Оценка качества вареников с картофелем

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,21 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка качества вареников с картофелем

Введение

Цели курсового проекта:

углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний по предмету «Квалиметрия и управление качеством»;

развитие навыков практического применения полученных знаний, умения находить оптимальное решение конкретных задач и анализировать полученные результаты;

ознакомление с нормативной документацией и дополнительной литературой по тематике курсового проекта;

·   формирование творческого подхода к решению проблем, возникающих в процессе работы;

- получение навыков производства статистических расчетов.

Задачи курсового проекта:

·   научиться пользоваться нормативной документацией и дополнительной литературой по тематике курсового проекта;

·   показать теоретические знания квалиметрических методик, а также умение применять их для практической оценки качества конкретной продукции.

Квалиметрия - наука, изучающая методологию и проблематику разработки комплексных и количественных оценок качества.

1. Теоретическая часть

.1 Обзор ассортимента

Объектом оценивания являются вареники с картофелем различных производителей, таких как Дарко, Знатные продукты, Домашние.

Продукт был выбран по следующим критериям.

Недорогая продукция

Наибольший спрос на эти виды вареников

.1.1 История продукта и технология изготовления

Вареники распространены в России повсеместно, но более всего - в южных районах страны. Делают их с разными фаршами. Фарш для мясных вареников часто готовят из обжаренного или вареного мяса.

Муку, полученную непосредственно после помола, выдерживают на складах не менее одной недели для созревания при температуре 20-25ºС и относительной влажности воздуха 75-80%.

Смеси муки готовят предварительно, для чего муку хлебопекарную высшего и первого сорта смешивают с мукою макаронной, не ниже первого сорта из твердой или мягкой пшеницы.

С целью предотвращения попадания металлических примесей муку просеивают и пропускают через магнитоулавливатель.

Замороженный меланж, упакованный в банках или полиэтиленовых пакетах, предварительно размораживают, банки погружают в ванны с водой, имеющей температуру не более 25%ºС, полиэтиленовые пакеты с меланжем укладывают в емкости и выдерживают в цехе для полного размораживания.

Вареники не слипшиеся имеют форму полукруга, круга, прямоугольника или квадрата, края хорошо заделаны, поверхность сухая, начинка не выступает. При встряхивании пачки или пакета они должны издавать ясный, отчетливый звук.

Сваренные вареники имеют приятный вкус и аромат, соответствующие применяемому сырью, без постороннего привкуса и запаха.

Начинка для вареников может быть различной - картофель, капуста, творог, вишня и т.д.

Свежий картофель моют, чистят, варят, в горячем виде протирают или пропускают через волчок на решетке с мелкими отверстиями, затем смешивают с разогретым растительным маслом (жареным луком или жареным луком и грибами)

Свежую капусту очищают, моют, шинкуют, затем кладут на противень с разогретым растительным маслом слоем не более 3 см и жарят до готовности в жарочном шкафу или на плите при 180-200ºС, регулярно перемешивая. Обжаренную капусту охлаждают и только после этого добавляют соль и перец.

При выработке вареников с капустой и луком; капустой, луком и грибами в капусту добавляют обжаренный лук и хорошо перемешивают до равномерного распределения компонентов.

Творог пропускают через протирочную машину или вручную протирают через сито, затем добавляют яйца, сахар, муку, ванилин (изюм или кураги при выработке с изюмом или курагой), все хорошо перемешивают для равномерного распределения компонентов. Изюм и предварительно измельченную курагу перед закладкой промывают в теплой воде и обсушивают.

Вареники выпускаются в пачках или пакетах весом 0,5 и 1,00 кг.

1.2 Выбор метода оценивания

В настоящие время применяются три метода оценки качества продукции: дифференциальный, смешанный, комплексный.

Дифференциальные методы.

Они применяются при оценке единичных показателей качества (ЕПК) каждый из которых характеризует отдельное свойство продукции. Дифференциальный метод заключается в том, что значения показателей отдельных свойств оцениваемой продукции сравнивается с базовыми при этом определяют насколько качество оцениваемого изделия соответствующего качества образца в целом и какие показатели оцениваемого изделия превосходят или не соответствуют показаниям базового образца, а, также, на сколько отличается друг от друга аналогичными показателями свойств. При дифференциальном методе учитывается наиболее значимые свойства объекта, количество этих свойств ограниченно, что облегчает процесс оценивания качеством.

Комплексный метод

Решение о качестве продукции принимается на основе анализа комплексного показателя качества (КПК) характеризующего группу свойств.

Смешанный метод

На основе сочетания КПК и некоторого подмножества ЕПК.

Комплексные методы

В практике оценки качества продукции подавляющем большинстве случаев используются комплексные методы. Это объясняется огромным количеством видов изделий, а также большим числом ЕПК, характеризующие свойства продукции, что усложняет задачу управления качеством продукции по единичным показателям. Она может быть упрощена, если перейти к управлению КПК, который достаточно полно характеризует качество продукции и их числом, существует меньше числа единичных показателей определяющие КПК предусматривающие формирование системы единичных показателей и построение функциональной зависимости При этом на этапе формирования. системы ЕПК необходимо учитывать индивидуальные свойства оцениваемого вида продукции, но, определив набор ЕПК имеют дело с числами формального отражения свойств реального объекта.

Под методом определения КПК понимается совокупность процедур используемых при построении функциональной зависимости между КПК и ЕПК.

Основная задача классификационных методов оценки качества продукции может быть сведена к задачам классификационных методов построения КПК (свертки КПК).

Наличие классификации дает возможность целенаправленно подходить к разработке новых методов и к выбору методов комплексной оценки качества. Для комплексной оценки качества можно выделить два подхода построения КПК экспертный и статистический.

В связи с этим все методы построения КПК делится на три группы: экспертные, экспертно-статистические, статистические.

К первой группе построения КПК ведут при помощи экспертных процедур получения информации и свертки ее с помощью статистических критериев.

Вторая группа основана на сборе экспертной и статистической информации обработке и свертке ее с помощью статистических процедур.

Третья группа исключает участие экспертов, она основывается на статистической обработке и свертке информации, полученных из представленной выборки изделий.

В зависимости от данных подходов все множество методов сложно разбить на группы.

Средне-взвешанный метод.

Он основан на применении средне-взвешанных моделей КПК. При этом применяется средне-взвешанные, арифметические, гармонические, геометрические, квадратические и другие модели. Основным вопросом является определение коэффициента весомости показателя качества. На практике наибольшее распространение получил экспертный метод.

Экспертно-директивный метод.

Он основан на сочетании информации полученной экспертом и информации определяющийся с учетом социальных директивных факторов, ориентирующего на потребности экономики и промышленности.

Корреляционный метод.

Здесь используется выражение, учитывающее корреляцию между i-ым показателям качества и показателям затрат.

Метод предельных и номинальных значений.

Основан на использовании известных предельных допустимых показателей свойств продукции определяющий требования к годной продукции или принадлежность её к данной категории качества. Этот метод применяется, если предельные показатели качества определены правильно и их достоверность подтверждена длительными сроками использования.

Лингвистический метод.

Заключается в обработке показателей качества выражаемых в количественной и качественной форме. Основным понятием является понятие лингвистической переменной.

Экспертно-статистические методы.

Основаны на процедуре опроса экспертов о КПК анализируемой выборке изделия и статистической обработке полученных результатов. Метод не требует наличия большого числа реальных объектов. Их можно дополнять гипотехническими объектами, но желательно, чтобы они были технически реализованы. Область применения метода существенно шире по сравнению со статистическими, которых необходимо большое число реальных изделий.

Метод “Ведущих” показателей.

Предполагает выделение наиболее информационных показателей качества, которые называются “Ведущими” и оценку качества по этим показателям. Процесс выделения включает два этапа:

1)   выделение групп тесно взаимосвязанных показателей

2)   назначения от каждой выделенной группы “Ведущего” показателя

Регрессионный метод.

Основан на формировании среднестатической зависимости одного из показателей качества выставленной в роли КПК от единичных показателей.

Компонентный метод.

Исследуется взаимосвязь между всей совокупностью показателей качества объектов исходной выборке. Эта взаимосвязь находит отражения в корреляционной матрице ЕПК.

Факторный метод.

Позволяет свести n ЕПК к небольшому числу агрегированных переменных (факторов) f1 f2 fm m<n

Эти факторы используют, КПК для принятия решения о качестве используется модель k=v(f1 f2 fm).

Для построения этой модели разработано 4 метода: доминантный, общностной, экспертно-факторный и МНФА. В доминантном методе КПК используют фактор, учитывающий наиболее существенное свойство изделий. В общностном, экспертно-факторном методе используют средне-взвешанные модели КПК. Достоинство общностного метода является полное отсутствие экспертов на всех этанах построения КПК.

Факторный, компонентный, регрессионный методы и метод оптимальной классификации объединяется в группу статического метода КПК.

Для оценивания продукции в данном курсовом проекте наиболее подходит экспертно-статистический метод.

.3 Алгоритм оценки качества продукции

Оценка качества продукции производится для решения следующих задач:

Сертификация продукции

Выбор оптимального варианта продукции

Планирование показателей качества создаваемой продукции

Контроль качества

Анализ изменения уровня качества

Обеспечение и управление качеством

Существует три метода квалиметрической оценки по критерию точности:

Точный метод - характеризуется минимальной погрешностью и максимальной надежностью, которых можно достигнуть при современном уровне развития квалиметрии. Одновременно этот метод характеризуется максимальной трудоемкостью.

Упрощенный метод - обеспечивает максимальную допустимую погрешность и минимально допустимую надежность. Трудоемкость минимальная

Параметры приближенного метода находятся в промежутке между параметрами точного и упрощенного метода.

Вопрос о выборе метода из этих трех решает заказчик, к которому за разъяснениями обращается разработчик.

Наиболее широко применимой и универсальной является комплексная оценка уровня качества.

Алгоритм оценки качества продукции:

Определение цели оценки

В зависимости от цели могут изменяться подходы к выбору показателей качества, к эталонам и т.д. При этом важная задача маркетинговых исследований собрать информацию для достижения цели

Выбор номенклатуры единичных показателей качества оцениваемого объекта.

Качество большинства объектов включает в себя значительное количество показателей. Набор показателей может существенно меняться в зависимости от цели. Если оценивается продукция, показатели для оценки выбирают из технической документации для данного продукта. При сомнениях в правильности определения показателей проводят опросы клиентов, исследование продукции фирм - конкурентов.

Выбор базовых показателей качества

Обычно данные показатели подбираются на основе выбора базового образца объекта. Базовые образцы должны относится к объектам, аналогичным по назначению и условиям применения.

Определение значений единичных базовых показателей качества

За базовые значения могут быть приняты прогнозируемые показатели качества продукции, представляющей перспективный национальный или мировой уровень качества. Показатели качества продукции (услуги) рекомендуемые международными организациями по качеству, показатели качества существующих мировых или национальных объектов, прогрессивные показатели качества стандартов.

Определение значений единичных показателей качества оцениваемого объекта

Данные значения должны объективно характеризовать оцениваемый объект и могут определяться на основе испытаний и измерений, экспертизы и т.д.

Определение относительных единичных показателей качества

Они определяются по формулам:

qi= xi / xiб и qi= xiб / xi (1.1)

где xi - числовое значение i показателя качества оцениваемого объекта

xiб - числовое значение базового образца

Этапы с 1 по 6 - первая фаза комплексной оценки качества носит название дифференциальной.

Определение рангов показателей качества (коэффициентов весомости)

Различные свойства объекта по-разному оказывают влияние на качество в целом, следовательно, показатели качества и относительные показатели качества при проведении комплексной оценки должны учитываться с определенными поправками - коэффициентами весомости.

Выбор метода свертывания показателей

Свертывание мер качества, т.е. их объединение осуществляется по тому или иному закону. Во всех случаях, когда имеется возможность выявления характера взаимосвязей между учитываемыми показателями, следует определять функциональную зависимость в наибольшей степени, соответствующую объективной корреляции показателей.

Оценка уровня качества

После выбора метода сведения относительных единичных показателей качества переходят к вычислениям комплексного уровня качества. В зависимости от примененных показателей он может характеризовать определенные стороны объекта, например его технический уровень и качество объектов в целом, включая его экономические и многие специфические параметры.

Принятие решения

Это заключительный этап, логически вытекающий из цели оценки.

Во-первых, необходимо решить, на сколько приемлем результат, допустима ли точность допустимость оценки. Если он не соответствует предъявляемым требованиям, может быть принято решение о повторной оценке, дополнительных исследований для получения новой информации. Если результат достаточно объективен в зависимости от целей оценки, принимается соответствующее решение.

Алгоритм оценки качества продукции для данной курсовой работы:

Написание ситуации оценивания;

Составление дерева свойств;

Определение коэффициентов весомости;

Оценка единичных показателей качества;

Определение относительных показателей качества;

Определение комплексной оценки.

1.4 Классификация потребителей. Ситуация оценивания

Качество - комплексная категория, отражающая эффективность всех сторон деятельности предприятия.

степень, с которой совокупность собственных характеристик объекта выполняет требования.

Качество как социально-экономическая категория носит двоякий характер. С одной стороны - это совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительскую стоимость продукции. С другой стороны - субъективное представление потребителя о продукции.

Различают два вида качества: предметное и функциональное.

Предметное - качество определенного предмета, вещи, их способность удовлетворять ту или иную потребность.

Функциональное качество - уровень удовлетворения потребности независимо от предметного вещественного воплощения.

Для оценки качества вареников необходимо классифицировать их потребителей. В основе классификации лежат органолептические и эстетические свойства продукта.

Классифицировать потребителей можно:

по возрасту

по половой принадлежности

по взаимосвязи между ценой и качеством

по социальному положению

Ситуация оценивания - это слабоформализованное описание условий существования и использования объекта потребления изделия, достаточное для разработки дерева свойств или другого алгоритма оценивания качества.

Из ситуации оценивания должна однозначно вытекать цель оценивания или набор решений, которые могут быть приняты в отношении объектов оценивания при различных значениях комплексной оценки.

Описание ситуации оценивания:

·   Определение цели оценивания.

·   Определение однородных групп потребителей - лиц, предъявляющих одинаковые требования к оцениваемой продукции

- и указание на те из них, с чьих позиций будет произведено оценивание качества.

·   Определение однородной группы объектов, подлежащих оцениванию, этапов существования этих объектов, во время которых главную роль играют различные свойства объектов. Определение особых условий (например, климатических), в которых происходит эксплуатация объектов оценивания.

·   Определение лучших объектов, предназначенных для выполнения тех же функций, что и объекты, подлежащие оцениванию, с которыми может быть проведено сопоставление.

Документ «ситуация оценивания» для данного курсового проекта представлена в приложении А.

.5 Номенклатура показателей качества. Дерево свойств

Выбор номенклатуры показателей качества продукции (НПКП) устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, составляющих ее качество и обеспечивающих возможность правильной оценки уровня КП. При обосновании выбора НПКП учитывают:

- Назначения, условия использования и эксплуатации продукции;

Требования потребителей;

- Обеспечение решения задач управления КП;

- Состав и структуру характеризующих свойств;

Основные требования к показателям свойств.

Для оценки качества данного продукта использовали следующие группы ПК:

Показатели полезности - характеризуют органолептические ценности (вкус, цвет, запах, консистенцию), а также пищевую и энергетическую ценность.

Показатели сохраняемости - характеризуют свойства объектов сохранять исправное состояние или свойства продуктов и материалов сохранять пригодное к потреблению состояние в течении и после хранения и транспортировки (условия транспортировки, условия хранения и условия реализации).

Эстетические показатели - характеризуют информацию, выразительность, рациональность формы и совершенство производственного исполнения продукции (информативность упаковки, яркость и чистота упаковки и т.д.).

Показатели эргономичности - учитывают комплекс гигиенических, антропометрических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах (удобства в хранении, употреблении).

Экологические показатели - характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации и применении продукции.

Показатели безопасности - характеризуют особенности продукции, обуславливающие при ее использовании безопасность обслуживающего персонала.

Показатели назначения - характеризуют свойства продукции, определяющие функции, для выполнения которых она предназначена и обуславливающая область ее применения (использование для приготовления мясного борща).

Одним из принципов, на которых основана квалиметрия, является тезис о том, что свойства оцениваемого объекта, представляют собой совокупность, упорядоченную в виде многоуровневой иерархической структуры, - дерева свойств.

Дерево свойств - графическое изображение иерархической структуры, состоящей из сложных свойств и связанных с ним группы свойств.

Полное дерево свойств (Приложение Б). Из полного дерева свойств убираются свойства, которые содержат недостаточную или неинтересную потребителя информацию, одинаковые у всех 3-х видов вареников. Составляется усеченное дерево свойств (Приложение В).

.6 Выбор показателей свойств

Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при её создании, эксплуатации, потреблении.

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания, эксплуатации и потребления.

Признак продукции - качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции. Признаки: качественные и количественные. Количественный - параметр продукции.

Параметр продукции - признак продукции, количественно характеризующий любые её свойства или состояния.

Единичный показатель качества - показатель качества продукции, характеризующий одно из её свойств. По Азгальдову - это показатель свойства продукции.

Комплексный показатель качества продукции - показатель качества продукции, характеризующий несколько её свойств.

Матричная диаграмма корреляционной зависимости параметров и свойств и параметров между собой указана в таблице 1

Таблица 1 - Матричная диаграмма

 

1

2

3

4

5

6

Запах





Вкус





Внешний вид



Цвет





Где 1 - запах, свойственный продукту;

- наличие посторонних привкусов;

- однородность цвета;

- четкость рисунка;

5 - отсутствие трещин вкраплений;

- правильность формы.

○ - сильная связь

• - средняя связь

▲ - низкая связь

2. Расчетная часть

.1 Нахождение коэффициентов весомостей показателей качества

Коэффициент весомости показателя качества продукции - это количественная характеристика, значимость для данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества.

Весомость любого свойства заключена в интервале от 0 до 1. В некоторых методиках весомость принимает значения больше 1, но все методики подчиняются правилу: весомости всех свойств, которые находятся на одном уровне, связаны друг с другом так, что сумма весомости всегда остается постоянным, заранее заданным числом.

Принципом квалиметрии является постулат: Сумма всех весомостей свойств одного уровня - есть величина постоянная. В любом случае должно соблюдаться общее правило - для всех свойств на одном и том же уровне рассмотрения, должен быть единый принцип построения шкалы весомости.

Методы определения коэффициентов весомости отдельных свойств:

В большинстве случаев коэффициенты весомости определяются экспертным методом. Но нередко их применение по сравнению с аналитическими (не экспертными) методами менее предпочтительно, а иногда невозможно. Существуют и другие аналитические методы определения коэффициентов весомости.

Стоимостный метод

Основа метода: весомость Mj является монотонно возрастающей функцией от аргумента Sj, выражающего денежные или трудовые затраты, необходимые для обеспечения существования j-го свойства. Иначе говоря, если Мj=f(Sj), то при Sj > Sj-1 Mj > M j-1 .

Существуют несколько формул стоимостного способа определения коэффициентов весомости:

1) (2.2)

Таким образом, весомость свойства оказывается идентичной весомости соответствующих затрат.

) Существует методика, в которой для каждого j-го свойства весомость Мj, должна вычисляться своим, специфическим способом. Отсутствие в формулах единой принципиальной основы является серьезным недостатком.

1)   Mj = αj + βj (2.3)

где αj - изменение затрат в производстве при улучшении параметра j на 1%; βj - изменение эксплуатационных затрат в связи с улучшением параметра j на 1%.

Идея учета затрат в сферах производства и эксплуатации в этой формуле не нашла достаточно верного отображения. Приведение того и другого вида затрат к суммарным затратам не может осуществляться простым сложением, а должно производиться с учетом дополнительных факторов.

Достоинством любого вида стоимостного способа определения весомости является его простота. Основное условие применения этого принципа - умение определить затраты на поддержание определенного уровня соответствующего свойства качества.

У данного способа есть один существенный недостаток: Весомость Mj является функцией затрат Sj, которые выражаются в денежной форме цены. В силу ряда причин цены подвержены довольно сильным изменениям. Вследствие чего при каждом изменении величины Sj, должна изменяться и весомость Mj, что довольно часто противоречит действительности.

Сфера применяемости стоимостного способа определения весомости должна быть уточнена в ходе специально проведенных теоретических и экспериментальных исследований.

Вероятностный способ (метод статистической обработки проектов)

Сущность метода заключается в выявлении среди большого числа специалистов их усредненного мнения о коэффициентах весомости. В данном методе мнения о коэффициентах весомости выявляются опосредствованно, без опроса.

Специалист, разрабатывающий проект отражает в нем представления об относительной важности отдельных свойств, характеризующих качество этого проекта. Статистическая обработка достаточно большого количества таких проектов предназначена для выявления обобщенного мнения специалистов о коэффициентах весомости (в связи с чем он и называется «метод статистической обработки проектов»).

Этот метод применим только при одновременном существовании следующих условий:

1)   информация об объекте может быть представлена в виде проекта или реально существующего образца объекта определенного типа, у которого могут быть найдены значения qi для всех i-x свойств;

2)   имеется достаточно большая выборка однородных образцов, отобранных случайным образом;

лицам, проектировавшим отобранные образцы, хотя бы приближенно известны значения .

у разработчиков каждого из отобранных образцов имелась возможность для всех свойств варьировать значения qij в диапазоне [ ].

Основу метода можно сформулировать в виде тезиса: весомость тем выше, чем больше в среднем степень приближения к эталону.

Достоинство метода - возможность учитывать мнение очень большого числа проектировщиков, не прибегая к непосредственному контакту с ними, вплоть до того, что может приниматься во внимание и мнение тех проектировщиков, которых уже нет в живых;

Недостаток метода - сравнительно большая трудоемкость расчетов.

Смешанный способ

Сущность заключается в использовании некоторой комбинации весомостей, полученных с использованием разных принципов: стоимостного и экспертного, стоимостного и вероятностного, экспертного и вероятностного.

Метод коэффициентов системы линейных уравнений

Сущность заключается в аналитическом выявлении коэффициентов весомости уравнений, которыми бессознательно оперирует эксперт, когда на основе известных для оцениваемого объекта значений показателей qij выносит комплексную оценку .

Метод применим при одновременном существовании следующих условий:

имеется априорная информация о значениях показателя и показателей Qij для j-х однородных объектов;

1)   объем выборки отобранных случайным образом объектов не меньше числа свойств объекта, коэффициенты весомостей которых должны определяться;

известно, что для каждого из отобранных объектов зависимость между и Qij имеет функциональный характер;

) могут быть сделаны достаточно правдоподобные предположения о характере функциональной зависимостиПри соблюдении этих четырех условий значения коэффициентов весомости могут быть определены как корни системы линейных уравнений.

Метод частных коэффициентов корреляции

Этот метод основан на следующих посылках:

1) В силу ограниченности ресурсов, которые общество может выделить на производство и потребление данного объекта, почти каждое его свойство является конкурирующим с другими свойствами в том смысле, что увеличение значения показателя Qij до величины связано с уменьшением возможности увеличить значения других i-х показателей до ;

) каждый разработчик объекта в большей степени приближает к  значения тех показателей Qij, которые он считает более важными;

) чем более важным является показатель свойства, тем больше приближается qij к , тем более сильной при прочих равных условиях является корреляционная связь между значениями показателя данного и всех остальных свойств объекта;

4) в первом приближении коэффициенты весомости можно принять пропорциональными нормированным частным коэффициентам корреляции.

Метод применяется при одновременном существовании следующих условий:

1)   имеется априорная информация о значениях показателей для j-х однородных объектов;

2)   выборка из j подобных объектов, отобранных случайным способом, достаточно велика;

известно, что для каждого объекта зависимость и Qij имеет не функциональный, а стохастический характер (иначе говоря, для всех ij коэффициент парной корреляции между и Qij меньше чем 0,8);

1)   показатели Qij не находятся между собой в функциональной или близкой к ней связи;

2)   количество п свойств, коэффициенты весомости которых определяются, не должно быть слишком большим n≤25);

3)   разброс значений Qij для каждого i-го показателя среди j-х объектов выборки достаточно мал.

Частные коэффициенты корреляции вычисляются c помощью рекуррентных соотношений, которые в силу своей относительной громоздкости не приводятся.

Метод предельных и номинальных значений.

Метод включен в ряд руководящих документов по оценке качества продукции, однако не имеет достаточно точного математического обоснования.

По методу предельных и номинальных значений коэффициенты весомости определяются по формуле:

 (2.4)

где  - номинальное значение i-го показателя, определяемое как среднее статистическое для продукции, удовлетворяющей требованиям нормативно-технической документации;

- предельное значение i-го показателя, под которым понимается наихудшее, но допустимое значение, ниже которого этот показатель опускаться не может.

Экспертный метод - это метод решения задач, характеризующийся тем, что:

- в решении участвует группа людей;

- эти люди являются экспертами;

- задача состоит в получении новой информации;

- эта информация имеет общественную значимость;

при решении задачи обычно не используются общие для всех экспертов алгоритмы;

решение базируется на опыте и интуиции эксперта, а не на непосредственных результатах расчета и экспертов.

Процесс выявления индивидуальных экспертных суждений называется экспертным опросом, а совокупность процедур, необходимая для получения коллективного экспертного суждения, включает процедуру экспертного опроса

экспертизу. Экспертный метод является совокупностью различных методов, которые можно считать его модификациями:

метод «мозговой атаки», предусматривает генерирование идей участниками экспертной группы в творческом споре;

метод «мозгового штурма», заключается в том, что одна группа экспертов выдвигает идею, а другая их анализирует;

морфологический метод основан на матрицах, содержащих системные взаимосвязи между всеми элементами объекта;

систематический метод предполагает систематизирование идеи, используя аналогии из других областей знаний;

метод «дельфи» предполагает анонимный опрос группы экспертов по системным анкетам с последующей статистической обработкой данных.

Экспертные методы применяют при:

аттестации продукции;

разработке классификации оцениваемой продукции;

определении номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции;

определении коэффициентов весомости показателей качества продукции;

оценке показателей качества продукции органолептическим методом;

выборе базовых образцов и значений базовых показателей качества;

- определении комплексных показателей качества (обобщенных и групповых) на основе совокупности единичных и комплексных показателей.

При экспертной оценке качества продукции основные операции выполняются в четыре этапа:

подготовительный

работа рабочей группы

работа экспертной группы

заключительный.

Этап работы рабочей группы состоит из следующих операций:

Уточнение цели оценки.

Выбор методов, модификаций, способов и процедур оценки.

Определение перечня операций, выполняемых экспертами.

Формирование экспертной группы.

Выбор методов, способов и процедур опроса экспертов.

Подготовка анкет для опроса экспертов.

Проведение опроса экспертов.

Далее идет этап работы экспертной группы.

Классификация продукции и потребителей.

Определение номенклатуры показателей.

Определение коэффициентов весомости показателей.

Определение базовых значений показателей.

Определение оценок единичных показателей.

Определение комплексных показателей.

.1.1 Алгоритм нахождения коэффициентов весомостей.

1)   формирование рабочей группы;

2)   составление анкет;

3) проведение опроса экспертов;

) обработка результатов:

проверка результатов на согласованность по коэффициенту конкордации;

расчет качества экспертов статистическим методом по отклонению от среднего с помощью коэффициента конкордации.

расчет случайной составляющей погрешности оценки эксперта с помощью коэффициента ранговой корреляции

расчет коэффициентов весомостей с помощью методов нормирования

) составление таблицы дерева свойств, с расставленными по всем группам свойств коэффициентами весомости.

.1.2 Выбор шкалы. Составление анкет

Определение коэффициентов весомости показателей качества чаще производится экспертным методом, для чего используются различные шкалы. Различают два типа измерений, которым соответствуют четыре вида шкал:

качественное измерение - шкалы наименований и порядка (ранга),

количественное измерение - шкалы интервалов отношений.

Шкала наименований - с помощью этих шкал можно только отличить один объект от другого. Причем если такие объекты пронумерованы, то номера выступают в роли целесообразных ярлыков. По существу данная шкала является классификационной шкалой. Поэтому над цифрами, которые приписаны к объектам в шкале наименований, нельзя производить арифметические действия.

Шкала отношений - эта шкала позволяет достичь самого высокого уровня измерений т.к. с ее помощью можно определить во сколько раз один объект больше другого. Точка отсчета не является произвольно заданной. Результаты измерений по этой шкале обладают всеми свойствами числа, с ними можно проводить любые статистические операции. Примером является шкала Кельвина начало отсчета - абсолютный нуль.

Шкала интервалов - предполагается, что одинаковые разности между числами этой шкалы соответствуют одинаковым в психологическом смысле расстояниям между оцениваемыми объектами. С помощью такой шкалы можно не только проранжировать объект, но и в установленных единицах измерения определить, на сколько один объект больше другого, но т.к. начало отсчета в этой шкале вводится условно, то с ее помощью нельзя определить во сколько раз один объект больше или меньше другого. Примером является шкала Цельсия.

Шкала порядка (ранга) - с помощью этой шкалы можно упорядочить, т.е. ранжировать оцениваемые объекты в порядке возрастания или убывания количественной характеристики какого-либо свойства.

Для определения коэффициентов весомостей, можно использовать любые виды шкал, кроме шкалы наименований.

Для разработки курсового проекта использовалась шкала порядка (ранга).

Шкала порядка имеет преимущество, при ее применении упрощается экспертная процедура упорядочения показателей качества по их значимости для потребителя. Использованию шкалы порядка препятствуют два обстоятельства:

неправомочность арифметических действий над ранговыми оценками;

неточность, грубость ранговых оценок, которая позволяет упорядочить показатели по важности, но не позволяет определить, на сколько один показатель важнее другого.

Шкала ранга из-за отсутствия равенства между интервалами не дает оснований для использования средне арифметической величины. Но поскольку каждому из объектов могут быть присвоены различные ранги, то в результатах, полученных при усреднении оценок группы экспертов, в большинстве случаев будет учитываться неравенство интервалов. При этом оказывается возможным переходить от шкалы ранга к шкале интервалов и использовать результаты для решения задачи.

Для проведения экспертного опроса формируется экспертная группа из 7 экспертов. Количество экспертов 7 потому, что это позволит провести наиболее точную экспертную оценку, что соответствует наиболее оптимальной цене, необходимой для проведения квалиметрической оценки качества вареников с картофелем

Для проведения, непосредственно, самого экспертного опроса, необходимо провести анкетирование экспертов. Для этого были составлены анкеты с учетом требований, предъявляемым к ним. Анкета № 1 (Приложение Г).

.1.3 Проверка анкет на согласованность

После проведения экспертного опроса проводим проверку анкет на соглованность с использованием коэффициента конкордации. Для этого, данные экспертами оценки, заносим в сводную таблицу 2 (Приложение Д).

После этого проводим преобразование рангов (таблица 2):

Таблица 2- Преобразование рангов

Показатель

Номер эксперта


1

2

3

4

5

6

7

Запах

3

4

3

3

4

3

3

Вкус

4

4

4

3

4

4

Внешний вид

2

1

2

2

1

1

1

Цвет

1

2

1

1

2

2

2


Определяем сумму рангов для каждого показателя ij , где а - ранг, присвоенный i-ой группе экспертов j-ому показателю; N-число экспертных групп.

Вследствие получаем:

∑a1=3+4+3+3+4+3+3=23;

∑a2=4+3+4+4+3+4+4=26;

∑a3=2+1+2+2+1+1+1=10;

∑a4=1+2+1+1+2+2+2=11.

Определяем сумму рангов по формуле:

Тр = N() (2.5),

Где n -число показателей; N - число экспертов.

Тр= 7 ((4+1)/2)=17.5.

Определяем отклонение средней суммы рангов от суммы рангов каждого показателя: Δi=∑aij - Tp(2.6);

Δ1 =23-17,5 = 5,5;

Δ2 =26 -17,5 =8,5;

Δ3 =10-17,5 =-7,5;

Δ4 =11 -17,5 =-6,5.

Определяем сумму квадратов отклонений средней суммы рангов от каждого показателя: S=∑Δi2 = 201.

Для определения сходимости мнений экспертов, рассчитывается коэффициент конкордации по формуле:

= (12 * S) / N2 (n3-n) (2.7),

 = (12 * 101) / (72(43-4)) =0,8 - согласованность в норме так как W>0, 5

Проверка значимости коэффициента конкордации проводится по критерию кси - квадрат (2). Для того чтобы убедиться что согласованность, соответствующая W не случайна, необходимо проверить W на 2 - распределение:

2 = N (n-1) W (2.8),

χ2 = 7 (4- 1) 0,8 = 16,8 - мнение согласовано.

2.1.4 Проверка качества экспертов по коэффициенту конкордации

Таблица 3 -Проверка качества 1-го эксперта:

Показатель

Эксперты

∑aij

Δi

Δi2

S


1

2

3

4

5

6

7





Запах


4

3

3

4

3

3

20

5

25

 148

Вкус


3

4

4

3

4

4

22

7

49


Внешний вид


1

2

2

1

1

1

8

-7

49


Цвет


2

1

1

2

2

2

10

-5

25



Сумма рангов без 1- го эксперта Тр =6 ((4+1) / 2) = 15;

W = 12 * 148 / 36 * 60 = 0,8 - мнение согласовано.

Таблица 4 - Проверка качества 2 - го эксперта:

Показатель

Эксперты

∑aij

Δi

Δi2

S


1

2

3

4

5

6

7





Запах

3


3

3

4

3

3

19

4

16

 152

Вкус

4


4

4

3

4

4

23

8

64


Внешний вид

2


2

2

1

1

1

9

-6

36


Цвет

1


1

1

2

2

2

9

-6

36



Тр = 15; W = 0,84- мнение согласовано;

Таблица 5 - Проверка качества 3 - го эксперта:

Показатель

Эксперты

∑aij

Δi

Δi2

S


1

2

3

4

5

6

7





Запах

3

4


3

4

3

3

20

5

25

148 

Вкус

4

3


4

3

4

4

22

7

49


Внешний вид

2

1


2

1

1

1

8

-7

49


Цвет

1

2


1

2

2

2

10

-5

25



Тр = 15; W = 0,82 - мнение согласовано.

Таблица 6 - Проверка качества 4 - го эксперта:

Показатель

Эксперты

∑aij

Δi

Δi2

S


1

2

3

4

5

6

7





Запах

3

4

3


4

3

3

20

5

25

 148

Вкус

4

3

4


3

4

4

22

7

49


Внешний вид

2

1

2


1

1

1

8

-7

49


Цвет

1

2

1


2

2

2

10

-5

25



Тр = 15; W = 0,82- мнение согласовано.

Таблица 7 - Проверка качества 5 - го эксперта:

Показатель

Эксперты

∑aij

Δi

Δi2

S


1

2

3

4

5

6

7





Запах

3

4

3

3


3

3

19

4

16

 152

Вкус

4

3

4

4


4

4

23

8

64


Внешний вид

2

1

2

2


1

1

9

-6

36


Цвет

1

2

1

1


2

2

9

-6

36



Тр = 15; W = 0,84 - мнение согласовано

Таблица 8- Проверка качества 6 - го эксперта:

Показатель

Эксперты

∑aij

Δi

Δi2

S


1

2

3

4

5

6

7





Запах

3

4

3

3

4


3

20

5

25

146 

4

3

4

4

3


4

22

7

49


Внешний вид

2

1

2

2

1


1

9

-6

36


Цвет

1

2

1

1

2


2

9

-6

36



Тр = 15; W = 0,81 - мнение согласовано.

Таблица 9- Проверка качества 7 - го эксперта:

Показатель

Эксперты

∑aij

Δi

Δi2

S


1

2

3

4

5

6

7





Запах

3

4

3

3

4

3


20

5

25

146 

Вкус

4

3

4

4

3

4


22

7

49


Внешний вид

2

1

2

2

1

1


9

-6

36


Цвет

1

2

1

1

2

2


9

-6

36



Тр = 15; W = 0,81 - мнение согласовано.

Затем проведем расчет качества экспертов статистическим методом по отклонению от среднего с помощью коэффициента конкордации:

ΔW1= W-W1=0,8-0,8=0;

ΔW2=0,8-0,84=0,04;

ΔW3=0,8-0,82=0,02;

ΔW4=0,8-0,82=0,02;

ΔW5=0,8-0,84=0,04;

ΔW6=0,8-0,81=0,01;

ΔW7=0,8-0,81=0,01.

Исходя из полученных расчетов видно, что первый - лучший, а второй и пятый эксперты - худший.

Проводится второй тур опроса экспертов. Полученные оценки экспертов внесены в сводную таблицу 2 ( Приложение Е).

Считаем, как менялось мнение каждого эксперта ∑di:

Таблица 10

1эксперт

1

2

d

2

2

0

1

1

0

3

4

1

4

3

1


∑d1=2

∑d2=0

∑d3= 0

∑d4=0

∑d5=0

∑d6=2

∑d7=0

Расчет случайной составляющей погрешности оценки эксперта.

Для этого тестовым методом оценивается воспроизводимость назначаемых экспертом оценок по отклонению от среднего при помощи коэффициента ранговой корреляции (по Спирмену) между ранжировками двух туров:

Rj=1- (2.9),

где n- число показателей

R1= 1-((3*2) / 60))=0,9

R6=1-((3*2) / 60))=0,9

Найдем критерии Пирсона для каждого эксперта по формуле:

=10R (2.10)

К1=К6=10*0,9=9

Для нахождения качества оценки каждого эксперта, полученные коэффициенты занесем в общую таблицу 2 ( Приложение Е)

Таблица 11 - Качество экспертов

№ эксперта

Отклонение от среднего с помощью коэффициента конкордации, ΔW

Критерии Пирсона

Качество эксперта

1

0

9

лучший

2

0,04



3

0,02



4

0,02



5

0,04



6

0,01

9

худший

7

0,01



Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что качество первого эксперта самое высокое, а качество шестого эксперта худшее. Качество экспертов остальных приблизительно одинаково. Качество экспертных данных, полученных в результате опроса, удовлетворяет всем необходимым требованиям.

.1.5 Нахождение коэффициентов весомостей

Коэффициенты весомости находим методом нормирования по формуле:

m1ijk= (2.11);

mijk=∑ai / N (2.12);

где N - количество экспертов.

Данные для нахождения показателей весомости представлены в таблице 12

Таблица 12- Данные для нахождения показателей весомости

показатель

Номер эксперта


1

2

3

4

5

6

7


Запах

3

4

3

3

4

3

3

3,3

Вкус

4

3

4

4

3

4

4

3,7

Внешний вид

2

1

2

2

1

1

1

1,4

Цвет

1

2

1

1

2

2

2

1,6


Для показателей 1-ой группы проведем расчёт:

Для весомости запаха расчет будет следующий:

m1= 3,3/3,3+3,7+1,4+1,6=0,33;

Для весомости вкуса: m2= 3,7/10=0,37;

Для весомости внешнего вида: m3= 1,4/10=0,14;

Для весомости цвета: m4= 1,6/10=0,16

т.к. m > 0,1, составляем дерево свойств с расставленными по всем группам свойств коэффициентами весомости (Приложение В).

.2 Нахождение единичных показателей качества

.2.1 Описание исследуемых образцов, проведение дифференциальной оценки

Единичный показатель качества продукта - это показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств.

Для проведения дифференциальной оценки качества базового образца используются вареники с картофелем. Потребитель предпочитает вареники не слипшиеся, недеформированные, поверхность обязательно должна быть сухой, начинка не должна выступать за края теста.

Сваренные вареники должны иметь приятный вкус и аромат, соответствующие применяемому сырью, без постороннего привкуса и запаха.

Желательно, чтобы цвет теста вареников в одной пачке был однородным и белым с легким кремоватым оттенком.

Потребители предпочитают вареники в упаковке красочной формы с обязательным указанием информации об изготовителе.

Дифференциальная оценка ЕПК продукции вареники с картофелем представлена в таблице 13.

Таблица 13 - Дифференциальная оценка ЕПК продукции

Свойство

Вид карамели


Дарко

Знатные продукты

Домашние

1.Запах свойственный изделию

свойственный

свойственный

свойственный

2.Отсутствие посторонних запахов

отсутствует

отсутствует

отсутствует

3.Выраженность вкуса

присутствует

присутствует

присутствует

4.Приятность вкуса

соответствует

соответствует

соответствует

5.Отсутствие посторонних привкуса

соответствует

соответствует

соответствует

6.Однородность цвета

присутствует

присутствует

присутствует

7.Интенсивность кремоватого оттенка

соответствует

соответствует

соответствует

8.Отсутствие деформации

соответствует

соответствует

соответствует

9.Сухость поверхности

соответствует

соответствует

соответствует

10.Отсутствие выступов начинки на краях теста

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

11.Яркость цветов этикетки

соответствует

соответствует

соответствует

12.Наличие рисунка на этикетке

присутствует

присутствует

присутствует

13.яркость цветового оформления этикеток

соответствует

соответствует

соответствует

14. Цена продукта(экономичность)

47 рублей

36 рублей

27 рублей

15.Наличие информации о состоянии продукта

Присутствует

Присутствует

Присутствует

16. Наличие информации о изготовителе

Присутствует

Присутствует

Присутствует


.2.2 Определение методов нахождения показателей для оценки качества продукции

Таблица 13 - Показатели качества продукции

Свойство

Наименование показателя

Метод нахождения

Квалиметрическая методика

Предел измерений

1.Запах свойственный изделию

Показатель выраженности запаха свойственного продукту

экспертный

упрощенная


2.Отсутствие посторонних запахов

Показатель наличия посторонних запахов

экспертный

упрощенная


3.Выраженность вкуса

Показатель выраженности вкуса

экспертный

упрощенная


4.Приятность вкуса

Показатель приятности вкуса

экспертный

упрощенная


5.Отсутствие посторонних привкуса

Показатель наличия постороннего привкуса

экспертный

упрощенная


6.Однородность цвета

Показатель однородности цвета

экспертный

упрощенная


7.Интенсивность кремоватого оттенка

Показатель наличия оттенка

экспертный

упрощенная


8.Отсутствие деформации

Показатель целостности

экспертный

упрощенная


9.Сухость поверхности

Показатель состояния поверхности

экспертный

упрощенная


10.Отсутствие выступов начинки на краях теста

Показатель наличия дефектов

экспертный

упрощенная


11.Яркость цветов этикетки

Показатель читаемости яркости цветов этикетки

экспертный

упрощенная


12.Наличие рисунка на этикетке

Показатель оформления рисунка на этикетке

экспертный

упрощенная


13.яркость цветового оформления этикеток

Показатель наличия информации о изготовителе

упрощенная


14. Цена продукта(экономичность)

Показатель экономичности

экспертный

упрощенная


15.Наличие информации о состоянии продукта

Показатель эстетичности

экспертный

упрощенная


 

16. Наличие информации о изготовителе

Показатель информативности

экспертный

упрощенная


 


.2.3 Описание не экспертных методов нахождения качества

В зависимости от способа получения информации методы определения значений показателей качества продукции делят на:

измерительный,

регистрационный.

органолептический,

расчетный.

В зависимости от источника информации методы определения значений показателей качества продукции делятся на:

традиционный,

экспертный,

социологический.

Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, к нормальному атмосферному давлению и т. п. С его помощью определяются значения, например, массы изделия, силы тока, числа оборотов двигателя, скорости автомобиля и др.

Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, затрат на создание и (или) эксплуатацию продукции, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т. п.). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находят путем анализа полученных ощущений на основании имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависят от способностей, квалификации и навыков лиц определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических, но не измерительных и не регистрирующих средств, повышающих разрешающие способности орган чувств человека, например, лупы, микроскопа, микрофона с усилителем. С помощью органолептического метода определяются показатели качества пищевых продуктов, эстетические, показатели и др.

Расчетный метод основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются главным образ при проектировании продукции, когда последняя еще не моя. Объектом экспериментальных исследований (испытаний), расчетный метод служит для определений значений, например, показателей производительности, безотказности, долговечности, сохраняемости, ремонтопригодности изделия и др.

При необходимости значения показателей качества продукции находят с использованием нескольких методов, перечисленных выше.

Определение значений показателей качества продукции традиционным методом осуществляется должностными лицами (работниками) специализированных экспериментальных и (или) расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций.

К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. п., а к расчетным - конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др.

Работники лабораторий определяют и поставляют информацию, например, о механической прочности металлов, содержании серы, вязкости, содержании золы в угле, кислотности веществ и др.

Испытания продукции должны проводиться в условиях, максимально приближенных к нормальным или форсированным эксплуатационным, например, в условиях летно-испытательных станций авиазаводов, полигонов автомобильных и тракторных предприятий, испытательных площадок и стендов для встроенных и комплексных испытаний насосов, компрессоров, электрических двигателей и т. д.

Нахождение показателей не экспертными методами регламентированы МУ РД 50 149 79 «Оценка уровня качества продукта», ГОСТ 22732-77 «Методы оценки уровня качества промышленной продукции. Основные положения» и др.

.2.4 Определение значений показателей, которые находятся экспертным методом

Для проведения экспертного метода для нахождения единичных показателей качества создается экспертная группа из семи экспертов. Анкета для проведения опроса с обязательным приложением кривых желательности, разработанных на основании ситуации оценивания представлена в Приложении Ж. Результаты заполнения таблиц представлены в Приложении Ж

После получения результатов, следует обязательная проверка их на согласованность с использованием коэффициента вариации одного из видов вареников. Для вареников «Дарко» (таблица 14)

Таблица 14 - Матрица отклонения от среднего


эксперты

Рi

∑а1

 


1

2

3

4

5

6

7



1

0

0

0

0

0

0

0

7

0

2

0

0

0

0

0

0

0

7

0

3

0

0

0

0

0

0

0

7

0

4

0

0

0

0

0

0

0

7

0

5

0

0

0

0

0

0

0

7

0

6

0

0

0

0

0

0

0

6

0

7

0

0

0

0

0

0

0

5

0

8

0

0

0

0

0

0

0

6

0

9

0

0

0

0

0

0

0

6

0

10

0

0

0

0

0

0

0

5

0

11

0

0

0

0

0

0

0

6

0

12

0

0

0

0

0

0

0

4

0

13

0

0

0

0

0

0

0

6

0

14

0

0

0

0

0

0

0

7

0

15

0

0

0

0

0

0

0

7

0

 

16

0

0

0

0

0

0

0

7

0

 


) Найдем среднее арифметическое значение оценок, проставленных экспертами, для каждого свойства (Рi):

Р1=7+7+7+7+7+7+7/ 7= 7. Аналогично, находим значения для всех остальных свойств.

) Определяем отклонение каждой оценки эксперта от среднеарифметического значения оценок для каждого свойства:

Для первого свойства: 7 - 7=0

Аналогично, для остальных свойств, по всем экспертам.

) Найдем сумму отклонений экспертов для каждого свойства:

∑а1 =0+0+0+0+0+0+0+0+0=0 Аналогично, для остальных свойств.

) Найдем сумму сумм отклонений экспертов:

∑∑аijk =0+0+0+0+0+0+0+0+0+0+0+0+0+0+0+0=0

) Далее определяем оценки коэффициента весомости по формуле

аi = ∑аijk / ∑∑ аijk (2.13)

а1 = 0 / 7 = 0

а2 = 0 / 7 = 0

а3= 0 / 7 = 0

а4= 0 / 0 = 0 и так далее для всех остальных свойств.

) Находим среднеквадратичное отклонение по формуле

٣= 1/N-1 ∑ (аi - аi)2 (2.14)

٣1= 0

٣2= 0

٣3= 0

٣4= 0

٣ 5= 0

٣6= 0

٣7= 0

٣8= 0

٣9,10,11,12,13,14,15,16= 0

) Определяем коэффициенты вариации по формуле:

=٣i / аi (2.15)

1,2,3,4,5,6,7,.8.9.,10,11,12,13,14,15,16= 0

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что качество экспертов по свойствам 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 высокая. Качество, полученных в результате опроса, экспертных данных удовлетворяет всем необходимым требованиям, производится расчет показателей качества каждого из производителей как среднее арифметическое значение оценок, проставленными всеми экспертами группы.

В заключение подраздела составлена сводная таблица 15 для найденных значений показателей качества продукции каждого из производителей.

Таблица 15 - Значения показателей качества продукции

Свойство

Наименование показателя

Значения показателей качества



1 вид

2 вид

3 вид

1.Запах свойственный продукту

Показатель выраженности запаха свойственный продукту

7

6

7

2.Наличие посторонних запахов

Показатель наличия посторонних запахов

7

7

7

3.Наличие посторонних привкусов

Показатель наличия посторонних привкусов

7

7

7

4.Выраженность вкуса

Показатель выраженности вкуса

7

7

7

5.Четкость рисунка

Показатель четкости рисунка

7

6

5

6.Отсутствие трещин, вкраплений

Показатель целостности

6

7

7

7.Правильность формы

Показатель формы

5

5

5

8.Однородность цвета

Показатель однородности цвета карамели

6

7

7

9.Выраженность цвета

Показатель выраженности цвета

6

5

5

10.Оформление рисунка на этикетке

Показатель оформления рисунка на этикетке

5

7

7

11.Яркость цветов этикетки

Показатель читаемости яркости цветов этикетки

6

7

7

12.Наличие информации о составе продукта

Показатель наличия информации о составе продукта

4

4

5

13.Наличие информации об изготовителе

Показатель наличия информации о изготовителе

6

5

7

14.Экономичность

Показатель экономичности

7

4

7

15.Наличие информации о состоянии продукта

Показатель эстетичности

7

7

7

16. Наличие информации о изготовителе

Показатель информативности

7

7

7


.3 Перевод показателей в безразмерную форму

В квалиметрии могут производиться действия двух видов - абсолютное измерение свойства, то есть нахождения абсолютного показателя и относительное измерение оценки.

Определение относительного показателя

Оценка Kij представляет собой функцию двух абсолютных показателей измеряемого Qij и принятого за базового Kij =f(Qij, Qijэт). Величина Qi, Qj являются постоянной, характеризующий имманентное присуще каждому свойству. Величина Qijэт зависит не только от самого свойства, но и от выбранного для сравнения базы, то есть при постоянном значении Qij могут быть различные значения Qijэт, то есть при постоянном значении зависит от выбранного базового значения Qijэт. Иначе говоря, всякая оценка качества какого-либо объекта зависит от того для какой цели делается и для каких условии делается эта оценка. Поэтому один и тот же объект может иметь несколько оценок.

Наиболее широко используются сведущие виды зависимостей между показателями свойств Qij и их оценкой Kij: линейная, нелинейная, зависимость невыраженная в явном виде.

Для перевода показателей в безразмерную форму может быть использовано два способа:

расчетный способ - нахождение относительных значений показателей качества продукции;

экспертный способ - нахождение оценок единичных показателей качества.

В данной курсовой работе для перевода показателей в безразмерную форму используется расчетный способ.

Цена продукта первого вида - вареники Дарко - 47 рублей

Цена продукта второго вида - вареники Знатные продукты - 36 рублей

Цена продукта третьего вида - вареники Домашние - 27 рублей

За базовый образец применяется цена продукта второго вида - 36 рублей и ставится ему 7 баллов. Дорогому продукту первого вида ставится 1 балл. Для нахождения баллов третьего вида составим пропорцию: 6 баллов - 20рублей

Х баллов - 9 рублей

Х=2,7 балла

,7 балла+1 балл=3,7 балла

Результаты сведены в таблицу 16

Таблица 16 - Безразмерные значения показателей качества продукции

Свойство

Наименование показателя

Оценка показателей качества



1 Дарко

2 Знатные продукты

3 Домашние

Экономичность

1 балл

3,7 балла

7 балл


2.4                   Комплексная оценка качества продукции

Модель комплексной оценки характеризует связь между свойствами объекта и дает метод объединения оценок отдельных свойств в комплексную оценку.

1)   Нахождение комплексной оценки заключается в построении математической модели, отражающий внутреннюю взаимосвязь дифференциальных комплексных показателей

2)   Показатель качества комплексной оценки Кк определяется с помощью функции свертки. В большинстве случаев функция свертки представляет собой среднюю взвешенную.

3)   Для свертки показателей Кi комплексной оценки применяются различные полиномы, не являющихся средними величинами.

4)   Применяется принципы теории машинного распознавания образцов.

Существуют другие методы нахождения комплексной оценки.

Комплексный показатель качества продукции - показатель качества продукции, характеризует несколько её свойств.

Исходными данными является таблица дерева свойств с расставленными по всем уровням коэффициентами весомости (Приложение В) и таблицы

Расчет комплексных показателей уровня качества продукции каждого из производителей проводится по четырем средневзвешенным величинам: среднее арифметическое взвешенное, среднее квадратическое взвешенное, среднее гармоническое взвешенное, среднее геометрическое взвешенное(Приложение И)

Среднее арифметическое взвешенное определяется по формуле:

ар =∑ Mi*Pi (2.16)

Среднее квадратическое взвешенное определяется по формуле:

квад=∑ Mi²* Pi² (2.17)

Среднее гармоническое взвешенное определяется по формуле:

гар=1/∑ (Mi/ Pi) (2.18)

Среднее геометрическое взвешенное определяется по формуле:

геом= П Pi Мi (2.19),

где Pi- оценка среднего арифметического, Mi представлено в приложении И.

Среднее арифметическое взвешенное:

Первый вид

Kар=((0,088*7)+(0,038*7)+(0,113*7)+(0,038*7)+(0,038*7)+(0,057*6)+(0,017*5)+(0,038*6)+(0,038*6)+(0,076*5)+(0,050*6)+(0,108*4)+(0,108*6)+(0,022*7)+(0,032*7)+(0,1*7) =5,296;

Второй вид Kар =4,178;

Третий вид Kар =4,409.

Среднее квадратическое взвешенное:

Первый вид

Kквад= ((0,0882*72)+(0,0382*72)+(0,1132*72)+(0,0382*72)+(0,0382*72)+

(0,0572*62)+(0,0172*52)+(0,0382*62)+(0,0382*62)+(0,0762*52)+(0,0502*62)+(0,1082*42)+(0,1082*62)+(0,0222*72)+(0,0322*72)+(0,12*72))= 3,776;

Второй Kквад=3,917;

Третий Kквад=4,148.

Среднее гармоническое взвешенное:

Первый вид

Kгар=1/((0,088/7)+(0,038/7)+(0,113/7)+(0,038/7)+..=6,410

Второй производитель Kгар=6,439;

Третий производитель Kгар= 6,506.

Среднее геометрическое взвешенное:

Первый производитель

Kгеом=70,088*70,038*70,113*70,038*70,038*60,057*50,017*60,038*60,038*50,076*60,050*40,108*60,108*70,022*70,032*70,1=5,66

Второй Kгеом=6,69

Третий Kгеом=5,93

Результаты сведены в таблицу 17.

Таблица 17- Комплексные показатели уровня качества продукции

Наименование показателя

Оценка показателей качества


1 вид, Дарко

2 вид, Знатные продукты

3 вид, Домашние

1

2

3

4

Среднее арифметическое взвешенное

5,296

4,178

4,409

Среднее квадратическое взвешенное

3,776

3,917

4,148

Среднее гармоническое взвешенное

6,410

6,439

6,506

Среднее геометрическое взвешенное

5,66

6,69

5,93


Вывод: Для экспертной оценки целесообразно использовать среднее арифметическое взвешивание, так как здесь лучше прослеживается разница между лучшим объектом и стоящим за ним.

По результатам комплексной оценки качества лучшей продукцией являются вареники с картофелем фирмы «Дарко».

. Выводы

В результате определения коэффициента конкордации W= 0,8, это говорит о том, что мнение экспертов согласовано.

Единичными показателями продукта являются 16 показателей.

При обработке результатов экспертного опроса по дифференциальной оценке выяснилось, что согласованность экспертов высокая во всех свойствах.

При выяснении качества экспертов с помощью критерия Пирсона, определили, что первый эксперт лучший, а шестой признан худшим, а во всех остальных случаях качество экспертов приблизительно одинаково.

Для экспертной оценки целесообразно использовать среднее арифметическое взвешивание, так как здесь лучше прослеживается разница между лучшим объектом и стоящим за ним.

В результате проведенных квалиметрических расчетов субъекту оценки можно дать совет выбирать вареники с картофелем «Дарко».

4. Список использованной литературы

1 Андрест Б.В. Грибы.- издательство “Экономика”,-М.-1968г., 110 с.;

Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. Курс лекций.-М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000-320с.

Нормативно- технические документы

3 ГОСТ 22732-77 «Методы оценки уровня качества промышленной продукции. Основные положения»;

ГОСТ 22851-77 «Выбор номенклатуры показателей качества»;

ТУ9165-001-47128316-2004.

Приложение А

Ситуация оценивания

Методика оценивания предназначена для сравнительной оценки вареников с картофелем трех производителей: Дарко, Знатные продукты, Домашние.

Субъектом оценки является семья из пяти человек, материальное положение которой позволяет выбор качественного продукта без учета стоимости.

Основное требование, предъявляемое к продукту - выраженность вкуса, свойственного данному виду продукта.

Потребитель предпочитает вареники не слипшиеся, недеформированные, поверхность обязательно должна быть сухой, начинка не должна выступать за края теста.

Сваренные вареники должны иметь приятный вкус и аромат, соответствующие применяемому сырью, без постороннего привкуса и запаха.

Желательно, чтобы цвет теста вареников в одной пачке был однородным и белым с легким кремоватым оттенком.

Потребители предпочитают вареники в упаковке красочной формы с обязательным указанием информации об изготовителе.

Характеристики критерии оценки

Точность критерий - упрощенная. При этом γ процентное значение показателей равно 0,95 (95%).

Функциональная оценка не требуется.

Единая шкала оценки не требуется.

Временная оценка в разные периоды не требуется.

Уровень социальной иерархии - низший.

Оценка выражается с помощью шкалы рангов.

Максимальное допустимое время проведения оценки восемь месяцев.

Оценка производится однократно.

Будет оцениваться конкретный объект.

Ручная технология оценки.

Дифференциальная оценка объекта не требуется.

Оприрорная информация об оценки качества объектов аналогичных оцениванию нет.

Вспомогательные материалы: ТУ9165-001-47128316-2004, лекции по квалиметрии, специальная учебная литература.

Допустимые затраты на разработку методики оценки два часа.

Приложение Б

Полное дерево свойств карамель с начинкой

0

1

2

3

4

Интегральное качество

Полезность 0,1

Пищевая ценность 0,3

Белки 0,2




Жиры 0,1




Углеводы 0,7



Энергетическая ценность 0,3

Витамины 0,6




Минералы 0,4


Качество 0,8

Органолептика 0,2

Запах 0,2

Выраженность запаха, свойственного продукту 0,7





Отсутствие постороннего запаха 0,3




Вкус 0,3

Выраженность вкуса, свойственного применяемому сырью 0,6





Приятность 0,2





Отсутствие постороннего привкуса 0,2




Внешний вид 0,3

Отсутствие слипшихся вареников 0,3





Сухость поверхности 0,1





Отсутствие деформации 0,1





Отсутствие выступов начинки на краях теста 0,5




Цвет 0,2

Однородность 0,5





Интенсивность кремового оттенка 0,5



Эстетичность 0,2

Информативность 0,2

Наличие информации о составе продукта 0,5





Наличие информации о изготовителе 0,5




Красочность 0,8

Оформление рисунка на этикетке 0,4





Яркость цветов 0,6


Экономичность 0,1


Приложение В

Усеченное дерево свойств

вареник потребитель качество показатель

0

1

2

3

4

Интегральное качество

Качество 0,9

Органолептика 0,7

Запах 0,2

Свойственный продукту 0,7





Отсутствие посторонних запахов 0,3




Вкус 0,3

Наличие посторонних привкусов 0,6





Выраженность вкуса, свойственного применяемому сырью 0,2





Приятность 0,2




Внешний вид 0,3

Отсутствие слипшихся вареников 0,3





Отсутствие деформации 0,3





Сухость поверхности 0,2





Отсутствие выступов начинки на краях теста 0,2




Цвет 0,2

Однородность 0,6





Интенсивность кремового оттенка 0,4



Эстетичность 0,3

Информативность 0,8

Наличие информации о составе продукта 0,5





Наличие информации о изготовителе 0,5




Красочность оформления 0,2

Оформление рисунка на этикетке 0,4





Яркость цветов 0,6


Экономичность 0,1


Приложение Г

Анкета № 1

Определение коэффициентов весомости органолептических показателей

Уважаемый эксперт!

Прежде чем приступить к работе внимательно прочтите пояснительную записку!

Пояснительная записка

Анкетирование проводится с целью написания курсового проекта по определению качества продукции - вареники с картофелем, экспертным методом по набору показателей качества характеризующих одно из свойств продукта. В предложенной анкете для опроса используется метод анкетирования. Вам необходимо в письменном виде заполнить предлагаемую анкету, руководствуясь пояснительной запиской.

Всю дополнительную и интересующую Вас информацию Вы можете получить, обратившись к _______________________

(ФИО, адрес, телефон)

Для заполнения анкеты Вам могут быть необходимы следующие понятия:

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих её способность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением;

Качественная оценка - выражается словесным описанием;

Количественная оценка - выражается цифровым способом;

Коэффициент весомости - количественная характеристика значимости показателя продукции среди других показателей её качества;

Ранг- распределение цифр в определённом порядке;

Проранжировать - упорядочить.

Процедура определения рангов заключается в следующем:

В соответствии с Вашим представлением о важности показателя качества, предлагается "непосредственным ранжированием" упорядочить эти показатели, причём наиболее важному на Ваш взгляд показателю, Вы присваиваете "ранг 1", следующему по важности "ранг 2" и т.д. вплоть до последнего ранга.

Проставляя ранги, не забывайте: в данном случае Вы поступаете не как потребитель, а как эксперт - специалист в пищевой промышленности.

Заранее благодарим Вас за проделанную работу!

Пример заполнения

Показатель

Ранг

Запах


Вкус


Внешний вид


Цвет



Приложение Д

Результаты опроса первого тура:

Показатель

Номер эксперта


1

2

3

4

5

6

7

Запах

2

1

2

2

1

2

2

Вкус

1

2

1

1

2

1

1

Вешний вид

3

4

3

3

4

4

4

Цвет

4

3

4

4

3

3

3


Приложение Е

Результаты опроса второго тура:

Показатель

Номер эксперта


1

2

3

4

5

6

7

Запах

2

1

2

2

1

1

2

Вкус

1

2

1

1

2

2

1

Вешний вид

4

4

3

3

4

4

4

Цвет

3

3

4

4

3

3

3


Приложение Ж

Анкета № 2 нахождение единичных показателей качества

Вареники с картофелем

Уважаемый эксперт!

Убедительная просьба, до начала работы, внимательно прочтите пояснительную записку!

Пояснительная записка

Анкетирование проводится с целью написания курсового проекта по определению качества вареников с картофелем, экспертно-статистическим методом по набору показателей качества (показатель качества продукции характеризует одно из его свойств).

Вашему вниманию предлагаются графики, по которым Вы сможете определить количество баллов, которые Вы хотите поставить каждому единичному показателю.

Данная анкета используется для опроса методом анкетирования. Это значит, что Вам необходимо заполнить в письменном виде данную анкету, руководствуясь пояснительной запиской.

Всю дополнительную и интересующую Вас информацию Вы можете получить, обратившись к __________________________________

(ФИО, адрес, телефон)

Для заполнения анкеты Вам могут быть необходимы следующие понятия:

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих её способность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением;

Органолептический метод- метод, основанный на качественной и количественной оценке ответной реакции органов чувств человека на свойства продукта;

Качественная оценка - выражается словесным описанием;

Количественная оценка - выражается цифровым способом;

Единичный показатель продукции - показатель качества продукции, характеризующей одно из его свойств.

Вам необходимо на графике найти ту позицию, которую Вы отдаёте данному единичному показателю качества.

Пример заполнения анкеты.

После того как Вы попробовали продукцию, Вами было установлено, что образец продукции имеет слабо выраженный вкус. Далее Вы смотрите по графику, что слабовыраженный вкус соответствует определённому количеству баллов. Именно эту оценку Вы и вносите в анкету в соответствующую графу.

Заранее благодарим Вас за проделанную работу!

Результаты заполнения:

Свойство

Наименование показателя

Значения показателей качества



1 производитель

2 производитель

3 производитель

1.Запах свойственный изделию

Показатель выраженности запаха свойственного продукту

7777777

6666666

7777777

2.Отсутствие посторонних запахов

Показатель наличия посторонних запахов

7777777

7777777

7777777

3.Выраженность вкуса

Показатель выраженности вкуса

7777777

7777777

7777777

4.Приятность вкуса

Показатель приятности вкуса

7777777

7777777

7777777

5.Отсутствие посторонних привкуса

Показатель наличия постороннего привкуса

7777777

666666

6.Однородность цвета

Показатель однородности цвета

6666666

7777777

7777777

7.Интенсивность кремоватого оттенка

Показатель наличия оттенка

5555555

5555555

5555555

8.Отсутствие деформации

Показатель целостности

666666

7777777

7777777

9.Сухость поверхности

Показатель состояния поверхности

6666666

5555555

5555555

10.Отсутствие выступов начинки на краях теста

Показатель наличия дефектов

5555555

7777777

7777777

11.Яркость цветов этикетки

Показатель читаемости яркости цветов этикетки

6666666

7777777

7777777

12.Наличие рисунка на этикетке

Показатель оформления рисунка на этикетке

4444444

4444444

5555555

13.яркость цветового оформления этикеток

Показатель наличия информации о изготовителе

6666666

5555555

7777777

14. Цена продукта (экономичность)

Показатель экономичности

7777777

4444444

7777777


Приложение И

M1=0.7*0.2*0,7*0,9=0,088;

M2=0,3*0,2*0,7*0,9=0,038;

M3=0,6*0,3*0,7*0,9=0,113;

M4=0,2*0,3*0,7*0,9=0,038;

M5=0,2*0,3*0,7*0,9=0,038;

M6=0,3*0,3*0,7*0,9=0,057;

M7=0,3*0,3*0,7*0,9=0,057;

M8=0,2*0,3*0,7*0,9=0,038;

M9=0,2*0,3*0,7*0,9=0,038;

M10=0,6*0,2*0,7*0,9=0,076;

M11=0,4*0,2*0,7*0,9=0,050;

M12=0,5*0,8*0,3*0,9=0,108;

M13=0,5*0,8*0,3*0,9=0,108;

М14=0,4*0,2*0,3*0,9=0,022

М15=0,6*0,2*0,3*0,9=0,032

М16=0,1*1=0,1

Похожие работы на - Оценка качества вареников с картофелем

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!