Жилищно-коммунальное хозяйство: состояние, динамика развития, проблемы и перспективы 2003-2013
Аналитическая
работа на тему:
"Жилищно-коммунальное
хозяйство: состояние, динамика развития, проблемы и перспективы 2003-2013"
Дубна - уникальная территория. Несмотря на то,
что городу только 58 лет, ему удалось сохранить свой научно-технический
потенциал, при этом он продолжает планомерно развиваться по многим
направлениям. В Дубне успешно работает научно-производственный комплекс,
развиваются предприятия малого и среднего бизнеса, ведется подготовка молодых
кадров для многих отраслей хозяйства, на высоком уровне развития находятся
информационные технологии, потребительский рынок и вся социальная сфера.
В эти годы основными приоритетами были:
) развитие науки, высоких технологий и
инновационного бизнеса;
) совершенствование территории нашего города для
комфортного проживания;
) создание благоприятных условий для развития
достойного качества жизни населения;
) сохранение высокого уровня образования в
Дубне,
) развитие ОЭЗ ТВТ «Дубна», как уникальной
площадки в РФ для инновационного бизнеса и последующего развития города.
Рисунок 1. Система жилищно-коммунального
хозяйства в городе Дубна Московской области
В Дубне успешно функционируют и развиваются все
сферы жизнедеятельности, и сфера ЖКХ не исключение. В городе Дубна сегодня
насчитывается 415 многоквартирных дома, общей жилой площадью более 1 039, 0
тыс. квадратных метров. Общее количество организаций, управляющих и
осуществляющих оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества
многоквартирными домами на территории города Дубна - 30 единиц.
Обеспечение электроснабжения города осуществляет
МУП «Электросеть» и Дмитровское Территориальное отделение Клиентский офис
«Дубна» ОАО «Мосэнергосбыт».
На территории города Дубна функционируют 3
теплоснабжающие организации (ОАО «ПТО ГХ», ОАО «Энергия-Тензор», ОГЭ ОИЯИ),
обеспечивающие теплом и горячим водоснабжением жилищный фонд, объекты
социально-бытового и культурного назначения, на балансе и в эксплуатации
которых находятся 5 котельных, 7 центральных тепловых пунктов, и 140,8 км
тепловых сетей.
Рисунок 2. Теплоснабжающие организации города
Дубна Московской области
Основными задачами отдела жилищно-коммунального
хозяйства Администрации города Дубны являются:
· обеспечение эффективного
функционирования ЖКХ города, эксплуатации и развития зеленых насаждений;
· определение перспектив развития ЖКХ
города, объектов инженерной инфраструктуры, эксплуатации и развития зеленых
насаждений;
· формирование расходов бюджета по
жилищно-коммунальной отрасли города;
· осуществление оценки деятельности
предприятий и организаций ЖК комплекса, оценки деятельности предприятий по
подготовке жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры к сезонной
эксплуатации;
· разработка и реализация
нормативно-правовых, организационных и экономических мер, программ и
мероприятий по перспективному развитию;
· определение и разработка основных
направлений охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности,
учет и оценка состояния природных ресурсов и окружающей среды;
· рассмотрение, подготовка к
утверждению и мониторинг инвестиционных программ организаций коммунального
комплекса;
· формирование экономически
обоснованных тарифов и цен на работы и услуги ЖК назначения;
· составление прогнозов развития
отрасли, всех необходимых расчетов, сводной статистической и другой отчетности
предприятий ЖКХ города;
· контроль за рациональным и
эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.
На протяжении последнего десятилетия органы
местного самоуправления города Дубна вели активную деятельность по развитию и
совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства на всей территории города.
Проанализировав отчеты Главы города за период 2003-2013 годов, можно выделить
основные моменты этой деятельности:
. реализовывались намеченные мероприятия
по сохранению, развитию и совершенствованию городской инженерной
инфраструктуры;
. стабильное проведение отопительного
сезона за весь рассматриваемый период;
. регулярно проводился ремонт кровель
домов, лифтов, заменено большое количество единиц санитарно-технического,
электро- и газового оборудования; отремонтированы подъезды домов, заменены сети
холодного водоснабжения;
. были применены новые технологии и
совершенно новое высокотехнологичное оборудование (в частности, при замене
участков ветхих тепловых сетей на ул. Сахарова и Трудовой);
5. Завершен ремонт и реконструкции кровель
домов, построенных по «болгарским» проектам.
. Все объекты жизнеобеспечения города
функционировали надежно и бесперебойно, что позволило с учетом технических
возможностей предоставлять всем потребителям тепло, горячую и холодную воду,
водоотведение, электрическую энергию.
. В целях улучшения качества питьевой
воды в обеих частях города на насосно-фильтровальных станциях установлены системы
обеззараживания воды гипохлоритом натрия.
. Происходила модернизация
технологического оборудования во всех котельных города.
. Заменен канализационный дюкер под
руслом р. Волга, построен напорный канализационный коллектор в районе
Александровки.
10. Полностью решен вопрос сбора и вывоза
твердых бытовых отходов. Начат их селективный сбор и утилизация.
11. Значительно улучшилось экономическое
положение предприятий и организаций жилищно-коммунального и городского
хозяйства, на что позитивно повлияло погашение долгов прошлых лет, переход к
экономически обоснованным ценам за оказываемые услуги юридическим и физическим
лицам.
. Начали работать частные управляющие
компании и ТСЖ. Завершена работа по выбору способа управления многоквартирными
жилыми домами.
13. проводилась работа, направленная на
погашение жителями города задолженностей по оплате за жилье и коммунальные
услуги;
. активная газификация малоэтажных домов
в левобережье;
. успешное выполнение задач работниками
сферы ЖКХ города;
. проведено быстрое восстановление после
чрезвычайных ситуаций и ураганов (в частности, 2005 года). В кротчайшие сроки
производилось остекление, расчистка дворов и дорог от мусора и поваленных
деревьев.
. велись активные работы по реконструкции
существующих и монтажу новых линий наружного освещения города (в частности, на
улицах Дачная, Векслера, Правды, Ленинградская);
. смонтированы линии с самонесущими
изолированными проводами на участке плотины ГЭС до ул. Жуковского и по ул.
Станционной;
. заменено 315 единиц сантехнического
оборудования в квартирах участников войны, произведен ремонт в 35 квартирах
ветеранов.
. Была завершена прокладка в городе
магистральных газопроводов к домам малоэтажной застройки;
. Проводился мониторинг затрат и
сравнительный анализ фактических расходов предприятий, оказывающих
жилищно-коммунальные услуги;
. замена и модернизация технологического
оборудования в котельной МУП «ПТО ГХ».
. оказывалась социальная поддержка по
оплате жилья и коммунальных услуг населению;
. создан запас материально-технических
средств, позволяющий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, восстановить
жизнеобеспечение объектов города в короткие сроки.
. организационно-разъяснительную работу,
связанную с реформированием ЖКХ. Этому посвящались встречи с жителями, прямые телеэфиры,
публикации в печатных СМИ.
Особое внимание за период 2003-2013 г.г.
уделялось формированию тарифной политики, способной обеспечить баланс интересов
производителей и потребителей услуг. С целью минимизации расходов, пересмотр
тарифов на коммунальные услуги проводился на основе экспертизы экономической
обоснованности затрат, включенных в себестоимость коммунальных услуг. Тарифы
согласовались и утверждались в Топливно-энергетическом комитете, Министерстве
жилищно-коммунального хозяйства и Министерстве экономики Московской области. Их
уровень не превысил индексы максимально возможного изменения установленных
тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных
индексов изменения платы граждан за жилое помещение и предельных индексов
изменения платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Министерством
экономики Московской области. Повышение тарифов проводилось одновременно с
применением мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения в виде
предоставления льгот и субсидий.
Для осуществления всех вышеперечисленных
мероприятий администрацией г. Дубна Московской области был разработан ряд
программ, в рамках которых удалось улучшить состояние жилищно-коммунального
комплекса, а также реализовать ранее запланированные меры (см. рисунок 3).
В результате реализации вышеназванных программ
удалось:
Программа «Энергосбережение»:
· в левобережной части города было
заменено 7,5 тыс. метров тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения,
установлены индивидуальные тепловые пункты;
· в институтской части произведен
капитальный ремонт, реконструкция, модернизация энергоисточников и инженерных
сетей.;
Рисунок 3. Программы и мероприятия, позволившие
улучшить состояние ЖКХ в г. Дубна
· с применением новых технологий и
современного оборудования заменены участки ветхих тепловых сетей на ул.
Сахарова и Трудовой, установлены новые приборы учета газа и тепла на котельных;
· с установкой на головной КНС
электронного оборудования удалось до минимума свести количество аварий на
принадлежащем ОИЯИ канализационном коллекторе.
«Экология Подмосковья»:
· сдан в эксплуатацию двухтрубной
дюкер под рекой Волгой.
Программа развития Дубны как наукограда:
· в левобережье завершены проектные
работы по прокладке водовода от насосно-фильтровальной станции до котельной,
что позволит обеспечить регулярную подачу воды на верхние этажи домов;
· ведется предпроектная проработка
программы перспективного развития электроэнергетической инфраструктуры города,
что очень важно для его экономического развития;
· практически в полном объеме завершен
ремонт, реконструкция и строительство городских дорог;
· проводились работы по устройству
водоводов левобережной НФС;
· создается автоматизированная система
диспетчеризации лифтового хозяйства;
· был завершен переход на 100% оплату
населением за потребленные коммунальные услуги.
Программа комплексного развития коммунальной
инфраструктуры городского округа Дубна на 2007-2012 годы:
· консолидация финансовых ресурсов для
модернизации коммунальной инфраструктуры города Дубны.
Долгосрочная Программа энергосбережения объектов
бюджетной сферы на 2012-2020 годы:
· установлены и исправно работают
индивидуальные тепловые пункты, внедрение которых позволило существенно снизить
затраты на теплоснабжение.
Муниципальная адресная Программа ремонта
дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним:
· на 2012 год были отремонтированы 52
дворовые территории, обустроено 36 691 кв. м дорожного и тротуарного покрытия;
· продолжен ремонт тротуаров по
улицам: Володарского, Блохинцева, Вавилова, Интернациональная, проспекту
Боголюбова и другим, площадью более 6 тыс. кв. м.
· в городе проделан большой объём
работ по нанесению дорожной разметки, установлено 158 дорожных знаков согласно
утвержденной схеме дислокации.
Несмотря на успешную реализацию программ и
мероприятий, направленных на совершенствование и решение проблем сферы ЖКХ,
можно выделить ряд проблем, которые систематически возникают на протяжении
рассматриваемого периода.
Проблемы сферы ЖКХ в г. Дубна:
· Проблема отсутствия стабильного
финансирования сферы ЖКХ;
· Недостаточное кадровое обеспечение
жилищно-коммунального управления;
· Недостаточное техническое оснащение
сферы;
· Отсутствие стабильного и четкого
взаимодействия жителей города с управляющими компаниями, энергетиками;
· Невнимательность и слабая
информированность населения о проводимых мероприятиях, о нововведениях и
изменениях законодательства в сфере ЖКХ.
· Не удалось сократить долги
энергетиков за газ. Основными причинами являются неплатежи управляющих компаний
ресурсоснабжающим организациям.
Из отчетов Главы города за 2012 и 2013 года
можно увидеть, что расходы бюджета на сферу ЖКХ хоть и незначительно, но все же
уменьшились (см. рисунки 4,5 и 6).
Рисунок 4. Расходы бюджета по разделам в
млн.руб. и % к общему расходу бюджета за 2012 год
Рисунок 5. Расходы бюджета по разделам в млн.руб.
и % к общему расходу бюджета за 2013 год
Рисунок 5. Сравнение расходов бюджета г. Дубна
на сферу ЖКХ за 2012 и 2013 года (млн.руб.)
Для того, что проследить, как жители города
оценивают деятельность органов МСУ в сфере ЖКХ (и других сферах
жизнеобеспечения), администрацией был проведен социологический опрос «Оценка
деятельности органов местного самоуправления г. Дубны за 2012 год». Было
опрошено 600 человек в возрасте от 18 лет с 20 февраля по 5 марта 2013 года. Результаты
опроса опубликованы на сайте администрации.
· Ответ респондентов на вопрос «Как вы оцениваете
качества работы жилищно-коммунального комплекса в поставках коммунальных
услуг?»
Таблица 1. Оценка качества работы
жилищно-коммунального комплекса в поставках коммунальных услуг
Оценка
|
2011
(%)
|
2012
(%)
|
Очень
плохо
|
6,2
|
14,3
|
Скорее
плохо, чем хорошо
|
14
|
36,5
|
Средне
|
18,6
|
27,3
|
Скорее
хорошо, чем плохо
|
31,4
|
8,8
|
Очень
хорошо
|
27,4
|
9,7
|
Не
могу оценить
|
2,4
|
3,3
|
Рисунок 6. Оценка качества работы
жилищно-коммунального комплекса в поставках коммунальных услуг
· Ответ респондентов на вопрос «Как вы оцениваете
качество предоставляемых услуг по текущему ремонту и содержанию жилых домов и
придомовой территории»?
Таблица 2. Оценка качества предоставляемых услуг
по текущему ремонту и содержанию жилых домов и придомовой территории
Оценка
|
2011
(%)
|
2012
(%)
|
Очень
плохо
|
15,2
|
6,7
|
Скорее
плохо, чем хорошо
|
17,8
|
14,8
|
Средне
|
34,8
|
39,8
|
Скорее
хорошо, чем плохо
|
24,8
|
24,8
|
Очень
хорошо
|
3,6
|
Не
могу оценить
|
3,8
|
7
|
Рисунок 7. Оценка качества предоставляемых услуг
по текущему ремонту и содержанию жилых домов и придомовой территории
Проанализировав результаты опроса можно
отметить, что население в 2012 году более недовольны качеством предоставляемых
услуг, чем в 2011. Примерно в 2 раза возросло число тех, кто оценивает
деятельность как «очень плохо», при этом в 3 раза уменьшилось число тех, кто
оценивает работу органов МСУ как «очень хорошо» (см. рисунок 6). Это говорит о
том, что хоть администрация и ведет работу по совершенствованию и развитию
услуг сферы ЖКХ, но, возможно, делает это в неправильном направлении или не
так, как население хотело бы. Стоит отметить и то, что граждане города считают
проблемы сферы ЖКХ первоочередными и требующими обязательного мониторинга со
стороны органов МСУ (см. таблицу 3).
· Ответ респондентов на вопрос: «приоритетные
направления, которыми должны заниматься органы местного самоуправления»:
Таблица 3. Приоритетные направления, которыми
должны заниматься органы местного самоуправления (по мнению жителей города)
Направление
деятельности
|
На
2012
|
На
2013
|
ЖКХ
|
62,9%
|
49,3%
|
Здравоохранение
|
45,0
%
|
41,2%
|
Повышение
уровня заработной платы
|
не
называлось
|
34,7%
|
Создание
новых рабочих мест
|
41,9%
|
30,7%
|
Работа
транспорта
|
20,7%
|
25,5%
|
Социальная
защита граждан
|
34,6%
|
24,3%
|
Молодежная
политика
|
35,2
%
|
23,8%
|
Строительство
жилья
|
20,7
%
|
20,3%
|
Улучшение
экологической обстановки
|
10,2%
|
13,2%
|
Улучшение
организации торговли
|
9,8%
|
12,3%
|
Борьба
с преступностью
|
17,6
%
|
11,5%
|
Повышение
общего уровня культуры
|
10,6%
|
не
называлось
|
Другое
|
10,2%
|
6,5%
|
Как видно из таблицы 4, большая часть населения
также полагает, что проблемами ЖКХ нужно заниматься в первую очередь (причем
заметим, что так считают жители всех районо Дубны). Это говорит о том, что
жилищно-коммунальные проблемы возникают по всей территории наукограда.
Таблица 4. Приоритетные направления, которыми
должны заниматься в 2013 году органы местного самоуправления по районам города
Приоритеты
|
ЛБ
|
БВ
|
ЧР
|
ИЧ
|
ЖКХ
|
11,7
|
10,3
|
13,7
|
13,7
|
Здравоохранение
|
8,3
|
12,3
|
11,5
|
9,0
|
Создание
новых рабочих мест
|
7,2
|
8,5
|
9,7
|
Повышение
качества образования
|
7,7
|
4,3
|
4,0
|
4,8
|
Молодежная
политика
|
5,3
|
4,5
|
4,7
|
9,3
|
Социальная
защита граждан
|
6,3
|
6,5
|
5,5
|
6,0
|
Работа
транспорта
|
7,8
|
6,0
|
3,2
|
8,5
|
Строительство
жилья
|
5,3
|
5,5
|
4,0
|
5,7
|
Борьба
с преступностью
|
3,3
|
2,3
|
2,2
|
3,7
|
Улучшение
экологической обстановки
|
4,2
|
4,0
|
1,7
|
3,3
|
Улучшение
организации торговли
|
3,7
|
3,2
|
2,3
|
3,2
|
Повышение
заработной платы
|
8,0
|
10,2
|
7,8
|
8,7
|
Другое
|
3,5
|
0,5
|
0,3
|
2,2
|
Заключение
ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с
благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих
потребностей. Именно поэтому проблемы этой сферы жизнедеятельности в первую
очередь должны быть решены как органами МСУ, так и государством в целом. При
этом меры, предпринятые для этого, должны быть крайне эффективными, ведь в
конечном итоге они влияют на главную цель государства - повышение качества
жизни населения.
жилищный коммунальный бюджет
самоуправление
Список использованных источников
1. Отчет Главы города об итогах
работы за 2004 год;
2. Отчет Главы города об итогах
работы за 2005 год;
. Отчет Главы города об
итогах работы за 2006 год;
. Отчет Главы города об
итогах работы за 2007 год;
. Отчет Главы города об
итогах работы за 2008 год;
. Отчет Главы города об
итогах работы за 2009 год;
. Отчет Главы города об
итогах работы за 2010 год;
. Отчет Главы города об
итогах работы за 2011 год;
. Отчет Главы города об
итогах работы за 2012 год;
. Отчет Главы города об
итогах работы за 2013 год;
11. Социологический опрос
"Оценка деятельности органов местного самоуправления г.Дубны за
2012г";
. Официальный сайт наукограда
Дубна