечение в пределах своей компетенции, социальной защиты незанятых граждан;

Правовыми основами ГСЗ, как и других субъектов инфраструктуры рынка труда, является Конституция и законодательные акты страны. Кроме того, в своей деятельности ГСЗ руководствуется соответствующими положениями, регламентирующими правила регистрации безработных, выплаты помощи по безработице, а также условия предоставления материальной помощи в период профессиональной подготовки и переподготовки и других.

Все разнообразие функций, которые выполняет служба занятости можно объединить в три типа и семь групп.

Первый тип функций - предоставления социальных услуг клиентам. Он включает следующие группы функций.

Первая - функции трудового посредничества, которые заключаются в оказании помощи лицам, ищущим работу, в поиске и подборе подходящего рабочего места, работодателям - в быстром заполнении вакансии работниками, обладающими необходимыми профессиональными навыками.

Ко второй группе функций - мотивационно-активизирующей - относятся различные мероприятия, направленные на повышение активности безработных, в поиске работы, усиления их мотивации к трудовой деятельности, повышению конкурентоспособности на рынке труда.

Конечно, эти мероприятия включают организацию профессионального обучения, проведения семинаров по безработными по технике поиска работы, содействие началу ими собственного бизнеса, привлечения незанятых граждан к участию в общественных оплачиваемых работах.

Третья группа объединяет социально-защитные функции - определение, начисления и предоставления помощи по безработице, других видов материальных выплат; трудоустройства лиц, недееспособные на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин с малолетними детьми и т.д.).

Второй тип функций включает своего рода вспомогательные функции, носящие или подчиненный характер к функциям первого типа или обеспечивающие внутреннюю жизнедеятельность службы, но непосредственно не связанные с обслуживанием клиентов - незанятых граждан и работодателей.

Четвертая группа состоит из распорядительно-финансовых функций, направленных на формирование фонда содействия занятости, экономное использование средств, финансовое обеспечение выплаты пособий по безработице и других видов материальной помощи, организацию внутренней хозяйственной деятельности (зарплата персонала, аренда помещений и имущества, закупка техники и инвентарь), финансирование проф. обучения незанятых граждан и организации оплачиваемых общественных работ, выдачу беспроцентных ссуд безработным для занятия предпринимательской деятельностью и т.д.

Пятую группу функций можно назвать контрольной, она характеризуется тем, что имеет общую контролирующую направленность за соблюдением законодательства о занятости и соблюдением финансовой дисциплины (прием на работу лиц в пределах 5-процентной квоты, своевременное информирование предприятиями центров занятости о предстоящем высвобождении работников, о свободные рабочие места и лиц, принятых на работу, за полным и своевременным отчислением средств в фонд содействия занятости, за правильным расходованием средств подразделениями службы).

Шестая группа включает лицензионные-разрешительные функции: выдачу разрешений на трудоустройство иностранных граждан, а субъектам предпринимательской деятельности - на использование их труда, коммерческим организациям - на предоставление платных услуг, связанных с профориентацией и трудоустройством населения.

Третий тип функций связан с управлением, или регулированием рынка труда. Законодательство о занятости населения определяет для службы занятости ряд таких важнейших задач, как планирование и прогнозирование занятости, координации усилий государственных и общественных органов, предприятий по осуществлению мер регулирования рынка труда. Данные задачи в своей совокупности составляют процесс управления. Поэтому применительно к службе занятости страны мы вполне обоснованно можем говорить о выполнении им седьмой (не в порядке значимости, а с точки зрения удобства преподавания) группой функций - информационно-аналитической и прогностической, которая связана с обеспечением процесса управления - со сбором и анализом разнообразной статистической и социологической информации о рынках труда; информированием граждан, органов власти, общественности о процессах, явления и тенденции, происходящие на нем; разработкой прогнозов относительно спроса и предложения рабочей силы (в том числе по отраслям и регионам) участием в подготовке программ занятости населения и мер социальной защиты населения от безработицы.

Эффективность работы ГСЗ зависит от уровня квалификации и опытности ее сотрудников, особенно базового районного (городского) звена, которые непосредственно и ежедневно работают с людьми, а также от материально-технического обеспечения и, прежде всего, электронного оснащения.

Так, именно исторические обстоятельства - существования службы трудоустройства в подчинении Минтруда и образование на ее базе государственной службы занятости - определили ее статус как среднего звена.

2. Технологии социальной защиты и поддержки безработных

.1 Социально-психологическая характеристика безработного

Чрезвычайно важна психологическая помощь безработному работниками центров занятости. Безработица вызывает много переживаний, приводит к состоянию хронического стресса, вызванного постоянной фрустрацией, невозможностью удовлетворить определенные социальные потребности человека. В результате этого у многих безработных формируется состояние безнадежности, которое сопровождается ощущением ненужности, неспособности принести какую-либо пользу, убеждением в том, что от человека ничего не зависит. Медики дали особое название такому мучительному состоянию - «невроз безработицы».

Психологическое состояние безработного для отечественной науки - проблема достаточно новая, поэтому фундаментальных исследований в этой области нет.

Для западноевропейских стран классической стала модель психологического состояния безработного, известная как теория Харрисона. Она предполагает, что люди переживают в разные периоды безработицы различные эмоции и проходят несколько стадий в своем поиске работы.

Первая стадия. Шок. В момент увольнения работник не может поверить, что именно его освобождают. Он не признает это освобождение, иногда скрывает обиду на коллектив, его «не защитивший». Но постепенно он смиряется с ситуацией и переходит к следующей стадии поиска работы.

Вторая стадия. Оптимизм и надежда. Человек в этот период активно ищет работу. Он высоко себя оценивает и поэтому отказывается от вакансий, которые считает низкооплачиваемыми и которые не соответствуют его профессиональному и предыдущему социальному статусу.

Таким образом, она проходит мимо многих предложений, тем самым подготавливая почву для перехода к следующей стадии, которая наступает примерно через шесть месяцев.

Третья стадия. Пессимизм. До этого момента человек, как правило, мотивирован на поиск работы. С этого времени надежды теряются, активность снижается, возникают финансовые трудности, все чаще начинают отказывать в приеме на работу (тем более что у работодателя существует предубеждение против претендента, который долгое время не работал).

Четвертая стадия. Фатализм. Она наступает к концу первого года существования без работы и характерна для многих так называемых «профессиональных безработных», а также людей с существенными трудностями адаптации в социуме. В этот период надежды на эффективное трудоустройство уже практически оставлены. Человек смирился со своим статусом безработного, фактически прекратив поиск работы.

Для понимания психоэмоционального состояния безработного важно определить, что мы понимаем под словом «стресс». В бытовом плане под этим словом мы понимаем практически все ситуации, вызывающие сильное отрицательное нервно-психическое напряжение и имеющие негативные последствия для организма и для психики человека.

Научное определение стресса дал Г. Селье: «Стресс - это неспецифический ответ организма на субъективный раздражитель». Он выделил три стадии стресса.

Первая стадия - это стадия неспецифических реакций, или стадия тревоги. Организм человека и его психика переходят в режим мобилизации ресурсов, органов и систем. Такая мобилизация организма повышает устойчивость организма к стрессовой ситуации. Если «наложить» эту стадию на психологическое состояние безработного, то возникает такая картина: человек получает сообщение о том, что, возможно, скоро останется без работы, и начинает искать другую работу, мобилизуя все ресурсы и проявляя высокую творческую активность, которая не всегда сопровождается реальными усилиями по поиску работы.

Вторая стадия - резистентности, или устойчивого и выборочного реагирования, является сигналом к тому, что на человека ждут большие проблемы в дальнейшем. Действие стресс-агента продолжается: угроза остаться без работы усилилась; возможно, увольнение произошло. У человека появляется главная проблема: найти работу. Эта идея захватывает все ее мысли. Потребность в работе становится главной.

Третья стадия - стадия истощения, или дистресса. Она наступает тогда, когда человек длительное время (как правило, более 4-5 месяцев) находится без работы. Происходит снижение уровня функционирования практически всех систем психики человека. И это может сопровождаться не только апатией, но и развитием депрессивных состояний.

Таким образом, психологическое состояние безработного - это стрессовое состояние и к нему можно применять те методы, которые используют специалисты при работе со стрессовыми состояниями.

2.2 Предоставление социальных услуг клиентам центров занятости

Первым этапом психологической помощи безработным является содействие им в преодолении негативного влияния стрессовой ситуации.

Чаще стресс у безработных обостряется в тот момент, когда жизнь приобретает рутинный, однообразный характер: когда они практически перестают искать работу, общение ограничивается кругом семьи, культурные запросы снижаются. Происходит процесс «выгорания» мотивации к труду. Отказы приводят к тому, что человек перестает искать работу, защищая свое «Я» от угрозы новых отказов.

Преодоление стрессовой ситуации является первым шагом на пути устройства человека на новую работу. Затем должно состояться обучение самопрезентации, ведь безработные толи из чувства ложной скромности, толи из-за особенностей воспитания часто не могут предоставить работодателю адекватной информации о себе.

Также, кроме умения себя эффективно представить и эффективно себя прорекламировать, важно уметь спланировать свое трудоустройство: большинство безработных являются ими, так как не способны поставить перед собой цели поиска работы.

В структуре психологической помощи клиентам служб занятости и людям, которые ищут работу, большое значение имеет обучение их методам поиска работы: написанию резюме, поискового письма, объявления в газету, основам делового разговора по телефону, поведения на собеседовании и т.д.

Поскольку безработный длительное время находился в ограниченном круге общения, то его коммуникативные навыки существенно снизились. Поэтому одной из наиболее эффективных форм работы с безработными является социально-психологический тренинг.

В ходе таких тренингов безработные восстанавливают утраченные коммуникативные способности, повышают уверенность в себе, изучают методы и методики поиска работы, отрабатывая их в условиях группы.

В индивидуальной работе с безработными значительную роль играют профориентация и профконсультирование. В большинстве случаев обращения за такого рода помощью связаны с желанием человека сменить профессию. Важно показать ему все «плюсы» и «минусы» новой профессии, но не брать на себя ответственность за выбор клиента. В основе психологической помощи безработным лежит информирование их о состоянии рынка, о способах планирования и поиска работы, о методах же презентации и т.д., а также содействие им в преодолении кризиса. На основе полученной в ходе индивидуальных или групповых занятий информации безработный способен выстроить эффективную стратегию преодоления кризисной ситуации и постепенно трудоустроиться. Успех же целиком и полностью зависит от самого безработного.

Заключение

Социальная политика - это мероприятия государства, направленные на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежна характерной чертой рыночной экономики. Она направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращению социальных конфликтов на экономической почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь наименее защищенных слоев. Для того, чтобы помочь этим людям, гарантировать им необходимые средства, существует социальная отрасль экономики, которая называется социальным обеспечением. На организации социального обеспечения государство возлагает заботу о тех категориях населения, которые в законодательном порядке имеют право на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования.

Растущие масштабы безработицы, увеличение ее длительности требуют повышения эффективности деятельности государственной службы занятости и, прежде всего, ее низовых звеньев, четкой организации их деятельности. На выполнение этой задачи направлена ​​научно обоснованная технология обслуживания незанятого населения в центрах занятости, которая охватывает широкий спектр организационных мероприятий.

Она регламентирует способ деятельности специалистов государственной службы занятости по предоставлению клиентам предусмотренных законодательством социальных услуг на основе рационального распределения действий на скоординированные процедуры и операции, подлежащие обязательному исполнению, определению оптимальных средств и методов их выполнения.

Содержание и порядок выполнения процедур и операций специалистами службы занятости построено на принципах социальной направленности и экономической эффективности, которые почти не зависеть от изменений подзаконных актов.

Содержание процедур, осуществляемых специалистами центра занятости, изложены в виде независимых функций, не подлежащих оперативной изменении или изъятию.

Все функции направлены на оперативное и качественное предоставление услуг клиентам службы занятости и должны выполняться независимо от категории центра, численности специалистов и материально-технического оснащения. Средства их выполнения зависят от имеющихся условий и решаются непосредственно директором центра занятости базового уровня.

Социальная работа в сфере занятости является неотъемлемой сферой социальной защиты различных целевых групп и категорий населения, ее отличают свои особые формы, методы работы, социальные технологии, сферы социального воздействия.

Список литературы

1. Бабушкин А.В. Социальная работа: теория и практика. учеб. пособие / А.В. Бабушкин. - Моск. гос. ун-т сервиса, Социал.-технол. ин-т. - М.: Инфра-М, 2003. - 425 с.

. Беляева М. Безработные: преодоление социальной дезадаптации // Человек и труд. - 2007. - N5. - С. 32-36

. Бестужев-Лада И.В. Социальные проблемы занятости в России // СОЦИС: Социологические исследования. - 2002. - N12. - С. 113-119

. Боровик В.С. Занятость населения / Боровик В.С. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 318 с.

. Виноградова О. Инвалид и занятость // Социальная работа. - 2004. - N1. - С. 28-29

. Воронина Л.И. Социальный маркетинг в деятельности государственной службы занятости населения. Автореф. дис. канд. социол. наук / Воронина Л.И. - Екатеринбург: Б. и., 2012. - 23 с.

. Голубева Я.В. Профессиональное взаимодействие специалиста службы занятости с безработным человеком: адаптация или совместное развитие? // Журнал прикладной психологии. - 2004. - N6. - С. 49-50

. Грищенко Н. Без проведения активной политики служба занятости превратится в собес // Человек и труд. - 1999. - N1. - С. 32-36

. Епанчинцев С.П. Социальная эффективность как принцип деятельности государственной службы занятости населения в регионе. Автореф. дис. …канд. социол. наук / Епанчинцев С.П. - Екатеринбург: Б. и., 2011. - 22 с.

. Ефимова Т. Служба занятости - молодежи // Человек и труд. - 2006. - N7. - С. 34-35

. Комаров А. Не специалист ищет работу, а работа специалиста // Служба кадров и персонал. - 2005. - N8. - С. 7-9

. Павленок П.Д. Основы социальной работы / Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 394 с.

. Певень А. Александр Певень: «Едва намечается реструктуризация какого-либо предприятия, служба занятости сразу же подключается к работе с теми, кому может угрожать высвобождение» // Человек и труд. - 2004. - N11. - С. 4-11

. Петрухина Л. Ситуация с занятостью в условиях моногорода // Человек и труд. - 2004. - N11. - С. 17-21

. Посохова Н. Социальное партнерство в системе обучения безработных граждан // Человек и труд. - 2007. - N12. - С. 66-69

. Реформу службы занятости оценивают профессионалы // Человек и труд. - 2002. - N1. - С. 21-25

. Саенко Л.А. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с семьями безработных // Высшее образование сегодня. - 2007. - N8. - С. 69-70

. Топилин М. Мы еще не знаем, что такое настоящая безработица // Социальная работа. - 2005. - N1. - С. 4-7

. Топилин М. Мы еще не знаем, что такое настоящая безработица // Социальная работа. - 2005. - N1. - С. 4-7

. Трудоустройство и занятость // Социальное обеспечение. - 2005. - N2. - С. 32-33

. Харламов А. Реформа службы занятости: первые результаты, первые трудности // Человек и труд. - 2001. - N2. - С. 49-51


Похожие работы на - Понятие и виды социального обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!