Автозаводы и марки
|
Январь-март 2008 г.
|
Январь-март 2007 г.
|
Темп, %
|
Россия
|
66251
|
65161
|
+1,7
|
АМО ЗИЛ, Москва
|
1546
|
2149
|
-28,1
|
в том числе
|
|
|
|
ЗИЛ-5301 Бычок
|
-
|
413
|
-
|
ООО ГАЗ, Нижний Новгород
|
36439
|
36834
|
-1,1
|
в том числе
|
|
|
|
Соболь
|
2273
|
2918
|
-22,1
|
Газель
|
27476
|
27438
|
+0,1
|
Валдай
|
899
|
1760
|
-48,7
|
АО КАМАЗ, Набережные Челны
|
13470
|
11160
|
+20,7
|
АО АЗ Урал, Миасс
|
4081
|
2861
|
+42,6
|
ООО IVECO-УралАЗ, Миасс
|
107
|
63
|
+69,8
|
АО УАЗ, Ульяновск
|
4876
|
5254
|
-7,2
|
АО АМУР, Новоуральск
|
123
|
217
|
-43,3
|
в том числе
|
|
|
|
ЗИЛ-130/131
|
81
|
204
|
-60,3
|
Tata
|
46
|
9
|
+411,4
|
АО ИжАвто, Ижевск
|
1576
|
3193
|
-50,6
|
АО ВАЗинтерсервис, Тольятти
|
604
|
672
|
-10,1
|
АО БАЗ, Брянск
|
136
|
47
|
+189,4
|
АО Автотор, Калининград (Yuejin)
|
77
|
493
|
-84,4
|
АО ТагАЗ, Ростовская обл. (Hyundai Porter)
|
2299
|
1927
|
+19,3
|
АО ВТС Зеленоград, Московская обл. (Volvo FH, FM)
|
118
|
116
|
АО Яровит Моторс, Санкт-Петербург
|
2
|
2
|
0
|
3.4 Грузовые автомобили импортного производства
На
растущий российский рынок стремятся и иностранные игроки. За 2006г. число
автомобилей иностранных марок в грузовом парке страны выросло на 14% и
составило 763 тыс. единиц, что соответствует 15,5% от всего парка. Импорт
только тяжелых грузовиков за 2006 год вырос в 2 раза и составил 39,7 тыс.
машин. За 11 месяцев 2007г. сегмент рынка новых тяжелых иномарок вырос почти в
3 раза: ажиотаж таков, что заказанные машины приходится ждать по году (Рисунок
3.4.1., Приложение 3).
Ввоз поддержанных грузовиков в Россию за 11 месяцев 2007 года
Рисунок 3.4.1
Лидером
на рынке новых тяжелых грузовиков импортного производства продолжает оставаться
Scania
(Рисунок 3.4.3.). Среди компаний «Большой семерки», а также Tatra и вторгшегося в тяжелый
сегмент Ford’а, ее доля составила 25,8%, на втором месте - Volvo Trucks с 22,2%, замыкает
тройку лидеров MAN - 21,3% (темпы роста +215% по отношению к уровню продаж 2006г.).
Заметную
роль играют самосвалы и шасси под спецнадстройки. В общем объеме продаж тяжелых
грузовиков у некоторых компаний на их долю приходится от 10% до 67%. Лидируют в
этом сегменте строительные Volvo (1879 ед.), IVECO (1371 ед.), MAN (1144 ед.).
Наиболее
объемен, как и прежде, сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV): в
прошедшем году в России было продано почти 224 тысячи таких автомобилей, что
составило 56% от общего объема рынка коммерческих машин. Продажи
среднетоннажных грузовых автомобилей выросли по отношению к 2006 году на 17,5%,
но доля рынка этих машин все равно несколько сузилась - до 11,2%. Причиной тому
стала ситуация, сложившаяся на рынке перевозок: развивавшийся более быстрыми
темпами частный сектор перевозчиков и малый бизнес, использующий в первую
очередь легкие автомобили.
Иностранных
моделей грузовых автомобилей собирается в России пока достаточно мало. Всего за
3 первых месяца 2008 года собрано 2 655 единицы, что составляет 4,0% от общего
объема производства грузовиков. Причем в этом сегменте даже зафиксирована
отрицательная динамика - 9,1%. Тем не менее, в секторе грузовых автомобилей
продекларированы намерения по реализации нескольких проектов организации сборки
импортных моделей. Наиболее масштабным в их числе является проект ОАО
«Северсталь-Авто» по организации сборки полного модельного ряда грузовиков
«ISUZU». Прогноз по выпуску грузовых автомобилей на 2008 год составляет 290,6
тыс. единиц или на 0,9% больше по отношению к 2007 году.
Резко
упал импорт тяжелых «китайцев», возможными причинами тому стало либо принятие
нормы Euro3, без соответствия которой машины не регистрируют, либо насыщенность
рынка китайской техникой. Если в прошлом году марка Howo занимала второе место
в таблице новых тяжелых грузовиков, то сейчас она откатилась на седьмое место.
Полностью прекратился ввоз «китайских Мерседесов» Beifang Benchi
(зарегистрирована всего одна машина), компания Русбизнесавто больше не завозит
самосвалы САМС. Зато впереди Ford с турецкой моделью Cargo. В лидеры вышел MAN,
впервые за последние годы, потеснив фирму Scania (Рисунок 3.4.2.). Впрочем, по
количеству машин, отгруженных с заводов, Scania по-прежнему лидирует.
А на
рынке б/у техники по-прежнему большими партиями везут тягачи Freightliner,
следом идут Volvo (и европейские, и американские). И только потом, с большим
отрывом - прочие марки (Приложение 3).
Рыночные доли импортеров в сегменте средних и тяжелых грузовиков,
%, на 01.01.2007г.
Рисунок 3.4.2
Таким
образом, российские производители грузовых автомобилей в прошедшем году сумели
отстоять уже лишь 65% рынка. Иностранным компаниям, соответственно, досталось
немногим более 34%. Преимущество довольно солидное, однако стоит помнить, что
еще пять лет назад иностранцам принадлежало всего лишь 13% рынка. При этом
ежегодный прирост продаж автомобилей иностранного производства происходит
гораздо более высокими темпами, чем российских. Более того, как и в секторе
легковых автомобилей, ведущие иностранные компании заявляют о скором запуске в
России собственных сборочных предприятий. Причем предприятия эти ориентированы
на выпуск в первую очередь как раз тяжелой техники, как наиболее востребованного,
но и более технологичного и дорогого сегмента грузовых автомобилей.
Доли основных импортеров на рынке по продажам новых тяжелых
грузовиков
Рисунок 3.4.3
4. Производители автомобильного рынка
4.1 Основные действующие производства
Стабильный
экономический рост, рост объемов строительства и грузооборота в стране требуют
увеличения грузового парка практически во всех его сегментах - от легких
коммерческих автомобилей до тяжелых грузовых машин.
ОАО
КАМАЗ
Акционерное
общество Камский автомобильный завод выпускает грузовую технику, типаж которой
охватывает всю сферу техники необходимой в различных отраслях деятельности. В
условиях конкуренции с ведущими мировыми производителями грузовой техники ОАО
«КАМАЗ» сохраняет высокие позиции на рынке самосвалов, тягачей и бортовых
автомобилей. ОАО «КАМАЗ» занимает 11-е место среди ведущих мировых
производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8-е место в мире по объемам
выпуска дизельных двигателей.
В 2007
году предприятие существенно увеличило темпы сборки автомобилей. В октябре 2007
года удалось переступить порог 200 автомобилей в сутки. В 2007 году были
выведены на российский рынок следующие новые модели автомобилей:
· седельный тягач КАМАЗ-65225 с двигателем мощностью 400 л.с.,
«северного» исполнения.
· шасси КАМАЗ-65224 с двигателем мощностью 400л.с., «северного»
исполнения, под автоцистерну для светлых нефтепродуктов.
· бортовой автомобиль-тягач КАМАЗ-4308 с кабиной со спальным местом,
увеличенной базой, бортовой платформой с внутренней длиной 6м.
На базе
шасси КАМАЗ было создано в 2007 году 195 новых моделей спецтехники. Наиболее
популярная модель шасси под новую спецтехнику - КАМАЗ-43118 (47 моделей).
Количество заводов-производителей спецтехники на шасси КАМАЗ составило 252
предприятия (в 2006 году было 229).
Доля
«КАМАЗа» на российском рынке грузовых автомобилей снизилась в 2007 году с 33%
до 30%. Причина - активный рост рынка и отставание объёмов производства от
темпов роста спроса. Неудовлетворенный спрос на автомобили КАМАЗ составил, по
разным оценкам, от 7 до 10 тысяч автомобилей. Несмотря на это, «КАМАЗ» увеличил
отрыв по объёмам продаж от ближайшего конкурента (до 2007 года - МАЗ, в 2007
году - АЗ «Урал») до 2,6 раза.
Основные
клиенты «КАМАЗа» - компании, работающие в сфере строительства, нефтегазовой
индустрии, торговле, сельском хозяйстве. В процентном выражении наибольший рост
в 2007 году по сравнению с 2006 годом продемонстрировали среднетоннажное
семейство (34,6%) и бортовые автомобили (38,5%). Но наиболее весомый вклад в
рост объёмов продаж в количественном выражении внесли самосвалы (на 2740
единиц), а также шасси для специальной техники (на 1693 единицы).
В 2007
году «КАМАЗ» реализовал на экспорт 13479 автомобилей и машинокомплектов. Это на
2124 автомобиля или на 18,7 % больше, чем в 2006 году. Три года подряд доля
экспорта в общем объёме реализации превышает 25%. Доля ОАО «КАМАЗ» в мировом
производстве тяжёлых грузовиков составила 1,3%. «КАМАЗ» на экспортных рынках
имеет наиболее прочные позиции в сегменте самосвалов (45% от всего экспорта) и
специальной техники на базе шасси КАМАЗ (27%). В настоящее время активно
работают 5 СП за рубежом: в КНДР, Иране, Казахстане,Вьетнаме,Пакистане.
В 2008
году выпуск и продажи грузовых автомобилей должны достичь 62,2 тысяч единиц.
ОАО ГАЗ
Горьковский
автомобильный завод (Нижний Новгород) - крупнейший в России производитель
лёгких коммерческих, грузовых и легковых автомобилей таких известных марок как
«ГАЗель», «Соболь», «Валдай», «Садко» и «Волга».
В 2007
году объем производства ОАО «ГАЗ» остался примерно на уровне 2006 года и
составил 237234 автомобилей против 237445 машин, выпущенных годом ранее
(-0,1%). Из них 16,5% пришлось на легковые автомобили, 67,3% - на грузовые
автомобили и 16,2% - на автобусы.
В
прошлом году на нижегородской площадке был построен новый производственный
комплекс по выпуску легкового автомобиля «Volga Siber» и проведена подготовка
производства новой модели, товарный выпуск которой стартовал в июне 2008 года.
В конструкцию «Газели», которая остается лидером в сегменте легких коммерческих
автомобилей, были внесены многочисленные изменения, повысившие качество и
надежность машины. Кроме того, было организовано промышленное производство
изотермических фургонов из сэндвич-панелей на базе шасси ГАЗ-3302. На
российский рынок выведен новый продукт - легкие коммерческие автомобили Maxus
производства британского предприятия LDV «Группы ГАЗ». В 2007 году открыт проект
локализации производства автомобилей Maxus на нижегородской площадке. Активная
работа была проведена над расширением новой продуктовой линейки грузовых
автомобилей дорожной гаммы: значительно увеличены объемы производства дорожных
грузовиков полной массы 33 т.; началась разработка дорожных грузовых
автомобилей 12 и 26 тонн. В 2007 году было разработано и запущено в
производство базовое шасси «Урал-4320-48» с капотной кабиной; разработан
опытный образец трубоплетевозного автопоезда «Урал-6320» полной массой до 47,5
тонн.
В планы
на 2008 год входит наращивание производства легкового автомобиля «Volga Siber»
и намеченный на сентябрь вывод новой модели на рынок. В сегменте тяжелых
грузовиков намечена разработка и производство новых автомобилей «Урал» для эксплуатации
на дорогах с твердым покрытием и создание автомобиля многоцелевого назначения
нового поколения.
ОАО АЗ
Урал
В
настоящее время ОАО «АЗ «УРАЛ», входящее в состав «Группы ГАЗ» является ведущим
производителем грузовых автомобилей, высокой проходимости в России, имея
большой опыт по проектированию и производству автомобилей для работы в
экстремальных дорожных и климатических условиях. На базе автомобилей «Урал»
создаются различные виды спецтехники для нефтегазодобывающего комплекса,
горнодобывающей и лесной промышленности, дорожной и коммунальной служб и
Министерства обороны.
В
программу Уральского автозавода входят многочисленные капотные и бескапотные
бортовые грузовики, седельные тягачи, самосвалы, лесовозы и специальные шасси
со всеми видами колесных формул от 4x2 до 8x8 грузоподъемностью 4,2-25,0т.
За
последние три года ОАО «АЗ «УРАЛ» увеличил объем продаж автомобилей в 1,9 раза.
По итогам 2007 года через дилеров реализовано 15 851 автомобиль, из них 1 148
автомобилей (7,2 %) дорожной гаммы.
Основными
потребителями продукции (работ и услуг) ОАО «АЗ «УРАЛ» в 2007 году являлись ООО
«Грузовые автомобили - Группа ГАЗ» (генеральный дилер ОАО «АЗ «УРАЛ») и
Министерство обороны РФ, на которые приходится соответственно 86% и 14% от
общего объема реализации.
В
настоящее время более 90% продукции ОАО «АЗ «УРАЛ» реализуется на внутреннем
рынке, оставшиеся 10% продукции реализованы в страны ближнего и дальнего
зарубежья. Общий объем продаж грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40
тонн в 2007 году всех производителей Российской Федерации и стран СНГ составил
порядка 95 545 автомобилей, что на 21,3% выше аналогичного периода прошлого
года.
Доля
продаж ОАО «АЗ «УРАЛ» в общей реализации автомобилей всех производителей РФ и
СНГ составила 16,6%, в реализации полноприводных автомобилей 57,2%. В 2007 году
ОАО «АЗ «УРАЛ» реализовало на экспорт (страны ближнего и дальнего зарубежья)
9,35% произведенных автомобилей.
АМО ЗИЛ
Старейшая
в России автомобильная компания "Завод имени И.А. Лихачева" основана
в 1916. За это время предприятие выпустило около 8 миллионов грузовиков,
автобусов и легковых автомобилей.
АМО ЗИЛ
- это головной завод в Москве и 22 дочерних предприятия в российских городах.
Компания выпускает автомобили средней тоннажности, оснащенные различными типами
двигателей, в том числе зарубежных фирм. АМО ЗИЛ специализируется на
производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов
малого класса длиной 6,6-7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей
высшего класса (производство под заказ). В 2007 году произведено 9,35 тыс.
автомобилей. В 2007 году выручка компании составила 4,915 млрд. руб. (142,8 % к
2006 году).
АМО ЗИЛ
сегодня производит в основном автомобили малотоннажного семейства ЗИЛ - 5301 и
среднетоннажники ЗИЛ - 4333.
На
внутреннем рынке России основными ближайшими конкурентами по производству
автомобилей малотоннажного семейства ЗИЛ 5301 является «группа ГАЗ»,
производящая автомобили конкуренты ГАЗ - 3307, ГАЗ - 3309, ГАЗ - 3310 «Валдай».
Конкурентами «Бычка» по цене являются ГАЗ-3307, ГАЗ-3309. Основным же
автомобилем - конкурентом «Бычка» является ГАЗ-3310 «Валдай», который создан
ГАЗом, так же как автомобиль для города.
Конкурентами
по производству автомобилей среднетоннажного семейства ЗИЛ - 4333 является
«КАМАЗ», который производит конкурентные автомобили КАМАЗ - 4308. Ближайшими
зарубежными конкурентами автомобилей ЗИЛ в классе малотоннажных автомобилей
наиболее продаваемых является Hyundai HD72 (Евро-2) и Hyundai HD78 (Евро-3). В 2007 году все отечественные производители увеличили
объемы выпуска по сравнению с предыдущим годом. АМО ЗИЛ удалось увеличить свою
рыночную долю с 2% до 3%, за счет увеличения объемов реализации на 55%. В
сегменте полной массой от 3,5-8 тонн доля рынка ЗИЛ снизилась с 4% до 3%. Почти
двукратное увеличение объемов реализации ЗИЛ в сочетании с сокращением импорта
подержанных машин позволило увеличить совокупную долю ЗИЛ в сегменте полной
массой 8-16 тонн с 33% до 62%. Достаточно высокая доля ЗИЛ-4333 в сегменте
среднетоннажных машин обусловлена востребованностью данной модели на рынке
спецтехники, который переживает в настоящее время подъем.
В 2007
году АМО ЗИЛ реализовал 9 439 автомобилей производства головного завода,
включая 89 автомобилей спецтехники и 26 автобусов.
Доля
грузовых автомобилей в общем объеме отгрузки - 98,8 %, спецавтомобилей
производства АМО ЗИЛ (эвакуаторы, пожарные) и автобусов - 1,2%. Изменилась
структура отгрузки грузовых автомобилей по модификациям. Ежегодно снижается
доля малотоннажных автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок». Его производство сократилось
на 3,0%, а доля составила лишь 17,0% (в 2006 году - 25,7%, в 2005 году - 39,8%,
в 2004 году - 50,2%). Доля среднетоннажных автомобилей ЗИЛ-433360 также
снизилась с 65,0% в 2006 году до 61,4% в 2007 году. Положительная динамика наблюдается
лишь по автомобилям с дизельными двигателями семейства 432930 и 433180. В 2007
году произведено/отгружено этих автомобилей в 3,5 раза больше, чем в 2006 году,
в основном из-за значительного увеличения выпуска/отгрузки автомобилей
семейства 432930 (1952 автомобиля в 2007 году против 534 автомобилей в 2006
году).
ОАО
АВТОВАЗ
ОАО
«АВТОВАЗ» - крупнейшее предприятие российского автомобилестроения по объему
реализации продукции. В настоящее время продукцией ОАО «АВТОВАЗ» являются
автомобили массового производства в ценовом диапазоне от 6000 до 13000 USD - 14
моделей шести семейств, в том числе LADA 2105/2107, LADA 4х4, LADA SAMARA, LADA
111/112, LADA KALINA и LADA PRIORA.
По
состоянию на начало 2008 года сервисно-сбытовая сеть ОАО "АВТОВАЗ" на
внутреннем рынке представляет собой динамично развивающуюся структуру,
состоящую из 399 предприятий, среди которых 60 дистрибьюторов и 339 дилеров. В
2007 году на российском рынке реализовано более 663 тысяч автомобилей LADA. С
учётом автомобилей, собранных в ОАО "ИжАвто" и ЗАО
"РосЛада", объём продаж достиг уровня 683,8 тысячи автомобилей. Общая
доля автомобилей марки LADA (с учётом сборки на "РосЛада" и
"ИжАвто") составила 28,5%.
В 2007
году на экспорт произведено и отгружено 106 893 автомобилей LADA, что превышает
показатель 2006 года на 7,9 %. Географию экспорта автомобилей LADA составили 26
стран дальнего зарубежья и 10 стран СНГ.
На
предприятия внешней сборки в России и за ее пределами в 2007 году ОАО
"АВТОВАЗ" поставил 112 158 автокомплектов и силовых агрегатов. На
предприятия внешней сборки за рубежом в общей сложности было поставлено 70 160
автокомплектов. Из них отгружено на сборочные заводы Украины 63 078 шт. (LADA
2104, LADA 2107, LADA SAMARA, LADA 4х4 и автомобили семейства LADA 110); на
сборочный завод в Казахстане - 3 770 шт. (LADA 4x4, LADA SAMARA); на сборочный
завод в Египте - 3 312 шт. (LADA 2107, LADA 110). Также поставлено 54 065
автокомплектов для ЗАО "GM-AVTOVAZ".
Общий
объем произведенной продукции равен 148 926 млн. рублей. Чистая прибыль за 2007
год составила 3 951 млн. рублей (2006г. - 2 512 млн. рублей).
Среди
предприятий, осуществляющих сборку легковых автомобилей на территории России,
основными конкурентами ОАО «АВТОВАЗ» являются: ОАО «ГАЗ» - г. Нижний Новгород,
ОАО «ИжАвто» - г. Ижевск, ОАО «УАЗ» - г. Ульяновск, ОАО «ЗМА» - г. Наб. Челны,
ЗАО «Автотор» - г. Калининград, ООО «ТАГАЗ» - г. Таганрог Ростовской области,
ОАО «Автофрамос» - г. Москва, ЗАО «Форд Мотор Компании» - г. Всеволожск,
Ленинградская обл.
В
рамках стратегического партнерства ОАО "АВТОВАЗ" и Renault
предусмотрено начало производства 5- и 7-местных универсалов и легких
коммерческих автомобилей на платформе Renault c 2009 года.
ОАО УАЗ
С 2000
года ОАО «УАЗ» входит в холдинг «Северсталь-групп» дивизион «Северсталь-Авто».
Основным видом деятельности Ульяновского автомобильного завода является выпуск
полноприводных малотоннажных автомобилей повышенной проходимости и запасных
частей к ним. За 65 лет выпущено около 4 млн. автомобилей. Сейчас продукция
УАЗа занимает 15% российского рынка внедорожников.
ОАО
Ульяновский автомобильный завод в 2007 году увеличил производство на 16,6% до
74767 автомобилей. Из них 42,6% пришлось на внедорожники, 29,5% - на
коммерческие автомобили, 3,4% - на шасси Isuzu и 24,4% - на автобусы.
За 2007
год ОАО «УАЗ» получена выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг на
39,4% больше уровня прошлого года. Рост выручки обусловлен увеличением продаж
автомобилей марки УАЗ, в том числе более дорогих автомобилей нового модельного
ряда UAZ Patriot, и продажами грузовых автомобилей Isuzu. Выручка от реализации
на экспорт составила 3306 млн. рублей или 14% от общей суммы выручки от продажи
продукции, работ и услуг. По итогам года чистая прибыль составила 1345 млн.
руб.
В 2007
году «УАЗ» увеличил реализацию своей продукции на 6,8%, поставив на внутренний
и внешний рынки 70825 автомобилей. Объем продаж на внутреннем рынке достиг
58549 автомобилей. Из них реализация внедорожников составила 26242 автомобиля с
долей 6,8% в сегменте SUV, легких коммерческих автомобилей - 16742 штук с долей
11,4% в сегменте LCV и микроавтобусов - 15528 единиц с долей 29,4% в сегменте
MPV.
Экспортные
продажи остались на уровне 2006 года и составили 12276 автомобилей, 59% из
которых занимают модели грузового ряда - 7323 машин. Начались поставки на
внешние рынки автомобилей UAZ Patriot c кондиционером (207 машин) и UAZ Hunter
с дизельным двигателем (408 автомобилей).
В 2007
году Ульяновский автомобильный завод полностью завершил подготовку к
производству автомобилей, соответствующих нормам экологичности Евро-3. На УАЗе
начался выпуск автомобиля UAZ Patriot 2008 года. В 2008 году «УАЗ» намерен
организовать производство автомобилей семейства Patriot с дизельными
двигателями Iveco. В планах нынешнего года значится и начало работ по
соответствию старого легкового и грузового ряда экологическим нормам Евро-4.
ОАО
ИжАвто
За
сорок лет работы Ижевский автозавод произвел более 4 миллионов автомобилей и
прошел эволюционный путь от «Москвича» до самых современных брендов.
Объем
производства продукции ОАО «ИжАвто» в 2007 году составил 22 231 млн. руб., это
на 69 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2007 году произошло
увеличение объемов производства более дорогих автомобилей - KIA Spectra и KIA Sorrento.
По
итогам работы за 2007г. выпущено 78 802 автомобиля на сумму 21 603 млн. руб.,
это 97% от общего объема производства. Темп прироста к 2006г. - 21% в
натуральном выражении и 81% в стоимостном.
Произведено
4 969 разобранных серий на сумму 284 млн. руб., это 1% от общего объема
производства. По итогам работы за 2007г. выручка от реализации продукции
составила 23 068 487 тыс. руб. По сравнению с 2006г. она увеличилась на 27%.
Рост выручки от реализации обусловлен увеличением объема отгрузки автомобилей и
изменением модельного ряда.
Основными
конкурентами автомобилей классической компоновки производства ОАО «ИжАвто»
являются российские производители легковых автомобилей, прежде всего это ОАО
«АвтоВАЗ». Вероятность появления в ближайшее время новых конкурентов в данной
ценовой нише практически равна нулю.
Автомобили
классической компоновки производства ОАО «ИжАвто» позиционируются на зарубежных
рынках как недорогие автомобили (низкая ценовая ниша). В связи с небольшими
объемами экспорта и конкуренцией в основном по цене, конкуренты за рубежом не
выделяются.
Для
автомобилей KIA, выпускаемых на ОАО «ИжАвто», в настоящее время в качестве
конкурентов рассматриваются модели-иномарки того же ценового диапазона: Ford Focus, Renault Logan, Hyundai Accent, производимые на новых
российских предприятиях «Ford Motor Co» (г. Всеволожск), «Автофрамос» (г. Москва), «ТагАЗ» (г.
Таганрог).
В 2008
году планируется произвести 71 570 автомобилей на сумму 19 млрд. 010 млн. руб.,
в том числе грузовые автомобили Иж - 7 200 шт., снижение объема производства по
сравнению с 2007г. составит 3%, легковые автомобили ВАЗ - 22 800 шт., прирост
объема производства по сравнению с 2007г. составит 4%.
ОАО
Северсталь-Авто
SOLLERS
- это новый автомобильной бренд и новое название компании Северсталь-авто,
которая представляет полный комплекс услуг в автомобильной сфере - от
производства машин до их продажи и сервисного обслуживания.
Компания
SOLLERS владеет производственными площадками, на которых выпускаются российские
внедорожники УАЗ, корейские - SsangYong, легковые и коммерческие автомобили
FIAT, а также японские грузовики ISUZU.
SOLLERS-Набережные
Челны (ранее ОАО «ЗМА») - одно из самых современно оснащенных предприятий
России, занимающееся лицензионной сборкой мировых автомобильных брендов
SsangYong и FIAT. С 2005 года завод входит в состав компании SOLLERS (ранее ОАО
«Северсталь-авто»). На данный момент на производственной площадке
SOLLERS-Набережные Челны осуществляется серийное производство корейских
внедорожников SsangYong Rexton II и новый Kyron, а также легковых автомобилей
FIAT Albea и FIAT Doblo Panorama.
Доходы
от основной деятельности (производство и реализация легковых автомобилей) в
2007г. составили 10 366 184 т.р., рост по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года на 7 143 873 т.руб. За 2007 год реализовано: иностранный бренд
всего 22298 шт. на сумму 10 365 895 т.р. (в 2006г. 4034 шт. на сумму 2 628 206
т.р.), автомобилей ОКА реализовано 18 шт. на сумму 289 т.р.
Основной
рынок сбыта автомобилей SsangYong и Fiat, собранных на мощностях ОАО «ЗМА» -
Российская Федерация.
На промышленной
площадке ОЭЗ «Алабуга» введено в эксплуатацию совместное российско-японское
предприятие «Северсталь - ISUZU» по выпуску грузовиков грузоподъемностью от 5 до 22 тонн. В 2008
году предприятие намеренно произвести 7 тысяч автомобилей, а с полным освоением
проектной мощности, в 2009 году - до 25 тысяч грузовиков.
ОАО
Автотор
Предприятие
было основано в 2002г. и вошло в состав «Автотор Холдинг». ООО «Автотор -
Коммерческие Автомобили» находится в г. Калининграде.
Калининградский
ОАО "Автотор" - единственный в России автопроизводитель, который
пользуется льготами при сборке машин (таможенные льготы на ввоз
автокомпонентов). Собирает автомобили BMW 3-й, 5-й и 7-й серий, Kia, Chery,
линейку брендов GM - Hummer, Chevrolet, Cadillac, GM. Общая проектная мощность
завода "Автотор" - 15 тыс. автомобилей в год. Автомобилестроительный
завод ЗАО "АВТОТОР" в г. Калининграде располагает 2 автосборочными
производствами.
Пользуясь
льготами особой экономической зоны, Автотор собирает из SKD-комплектов более
100 тысяч машин в год. Его действующие контракты предусматривают выпуск 180
тысяч машин в 2008 году, большую часть из которых составят модели Chevrolet
(Lacetti, Aveo, Rezzo, Epica) и Chery (Amulet, Tiggo, Fora). В конце 2008 года
должны заработать участки сварки и покраски кузовов для Chevrolet Lacetti и
Chery Tiggo. А немногочисленные модели BMW (седаны третьей и пятой серий в
самых популярных комплектациях, а также кроссоверы Х3) - единственные, которые
собираются здесь мелкоузловым способом. С 2005г. занимается сборкой
малотоннажных и среднетоннажных грузовых автомобилей YUEJIN (Юджин).
Совокупная
выручка предприятий группы - около 46 млрд.руб. В группу входят ЗАО «Автотор»
(сборка BMW, 4521 автомобиль в 2007г.), ЗАО «Автотор-менеджмент» (GM DAT, бренд
Chevrolet, 45 514), ООО «Автотор-техобслуживание» (GM, бренды Cadillac, 2085,
Hummer, 958), ООО «Эллада-интертрейд» (Kia, 13 288), ООО «Автотор-ЮВИ» (до 1
апреля 2008 г. собирала Chery, в 2007г. - 40 002). В 2007г. предприятия группы
выпустили 106 368 автомобилей всех брендов.
В
настоящее время "Автотор" ведет переговоры с Kia Motors о сборке ее
новых моделей с использованием сварки и окраски.
Финансовые
показатели компании не раскрываются, последняя информация появлялась в СМИ за
2005 год.
ТагАЗ -
Hyunday
Таганрогский
автомобильный завод (ТагАЗ) - одно из крупнейших автомобильных производств
России. Таганрогский автозавод уже несколько лет успешно выпускает на
российском рынке автомобили по лицензии южнокорейской компании Hyundai. В
настоящее время завод выпускает седан компакт-класса Hyundai Accent, седан
класса С Hyundai Elantra XD и полноразмерный седан бизнес-класса Hyundai
Sonata, популярный вседорожник Hyundai Santa Fe Classic, а так же автомобили
коммерческого назначения: малый грузовик Hyundai Porter, тягач Hyundai Tractor
HD 500, автобусы Hyundai County и Hyundai Aero Town. Важным направлением
развития является производство автомобилей под собственной торговой маркой. В
2008 году на заводе под маркой TagAZ запустили в производство две модели
внедорожников: Tager и Road Partner.
В 2007
году Таганрогский автозавод реализовал 79 620 автомобилей четырех моделей, что
на 42% больше, чем в 2006-м. В общем объеме реализации автомобилей Hyundai в
России, который составил 147 843 ед., на долю ТагАЗа по итогам 2007 года пришлось
54%. Hyundai Accent, который был и остается бестселлером южнокорейской марки в
России, в прошедшем году приобрели 53 616 новых владельцев. С этим показателем
модель на 38% превысила прошлогодний результат (в 2006 году было продано 38 808
автомобилей). А всего с момента начала сборки на ТагАЗе, в нашей стране продано
уже свыше 150 000 «Акцентов». Юбилейный автомобиль нашел своего хозяина в конце
ушедшего года в Нижнем Новгороде.
С
превышением на 11% прошлогодних показателей закончила год и Hyundai Sonata.
Всего в 2007 на дороги страны выехало 11 043 автомобиля этой престижной модели
(в 2006 году - 9 987 ед.) Удачным стал первый год продаж для Hyundai Santa Fe
Classic. Производство этой модели началась на ТагАЗе в апреле прошлого года, и
за неполные девять месяцев продаж российский автопарк пополнили 4 614
вседорожников.
Hyundai Porter по итогам 2007 года стал лидером сегмента LCV среди зарубежных
марок - всего реализовано 10 347 этих легких грузовиков. Рост по сравнению с
прошлым годом (7 131 ед.) составил, таким образом, 45%. Все выпускаемые на
ТагАЗе автомобили соответствуют введенным в РФ новым экологическим нормам
Евро-3, и их производство будет продолжено в 2008 году.
ЗАО GM-АВТОВАЗ
ЗАО
«Джи Эм-АВТОВАЗ» ведет отсчет времени с 27 июня 2001 года, когда
представителями Дженерал Моторс, АВТОВАЗа и Европейского Банка Реконструкции и
Развития было подписано Генеральное рамочное соглашение о создании предприятия.
GM-АвтоВАЗ
выпускает в Тольятти модели Chevrolet Niva (вазовская разработка внедорожников
2123) и Chevrolet Viva (на базе предыдущего поколения Opel Astra).
За 6
месяцев 2008г. на GM-AVTOVAZ было произведено 29 656 автомобилей, что на 10,5%
превышает показатели 1 полугодия 2007г. Показатели продаж в сравнении с
аналогичным периодом прошлого года увеличены на 12,3% и составили 29 795
автомобилей (включая переходящий остаток с 2007г.). Из них в страны СНГ было
продано 2 573 автомобилей.
Всего с
начала производства с конвейера GM-AVTOVAZ сошло 264 273 автомобилей. Продано -
264 165 автомобилей, в том числе на экспорт - 24 796. На сегодняшний день
компания имеет 121 дилера в 79 городах Российской Федерации и 10 - в странах
СНГ.
4.2 Прочие действующие производства
ОАО
СеАЗ
Открытое
акционерное общество «Серпуховской автомобильный завод» - крупное машиностроительное
предприятие в Московской области. Завод специализируется на производстве и
реализации автомобилей «Ока» и запасных частей к ним.
Выручка
от реализации продукции, работ и услуг составила 1 052 939 тыс. рублей. На
заводе постоянно ведется работа по расширению дилерской сети, осуществлены
мероприятия по расширению рекламы автомобилей «Ока», как автомобилей особо
малого класса, расширена дополнительная комплектация автомобилей
С
сентября месяца 2006г. на заводе начат выпуск автомобилей с новым 3-цилиндровым
двигателем, производства Китай, что значительно повлияло на технические
характеристики автомобиля.
В
2008г. "СеАЗ" планирует начать производство серьезно
модернизированной "Оки". Одновременно с этим расширит свои
производственные мощности до 50 тыс. автомобилей, а в перспективе и до 100 тыс.
машин в год.
ООО
ДЕРВЕЙС
ООО
Автомобильная компания «ДЕРВЕЙС» - первая в России частная автомобильная
компания. Сегодня ДЕРВЕЙС имеет необходимый объем производственных и складских
площадей для обеспечения программы выпуска легковых автомобилей в объеме 25000
единиц в год и внедорожных автомобилей в объеме 5000 единиц в год. Основными
объектами производства являются легковой автомобиль «С» класса Lifan «BREEZ» и две модели
внедорожников Дервейс - 313150 «Аврора», пикап Дервейс - 233300 «Плутус», а
также их модификации.
В
городе Черкесске построен новый завод по выпуску 25000 автомобилей в год. На
дополнительных производственных площадях произведено строительство новых
корпусов для сборки автомобилей из SKD комплектов с последующим переходом в первом квартале 2009г. на CKD.
ЗАО
Супер-Авто
ЗАО
"Супер-Авто" является дочерним предприятием ОАО "АВТОВАЗ".
Основным видом деятельности предприятия является изготовление специальных
автомобилей на базе сборочных автокомплектов, получаемых с ОАО
"АВТОВАЗ" и их реализации. Предприятие тесно сотрудничает с ОАО
"АВТОВАЗ" в совместных разработках и постановке на производство новых
модификаций автомобилей.
В 2006
- 2007 гг. ЗАО "Супер-Авто" выпускало автомобили LADA 21108
"Премьер", LADA 110 с двигателем 21128 V=1,8L, LADA 112 с двигателем
21128 V=1,8L и мелкосерийно по заказу LADA 112 COUPE SPORT . В 2006 году
программа производства LADA 1.8 увеличилась почти в 3 раза. В частности, было
выпущено 96 автомобилей Lada Premier в различных комплектациях, около 1000
автомобилей Lada 110 и 112 с двигателем 1,8 литра. Проводилась подготовка
производства к выпуску автомобиля LADA 2114, оснащенному усовершенствованным
двигателем 1,6L 16 клап. Началась разработка автомобилей с улучшенными динамическими
и эксплуатационными характеристиками на базе новой модели АВТОВАЗа "Lada
Priora".
Весной
2007 года с производства сняты автомоибли LADA 104 1.8 и LADA 108 Premier.
Продолжается выпуск модели LADA 124 1.8 и LADA 124 Sport. Всего произведено и
реализовано порядка 2000 автомобилей с двигателем 1,8л.
Будет
продолжен и выпуск LADA 112 с 1,8-литровыми моторами. Весной 2008 года
ожидается выход автомобилей LADA 703 1.8 и 708 Premier. Ведется подготовка
производства к выпуску автомобиля LADA 723 1.8 и уже осенью планируется начало
продаж хэтчбека с двигателем повышенной мощности.
ООО IVECO-УралАЗ
ООО
«Ивеко-Уралаз» - совместное российско-итальянское предприятие, с 1994 года
ведущее производство большегрузных автомобилей по лицензии транснационального
концерна “IVECO”.
Сегодня
это современное, динамично развивающееся предприятие, выпускающие продукцию
европейского уровня - автомобили “IVECO TRAKKER”, адаптированные для тяжёлых
условий эксплуатации (до -45°С). Самосвалы, седельные тягачи, сортиментовозы,
трубовозы, контейнеровозы, специальные шасси - автомобили полной массой до 38
тонн, с колёсными формулами 6х6 и 6х4, а также 4х2, 4х4, 8х4 и 8х8.
В 2007
году по сравнению с 2006 годом увеличило выпуск лицензионных грузовиков «Iveco» с 215 до 379 единиц.
Половину из проданных за год грузовиков составили самосвалы, 30% - седельные
тягачи, 17,5% - лесовозы и сортиментовозы, 5% - контейнеровозы с нестандартными
размерами платформ.
В 2008
году по сравнению с 2007 годом планирует увеличить выпуск лицензионных грузовиков
в 2,1 раза - с 379 до 800 единиц. А освоение серийного производства новой гаммы
грузовиков с бескапотными кабинами потребует строительство нового цеха.
ЗАО
АМУР
Начало
сегодняшнему «АМУРу» было положено в 1967 году, когда Советом Министров СССР
было принято решение о строительстве в Свердловске-44 филиала МосавтоЗИЛа по
выпуску запчастей для автомобилей. Освоение моторного производства определило
специализацию завода как автомоторного. Затем автозавод был переименован в
Уральский автомоторный завод (УАМЗ) в составе производственного объединения
ЗИЛ.
К 1992
году на заводе было освоено производство снегопогрузчиков и другой специальной
техники на базе грузовых машин. Мощности завода позволяли обрабатывать детали и
собирать в год 50 тысяч двигателей ЗИЛ-550 и 20 тысяч автомобилей
грузоподъемностью 6,5 тонн. После реорганизации экономики страны, на базе
активов УАМЗа было создано закрытое акционерное общество «Автомобили и моторы
Урала» (ЗАО «АМУР»).
В
настоящее время производственные мощности составляют 10 тысяч грузовых
автомобилей, 2,5 тысячи дизельных двигателей в год. Освоен выпуск специальной
автомобильной техники (снегопогрузчики, автофургоны вахтовые, краново-бурильные
установки и др.) На заводе освоена сборка малотоннажных коммерческих грузовиков
индийской компании Tata Motors. Помимо своей «традиционной» техники - среднетоннажных грузовых
автомобилей - завод начал осваивать производство легковых автомобилей «Geely Otaka» и внедорожников «ZX Landmark». А в 2007 году
подписан Меморандум о совместном производстве грузовых автомобилей с китайской
Автомобильной группой «FAW». Проект предусматривает выпуск 10 тыс. машин в год.
ЗАО
«АМУР» планирует увеличить объемы производства к 2011 году: Gelly Otaka до 30
000 штук в год, Landmark до 3 600 штук в год, малотоннажных и среднетоннажных
грузовиков до 5 000 штук в год и тяжелых грузовиков - 3 000 штук в год. К концу
2011 года будут достигнуты следующие показатели: выручка от продаж - 12,5 млрд.
рублей; чистая прибыль - 1,6 млрд. рублей.
ОАО
Автофрамос и Renault
Открытое
акционерное общество «Автофрамос» было создано 2 июля 1998 года на паритетных
началах как совместное предприятие компании Renault и Правительства Москвы. В
результате корпоративной реорганизации, проведенной 26 декабря 2006 года, доля
компании Renault в капитале ОАО «Автофрамос» составляет 94,1%. Правительство
Москвы в настоящий момент сохраняет за собой 5,9%.
Правительство
Москвы и Renault приняли решение об увеличении мощностей завода Автофрамос. 2
февраля 2007г. подписан Протокол о Намерениях, по условиям которого Renault
инвестирует в проект 150 млн. USD. В дополнение к модели Logan-седан, на заводе
Автофрамос будут производиться новые модификации этой модели. Предприятие
осуществляет коммерческую и промышленную деятельность по производству и реализации
автомобилей Renault на территории России. В настоящее время в ОАО «Автофрамос»
работает более 2300 человек. Задача Renault в России состоит в том, чтобы Logan
вошел в тройку лучших автомобилей своей категории. Коммерческая цель компании -
перешагнуть рубеж в 100 000 проданных автомобилей в год в 2009 году.
С
момента прихода на российский рынок компания Renault увеличила объем продаж
более чем в 70 раз: если в 1999 году было продано 1146 автомобилей, то в 2006
году их число выросло до 72 484. Продажи Renault в России в 2006 году выросли
на 148 % по сравнению с предыдущим годом и составили 72 484 автомобиля. За
первое полугодие 2007 года в России было продано 45 169 автомобилей Renault. В
2007 году завод выходит на мощность в 80 000 автомобилей в год при работе в три
смены. Результаты продаж Renault в России в 2007 году оказались рекордными. За
12 месяцев ушедшего года компания реализовала 101 166 автомобиль, достигнув,
таким образом, 40 %-ного роста продаж в сравнении с прошлым годом. Самая
популярная модель Renault в России - Logan была продана в количестве 67 844
единиц, что на 38% превышает продажи 2006 года. Вторым бестселлером Renault
остается Megane седан. В 2007 г. владельцами этой модели стали 16 045 клиентов.
Достойное место в своем сегменте традиционно занимает Renault Symbol. Его
продажи составили в ушедшем году 9 260 автомобилей.
Дилерская
сеть Renault является ключевым элементом развития компании. Renault активно
расширяет дилерскую сеть на всей территории России. В настоящее время компания имеет
74 официальных дилерских центра и 94 торговых точек в 61 российских городах, в
том числе в большинстве городов с населением более 300 000 человек, за
исключением Хабаровска.
4.3 Основные импортеры
VOLVO
Volvo
Trucks входит в группу компаний Volvo Group, основанную в 1927г. На сегодняшний
день Volvo Trucks занимает второе место в мире по производству тяжелых
грузовиков. Сборка грузовиков осуществляется на 9 заводах (один из которых
находится в г. Москва, Зеленоград) и 8 фабриках, принадлежащих частным лицам. В
2006 году продажи Volvo в России возросли в 2 раза и составили 2500 новых
грузовиков, в 2007г. продолжается стабильный рост. На данном этапе значительную
долю импорта составляют бывшие в эксплуатации грузовые автомобили из стран
Западной Европы (в 2006 было импортировано около 5 000 единиц), но неизменно
растет спрос и на новые транспортные средства.
Сегодня
на российских дорогах около 31 000 грузовых автомобилей Volvo, что составляет
23% от общего парка иностранных тяжелых грузовиков, и это позволяет Volvo
занимать лидирующие позиции на рынке.
Компания
Volvo Trucks удерживает лидерство среди зарубежных поставщиков грузовой техники
на российском рынке на протяжении последних десяти лет. В ушедшем году
суммарный объем продаж новых и подержанных грузовых автомобилей Volvo достиг
почти 10 тыс. единиц. Чтобы закрепить свое лидерство, Volvo Group недавно
заключила соглашение с руководством Калужской области о строительстве завода
Volvo по производству грузовой техники. Планируется, что строительство нового
завода будет завершено в начале 2009 году. Volvo уже располагает собственным
предприятием по выпуску грузовиков в Зеленограде - «ВТС-Зеленоград», однако
мощности его позволяют выпускать не более 500 единиц техники в год.
В
группу Volvo также входят французская компания Renault Truck и американский
производитель грузовиков Mack. При этом 20 процентов акций Volvo принадлежит
компании Renault. Стоит отметить, что производством легковых автомобилей Volvo
занимается другая компания - Volvo Cars, которая принадлежит концерну Ford.
SCANIA
Компания
была основана в 1891г. и на данный момент является признанным лидером в
разработке и производстве тяжелой грузовой техники. История Scania в России
началась в 1917г., однако, прервавшись более чем на 70 лет, возобновилась в
1990г. Сегодня около 95% всей произведенной продукции идет на экспорт и
продается на рынках более чем 100 стран мира.
Scania
выпускает широкую гамму грузовых автомобилей для всех видов дорожных
транспортных операций с полной массой автопоездов от 16 до 150 т. В зависимости
от назначения выделяются следующие виды автомобилей: строительная техника,
магистральные перевозки, внутригородские перевозки и перевозки тяжелых грузов.
Грузовики
семейства Griffin - специальный проект по продвижению на российский рынок
передовой автомобильной техники различного значения. Scania уже шестой год
подряд занимает первое место в списке европейских производителей по объему
продаж новых импортных грузовых автомобилей в России. В 2006г. было продано 2
820 единиц, что почти в два раза больше, чем в 2005г. Доля на рынке увеличилась
на 2,2% и составила 31,1%. По итогам 2006г. Россия вошла в десятку лучших
мировых рынков по объему продаж продукции Scania, заняв восьмое место. Самыми
продаваемыми на российском рынке в 2006г. были седельные тягачи семейства
Griffin, число поставок которых превысило 3 тыс. единиц. Сектор строительной
техники показал динамику спроса, а количество проданных самосвалов возросло
почти в два раза. По итогам 1 квартала 2007г. поставки компании Scania в России
возросли на 137% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. и составили 1 396
автомобилей.
MAN
MAN
Nutzfahrzeuge существует уже более 100 лет и является одним из ведущих
оферентов в области автомобильной промышленности во всем мире. В 1999г. в
Москве открылось дочернее предприятие «МАН Автомобили Россия». В России
партнерская сеть состоит из 20 предприятий в разных регионах страны, 14 из
которых оказывают полный спектр услуг - продажа и обслуживание автомобилей
(сервис, продажа запасных частей). На российском рынке MAN представляет свою
основную продукцию: грузовые автомобили грузоподъемностью от 3 и выше тонн,
седельные тягачи, самосвалы, шасси и др.
В
модельный ряд грузовиков MAN входит модель большегрузного грузовика TGX,
пригодная для использования в суровых условиях эксплуатации и предназначенная
для внутренних перевозок, грузовики TGS предназначены как для развозных, так
для большегрузных и местных перевозок, грузовики TGA предназначаются на экспорт
за пределы стран Евросоюза.
Операционная
прибыль группы компаний MAN AG в 2006г. составила 1 105 млн. евро, объем продаж
вырос на 15%. В 2006г. ООО «МАН Автомобили Россия» вошло в тройку лидеров
европейских производителей грузовых автомобилей на российском рынке.
RENAULT
TRUCKS
Компания
Рено Тракс является второй компанией по объему производства в Группе Вольво,
динамичное развитие которой в области производства грузовиков тяжелого класса
опирается на прогресс трех известных мировых марок: Renault, Volvo и Mack.
Компания с более чем 100-летней историей. Renault Trucks предлагает автомобили
с различной грузоподъемностью и функциональными характеристиками от
малотоннажной техники до дальнобойного международного транспорта. В 2006г.
объем продаж новых автомобилей Renault Trucks в России увеличился более чем в
два раза и составил, по данным ФТС и MAN, 565 автомобилей.
MERCEDES-BENZ
ЗАО
«ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» (первоначальное название ЗАО
"Мерседес-Бенц Автомобили") было создано в 1994г. как дочерняя
компания концерна DaimlerChrysler AG (на момент основания - Mercedes-Benz AG).
ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» стало первой иностранной автомобильной
компанией на территории России. Под маркой Mercedes-Benz выпускаются как
малотоннажные, так и крупнотоннажные автомобили.
В 2006
году объемы продаж коммерческих автомобилей выросли на 84% и составили 2 843
единиц. Увеличение объема продаж произошло в основном за счет роста в сегменте
малотоннажных автомобилей - 164%, в то время как сегменте тяжелых грузовиков
рост составил 22%. В сегменте малотоннажных автомобилей рост продаж был
неоднороден. Большая доля пришлась на автомобили Sprinter нового поколения -
объем продаж вырос на 222% по сравнению с 2005г. В сегменте тяжелых грузовиков
средний прирост продаж по модельным рядам в 2006 году оставался на стабильном
уровне в пределах 21-22%.
DAF
TRUCKS
Корпорация
DAF Trucks входит в бельгийскую промышленную группу компаний TURBO’S HOET
GROUP. В России интересы этой корпорации представляет компания «VH N.V.», которая с 1993г. работает по
продвижению на восточно-европейском рынке большегрузных транспортных средств
для международных, междугородных и местных перевозок.
Спрос
на машины, реализуемые компанией, растет с каждым годом. В 2006 году ею было
набрано 425 заказов на поставку новых автомобилей, а по грузовикам с пробегом
количество заказов составило 350 единиц. За первые шесть месяцев 2007 года
количество заказов уже достигло уровня годовых продаж за 2006 год.
На
российском рынке наибольшим спросом пользовался грузовой автомобиль модели DAF
XF, на долю которого пришлось около 65-70% всех продаж. Остальные 30-35% в
объемах поставок заняли грузовики модели DAF CF, из которых львиная доля -
пакетные версии "Перспектива". По видам техники до 80% составили
седельные тягачи для международных и внутренних перевозок и 20% - строительная
техника.
В 2007
году открыт новый сервисный центр VH DAF в районе Карачарово. До конца 2007
года и на протяжении 2008 года будет открыто три собственных региональных
сервисных центра DAF.
IVECO
IVECO -
международная компания, которая работает на мировом рынке под шестью торговыми
марками, каждая из которых специализируется в отдельной отрасли
профессионального транспорта. Такие,
как IVECO, IVECO
Motors, IVECO Magirus, Astra, Seddon Atkinson и Irisbus.
В 2007
году компания объявила о строительстве завода Iveco в Семеновском районе
Нижегородской области по производству легких коммерческих автомобилей Daily.
Это совместное предприятие Iveco и компании «Самотлор-НН». Пуск предприятия в
эксплуатацию намечен на первый квартал 2009 года. После запуска завода
предприятие рассчитывает в 2010 года выйти на показатель 25 тысяч автомобилей в
год.
Компания
предлагает автомобили легкой гаммы (полная масса 2,8 - 6 тонн), средней гаммы
(полная масса 6 - 16 тонн) и тяжелой гаммы (полная масса свыше 16 тонн) для дорожной
и внедорожной эксплуатации. В 2006г. компания переживала спад. Объем продаж
новой техники в России упал на 29%, но продажи подержанных автомобилей,
наоборот, увеличились на 76%.
МАЗ
Минский
автомобильный завод является одним из крупнейших производителей автомобильной
техники в мире. Производит широкую гамму автотехники более 500 моделей и
модификаций, полностью соответствующую требованиям европейских стандартов
Евро-3 и Евро-4. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи,
бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы,
сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под
комплектацию возможного спецоборудования и установок.
За
первое полугодие 2008 года Минский автомобильный завод увеличил объем
производства товарной продукции в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым
годом на 18,7 %.
С
начала года произведено 12 043 единиц товарных автомобилей, что на 700 единиц
больше (6,2 %), чем в первом полугодии прошлого года.
За
первое полугодие 2008 года выпущено 4 385 единиц прицепной техники, что на 508
единиц больше (13,1 %), чем в первом квартале 2007 года. При этом 2 480 единиц
изготовлено на филиале РУП "МАЗ" "Завод
"Могилевтрансмаш", что на 282 единицы больше (12,8 %), чем за
соответствующий период прошлого года.
Среднесуточный
темп сборки автотехники составил за шесть месяцев 2008 года 139,6 единиц против
126, 4 единиц в 2007 году. Российская Федерация является основным рынком сбыта
завода, где предприятие реализует около 60% грузовых автомобилей и около 40%
пассажирской техники. В 2007 году в Россию реализовано 19197 единиц автотехники
МАЗ, а в 2008 году ожидается, что темп роста по сравнению с прошлым годом
составит 112%.
КрАЗ
“Кременчугский
автомобильный завод” (KRAZ) - украинская компания по производству тяжелых
грузовых автомобилей и автомобилей специального назначения. Холдинговая
компания "АвтоКрАЗ" в форме открытого акционерного общества была
создана в 1996 году и сегодня объединяет 11 украинских предприятий,
специализирующихся на выпуске продукции транспортного машиностроения.
В
первом квартале 2008 года Холдинговая Компания «АвтоКрАЗ» увеличила объем
производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%: с
главного конвейера Кременчугского автозавода сошли 1209 автомобилей КрАЗ и
машинокомплектов (автомобилей в разобранном виде для поставки на сборочные
производства).
В общем
выпуске автомобилей доля самосвалов составила 44,9%, общего назначения - 42,1%,
тягачей - 13%. Доля автомобилей КрАЗ, укомплектованных двигателями Евро-2
составила 84%.
Продажи
автомобилей КрАЗ в первом квартале составили 1083 единицы (темп роста к
аналогичному периоду прошлого года составил 106%).
В общем
объеме реализованной за 3 месяца 2008 года продукции доля автомобилей,
отгруженных украинским потребителям, составила 43%. Холдинговая Компания
«АвтоКрАЗ» увеличила поставки автомобилей украинским потребителям по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года в 2,3 раза.
2007
году Холдинговой Компанией «АвтоКрАЗ» экспортировано 69,2% продукции. В Российскую
Федерацию поставлены 2118 автомобилей КрАЗ, что в 1,5 раза больше, чем в
прошлом году.
Ford
Завод
Ford во Всеволожске под Санкт-Петербургом - "Форд Всеволожск" -
производит Ford Focus 2 с четырьмя типами кузова: седан, универсал, пяти - и
трехдверный хэтчбек. С начала производства в 2002 году до мая 2006 года завод
производил Ford Focus первого поколения. В текущем году американский концерн
намерен продать в России 150 тыс. автомобилей. Ford по итогам 2006 года занял
первое место на российском рынке по объемам продаж среди иномарок. Однако по
итогам периода январь - май 2007 года компания откатилась на второе место,
уступив лидерство General Motors. Концерн продал в России за пять месяцев 68
450 автомобилей. В 2006 году было продано 120 тыс. автомобилей Ford. По
прогнозам компании, всего в России в этом году будет продано более 1,4 млн.
новых иномарок.
Ford
Focus, выпускаемый во Всеволожске, остается самой популярной у россиян
иномаркой. За год было продано 38 102 машины этой модели, которая обогнала ближайших
преследователей - Renault Logan и Chevrolet Lanos. Сейчас сеть распространения
Ford насчитывает 162 дилера в 82 городах. В 2007 году завод во Всеволожске
запланировал произвести 75 тыс. машин Ford Focus. Пока на нем производится
только эта модель. Но уже в 2008 году Концерн Ford собирается запустить в
России новую модель в дополнение к популярному Ford Focus.
В
стратегический план регионального развития корпорации «Ford» на ближайшие три
года входит, в том числе и создание семи новых автопроизводств в России. С 2010
года «Ford» намерен достигнуть ежегодного объема производства более 1 миллиона
автомобилей. На данный момент в России функционирует один завод Ford во
Всеволожке.
Выводы
Объем
автомобильного рынка России за 2007 год и составил более 50 млрд. долларов США.
По объемам продаж российский рынок легковых автомобилей занимает шестое место в
мире и третье в Европе. Рынок тяжелых грузовых автомобилей стал крупнейшим в
Европе за 2007 год.
Рост
автомобильной промышленности страны обеспечивается всеми ее секторами, однако
далеко не в равной мере, как по количеству, так и по темпам роста. В
количественном выражении наибольший прирост в прошедшем году пришелся на
легковые автомобили (+111 тысяч шт.), при этом увеличение объемов выпуска
произошло исключительно за счет роста сборки иномарок. Сектор грузового
автостроения прибавил к объемам предыдущего года 31 тысячу автомобилей. Во
многом этот рост произошел за счет увеличения объемов производства крупными
отечественными автозаводами, в первую очередь - предприятиями группы ГАЗ и
КАМАЗом.
На
начало 2007 года на территории России уже действовало восемь сборочных
предприятий по выпуску автомобилей иностранных марок различного масштаба. На
2008-2009 годы намечено введение в строй еще ряда предприятий крупнейших
мировых компаний.
Половину
российского парка легковушек (49%) вполне закономерно составляет продукция
АвтоВАЗа. Динамично растущий российский рынок стимулирует активный рост импорта
иномарок в страну. Наибольшие объемы импорта приходятся на популярные бюджетные
седаны Chevrolet Lanos и Daewoo Nexia. Немалый спрос регистрируется и на
подержанную технику: в прошлом году ее воз достиг отметки в 380 тысяч единиц.
Зарубежные
компании наращивают объемы производства на своих заводах в России, а также
планируют открывать новые. В соответствии с прогнозами аналитиков, массовый
запуск иностранных производств позволит в России через 3-4 года собирать более
1,5 млн. иномарок.
Необходимость
обновления парка, стабильный экономический рост, расширение мелкого и среднего
бизнеса, увеличение объемов грузоперевозок, рост объемов строительства в стране
требует увеличения грузового парка практически во всех его сегментах: от легких
коммерческих автомобилей (LCV) до тяжелых грузовых машин.
Традиционные
российские автозаводы, чтобы остаться на рынке и быть успешными, осваивают
новые сегменты и расширяют модельные ряды. Тройка лидеров по годовым объемам
выпуска стабильна. Первое место за нижегородским ГАЗом, вторую и третью строчку
занимают КАМАЗ (Набережные Челны) и Ульяновский автозавод (УАЗ),
соответственно.
Основной
и наиболее быстрый рост производства в 2007г. происходил в секторе
большегрузных грузовиков (грузоподъемность свыше 8 т). Одна из причин - рост
объемов международных и междугородних перевозок. Основным игроком здесь является
КАМАЗ. В секторе тяжелых полноприводных машин конкуренцию КАМАЗу составляют
грузовики Урал.
На
растущий российский рынок стремятся и иностранные игроки. За 11 месяцев 2007г.
сегмент рынка новых тяжелых иномарок вырос почти в 3 раза. Одним из лидирующих
импортеров в секторе тяжелой грузовой российского рынка грузовых автомобилей
техники является шведская компания Scania, вторым шведский производитель
грузовых автомобилей Volvo.
Российские
производители грузовых автомобилей в 2006г. сумели занять 65% продаж грузовых
автомобилей, а иностранным компаниям досталось 36%. Однако за 5 лет до этого
иностранцам принадлежало лишь 13% рынка. Прирост продаж грузовых автомобилей
иностранного производства происходит гораздо более высокими темпами, чем
российских автомобилей.
Доля
автомобилей иностранных марок, производимых российскими предприятиями, в
грузовом секторе пока еще не так велика, как в легковом. Однако все
предприятия, собирающие иностранные автомобили, продолжают наращивать их
выпуск. На сегодняшний день на территории России действует 6 сборочных
предприятий импортной грузовой техники и 8 - легковых автомобилей. На 2008-2009
гг. намечено введение в строй еще ряда предприятий крупнейших мировых компаний.
Несмотря
на дефицит грузовой техники на внутреннем рынке России, ряд отечественных
автозаводов экспортирует свою продукцию за рубеж. Основные их покупатели -
страны Ближнего Востока и Азии, где еще не введены жесткие экологические нормы.
Главным преимуществом российской продукции является простота конструкции и
конкурентная цена. Основными поставщиками своей продукции за рубеж остаются
крупнейшие заводы России: ГАЗ и КАМАЗ. Суммарная доля экспорта только этих двух
предприятий превышает 72% от общего объема.
В
условиях роста производства на российской территории зарубежной автотехники
отечественный автопром готовится к следующему этапу своего развития -
расширению производства отечественных автокомпонентов и укреплению
международного научно-технического сотрудничества. Перспективы развития
автопрома в России зависят от того, насколько эффективно он сумеет овладеть
передовыми технологиями, предоставляемыми иностранными партнерами, и пойдут ли
в эту сферу достаточные инвестиции.
Приложение 1
Размер автомобильного рынка РФ (по данным ФСГС).
|
|
легковые авто
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1994
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Производство в РФ
|
797923
|
867704
|
986182
|
840114
|
954465
|
969174
|
1021987
|
980709
|
1011624
|
1110180
|
1068565
|
1177909
|
1288600
|
в т.ч. Иномарки
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
3278
|
6657
|
10826
|
31914
|
74701
|
102222
|
202573
|
407700
|
Импорт
|
106542
|
95242
|
202542
|
13938
|
51664
|
71677
|
116132
|
137893
|
214237
|
525214
|
773742
|
1051680
|
1601010
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страны вне СНГ
|
46078
|
89139
|
188583
|
124735
|
41911
|
57476
|
106407
|
126724
|
194648
|
489033
|
718431
|
950496
|
1443476
|
Страны СНГ
|
60464
|
6103
|
13959
|
15203
|
9753
|
14201
|
9725
|
11169
|
19589
|
36181
|
55311
|
101184
|
157534
|
Экспорт
|
236344
|
151242
|
104878
|
80414
|
69936
|
116066
|
102332
|
120162
|
118441
|
131100
|
131481
|
126421
|
131408
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страны вне СНГ
|
207303
|
139243
|
97121
|
70208
|
46005
|
67798
|
64862
|
75678
|
67318
|
63710
|
36457
|
27007
|
14107
|
Страны СНГ
|
29041
|
11999
|
7757
|
10206
|
23931
|
48268
|
37470
|
44484
|
51123
|
67390
|
95024
|
99414
|
117301
|
668121
|
811704
|
1083846
|
773638
|
936193
|
924785
|
1035787
|
998440
|
1107420
|
1504294
|
1710826
|
2103168
|
2758202
|
В т.ч. продано отеч. марок
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
849830
|
912998
|
849721
|
861269
|
904379
|
834862
|
848915
|
749492
|
грузовые авто
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1994
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Производство в РФ
|
183200
|
134130
|
151335
|
146694
|
181476
|
192059
|
179326
|
177873
|
198057
|
205448
|
210577
|
254751
|
286000
|
в т.ч.иномарки
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
813
|
123
|
2336
|
8146
|
16200
|
Импорт
|
29195
|
17475
|
28857
|
26177
|
16853
|
19184
|
30721
|
35336
|
49565
|
38671
|
50064
|
63403
|
137201
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страны вне СНГ
|
3849
|
9902
|
16198
|
14529
|
4794
|
7721
|
16849
|
24991
|
39713
|
29509
|
40457
|
53116
|
125596
|
Страны СНГ
|
25346
|
7573
|
12659
|
11648
|
12059
|
11463
|
13872
|
10345
|
9852
|
9162
|
9607
|
10287
|
11605
|
Экспорт
|
32396
|
13813
|
6385
|
11747
|
14508
|
12909
|
21236
|
35856
|
37156
|
41276
|
49198
|
51646
|
55131
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страны вне СНГ
|
15130
|
6550
|
2050
|
3806
|
5518
|
5414
|
7106
|
10076
|
3888
|
7974
|
9183
|
4575
|
5084
|
Страны СНГ
|
17266
|
7263
|
4335
|
7941
|
8989
|
7495
|
14130
|
25780
|
33268
|
33302
|
40015
|
47071
|
50047
|
Объем рынка (продажи в РФ)
|
179999
|
137792
|
173807
|
161124
|
183821
|
198334
|
188811
|
177353
|
210466
|
202843
|
211443
|
266508
|
368070
|
В т.ч. продано отеч. марок
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
160088
|
164049
|
159043
|
194959
|
214669
|
Приложение 2
Действующие легковые автомобильные производства России
Название
|
Место
|
Год открытия
|
Марки
|
Объем выпуска в 2007 году
|
План выпуска на 2008 год
|
АвтоВАЗ
|
Тольятти
|
1963
|
Лада
|
735897
|
785000
|
GM-АвтоВАЗ
|
Тольятти
|
2001
|
Chevrolet
|
55079
|
56000
|
Бронто
|
Тольятти
|
1993
|
Лада
|
96
|
100
|
Моторика
|
Тольятти
|
1994
|
Лада
|
750
|
1000
|
Супер-Авто
|
Самара
|
1997
|
Лада
|
1763
|
2180
|
ГАЗ
|
Нижний Новгород
|
1932
|
ГАЗ
|
39005
|
45000
|
УАЗ
|
Ульяновск
|
1941
|
УАЗ
|
31869
|
35000
|
ИжАвто
|
Ижевск
|
1965
|
Всего
|
78654
|
105000
|
|
|
|
Иж
|
7399
|
7000
|
|
|
|
Лада
|
21908
|
18000
|
|
|
|
Kia
|
49347
|
80000
|
СеАЗ
|
Серпухов
|
1952
|
Всего
|
4902
|
19000
|
|
|
|
Ока
|
4902
|
4000
|
|
|
|
FAW
|
-
|
15000
|
Автотор
|
Калининград
|
1994
|
Всего
|
106368
|
180000
|
|
|
|
Kia
|
13288
|
30000
|
|
|
|
BMW
|
4521
|
6300
|
|
|
|
Hummer
|
958
|
1500
|
|
|
|
Chevrolet
|
45514
|
75000
|
|
|
|
Cadillac
|
2085
|
3200
|
|
|
|
Chery
|
40002
|
64000
|
ТагАЗ
|
Таганрог
|
1998
|
Всего
|
81247
|
135000
|
|
|
|
ТагАЗ
|
-
|
15000
|
|
|
|
Hyundai
|
81247
|
120000
|
ЗМА
|
Набережные Челны
|
1985
|
Всего
|
21678
|
35000
|
|
|
|
SsangYong
|
н.д.
|
15000
|
|
|
|
Fiat
|
н.д.
|
20000
|
Москва
|
1998
|
Renault
|
72762
|
80000
|
Ford
|
Всеволожск
|
2001
|
Ford
|
69088
|
100000
|
Toyota
|
Шушары
|
2007
|
Toyota
|
-
|
20000
|
Арсенал
|
Санкт-Петербург
|
2007
|
Всего
|
5687
|
8500
|
|
|
|
Chevrolet
|
5667
|
6000
|
|
|
|
Opel
|
20
|
2500
|
Volkswagen
|
Калуга
|
2007
|
Всего
|
1198
|
66000
|
|
|
|
Volkswagen
|
-
|
22000
|
|
|
|
Skoda
|
1198
|
44000
|
АМУР
|
Новоуральск
|
1968
|
Всего
|
4225
|
10500
|
|
|
|
Geely
|
3509
|
7500
|
|
|
|
ZX
|
716
|
3000
|
Автотрейд-12
|
Гжель
|
2007
|
Great Wall
|
н.д.
|
1000
|
Дервейс
|
Черкесск
|
2004
|
Всего
|
1486
|
10000
|
|
|
|
Derways
|
710
|
1000
|
|
|
|
Lifan
|
776
|
9000
|
Приложение 3
Ввоз грузовиков в Россию за одиннадцать месяцев 2007г.
Марки
|
Полной массой
|
всего
|
|
свыше 20 т
|
5-20 т
|
|
|
тягачи
|
грузовики
|
спец-машины
|
всего
|
|
|
НОВЫЕ
|
DAF
|
454
|
74
|
0
|
528
|
1
|
529
|
IVECO
|
560
|
764
|
17
|
1341
|
156
|
1497
|
MAN
|
2122
|
946
|
60
|
3128
|
260
|
3388
|
Mercedes
|
956
|
541
|
167
|
1664
|
18
|
1682
|
Renault
|
699
|
211
|
0
|
910
|
10
|
920
|
Scania
|
3597
|
1016
|
9
|
4622
|
0
|
4622
|
Volvo
|
2139
|
1678
|
46
|
3863
|
165
|
4028
|
Ford
|
131
|
218
|
0
|
349
|
0
|
349
|
International
|
5
|
0
|
0
|
5
|
1
|
6
|
Tatra
|
111
|
508
|
42
|
661
|
0
|
661
|
Hyundai
|
0
|
331
|
7
|
338
|
3221
|
3559
|
Isuzu
|
1
|
17
|
0
|
18
|
11
|
29
|
Howo
|
219
|
3859
|
178
|
4256
|
0
|
4256
|
Прочие китайские
|
362
|
3527
|
208
|
4097
|
1822
|
5919
|
Прочие
|
48
|
174
|
266
|
488
|
521
|
1009
|
ВСЕГО
|
11404
|
13864
|
1000
|
26268
|
6186
|
32454
|
ПОДЕРЖАННЫЕ
|
DAF
|
1695
|
155
|
49
|
1899
|
72
|
1971
|
IVECO
|
1189
|
179
|
101
|
1469
|
363
|
1832
|
MAN
|
1955
|
518
|
217
|
2690
|
408
|
3098
|
Mercedes
|
1538
|
624
|
237
|
2399
|
148
|
2547
|
Renault
|
1741
|
254
|
32
|
2027
|
198
|
2225
|
Scania
|
746
|
200
|
90
|
1036
|
0
|
1036
|
Volvo
|
4023
|
233
|
67
|
4323
|
49
|
4372
|
International
|
871
|
17
|
1
|
889
|
34
|
923
|
Tatra
|
2
|
33
|
60
|
95
|
0
|
95
|
Freightliner
|
4501
|
30
|
2
|
4533
|
23
|
4556
|
Hyundai
|
5
|
88
|
33
|
126
|
72
|
198
|
Isuzu
|
1
|
73
|
375
|
449
|
610
|
1059
|
Nissan
|
10
|
60
|
184
|
254
|
192
|
446
|
Howo
|
5
|
21
|
8
|
34
|
0
|
34
|
Прочие китайские
|
58
|
178
|
55
|
291
|
3
|
294
|
Прочие
|
816
|
589
|
765
|
2170
|
913
|
3083
|
ВСЕГО
|
19156
|
3252
|
2276
|
24684
|
3085
|
27769
|
НОВЫЕ И ПОДЕРЖАННЫЕ
|
ИТОГО
|
30560
|
17116
|
3276
|
50952
|
9002
|
59954
|
Приложение 4
Производство иностранных автомобилей в России в 2007 - 2010 году