Конкурентоспособность предприятия и его оценка по законодательству РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкурентоспособность предприятия и его оценка по законодательству РФ

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития. Особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления.

Конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий деятельности предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм.

Таким образом, очевидна актуальность выбранной темы исследования, обоснованность и необходимость постановки соответствующих целей и задач работы.

Цель данной дипломной работы - проанализировать систему оценки современной организации (предприятия) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а так же выявить признаки конкурентоспособности предприятия и определить понятие определяющие конкурентоспособность.

Исходя из целей дипломной работы, требуется решить следующие задачи:

-Изучить историю развития конкурентоспособности;

-Определить понятие конкурентоспособности;

-Выявить признаки конкурентоспособности;

-Проанализировать систему правовой оценки современного предприятия по законодательству Российской Федерации на примере ФЗ №135 и ФЗ №307.

Объектом исследования является современное предприятие

Предметом исследования является конкурентоспособность современного предприятия и его правовая оценка по законодательству РФ.

Теоретической основой работы являются фундаментальные труды отечественных ученых в области предпринимательства, аудита и оценочной деятельности в РФ, а также в управлении конкурентоспособности.

Методологической основой работы являются методологические и методические положения, изложенные в научных публикациях, законодательных и нормативных документах о конкуренции и регулирующих предпринимательскую деятельность.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные методические и практические рекомендации направлены на определения понятия конкурентоспособности, на выявления признаков конкурентоспособности, а также оценки предприятия по законодательству Российской Федерации на примере ФЗ №135 и ФЗ №307.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, цели, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и методологическая база.

Основная часть работы состоит из двух глав. Первая глава рассматривает понятие и признаки конкурентоспособности предприятия, а также историю развития понятия конкурентоспособности. Во второй главе рассматриваются вопросы правовой оценки предприятия по законодательству РФ на примере ФЗ №135 и ФЗ №307. В конце каждой главы сделан вывод по данной главе. В заключение работы сделаны выводы по изученной теме.

1. Конкурентоспособность: понятие и признаки

.1 История развития конкурентоспособности в РФ

До 90-х гг. прошлого века в нашей стране не было практической необходимости в исследовании проблем конкуренции и конкурентоспособности. Предполагалось, что в социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, конкуренции нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью конкуренции. Таким образом, отсутствие частной собственности на средства производства и директивное планирование являлось причиной отсутствия конкуренции. Сама категория конкуренции рассматривалась в качестве характерной черты капитализма. Так, в Большой Советской Энциклопедии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров». Понятие конкуренции ассоциировалось с хищническими методами и тяжелыми социальными последствиями, когда механизм конкуренции отождествлялся с анархией производства, разорением одних производителей и обогащением других.

Элементы конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Поэтому и категория «конкурентоспособность» связывалась в основном с экспортными товарами. Такое положение полностью соответствовало характеру советской хозяйственной системы. Основой конкурентоспособности выступала сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное первым заместителем министра торговли РФ Г.В. Габунией: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т.е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции».

Интерес к исследованию данной категории в России начал усиливаться в последней четверти минувшего века в связи с ростом интернационализации хозяйственной жизни и усложнением взаимоотношений фирм различных стран. Именно хозяйственная интернационализация существенно усложнила взаимосвязи конкурирующих между собой компаний, что потребовало от страны серьезного анализа новой ситуации.

В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. На ХХVII съезде КПСС (1986 г.) Генеральным секретарем М.С. Горбачевым открыто была признана международная конкуренция, обострившаяся на почве научно-технического прогресса и набравшего силу транснационального капитала. В докладе Центрального комитета КПСС подчеркивалось, что на долю транснациональных корпораций к началу 80-х годов приходилось более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, около 80 процентов патентов на новую технику и технологию в капиталистическом мире. Как следствие, основным решением «исторической значимости» было ускорение социально-экономического развития страны, суть которого заключалась в повышении темпов экономического роста за счет всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. С новыми задачами связывалась и внешнеэкономическая деятельность, предполагающая для ускорения развития страны переход в экономических отношениях от преимущественно торговых связей к более глубокой специализации и кооперированию производства.

Непосредственно о целесообразности развития в нашей стране рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства заговорили летом 1990 года на ХХVIII съезде КПСС. Иностранные инвестиции, создание совместных предприятий, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были стать стимулом к развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий. В результате экономической реформы предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию, что стало первым шагом на пути к рынку. Второе направление реформы состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы. Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов и привлек внимание к изучению самой проблемы конкурентоспособности.

Однако подчеркнем, что в последующий период становления рыночной экономики 1990-1998 гг., характеризующийся значительным спадом промышленного производства, вопросы конкуренции и конкурентоспособности отошли на задний план. К концу 1997 г. правительство столкнулось с весьма неприятным фактором: реформы продолжались, но долгожданного поворота к росту экономики так и не произошло. Преимущества рыночной экономики в области ее эффективности не смогли проявиться в условиях затяжного экономического спада производства. Так, к середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. Российские власти столкнулись со сложными проблемами, связанными, в частности, с размерами страны и масштабами начальных экономических дисбалансов, острой межрегиональной экономической неравномерностью и т.д.

К началу 1998 г. стало ясно, что за прошедшие годы реформ нормальная экономика в стране так и не был создана. Цели экономических агентов, условия их функционирования и реального поведения были настолько далеки от того, на чем реально базируется эффективность рыночной экономики, что началась новая полоса переосмысления итогов трансформационного процесса. Стало понятно, что удалось сделать не так уж и много. Были решены лишь первоочередные задачи - либерализация цен и внутренней торговли, быстрое сокращение доли государственной собственности и временная макроэкономическая стабилизация.

Однако именно последующий финансовый кризис 1998 г. послужил отправной точкой в вопросе изучения проблем конкурентоспособности в России, поскольку одним из позитивных последствий кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличить экспортные возможности.

Таким образом, высшее руководство страны и российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности лишь в кризисный 1998 год. В марте 1999 года президент РФ Борис Ельцин в ежегодном послании Федеральному собранию «Россия на рубеже эпох» указал, что «основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики». Таким образом, впервые задача повышения конкурентоспособности предприятий была поставлена в 1999 году в рамках проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Повышение конкурентоспособности России в мире стало лейтмотивом послания президента Путина В.В. Федеральному собранию 2002 года. «Нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция - за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной», - подчеркнул президент. 9 [1].

Необходимо заметить, что с 2003 года императив конкурентоспособности стал неотъемлемой частью приоритетных направлений развития страны. Идея повышения конкурентоспособности начала присутствовать во всем, начиная с национальной и заканчивая личной конкурентоспособностью. Из послания президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию 2003 года: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Конкурентоспособным должно быть у нас все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура». Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) закрепила за задачей поддержания конкурентоспособности России первостепенное значение.

Для решения поставленной проблемы при Правительстве РФ в 2004 г. был создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, в задачи которого входят в частности модернизация промышленности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на основе внедрения новой техники и технологий, укрепление конкурентных позиций российских организаций на внешнем и внутреннем рынках и др.

Подобное пристальное внимание правительства к проблеме повышения конкурентоспособности предприятий логично и обосновано рядом внешних и внутренних причин.

Во-первых, к внешним причинам можно отнести ожидаемое присоединение страны к Всемирной торговой организации (ВТО), когда российские предприятия столкнутся лицом к лицу с гораздо более подготовленными конкурентами из-за рубежа. Надо заметить, проблема повышения конкурентоспособности отечественных производителей на протяжении последних четырех лет обострялась каждый раз с заявлениями представителей власти о ближайшем завершении переговоров о вступлении России в ВТО. Однако изменившаяся экономическая ситуация, когда в условиях мирового кризиса связи ВТО распадаются, когда страны, стараясь защитить свою экономику и производителей, ставят таможенные барьеры, побудила ряд экспертов сделать выводы о том, что сегодня ВТО больше заинтересована в России, нежели Россия - в ВТО. Косвенным доказательством этого стало сенсационное заявление в июне 2009 г. премьер-министра Путина В.В. о решении присоединиться к ВТО России, Белоруссии и Казахстана как единой таможенной территории. Таким образом, Россия намерена прекратить 16-летний переговорный процесс по вступлению по отдельности и приступить к совместным переговорам, что неизбежно приведет к затягиванию процесса. Тем не менее, эксперты уже назвали это «сильным ходом» России.

Во-вторых, интеграция России в мировое экономическое пространство привела к открытию рынков и возникновению гиперконкуренции товаропроизводителей.

Помимо тенденции расширения мировых торговых границ, вызванных процессом глобализации, основной причиной повышенного внимания к проблеме повышения конкурентоспособности служит и низкий рейтинг России. Давосский всемирный экономический форум (ВЭФ) в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию в 1998 на довольно унизительное для «великой державы» 52-е место (из 53 стран) - сразу после Зимбабве. По итогам 2008 г. Россия заняла 51-е место из 134 исследуемых стран, тогда как по показателю конкурентоспособности бизнеса - лишь 91. 9 [1]

1.2 Понятие конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия - это уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно их использования конкурентами. Так же стоит учесть, что понятие конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товар, а это взаимосвязанные понятия. Это система элементов, каждый из которых предназначен для отражения числовой (например, балльной) оценки определенного вида потенциала. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых и т.п.

Рассмотрение конкурентоспособности организации через призму конкурентоспособности продукции - подход, реализуемый на оперативном или тактическом уровне управления, предполагающий принятие управленческих решений, позволяющих локализовать неблагоприятную ситуацию и минимизировать возможные потери. Стратегическая же конкурентоспособность возможна при наличии у организации устойчивых управляемых конкурентных преимуществ на длительную перспективу, одним из которых является альтернативный набор стратегий конкурентоспособности организации.

Обеспечение конкурентоспособности организации предполагает три уровня: оперативный, тактический и стратегический.

-обеспечение конкурентоспособности на оперативном уровне означает обеспечение конкурентоспособности продукции. Критерием конкурентоспособности в данном случае является показатель конкурентоспособности продукции.

-конкурентоспособность на тактическом уровне характеризуется общим состоянием предприятия. Критерием конкурентоспособности в данном случае является комплексный показатель состояния предприятия.

-обеспечение конкурентоспособности на стратегическом уровне означает обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия. Критерием конкурентоспособности в данном случае является рост стоимости предприятия.

Также стоит учесть, что конкурентоспособность делится на: текущую и долгосрочную конкурентоспособность.

-текущая конкурентоспособность предприятия связана с конкурентоспособностью предложения на рынке. Предложение включает продукт, цену и сопутствующие услуги, а в общем случае все, что определяет полезность (выгодность) приобретения для клиента. Часто предприятие имеет несколько предложений (дифференциация), при этом можно говорить об интегральной конкурентоспособности всего продуктового портфеля. Подход к определению конкурентоспособности предполагает, что предложение конкурентоспособно, если оно имеет на данном потребительском сегменте одну или более потребительские характеристики, лучшие, чем у товаров-аналогов (при этом данные характеристики признаются потребителями ведущими). Индикатором актуальности потребительской характеристики может являться, например, статистика вопросов покупателей, задаваемых при приобретении продукта. Потребители заинтересованы не в лучшем по всем характеристикам продукте, а в том, который удачно сочетает качества, наиболее востребованные на данном сегменте рынка, и часто готовы поступиться отдельными характеристиками продукта ради улучшения других.

-долгосрочная конкурентоспособность определяется конкурентоспособностью ресурсов (потенциала) предприятия: финансовых, материальных, технологических, управленческих, информационных, кадровых, интеллектуальных и других (в частности, как особый вид ресурса можно рассматривать лояльность покупателей). Наличие ресурсов позволяет предприятию длительное время обеспечивать (поддерживать) конкурентоспособность предложения.

Теоретические основы конкурентоспособности начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентоспособности и ее движущих силах появились только в середине XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо.

Особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Поскольку конкуренция фирм, предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств продукции, которую предприятие изготовило и отправило на продажу.

На уровень конкурентоспособности фирмы (предприятия) оказывают воздействие:

-внутренние факторы - научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства;

-внешние факторы - технологический динамизм отрасли, глобализация спроса и предложения, рыночная конкуренция;

-меры государственного регулирования, воздействующие на конкурентоспособность продукции и фирмы-изготовителя;

-отношения между предприятиями в области конкуренции, влияющие на конкурентоспособность на уровне отдельных отраслей и компаний.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно обобщить следующим образом:

-обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции на рынке;

-изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя

-выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и использование этих результатов на своем предприятии;

-изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

-определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик;

-выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции (скидок, сроков и объемов гарантий);

-приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах;

-дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров, но в этом случае снижается значение ценовой конкуренции, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

-технико-экономические;

-коммерческие;

-нормативно-правовые

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, продукции и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

-конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

-имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке.Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях. Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы. Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Следовательно, можно сказать, что конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Отсюда следует, что мерилом конкурентоспособности предприятия является «соотношение сил» между конкретным предприятием и его основными конкурентами на рынке. Цели предприятия, как правило, имеют временную привязку, поэтому можно высказать, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью вести успешную (в отношении достижения поставленных целей) дело в условиях конкуренции в течение определенного времени. Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Многоаспектность конкуренции также проявляется в том, что предприятия могут предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать на одну и ту же ситуацию на рынке различным образом. Многие ошибки в конкурентной борьбе обусловлены сложностью самого явления конкуренции. По сути, концепция конкурентоспособности представляет собой методологический прием, заключающийся в распространении на разные множества объектов (страны, отрасли, регионы, ресурсы, институты, компании, продукты, работники) конкурентно-соревновательного подхода, когда все элементы одного множества уподобляются конкурирующим хозяйствующим субъектам на едином конкурентном поле. При этом сама конкурентоспособность представляется как аналогия успеха, лидерства, превосходства, преобладания, преимущества одних объектов над другими, независимо от того, к какому множеству объектов применяется концепция. На сегодняшний день концепция конкурентоспособности применяется к огромному количеству объектов, и не только экономической системы. Конкурентоспособность применяется к цивилизациям, культурам, религиям, идеологиям, странам, отраслям, рынкам, фирмам, работникам, населению в целом, технологиями, компетенциям, системам управления, стратегиям, программам, маркетинговым и иным акциям, мероприятиям, нормативно-правовым актам, технической документации, политическим партиям, политическим деятелям, спортивным командам и клубам, отдельным спортсменам, биологическим видам, вирусам и другим объектам. Так, конкурентоспособность является предметом исследовательского интереса в достаточно разных сферах знания от традиционных экономики, менеджмента, конкуренции, маркетинга и предпринимательства, и до политологии, социологии, культурологи, биологии, медицины, экологии, психологии, образования и спорта.

1.3 Признаки конкурентоспособности

Основными признаками конкурентоспособности (по всем составляющим) являются относительность и динамический характер. Сравнение предприятия и конкурентов позволяет изрекать о конкурентных преимуществах той или иной стороны. Создание и использование конкурентных преимуществ предприятия - тесно связанные процессы, которые в принципе могут забегать в противоречие между собой. Оценочной базой для конкурентных преимуществ являются цели предприятия и связанные с ними задачи, которые способно осуществлять предприятие с учетом реальных условий внешней среды и при заданном качестве их выполнения. Структурные и функциональные изменения на предприятии призваны обеспечить условия для успешной деятельности «по назначению», привести в соответствие со складывающимися условиями внешней среды основные компетенции предприятия. Совокупность таких изменений и работу по управлению изменениями обычно называют развитием (созданием конкурентных преимуществ). В общем случае существует несколько вариантов развития, совокупность которых, а также относительная предпочтительность зависят от условий внешней среды. Процесс развития направлен на формирование потенциала - совокупности ресурсов предприятия, используемых для решения задач, которые предприятие способно выполнить с приемлемым для целеполагающего субъекта или организации (например, собственника, вышестоящей организации и т.д.) результатом.

Использование потенциала и созданных конкурентных преимуществ направлено на достижение результатов в соответствии с поставленными задачами (целями) в процессе деятельности. В общем случае существует несколько способов использования потенциала, даже в условиях единой цели. Внешняя среда в этом случае определяет условия деятельности.

Таким образом, используя понятие потенциала, можно декомпозировать деятельность предприятия на две составляющих: развитие (создание конкурентных преимуществ) и целевую деятельность (использование конкурентных преимуществ). Формулировка задачи развития может выглядеть так: необходимо выбирать такой вариант развития, при котором в каждый момент времени, имеющийся потенциал допускал хотя бы один способ достижения требуемых результатов деятельности. Необходимо помнить, что основная задача предприятия состоит не в том, чтобы быть лучшим в абсолютном смысле - это очень дорого и имеет смысл далеко не всегда. Необходимо быть лучше, чем конкретные конкуренты, выступающие с предприятием на одном рынке (имеющие пересекающиеся цели).

Например, для того чтобы дать оценку событию: «снижение производственных издержек на фирме на 10%», необходимо знать аналогичный показатель у конкурентов. Аналогично, если «доля рынка фирмы увеличилась за контрольный период на 3%», а у основного конкурента на 10-20%, то такое событие трудно оценить положительно. Для российского бизнеса можно рассматривать достаточно оригинальные показатели. Например, предприятие имеет уровень потерь от хищений 5%, а конкуренты - 10-15%, то это можно считать серьезным конкурентным преимуществом. Динамический характер конкурентоспособности определяет ее постоянную недостаточность. Недостаточность конкурентоспособности - один из основных побуждающих моментов, который отражается и в стратегических, и в оперативных решениях. Успокоенность относительно конкурентоспособности часто приводит к отставанию. Любые преимущества рано или поздно будут скопированы или превзойдены конкурентами. Единственным устойчивым конкурентным преимуществом является постоянное движение вперед, постоянные инновации во всех сферах деятельности. Эффективное использование конкурентных преимуществ возможно только при условии согласования с общей стратегией предприятия. Кроме того, становление любого конкурентного преимущества требует определенных затрат, поэтому мероприятия по повышению конкурентоспособности должны быть учтены в планах всех уровней.

Ориентация на поддержание конкурентоспособности только в соответствии с текущими условиями на рынке (эволюционный путь) может оказаться неэффективной. Важным является предвидение развития ситуации, предугадывание и активное воздействие на внешнюю среду с помощью инноваций в продукте, технологии, управлении и т.д. (инновационный путь).

На практике успешность деятельности в конкурентной среде определяется во многом сбалансированностью обоих направлений обеспечения конкурентоспособности. Работа по созданию конкурентных преимуществ требует постоянной оценки конкурентоспособности предприятия по различным ее составляющим. В практическом плане наибольший интерес представляет собой оценка конкурентоспособности предложения на рынке и ресурсов предприятия. Для того чтобы обозначить границы применения этого термина, необходимо выделить существенные признаки свойства конкурентоспособности, и тогда, возможно, станет более ясен круг объектов, к которым это свойство относимо, и может быть постулировано как имплицитно у них имеющееся.

Следует выделить несколько неотъемлемых признаков конкурентоспособности.

-относительность (конкурентность) означает, что конкурентоспособность возникает в результате сравнения показателей одного субъекта с показателями конкурентов (относительно конкурентов). Не может быть абсолютной конкурентоспособности, т.е. конкурентоспособности без сравнения с соперниками. Относительность обеспечивает конкурентный контекст категории конкурентоспособности, без него, как уже отмечалось, конкурентоспособность превращается в эффективность, результативность, производительность, качество, темп роста и иные внутрифирменные показатели деятельность предпринимательской структуры.

-Обусловленность означает, что конкурентоспособность зависит от условий поведения фирмы и ее конкурентов на конкретном рынке, в отношении отдельной товарной группы. О конкурентоспособности отдельного хозяйствующего субъекта можно говорить только применительно к результатам конкуренции на определенном отраслевом рынке с определенным составом конкурирующих субъектов предпринимательства по поводу определенного товара.

Если фирма монопродуктовая, и функционирует только на одном региональном рынке, тогда обусловленная рынком относительная конкурентоспособность и будет ее общей конкурентоспособностью. Можно рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности для многопродуктовой фирмы, с агрегированием показателей ее частных конкурентоспособностей по категориям товаров и по рынкам. Но в смысле экономической конкуренции такой интегральный показатель будет малосодержательным, особенно если на разных рынках по разных товарам фирма сталкивается с неодинаковым составом конкурентов.

-объективность конкурентоспособности - это не совокупность субъективных оценок о результатах деятельности фирмы, а объективно, имманентно присущее ей свойство. Субъективные оценки конкурентоспособности есть лишь отражения объективной ситуации на определенный момент времени.

-динамичность - отношения конкуренции, длящиеся во времени, и показатель конкурентоспособности может быть предложен по состоянию на конкретную дату.

Следовательно, некорректным будет использование понятия «конкурентоспособность» применительно к фирме без указания отраслевого рынка, на котором фирма является конкурентоспособной, и безопределения круга хозяйствующих субъектов, конкуренцию с которыми способна выдержать рассматриваемая фирма, и без указания даты или периода времени, когда фирма обладала такой конкурентоспособностью.


2. Оценка современного предприятия по законодательству РФ

.1 Анализ законодательства РФ в области оценки предприятий на примере ФЗ №135 и ФЗ №307

Оценочная деятельность в Российской Федерации за последние годы достигла вполне конкретных и значимых результатов. Анализ текущего состояния и перспектив отечественной практики показывает, что ближайшие годы должны характеризоваться углублением качественной стороны оценочной деятельности. В частности, первоочередной задачей является стандартизация всех аспектов оценочной деятельности с учетом обеспечения ее соответствия международным требованиям и потребностям отечественного рынка, идущего по пути интеграции в мировую экономику. Зарубежный опыт свидетельствует о сложности и трудоемкости процедуры разработки и согласования стандартов оценки, так как они затрагивают множество смежных областей деятельности - бухгалтерский учет, аудиторская деятельность, ипотечное кредитование, страхование, налогообложение и т.д.

Анализ Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», как один из способов оценки современного предприятия состоит в том, что оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности. Отношения, регулируемые, Федеральным законом определяют правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

К объектам оценки относятся:

-отдельные материальные объекты (вещи);

-совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия).

Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком.

Договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме.

Договор на проведение оценки обязательно должен содержать должен содержать:

-объект оценки;

-вид стоимости имущества (способ оценки);

-размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

-сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с настоящим Федеральным законом;

-наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

-указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, в рамках своей компетенции, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Функциями уполномоченных органов являются:

-контроль за осуществлением оценочной деятельности;

-регулирование оценочной деятельности;

-взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

-согласование проектов стандартов оценки;

-согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требованиями к осуществлению оценочной деятельности для физического лица являются:

-соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

-государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

-наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Требованиями к осуществлению оценочной деятельности для юридического лица являются:

-соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

-государственная регистрация в качестве юридического лица;

-наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным

Правительством Российской Федерации органом по контролю за

осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Контроль над осуществлением оценочной деятельности членами саморегулируемой организации оценщиков проводится ее соответствующим структурным подразделением, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков, путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности. Продолжительность плановой проверки не должна превышать тридцати дней.

Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

Основанием для проведения саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.

Внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков могут быть предусмотрены иные основания для проведения внеплановой проверки.

В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.

Оценщик обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации оценщиков в порядке, определяемом внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

В случае выявления нарушения материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет.

Саморегулируемая организация оценщиков, а также ее работники и должностные лица, принимающие участие в проведении проверки, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности саморегулируемые организации оценщиков образуют Национальный совет.

Национальным советом признается некоммерческая организация, которая создана саморегулируемыми организациями оценщиков, зарегистрирована уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, и членами которой являются более чем пятьдесят процентов саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющих более чем пятьдесят процентов всех оценщиков.

Понятие государственной кадастровой оценки

Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:

-принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

-формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

-отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

-определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

-экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;

-утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

-опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;

-внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Также при анализе законодательства РФ связанного с оценкой современного предприятия стоит рассмотреть Федеральный закон от 30.12.2008. №307 «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для осуществления целей Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Обязательный аудит предприятия производится:

-организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

-организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

-объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.

-в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно содержать:

-наименование «Аудиторское заключение»;

-указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

-ведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

-сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

-перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;

-сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);

-мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

-указание даты заключения.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда. 33 [16].

Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

-сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

-сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

-сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган), и его работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны обеспечить (сохранять) конфиденциальность таких сведений и документов. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.33 [16].

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

-требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

-получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

-осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

-содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;

-не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

-своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

-исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг. 33 [17].

2.2 Проблемы и перспективы развития законодательства связанное с оценкой предприятия на примере ФЗ №135 и ФЗ №307

Проблемы и перспективы развития Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Проблемами Федерального закона являются спорные представления позиции законодателя об отмене лицензирования оценочной деятельности с одновременным ужесточением ответственности оценщика - он несет полную имущественную ответственность (ст. 24.6 ФЗ «Об оценочной деятельности»). 26 [11].

Контроль в этой сфере представляется необходимым. Обеспечивается он теперь саморегулируемыми организациями оценщиков - Российское общество оценщиков (РОО), Российская коллегия оценщиков (РКО), Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков (СМАО). Они решают вопросы контроля над качеством осуществляемой оценочной деятельности и проводят мероприятия по повышению эффективности работы независимых оценщиков. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. По нашему мнению, новый механизм следует признать менее эффективным способом, чем прежний.

Среди них немаловажным является вопрос ответственности оценщиков за результаты их деятельности по оценке, так как риск совершения оценщиком ошибки или упущения при осуществлении своих профессиональных обязанностей является достаточно высоким. Ущерб, нанесенный оценщиком своим клиентам, может исчисляться крупными суммами. Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков призван гарантировать выплаты по обязательствам саморегулируемой организации оценщиков, а также, а также по обязательствам ее членов. Законодатель оговаривается, что размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю не может превышать шестисот тысяч рублей. Таким образом, ответственность носит ограничительный характер, в виде указания на предельную сумму. Вызывает непонимание цель создания компенсационного фонда как предназначенного и достаточного для покрытия любых убытков, в частности при возникновении убытков по результатам оценки акций промышленных предприятий - субъектов естественных монополий. В этих случаях убытки могут исчисляться миллиардами рублей. Идея полного возмещения убытков за счет оценщиков неуместна, следует, определить иную цель - компенсации в связи с некачественной оценкой ущерба, причиненного клиенту. Образование компенсационного фонда, расширение функций саморегулируемых организаций, а равно и закрепление ответственности за результат оценочной деятельности является фактором, направленным на стимулирование качественного развития рассматриваемых общественных отношений и вытеснение с рынка оценочных услуг недобросовестных оценщиков

Но также стоит отметить перспективы развития данного Федерального закона.

Перспективы развития оценочной деятельности направлены на достижение необходимой степени упорядоченности в области оценочной деятельности посредством установления общих положений для использования субъектами оценочной деятельности при решении существующих или возможных задач. Единая система стандартов оценки (ЕССО) создается в соответствии с экономическими условиями развивающихся рыночных отношений и структурой государственного управления в Российской Федерации на базе законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых документов. Основная цель нормативных документов ЕССО - защита интересов государства и прав потребителей при взаимодействии с оценщиками, осуществляющими оценочную деятельность. Разрабатываемые в соответствии с настоящим подходом основные нормативные документы должны устанавливать требования к классификации, исходным данным, процессу и результатам осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценки, которые спешно развиваются в законодательстве РФ призваны обеспечивать взаимопонимание всех субъектов оценочной деятельности, унификацию требований к формам и составу предоставляемых документов, формирование правил и процедур для обеспечения качества услуг по оценке, которые будут соответствовать также и международным стандартам и требованиям, а также формирование требований, единство применяемых методов, обеспечивающих воспроизводимость результатов оценки, разработку системы терминов и определений основных понятий, применяемых в оценочной деятельности. 33 [17].

Так стоить отметить проблемы и перспективы развития Федерального

закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Проблемами Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» являются.

Аудиторская деятельность в России, все еще находится в состоянии неполной урегулированности. Это обусловлено несколькими причинами, во-первых, инертностью в принятии законодательных актов, во-вторых, небольшим объемом арбитражной практики по итогам аудиторских проверок, в-третьих, сложностью и жесткостью процедур получения аттестата аудитора.

Тем не менее, аудиторская деятельность в России функционирует в конкурентной среде, постоянно растущее количество аудиторских компаний служит тому подтверждением. В этой связи, для управления деятельностью аудиторской компании необходимо применение различных научных подходов, то есть руководители должны четко представлять себе объем полномочий и ответственности аудиторской компании перед клиентом. Коммерческий характер аудиторской деятельности вовсе не подразумевает подтасовку фактов с целью изменения сути бухгалтерской отчетности клиента.

В данной ситуации аудиторские компании, помимо знания законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения должны стремиться к усилению регулирования аудиторской деятельности, в том числе и негосударственными ассоциациями аудиторов.

В складывающихся условиях большая ответственность выпадает на самих аудиторов, как на лиц, подписывающих заключения. Аудитор несет ответственность за составленное заключение, поэтому он обязан формировать команду или группу проверяющих с учетом их не только профессиональных, но и личных качеств, так как от этого во многом зависит и аудиторский риск, и последующие судебные последствия

Перспективы развития Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Следует отметить, также, что дальнейшее развитие сколько-нибудь масштабного бизнеса требует не только совместных усилий отечественных профессионалов данного рынка и широких деловых кругов, но и определенной поддержки со стороны государственных органов.

Необходимые меры в данной области сводятся к изучению зарубежного опыта, законодательно обязывающему международные структуры работать по аудиту вместе с национальными фирмами, и принятию соответствующих нормативных актов в России.

Готовятся предложения по совершенствованию правил проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций для проведения ежегодного обязательного аудита организаций со значительной долей государственной собственности.

Расширяется перечень мероприятий по международному сотрудничеству в области организации аудиторской деятельности. Большое внимание уделяется работе с гражданами. Департаментом рассмотрены более 17 тысяч обращений по вопросам аудиторской деятельности. Таким образом, по нашему мнению, можно говорить о формировании системного подхода к вопросам регулирования аудиторской деятельности. Не случайно, обращаясь к участникам V Всероссийской конференции «Аудит в России», председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин отметил: «Можно с уверенностью сказать, что к настоящему времени в стране сформирован институт независимого аудита. Практика деятельности аудиторов и аудиторских организаций наглядно свидетельствует о большой пользе аудита в выборе рациональных и эффективных путей достижения оптимальных результатов в развитии предприятия (организации), совершенствовании управленческой деятельности»

Основная новая тенденция - это предстоящий переход на МСФО и, как следствие, необходимость проведения аудита отчетности, подготовленной по МСФО. Поэтому в ближайшее время наиболее востребованными будут специалисты, обладающие соответствующей квалификацией. Плюс последовательное содействие Минфина развитию саморегулирования

Заключение

конкурентоспособность правовой законодательство

В заключение можно сказать, что при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления.

Обобщая полученные в дипломной работе сведения, можно сделать основные заключительные выводы:

До 90-х гг. прошлого века в нашей стране не было практической необходимости в исследовании проблем конкуренции и конкурентоспособности. Предполагалось, что в социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, конкуренции нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью конкуренции. Таким образом, отсутствие частной собственности на средства производства и директивное планирование являлось причиной отсутствия конкуренции. Сама категория конкуренции рассматривалась в качестве характерной черты капитализма. Так, в Большой Советской Энциклопедии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров». Понятие конкуренции ассоциировалось с хищническими методами и тяжелыми социальными последствиями, когда механизм конкуренции отождествлялся с анархией производства, разорением одних производителей и обогащением других.

Элементы конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Поэтому и категория «конкурентоспособность» связывалась в основном с экспортными товарами. Такое положение полностью соответствовало характеру советской хозяйственной системы. Основой конкурентоспособности выступала сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное первым заместителем министра торговли РФ Г.В. Габунией: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т.е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции».

Конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий деятельности предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм. Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка.

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны. Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.

Участие ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ» и ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» в оценки современного предприятии колоссально, также рассмотрев проблемы и перспективы развития данных Федеральных законов можно указать следующие.

Как всякая профессиональная деятельность, осуществляемая длительное время, оценочная деятельность наряду с использованием общих экономических и юридических понятий и терминов выработала свой собственный тезаурус, отображающий ее особенности. Такие понятия, как «объект оценки», «цена», «стоимость», «подход к оценке» и другие широко используются специалистами. Вместе с тем терминология оценочной деятельности четко не закреплена на нормативном правовом уровне, имеют место неточности, неполнота формулировок, их несоответствие и даже противоречие определений в различных документах (примеры будут приведены далее).

Отсутствие в оценочной деятельности конкретных методологических определений таких понятий, как: «деятельность», «оценка», «услуга», «публичная услуга», «заказчик», «продукт оценки», «стоимость», «цена», «ценность», «цель», «собственность», «имущество», «капитал (капитализация)», «активы», негативно сказывается на системе организации оценки на всех этапах ее проведения.

В практике сложились и позитивные ситуации в отношении оценочной деятельности. Действует отработанный механизм, обеспечивающий защиту имущественных интересов и оценщиков, и их клиентов страхование профессиональной и гражданской ответственности. Важным элементом этого механизма является договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности.

Что касается ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» можно сказать следующие.

Приемы и методы аудита, созданные международной аудиторской практикой, уже достаточно успешно используются в работе российских аудиторских фирм.

Список литературы

1. Алексеева, Д.Г, Андреева, Л.В, Андреев, В.К Российское предпринимательское право // Учебник. - 2010. - С. 1072

. Ржаницына В.С. Аудиторское заключение: требования новых стандартов // «Электронный журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации». -2011. - №3. - С. 12 - 18.

. Подольский В.И. Классификация стандартов аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. - 2010. - №6. - С. 3 - 12.

. Вахорина М.В. Регулирование российского аудита: современный этап // Аудиторские ведомости. -2010. - №12. - С. 8 - 15.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия // Учебник -2010. - С. 688

. Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса // Учебное пособие -2009. - С. 312

. Бычкова, С.М., Итыгилова, Е.Ю. Порядок Формирования итоговых документов аудита // 2009. - №4. - С. 93 - 109.

. Клейнер, Г.Б. Мезоэкономика развития // «Серия Экономическая наука современной России» - 2011 - C. 805

. Савицкая, Г.В Экономический анализ // 11-е изд., испр. и доп - 2005. - С. 651

. Царев, В.В., Кантарович, А.А., Черныш, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология // Учебное пособие 2011.

. Гермалович Н.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия // 2011. - С. 346.

. Саперов, Н.В. Повышение конкурентоспособности доверительных благ с помощью репутационных механизмов // 2013. - С. 44-64.

. Рубин, Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции // 2008. - С. 608

. Философова, Т.Г., Быков, В.А.: Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность // Учебное пособие-2012. - С. 227.

. Клейнер, Г.Б. Мезоэкономика развития»; Серия «Экономическая наука современной России // 2011 - C. 805

. Овчинников, В.В. Глобальная конкуренция в эпоху многоукладной экономики // Институт экономических стратегий; Международная Академия исследований будущего. - 2011. - С. 173

. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография // Юнити-Дана, - 2012.

. Карпов А.Л. Конкурентоспособность: тактика и стратегия промышленного предприятия: монография // Издательство: ОмГУ, 2009.

. Левшина О.Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве // Юриспруденция. - 2011.

. Журнал Современная конкуренция. - 2010. - №4 (22) // Маркет ДС Корпорейшн (Синергия ПРИНТ), 2010 г.

. Журнал «Оценочная деятельность» // 2012. - №5.

22. Архипов, А.И. Экономический словарь // ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2011. - С. 486.

23. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита, // М: Филин, 2012.

. Овсийчук, М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения. // М. - ТОО «Интехтех». - 2010.

25. Туренко, Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики // Известия иркутской государственной экономической академии. - 2010. - №5. - С. 223-227.

. Толковый словарь русского языка: (в четырех томах). Т.2 // Под ред. Ушакова, Д.Н. - 2011. - С. 876.

. Райзбер, Б.А. Книга Государственное управление экономическими и социальными процессами // «Инфра - М», - 2010. - С. 285,233,276.

. Омельченко, Н.А. «История государственного управления в России» // «Кнорус». - 2010.-С. 476.

. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации // Высшая школа - Москва. -2012. - С320.

. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли // КноРус - Москва. - 2012. - С. 120.

Похожие работы на - Конкурентоспособность предприятия и его оценка по законодательству РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!