Конкурентоспособность предприятия. Классификационные характеристики современного рынка

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкурентоспособность предприятия. Классификационные характеристики современного рынка

Министерство образования науки

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НГТУ)

Факультет Бизнеса









Контрольная работа

по дисциплине « Основы конкурентоспособности »

Выполнила: Сердцева А.С.

Преподаватель: Колочева В.В.






Новосибирск 2015

Содержание

1. Взаимосвязь категорий «конкуренция» и «конкурентоспособность»

. Классификационные характеристики современного рынка

. Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

. Матричные методы оценки конкурентоспособности товаров

. Критерии оценки конкурентоспособности услуг

. Процедура определения продуктовых границ товарного рынка

. Составляющие расходов на вхождение на рынок нового хозяйствующего субъекта

. Основания для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ

. Роль систем менеджмента в обеспечении конкурентоспособности предприятий

. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия: системный подход

Список использованных источников

. Взаимосвязь категорий «конкуренция» и «конкурентоспособность»

Конкуренция - борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены.

Функции конкуренции:

) Приводит к установленной единой рыночной цене;

) Даёт импульс специализации, расширяет масштаб производства,. улучшает технологии;

) Ведёт к повышению качества продукции и расширение ассортимента;

) Направляет межотраслевой и межгрупповой перелив капитала;

) Регулирует пропорции общественного производства.

Конкуренция базируется на двух процессах: - соперничество; - удовлетворение потребностей.

Цель конкуренции - получение наиболее выгодных условий и наибольшей прибыли от реализации услуг.

Конкуренция обязывает предприятие предоставлять конкурентоспособные услуги.

Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности - одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества.

. Классификационные характеристики современного рынка

Современный рынок представляет сложную интегрированную систему для анализа и характеристики, структуру которой используют различные классификационные признаки и критерии. Классификация рынков необходима также для более глубокого понимания закономерностей и особенностей организации рыночных процессов, функций их инфраструктуры. Поэтому, исходя из цели исследования выбирают те или иные классификационные признаки и разрабатывают соответствующую классификацию. Теория маркетинга выделяет рынок ресурсов (рынки сырья, валютные рынки и рынки труда); рынок товаров и услуг; рынок производителей; рынок потребителей; рынок посредников.

Другая классификация используется в политической экономии. Дополнительные классификации дают проф. Войчак А.В., проф. Кардаш В.Я. Несмотря их объединяет общность наиболее существенных классификационных признаков: экономическое назначение объектов рынка, географическое положение, субъекты рынка, характер соотношения спроса и предложения, уровень развития конкуренции и другие.

Классификационный признак

Виды рынков

1.

Экономическое назначение объектов рынка

Рынок товаров и услуг Рынок труда (рабочей силы) Рынок капиталов

2.

Функциональное назначение объектов рынка

Рынок товаров производственно-технического назначения Рынок потребительских товаров Рынок недвижимости Рынок ценных бумаг

3.

Отраслевая принадлежность объектов рынка

Автомобильный Компьютерный рынок Аграрный рынок и т.п.

4.

Физико-химические и конструктивные особенности объектов рынка

Рынок металлов Рынок зерна Рынок тканей и т.д.

5.

Объемы и методы продажи объектов рынка

Оптовый рынок Розничный рынок Биржевой рынок Аукцион и т.д.

6.

Субъекты рынка

Рынок государственных структур Рынок промышленных предприятий Рынок посредников Рынок конечных потребителей

7.

Географические границы рынка

Местный (локальный) рынок Региональный рынок Национальный рынок Мировой рынок

8.

Уровень влияния государства

Свободный Замкнут (монополистический) Регулируемый

9.

Соответствие законодательству

Легальный Теневой

10.

Характер соотношения спроса и предложения

Рынок продавца Рынок покупателя

11.

Рынок совершенной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции


В таблице 1 приведена классификация рынков по чаще применяемыми классификационным признакам.

Большинство из названных признаков характеризует особенности объекта рыночных отношений. Наиболее детально дифференцированно рынок товаров и услуг. Это обусловлено как значительными объемами этого рынка, так и его влияние на состояние других рынков. Ведь именно на этом рынке осуществляется обращение вещественных факторов производства, удовлетворяется спрос человека в предметах потребления. Именно здесь происходит интеграция рынков сырья, рабочей силы и капитала, закладываются основы развития производительных сил. Определяя потребности в товарах и услугах, этот рынок влияет на распределение инвестиционных ресурсов, выявляет наиболее привлекательные отрасли для привлечения капиталов. Способствует созданию нового или совершенствованию существующего производства. Вместе с тем, его развитие находится под влиянием других рынков, прежде всего рынка капиталов, рабочей силы и т.д.. Эта взаимосвязь формирует определенную структуру интегрированной рыночной системы, нарушение которой ведет к изменению ситуации в общей экономической системе.

. Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

конкурентоспособность рынок товарный хозяйствующий

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но также и тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию.

Факторы конкурентоспособности - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются. К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.

Деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.

Внутренние факторы - объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

К внутренним факторам можно отнести:

) потенциал маркетинговых служб;

) научно-технический потенциал;

) производственно-технологический потенциал;

) финансово-экономический потенциал;

) кадровый потенциал (структуру, профессионально-квалифицированный состав);

) эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;

) уровень материально-технического обеспечения;

) условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;

) уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;

) подготовку и разработку производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;

) эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;

) уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;

) уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

. Матричные методы оценки конкурентоспособности товаров

Наиболее известными методами оценки конкурентоспособности предприятия являются: матричный метод; метод, базирующийся на теории конкурентоспособности товара; методы, основанные на теории эффективной конкуренции.

Матричный метод разработан маркетинговой организацией “Бостон консалтинг групп”. В основе этого метода лежит идея рассмотрения процессов конкуренции в динамике, а теоретической базой метода служит концепция жизненного цикла товара.

Сущность оценки конкурентоспособности по этому методу состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат:



Этот метод оценки конкурентоспособности является эффективным при наличии достоверной информации об объемах производства и реализации товаров и услуг. Однако получение такой информации часто затруднительно или невозможно, что значительно снижает практическую ценность метода. Кроме того, данный метод не предусматривает анализ причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.

Достоинство - то, что этот метод учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия, - конкурентоспособность товара.

Недостаток - то, что данный подход позволяет получить неточное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, поскольку не учитываются факторы, формирующие экономические условия производства и сбыта продукции.

В зависимости от специфики предприятия критерии и показатели конкурентоспособности могут меняться. Суть оценки состоит в расчете комплексного показателя конкурентоспособности с учетом дифференциации важности отдельных критериев и показателей, характеризующих различные стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

. Критерии оценки конкурентоспособности услуг

Критерии конкурентоспособности услуг:

) критерии результата;

) критерии условий обслуживания;

) критерии процесса культуры обслуживания;

) критерии доступности.

Критерий результата регламентирован стандартами на материальные услуги. Результат исполнения услуги не всегда зависит только от исполнителя. Оценка целого ряда материальных услуг (услуг прачечных, химчистки, услуг по ремонту) принципиально не отличается от оценки качества товара. При оценке критерия необходимо обращать внимание не только на величину потребительского эффекта услуги, но и на стабильность уровня ее качества. Основным фактором услуг, как и товаров, является наличие действующей и сертифицированной системы качества в организации сферы услуг.

При оценке результата предоставления нематериальной услуги (например, медицинской) и материальной услуги (услуги ремонтной организации) используется критерий "имидж". В частности, учитываются положительные либо отрицательные отзывы, воспользовавшихся услугами интересующих потребителя организаций.

Критерий условий обслуживания определяется материально-технической базой организации и набором услуг, которые она оказывает. Требования к материально-технической базе как фактору безопасности услуги регламентированы ГОСТом "Система стандартов безопасности труда", СНиПами, СанПиНами и другими обязательными нормами. И в этой части требования к условиям обслуживания однотипны для всех групп услуг. Надо учитывать, что услуги выполняют разные функции. Поэтому критерий условий обслуживания должен охватывать только те услуги, которые создают удобства потребителю.

Критерий культуры обслуживания особую роль играет в обеспечении качества и конкурентоспособности услуг торговли и общественного питания - услуг, которыми большинство населения пользуется особенно часто. Культура обслуживания зависит от мастерства обслуживающего персонала, а также времени обслуживания.

Критерий доступности услуги включает затраты денежных средств и времени. Затраты времени при расчете интегрального показателя качества можно перевести в денежные средства. Во избежание двойного счета в этом критерии не учитываются издержки, связанные с процессом обслуживания.

Применительно к услугам требование предупреждения обмана со стороны услугодателя так же актуально, как и для товаров. Объектом оценки подлинности может быть как собственно услуга, так и документы, связанные с ее оказанием. Для большинства услуг критерий подлинности не имеет самостоятельного значения и учитывается в составе других критериев

Поскольку при оценке конкурентоспособности услуг объектом оценки является сама организация-услугодатель, то одним из специфических методов оценки критериев деятельности организаций является SWOT-анализ.

. Процедура определения продуктовых границ товарного рынка

Определение продуктовых границ рынка - процедура выявления товара (его потребительских свойств) и товаров-заменителей, а также формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых оцениваются как один товарный рынок). В основе этой процедуры должно лежать мнение покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Первоначально устанавливается принадлежность товара к соответствующей классификационной группе на основании классификаторов продукции, услуг, видов деятельности, товарных словарей, справочников товароведов, ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции, данных товароведческой экспертизы, заключений отраслевых независимых экспертов, материалов опросов покупателей.

Затем товар изучается по показателям, характеризующим его потребительские свойства, условия потребления (эксплуатации) покупателями, условия реализации, уровень удовлетворения спроса. Состав показателей дифференцируется в зависимости от вида и назначения товара.

Товары-заменители, включаемые в определяемую товарную группу, выявляются по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: по потреблению (спросу) и по производству.

В условиях дефицита границы взаимозаменяемости товаров расширяются, но только до пределов, определяемых функциональным назначением товарной продукции.

В процессе анализа следует учитывать наличие барьеров взаимозаменяемости. Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их производства необходимо:

·              выявить наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу (это могут быть простаивающие, излишние мощности, позволяющие в короткие сроки с минимальными дополнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции);

·              изыскать технологические возможности переключения производственных мощностей на выпуск рассматриваемой товарной группы с производства других товарных групп.

. Составляющие расходов на вхождение на рынок нового хозяйствующего субъекта

Расходы при вхождении в рынок - это любые затраты, которые должны нести хозяйствующие субъекты, входящие в рынок, и которые не осуществляют уже действующие на рынке хозяйствующие субъекты. Основные виды расходов на вхождение в рынок:

затраты на реализацию отдельных положений правительственных постановлений, которые могут быть слишком большими и длительными по времени (например: затраты на приобретение лицензий для осуществления определенных видов деятельности и т.п.); - расходы на производство и продажу соответствующего товара (финансовые и материальные затраты, которые могут понести хозяйствующие субъекты, пытающиеся войти в рассматриваемый рынок, связанные, в частности, с приобретением необходимого или переналадкой действующего оборудования, арендой или приобретением зданий, сооружений, транспортные расходы на реализацию, условия кредитования и т.п.);

расходы на переключение потенциальных покупателей от уже действующего хозяйствующего субъекта на того, который только входит в этот рынок (например: рекламные расходы);

расходы на преодоление важности "репутации" для высококачественных товаров.

Суждение о величине конкретных затрат потенциальных конкурентов на вхождение в рынок выносится на основе сравнения этих затрат с ожидаемым доходом на рынке. Для определения доходов и принятия решения о величине затрат обычно проводят опрос возможных конкурентов, приглашают специалистов-экспертов.

. Основания для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ

Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

1. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее - материалы); 2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - заявление);

) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

9. Роль систем менеджмента в обеспечении конкурентоспособности предприятий

Качество формируется в процессе производства продукции, следовательно, главным фактором обеспечения качества и одним из решающих элементов обеспечения конкурентоспособности предприятия является действующая на предприятия система менеджмента качества.

Эти обстоятельства приводят к закономерному росту роли системы менеджмента качества предприятия как универсального инструмента повышения конкурентоспособности предприятия, позволяющего достичь цели снижения себестоимости производимой продукции при абсолютном удовлетворении требований потребителя.

Повышение конкурентоспособности предприятия на основе внедрения и совершенствования системы менеджмента качества представляет собой проблему, для решения которой требуется комплексный подход, охватывающий не только процесс производства продукции, но и ее реализации и обслуживания после продажи.

. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия: системный подход

Системный подход заключается в рассмотрении объектов как многокомпонентных систем, представляющих совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, вносящих свой вклад и влияющих на результат функционирования и использования объекта.

Необходимость применения системного подхода при изучении объектов, состоящих из разных взаимосвязанных частей, обусловлена тем обстоятельством, что в таких объектах проявляется принцип эмерджентности. Согласно этому принципу совокупный объект обладает качествами, не присущими каждому из составляющих его элементов, рассматриваемых в отдельности, изолированно друг от друга. Соединение этих элементов в единую систему приводит к появлению дополнительного, синергетического эффекта, порождаемого не отдельными частями системы, а их взаимосвязью и совместным действием.

Одной из общемировых тенденций в обеспечении качества продукции является системный подход в управлении качеством продукции. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования - создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить полное и целостное представление об этом материале. Таким образом, системный подход становится реальностью не только в управлении организацией, но и в управлении конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Список использованных источников

1. ГАРАНТ информационно-правовой портал. http://base.garant.ru/12148517/9/#ixzz3Y3C7XqWK <http://base.garant.ru/12148517/9/>

. <https://ru.wikipedia.org/>

. Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. http://uecs.ru/uecs70-702014/item/3094-2014-10-22-06-38-32

. Все о бизнесе. http://mybishelp.ru/view_post.php?id=584

. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями) <http://base.garant.ru/12148517/> - Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства

Похожие работы на - Конкурентоспособность предприятия. Классификационные характеристики современного рынка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!