Реструктуризация и экономическая целесообразность реформы ЖКХ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,58 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реструктуризация и экономическая целесообразность реформы ЖКХ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономики и управления







КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика муниципального хозяйства»

Реструктуризация и экономическая целесообразность реформы ЖКХ










Чита, 2011 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Оценка существующего положения жилищно-коммунального хозяйства

.1 Понятие и особенности отрасли жилищно-коммунального хозяйства

.2 Современное состояние отрасли жилищно-коммунального хозяйства

Глава 2. Принципы реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Глава 3. Предложения по развитию ЖКХ в муниципальном образовании г.Чита

.1 Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг

.2 Совершенствование системы управления ЖКХ

.3 Совершенствование механизма финансирования ЖКХ

Заключение

Список литературы

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет из себя сложную социально-экономическую систему, которая обеспечивает жизнь и работу населения, а также предприятий разных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и т.д.

В настоящее время ни одна отрасль экономики не вызывает столько споров и суждений, как ЖКХ. Это обеспечивается целым рядом причин. Во- первых, несмотря на кажущиеся внимание к нему в советский период, для ЖКХ было характерно остаточное финансирование, которое привело к нарастающему отставанию этой отрасли от жилищного строительства. Жилой фонд нуждался в более высококачественном обслуживании. Негативная ситуация, возникающая здесь, вела к более высоким причинам физического износа жилых зданий. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству эксплуатационных услуг.

Кризис экономики нарастал одновременно с кризисом ЖКХ, которые потеряло даже те немногие средства, которые получало от государства.

Единственным способом преодолеть кризис является изменение системы финансирования и проведения качественных реформ в сфере ЖКХ.

Реформирование ЖКХ осуществляется в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, разработанной в Правительстве и одобренной Президентом страны.

В начале экономических преобразований предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к концу 2001 года население оплачивало около 80% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фабрики с учетом льгот и субсидий около 40%.

В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка привело к резкому увеличению износа основных фондов, особенно сильно ухудшилась в районах- получателях финансовой помощи.

В 2000 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило более 20% объема необходимых средств. Проблема усугубилась огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве явилась источником цепочки неплатежей, которая охватила практически все отрасли экономики.

Для решения возникших проблем и в обеспечение перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства 17 декабря 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации №797 утверждена подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой подпрограммы «жилище» на 2002-2010 годы.

Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обеспечения потребителей. В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обеспечения населения.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Первая глава данной курсовой работы посвящена общим понятиям: что представляет собой отрасль ЖКХ, оценка существующего положения жилищно-коммунального хозяйства и обоснование его реформирования.

Во второй главе рассмотрены принципы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Третья глава представляет собой практическую часть курсовой работы, а именно рассмотрение предложений по развитию ЖКХ в конкретном муниципальном образовании - г.Чита.

Глава 1. Оценка существующего положения жилищно-коммунального хозяйства

жилищный коммунальный хозяйство реформа

1.1 Понятие и особенности отрасли ЖКХ

ЖКХ - это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятия в услугах обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя:

жилищное хозяйство - управление Омами, жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО), ремонтно-эксплуатационные организации (РЭО);

санитарно-технические предприятия (водопровод, канализация, бани, службы по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений);

энергетические предприятия (электростанции, электросети, газовое хозяйство, отопительные системы);

транспортные предприятия (общественный транспорт).

К коммунальному хозяйству также относятся сооружения внешнего благоустройства: дороги, мосты, эстакады, уличное освещение, зеленые насаждения, архитектура малых форм, кладбища.

Таким образом, ЖКХ призвано создавать отвечающие современным требованиям условия проживания населения в жилых домах путем обеспечения бесперебойной работы предприятия и организаций, входящих в него, а также путем обеспечения промышленных предприятия нормальными условиями для работы.

ЖКХ - крупнейшая отрасль народного хозяйства. Коммунальные предприятия и организации отличаются большим разнообразием, но могут быть подразделены на две группы:

. Коммунальные предприятия и организации, производящие материальную продукцию:

заводы и мастерские, производящие готовую продукцию (продукция может потребляться (не сразу вслед за производством);

водопровод, организации газового хозяйства, электростанции и электросети, котельные и теплосети (производство и потребление совпадают по времени либо следуют непосредственно друг за другом).

. Коммунальные предприятия, оказывающие услуги:

жилищно-эксплуатационные организации, создающие благоприятные условия для проживания в жилых домах;

предприятия общественно транспорта;

бани и прачечные;

гостиницы;

предприятия санитарной очистки.

Оказание услуг неотделимо от процесса производства, по времени они совпадают.

Коммунальные услуг могут быть личными, производственными и общественными.

Личные услуги оказываются только населению, носят потребительский характер, оплачиваются из доходов населения (услуги жилищного хозяйства, общественного транспорта).

Производственные услуги оказываются как населению, так и предприятиям и оплачиваются из их доходов.

Общественные услуги призваны создавать благоприятные условия для проживания в городе для работы городских предприятий, организаций и учреждений; содержание зеленых насаждений, уборка, освещение улиц. Оплачиваются услуги по налоговому принципу.

Коммунальным предприятиям присущи также следующие особенности:

зависимость от производства от ритма городской жизни (сезонность, суточные пики) приводит к необходимости содержать дополнительные мощности (мощность предприятий рассчитывается по максимальной потребности), а значит к снижению эффективности капитальных вложений;

на коммунальных предприятиях крайне нежелательно невыполнение производственной программы по выпуску продукции или оказанию услуг, что требует установки резервного оборудования. Это, в свою очередь, ведет к снижению эффективности капиталовложений и показателей работы предприятий;

коммунальные предприятия предоставляют свою продукцию (услуги) непосредственно, минуя сбытовые и торговые организации. Для обеспечения доставки продукции потребителям создается разветвленное сетевое хозяйство;

численность работников коммунальных предприятий определяется не столько количеством производимой продукции (как в промышленности), сколько режимом работы, количеством оборудования и рабочих мест;

коммунальные предприятия в большинстве своем не потребляют сырья и основных материалов при производстве продукции (услуг), а используют в значительных количествах вспомогательные материалы (топливо, ГСМ, химикаты);

производство продукции и услуг осуществляется в течение короткого времени, и вследствие этого большинство коммунальных предприятий не имеет незавершенного производства;

большинство коммунальных предприятий производит однородную продукцию. Это упрощает планирование, учет и анализ их производственной деятельности, а также расчет себестоимости их продукции;

естественный монополизм большинства коммунальных предприятий.


Жилищный фонд России превышает 2,6 млрд.кв.м общей площади. В среднем на одного россиянина приходится 18,9 кв.м общей площади. Свыше 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн.кв.м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн.кв.м (9%) - в реконструкции.

Из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60%. Только за последние годы по ветхости выбыло свыше 40 млн. кв.м. В ветхом фонде продолжают проживать 2 млн. человек.

В жилищно-коммунальном хозяйстве заняты более 4,2 млн.человек, которые в 2004 г. оказали услуги на 395 млрд.рублей, в том числе населению - на 297 млрд. (в 1997 г. - на 234 млрд.). ЖКХ - это более 52 тысяч предприятий, каждое пятое из них - государственное или муниципальное. Стоимость основных фондов отрасли - 580 млрд. рублей (225-30% основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48-60%.

Коммунальная энергетика потребляет более 20% электрической и 45% тепловой энергии, производимых в России. дефицит мощностей источников тепловой энергии составляет свыше 13 тыс./кал/час.

Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом 25% ее теряется, а более 40% не соответствует требованиям санитарного надзора. Дефицит мощностей водопроводов превышает 10 млн.куб.м, или 15% всех установленных.

По данным Госстроя, физический износ водопроводных сетей достиг 54,2%, объектов теплоснабжения - 56,7, электроснабжения - 68, а в целом инженерных коммуникаций - 60%. Срочной модернизации требует 7% тепловых сетей и 16% водопроводных. Суммарные потери в тепловых сетях, в том числе из-за износа труб, достигают 30% произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-68 млн.т условного топлива в год.

Количество аварий на 100 км инженерных сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов до 70 на сетях теплоснабжения и канализации и до 200 аварий в сетях теплоснабжения (в Европе - в среднем 3). В одних областях трубы лопаются из-за изношенности, в других - еще по причине отключения тепла. В сложившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах ЖКХ.

В городах через коммунальные системы канализации очищается до установленных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей канализационных сетей составляет 9 млн.куб.м в сутки (16,5%), капитального ремонта требуют 17% сетей, а денег на эти цели практически не выделятся.

По оценкам Госстроя, обнародованным в начале 2003 г., на модернизацию сетевого тепло- и водоснабжения требуется 136 млрд.руб., генерирующих мощностей - около 162,7 млрд., водоснабжения и канализации - 135 млрд.

Упадок отрасли спровоцирован нехваткой средств, плохой ее организацией и устаревшей структурой, которые мало изменились с советских времен. Планово-распределительные отношения в жилищной сфере дискредитировали себя еще в те времена. Бюджетное дотирование ЖКХ было связано с ростом подавленной инфляции и политикой удешевления стоимости строительства, что вело к увеличению расходов на эксплуатацию (на эксплуатацию и содержание дома на протяжении 50 и более нет приходится 95% совокупных затрат, а на его строительство - лишь 5%).

ЖКХ было и остается самым разорительным иждивенцем страны. На дотации отрасли из федерального и местных бюджетов в 1987-1990 гг. уходило 1,1-1,3% ВВП, в 1996 г. - 3-4%, в 1997 - 6%, в 2002 - 7%, что превысило совокупные расходы на национальную оборону и правоохранительные органы, тем более на образование и здравоохранение. Из 297 млрд. (40%) оплатили граждане, 117,5 млрд. (39,5%) было компенсировано дотациями, поступающими из бюджетов разных уровней. Из-за отсрочек платежей и задержек зарплат бюджеты не доплатили примерно 61 млрд. рублей (20,5%). Отрасль задолжала 245 млрд. рублей, при этом ей должны потребители 168 млрд. Большинство объектов ЖКХ находится на грани банкротства.

На дотирование ЖКХ уходит от 40 до 80% средств местных бюджетов и значительная доля бюджетов субъектов Федерации. Это ведет к тому, что иногда строить жилье городам не выгодно, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций, что способствует обострению бюджетного кризиса.

Наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных) в данную сферу продолжает оставаться население, хотя свыше 40% граждан числятся в должниках. Вокруг возможностей и направлений укрепления этого источника многие годы ведутся бурные споры, предлагаются те или иные варианты жилищно-коммунальной реформы.

Все проблемы жилищно-коммунального хозяйства можно структурировать по трем основным аспектам:

государственный аспект: убыточность функционирования отрасли для государства, необходимость осуществления значительных дотаций из федерального и местных бюджетов, составляющих 7-10% от ВВП страны;

социальный аспект: рост тарифов без учета динамики доходов населения и как следствие снижение жизненного уровня населения и рост неплатежей; изношенность жилищного фонда и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства; низкий уровень обеспеченности населения жильем, доступности приобретения жилья и условий проживания;

отраслевой аспект: неэффективность функционирования самой отрасли, необоснованно завышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, аварийность жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; слабо выраженные рыночные механизмы при оказании коммунальных услуг населению.

Таким образом, на первый план выходит проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Реформа должна включать не только изменения тарифной политики для населения, но и структурную перестройку отрасли, изменение отношений между участниками взаимодействия по поводу жилищно-коммунального хозяйства. Ниже приведен анализ проводимой в настоящее время реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Глава 2. Принципы реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в том виде, в котором она была представлена на заседании правительства 31 мая 2001г., выглядит следующим образом. Россиянам предлагается организовываться в кондоминиумы - товарищества пользователей (или собственников) жилья с тем, чтобы защищать интересы входящих в них людей при заключении договоров с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Предприятия ЖКХ в свою очередь должны быть приватизированы, а сам жилищный фонд передан в доверительное управление неких компаний. В результате реформы, должна возникнуть конкуренция на рынке жилищно-коммунальных услуг, которая сделает равноправными их потребителей и производителей. Ну, а возникший на этой основе рынок услуг обеспечит нам повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства, вплоть до снижения тарифов на его услуги. Так, по крайней мере, представляют себе процесс реформы ЖКХ разработчики этой программы.

Очевидно, что говорить о приватизации жилищно-коммунальной сферы можно лишь после того, как будет повышена эффективность этой отрасли. Кроме того, в разных городах вопрос о приватизации должен решаться по-разному. Во многих секторах жилищно-коммунальной сферы конкуренция и не возникнет. И в итоге мы получим ситуацию, подобную той которая уже складывается в электроэнергетике, других отраслях, где вся реформа заканчивается тем, что просто вздуваются тарифы на их услуги для населения. Так что для реформы ЖКХ нужна целевая программа ее модернизации с использованием современных технологий.

Никто не спорит с тем, что наше коммунальное хозяйство нуждается в реформе. Оно убыточно, изношено. Постоянные отключения тепла, света, прорывы труб стали нормой для наших городов. Но ведь основная задача реформирования ЖКХ - это повышение эффективности этой отрасли экономики и главный резерв здесь - отнюдь не бесконтрольное повышение платы за коммунальные услуги. У нас есть все возможности для того чтобы провести модернизацию ЖКХ так, чтобы ее реформирование шло быстрее, нежели росли тарифы на услуги этой отрасли. Для этого есть технологии, которые позволяют повысить ее эффективность в разы. Приведем несколько примеров.

Сейчас коэффициент полезного действия доставки тепла в наши квартиры не превышает 6 процентов. На остальные 94 процента мы отапливаем воздух. Именно столько мы теряем на производстве, транспортировке, наконец, непосредственно в домах, квартирах. Если осуществить переход от нынешней системы централизованной подачи тепла к индивидуальной, а к этому идет сейчас весь мир, то издержки по потреблению тепла для жилых домов снизятся в 3-5 раз, а для производственных предприятий - в 20-30 раз. Если к этому добавить современные технологии автоматизированного управления систем теплоснабжения городов, которые позволяют выявить узкие места, ликвидировать наиболее затратные участки теплоснабжения, то экономия увеличится еще в разы. Уже не говоря о новых отечественных технологиях строительства, которые сейчас разработаны и готовы к внедрению. Так что возможности для превращения жилищно-коммунальной сферы из "черной дыры" нашей экономики в эффективную отрасль есть и без массированного повышения тарифов. Для этого, естественно, нужны инвестиции, нужны кредиты. Но у нас есть для этого и средства. Это и те же жилищные субсидии, и кредитные ресурсы, которыми располагает государство в системе Центробанка. При этом надо помнить о том, что инвестиции в жилой комплекс относятся к категории быстро окупаемых. Речь идет о кредитах на 2-3 года. Полагаю, что тот же Сбербанк с такой программой кредитования вполне мог бы справиться.

Подготовлена и схема организации финансирования модернизации ЖКХ. Мэрам городов, которые хотели бы пойти по этому пути реформы, предлагается пакет технологий. Под этот пакет городские и областные бюджеты представляют соответствующие гарантии, которые обеспечиваются тем объемом субсидий, которые планируется выделить на поддержание ЖКХ на пятилетний период. С этими гарантиями органами местные органы власти привлекают кредиты Сбербанка, за счет которых и ведется модернизация сетей ЖКХ. Достигнутая экономия позволяет сократить объем субсидий без увеличения расходов населения на оплату коммунальных услуг при одновременном формировании свободных денежных ресурсов, которые и направляются на погашение кредитов Сбербанка.

Реформирование ЖКХ требует системного подхода. Суть этой концепции реформирования состоит в том, что уже в самое ближайшее время россияне будут переведены на 100-процентную оплату коммунальных услуг, за исключением так называемых нуждающихся категорий. К этой категории населения будут отнесены те люди, у которых затраты на оплату коммунальных услуг превышают 22 процента от семейного бюджета.

Расчеты по типичным российским городам показывают, что доля таких граждан может составить до 50 процентов от общего числа населения. Надежды разработчиков этой реформы связаны с тем, что отнюдь не все, подпадающие под эту категорию, пойдут на поклон в органы социального обеспечения вымаливать субсидии или компенсацию на оплату. Действительно, практика тех городов, где уже довольно далеко продвинулись в переходе на 100 процентную оплату коммунальных услуг, показывает что из тех людей, которые входят в эту категорию «нуждающихся», примерно каждый второй идет за субсидией". Для того чтобы реализовать цели жилищно-коммунальной реформы мы должны поддерживать рост реальной заработной платы на уровне не менее 10-15 процентов в год. Только тогда можно рассчитывать, что большинство населения будет платить по коммунальным услугам в полном объеме. И это при условии, что цены на газ, электроэнергию будут оставаться на прежнем уровне. В случае же если эти тарифы будут расти, а именно это следует ожидать, то рост реальной заработной платы должен составлять не менее 20 процентов ежегодно.

При нынешней экономической политике правительства россияне могут рассчитывать на такой прирост заработной платы. На деле это будет означать, что жилищно-коммунальная реформа будет проводиться за счет населения. И, что не менее важно, она будет сопровождаться ростом неплатежей, что в конечном счете приведет к дальнейшей деградации жилищно-коммунального хозяйства.

Выход из этой ситуации - скорейшая модернизация всей инфраструктуры ЖКХ. С одной стороны, мы не можем закрывать глаза на то, что структура жилищно-коммунального хозяйства изношена, и в рамках действующей системы оно обречено, так как бюджет не в состоянии покрывать его издержки. С другой стороны - доходы населения не позволяют и в обозримой перспективе не смогут полностью покрыть коммунальные услуги.

Расчеты показывают, что модернизация, при которой сокращение издержек по жилищно-коммунальным услугам шло бы быстрее, нежели росла плата за них, возможно. Но для этого нужна федеральная целевая программа, обоснованный пакет технологий, которые нужно внедрять, и инвестиции. Возможно, в качестве источника финансирования государственной программы реформы ЖКХ необходимо привлекать ресурсы Сбербанка. Разумеется, на условиях возвратности. Только в этом случае жилищно-коммунальная реформа может иметь шанс на успешное осуществление.

Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы предусматривает реализацию новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса.

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Предполагается коренным образом изменить систему текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Предполагается ликвидировать существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов (банков), открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов возникающих при выплате средств гражданам.

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.

Предполагается ликвидировать систему перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий. Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.

В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20% и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

·перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

·потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;

·производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;

·стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);

·стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.

Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.

Основными целями подпрограммы являются: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Достижение основных целей подпрограммы обеспечит, начиная с 2011 года, возможность устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса без использования программных методов управления на федеральном уровне.

Основными задачами подпрограммы являются:

·финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

·снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;

·обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия:

·инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;

·прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

·ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;

·переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;

·совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг

Планируется привлекать бюджетные ресурсы, а также средства международных кредитных организаций для финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности регионов.

Планируется также в основном завершить формирование необходимой законодательной и иной нормативной правовой базы, провести углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса, комплексную экспертизу издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов. В г. Москве, в Новгородской и Тюменской областях и ряде других субъектов Российской Федерации будет проведен эксперимент по отработке системы персонифицированных социальных счетов граждан.

Предполагается обеспечить:

·развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;

·переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий;

·развитие концессионных механизмов;

·повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан.

·реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.

Нужно отметить, что проводимая реформа местного самоуправления предполагает возложение ответственности за функционирование систем жизнеобеспечения на вновь сформированные органы местного самоуправления, по сути дела на вновь создаваемые муниципалитеты возлагаются функции по координации производственной деятельности предприятий ЖКХ. В то же время усилиями производимой реформы отрасли являются приватизация и переход предприятий на рыночные отношения.

Если рассмотреть любой район нашей страны, он состоит из 1 города и нескольких сельских поселений. В свое время там была создана развитая инфраструктура жизнеобеспечения: практически в каждом населенном пункте имеется муниципальный жилищные фонд, котельные, обеспечивающие теплом как население, так и объекты бюджетной сферы, водозаборы, очистные сооружения, канализации, инженерные сети и объекты газоснабжения, которые обслуживают специализированные предприятия «Теплосети», «Водоканал» и др., одни из которых обслуживают город, а другие сельские населенные пункты - причем радиус обслуживания разный, иного достигает 45 км и более.

Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного управления» на территории каждого района будет сформировано несколько муниципальных образований с правом рассмотрения и утверждения экономики обоснованных тарифов. Действующая методика определения экономически обоснованных тарифов основана на принципе «одно предприятие - один тариф», т.е. затраты рассчитываются в целом на предприятие, не выделяя каждый отдельный населенный пункт. Доходная часть также определяется на все предприятия, исходя из общих объемов реализации услуг. Получается, что в расчетах тарифов не выделяются рентабельные и нерентабельные объекты. Например, если 75% котельных являются рентабельными, а 25% нерентабельными (т.е. убыточными), а основной причиной убыточности является неполное использование производственных мощностей котельных и тепловых сетей, поскольку раньше объекты теплоснабжения строились с учетом перспективного развития, с большим запасом мощностей. Сегодня коэффициент использования мощностей не удовлетворяет предъявляемым сегодня требованиям, необходима установка более экономичных и менее мощных котлов. Затраты на эксплуатацию нерентабельных котельных покрываются за счет тех объектов, которые приносят прибылью В итоге несколько предприятий частично из собственных источников дохода, частично за счет инвестиционной составляющей тарифа, привлекая дополнительные бюджетные средства выполняют мероприятия по реконструкции убыточных котельных (средняя стоимость реконструкции одной котельной составляет около 5 млн.руб.).

Вновь сформированные органы местного самоуправления должны будут пересмотреть тарифы на ЖКУ на территории своих поселений в соответствии с действующим законодательством одновременно с принятием бюджета. По экономическим (а также по социальным и политическим) соображениям муниципальные образования не станут покрывать убытки от содержания объектов ЖКХ, находящихся на другой территории.

В данном случае прогнозируется следующая ситуация. Муниципальное образование, имеющее на своей территории прибыльные объекты ЖКХ, получит возможность снизить действующий тариф, а муниципалитет, которому «достанутся нерентабельные объекты, вынужден либо увеличить тариф либо дотировать предприятия из своего бюджета. Проведенные предварительные анализы в районах показали, что большинство вновь сформированных муниципальных образований будут дотационными. В результате в разных населенных пунктах стоимость ЖКУ будет различаться по разным оценкам в 2 и более раз. Реакция населения в этом случае легко предсказуема.

Другим проблемным вопросом станет желание вновь созданных муниципалитетов иметь собственные предприятия ЖКХ. Сохранение существующей целостности производственной системы жилищно-коммунального комплекса района при ее реформировании (изменение форм собственности предприятий ЖКХ и введение рыночных отношений) позволит оптимизировать (сократить) все виды затрат на производство и поставку ЖКУ, эффективно использовать спецтехнику и ремонтный персонал, проводить на первом этапе единую тарифную политику независимо от того, в каком муниципалитете территориально расположено то или иное предприятие ЖКХ.

Принятие же решений о создании в каждом муниципалитете самостоятельного предприятия ЖКХ, может привести к увеличению управленческого и линейного персонала, вынужденному расширению парка техники, сети и площадей производственных баз и к повышению затрат в целом на производство ЖКУ.

Следующей проблемой станет аккумулирование и инвестирование денежных средств в реконструкцию нерентабельных объектов. Целевое финансирование реконструкции существующих объектов из бюджетов вновь образованных муниципальных образований в сумме порядке нескольких миллионов рублей также представляется крайне проблематичным.


Глава 3. Предложения по развитию ЖКХ в муниципальном образовании г.Чита

3.1 Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг

Предложения по решению данной задачи включают в себя два основных направления:

регулирование деятельности естественных локальных монополистов;

организация ресурсосбережения.

Регулирование деятельности локальных естественных монополий по поставке коммунальных услуг направлено на:

регулирование цен на поставку услуг естественных монополистов;

внедрение альтернативных технологий.

Практика регионов России показывает, что цены на поставку услуг естественных монополистов оказываются искусственно завышены путем увеличения уровня рентабельности, увеличения уровня амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд. В связи с этим, необходимым является проведение аудиторских проверок тарифов на услуги естественных монополистов, а также включение в состав регионально-энергетической комиссии представителей управляющих компаний жилищного фонда.

Большую роль в ценовом регулировании имеют местные органы власти города Читы, которые должны своими решениями способствовать снижению цен на услуги путем установки минимального уровня рентабельности, обязательным конкурсным распределением подрядов на поставку сырья, материалов и ремонтные работы в пределах своей компетенции. Возможно заключение трехстороннего договора между монополистом, управляющей компанией и местным органом власти, в котором было бы отражено, что управляющая компания возмещает затраты на услуги монополистов на уровне тарифа для населения. Разницу берет на себя бюджет, что побудит органы власти вести более тщательный контроль за ростом тарифов и проводить мероприятия по энергоресурсосбережению.

Организация ресурсосбережения в жилищном фонде может дать наибольший эффект снижения цен на услуги монополистов. К тому же внедрение энергоресурсосбережения позволит поднять удельную долю возмещения населением затрат на содержание и обслуживание жилья без увеличения тарифа.

В организации ресурсосбережения стоит выделить два момента:

организация повсеместного учета потребления ресурсов путем установки коммерческих узлов учета;

внедрение новейших ресурсосберегающих технологий.

3.2 Совершенствование системы управления ЖКХ

Предложения по решению этой задачи включают в себя два основных направления:

формирование многообразия собственников жилищной сферы;

демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг.

Необходимо разрешить проблемы между субъектом жилищной собственности и ее пользователем. Не решила этот вопрос и приватизация жилья. Население города Чита не чувствует себя собственником, понимая, что приватизирована лишь квартира, а все остальное находится в совместной собственности с иными субъектами, владеющими прочими элементами зданий. Огромную роль в повышении качества предоставляемых услуг ЖКХ играет личная заинтересованность в содержании жилищного фонда. Создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) позволит повысить личную заинтересованность жильца в качественном содержании не только своей квартиры, но и мест общего пользования, оборудования и т.д. С другой стороны, повысится и требовательность к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, т.к. эффективность и направление вложения средств будет определяться уже самими собственниками.

Таким образом, муниципальные органы власти г.Читы должны всячески содействовать созданию ТСЖ, оказывая при этом всестороннюю юридическую и экономическую поддержку.

Содействие скорейшему становлению ТСЖ должно предусматривать:

упрощение процедуры регистрации;

получение ТСЖ дотаций на техническое обслуживание жилья и коммунальных услуг на уровне муниципального жилищного фонда;

передача прав на нежилые помещения или перечисление части арендной платы ТСЖ за нежилые помещения в доме;

передача прав на земельный участок под дом и придомовую территорию.

Действенную помощь в распространении товариществ собственников может оказать организация их на базе вновь построенных жилых домов, в которых все квартиры распределяются на рыночной основе. Однако не исключается и факт создания ТСЖ с участием муниципальных органов власти через уполномоченные органы.

Одной из главных целей реформы является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства и формирование рынка услуг. Для достижения этой цели необходимо:

разделение функций заказчика и подрядчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

внедрение конкурсного отбора подрядных организаций во все сферы жилищно-коммунального хозяйства г.Читы.

Служба заказчика города Чита должна постепенно превращаться в управленческую компанию. Служба заказчика должна являться управляющей структурой как в области обслуживания жилья и других объектов, так и в области их теплоэнергоснабжения.

Введение договорной формы взаимоотношений как между собственником и муниципальной службой заказчика, так и между подрядными организациями, позволяет перевести сферу управления жилищно-коммунальным хозяйством на более высокий уровень. Материальная ответственность за нарушение договорных обязательств приводит к значительному улучшению качества содержания и обслуживания жилищного фонда нашего города.

Практика регионов России показала, что создание конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом между управляющими компаниями различных форм собственности также ведет к повышению качества жилищно-коммунальных услуг и сокращению затрат на содержание жилищного фонда, однако, на сегодняшний день система бюджетного финансирования службы заказчика не позволяет развиваться рыночным отношениям в сфере управления жилфондом. Это связано, прежде всего, с тем, что при финансировании из бюджета, служба заказчика создается с минимальным количеством персонала, что в свою очередь, связано с сокращением бюджетных расходов.

Управляющая компания должна быть самоокупаемой, а количественный состав персонала должен определяться исходя из реально поставленных задач. В перспективе только собственник жилья должен выбирать того, кому доверит он управление своей собственностью и сколько он будет за это платить.

С другой стороны, в сферу интересов управляющей компании нового типа должны попасть не только жилые дома и придомовые территории, но и вполне логично - другая инфраструктура микрорайонов и районов города, а именно: детские сады, школы, больницы, объекты социально-культурного назначения, тепловые передающие сети и др.

3.3 Совершенствование механизма финансирования ЖКХ

Для достижения целей реформы ЖКХ в области финансирования необходимо:

Ежегодно в бюджете муниципального образования г.Чита предусматривать защищенную статью для предоставления компенсаций и льгот на оплату ЖКУ.

Проработать систему векселеоборота в жилищно-коммунальном хозяйстве, подразумевающую выпуск векселя, предназначенного для уменьшения кризиса неплатежей в системе ЖКХ и ухода от взаимозачетов.

Ввести жилищный ваучер на оплату субсидий, который затем может использоваться жителем для оплаты ЖКУ, и далее использоваться для взаиморасчета предприятиями ЖКХ между собой и бюджетом. Это позволит высвободить значительные финансовые средства.

Проработать систему городского займа под обеспечение недвижимостью.

Разработать программу привлечения внебюджетных инвестиций.

Необходимо создавать и развивать предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ. Вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций.

Более полно использовать дополнительные источники финансирования за счет доходов от рекламы, нахождения на объектах муниципальной собственности чужой собственности, привлечения арендаторов в части ремонта фасадов, благоустройства территории и т.д.

Внедрить систему оперативного учета движения денежных средств и систему учета текущей дебиторской и кредиторской задолженности.

Проводить отбор и экономический анализ инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства города Читы.

Эффективно использовать временно свободные средства для получения дополнительной прибыли и, в частности, разрешить использование временно свободных целевых бюджетных средств в течение года по усмотрению службы единого заказчика с предоставлением отчетов в конце года об их использовании по назначению.

Разработать положение о дифференцированной плате за жилищные и коммунальные услуги, предусмотрев в нем дифференциацию платы в зависимости от этажности, состояния дома, отдаленности от центра, расположения его вдоль улицы или внутри квартала.

Тариф на теплоэлектроэнергию должен состоять из двух частей: собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость самой энергии определяется на конкурсной основе.

Для сокращения затрат служба заказчика г.Читы может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставить калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек.

Заключение

Ключевой вопрос государственной экономической и социальной политики сегодня - реформа жилищно-коммунального хозяйства. Данная работа раскрывает необходимость проведения таких реформ. Результатом работы можно считать:

  • определение условий в которых находится современное жилищно-коммунальное хозяйство России;
  • уточнение реальных и потенциальных мер государственных органов, по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
  • описание принципов успешного реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
  • практический материал по развитию ЖКХ в конкретном муниципальном образовании - г.Чита.

До недавнего времени в ЖКХ сохранялось преобладание административных рычагов регулирования. Управление объектами ЖК назначения осуществлялось в основном государственными и муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения. Большая зависимость от бюджетного финансирования усугубляла их зависимость от органов власти в принятии решений по оперативному управлению хозяйственным комплексом.

Те процессы, которые наблюдаются в ЖКХ сегодня, свидетельствуют о резких изменениях механизмов управления отраслью.

На заседании Правительства РФ в конце 2004 г. отмечалось, что основными направлениями экономических преобразований в ЖКХ являются:

развитие частной инициативы и конкуренции в секторах управления и обслуживания жилищного фонда, ухо органов государственной и муниципальной власти из сферы управления жилищным сектором;

привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс при преимущественном сохранении публичной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру.

Период подготовительных процедур реформирования ЖКХ, затрагивающих вопросы собственности, разделения функций хозяйствующих субъектов, создания новых институтов, соответствующих рыночной инфраструктуре функционирования отраслей, неоправданно затянутся по причинам:

огромной задолженности бюджетов всех уровней перед предприятиями ЖКХ по погашению льгот;

муниципальной монополии на управление предприятиями отрасли;

нежелание органов местного самоуправления расстаться с контролем над финансовыми потоками ЖКХ (платежами за ЖКУ, распределением субсидий и дотаций из вышестоящих бюджетов);

административного диктата в отношении потребителей услуг ЖКХ и экономического абсурда;

неадекватной тарифной политики органов местного самоуправления.

Большинство предприятий, обслуживающих жилой фонд, в настоящее время являются муниципальными унитарными предприятиями, но именно эта организационно-правовая форма организаций ЖКХ является одной из наиболее неудачных форм, предусмотренных ГК РФ.

Итак, на протяжении десяти лет коммунальной реформы отмечалась необходимость демонополизации отрасли и развития в ней здоровой конкуренции. Однако в последние год-два вялотекущий процесс резко ускорился и стал приносить первые результаты. Демонополизация стала реальным этапом в развитии отрасли.

Наблюдаемое в настоящее время многообразие форм участия частного бизнеса в ЖКХ - это свидетельство стабилизации, уже сегодня в целом по России в ЖКХ доля частных предприятий составляет 17.3% от их общего числа. Хозяйственная деятельность в отрасли стала более прогнозируемой, вписанной в правовую и бюджетную систему страны.

Жилищно-коммунальное хозяйство ожидает от бизнеса свежих инновационных решений, способных повысить эффективность работы и улучшить качество предоставляемых услуг.

Список литературы

1.Гражданский кодекс РФ ч.1-2 (с алфавитно-предметным указателем). По сост. на 1.12.09. М.: Норма-Инфра, 2010.

2.Аболин А.А. Основные направления реформирования ЖКХ муниципальных образований. ЖКХ, 2009. - №2. Ч.1.

.Айзинова И.М. Некоторые социально-экономические и территориальные аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы прогнозирования 2009 - №6.

.Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы. Москва: Инфра-М, 2007.

.Бяков Э. Приватизация и создание рынка недвижимости // Российский экономический журнал,1996; №№ 5-6.

.Гуртов В.О. О состоянии жилищно-коммунального хозяйства. Экономист, 2009. - №7.

.Жков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. Изд-во Москва: Владос-Пресс, 2010.

.Егоров Е.В., Потапова М.В. Экономика жилищно-коммунального хозяйства России. Учебное пособие. Москва, Теис: 2002.

.Елькина Н.В. и др. Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства в России. Вестник молодых ученых БГУЭП 2008 - №1 (2).

.Иванов Г.Н. Реформа ЖКХ в России. // Российская газета./ 12 февраля 1999.

.Котельников А.О. Частный бизнес в ЖКХ: проблемы выживания. ЖКХ, 2005 - №2. Ч.1.

.Кочегаров А.Д. Взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в инновационных процессах в сфер ЖКХ. ЖКХ, 2009. - №5. Ч.1.

.Мустафина Е.С. Проблемы ЖКХ с позиций частного бизнеса. ЖКХ, 2005. - №3. Ч.1.

.Орлов О.Н. Предприятия ЖКХ: сравнение чистых активов и уставного фонда. Аудиторские ведомости, 2010 - №5.

.Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 242 "Вопросы Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 6. Ст. 241

.Симионов Ю.Ф., Дрозд Н.И. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. Издательский центр «Март». Москва, Ростов-на-Дону, 2004.

.Сундуков О.В. Порядок, эффективность, прибыльность: выживание на открытом рынке. ЖКХ, 2010 - №5. Ч.1.

.Румянцева Е.И. Некоторые индикаторы развития ЖКХ России. Проблемы теории и практики управления, 2003 - №4.

.Тартышев Ю.П. Новые методы управления ЖКХ с привлечением частного бизнеса. ЖКХ, 2010 - №12. Ч.1.

.Тихенко А. Надо действовать на перспективу // Российская Газета. 1998, № 5.

.Тишин В.А. Ценовая политика в сфере ЖКХ. ЖКХ, 2010. - №10. Ч.1.

.Уланов С.Я. Жилищно-коммунальное хозяйство: реформационные альтернативы. Российский экономический журнал, 2003 - №3.

.Устинов Г.А. О реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Финансы, 2009 - №8.

.Шаповалов Н.Н. и др. Оценка фактического состояния объектов ЖКХ - важный шаг на пути реформирования отрасли. ЖКХ, 2005. - №3. Ч.1.

.Филимонов С.Л. Об управлении в жилищной сфере. ЖКХ, 2010 - №12. Ч.1.

Похожие работы на - Реструктуризация и экономическая целесообразность реформы ЖКХ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!