Деловые игры в методической работе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,47 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деловые игры в методической работе

План

Введение

. Понятие деловых игр в методической работе ДОУ

. Основные компоненты и классификация деловых игр

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Эффективность деловой игры определяется выбором целей. Постановка целей - первый шаг к разработке игровой модели. Они ставятся перед всеми участниками. Определяются вполне реальные, близкие и понятные всем задачи. Они тесно связаны с объектом имитации, способствуют вхождению в роль, конкретизируют обстановку игры. Игровые цели опосредованно влияют на профессиональный облик воспитателя, целенаправленно формируют его.

Предметом игры является деятельность участников. Она связана с содержанием подготовки воспитателя, его квалификационной характеристикой. Это перечень важнейших для будущих воспитателей воссоздаваемых в деловой игре процессов или явлений, которые требуют профессионально компетентных действий.

Под сценарием деловой игры понимается описание (в словесной или графической форме) характера и последовательности действий игроков (воспитателей) и преподавателя, ведущего игру. Это общая последовательность игры, ее этапы и шаги.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Одна из основных функций заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе - оказание помощи воспитателям и специалистам детского сада в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.

деловая игра методический дошкольный

1. Понятие деловых игр в методической работе ДОУ

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей [1].

Выделяется следующая классификация игр:

Предметная - детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их по прямому назначению;

Ролевая - совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.д.) в специально создаваемых ими сюжетных условий;

Символическая - игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме;

Сюжетная - игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п. Имитирование реальных процессов в форме игровой деятельности;

Деловая игра (ДИ) - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей.

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленным целям: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Деловые игры - это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников.

Деловая игра - это метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

Анисимов О.С. определяет понятие «деловой игры» как один из ведущих методов активного обучения. Как метод обучения деловая игра, по мнению О.С. Анисимова, должна отвечать следующим требованиям:

Распределение ролей между участниками игры;

Совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций;

Диалоговое общение партнеров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений;

Различие интересов у участников игры и появления конфликтных ситуаций;

Наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущем стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия;

Введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства);

Использование гибкого масштаба времени;

Применение системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата состязательности;

Наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, т.е. побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни;

Динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;

Достижение единого - обучающего, развивающего и воспитывающего эффекта деловой игры [2].

Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются, лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим «дело» и «игру».

Когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного.

Таким образом, игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий «игра» и «имитация» также заключают противоречие. При такой имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди. Данная модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно, открывает новые возможности. Трудно согласовать также понятия «игра» и «управление». Однако они взаимосвязаны, чем лучше осуществляется управление, тем более выражен игровой компонент.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами [9].

В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства - в развитии. Воспроизвести производство в динамике и включить в него участников - две сложные проблемы использования игрового метода, которые заключаются в том, чтобы достаточно точно передать характеристики и условия производства, а также, помимо технологических параметров и экономических факторов, социально-психологические факторы. В этой связи привлекательна идея использовать в деловой игре в качестве модели реальное производство. Таким образом, мы видим, что игровые методы обучения не имеют четкой границы с методами практического освоения.

Таким образом, сложность понятия «деловая игра» привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач. Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры.

. Основные компоненты и классификация деловых игр

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры [10].

Отмечают функции деловой игры:

информационно-познавательная;

организационно-управленческая;

эмоционально-воспитательная;

профессионально-адаптационная.

Деловая игра характеризуется:

особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);

субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность - личность; личность - группа, личность - преподаватель);

социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).

В деловой игре существуют следующие этапы:

. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков;

. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;

. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;

. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения. К ним относятся:

. имитация условий осуществления иноязычной деятельности;

. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;

. проблемный характер моделируемых ситуаций;

. распределение ролей между участниками игры;

. организация обсуждения предстоящей игры как элемента «обратной связи» с ее участниками;

. реализация целей игры;

. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих.

Таким образом, деловая игра - целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.

В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность [13].

Основные структурные компоненты деловой игры:

знакомство с реальной ситуацией;

построение ее имитационной и игровой моделей;

формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;

создание игровой проблемной ситуации;

вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

решение проблемы;

создание графической модели взаимодействия участников;

обсуждение и проверка полученных результатов;

корректировка;

реализация принятого решения;

анализ итогов работы;

оценка результатов работы.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры.

Цели деловой игры - наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.

Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.

Дидактические цели:

. закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;

. выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;

. обмен опытом создания деловой игры;

. совершенствование навыков принятия коллективных решений;

. развитие коммуникативных умений разного рода.

Воспитательные цели:

. порождение творческого мышления;

. выработка установки на практическое использование;

. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.

Игровые цели:

. разработка вариантов проекта деловой игры;

. демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста.

Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики.

Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.

Графическая модель ролевого взаимодействия участников оказывает большую помощь при конструировании и проведении деловой игры. В этой модели отражаются количественный состав участников - представителей выбранных должностных функций, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляется структура их взаимодействия на каждом этапе игры.

Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Различают роли социальные (профессиональные, социально-демографические), межличностные (лидер, ведомый, отверженный), официальные и стихийные.

Структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты:

перечень ролей и формируемых групп;

функции, выполняемые игроками, их права и обязанности;

инструкции по выполнению каждой должностной роли;

портреты ролей, характеризующие личные качества игроков.

Правила игры, как и другие структурные элементы игровой модели, отражают психолого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики реальных процессов и явлений.

Система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом имитационно-игровой модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности [14].

Система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.

Существует множество классификаций деловых игр по различным критериям и признакам.

. По времени проведения:

· без ограничения времени;

· с ограничением времени;

· игры, проходящие в реальное время;

· игры, где время сжато.

. По оценке деятельности;

· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

· оценка того, кто как работал, отсутствует.

. По конечному результату:

· жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

· свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

. По конечной цели:

обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

луночные игры - любая салонная игра (шахматы, Озеро, Монополия). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра Координационный Совет, Кораблекрушение);

имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;

организационно-деятельностные игры - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

эмоционально-деятельностные игры - избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов;

инновационные игры - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

Комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры - сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгировано имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего [10].

Одномерные классификации проводились по следующим критериям:

а) по моделируемому объекту - общие управленческие и функциональные (имитация производственной, финансовой деятельности);

б) по наличию взаимодействия - интерактивные и неинтерактивные;

в) по конструктивным особенностям - простые и сложные;

г) по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие;

д) по наличию случайных событий - детерминированные и стохастичные.

Таким образом, в существующих классификациях, учтены основные параметры деловых игр. Первая ось представляет собой континуум от реальной производственной деятельности до учебного занятия (отсутствует распределение ролей, команды независимы). Вторая ось отражает степень наличия взаимодействия. Третья ось отражает характер отклика, (обратной связи). На ней могут быть варианты от бальной оценки до оценки системой показателей, присущих моделируемой системе.

Заключение

В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

Деловая игра - это модель какой-либо ситуации с непрерывно меняющимися условиями. Как правило, в ней действует несколько групп участников с разными интересами, и каждая из них должна решить свою проблему. По своей сути деловые игры отличаются от любых других методов обучения. Их можно было бы сравнить с тренингами (частью которых они нередко являются), однако тренинги - это соединение теории с ее отработкой на практике. А в ходе деловой игры нарушается привычная цепочка - сначала теория, потом практика. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно, в ходе практической деятельности. Кроме того, ведущий с помощью специальных приемов создает определенный эмоциональный настрой участников, который активизирует процесс обучения.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.

Список литературы

1.Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей: сб. науч. трудов / Под ред.А. Жукова. - СПб.: Питер, 2010. - 230с.

.Анисимов, О.С. Развивающие игры и игротехника / О.С. Анисимов. - М.: Просвещение, 2010.

.Анохина, Т. Педсоветы в нетрадиционной форме Т. Анохина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С.24 - 27

.Арутюнов, Ю.С., Методические вопросы деловых игр - СПб.: Питер, 2007.

.Афанасьев, В.Г. Программно-целевое планирование и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Высшая школа, 2010. - 187с.

.Белая, К. Педагогический совет в дошкольном учреждении / К.Ю. Белая // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12.

.Беляева, И.В. Педагогический совет с использованием методов активизации / И.В. Беляева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2008. - №11. - С.41-44.

.Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. / Э. Берн. - М.: Прогресс, 2008.

.Введение в педагогическую деятельность /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова. - М.: Академия, 2009. - 380 с.

.Введение в педагогическую культуру /под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 317 с.

.Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Айрис - пресс, 2010. - 192 с.

..Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: Сфера, 2009. - 96с.

.Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика / Ю.В. Геронимус. - М.: Сфера, 2009. - 208с.

.Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. /Н.С. Голицина - М.: Издательство Скрипторий, 2010.

.Ельцова, О.М. Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ / О.М. Ельцова // Дошкольное воспитание - 2012. - №9. - С.12-14.

.Гаворина, Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ: Л.С. Гаворина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2009. - №1. - С.33-38.

.Ельцова, О.М. Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ / О.М. Ельцова, // Справочник старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - 2008. - № 9.

.Королёва, Т.А. Инновационная мобильность коллектива - условие повышения качества дошкольного образования / Т.А. Королева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. - № 3. С.74.

Похожие работы на - Деловые игры в методической работе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!