Планирование технической эксплуатации машинного парка на строительстве
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ярославский государственный
технический университет»
Кафедра «Строительные и дорожные
машины»
Курсовая работа
Расчетно-пояснительная записка к
курсовой работе по дисциплине:
«Эксплуатация ПТМ и СДМ»
Работу выполнил:
Студент гр. АСДМ-57
Оследкин А.Н.
Реферат
ПАРК МАШИН, ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ,
МАШИНОРЕСУРС, ПЛАНОВОПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
Объектом исследования является методика определения расхода
машиноресурсов, потребности в техническом обслуживания и текущего ремонта, а
также составления годового плана и месячного графика технического обслуживания
и ремонта парка машин.
Целью работы является закрепление и углубление знаний студентов в области
планирования технической эксплуатации машинного парка на строительстве.
В процессе работы проводился расчет по заданному варианту потребности в
техническом обслуживания и текущем ремонте парка машин, и составлен план
проведения ТО, ТР и КР.
Содержание
Введение
1. Исходные данные
. Расчет расхода машиноресурсов и определение потребности в
ремонтах и технических обслуживаниях машин
. Расчет годового режима работы машин
. Расчет суточного режима работы машин
. Составление годового плана эксплуатации парка
. Определение объёмов работ передвижных станций технического
обслуживания и ремонтной базы предприятия
. Определение фондов рабочего времени
. Расчет количества производственных рабочих ремонтной базы
. Расчет количества передвижных ремонтных мастерских
. Контрольные цифры
Заключение
Список использованных источников
Введение
Система планово-предупредительных ремонтов и технических обслуживаний
широко используется во всём мире благодаря ряду преимуществ:
1. Система ППР позволяет повысить степень надёжности и ресурс
техники.
2. Данная система увеличивает коэффициент готовности техники к
выполнению запланированных работ на объектах.
. Организация ремонта и технического обслуживания машин
значительно снижает вероятность непредвиденного отказа техники при выполнении
работ на объекте.
Целью проведения курсовой работы является закрепление и углубление знаний
студентов в области планирования технической эксплуатации машинного парка на
строительстве. Основное внимание уделяется наиболее сложным вопросам, с
которыми встречается инженер - механик в своей повседневной работе -
организации ремонта и технического обслуживания машин.
1. Исходные данные
Исходные данные оформлены в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1. Исходные данные по составу и состоянию машинного парка.
Марка машины
|
Инвентарный номер
|
Кол-во машин
|
Плановая годовая выработка
|
Выработка за квартал, машино-часов
|
Выработка от последнего капитального ремонта, машино-часов
|
|
|
|
|
1-й кв.
|
2-й кв.
|
3-й кв.
|
4-й кв.
|
|
Экскаватор на гусеничном ходу, емкость ковша 1.25 м3
|
185-188
|
4
|
3422
|
342,2
|
1368,8
|
1368,8
|
342,2
|
3600
|
|
189-196
|
8
|
3422
|
342,2
|
1368,8
|
1368,8
|
342,2
|
5200
|
|
197
|
1
|
3422
|
342,2
|
1368,8
|
1368,8
|
342,2
|
6800
|
|
198-203
|
6
|
3422
|
342,2
|
1368,8
|
1368,8
|
342,2
|
400
|
|
204-208
|
5
|
3422
|
342,2
|
1368,8
|
1368,8
|
342,2
|
2000
|
Кран автомобильный грузоподъемность 4 т.
|
495-497
|
3
|
2750
|
412,5
|
962,5
|
962,5
|
412,5
|
1800
|
|
498-505
|
8
|
2750
|
412,5
|
962,5
|
962,5
|
412,5
|
2600
|
|
506-512
|
7
|
2750
|
412,5
|
962,5
|
962,5
|
412,5
|
3400
|
|
513-521
|
9
|
2750
|
412,5
|
962,5
|
962,5
|
412,5
|
200
|
|
522-527
|
6
|
2750
|
412,5
|
962,5
|
962,5
|
412,5
|
1000
|
Кран пневмоколесный, грузоподъемность 16 т.
|
660-666
|
7
|
2750
|
412,5
|
962,5
|
962,5
|
412,5
|
1728
|
|
667-672
|
6
|
2750
|
412,5
|
962,5
|
962,5
|
412,5
|
2496
|
|
673-679
|
7
|
2750
|
412,5
|
962,5
|
962,5
|
412,5
|
3264
|
|
680-685
|
6
|
2750
|
412,5
|
962,5
|
962,5
|
412,5
|
192
|
|
686-687
|
2
|
2750
|
412,5
|
962,5
|
962,5
|
412,5
|
960
|
2.
Расчет расхода машиноресурсов и определение потребности в ремонтах и
технических обслуживаниях машин
Расход машиноресурсов за год (годовая выработка) в среднем на одну
списочную машину данной группы:
Мср(i) = Кд ×D0;
где Мср(i) - расход
машиноресурсов в среднем на одну списочную машину в год; Кд -
коэффициент перевыполнения директивной нормы в планируемом году для данной
группы машин, Кд= 1,1. D0 -
директивная норма использования в машино-часах;
Для одноковшовых экскаваторов, ёмкостью ковша более 0.35 м3 и
скреперов директивные нормы выражаются выработкой грунта в м3,
отнесенной к 1 м3 ёмкости ковша. Для перевода этих норм в
машино-часы воспользуемся формулой:
;
где
D0 -
директивная норма в машино-часах; D - директивная норма в м3
грунта, отнесенного к 1 м3 ёмкости ковша; Vк - ёмкость ковша, м3; Пэ -
усредненная норма эксплуатационной часовой производительности машины для данных
условий; Kв-
коэффициент использования машины по времени внутри смены, для экскаваторов Kв= 0,75;
1) Для экскаваторов:
машино-часов;
Мср.э.=1,1×3111,11=3422 машино-часов;
2) Для автомобильных кранов, грузоподъемностью 4 т.:
D0= 2500 машино-часов;
Мср.ка.=1,1×2500=2750 машино-часов;
3) Для пневмоколесных кранов, грузоподъемностью 16 т.:
D0= 2500 машино-часов;
Мср.кп.= 1,1×2500=2750 машино-часов;
Расход машиноресурсов для всех однотипных машин и в целом по парку:
Мгр(i)= z×Мср(i);
Мп=S Мср(i)= Мгр.э+Мгр.ка.+Мгр.кп.;
где Мгр(i) - расход
машиноресурсов по группе машин; z -
число машин в группе; Мп - расход машиноресурсов по парку (отмечаем
как первую контрольную цифру, КЦ1= Мп).
1. Для экскаваторов:
Мгр(э)=24×3422= 82128 машино-часов;
2. Для автомобильных кранов, грузоподъемностью 4 т.:
Мср(ка)= 33×2750= 90750 машино-часов;
3. Для пневмоколесных кранов, грузоподъемностью 16 т.:
Мср(кп)= 28×2750= 77000 машино-часов;
В целом по парку:
Мп= 82128+90750+77000= 249878 машино-часов;
КЦ1= 249878;
Количество мероприятий на планируемый период для каждой машины определяем
по формулам:
К=(Мк+Мср)/Пк; Т=(МТ+Мср)/ПТ-
К;
ТО1= Мср/Пто1 - (К+Т+ТО2);
ТО2= (Мто2+Мср)/Пто2- (К+Т);
где К, Т, ТО1, ТО2 - количество капитальных ремонтов, текущих ремонтов и
технических обслуживаний, которые нужно выполнить в течении планового периода;
Пк, ПТ, Пто2, Пто1-
периодичность проведения мероприятий в часах;
Мк, МТ, Мто2- количество часов,
отработанных машиной к началу планового периода после выполнения предыдущего
мероприятия данного вида. Значение МТ и Мто2 получаются
как числители правильной дроби от деления количества машино-часов, отработанных
после капитального ремонта к началу сезона, на периодичность Пт и Пто2.
Таблица 2. Расчет количества обслуживаний и ремонтов на планируемый
период.
Инвентарный номер машины
|
Расчет количества обслуживаний и ремонтов
|
Суммарное количество К, Т, ТО2, ТО1
|
185-188
(А) Экскаваторы,VК= 1.25 м3 Пк= 8000 м.ч., ПТ= 1000 м.ч., ПТО2= 500
м.ч., ПТО1= 100 м.ч. МАК=ПК×0,45=8000×0,45=3600 м.ч. К=(3600+3422)/8000=0,878; К= 0 ; МАТ= 600 м.ч.
; Т=4
;
МАТО2=100 м.ч.
; ТО2=3
; ТО1=27;
×4=0
×4=16
×4=12
189-196
(В) МВК= ПК×0,65=8000×0,65=5200 м.ч.
; К=1;
; МВт=
200 м.ч.
; Т=2;
;
МВТО2=200;
; ТО2=4;
; ТО1=27;
×8=8
×8=16
×8=32
197
(С) МСК= ПК×0,85=8000×0,85=6800 м.ч.
; К=1;
; МСт=
800 м.ч.
; Т=3;
;
МСТО2=300;
; ТО2=3;
; ТО1=27;
×1=1
×1=3
×1=3
198-203
(D) МDК= ПК×0,05=8000×0,05=400 м.ч. ; К=0;
; МСт=
400м.ч.
; Т=3;
; МDТО2=400;
; ТО2=4;
; ТО1=26;
×6=0
×6=18
×6=24
204-208
(Е) МЕК= ПК×0,95=8000×0,25=2000 м.ч.
; К=0;
; МЕт= 0
м.ч.
; Т=3;
;
МЕТО2=0;
; ТО2=3;
; ТО1=28;
×5=0
×5=15
×5=15
495-497 (А) Краны
автомобильные грузоподъемностью 4т. Пк= 4000 м.ч., ПТ= 1000 м.ч., ПТО2= 250
м.ч., ПТО1= 50 м.ч. МАК=ПК×0,45=4000×0,45=1800м.ч.; К= 1;
; МАТ=
800 м.ч.
; Т=2
;
МАТО2=50 м.ч.
; ТО2=8;
; ТО1=44;
1×3=3
2×3=6
×3=24
498-505 (В) МВК=
ПК×0,65=4000×0,65=2600м.ч. ; К= 1;
; МВТ=
600 м.ч.
; Т=2;
;
МВТО2=100 м.ч.
; ТО2=8;
; ТО1=44;
×8=8
×8=16
8×8=64
506-512 (C) МСК=
ПК×0,85=4000×0,85=3400м.ч.
; К=1;
; МСТ=
400ч.
; Т=2;
;
МСТО2=150 м.ч.
; ТО2=8;
; ТО1=44
×7=7
×7=14
8×7=56
513-521
(D) МDК= ПК×0,05=4000×0,05=200м.ч. ; К= 0;
; МDТ=
200 м.ч.
; Т=2;
;
МDТО2=200 м.ч.
; ТО2=9;
; ТО1=44;
×9=0
×9=18
×9=81
522-527 (E) МЕК ПК×0,25=4000×0,25=1000м.ч. ; К= 0;
; МЕТ= 0
м.ч.
; Т=2;
; МЕТО2=0
м.ч.
; ТО2=9;
ТО1=44;
×6=0
×6=12
×6=54
660-666 (А) Краны
пневмоколесные грузоподъемностью 16 т. Пк= 3840 м.ч., ПТ= 960 м.ч., ПТО2= 240
м.ч., ПТО1= 60 м.ч. МАК=ПК×0,45=3840×0,45=1728 м.ч. К=(1728+2750)/3840=1,166; К= 1 ; МАТ= 768 м.ч.
; Т=2
;
МАТО2=48 м.ч.;
; ТО2=8;
; ТО1=34;
×7=7
×7=14
×7=56
667-672 (В) МBК=ПК×0,65=3840×0,65=2496 м.ч.
К=(2496+2750)/3840=1,366; К= 1 ; МВТ=
576 м.ч.
; Т=2
;
МВТО2=96 м.ч.;
; ТО2=8;
; ТО1=34;
×6=6
×6=12
×6=48
673-679 (С) МСК=ПК×0,85=3840×0,85=3264 м.ч.
К=(3264+2750)/3840=1,566; К= 1 ; МСТ=
384 м.ч.
; Т=2
;
МСТО2=144 м.ч.;
; ТО2=9;
; ТО1=33;
×7=7
×7=14
×7=63
680-685 (D) МDК=ПК×0,05=3840×0,05=192 м.ч.
К=(192+2750)/3840=0,766; К= 0 ; МDТ=
192 м.ч..
; Т=3
;
МDТО2=192 м.ч.;
; ТО2=9;
; ТО1=33;
×6=0
×6=18
×6=54
686-687
(E) МЕК=ПК×0,25=3840×0,25=960 м.ч. К=(960+2750)/3840=0,966; К= 0 ; МDТ= 0 м.ч.
; Т=2
; МDТО2=0
м.ч.;
; ТО2=9;
; ТО1=34;
×2=0
×2=18
На основании расчетов строим годовой план технического обслуживания и
ремонта машин. Сумму капитальных и текущих ремонтов, а также технических
обслуживаний по всем группам машин отмечаем как вторую контрольную цифру.
КЦ2 = SК+SТ+SТО2+SТО1;
где SК - сумма
капитальных ремонтов по всем группам машин; SТ - сумма текущих ремонтов по всем группам машин; SТО2 - сумма технических обслуживаний
ТО2 по всем группам машин; SТО1 - сумма технических обслуживаний ТО1 по всем группам машин.
Таблица 3. Годовой план технического обслуживания и ремонта машин.
Тип машин
|
Инвентарный номер
|
количество
|
Отработано после капитального ремонта
|
Планируемое время работы на год
|
Потребное количество
|
|
|
|
|
|
|
Капитальных ремонтов
|
Текущих ремонтов
|
ТО2
|
ТО1
|
|
Экскаватор на гусеничном ходу с ёмкостью ковша V=1.25 м3
|
185-188
|
4
|
3600
|
3310
|
0
|
16
|
12
|
108
|
|
|
189-196
|
8
|
5200
|
3310
|
8
|
16
|
32
|
216
|
|
|
197
|
1
|
6800
|
3310
|
1
|
3
|
3
|
27
|
|
|
198-203
|
6
|
400
|
3310
|
0
|
18
|
24
|
156
|
|
|
204-208
|
5
|
2000
|
3310
|
0
|
15
|
15
|
140
|
|
Суммарное количество мероприятий
|
9
|
68
|
86
|
647
|
Кран автомобильный г.п. 4 т.
|
495-497
|
3
|
1800
|
2750
|
3
|
6
|
24
|
132
|
|
498-505
|
8
|
2600
|
2750
|
8
|
16
|
64
|
352
|
|
506-512
|
7
|
3400
|
2750
|
7
|
14
|
56
|
308
|
|
513-521
|
9
|
200
|
2750
|
0
|
18
|
81
|
396
|
|
522-527
|
6
|
1000
|
2750
|
0
|
12
|
54
|
264
|
Суммарное количество мероприятий
|
18
|
66
|
279
|
1452
|
Кран пневмоколесный г.п. 16 т.
|
660-666
|
7
|
1728
|
2750
|
7
|
14
|
56
|
238
|
|
667-672
|
6
|
2496
|
2750
|
6
|
12
|
48
|
204
|
|
673-679
|
7
|
3264
|
2750
|
7
|
14
|
63
|
231
|
|
680-685
|
6
|
192
|
2750
|
0
|
18
|
54
|
198
|
|
686-687
|
2
|
960
|
2750
|
0
|
4
|
18
|
68
|
Суммарное количество мероприятий
|
20
|
62
|
239
|
939
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЦ2=(9+18+20)+(68+66+62)+(86+279+239)+(647+1452+939)=3885.
3. Расчет годового режима работы машин
Dр(i)= DГ
- ( DВ+ Dро(j) + DМ(j)+ DН);
где DГ - количество календарных дней в году,
DГ=365; DВ- количество выходных и праздничных
дней; DВ=114; Dро(j)- простои в ремонте и техническом обслуживании, дней в
году;
Dро(j)=(zk(j)×tk+ zт(j)×tт+ zто2(j)×tто2+ zто1(j)×tто1)/N;
где zk(j), zт(j), zто2(j), zто1(j)- количество капитальных и текущих ремонтов и
технических обслуживаний; tk, tт, tто2, tто1- продолжительность пребывания машины в ремонте и техническом
обслуживании; N- количество машин в группе; DП(j)- количество дней, необходимых на перебазировку машин
с одного объекта на другой;
где
Sп/б-
средняя дальность перебазировки, Sп/б=25 км;
nп/б-
количество перебазировок в течении планового периода, для машин на пневмоходу nп/б=20, для гусеничных машин nп/б=10; v-средняя скорость при перебазировке; Тсм=8
часов - продолжительность смены; псм- количество смен.
DМ(j) - потери времени в
следствии неблагоприятных метеорологических условий;
DМ(j)=0,7× DТ;
где
DТ -
количество дней с неблагоприятными метеорологическими условиями;
DН - непредвиденные простои. Принимаются в размере до 3%
от количества календарных дней в году за вычетом выходных и праздничных дней.
DН=(365-114)×0,03=7,53»8 дней;
1) Для экскаваторов:
дней;
дня;
DМ(Э)=0,7×(15,8+0,6)=11 дней;
DР(Э)=365-(114+59+2+11+8)=171 день;
2) Для автомобильных кранов, грузоподъемностью 4 т.:
дней;
дня;
DМ(ка)=0,7×(21,5+0,6)=16 дней;
DР(ка)=365-(114+37+2+16+8)=188 дней;
3) Для пневмоколесных кранов, грузоподъемностью 16 т.:
дней;
дня;
DМ(кп) = 0,7×(21,5+0,6)=16 дней;
DР(кп) =365-(114+60+3+16+8)=164 дня.
4.
Расчет суточного режима работы машины
Показателем среднесуточного режима использования машины в течение года
является коэффициент сменности, который нужно подсчитать отдельно по каждой
группе машин и парку в целом.
;
;
где
Мср(j) -
планируемая загрузка машины j-ой группы на год; tсм- продолжительность рабочей смены, равная 8 часов; К-
количество групп машин.
§ Для экскаваторов:
§ Для автомобильных кранов, грузоподъемностью 4 т.:
;
§ Для пневмоколесных кранов, грузоподъемностью 16 т.:
;
§ В целом по парку:
;
5.
Составление годового плана эксплуатации парка
Расход машиноресурсов по каждой группе машины пересчитываем на пять
машин:
М’гр(j)=Мср(j)×5;
1. Для экскаваторов:
М’гр(Э)=82128×5/24=17110 м.ч;
2. Для автомобильных кранов, грузоподъемностью 4 т.:
М’гр(КА)=90750×5/33=13750 м.ч;
3. Для пневмоколесных кранов, грузоподъемностью 16 т.:
М’гр(КП)=77000×5/28=13750 м.ч;
Таблица 4. Распределение интенсивности использования парка машин по
кварталам года в машино-часах.
Тип машины
|
№ квартала
|
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4 кв.
|
Экскаватор
|
1711
|
6844
|
6844
|
1711
|
Кран автомобильный грузоподъем. 4т.
|
2062,5
|
4812,5
|
4812,5
|
2062,5
|
Кран пневмоколесный грузоподъем. 16 т.
|
2062,5
|
4812,5
|
4812,5
|
2062,5
|
Суммарную выработку по 3-му кварталу по трём группам машин обозначим, как
третью контрольную цифру КЦ3:
КЦ3=SМ’гр(j) (3 кв.);
КЦ3=6844+4812,5+4812,5=16469.
6.
Определение объёмов работ передвижных станций технического обслуживания и
ремонтной базы предприятия
Объём работ по техническому обслуживанию и ремонту машин определяется
исходя из списочного состава обслуживаемого парка машин и трудоёмкости
выполняемых работ.
Объём работ по техническому обслуживанию парка машин определяется по
формуле:
SТто2=SZто2(j)×tто2(j);
где SТто2-
суммарный объём работ по техническому обслуживанию ТО2 парка машин; Zто2(j)- количество ТО2 j-ой размерной группы; tто2(j) - трудоёмкость технического
обслуживания одной машины j-ой
размерной группы;
SТто2=86×25+279×20+239×28=14422 человеко-часов;
Таким же образом рассчитывается объём работ по ТО1:
SТто1=647×8+1452×5+939×6=18070 человеко-часов;
Объём работ по текущему ремонту парка машин определяется по формуле:
SТт=SZт(j)×tт(j);
где SТт -
суммарный объём работ по текущему ремонту парка машин; Zт(j)-
количество текущих ремонтов по j-ой
размерной группе; tт(j)- трудоёмкость текущего ремонта одной машины j-ой размерной группы;
SТт=68×800+66×540+62×880=144600 человеко-часов;
Годовая трудоёмкость ремонтных работ, выполняемых на ремонтной базе,
составляет
Тр.б.= с×(SТт+0,2×SТО2);
где с - коэффициент, учитывающий объём работ на собственные нужды базы
(ремонт оборудования, изготовления приспособлений и т.д.) Ориенти-ровочно
с=1.12;
Тр.б.= 1,12×(144600+0,2×14422)=165183 человеко-часов;
Объём работ, выполняемых передвижными станциями технического
обслуживания, составит
ТП.М.=0.8×SТО2+×SТО1;
ТП.М.=0,8×14422+18070=29608 человеко-часов.
7. Определение фондов рабочего времени
Номинальный фонд рабочего времени Фн.р. показывает время, в
течение которого рабочий может работать.
Фн.р.= (DК-DВ-DП)×t;
где DК, DВ, DП - число календарных, выходных и праздничных дней за
планируемый период; t-
продолжительность рабочей смены;
Фн.р.= (365-114)×8,2=2058,2 человеко-часов;
Действительный фонд рабочего времени Фд.р. показывает время
фактической работы:
Фд.р.= (DК-DВ-DП-D0)×t×К;
где D0- продолжительность отпуска, D0=24 рабочих дня. К - коэф-фициент, учитывающий вынужденные
потери времени по болезни и другим уважительным причинам, К=0,97;
Фн.р.= (365-114-24)×8,2×0,97=1805,6 человеко-часов.
8. Расчет количества производственных рабочих ремонтной базы
Необходимое количество производственных рабочих ремонтной базы
определяется по формуле:
;
где
ТР,Б, - объём работы ремонтной базы; Фд.р. -
действительный фонд рабочего времени, человеко-часов; h1-
коэффициент, учитывающий перевыполнение норм выработки, h1=1,05…1,15;
h2-
коэффициент загрузки рабочего, h2= 0,85…1,0.
человека;
Значение
4-й контрольной цифры:
КЦ4=Р=93.
9. Расчет количества передвижных ремонтных мастерских
Количество передвижных мастерских определяется по формуле:
;
где
ТП.М.- объём работ, выполняемых передвижными станциями технического
обслуживания; Р1 - число рабочих передвижных станций (4 человека). Р2
- число машинистов, участвующих в обслуживании; s-
коэффициент, учитывающий время, затрачиваемое на переезды, подготовку к работе,
получение запасных частей и горюче-смазочных материалов; s=0,5…0,7.; Фд.р.- действительный фонд рабочего времени,
человеко-часов; С - коэффициент, учитывающий неравномерность постановки машины
на техническое обслуживание; С=0.7.
машин;
Значение
5-й контрольной цифры принимаем:
КЦ5=NП.М.=7.
10. Контрольные цифры
КЦ1=249878;
КЦ2=3885;
КЦ3=16469;
КЦ4=93;
КЦ5=7.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы выполнено следующее:
) Произведен расчет машиноресурсов и определены потребности в ремонтах и
технических обслуживаниях машин заданного парка на планируемый год.
) Рассчитан суточный и годовой режим работы и разработан годовой и
месячный планы-графики технического обслуживания и ремонта парка машин
эксплуатационного предприятия.
) Определены объёмы работ на ремонт и обслуживание парка машин и
составлен режим работы эксплуатационного предприятия.
машиноресурс ремонт план
Список использованных источников
1. Рекомендации по организации технического
обслуживания и ремонта строительных машин. - М.: Стройиздат, 1978.-92с.
2. Указание по технической эксплуатации
дорожно-строительных машин. - М.: Транспорт, 1980.-48с.
. Шейнин А. М., Крившин А. П., Филиппов Б.И.
Эксплуатация дорожных машин. - М.: Машиностроение,
.-336с.
4. Техническая эксплуатация строительных и дорожных машин.-
МУ 52-
-90, Г.Н. Попов, С.В. Разумов; Яросл. политехн. ин-т. -
Ярославль, 1990.-30 с.
Приложение
Месячный план-график технического обслуживания и ремонта машин на июль
2014 г.