Прогноз развития рынка автомобилей в РФ

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,84 Мб
  • Опубликовано:
    2015-07-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прогноз развития рынка автомобилей в РФ

Содержание

Обзор рынка автомобилей в РФ

Прогноз развития рынка автомобилей в РФ

Выводы

Список использованной литературы

Обзор рынка автомобилей в РФ

Рыночные тенденции:

.        Тенденция продаж.

Старт программы утилизации старых автомобилей в марте 2010 года дал толчок к росту продаж и восстановлению рынка, благодаря чему, автомобильный рынок вышел на траекторию самостоятельного роста за счет общего оздоровления экономики, роста среднедушевых доходов, восстановления рынка кредитов на автомобили.

Рис.1 Динамика продаж легковых автомобилей в РФ в 2008-2011 гг., тыс. шт.

.        Сравнительная динамика продаж.

Продление программы утилизации старых автомобилей на 2011 год стимулировало рост продаж новых автомобилей за полгода в среднем на 10% в месяц. Общий объем продаж за первую половину 2011 года приближается к докризисному уровню.

Рис.2 Сравнительная динамика продаж легковых автомобилей в РФ за 2008-2011 гг., тыс. шт.

В 2011 году продажи легковых автомобилей с января по июнь превысили предкризисный уровень продаж 2007 года за аналогичный период, достигнув 1 154 тыс. автомобилей.

Высокие темпы роста продаж + 56% за 6 мес. Обусловлены восстановлением экономики, рынка авто кредитования, достигшего уровня 40% автомобилей, купленных в кредит, а так же продлением действия программы утилизации за 2011 год. После окончания действия программы утилизации темпы роста рынка понизятся.

Доля и прирост иностранных марок выше, чем у отечественных. «Благодаря перенесению производств иностранных марок в Россию и их удешевлению, они пользуются все большей популярностью». Количество иномарок, произведенных в России в первой половине 2011 года почти на 50% выше, чем в 2010 году за аналогичный период.


Среди марок, участвующих в программе утилизации, наиболее динамичный рост показали модели, на которые действовал наибольший дисконт: LADA 2105/2107 и LADA Kalina. «Рост российского рынка автомобилей в июле 2011 года резко замедлился и составил все 27%, после кризисный эффект отложенного спроса исчерпан. Кроме того, рост затормозили проблемы японских концернов - продажи Toyota, которые еще в марте росли на 168%, в июле упали на 11%».

Традиционно больше всего автомобилей (50,5 тыс.) в июле 2011 года удалось продать АвтоВАЗу, но при этом впервые после кризиса продажи LADA упали на 3% из-за завершения государственной программы утилизации. Помимо этого, для АвтоВАЗа актуальны следующие трудности:

§  «дефицит автомобилей Kalina из-за подготовки к производству LADA Granta;

§  по Priora наблюдается нехватка самых ходовых комплектаций;

§  мощности по выпуску Lada 4x4 исчерпали потенциал роста;

§  выпуск классики снижен в связи с переводом производства на ИжАвто».

Прогноз развития рынка автомобилей в РФ

Для прогнозирования были построены две математические модели, описывающие два разных этапа развития рынка:

o   Краткосрочная модель (2013-2014 гг.). Оценивает влияние сезонных факторов и мер государственного регулирования отрасли на этапе восстановления рынка.

o   Долгосрочная модель (2014-2020 гг.). Оценивает влияние макроэкономических факторов на темпы роста рынка в период его восстановления и развития.

Факторы влияния, общие предпосылки:

§  Темпы восстановления экономики. Состояние экономики определяет общие условия выхода рынка автомобилей из рецессии: экономическое положение потребителей и производителей.

Восстановление мировой экономики, умеренный рост цен на нефть в 2010г. способствовали восстановлению российской экономики. В 2010г. был зафиксирован рост ВВП на 4%. Темпы роста российского ВВП в 2013-2014 гг. могут составить от 3% до 4,5%.

Рис.3 Валовой внутренний продукт РФ, трлн. руб.

§  Уровень доходов населения. Размер среднедушевых доходов взаимосвязан с уровнем обеспеченности автомобилями. Он определят потенциал спроса на автомобили.

Восстановление рынка труда, а также увеличение социальных расходов государства поддержали рост среднедушевых доходов в 2012 г. на уровне 4%. В зависимости от состояния экономики рост доходов в 2013-2014 г. может составить 4-5,5%. В дальнейшем темпы роста доходов возможны в диапазоне от 5 до 8% в год.

Рис.4 Среднедушевые доходы населения, тыс. руб. в месяц.

легковой автомобиль продажа рынок

§  Автомобильное кредитование. Состояние рынка кредиторов авто определяет скорость восстановления и роста рынка автомобилей.

Ставки по кредитам в среднем составляют 15% (в 2009г. 17-25%). В результате доля продаж в кредит в 2010г. составила 36%. Росту покупок в кредит активно способствуют собственные кредитные программы от производителей автомобилей. Объемы кредитования авто в 2013 году могут составить от 40 до 45% сделок. К 2020г. объем кредитов авто может достигнуть 50-62%.

Рис.5 Доля автомобильных кредитов в продажах, %.

o   Краткосрочная перспектива (2013-2014).

В 2013-2014 на автомобильный рынок сильно будут оказывать влияние факторы прекращения государственной программы утилизации старых автомобилей и производственные проблемы Японии.

Прекращение программы утилизации снизит темпы роста российского рынка легковых автомобилей, особенно для отечественных марок.

В 2011 г. землетрясение нанесло существенный урон японским производителям автомобилей и компонентов авто. Из-за перебоев с поставками производители вынуждены ограничивать производство некоторых моделей и переключаться на других поставщиков компонентов авто. В 2013-2014гг. будет происходить восстановление рынка японских марок автомобилей.

Сценарии краткосрочного прогноза социально-экономического развития:

§  Инерционный сценарий характеризуется умеренными темпами роста экономики. Рост среднедушевых доходов +13% к 2014 году. Восстановление на рынке банковского кредитования, объемов кредитования до уровня 2008г. К 2014 году рынок выйдет на объемы продаж 3 млн.шт.

§  Оптимистический сценарий предполагает сценарий быстрого выхода экономики из состояния рецессии, высокие темпы роста доходов 14,5% к 2014 году. Оперативное восстановление объемов кредитования авто, развитие собственных кредитных программ со стороны производителей автомобилей и дилеров авто поддержат рост продаж в кредит до 56% к 2014 году. К 2014 году рынок выйдет на объемы продаж 3,5 млн.шт.

o   Долгосрочная перспектива (2014-2020).

В долгосрочной перспективе продажи будут зависеть от того, в какой степени производители автомобилей реализуют свои стратегические планы, а так же от устойчивости общемировой экономики.

Рост внутреннего производства иностранных марок создает условия для относительного снижения цены автомобилей. Поддержку производителям оказывают заградительные пошлины и налоговые преференции со стороны государства. Ужесточение в конце 2010г. Правительством правил промышленной сборки заставит иностранных производителей автомобилей нарастить выпуск (минимальный объем - от 300 тыс. автомобилей), увеличить объем инвестиций, консолидировать бизнес с другими игроками.

Заградительные пошлины на импортируемые автомобили, после вступления России в ВТО, были снижены до 15% , вследствие чего не в такой степени обеспечивают производителям на территории России ценовое преимущество и ограничивают спрос на импортные автомобили.

Возможна вторая волна экономического кризиса. Эксперты прогнозируют наибольшую вероятность наступления экономического кризиса в период с 2014 по 2017гг. Его влияние на рынок автомобилей заложено в кризисном варианте сценария.

Реализация инерционного сценария позволит России выйти на уровень автомобилизации около 340 автомобилей на 1000 человек (уровень Венгрии, Польши, Эстонии) к 2020г. Низкий уровень обеспеченности населения России автомобилями обеспечивает высокий потенциал продаж автомобилей в долгосрочной перспективе - 4,2 млн.шт. к 2020г.

Рис.6 Эволюционная модель зависимости уровня обеспеченности легковыми автомобилями от ВВП по ППС на душу населения ($) по странам, легковые автомобили на 1000 чел.

Сценарии долгосрочного прогноза социально-экономического развития:

§  Оптимистический сценарий отражает быстрое восстановление экономики при позитивной экономической ситуации на мировых рынках. Благодаря быстрому развитию программ кредитования в условиях роста доходов населения средними темпами 7-9% в год, рост автомобильного рынка в 2014-2020 гг. составит в среднем 5-6% в год.

§  Инерционный сценарий предполагает восстановление экономики стабильными темпами, сопровождаемое ростом реальных доходов населения темпами 5-7% в год и постепенным восстановлением программ кредитования. Рост автомобильного рынка в 2014-2020 гг. в этом случае составит в среднем 4-5% в год.

§  Пессимистический сценарий предполагает медленный выход из рецессии, сопровождаемый небольшим ростом реальных доходов населения 3-5% в год и медленным восстановлением программ кредитования. Рост автомобильного рынка в 2014-2020 гг. в этом случае составит в среднем 3-4% в год.

§  Кризисный вариант прогноза описывает наступление экономического кризиса после 2014 г. и процесс после кризисного восстановления по аналогии с текущим процессом.


Рынок легковых автомобилей в РФ увеличится в 2,4 раза к 2020г. Емкость рынка в 2020 г. составит 4,2 млн. автомобилей.

В случае реализации кризисного сценария российский рынок автомобилей ждёт провал продаж в после 2014г. с последующим восстановлением. В этом случае ёмкость рынка к 2020г. составит 3,7 млн. автомобилей, т.е. кризис сократить годовые продажи на 0,5 млн.

Рис.7 Прогноз объема продаж легковых автомобилей в РФ 2007-2020 гг., тыс. шт.

Тенденция к сокращению сегмента до $10 тыс. продолжится. К 2015г. его доля составит 14% рынка. К 2020г. его доля снизится до 5%. Наиболее динамичный рост ожидается в сегменте $15-20 тыс. - около 12% в год.


Наиболее популярны в России классы автомобилей B (34%), C (29,5%), SUV (23,5%). К 2020г. их лидирующие позиции сохранятся. Класс B уступит несколько процентов автомобилям класса C, SUV и MPV.

Наиболее динамичный рост доли ожидается в сегменте MPV (в 2,2 раза к 2020г.) из-за низкой доли данной ниши на рынке в настоящее время (1,4%).

Рис.9 Прогноз продаж легковых автомобилей по классам в рамках инерционного сценария, тыс. шт.

Существует стратегия развития автомобильной промышленности до 2020 года. Ее основная цель заключается в максимизации добавленной стоимости, которая создается в российской автопромышленности, при достаточном качестве и выборе продукции.

По задумкам разработчиков Стратегии произойду следующие изменения к 2020 году:

§   «повышение доли добавленной стоимости в автомобильной промышленности с уровня 2008 г. - 21% (492,8 млрд. руб.) до 48% (2200 млрд. руб.) в 2020 г;

§   снижение доли импорта в денежном выражении с 60% до 20%

§   повышение доли экспорта продукции отечественного автопрома до 12,5%;

§   повышение доли отечественного автомобилестроения в ВВП до 2,38%;

§   насыщение парка легковых автомобилей до показателя 363 автомобиля на 1000 человек;

§   уменьшение количества ДТП и их последствий на 25-30%».

Рис.10 Цели Стратегии - 2020 г.

Однако прежде строительством дальнейших прогнозов, следует понимать, что Стратегия-2020 - это ориентировочный документ, нуждающийся в конкретизации, требующий достаточно крупных расходов, и носящий необоснованно-оптимистический характер в части прогнозов.

Выводы

Еще в 2011г. автомобильный рынок вышел на траекторию самостоятельного роста благодаря общему оздоровлению экономики, росту среднедушевых доходов, восстановлению рынка кредитов автомобилей.

В краткосрочной перспективе на автомобильный рынок наиболее сильно будут оказывать влияние факторы прекращения государственной программы утилизации старых автомобилей и производственные проблемы Японии. С учётом этого, продажи в 2013 г. могут составить 2,7-3 млн.шт.

В долгосрочной перспективе наибольшее влияние на автомобильный рынок окажут рост доходов населения и объемов кредитования автомобилей. Дальнейший рост доходов темпами 5% в год и рост доли кредитования автомобилей (до 56% к 2020г.), позволит выйти рынку на объемы 4,2 млн. шт. к 2020г.

Долгосрочный прогноз российского рынка автомобилей будет сильно зависеть от устойчивости общемировой экономики. Эксперты отмечают возможность наступления экономического кризиса после 2014 г. В этом случае ёмкость рынка к 2020г. составит 3,7 млн. автомобилей, таким образом, кризис сократит годовые продажи на 0,5 млн. автомобилей.

В долгосрочной перспективе продолжится тенденция к сокращению ценового сегмента до $10 тыс., его доля снизится к 2020г. до 5%. Наиболее динамичный рост ожидается в ценовом сегменте $15-20 тыс. - около 12% в год. В структуре по классам наиболее динамичный рост ожидается в сегменте MPV (в 2,2 раза к 2020г.) из-за низкой доли данной ниши на рынке в настоящее время (1,3%).

Список использованной литературы

1.       Багиева Г.Л. Академия рынка: маркетинг. - М.: Экономика, 2012- 246с.

2.      Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 2011. - 186 с.

3.       Автопром в России. Итоги и перспективы. Режим доступа: http://www.autostat.ru/

4.      Анализ и прогноз развития автомобильного рынка РФ. Режим доступа: http://www.mipr.ru/files/news/automarket.pdf

.        Материалы газеты «Ведомости». Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/

6.      Материалы газеты «Взгляд». Режим доступа: http://vzgliad.ru/

7.      Окончательная версия Стратегии-2020 доступна на сайте газеты «Ведомости». Режим доступа:

http://www.vedomosti.ru/cgi-bin/get_document.cgi/vedomosti_30-04-2010.TIF?file=2010/04/30/233035_2259039491

8.       Перспективы развития автомобильного рынка в России. Режим доступа: http://www.pwc.com/ru_RU/ru/events/2010/autobriefing/automotive-market-russia-2009.pdf

9.      Три сценария развития рынка автомобилей России. Режим доступа: <http://www.autostat.ru/infogr.asp?n=2>

Похожие работы на - Прогноз развития рынка автомобилей в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!