необходимостью получения комплексной информации о рынке в сочетании с возможностями самого предприятия.
В процессе освещения вопроса администрирования проектов отдельно остановимся на значении таких понятий, как «власть» и «полномочия». Властью наделяют человека, которому предоставляют определенный статус (должность). Однако власть не дает гарантии успеха в реализации задуманного проекта. Власть - это ступенька на служебной лестнице. Власть не двигатель прогресса. Двигателем являются грамотно реализованные полномочия, то есть действия, которые может совершать лицо, наделенное властью их совершать. Однако в России чаще всего «власть» не равна «полномочиям», вы можете обладать властью (обязанностями), но не иметь возможности управлять процессом (не иметь прав на проведение тех или иных действий).
Очень большое значение в процессе проведения любого проекта имеют управляющая администрация и лидер проекта. Невозможно быть лидером любого проекта, не обладая одновременно властью и полномочиями. Власть обязует, определяет область ответственности. Полномочия в совершенной организационной структуре являются неотъемлемой составляющей власти. Полномочия определены в должностной инструкции, признаются подчиненными, реализуются по вертикали власти.
Этап 2. Исследование источников получения информации и формата имеющихся данных. Исследуя информационные ресурсы, которые формируют и используют сотрудники отдела маркетинга в своей работе, можно проанализировать реальный функционал, сосредоточенный в отделе маркетинга.
Этап 3. Анализ компетенций персонала. На этом этапе нужно рассмотреть не только компетенции работников, участвующих в проекте, но и наличие сотрудников, способных выполнить те задачи, которые ставит перед ним руководитель. Напоминаю, что руководителя проекта интересует наличие необходимых трудовых ресурсов, способных выполнить поставленные, в рамках проекта, задачи в срок (в случае, если проект полностью ведут сотрудники предприятия).
Этап 4. Анализ положения предприятия на рынке (оценка рыночной позиции предприятия).
Этап 5-8. Аудит marketing-mix. Аналитик отдела маркетинга исследует данные, полученные в результате оценки рыночной ситуации, а также анализирует собранную внутреннюю информацию. Результатом являются отчеты, содержащие информацию о работе инструментов маркетинга предприятия, а также оценку подразделения маркетинга с точки зрения выполнения им вмененного функционала.
Этап 9. Формирование предложений по итогам проведенного аудита маркетинга предприятия. В ходе проведения аудита маркетинга должны быть выработаны и предложены руководству предприятия к реализации предложения по совершенствованию системы маркетинга на предприятии.
Отчет о результатах работы маркетингового аудита должна включать следующую информацию:
) важные маркетинговые ресурсы предприятия и перечень определяющих маркетинговых потребностей предприятия, хорошо и плохо выполненных маркетинговых работ;
) информацию о маркетинговой позиции фирмы в отношении потребителей, конкурентов, поставщиков и других лиц;
) оценку современной маркетинговой деятельности;
) перечень маркетинговых ресурсов и компетенций, которые, по мнению аудитора, должно получить предприятие;
) рекомендации аудитора относительно будущей политики предприятия на рынке, особенно с точки зрения маркетинга и возможного эффекта.
Следует отметить, что маркетинговый аудит не является проверкой эффективности работы отдела маркетинга, - это оценка как состояния внутренних дел предприятия (организации или фирмы), так и его позиции на рынке. Целью маркетингового аудита является финансовый анализ составляющих бизнеса, его хозяйственной сферы деятельности, исследование развития перспектив предприятия.
Таким образом, маркетинговый аудит является эффективным и ключевым механизмом в регулировании и контроле деятельности предприятия. Он дает возможность вовремя обнаружить нечетко определенные цели, неэффективную стратегию, недостатки в организации маркетинга, устранить недостатки в планировании или контроле маркетинговой активности и т.д. Поэтому маркетинговый аудит справедливо считается методологической основой для проведения стратегических изменений в деятельности любого предприятия. Проведение аудита маркетинга предпочтительнее реализовать в форме проекта, а управляя любым проектом (руководство отделом, или единичным бизнес-проектом), руководитель должен иметь возможность распоряжаться выделенными под этот проект ресурсами.
2. Анализ маркетингового аудита на предприятии ОАО «Пекарь»
.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
В марте 2012 г. руководство компании ОАО «Пекарь» обратилось к группе консультантов по маркетингу с предложением о проведении маркетингового аудита компании.
На первой встрече президент «Пекарь», являющийся одним из собственников компании, заявил о необходимости проведения изменений в компании. На первом этапе встречи понятием «маркетинговый аудит компании» он не оперировал. Консультантам было предложено провести анализ деятельности предприятия на предмет выявления «узких мест», выявления возможностей увеличения продаж и снижения издержек. Надо отметить, что это довольно стандартные формулировки задач, которые чаще всего ставятся перед консультантами. Уже в ходе первой встречи стало понятно, что цели приглашения консультантов не до конца оформились в сознании руководства компании и на первом этапе сотрудничества необходима совместная выработка и постановка целей взаимодействия консультант - компания. Необходимо было четко выработать и поставить перед консультантами маркетинговые цели. Уже на этом этапе чувствовалось противодействие. Коммерческий директор компании на одной из встреч заявил о том, что «задача консультантов - проанализировать рынок и найти возможности увеличения объемов сбыта». Также было заявлено, что необходимости в анализе внутренней информации нет. Такая постановка задачи не могла устроить консультантов.
Президенту компании было заявлено о необходимости доступа к маркетинговой информации, находящейся внутри предприятия, более четкой постановке цели. Перед проведением маркетинговых мероприятий необходимо было заручиться поддержкой руководства компании и поставить цели. По результатам еще одной встречи с президентом компании консультантами были предложены следующие мероприятия в области маркетинга:анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз),
ассортиментный (портфельный) анализ,
анализ издержек компании,
разработка рыночной стратегии,
организация отдела маркетинга «под ключ».
Все эти мероприятия было предложено провести в рамках маркетингового аудита компании, а организацию отдела маркетинга по его результатам.
Консультанты понимали, что во время и по результатам маркетингового аудита у руководства компании могут возникнуть потребности в дополнительном объеме информации, а также может произойти расширение круга изучаемых вопросов. Информация об этом была доведена до первых лиц компании.
Заручившись одобрением руководства компании, консультанты приступили к работе.
Первым шагом было составление паспорта компании.
Паспорт ОАО «Пекарь»
Дата составления: 15.02.12
Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество
Год образования: 1997
Кол-во сотрудников: 110 чел., в т. ч. 70 человек задействованы на производстве и складском хозяйстве
Сфера деятельности компании: производство и реализация продуктов питания
Товары и рынки (ассортиментный ряд):
Продукция собственного производства:
) Кексы с фруктовыми наполнителями в упаковке длительного хранения (400 гр., 800 гр.).
) Пироги с кремовой начинкой в упаковке длительного хранения (700 гр).
) Печенье сдобное весовое фигурное.
Реализация продукции по условиям дилерского договора: (ОАО «Пекарь» является официальным дилером ООО «Сибирские сухари» по Москве и Московскому региону)
А) Сухарики-гренки в упаковке длительного хранения (50 гр.).
Собственные производственные мощности (выпуск продукции):
А) Кексы с фруктовыми наполнителями в упаковке длительного хранения (400 гр) - 300 000 шт. /мес.
Б) Кексы с фруктовыми наполнителями в упаковке длительного хранения (800 гр) - 200 000 шт. /мес.
В) Пироги с кремовой начинкой в упаковке длительного хранения (700 гр) - 120 000 шт. /мес.
Г) Печенье сдобное весовое фигурное - 60 000 кг. / мес.
Наименование продукцииВыпуск шт. (кг) /месКекс с фруктовым наполнителем в упаковке длительного хранения (400 грамм)300 000Кекс с фруктовым наполнителем в упаковке длительного хранения (800 грамм)200 000Пироги с кремовой начинкой в упаковке длительного хранения (700 грамм)120 000Печенье сдобное весовое фигурное60 000
Поставки продукции по дилерскому договору с ООО «Сибирские сухари»
А) 1 000 000 пакетиков /мес.
Офис, производство, склад в одном месте (восток г. Москвы в пределах МКАД)
Площадь офисных помещений: 500 м. кв.
Площадь производственных помещений: 1200 м. кв.
Складские площади: 1000 м. кв.
Наличие региональных представительств:
г. Екатеринбург
г. Нижний Новгород
Система реализации товара:
Прямые оптовые продажи (доля в совокупном объеме продаж - 30%)
Реализация через ритейл, торговые точки, HoReCa (доля в совокупном объеме продаж - 35%)
Реализация через торговые представительства (доля в совокупном объеме продаж - 35%)
Отпускная стоимость реализуемого товара:
Себестоимость производства
Наименование продукцииСебестоимость производства руб./ед (кг)Кекс с фруктовым наполнителем в упаковке длительного хранения (400 грамм)11,00Кекс с фруктовым наполнителем в упаковке длительного хранения (800 грамм)17, 20Пироги с кремовой начинкой в упаковке длительного хранения (700 грамм)21,70Печенье сдобное весовое фигурное21,45Сухарики-гренки3,10 (+ транспорт)
Валовая выручка (план) руб. / мес.:
Наименование продукцииВаловая выручка руб./месКекс с фруктовым наполнителем в упаковке длительного хранения (400 грамм)4 350 000Кекс с фруктовым наполнителем в упаковке длительного хранения (800 грамм)4 360 000Пироги с кремовой начинкой в упаковке длительного хранения (700 грамм)3 060 000Печенье сдобное весовое фигурное1 620 000Сухарики-гренки4 000 000ИТОГО:17 390 000
Вклад в валовую выручку по ассортименту
Наименование продукции% вклада в валовую выручкуКекс с фруктовым наполнителем в упаковке длительного хранения (400 грамм)25%Кекс с фруктовым наполнителем в упаковке длительного хранения (800 грамм)25%Пироги с кремовой начинкой в упаковке длительного хранения (700 грамм)17,6%Печенье сдобное весовое фигурное9,32%Сухарики-гренки23%
Плановая маржинальная прибыль руб. /мес.
Наименование продукцииПлановая маржинальная прибыль руб./месКекс с фруктовым наполнителем в упаковке длительного хранения (400 грамм)1 050 000Кекс с фруктовым наполнителем в упаковке длительного хранения (800 грамм)920 000Пироги с кремовой начинкой в упаковке длительного хранения (700 грамм)456 000Печенье сдобное весовое фигурное333 000Сухарики-гренки900 000ИТОГО:3 659 000
Вклад в маржинальную прибыль по ассортименту (план):
А) Кексы с фруктовыми наполнителями 400 гр. - 28,7%
Б) Кексы с фруктовыми наполнителями 800 гр. - 25,1%
В) Пироги с кремовой начинкой 700 гр. - 12,4%
Г) Печенье сдобное весовое - 9,2%
Д) Сухарики-гренки - 24,6%
Динамика продаж:
С ноября 2011 г. ежемесячный объем продаж составляет 70-75% от объемов месячного производства по всей товарной номенклатуре и поставок по условиям дилерского договора. Остатки реализуются по себестоимости в Подмосковье. По прогнозам директора по продажам, продажи в первой половине 2012 г. также будут падать.
Обзор рыночной ситуации (на основе экспертной оценки сотрудниками компании):
Компания работает в высоко конкурентных сегментах кондитерского рынка. По продукции собственного производства компании приходится конкурировать более чем с 20 производителями в Москве. В региональных представительствах сбыт затруднен из-за давления со стороны локальных брендов с более привлекательной ценой. Большинство московских производителей предлагают более широкую линейку продукции, привлекая клиентов ассортиментным рядом и скидками за объем. Прогнозируется дальнейший спад продаж на протяжении 2002 года.
Вопросы, которые беспокоят руководство компании:
Почему происходит спад объема продаж?
Какие действия необходимо предпринять для поддержания объема продаж на предыдущем уровне и его дальнейшего увеличения?
Какие направления товарной политики необходимо развивать?
Нужно ли привлекать кредит для развития производственной базы?
Какая сбытовая стратегия должна быть в регионах?
Для анализа сильных и слабых сторон компании, а также для оценки конкурентоспособности компании, консультанты предложили провести SWOT-анализ и АВС-анализ объема заказов.
2.2 Анализ маркетингового аудита данного предприятия
АВС-анализ.
Цель анализа объема заказов - регулярное отслеживание этого показателя и улучшение его значений. Поэтому необходимо ежемесячно или ежегодно рассчитывать средний объем заказов. Особое значение имеет выделение доли мелких заказов, поскольку их количество должно снижаться в результате систематической работы. Рекомендации консультантов по поводу проведения анализа объема заказов стали еще более актуальными, когда в ответ на требование президента компании сократить персонал службы сбыта в связи с сокращением объема продаж директор по продажам заявил, что только сейчас отдел сбыта начал работать в оптимальном режиме.
Также было сказано, что для более качественного обслуживания клиентов ему, возможно, понадобится привлекать дополнительные трудовые ресурсы.
Необходимо было выявить различия в структуре объемов заказов в период до падения объемов продаж и в настоящий период. Для сравнения были проанализированы структуры объемов заказов за октябрь и февраль.
Количество заказов ОАО «Пекарь» в период сентябрь 2011-февраль 2012 гг.
Количество заказов (ед./мес.)Сентябрь1569Октябрь1767Ноябрь1276Декабрь1118Январь913Февраль1189
Основные показатели, отмеченные консультантами при проведении анализа объемов заказов:
а)Отрицательная динамика количества заказов за период с сентября 2011 г. по февраль 2012 г. Отношение самого большого количества заказов за месяц (октябрь) к самому маленькому количеству заказов (январь) составляет 1,93, т.е. разница в количестве заказов в рассматриваемый период приближалась к 100%.
б)Изменилась средняя стоимость заказа: в октябре - 9 103 руб., в феврале - 10 238 руб. Валовая выручка составила: 16085750 руб. (октябрь) и 12 173 руб. (февраль). При уменьшении выручки практически на 25% произошло уменьшение количества заказов на 33%.
в)Три самые крупные группы заказов (64,5% от общего числа) дали 33% выручки в октябре, три самые крупные группы заказов в феврале (70,5% от общего числа) дали 66,8% выручки в феврале.
г)Самый большой вклад в выручку в октябре (24%) дала группа заказов, составляющая 8,72% от их общего числа; самый большой вклад в выручку в феврале (52%) дала группа заказов, составляющая 10,7% от общего числа.
В связи с тем что затраты на управление и сбыт возрастают пропорционально росту количества заказов, необходимо срочное совершенствование структуры объемов заказов, что позволило бы экономить значительные средства в сфере сбыта и производства. За счет снижения количества мелких заказов отдел сбыта может уделить больше времени поиску новых выгодных заказов.
Структура объемов заказов ОАО «Пекарь» в период до падения объемов продаж и в настоящий период
Анализ структуры объемов заказовЗаказы объемом от - до, руб.ЗАКАЗЫ/ОКТЯБРЬ: нарастающим итогомВЫРУЧКА/ОКТЯБРЬ: нарастающим итогомКол-во%Кол-во (нараст. Итогом)%руб.%руб. (нараст. Итогом)%0-3.00053630.3353630.33804287.55804287.553.001-5.50037821.3991451.731608575102412862.5155.501-850019511.04110962.761367288.758.53780151.2523.58.501-11.0001076.055121668.821045573.756.548257253011.001-14.50022712.85144381.66289543518772116048> 30.000683.84817671002734577.51716085750100Итого:176710016085750100Заказы объемом от - до, руб.ЗАКАЗЫ/ФЕВРАЛЬ: нарастающим итогомВЫРУЧКА/ФЕВРАЛЬ: нарастающим итогомКол-во%Кол-во (нараст. Итогом)%руб.%руб. (нараст. Итогом)%0-3.00056847.7756847.77852110785211073.001-5.50014312.0371159.860865051460760125.501-8500786.5678966.365477854.5200854516.5Итого:118910012173000100
Выводы, сделанные консультантами при проведении анализа объемов заказов:
а)Портфель заказов крайне несбалансирован. Присутствуют крупные группы заказов, приносящие 5% валовой выручки, но имеющие в общем количестве заказов 30,3% (октябрь). В феврале группа, составляющая 47,8% от общего числа заказов, принесла 7% от валовой выручки.
б)Портфель заказов сильно смещен в сторону мелкооптовых клиентов.
в)При положительной динамике привлечения крупнооптовых клиентов их количество не является достаточным.
г)В феврале наблюдается отток клиентов, делающих средние по объемам закупки.
д)Шкала учета объемов заказов сильно смещена в сторону мелкооптовых клиентов, что приводит к учету средних клиентов как крупнооптовых.
Предложенные рекомендации:
а)Введение минимальных партий по реализации.
б)Установление для минимальных партий цен, близких к рознице.
в)Разработка системы скидок для крупных заказов.
г)Отпуск мелких партий только при оплате наличными.
д)Упрощенные расчеты по мелким заказам и разработка системы, позволяющей оформлять заказ на несколько месяцев вперед.
Состав матрицы SWOT-анализа ОАО «Пекарь» (таблица).
Матрица SWOT-анализа ОАО «Пекарь»
Возможности - привлечение капитала для инвестиций в развитие компании - расширение производственной базы - привлечение новых поставщиков сырья и товаров - создание региональной сбытовой сети - интеграция с сырьевыми, производственными, сбытовыми структурами - создание и развитие марочных продуктов - выход на смежные рынкиУгрозы - высокий уровень конкуренции - ценовой демпинг конкурентов - развитие марочных продуктов на рынке - высокие ставки привлечения капитала - потеря поставщиков сырья и отказ от поставок продукции по дилерскому договоруСильные стороны предприятия - современная производственная база - широкая клиентская база - владение оригинальной рецептурой - возможность расширения выпускаемого ассортимента - реализация продукции собственного производства - наличие воли руководства к развитию бизнесаСлабые стороны предприятия - отсутствие стратегического планирования - отсутствие свободных средств для развития компании - высокие постоянные затраты на управление и сбыт - слабое управление взаимоотношениями с клиентами - отсутствие маркетингового мышления
По результатам проведения комплекса маркетингового аудита для ОАО «Пекарь» были предложены следующие мероприятия:
а)Расширение ассортимента предлагаемой продукции.
б)Разработка системы скидок для привлечения и удержания клиентов, закупающих большие партии.
в)Географическое расширение рынков сбыта за счет прямых продаж и построения дилерской сети.
г)Отказ от построения системы собственных региональных представительств в связи с высокими издержками на их содержание.
д)В целях удержания мелкооптовых клиентов и развития розничных продаж, а также для успешной работы с предприятиями системы HoReCa, создание сети фирменных розничных магазинов с возможностью заказа мелкооптовых партий и изготовления кондитерских изделий на заказ.
е)Кредит, который в ближайшее время будет получен предприятием, предлагается инвестировать в развитие производства и приобретение оборудования, обеспечивающее продукцией (пирожные, торты, выпечка) фирменные розничные магазины.
ж)Развитие в регионах стандарта розничного магазина по системе франчайзинга. Развитие торговой марки сети розничных магазинов.
з)Расширение круга поставщиков на условиях дилерских договоров для большего удовлетворения крупнооптовых клиентов.
и)Создание продуктовой торговой марки в премиальном сегменте.
к)В заключение главы можно сказать: маркетинговый аудит дает понимание, насколько эффективна оказалась маркетинговая стратегия компании, выявить все недостатки, пятна, неадекватности. И, если аудит дает положительное заключение, то компания может быть полна оптимизма - и смело двигаться дальше.
3. Совершенствование процесса маркетингового аудита
.1 Основные направления совершенствования
Главным методологическим приемом маркетингового аудита является перечень вопросов, на которые предстоит искать ответы. От того, насколько полным и правильным будет этот перечень, во многом зависит эффективность процедуры аудита. Все вопросы можно разделить на шесть основных категорий оценки:
. Оценка внешней хозяйственной среды. Она проводится в двух аспектах: анализ параметров макроэкономической среды и анализ внешнего окружения самого предприятия (параметры микроэкономики). При этом предстоит получить прежде всего ответы на такие вопросы (по группам факторов):
·какие демографические факторы и тенденции могут представлять наибольшую угрозу или, напротив, открывают наилучшие возможности для вашего бизнеса?
б) экономические:
·каковы основные тенденции (изменения) в уровне цен, доходов населения, сбережений и условий предоставления или получения кредита могут повлиять на ваш бизнес в будущем?
в) экологические:
·каковы прогнозы относительно степени доступности и стоимости в будущем природных и энергетических ресурсов?
г) научно-технические (технологические):
·какие основные изменения произошли или происходят в технологии изготовления вашего продукта или в его конструкции?
·какие позиции занимает ваша компания в области этих технологий?
д) политические:
·какие из предложенных или находящихся в стадии принятия законодательные или нормативные акты могут повлиять на ваш бизнес, на вашу стратегию и тактику маркетинга?
е) культурные:
·каково отношение общественности к выпускаемым вами изделиям или предоставляемым услугам?
2. Аудит целей и стратегий маркетинга. Такого рода анализ призван показать состоятельность и достижимость главной цели предприятия или фирмы (миссии) и основных целей в области маркетинга. Соответственно нужно получить ответы на следующие вопросы:
а) оценка главной цели (миссии):
·насколько четко сформулирована главная цель компании в терминах маркетинга?
·осязаема ли она и реализуема ли на практике?
б) цели в области маркетинга:
·сформулированы ли общие цели компании и цели маркетинга в форме четких показателей и нормативов, которые можно использовать при составлении плана маркетинга и измерении результатов хозяйственной деятельности предприятия или фирмы?
в) стратегии маркетинга:
·есть ли у руководства компании вообще четкая и ясная стратегия достижения поставленных целей в области маркетинга?
·реализуется ли эта стратегия?
. Оценка структуры управления маркетингом. Она позволяет сделать заключение о том, правильно ли распределены функции маркетинга, необходимые для их эффективного выполнения полномочия и ответственность в компании. Основными вопросами здесь могут быть следующие:
а) структуры:
·достаточно ли высоким является в компании статус должностного лица, отвечающего за маркетинг, с тем, чтобы обеспечить надлежащий уровень удовлетворения потребителей?
б) эффективность работы:
·налажено ли хорошее взаимодействие между службой исследования рынка и отделом сбыта компании?
в) взаимоотношения служб:
·существуют ли серьезные проблемы во взаимоотношениях между службой исследования рынка, с одной стороны, и производственными, инженерными, финансовыми, бухгалтерскими службами, отделом материально-технического снабжения и т.д., - с другой?
4. Аудит основных систем маркетинга. В рамках такого анализа предстоит оценить эффективность информационных систем маркетинга в компании, систем планирования и контроля за исполнением плана маркетинга. Основными вопросами в этом случае могут быть следующие:
а) информационные системы:
·насколько оперативно поступает информация о состоянии рынка (о нуждах и запросах потребителей, перспективах спроса, действиях конкурентов, отношении дилеров к вашей компании и т.п.)?
б) системы планирования:
·насколько точны прогнозы сбыта?
·составляется ли интегрированный план маркетинга в компании?
в) системы контроля:
·существует ли четкий регламент и процедуры периодического контроля и составления отчетов об исполнении мероприятий плана маркетинга?
·оценивается ли на периодической основе бюджет маркетинга и эффективность его отдельных статей, эффективность затрат на отдельные мероприятия плана маркетинга?
г) разработка новых продуктов:
·организована ли компания таким образом, чтобы собирать, генерировать, поддерживать и реализовывать новые идеи и разработки?
5. Оценка эффективности бюджета маркетинга. Главное здесь - проанализировать, насколько оправданными являются затраты на различного рода маркетинговые мероприятия и работы. Анализ проводится по принципу «затраты-выгода», т.е. сопоставления полученной прибыли и понесенных при этом затрат:
а) прибыль:
·как различается прибыль компании по регионам сбыта, видам изделий и услуг, каналам сбыта?
б) издержки:
·не кажутся ли вам отдельные виды маркетинговой работы чрезмерно дорогими? Какие шаги по сокращению издержек могут быть предприняты? Когда их следует осуществить?
6. Оценка результативности маркетинговых исследований. В сущности такой аудит позволяет оценить прежде всего эффективность работы самой службы исследования рынка. Поэтому все вопросы здесь примерно соответствуют формату, принятому в модели «4Р»:
а) продукт:
·каковы цели компании в отношении ассортимента выпускаемой продукции? Насколько они реалистичны?
·соответствует ли нынешний ассортимент изделий и услуг поставленным целям? Если нет, то почему?
б) цена:
·каковы цели и стратегии в ценовой политике компании? Какие процедуры к определению цен в ней используются?
в) каналы сбыта:
·насколько эффективно действуют различные сбытовые посредники?
г) продвижение продукта:
·каковы цели рекламы ваших продуктов? Хорошо ли они звучат?
·достаточным ли является уровень расходов на рекламу?
д) сбытовой персонал:
·какие цели поставлены перед вашим сбытовым персоналом?
·достаточно ли сотрудников в штате отдела сбыта вашей компании?
Ответы на эти и аналогичного плана вопросы позволяют руководству предприятия сконцентрировать свое внимание на наиболее острых и важных проблемах. Маркетинговый аудит приобретает особое значение при составлении отчетов об исполнении интегрированного плана маркетинга, выработке рекомендаций по корректировке такого плана для успешного достижения поставленных в нем целей.
Заключение
Маркетинговый аудит предприятия в самое ближайшее время станет комплексным инструментом в руках маркетологов и управленцев высшего звена, позволяющим на основании проведения ряда методик и интерпретации полученных данных диагностировать уровень развития предприятия, соответствие проводимой политики целям и планам компании. Традиционные и современные методики (SWOT-анализ, АВС-анализ, функционально-стоимостный анализ и другие) позволяют на основе полученных данных разрабатывать и корректировать рыночную стратегию компании, проводить комплексные мероприятия, способствующие получению более объективной оценки стоимости компании. Все чаще при определении рыночной стоимости компании или торговой марки стали применяться методы не только финансовой оценки, но и результаты маркетинговой диагностики предприятия или торговой марки. И можно с уверенностью сказать, что это направление будет активно развиваться.
На страницах данной работы рассматривался ряд мероприятий, проведенных в ходе маркетингового аудита на ОАО «Пекарь» консультантами по маркетингу и управлению. Результаты, полученные в ходе и по итогам маркетингового аудита, произвели на руководство компании довольно значительное впечатление. Конечно, нельзя говорить о том, что многие из тех проблем, которые выявили консультанты при проведении аудита, стали для руководства компании новостью, но именно комплекс, сочетание некоторых из них, показали, что при отсутствии мероприятий по устранению выявленных «узких мест», успешное ведение дел в компании будет под угрозой. И это тем более было важно для дальнейшего развития компании, которая в самой ближайшей перспективе планировала привлечь заемные средства.
Маркетинговый аудит, проведенный на ОАО «Пекарь» позволил выявить сильные и слабые стороны рыночной политики, проводимой руководством компании. Повысилась и общая маркетинговая культура в компании. Была осознанна необходимость регулярного маркетинга в компании, общения с консультантами по управлению и создания собственной службы маркетинга.
Была определена сущность маркетингового аудита, которая заключается в ревизии системы маркетинга предприятия с целью повышения эффективности маркетинговой деятельности. Удалось убедиться в эффективности маркетингового аудита, как способа организации современного маркетинга, т.к. он даёт оценку деятельности предприятия, оценивает перспективность бизнеса. Нам также удалось доказать эффективность маркетингового аудита, т.к. помимо оценки данный способ активно используется с целью ликвидации недостатков в производственной деятельности предприятия. Также удалось убедиться в том, что аудит также способствует совершенствованию управления предприятием, какой-либо коммерческой структурой. Как вывод, это является важным для предприятий нашего гос-ва, с целью повышения их эффективности, а также улучшения системы маркетинга в Украине.
Также в ходе исследования были проанализированы приёмы маркетингового аудита, заключающиеся в определении внешней хозяйственной среды, в которой действует предприятие или фирма, целей и стратегий предприятия или фирмы в сфере маркетинга, направлены на организацию структуры управления маркетингом, эффективности выполнения основных функций маркетинга в компании, определяют основные систем маркетинга, финансовую эффективность мероприятий по маркетингу и бюджета маркетинга, результативность в исследовании рынка. Так или иначе, но именно благодаря данным приёмам возможно провести маркетинговый аудит на предприятии.
Таким образом решив поставленные задачи нам удалось добиться реализации поставленной цели, раскрыть сущность маркетингового аудита, а также проанализировать его приёмы. Важным является то, что благодаря маркетинговому аудиту, а также его приёмам, можно совершенствовать производственную деятельность, управление предприятиями, что является важным для России в условиях нынешней экономической ситуации.
Список литературы
1. Воронин С.И. Маркетинг. Руководство по разработке курсовых работ: Уч. Пособие. Воронеж: ВГТУ, 2003. - 120 с.
. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Бизнес-книга, - 2002. - 237 с.
. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, - 2006. - 720 с.
. Обри У. Аудит маркетинга. - М.: Бизнес-книга, - 2005. - 122 с.
. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. - М.: КНОРУС, 2005. - 456 с.
. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учеб. / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 383 с
. Черняховская, Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т.Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2008. - 533 с. - (Основы наук).
. Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. - СПб.: Питер, 2000. - 213 с.
. Перцовский Н.И. Маркетинг: Краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий. М.: Дашков и Ко, 2008
. Годин, А.М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» / А.М. Годин. - Москва: Дашков и Кº, 2010. - 671 с.
. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2007.-416 с.
. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб.пособие/ Пер. с нем. А.М. Макарова; Под ред. И.С. Минко. - М.: Высш.шк., 2005. - 255 с.
. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер. с нем. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 334 с.
. Соловьев Б.А. Управлени маркетингом: 17 - модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. - М.: «Инфра - М», 2005. - 336 с.