Дифференциальный и комплексный методы оценки качества продукции
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Уфимский
государственный нефтяной технический университет
Кафедра
автоматизации технологических процессов и производств
Расчетно-графическая
работа
По
курсу: «Управление качеством»
Тема:
Дифференциальный и комплексный методы оценки качества продукции
Выполнил:
Д.А. Салаватов
студент
гр. БАГ-11-01
Проверил:
преп. Е.В. Таушева
Уфа - 2014
Лабораторная работа 1: Построение
гистограмм
Цель работы: выполнить
расчёты и построения в соответствии с примером, построить гистограмму по
результатам измерения.
Таблица
1
Исходные данные
Искл.
строку 1-й цифры варианта
|
Исключить
столбец второй цифры варианта
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0
|
1
|
10,6
|
10,4
|
11,1
|
10,5
|
10,7
|
10,2
|
10,6
|
10,7
|
10,4
|
10,7
|
2
|
10,4
|
10,5
|
10,9
|
10,6
|
10,7
|
10,6
|
10,7
|
10,5
|
10,3
|
10,7
|
3
|
10,3
|
10,7
|
10,6
|
10,7
|
10,5
|
10,9
|
10,6
|
10,9
|
10,4
|
10,8
|
4
|
10,5
|
10,8
|
10,7
|
10,3
|
10,8
|
10,5
|
10,4
|
10,5
|
10,7
|
5
|
10,4
|
10,3
|
10,6
|
10,7
|
10,5
|
10,9
|
10,6
|
11,0
|
10,6
|
10,8
|
6
|
10,5
|
10,8
|
10,4
|
10,8
|
10,9
|
10,5
|
10,9
|
10,6
|
10,9
|
10,4
|
7
|
10,4
|
10,6
|
10,8
|
10,4
|
10,5
|
10,7
|
10,4
|
10,7
|
10,6
|
10,7
|
8
|
10,5
|
10,8
|
10,5
|
10,3
|
11,0
|
10,6
|
10,3
|
10,5
|
10,8
|
10,6
|
9
|
10,6
|
10,5
|
10,4
|
10,7
|
10,6
|
10,8
|
10,7
|
10,3
|
10,6
|
11,0
|
0
|
10,7
|
11,1
|
10,5
|
10,6
|
10,5
|
10,5
|
10,4
|
10,8
|
10,4
|
10,6
|
Порядок выполнения работы:
Исследуемый показатель качества - результаты
измерения длины деталей. По исходным данным (таблица 1) имеется 81 измерение,
эти результаты вводим в электронную таблицу программы Excel
(рисунок 1). Вводим точность измерений 0,1 (с которой проводились измерения).
Находим минимальное и максимальное значения
выборки
(=МИН(B3:B83) и =МАКС(B3:B83)).
(=ОКРУГЛ(КОРЕНЬ(СЧЁТ(B3:B83));0))
Определяем ширину интервала в ячейке Е7 по
формуле h = R/Kпредв с округлением до указанной точности, т.е. в
нашем случае до десятых долей.
(=ОКРУГЛ(E5/E6;1))
Вводим номера интервалов. Начиная с ячейки D10
вводим номера интервалов с 0 до Kпредв. Рассчитываем границы
интервалов. В ячейке Е10 рассчитываем верхнюю границу нулевого интервала
(нижняя граница первого) по формуле Xmin - точность изм./2
(=E3-E2/2)
В ячейке Е11 рассчитываем верхнюю границу
первого интервала, прибавляя к нижней границе нулевого интервала значение шага
(=E10+E7). Подсчитываем частоты появления результатов измерений в интервалах.
Для этого воспользуйтесь функцией ЧАСТОТА, которая вычисляет частоту появления
значений в интервале значений и возвращает массив цифр.
{=ЧАСТОТА(B3:B83;E10:E20)}
По рассчитанным данным строим гистограмму
распределения. Обычная гистограмма приведена на рисунке 1, в виде непрерывной
кривой или ломаной линии - на рисунке 2.
Таблица
2
Исходные данные для 12 варианта
Искл.
строку 1-й цифры варианта
|
Исключить
столбец второй цифры варианта
|
|
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
10,4
|
10,9
|
10,6
|
10,7
|
10,6
|
10,7
|
10,5
|
10,3
|
10,7
|
3
|
10,3
|
10,6
|
10,7
|
10,5
|
10,9
|
10,6
|
10,9
|
10,4
|
10,8
|
4
|
10,5
|
10,7
|
10,3
|
10,8
|
10,5
|
10,4
|
10,5
|
10,7
|
10,6
|
5
|
10,4
|
10,6
|
10,7
|
10,5
|
10,9
|
10,6
|
11,0
|
10,6
|
10,8
|
6
|
10,5
|
10,4
|
10,8
|
10,9
|
10,5
|
10,9
|
10,6
|
10,9
|
7
|
10,4
|
10,8
|
10,4
|
10,5
|
10,7
|
10,4
|
10,7
|
10,6
|
10,7
|
8
|
10,5
|
10,5
|
10,3
|
11,0
|
10,6
|
10,3
|
10,5
|
10,8
|
10,6
|
9
|
10,6
|
10,4
|
10,7
|
10,6
|
10,8
|
10,7
|
10,3
|
10,6
|
11,0
|
0
|
10,7
|
10,5
|
10,6
|
10,5
|
10,5
|
10,4
|
10,8
|
10,4
|
10,6
|
Таблица 3 и 4 - Расчёт данных для построения
гистограммы
Рисунок 1 - Гистограмма
Рисунок 2 - Гистограмма в виде ломаной линии
Вывод:
по полученной гистограме можно сказать, что показана гистограмма с двусторонней
симметрией, что указывает на стабильность процесса.
Лабораторная работа 2:
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы)
Цель работы: приобретение
практических навыков построения причинно-следственной диаграммы, определение
главных и вторичных факторов, влияющих на качество, распределение факторов по
степени важности.
Плохо проведенный отпуск:
Рисунок 3 - Диаграмма Исикавы
Причины (человек): Не следит за авто, плохое
вождение, халатность работников автосервиса.
Причины (машина): Некачественная сборка.
Причины (материалы): Дешевые запчасти,
некачественные дороги.
Причины (технология): Неправильная диагностика.
Причины (измерения): Ошибка в расчете времени
ТО.
Лабораторная работа 3: Построение
диаграмм рассеяния
Цель работы:
построить диаграмму рассеяния, рассчитать коэффициент корреляции и оценить
достоверность.
Исходные данные, представляющие взаимозависимость
между содержанием (%) компонента А в некотором виде металлического сырья и
твёрдостью по шкале Роквелла, приведены в табл. 5
Таблица
5
Исходные данные
Вар
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
22
|
№
|
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
x
|
3,9
|
3,7
|
4,5
|
5
|
5,8
|
3,3
|
6,2
|
3,6
|
3,9
|
5,1
|
6,4
|
y
|
56
|
43
|
55
|
46
|
54
|
42
|
63
|
48
|
45
|
50
|
58
|
№
|
13
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
x
|
4,2
|
6
|
5,4
|
4,4
|
3,8
|
6,7
|
4,6
|
4,3
|
6,3
|
5,2
|
6,4
|
y
|
50
|
52
|
50
|
60
|
53
|
63
|
45
|
60
|
48
|
61
|
№
|
25
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
x
|
6,2
|
2,7
|
2,8
|
5,4
|
5,8
|
6,6
|
5,3
|
4,2
|
4,3
|
4
|
5,4
|
y
|
56
|
41
|
43
|
58
|
60
|
61
|
55
|
46
|
53
|
51
|
56
|
Синтаксис функции расчета корреляции в Excel:
КОРЕЛЛ (массив1;массив2)
где массив 1 - диапазон данных для первой
переменной х, массив 2 - диапазон данных для второй переменной у. r=0,782.
Достоверность коэффициента корреляции. Для этого
вычисляют его среднюю ошибку:
=0,068
n=33
r / m=11,57
При (r
/ m) > 3 связь
достоверна.
Рисунок 4 - Диаграмма рассеяния
Вывод:
Диаграмма рассеяния показывает доли бракованных изделий в зависимости от
времени изготовления (нелинейная связь, r=0)
Лабораторная работа 4: Построение
диаграмм Парето
Цель работы: исследовать
проблему появления брака при выпуске деталей.
С учетом того, что потери от брака одной детали
каждого вида примерно одинаковы, в качестве единицы измерения выбираем число
дефектных деталей каждого вида.
По полученным данным разрабатываем таблицу для
проверок данных. Создаем новую книгу Exсel.
В ячейки А3:Е3 вводим заголовки. В ячейки А4:В10 вводим данные. В ячейку А11
вводим заголовок итого. В ячейке В11 рассчитываем суммарное число дефектных
деталей при помощи математической формулы СУММ. Для расчета накопленной суммы
деталей в ячейку С4 вводим значение 255, т.е. число дефектных деталей 1. В
ячейке С5 суммируем число дефектных деталей 1и 2, т.е. вводим вормулу=С4+В5.
Для расчета накопленной суммы деталей в остальных ячейках копируем формулу из
ячейки С5 в диапазон С6:С10. Для расчета процента деталей следует делить число
дефектных деталей каждого вида на общее число дефектных деталей и умножать на
100. Таким образом, в ячейку D4
вводим формулу=В4/В11*100. После указания необходимой адресации копируем эту
формулу в диапазон D5:D10.
В ячейке D11 рассчитываем
суммарный процент, который должен составить 100%. Для расчета накопленного
процента деталей в ячейку Е4 копируем значение из ячейки D4.
В ячейке Е5 суммируем процент дефектных деталей 1и 2,т.е. вводим формулу=Е4+D5.
Для расчета накопленного процента в остальных ячейках копируем формулу из
ячейки Е5 в диапазон Е6:Е10. По таблице строим диаграмму Парето.
Таблица
6
Исходные данные
Рисунок 5 - Диаграмма Парето по числу дефектных
деталей
Как видно из диаграммы, к группе А- дорогие
детали можно отнести детали 1 и 2, к группе В - детали 3, 4, 5, к группе С -
детали 6 и прочие.
Для выяснения наиболее важных дефектов
целесообразно построить диаграммы Парето появления дефектности в деталях 1 и 2.
Рассмотрим построение такой диаграммы для детали 1. В качестве единицы
измерения выбираем сумму потерь от брака, млн. руб. После исследования явлений
дефектности получили данные.
Таблица
7
Исходные данные
Рисунок 6 - Диаграмма Парето по дефектам детали
1
Как видно из диаграммы, к группе А можно отнести
занижение наружного диаметра и налипы на режущей кромки резца, к группе В -
зависание, завышение шага резьбы, остаточную черноту, к группе С-увеличение
скоса кромки, пропуск операции и прочие.
Для выяснения наиболее важных причин потерь
целесообразно построить диаграммы Парето по причинам занижения наружного
диаметра и налипов на режущей кромке резца. При построении такой диаграммы для
причин занижения наружного диаметра после заполнения контрольных листков
получили данные.
Таблица
8
Рисунок 7 - Диаграмма Парето по причинам
занижения наружного диаметра
Как видно из диаграммы, к группе А можно отнести
устаревший чертеж и смещение копира, к группе В - ошибка в управлении станком,
неопытность оператора, неточность станка, к группе С - прочие, неточность
рабочего инструмента.
диаграмма качество исикава парето
Практическая работа 1: Оценка
показателей качества
Цель работы:
изучить дифференциальный и комплексный методы оценки качества продукции.
Задача 1
Рассчитать относительные показатели качества
изделий для изделия УТЮГ.
Таблица
9
Показатели качества утюгов
Рисунок 8 - Циклограмма для относительных ПК
Вывод: По
площадям многоугольников 8 модель имеет самую большую площадь и оптимальные
показатели качества относительно остальных моделей.
Задача 2
Новый автомобиль в течение одного года после
продажи 4 раза нуждался в ремонте. На первый ремонт понадобилось 4 суток, на
второй 1 сутки, на третий 3 суток, на четвертый - 1. Оцените (одним
показателем) безотказность и ремонтопригодность автомобиля.
Среднее время восстановления:
Тв=(4+1+3+1)/4=2,25 сут.
Автомобиль за год проработал 365сут. За это
время он отказывал 4 раза. Предположим, что последний отказ был в конце
учетного периода, тогда среднее время наработки на отказ:
Т=365/4=91,25сут.
Найдем коэффициент готовности:
Кг=91,25/(91,25+2,25)=0,975
Задача 3
Вам необходимо для организации приобрести
автомобиль. На выбор предлагаются автомобиль №1 и №2, которые имеют одинаковые
параметры, кроме указанных в таблице.
Выберите один из двух автомобилей, основываясь
на расчете комплексного (интегрального) показателя качества.
Вывод: Экономически
более выгодно приобрести 2 автомобиль, т.к. И2>И1.
Задача 4
В таблице приведены значения единичных
показателей качества для трех электроизмерительных приборов (вольтметров).
Необходимо вычислить значения комплексного показателя качества приборов на
основе средневзвешенного арифметического.
Таблица
10
Показатели качества электроизмерительных
приборов
Вывод:
Практическая работа 2: “ГОСТ ISO
9001-2011”
Цель:
проработать структуру и содержание стандарта ГОСТ ISO 9001-2011
Задача 1
В табл.11 приведены примеры ситуаций, в которых
организация не смогла соответствовать требованиям стандарта ИСО 9001. Выберите
и отметьте, какой пункт или пункты стандарта ИСО 9001 указывают на нарушение.
Объясните выбор соответствующих пунктов.
Таблица
11
Номер
|
Ситуация
|
4
|
При
анализе штатного состава предприятия были выявлены факты принятия на работу
на должность инженера по электроустановкам специалиста с гуманитарным
образованием.
|
Вывод:
В рассматриваемой ситуации организация не обратила внимание на соответствующие
записи об образовании нанимаемого персонала. Организация должна назначать
персонал с целью гарантирования компетентности лиц, исходя из полученного ими
образования, подготовки, навыков и опыта, чья ответственность определена в
системе общего руководства качеством.
Задача 2
Проанализируйте описанные ниже ситуации и
определите, есть ли в предложенных ситуациях нарушения требований стандарта ИСО
9001:2000, укажите нарушения.
Таблица
12
№
|
Ситуация
|
2
|
Аудитор
внимательно изучил документацию по внутреннему аудиту за предыдущий и
настоящий года. Из представленных документов следовало, что внутренний, согласно
плану аудита, проводился в июле прошлого года, а в настоящем году
запланирован на октябрь. В процедуре по внутреннему аудиту сказано, что
внутренние аудиты в организации должны проводиться не реже одного раза в год
с момента последнего аудита.
|
Организация должна разработать и поддерживать в
рабочем состоянии процедуры уровней системы, чтобы:
а) установить потребности в компетентности и
подготовке;) обеспечить подготовку, связанную с определенными потребностями;
с) оценивать эффективность подготовки через
определенные интервалы;
Вывод:
В данной ситуации руководство предприятия неправильно установило интервалы
времени проведения подготовок (аудита) персонала, что является нарушение
данного стандарта.