Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,48 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе

þþСОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Бухгалтерþский учет в отдельных þсферах деятельноþсти

1.1 Учет услуг по бронированию и услуг общепита в гостиничных комплексах

1.2 Бухгалтерский учет выручки от оказания гостиничных услуг

1.3 Учет предоставления услуг платной стоянки в гостинице

2. Проверка авансов, ваучеров и депозитов на основе бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет - это область специальных экономических знаний, имеющих в современном обществе важное прикладное значения. Он необходим для каждой организации независимо от организационно-правовой формы и целей ее деятельности.

Гостиничный комплекс входит в одну из важнейших отраслей сферы обслуживания. Главное место в гостиничном комплексе занимает гостиница и ее структурные подразделения. Гостиничный комплекс включает в себя: гостиницу, ресторан, аптечный киоск, организации розничной торговли и общественного питания, локальную АТс, пункт по обмену валюты, медицинские учреждения, автозаправочную станцию, парикмахерскую, прачечную, службы ремонта. Развитие индустрии гостеприимства с каждым годом набирает темпы. Гостиничный бизнес развивается, а вместе с ним развивается и сама инфраструктура гостиниц. Разрабатываются планы и схемы, утверждаются проекты и запускаются частные гостиницы. Безусловно, не все услуги гостиница оказывает собственными силами. Но даже те виды деятельности, которые осуществляет сама гостиница, значительны по своим объемам и документообороту. В связи с этим бухгалтерский и налоговый учет в гостиницах является процессом трудоемким, а изменения, происходящие в законодательстве, бухгалтеру гостиницы зачастую необходимо отслеживать сразу по нескольким видам деятельности. Учитывая все вышесказанное, не возникает сомнения в актуальности выбранной темы.

Объектом исследования выступают различные гостиничные комплексы. Предметом исследования служит система бухгалтерского учета в гостиничном комплексе.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей ведения некоторых разделов бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть особенности бухгалтерского учета выручки от реализации гостиничных услуг;

-изучить особенности учета услуг по бронированию отелей, услуг по общепиту и платным стоянкам;

-провести анализ учета депозитов, ваучеров и авансов на основе бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе.

Теоретической и методологической основой данной работы послужили работы отечественных и зарубежных авторов, законы и кодексы РФ, правила и стандарты разработанные для сферы гостиничного бизнеса.

1. Бухгалтерþский учет в отдельных þсферах деятельноþсти

1.1 Учет уþслуг по бронированию и уþслуг общепита в гоþстиничных комплекþсах

Помимо þсобþственно уþслуг по проживанию, отели берут плату за бронирование номеров. Как правило, цена брони уþстанавливаетþся в процентах от þстоимоþсти номера в þсутки и взимаетþся при размещении. Еþсли гоþсть заехал вовремя, то þстоимоþсть брони учитываетþся в общем порядке.

Как мы уже говорили, чтобы признать выручку в бухгалтерþском учете, необходимо выполнить уþсловия, которые закреплены в пункте 12 ПБУ 9/99. þСреди одних из уþсловий - уверенноþсть в том, что увеличитþся экономичеþская выгода. Другими þсловами, выручку от уþслуг по бронированию можно признать, когда она получена при размещении гоþстя или точно будет яþсно, что бронь будет оплачена. Проблемы возникают, когда поþстоялец отказываетþся платить за бронь. В данном þслучае гоþстиница не вправе требовать возмещения þсвоих затрат, произведенных в процеþсþсе оказания уþслуги, а также платы за оказанную уþслугу, за иþсключением þслучая, еþсли потребитель принял оказанную уþслугу (п. 23 Правил). То еþсть, еþсли поþстоялец не заплатил за бронь, и она была аннулирована, то þс него нельзя взыþскать плату за фактичеþский проþстой номера. Напомним: þсоглаþсно пункту 6 Правил в þслучае отказа потребителя оплатить бронь, его размещение в гоþстинице производитþся в порядке общей очереди. То еþсть уþслугу по бронированию нельзя þсчитать оказанной, поэтому она и не отраяþсаетþся в þсоþставе выручки гоþстиницы.

Возможна еще одна þситуация. Когда поþстоялец не отказываетþся оплачивать бронь, а проþсто опаздывает. В этом þслучае þс потребителя кроме платы за бронь взимаетþся также плата за фактичеþский проþстой номера (меþста в номере), но не более чем за þсутки. Получаетþся, что потребитель вþсе же воþспользовалþся бронью, значит, уþслуга была оказана, поэтому бронь должна быть включена в выручку. А вот плата за проþстой - это þсвоего рода штрафная þсанкция за нарушение уþсловий договора о бронировании. В бухгалтерþском учете эти þсуммы учитываютþся в þсоþставе прочих доходов том отчетном периоде, в котором они, в чаþстноþсти, признаны должником (п. 8, 16 ПБУ 9/99). То еþсть учеþсть их можно, как только потребитель заплатит штраф за проþстой номера.

Для целей иþсчиþсления налога на прибыль плата за фактичеþский проþстой номера учитываетþся в þсоþставе внереализационных доходов (п. 3 þст. 250 Налогового кодекþса РФ). В налоговом учете при методе начиþсления штрафы также отражаютþся (подп. 4 п. 4 þст. 271 Налогового кодекþса РФ). Оþсобо актуальным являетþся вопроþс об иþсчиþслении НДþС þс þсуммы, полученной от поþстояльца за проþстой. В наþстоящее время по данному вопроþсу þсложилаþсь доþстаточно неоднозначная þситуация.

Так, по мнению контролирующих органов þсуммы штрафных þсанкций, полученных поþставщиком товаров (работ, уþслуг) подлежат включению в базу для иþсчиþсления НДþС. Аргументом такой позиции являетþся то, что при определении налоговой базы по НДþС выручка от реализации товаров (работ, уþслуг) формируетþся иþсходя из вþсех доходов налогоплательщика, þсвязанных þс раþсчетами по оплате реализованных товаров (работ, уþслуг) (п.2 þст.153, пп.2 п.1 þст.162 НК РФ). Поэтому þсуммы þсанкций, полученные продавцом товаров (работ, уþслуг) от покупателя за неиþсполнение или ненадлежащее иþсполнение обязательþств по оплате товаров (работ, уþслуг) включаютþся в базу для иþсчиþсления НДþС. Такой подход выþсказан Минфином РФ, в чаþстноþсти, в пиþсьмах от 24 октября 2008 г. №03-07-11/344, от 06 марта 2009 г. №03-07-11/54, от 11 þсентября 2009 г. №03-07-11/222, от 08 декабря 2009 г. №03-07-11/311.

Однако, арбитражная практика поддерживает налогоплательщика. Обобщив þсудебные решения, можно выделить þследующие оþсновные аргументы þсудов: 1) объектом налогообложения по НДþС признаютþся операции по реализации товаров (работ, уþслуг) на территории РФ, а реализацией товаров (работ, уþслуг) являетþся передача права þсобþственноþсти на них (пп.1 п.1 þст.146 НК РФ, п.1 þст.39 НК РФ). Штрафные þсанкции - это þспоþсоб обеþспечения иþсполнения обязательþств, при котором перехода права þсобþственноþсти на товары (работы, уþслуги) не проиþсходит; 2) þсуммы штрафных þсанкций уплачиваютþся þсверх цены реализуемых товаров (работ, уþслуг), не увеличивая ее; 3) þсуммы штрафных þсанкций отноþсятþся к внереализационным доходам (п.3 þст.250 НК РФ), þследовательно, не являютþся выручкой от реализации.

В качеþстве примеров þс благоприятным для налогоплательщиков решением данного вопроþса можно привеþсти þследующие: Поþстановление Президиума ВАþС РФ от 05 февраля 2008 г. №11144/07, Определение ВАþС РФ от 10 þсентября 2007 г. №10714/07, Поþстановления ФАþС Моþсковþского округа от 11 марта 2009 г. №КА-А40/1255-09, ФАþС þсеверо-Кавказþского округа от 05 декабря 2008 г. №Ф08-7246/2008 и т.д.

Подавляющее большинþство отелей имеют þсобþственные реþстораны. Оþсновные требования, предъявляемые к реþсторанам, определены в поþстановлении Правительþства РФ от 15 авгуþста 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания уþслуг общеþственного питания».

Выручку от оказания уþслуг общеþственного питания гоþстиница по þсвоему выбору может учитывать либо в þсоþставе доходов от обычных видов деятельноþсти, либо включать ее в прочие доходы. Такое право предоþставляетþся пунктом 4 ПБУ 9/99. Важно выбранный порядок пропиþсать в приказе об учетной политике. Некоторые бухгалтеры гоþстиниц предпочитают выручку реþсторана показывать в þсоþставе прочих доходов. Поþскольку это позволяет оценить рентабельноþсть как оþсновной вид деятельноþсти (предоþставление номеров для проживания), так и дополнительных уþслуг.

В бухгалтерþском учете гоþстиницы затраты, þсвязанные þс производþством продукции реþсторана, можно учитывать так: на þсчете 20 «Оþсновное производþство» только þстоимоþсть израþсходованного þсырья, а оþстальные затраты отражать на þсчете 44 «Раþсходы на продажу». Другой вариант - отражать вþсе без иþсключения затраты, þсвязанные þс производþством продукции, на þсчете 20 «Оþсновное производþство». Иþспользуемый вариант необходимо закрепить в учетной политике.

Нередко гоþстиницы включают в þстоимоþсть номера завтрак. Еþсли он не предоþставляетþся как отдельная уþслуга, то незавиþсимо от того, ел поþстоялец завтрак или не ел, þстоимоþсть питания не возвращаетþся, а уþслуга þсчитаетþся оказанной. То еþсть отель учитывает þстоимоþсть завтрака в þсоþставе выручки от оказания гоþстиничных уþслуг (п.12 ПБУ 9/99). Еþсли отель продает завтраки отдельно, то еþсть предоþставляет их как дополнительную уþслугу, то бухгалтеру гоþстиницы надо организовать учет поþсещений поþстояльцами реþсторана. Ведь еþсли проживающий заплатил за завтрак, но не воþспользовалþся уþслугой, то в учете надо отразить аванþс на þсумму не оказанной гоþстю уþслуги. Еþсли образовавшаяþся переплата не воþстребована гоþстем при выезде или в течение трех лет, то по иþстечении трех лет аванþс будет учтен в þсоþставе прочих доходов как кредиторþская задолженноþсть þс иþстекшим þсроком иþсковой давноþсти (þст. 196 Гражданþского кодекþса РФ, п. 8 ПБУ 9/99, п. 18 þст. 250 Налогового кодекþса РФ).

þСотрудники гоþстиниц работают в униформе. þСоглаþсно þсиþстеме клаþсþсификации гоþстиниц для определенных категорий отелей наличие такой формы обязательно (приказ Федерального агентþства по физичеþской культуре, þспорту и туризму от 21 июля 2005 г. №86). В бухгалтерþском учете форму незавиþсимо от þстоимоþсти и þсрока þслужбы учитывают в þсоþставе материальных запаþсов (п. 50 приказа Минфина Роþсþсии от 29 июля 1998 г. №34н). Для этого к þсчету 10 «Материалы» открывают þсоответþствующие þсубþсчета, например, þсубþсчета «Форменная одежда на þскладе» и «Форменная одежда в экþсплуатации».

Гоþстиницам позволено включать в раþсходы на оплату труда þстоимоþсть выданной работникам форменной одежды. Форменная одежда, прежде вþсего, демонþстрирует принадлежноþсть работника к организации. Обязательноþсть ношения форменной одежды для перþсонала гоþстиниц продиктована требованиями законодательþства. Форменная одежда может предоþставлятьþся работнику:

-для иþспользования только на работе (в этом þслучае право þсобþственноþсти на одежду оþстаетþся у гоþстиницы);

-в личное поþстоянное пользование (в этом þслучае право þсобþственноþсти на одежду переходит к работнику).

На практике форменная одежда не передаетþся в личное пользование þсотрудникам гоþстиницы, а оþстаетþся в þсобþственноþсти гоþстиницы. При этом þсотрудник пользуетþся одеждой во время иþсполнения þслужебных обязанноþстей, а по окончании þсрока иþспользования одежды (или в þслучае увольнения работника, или при переводе на другую работу, для которой не предуþсмотрено ношение форменной одежды) возвращает ее на þсклад. Однако еþсли гоþстиницей будет принято решение о передаче форменной одежды в личное пользование þсотруднику без дополнительной оплаты, гоþстинице необходимо будет иþсчиþслить þсо þстоимоþсти безвозмездно переданного имущеþства налог на добавленную þстоимоþсть. При этом для целей иþсчиþсления налога на прибыль в þсоþставе материальных раþсходов не будут учитыватьþся ни þсама þстоимоþсть безвозмездно переданной þсотрудникам организации форменной одежды, ни раþсходы, þсвязанные þс ее передачей (п. 16 þст. 270 НК РФ).

Право þсобþственноþсти на одежду оþстаетþся у предприятия. Так как выдача форменной одежды предуþсмотрена законодательþством, то такие раþсходы можно учеþсть при налогообложении прибыли. Поþскольку прямой нормы для учета при налогообложении таких раþсходов Налоговый кодекþс РФ не þсодержит, þстоимоþсть выдаваемой форменной одежды можно учитывать в þсоþставе раþсходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на оþсновании пп.49 п.1 þст.264 НК РФ. Еþсли же форменная одежда законодательþством не предуþсмотрена, а выдаетþся по инициативе организации, то учеþсть такие затраты при налогообложении прибыли будет проблематично. Контролирующие органы нередко возражают против уменьшения налогооблагаемой прибыли на þсумму раþсходов на «необязательную» покупку форменной одежды. По мнению чиновников, форменную одежду можно учеþсть при иþсчиþслении налога на прибыль только в том þслучае, еþсли такая выдача предуþсмотрена законодательно.

þСудебная практика по данному вопроþсу придерживаетþся подхода, þсоглаþсно которому затраты, þсвязанные þсо þстоимоþстью форменной одежды работников, признаютþся раþсходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, в þслучае их þсоответþствия критериям п. 1 þст. 252 НК РФ (þсм., например, Поþстановления ФАþС Поволжþского округа от 26.07.2006 г. №А55-31040/05-3, ФАþС Моþсковþского округа от 05.03.2005 г., 04.03.2005 г. №КА-А41/1387-05, ФАþС Уральþского округа от 07.06.2006 г. №Ф09-4680/06-þС7).

Что каþсаетþся форменной одежды, не предуþсмотренной законодательþством, то ее выдача должна быть оформлена внутренним приказом по организации. В приказе очерчиваетþся круг лиц, которым она положена, опиþсываетþся þсама одежда, порядок ее выдачи, возврата и т.д.

Право þсобþственноþсти на одежду переходит к работнику. В этом þслучае при иþсчиþслении налога на прибыль затраты на приобретение одежды организация может включить в раþсходы на оплату труда, еþсли ее выдача предуþсмотрена законодательþством либо коллективным договором или þсоглашением.

þСоглаþсно пункту 5 þстатьи 255 Налогового кодекþса РФ затраты на форменную одежду, которая передаетþся работнику в þсобþственноþсть, можно включить в þсоþстав раþсходов на оплату труда. Еþсли же форменная одежда не предуþсмотрена ни законодательþством, ни коллективным договором, а выдаетþся беþсплатно по инициативе организации, затраты на ее приобретение для целей налогообложения не учитываютþся (п.16 þст.270 НК РФ).

услуга гостиничный учет бухгалтерский

1.2 Бухгалтерþский учет выручки от оказания гоþстиничных уþслуг

Деньги, которые поþстояльцы платят за проживание в гоþстинице, отноþсят к доходам от обычных видов деятельноþсти. Такой вывод þследует из пункта 5 Положения по бухгалтерþскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденному приказом Минфина Роþсþсии от 6 мая 1999 г. №32н. Большинþство гоþстиниц берет за предоþставление þсвоих уþслуг предоплату. Возникает вопроþс: в какой момент признаетþся выручка от реализации уþслуг по временному размещению? þСоглаþсно пункту 12 ПБУ 9/99 выручка в бухгалтерþском учете признаетþся при þсоблюдении þследующих уþсловий:

-организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным þсоответþствующим образом;

-þсумма выручки может быть определена;

-еþсть уверенноþсть в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономичеþских выгод организации. Она появляетþся в þслучае, когда организация получила в оплату актив либо отþсутþствует неопределенноþсть в отношении получения актива;

-право þсобþственноþсти (владения, пользования и раþспоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (уþслуга оказана);

-раþсходы, которые произведены или будут произведены в þсвязи þс этой операцией, могут быть определены.

То еþсть, чтобы признать выручку, нужно определитьþся, в какой момент уþслуга þсчитаетþся оказанной. В þсоответþствии þс пунктом 1 þстатьи 779 Гражданþского кодекþса РФ по договору возмездного оказания уþслуг иþсполнитель обязуетþся по заданию заказчика оказать уþслуги (þсовершить определенные дейþствия или оþсущеþствить определенную деятельноþсть), а заказчик обязуетþся оплатить эти уþслуги. Другими þсловами уþслуга по проживанию может þсчитатьþся оказанной в полном объеме только поþсле того, как поþстоялец þсъедет из номера.

Выделяют три þспоþсоба учета выручки гоþстиниц.

Первый þспоþсоб. Выручка от реализации уþслуг по временному размещению может признаватьþся каждый день. Такой þспоþсоб обеþспечивает наибольшую доþстоверноþсть и оперативноþсть данных учета. Однако данный þспоþсоб þсамый трудоемкий, его удобно применять при полной автоматизации учета, при небольшом количеþстве номеров в гоþстинице.

Второй þспоþсоб. Выручка признаетþся в момент выезда гоþстя. Этот þспоþсоб удобен, однако тут возможно иþскажение данных учета за þсчет þстоимоþсти уþслуг по проживанию, еþсли поþстоялец заехал в одном меþсяце, а выезжает уже в þследующем.

Третий þспоþсоб. Выручка признаетþся на отчетную дату (þскажем, на конец меþсяца признание). В этом þслучае в поþследний день меþсяца в бухгалтерþском учете отражаетþся и включает þстоимоþсть уþслуг, которые оказаны вþсем размещенным и (или) выехавшим в течение меþсяца гоþстям.

Выбранный þспоþсоб нужно закрепить в приказе об учетной политике гоþстиницы.

Теперь необходимо обþсудить налоговый учет. Тут þситуация аналогична той, что имеет меþсто в бухгалтерþском учете. В þсоответþствии þсо þстатьей 249 Налогового кодекþса РФ доходом от реализации признаетþся, в чаþстноþсти, выручка от реализации уþслуг, определяемая иþсходя из вþсех поþступлений, þсвязанных þс раþсчетами за реализованные уþслуги. При этом доходы определяютþся на оþсновании документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, а также документов налогового учета (п. 1 þст. 248 Налогового кодекþса РФ). Доходы и раþсходы по правилам главы 25 Налогового кодекþса РФ можно þсчитать методом начиþслений или каþсþсовым методом.

þСоглаþсно пункту 3 þстатьи 271 Налогового кодекþса РФ при методе начиþсления доходы от реализации признаютþся на дату реализации уþслуг, определяемой в þсоответþствии þс пунктом 1 þстатьи 39 Налогового кодекþса РФ, незавиþсимо от фактичеþскго поþступления денежных þсредþств в их оплату. Напомним: реализацией уþслуг признаетþся возмездное оказание уþслуг одним лицом другому, а в þслучаях, предуþсмотренных Налоговым кодекþсом РФ, оказание уþслуг на безвозмездной оþснове (п. 1 þст. 39 Налогового кодекþса РФ).

Таким образом, еþсли для целей налогообложения прибыли гоþстиница применяет метод начиþсления, то она þсамоþстоятельно выбирает момент признания дохода (выручки). Его также надо закрепить в приказе об учетной политике организации.

Что каþсаетþся НДþС, то реализация уþслуг гоþстиницей признаетþся объектом обложения НДþС (подп. 1 п. 1 þст. 146 Налогового кодекþса РФ). Пи этом налоговая база определяетþся как þстоимоþсть уþслуг, иþсчиþсленная иþсходя из цен, определяемых по правилам þстатьи 40 Налогового кодекþса РФ, без включения в них þсумм НДþС (п. 1 þст. 154 Налогового кодекþса РФ). В þсвою очередь þстатья 40 Налогового кодекþса РФ определяет: для целей налогообложения учитываетþся цена уþслуг, которая указана þсторонами þсделок. При этом при определении налоговой базы выручка от реализации уþслуг определяетþся иþсходя из вþсех доходов налогоплательщика, так или иначе þсвязанных þс раþсчетами по оплате этих уþслуг (п. 2 þст. 153 Налогового кодекþса РФ).

þСоглаþсно пункту 4 þстатьи 166 Налогового кодекþса РФ общая þсумма НДþС иþсчиþсляетþся по итогам каждого налогового периода применительно ко вþсем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых отноþситþся к þсоответþствующему налоговому периоду. Пункт 1 þстатьи 167 Налогового кодекþса РФ уþстанавливает: моментом определения налоговой базы являетþся наиболее ранняя из þследующих дат:

-день отгрузки (передачи) товаров (работ, уþслуг), имущеþственных прав;

-день оплаты, чаþстичной оплаты в þсчет предþстоящих поþставок товаров (выполнения работ, оказания уþслуг), передачи имущеþственных прав.

Предоплата, полученная гоþстиницей в þсчет оплаты проживания, облагаетþся НДþС по þставке, определяемой раþсчетным методом 18/118 (п. 4 þст. 164 Налогового кодекþса РФ). Поþсле того как уþслуга оказана, þсуммы НДþС, иþсчиþсленные þс þсуммы предоплаты, принимаютþся к вычету (п. 8 þст. 171, п. 6 þст. 172 Налогового кодекþса РФ).

1.3 Учет предоþставления уþслуг платной þстоянки в гоþстинице

Уþслуги платной автоþстоянки þсегодня предлагают многие отели и гоþстиницы. Охраняемые автоþстоянки отноþсятþся к чиþслу объектов, наличие которых в гоþстинице или отеле, þсоглаþсно þСиþстеме клаþсþсификации гоþстиниц, þсущеþственно повышает оценку их þсоответþствия выþсокой категории. Таким образом, уþслуги по хранению автотранþспортных þсредþств в общем þслучае являютþся þсамоþстоятельным видом предпринимательþской деятельноþсти, направленной на получение дохода.

Отношения в þсфере оказания уþслуг по хранению автомобилей, мотоциклов, а также прицепов и полуприцепов к ним регулируют Правила оказания уþслуг автоþстоянок, которые утверждены поþстановлением Правительþства РФ от 17 ноября 2001 г. №795.

Иþсполнитель обязан довеþсти до потребителя þследующую информацию:

-оказываемые уþслуги и их þстоимоþсть;

-режим работы автоþстоянки;

-правила пользования автоþстоянкой, правила оказания уþслуг автоþстоянок, правила техники безопаþсноþсти, противопожарные, þсанитарные и иные правила, предуþсмотренные законодательþством Роþсþсийþской Федерации;

-þсведения об обязательном подтверждении þсоответþствия оказываемых уþслуг обязательным требованиям, обеþспечивающим их безопаþсноþсть для жизни и здоровья потребителей, окружающей þсреды, а также предотвращение причинения вреда имущеþству потребителей, еþсли на данный вид уþслуг законами, þстандартами или иными нормативными документами такие требования уþстановлены (номер þсертификата þсоответþствия, þсрок его дейþствия, орган, выдавший þсертификат, или региþстрационный номер декларации о þсоответþствии, þсрок ее дейþствия, наименование иþсполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегиþстрировавший);

-перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоþставляемых при оказании уþслуг в þсоответþствии þс федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

-адреþс и номер телефона иþсполнителя, включая подразделение (уполномоченное лицо), оþсущеþствляющее прием претензий, а также режим работы автоþстоянки;

-образцы документов, удоþстоверяющих прием и выдачу автотранþспортного þсредþства;

-координаты органа по защите прав потребителей.

þСведения þследует размеþстить в любом удобном для обозрения меþсте. Неþсоблюдение этого требования - нарушение Закона о защите прав потребителей, и за это иþсполнитель может быть привлечен к ответþственноþсти. Поþстояльцы гоþстиницы, у которых еþсть автомобили, заинтереþсованы в их þсохранноþсти. Поэтому чтобы в дальнейшем не возникало разноглаþсий между владельцами автомобиля и отелем, þсведения о þсоþстоянии автомобиля, его узлов и агрегатов þследует документально зафикþсировать в акте þсоþстояния автотранþспорта. Этот документ являетþся неотъемлемым приложением к договору, заключаемому между иþсполнителем и потребителем в обязательном порядке.

Понятно, что оформлять договор на разовую парковку автомобиля на þстоянку не нужно. В этом þслучае его можно проþсто выдать раþспиþску, квитанцию или иной документ þс указанием гоþсударþственного знака автотранþспортного þсредþства.

Еþсли автомобиль хранитþся на þстоянке более длительное время и активно иþспользуетþся, то дополнительно к договору может оформлятьþся пропуþск. В нем указываютþся идентификационные данные автомобиля, меþсто на þстоянке и þсрок дейþствия. Но пропуþск нужен только для въезда и выезда, а отношения þсторон регулируютþся договором. В нем указываютþся данные иþсполнителя и потребителя, þсрок хранения транþспортного þсредþства, цена оказываемых уþслуг, данные автомобиля, принимаемого на хранение, уþсловия хранения, цена транþспортного þсредþства, другие необходимые данные, þсвязанные þс оказываемыми уþслугами.

Для того чтобы пользоватьþся уþслугами по хранению автотранþспортных þсредþств до заключения договора, владельцу автомобиля нужно подать предварительную заявку в пиþсьменной или иной форме (п. 8 Правил). Кроме того, можно заключить договор на бронирование меþст на автоþстоянке. Возможно, гоþстиничный комплекþс, имеющий небольшую автоþстоянку, откажет клиенту в заключении такого договора, чтобы не ущемлять интереþсы въезжающих поþстояльцев. Еþсли в дальнейшем на þстоянке не окажетþся þсвободных меþст или ее владелец не þсможет принять транþспортное þсредþство на хранение по другим причинам, то он должен мотивировать þсвой отказ (п. 9 Правил).

þСущеþственным уþсловием договора являетþся цена оказываемых уþслуг. Она определяетþся иþсполнителем. При этом нужно учеþсть, что он не вправе без þсоглаþсия потребителя оказывать дополнительные платные уþслуги. Это требование пункта 15 Правил ограничивает право владельцев þстоянок включать в þстоимоþсть хранения дополнительные уþслуги (например, по раþсчиþстке прилегающих к автоþстоянке территорий), которые не вþсегда воþстребованы клиентами.

Порядок оказания уþслуг по хранению автотранþспортных þсредþств включает в þсебя обязательные мероприятия. Во-первых, при поþстановке на хранение владелец автомобиля предъявляет его работнику автоþстоянки для внешнего оþсмотра, а также предþставляет договор или иной документ, подтверждающий его заключение. Вþсе дефекты и комплектноþсть транþспортного þсредþства целеþсообразно указать в акте, чтобы в дальнейшем у þсторон не возникло разноглаþсий в отношении þсоþстояния вверенного на хранение автомобиля. Во-вторых, þсотрудник þстоянки при размещении транþспортного þсредþства должен руководþствоватьþся внутренними правилами пользования автоþстоянкой и иными обязательными для выполнения правилами, предуþсмотренными законодательþством РФ. В-третьих, в þслучае утраты, хищения, повреждения автомобиля или нарушения его комплектноþсти работник þстоянки обязан þсоþставить акт, который будет являтьþся оþснованием для предъявления претензий к иþсполнителю уþслуг. В-четвертых, при выезде þс автоþстоянки владелец автомобиля в обязательном порядке должен предъявить уполномоченному работнику þсоответþствующий документ: пропуþск или раþспиþску (квитанцию) в þслучае разовой поþстановки транþспортного þсредþства на хранение. При этом иþсполнитель вправе потребовать также документы, удоþстоверяющие личноþсть и право þсобþственноþсти на автомобиль.

Кроме того, по иþстечении уþстановленного договором þсрока хранения владелец обязан вывезти автомобиль þс автоþстоянки. Еþсли он не выполняет эту обязанноþсть, то владелец þстоянки вправе пиþсьменно уведомить þсобþственника транþспортного þсредþства и решить вопроþс в þсудебном порядке.

2. Проверка аванþсов, ваучеров и депозитов на оþснове бухгалтерþского учета в гоþстиничном бизнеþсе

Оþсобенноþстью гоþстиниц являетþся то, что они имеют неþсколько направлений деятельноþсти, þсоответþственно, и видов выручки от реализации, оþсновной из которых являетþся выручка от þсдачи номеров, т. е. реализация непоþсредþственно гоþстиничных уþслуг. þСовременные гоþстиницы предоþставляют þсвоим клиентам целый комплекþс уþслуг. Нередко гоþстиницы на þсвоем баланþсе þсодержат реþстораны, бары, þсауны, автоþстоянки и т.д., поэтому в такой þситуации гоþстиничный комплекþс может þстолкнутьþся þс различными þсиþстемами налогообложения.

Наличие различных þсиþстем налогообложения требует обязательного раздельного учета по видам предоþставляемых уþслуг. þСледовательно, в бухгалтерþском учете гоþстиничного комплекþса по þсчету 90 «Продажи» должны быть открыты þследующие þсубþсчета:

а) «Выручка от уþслуг по проживанию»;

б) «Выручка мини-бара»;

в) «Выручка автоþстоянки» и т. д.

Уþслуги по проживанию являютþся для гоþстиницы оþсновным видом деятельноþсти. þСледовательно, выручка от реализации таких уþслуг будет отражатьþся на þсчете 90 «Продажи», þсубþсчет «Выручка». Оþсобенноþстью оказания гоþстиничных уþслуг являетþся отþсутþствие незавершенного производþства. þС учетом временной определенноþсти фактов хозяйþственной деятельноþсти по окончании отчетного периода (меþсяца) затраты на оказание гоþстиничных уþслуг должны быть полноþстью þспиþсаны в дебет þсчета 90, так как переходящего þсальдо по þсчету 20, þсубþсчет «Затраты на оказание гоþстиничных уþслуг» быть не должно. Поэтому þследует для обеþспечения доþстоверноþсти учитывать факт проживания гоþстей по ежедневному оказанию уþслуг на отчетную дату.

В целях налогообложения прибыли в учетной политике гоþстиницы должен быть закреплен один из двух возможных вариантов: либо каþсþсовый метод, либо метод начиþсления. þСоглаþсно каþсþсовому методу, признание доходов производитþся только поþсле получения денежных þсредþств и их эквивалентов. По методу начиþсления доходы признаютþся в том отчётном периоде, в котором они заработаны, а не получены. Международные þстандарты финанþсовой отчётноþсти провозглашают метод начиþсления.

Каþсþсовый метод признания выручки могут þсебе позволить немногие предприятия, þсвязано это þс ограничениями, уþстановленными главой 25 «Налог на прибыль организаций». Большая чаþсть предприятий работает по методу начиþсления, при котором доходы в целях иþсчиþсления прибыли признаютþся в том отчетном периоде, в котором они имели меþсто, незавиþсимо от фактичеþского поþступления денежных þсредþств. Количеþственным показателем величины гоþстиничных уþслуг являетþся календарный день проживания клиента в гоþстинице.

Пример 1. Отражение выручки от реализации гоþстиничных уþслуг при предварительной оплате клиентом.

þСоглаþсно отчету админиþстратора гоþстиницы Н 10 января 2013 г. в каþсþсу гоþстиницы поþступило аванþсом 31500 руб. (в том чиþсле НДþС 18% - 4804 руб.). За эти þсутки þстоимоþсть занятых гоþстиничных меþст, оплаченных за наличный раþсчет, þсоþставила 25 500 руб. Кроме того, на раþсчетный þсчет гоþстиницы 10 января 2013 г. поþступило в качеþстве аванþса 11 800 руб., в том чиþсле НДþС 1800 руб. þСтоимоþсть занятых гоþстиничных номеров 10 января, оплаченных по безналичному раþсчету, þсоþставила 9440 руб. Учетной политикой предприятия предуþсмотрено, что выручка определяетþся за каждый прожитый день. На оþсновании этих данных бухгалтер предприятия þсделает þследующие проводки:

Дебет 50 «Каþсþса», Кредит 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные» - 31500 руб. - поþступили в каþсþсу аванþсы за проживание.

Дебет 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные», Кредит 68 «Раþсчеты по налогам иþсборам», þсубþсчет «НДþС» - 4804 руб. - начиþслен НДþС þс поþступивших аванþсов (31500 х 15,25% / 100%, где 15,25% - þсредняя раþсчётная þставка по НДþС = 118% / 18% х 100%).

Дебет 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Оплата за проживание», Кредит 90 «Продажи», þсубþсчет «Выручка» - 25 500 руб. - отражена выручка от оплаты за проживание.

Дебет 90 «Выручка», þсубþсчет «Налог на добавленную þстоимоþсть», Кредит 68 «Раþсчеты по налогам и þсборам», þсубþсчет «НДþС» - 3888 руб. - начиþслен НДþС þс реализованных уþслуг (25500 х 15,25% / 100%, где 15,25% - þсредняя раþсчётная þставка по НДþС).

Дебет 68 «Раþсчеты по налогам и þсборам», þсубþсчет «НДþС», Кредит 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные» - 3888 руб. - воþсþстановлен НДþС þс ранее начиþсленного аванþса.

Дебет 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные», Кредит 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Оплата за проживание» - 25500 руб. - закрыта задолженноþсть клиентов за проживание.

Дебет 51 «Раþсчетный þсчет», Кредит 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные» - 11800руб. - получены на раþсчетный þсчет аванþсы за проживание.

Дебет 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные», Кредит 68 «Раþсчеты по налогам и þсборам», þсубþсчет «НДþС» - 1800 руб. - начиþслен НДþС þс þсуммы аванþсов.

Дебет 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Оплата за проживание», Кредит 90 «Продажи», þсубþсчет «Выручка» - 9440 руб. - отражена выручка от оплаты за проживание.

Дебет 90 «Продажи», þсубþсчет «Налог на добавленную þстоимоþсть», Кредит 68 «Раþсчеты по налогам и þсборам» - 1440 руб. - начиþслен НДþС þс выручки от реализации уþслуг (9440 х15,25% / 100%, где 15,25% - þсредняя раþсчётная þставка по НДþС).

Дебет 68 «Раþсчеты по налогам и þсборам», þсубþсчет «НДþС», Кредит 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные» - 1440 руб. - воþсþстановлен НДþС, ранее начиþсленный þс аванþса.

Дебет 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные», Кредит 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Оплата за проживание» - 9440 руб. - закрыта задолженноþсть поþстояльцев за проживание.

Еþсли гоþстиничный номер арендуетþся юридичеþским или физичеþским лицом на определенный þсрок, то в этом þслучае оþснованием для определения факта оказания уþслуг являетþся договор аренды, в котором указываетþся конкретный период оказания подобных уþслуг. þСоответþственно, выручка от реализации арендных уþслуг показываетþся в учете гоþстиницы по иþстечении данного периода.

Затраты, непоþсредþственно þсвязанные þс уþслугами гоþстиничного хозяйþства, ведутþся на þсчете 20 «Оþсновное производþство», при этом иþспользуетþся отдельный þсубþсчет 20/1 «Раþсходы на уþслуги по проживанию». Еþсли гоþстиницы имеют в þсвоей þструктуре производþственные подразделения, оказывающие уþслуги (выполняющие работы) по различным видам деятельноþсти гоþстиницы (например, гоþстиница имеет þсобþственную котельную), то затраты по þсодержанию такого подразделения целеþсообразно учитывать на þсчете 23 «Вþспомогательное производþство».

В конце каждого отчетного периода (меþсяца) данные затраты должны раþспределятьþся между видами деятельноþсти по выбранному þсамой гоþстиницей (и закрепленному в учетной политике) þспоþсобу (в гоþстиничном комплекþсе пропорционально оплате труда оþсновного перþсонала). Оþсобенноþстью гоþстиничных уþслуг являетþся отþсутþствие незавершенного производþства, поэтому вþсе затраты, þсобранные в течение меþсяца, подлежат þспиþсанию на þсебеþстоимоþсть реализованных гоþстиничных уþслуг. Данное þспиþсание отражаетþся бухгалтерþской проводкой:

Дебет 90 «Продажи», þсубþсчет «þСебеþстоимоþсть продаж», Кредит 20 «Оþсновное производþство». þСоответþственно þсумма выручки от реализации гоþстиничных уþслуг отражаетþся по кредиту þсчета 90 «Продажи», þсубþсчет «Выручка».

В þсоответþствии þсо þстатьей 271 Налогового Кодекþса РФ порядок признания доходов при методе начиþсления þследующий:

Доходы признаютþся в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели меþсто, незавиþсимо от фактичеþского поþступления денежных þсредþств, иного имущеþства (работ, уþслуг) и (или) имущеþственных прав (метод начиþсления). По доходам, отноþсящимþся к неþскольким отчетным (налоговым) периодам, и в þслучае, еþсли þсвязь между доходами и раþсходами не может быть определена четко или определяетþся коþсвенным путем, доходы раþспределяютþся налогоплательщиком þсамоþстоятельно, þс учетом принципа равномерноþсти признания доходов и раþсходов. Для доходов от реализации - незавиþсимо от фактичеþского поþступления денежных þсредþств (иного имущеþства (работ, уþслуг) и (или) имущеþственных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, уþслуг) по договору комиþсþсии (агентþскому договору) налогоплательщиком - комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признаетþся дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущеþства (имущеþственных прав), указанная в извещении комиþсþсионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиþсþсионера (агента).

Ваучер в отеле - документ, подтверждающий право туриþста на проживание в отеле. Ваучер выдаетþся туриþсту при приобретении уþслуг отеля, в качеþстве документа, повреждающего региþстрацию. В ряде поþсольþств ваучер может þслужить подтверждением цели поездки и тем þсамым облегчить вопроþс получения визы. Помимо функции подтверждения брони, ваучер в отеле может выþступать в качеþстве диþсконтной карты. Нередко при бронировании номеров отели предлагаютваучер в качеþстве дополнительного бонуþса для туриþста. Как правило, ваучеры на þскидки выдаютþся тем поþстояльцам, которые заказывают номер как минимум на деþсять дней, хотя в уþсловиях кризиþса в отраþсли некоторые отели þснижают минимальный þсрок до недели.

Зачаþстую подобные ваучеры оформляютþся туриþстичеþским агентþствами и туроператорами, в отдельных þслучаях отели выþсылают их факþсом либо выдают на þстойке региþстрации по прибытии туриþста в отель. Подобный ваучер позволяет поþстояльцу раþсþсчитывать на þскидки при пользовании уþслугами в отеле. þСкидки по ваучеру чаþстично могут покрывать þстоимоþсть питания. Пользование þсауной в отеле, мини-баром в номере, маþсþсажным кабинетом, þснаряжением для отдыха - при раþсчете за эти уþслуги также нередко иþспользуетþся ваучер. Отели, которые предлагают þсемейный отдых и имеют в þсвоем раþспоряжении разветвленную þструктуру аттракционов, могут выдавать отдельные þспециальные ваучеры на детей.

Для граждан Роþсþсии и þстран þСНГ отели некоторых курортных регионов, таких, к примеру, как Болгария, предлагают þспециальные компенþсационные ваучеры. Цель такого ваучера - покрыть þстоимоþсть виз. Подобные ваучеры выдаютþся турагентþствами, аккредитованными для учаþстия в акции. Компенþсационный ваучер, как правило, эквивалентен þстоимоþсти визы. Еþсли виза в Болгарию þстоит 35 долларов, поþстоялец получает ваучер, который компенþсирует пользование уþслугами отелями на эту же þсумму. При этом в þсамом ваучере четко оговариваетþся þспиþсок уþслуг.

Многие крупные отельные þсети выпуþскают þсобþственные ваучеры, которые дают право проживания в отелях неþскольких брендов. К примеру, ваучеры Accor позволяют туриþсту иþспользовать для проживания неþсколько отелей þсети одного ценового уровня: Novotel, Sofitel, Mercure. Данные ваучеры могут предуþсматривать возможноþсть их передачи третьему лицу (оþсобый код, þспециальный телефонный номер).

Порядок признания раþсходов при методе начиþсления регламентируетþся þстатьей 272 Налогового Кодекþса РФ:

Раþсходы, принимаемые для целей налогообложения, признаютþся таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они отноþсятþся, незавиþсимо от времени фактичеþской выплаты денежных þсредþств и (или) иной формы их оплаты, и определяютþся þс учетом положений þстатей 318-320 Налогового Кодекþса. Раþсходы признаютþся в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти раþсходы возникают, иþсходя из уþсловий þсделок (по þсделкам þс конкретными þсроками иþсполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и раþсходов (по þсделкам, длящимþся более одного отчетного (налогового) периода). В þслучае, еþсли уþсловиями договора предуþсмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и непредуþсмотрена поэтапная þсдача товаров (работ, уþслуг), раþсходы раþспределяютþся налогоплательщиком þсамоþстоятельно þс учетом принципа равномерноþсти признания доходов и раþсходов. Раþсходы налогоплательщика, которые не могут быть непоþсредþственно отнеþсены на затраты по конкретному виду деятельноþсти, раþспределяютþся пропорционально доле þсоответþствующего дохода в þсуммарном объеме вþсех доходов налогоплательщика.

Таким образом, издержки производþства уменьшают налогооблагаемую прибыль того отчетного периода, в котором предприятие фактичеþски понеþсло их, незавиþсимо от времени их оплаты. Значит, дата принятия большинþства раþсходов для иþсчиþсления налога на прибыль - это день, когда они начиþслены. Иþсключение þсоþставляют раþсходы по обязательному и добровольному þстрахованию - их принимают для целей налогообложения прибыли в момент выплаты þстраховых взноþсов. Однако еþсли уþсловиями договора þстрахования предуþсмотрено перечиþсление взноþса разовым платежом, то þстраховую þсумму раþспределяют равномерно в течение вþсего þсрока дейþствия договора.

Из главы 25 Налогового Кодекþса можно заметить, что она не уþстанавливает жеþсткого регламентирования, какие именно раþсходы предприятий должны быть учтены в целях налогообложения прибыли. þСледовательно, уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль могут любые раþсходы, которые экономичеþски обоþснованы и документально подтверждены. Иþсключением могут быть только те предприятия, которые работают по каþсþсовому методу. Налогоплательщики, получившие в þсреднем за предыдущие четыре квартала þсумму ежеквартальной выручки от реализации товаров (работ, уþслуг) без учета налога на добавленную þстоимоþсть не более 1 млн. руб., имеют право выбора метода признания доходов и раþсходов. В þсвоей учетной политике для целей налогового учета они должны избрать либо каþсþсовый метод, либо метод начиþсления, предлагаемые НК РФ.

При этом раþсходы учитываютþся в þсоþставе раþсходов þс учетом þследующих оþсобенноþстей:

Материальные раþсходы, а также раþсходы на оплату труда учитываютþся в þсоþставе раþсходов в момент þспиþсания денежных þсредþств þс раþсчетного þсчета налогоплательщика или выплаты из каþсþсы, а при ином þспоþсобе погашения задолженноþсти - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяетþся в отношении оплаты процентов за пользование заемными þсредþствами (включая банковþские кредиты) и при оплате уþслуг треть их лиц. При этом раþсходы по приобретению þсырья и материалов учитываютþся в þсоþставе раþсходов по мере þспиþсания данного þсырья и материалов в производþство.

Амортизация учитываетþся в þсоþставе раþсходов в þсуммах, начиþсленных за отчетный (налоговый) период. При этом допуþскаетþся учёт амортизации только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущеþства, иþспользуемого в производþстве.

Аналогичный порядок применяетþся в отношении капитализируемых раþсходов, предуþсмотренных þстатьями 261, 262, 266 и 267 Налогового Кодекþса.

Раþсходы на уплату налогов и þсборов учитываютþся в þсоþставе раþсходов в размере их фактичеþской уплаты налогоплательщиком. При наличии задолженноþсти по уплате налогов и þсборов раþсходы на её погашение учитываютþся в þсоþставе раþсходов в пределах фактичеþски погашенной задолженноþсти и в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженноþсть. Еþсли налогоплательщик, перешедший на определение доходов и раþсходов по каþсþсовому методу, в течение налогового периода превыþсил предельный размер þсуммы выручки от реализации товаров (работ, уþслуг), то он обязан перейти на определение доходов и раþсходов по методу начиþсления þс начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. Каþсþсовый метод þсвязывает момент возникновения доходов и раþсходов þс фактичеþским поþступлением (выбытием) денежных þсредþств и (или) иного имущеþства (имущеþственных прав). Принимая решение о применении каþсþсового метода, налогоплательщику целеþсообразно оценить риþски негативных поþследþствий его применения. Указанные риþски þсвязаны þс тем, что при превышении предельного размера выручки налогоплательщику необходимо будет внеþсти изменения в налоговый учет þс начала года. При игнорировании этой обязанноþсти у налогоплательщика может возникнуть недоимка по налогу, что в þсвою очередь приведет к начиþслению пеней и штрафов.

Пример 2. Пример отражения в учёте операций по реализации гоþстиничных уþслуг по методу начиþсления. þСтоимоþсть уþслуг по проживанию в гоþстинице за январь 2013 г. þсоþставила 59 тыþс. руб., в том чиþсле НДþС 18% = 9 тыþс. руб. В учетной политике гоþстиницы отражено, что выручка признаетþся ежедневно. В целях налогообложения прибыли организация иþспользует метод начиþсления. þСебеþстоимоþсть гоþстиничных уþслуг за январь 2013 г. þсоþставила 45 тыþс. руб. В течение января 2005 г. клиентами была внеþсена плата за проживание в размере 70800 руб., из которых 11800 руб. (70800 руб. - 59 тыþс. руб.) приходятþся на предварительную оплату, так как чаþсть клиентов продолжала проживать в гоþстинице на конец отчетного периода. Предположим, что вþся þсумма оплаты поþступила в каþсþсу гоþстиницы.

В бухгалтерþском учете вышеприведённые операции отражаютþся þследующим образом:

. Дебет 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», Кредит 90 «Продажи», þсубþсчет «Выручка» - 59 тыþс. руб. - отражена выручка от реализации гоþстиничных уþслуг.2. Дебет 90 «Продажи», þсубþсчет «Налог на добавленную þстоимоþсть», Кредит 68 «Раþсчеты по налогам и þсборам», þсубþсчет «НДþС» -9 тыþс. руб. - начиþслен НДþС þс реализации уþслуг.

. Дебет 90 «Продажи», þсубþсчет «þСебеþстоимоþсть продаж», Кредит 20 «Оþсновное производþство» - 45 тыþс. руб. - þспиþсана на реализацию фактичеþская þсебеþстоимоþсть уþслуг.

Дебет 99 «Прибыли и убытки», Кредит 90 «Продажи», þсубþсчет «Прибыль/убыток от продаж» - 5 тыþс. руб. - отражена прибыль от реализации гоþстиничных уþслуг.

Дебет 50 «Каþсþса», Кредит 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные» - 11800 руб. - получена предварительная оплата за проживание.

Дебет 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы выданные», Кредит 68 «Раþсчеты по налогам иþсборам», þсубþсчет «НДþС» - 1800 руб. - начиþслен НДþС þс þсуммы, поþступившей предварительной оплаты за проживание.

Четвёртая проводка приведена в качеþстве примера раþсчета финанþсового результата от реализации гоþстиничных уþслуг. В учете такая проводка делаетþся заключительными оборотами в конце меþсяца по вþсему объему продаж и þсебеþстоимоþсти этих продаж, иначе говоря, по вþсем видам деятельноþсти гоþстиницы.

Раþсþсмотрим учёт предоþставления уþслуг по бронированию номеров. Гоþстиница может принять заказ на бронирование þс помощью: обычной þсвязи (телефон, факþс, телеграмма); центральной þсиþстемы бронирования. В первом þслучае админиþстратор гоþстиницы, получив заявку на бронирование, информирует клиента о наличии þсвободных номеров, þстоимоþсти проживания и уþсловий оплаты. Резервируя номер для клиента, дежурный админиþстратор þсообщает клиенту номер подтверждения о бронировании. Пиþсьменное подтверждение о бронировании должно обязательно þсодержать þследующие реквизиты: имя гоþстя; дату заезда; тип номера; þсрок и þстоимоþсть проживания.

На практике þсущеþствуют два оþсновных þспоþсоба бронирования меþста - гарантированное и негарантированное. þСпоþсоб раþсчетов гоþстиницы þс заказчиками завиþсит от того, какое бронирование применяетþся. При гарантированном бронировании гоþстиница никому не þсдает забронированный номер вплоть до уþстановленной клиентом даты заезда. Клиент же в þсвою очередь обязан оплатить номер даже в þслучае, еþсли он не будет заþселятьþся в номер, либо отменить бронирование до определенного дня и чаþса, уþстановленных гоþстиницей. Но в поþследнем þслучае клиент уплачивает гоþстинице неуþстойку.

К оþсновным þспоþсобам гарантированного бронирования отноþсятþся: предоплата уþслуг по безналичному раþсчету; гарантия под кредитную карту; гарантия под обязательþства организации, имеющей þс гоþстиницей долгоþсрочный договор. При негарантированном бронировании гоþстиница держит номер þсвободным для клиента лишь до определенного времени. Еþсли клиент в номер не поþселилþся, то броня аннулируетþся, при этом клиент не уплачивает неуþстойку.

Большинþство иноþстранных клиентов могут вообще не знать о том, гоþстиницы какого клаþсþса þсущеþствуют в том или ином роþсþсийþском городе. Поэтому вþсе большее количеþство гоþстиниц включаетþся в международную þсиþстему бронирования. Эта þсиþстема предþставляет þсобой информационную þсеть, объединяющую отели различных þстран. Как правило, владеют такой þсиþстемой бронирования международные þспециализированные агентþства или крупные авиакомпании. Войдя в эту þсиþстему, гоþстиница получает возможноþсть предоþставлять уþслуги по бронированию номеров в автоматичеþском режиме. Для этих целей международное агентþство уþстанавливает в гоþстинице необходимое оборудование и подключает его к общей информационной базе. þС этого момента вþсе клиенты агентþства могут получить необходимую информацию о гоþстинице и þсразу же забронировать номер. Раþсþсмотрим на примере 3, как в бухгалтерþском учете гоþстиницы отражаютþся операции по бронированию номеров.

Пример 3. Отражение операций по бронированию номеров. Гоþстиница Н получила от организации заявку на бронирование 15 номеров на одни þсутки для учаþстников научной конференции. Организация перечиþслила þсумму 100% предварительной оплаты в размере 22500 руб., в том чиþсле НДþС 18% - 3431 руб. Получив предоплату, бухгалтер гоþстиницы þсделает в учете þследующие бухгалтерþские проводки:

Дебет 51 «Раþсчетный þсчет», Кредит 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные» - 22500 руб. - получена на раþсчётный þсчёт þстоимоþсть бронирования номеров;

Дебет 62 «Раþсчеты þс покупателями и заказчиками», þсубþсчет «Аванþсы полученные», Кредит 68 «Раþсчеты по налогам и þсборам», þсубþсчет «НДþС» - 3431 руб. - начиþслен НДþС þс аванþса.

За два дня до начала конференции предприятие уведомило гоþстиницу о том, что один учаþстник конференции заболел, þследовательно, чиþсло номеров уменьшилоþсь до 14. Новая þстоимоþсть размещения учаþстников конференции þсоþставит 21 тыþс. руб., в том чиþсле НДþС - 3202 руб. В учете были þсделаны þследующие проводки:

Дебет 90 «Продажи», þсубþсчет «НДþС», Кредит 68 «Раþсчеты по налогам и þсборам», þсубþсчет «НДþС» - 3202 руб. - начиþслен НДþС þс реализованных уþслуг.

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДс», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» - 3202 руб. - восстановлен НДс с ранее полученного аванса.

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы выданные», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание» - 21 тыс.руб. - зачтена сумма аванса.

Заключение

Прошедшие годы можно разделить на два периода: от начала рыночных отношений до дефолта и от дефолта до сегодняшнего дня, причем принципиально важным моментом является осуществление приватизации, повлекшей за собой как положительные, так и отрицательные явления в индустрии гостеприимства. с одной стороны, благодаря приватизации многие отели вышли на рынок свободно, без городской и государственной поддержки, и осуществляют свою работу в рыночных условиях.

В девяностые годы прошлого века гостиничный бизнес развивался неплохими темпами. Колоссальный интерес иностранного капитала к России в те годы позволил создать существующую ныне сеть пятизвездных отелей, строительство некоторых из них было начато еще на средства ВАО «Интурист». Была проведена огромная работа по запуску этих отелей в эксплуатацию с привлечением частных иностранных капиталов и иностранных управляющих компаний.

За свою многовековую историю гостиничный бизнес испробовал множество различных моделей управления - от старейшей формы семейного владения и управления до модного нынче участия в международных отельных сетях. Хотя организационная структура гостиничного предприятия и не бросается в глаза, она оказывает существенное влияние на характер отношений отеля с клиентами и партнерами. В северной Америке сегодня более 70% всех отелей объединены в сети. Европа более консервативна - здесь в группы и консорциумы входят лишь 16% гостиниц. Отельные объединения приходят на гостиничный рынок как продавцы конкурентных преимуществ - узнаваемых брендов, открывающих доступ к новым клиентским рынкам, и доступа к разветвленным каналам продаж, способным обеспечить дополнительные 10-20% загрузки отеля.

Если отель решил, что в одиночку противостоять всем невзгодам рынка он не в силах, самым дешевым и довольно эффективным для него может оказаться присоединение к гостиничному консорциуму. Такие компании объединяют независимые отели и небольшие гостиничные группы разного класса, не навязывая собственных стандартов сервиса. Консорциум берет на себя обязательства по продвижению отеля на международных рынках, заключает договора с крупными корпорантами и представляет интересы своих членов в системах резервирования.

Широкую популярность завоевала форма гостиничных объединений - сети или группы, построенные на принципах франчайзинга, т.е. торговли именем. Франшизодатель не всегда принимает участие в управлении сетевым отелем. существуют десятки вариантов сотрудничества между сетью и гостиницей, оговаривающие различные объемы взаимных обязательств.

Наиболее распространен в международной практике франчайзинговый договор - продажа лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети.

В данной работе была поставлена цель - исследовать особенности развития гостиниц и особенности ведения бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе, а также сделать выводы об эффективности функционирования и ведения бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе в целом, сделать разумные предложения в сфере улучшения ведения бухгалтерского учета.

þСПИþСОК ИþСПОЛЬЗОВАННЫХ ИþСТОЧНИКОВ

1.Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: практикум / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - Р/нД.: Феникс, 2014. - 398 с.

.Борисова К.О. Признание выручки от оказания гостиничных услуг / К.О. Борисова // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - №4. - С. 21 - 26.

.Булаев С.В. Корпоративная карта: удобно, надежно, выгодно / С.В. Булаев // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - №2. - С. 25 - 34.

.Булаев С.В. Учет отдельных гостиничных затрат / С.В. Булаев // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. - №4. - С. 39 - 46.

.Гордеева С.Н. Что вы знаете о въездном туризме? / С.Н. Гордеева // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - №4. - С. 45 - 53.

.Гудков А.А. Ведение бухгалтерского учета на предприятиях гостинично-туристического бизнеса без использования двойной записи / А.А. Гудков // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. - 2013. - №4. - С. 84 - 95.

.Денисова М.О. Признание выручки в бухгалтерском учете / М.О. Денисова // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - №6. - С. 10 - 26.

.Дубовик И.И. Вспомогательное имущество гостиничного хозяйства / И.И. Дубовик // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - №1. - С. 48 - 55.

.Козырева Л.А. Бронирование: факты, мнения, комментарии / Л.А. Козырева // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 2. С. 53 - 60.

.Козырева Л.А. Гостиничные услуги и наем жилого помещения / Л.А. Козырева // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 4. С. 54 - 60.

.Козырева Л.А. Расчеты в условных единицах // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 3. С. 7 - 13.

.Лукинова Л.Г. Командировка и туристский продукт // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 3. С. 51 - 57.

.Панкратова А.В. Оздоровительные услуги в гостинице (отеле) // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 5. С. 44 - 51.

.Семенов М.В. «Наличка» в туризме и гостиничном бизнесе // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 4. С. 36 - 44.

.Скобкин С.С. Управление качеством в гостинице: учебное пособие / С.С. Скобкин, М.В. Кобяк. - М.: Магистр, 2014. - 512 с.

Похожие работы на - Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!