Вариант
|
Рн(Вт)
|
Uл(В)
|
f(Гц)
|
n1
|
m1
|
Соединение
|
Sн
|
Тип двигателя
|
Режим работы
|
Охлаждение
|
Исполнение
|
10
|
500
|
200
|
400
|
6000
|
3
|
Треугольник
|
0,03
|
С коротко замкнутым ротором
|
Продолжительный
|
Естественное
|
Защищенный
|
В процессе расчета необходимо
определить:
основные размеры двигателя;
частоту вращения ротора и
номинальный момент;
параметры обмотки и пазов статора;
параметры обмотки и пазов ротора;
1.2.1 Выбор основных
размеров
Величинами, определяющими основные
размеры электродвигателя (внутренний диаметр статора и длинна) при заданных
полезной мощности и частоте вращения являются:
· Относительная ЭДС .
· КПД
· Коэффициент мощности , зависящий от числа пар
полюсов, конструкции ротора, режима работы и мощности.
· Коэффициент обмотки
статора К01, зависит от типа и способа выполнения обмотки и
ориентировочно выбирается для диаметральных обмоток равным 0,96.
· Коэффициент формы кривой
поля Кф зависит от степени насыщения магнитной цепи, обычно равен
1,11-1,065. Он с увеличением мощности уменьшается.
· Коэффициент полюсного
перекрытия α зависит тоже от степени насыщения магнитной цепи.
Расчетная мощность двигателя:
; (2.1)
где ; .
Коэффициент
использования машины:
,
где Вδ=0,6
- магнитная индукция в воздушном зазоре,
А=220 - линейная
нагрузка.
При выборе Вδ
и А необходимо иметь ввиду, что они оказывают основное влияние на главные
размеры. Чем больше эти величины, тем меньше габаритные размеры. Однако с
увеличением их увеличиваются электрические и магнитные потери, температура
нагрева, снижается КПД.
Для увеличения
максимального вращающегося момента двигателя и, следовательно, для увеличения
его перегрузочной способности надо увеличить значение Вδ
и уменьшить значение А, а для увеличения коэффициента мощности необходимо
уменьшить Вδ и увеличить А.
Конструктивный
коэффициент:
. (2.2)
Число пар полюсов:
. (2.3)
Внутренний диаметр
статора (диаметр расточки):
(2.4)
Длина пакета статора:
. (2.5)
Величина воздушного
зазора приближенно вычисляется по эмпирической формуле:
. (2.6)
Диаметр ротора:
. (2.7)
Наружный диаметр
двигателя:
, (2.8)
Полюсное деление:
. (2.9)
Окружная скорость
ротора:
. (2.10)
Частота вращения ротора:
. (2.11)
Номинальный развиваемый
момент:
. (2.12)
1.2.2 Расчет обмотки и
пазов статора
В авиационных
асинхронных электродвигателях мощности до 1 кВт целесообразно применять
однослойные, равносекционные обмотки, которые проще в изготовлении, имеют
компактную укладку лобовых соединений, меньшее число катушек и обеспечивают
лучшее заполнение паза.
Число пазов на полюс и
фазу статора q1 целесообразно принимать q1=2.
Число пазов статора:
, (2.13)
где m1 число
фаз.
Полюсное деление по
пазам: .
Шаг обмотки статора по
пазам:.
Магнитный поток полюса:
.
Номинальное напряжение
фазы статора при соединении звезда:
.
Число последовательно
соединенных витков одной фазы статора:
(2.14)
Номинальный ток фазы
статора:
. (2.17)
Плотность тока в
обмотках статора j1=4,5
(А/мм2) c естественным
охлаждением при длительном режиме работы.
Сечение неизолированного
проводника обмотки статора:
мм2).
(2.18)
Диаметр неизолированного
провода круглой формы:
.
(2.19)
По величине диаметра
определяются размеры провода, класс, тип, толщина изоляции согласно
действующим, из которых следует, что за диаметр неизолированного провода
следует принять величину d1=0,069
(мм), для которой соответствует максимальный диаметр изоляционного провода
ПЭВ-1 d2=0,74 (мм) с толщиной изоляции ∆d12=0,05
(мм).
Число активных
проводников, приходящихся на паз статора:
.
(2.20)
Полное число проводников
всех фаз:
. (2.21)
Выберем овальный паз с
круглым проводом.
Активное сопротивление
обмотки статора при температуре +120 °C:
, (2.22)
где ().
Средняя длинна обмотки статора
для однослойной равносекционной обмотки:
. (2.23)
1.2.3 Расчет обмотки и
пазов ротора
Обмотки ротора выполнены
в виде беличьей клетки из медных, латунных или алюминиевых стержней. Выбор
материала определяется возможностью обеспечения заданной кратности пускового
момента.
. (2.24)
ЭДС в стержне ротора при
холостом ходе, отнесенная к частоте сети:
. (2.25)
Ток в стержне ротора:
, (2.26)
где
Для стержней ротора
машин с естественным охлаждением и длительным режимом работы величина плотности
тока Jст2 =9,5 (А/мм2).
Сечение стержня ротора:
. (2.27)
Пазы ротора имеют в
основном круглую и прямоугольную форму.
Размеры паза
определяются согласно сечению Sст2
в соответствии с принятой формой паза.
Размеры стержня ротора
для круглого паза:
. (2.28)
Размеры паза ротора
(круглого):
. (2.29)
Ток в кольце, замыкавшем
стержни ротора накоротко:
. (2.30)
Сечение кольца ротора:
, (2.31)
где .
Активное сопротивление
стержня:
. (2.32)
Сопротивление участка
кольца между двумя стержнями:
, (2.33)
где .
2. Расчет
выпрямительного устройства
В прочесе расчета
необходимо выбрать наиболее рациональную схему выпрямления, определить число и
тип вентилей, подобрать схему к рассчитанным элементам сглаживающего фильтра,
найти электрические и конструктивные параметры силового трансформатора,
составить электрическую схему выпрямительного устройства. Исходные данные
приведены в таблице №8.
Частота сети fс,
Гц
|
Напряжение сети U1 (В)
|
Число фаз сети m1
|
Выходное напряжение Uвых
(В)
|
Номинальный ток нагрузки Io
(A)
|
Коэффициент пульсаций Кп.вых
|
400
|
115
|
1
|
24
|
4
|
0,02
|
2.1 Выбор схемы
выпрямителя
Вид фильтра определяется родом
нагрузки вентиля. В нашем случае целесообразно выбрать однофазную мостовую
схему выпрямления, обладающая более низким входным сопротивлением. В схеме, по
сравнению с однофазной полупроводниковой и двухполупериодными схемами
выпрямления, лучше используется трансформатор, обратное напряжение на вентиль в
два раза меньше.
Достоинства: обладает низким
выходным сопротивлением; высокий коэффициент использования мощности и поэтому
может быть рекомендована в устройствах повышенной мощности при выходных
напряжениях от десятков до сотен вольт; обратное напряжение на вентиль в два
раза меньше.
Недостатки: применение четырех
вентилей; невозможность установки вентилей без изоляции на одном радиаторе;
удвоенное прямое напряжение на вентильной группе.
Расчёт выпрямителя и фильтра
Сопротивление нагрузки выпрямителя:
(3.1)
Выходная мощность
выпрямителя:
Рис. 6. Схема
однофазного мостового выпрямителя
Рис. 7. Схема фильтра
Определим требуемый
коэффициент фильтрации:
Таблица 9
Условное обозначение
|
индуктивность при номинальном токе
|
номинальный ток намагничивания
|
максимальное переменное напряжение, В
|
сопротивление обмотки, Ом
|
Д166-0,0025-9
|
0,0025
|
9
|
28
|
0,05
|
Напряжение на входе фильтра:
Зададимся значениями
вспомогательных коэффициентов: В=0.9, D=2.1,
N=200.
Определим
ориентировочные значения параметров вентилей:
(3.5)
(3.6)
Выберем тип вентиля.
Характеристики вентиля приведены в таблице №10.
Таблица 10
тип вентиля
|
f, КГц
|
Uпр, В
|
Тсмах, оС
|
Iобр,
мА
|
Iпр,
ср, А
|
КД202Б
|
1,2
|
50
|
125
|
0,8
|
3,5
|
Дифференциальное сопротивление для
выбранного вентиля:
(3.7)
Потеря мощности на
вентилях:
(3.8)
2.3 Расчет
трансформатора
Определим приблизительно
активное сопротивление и индуктивность рассеивания трансформатора:
двигатель трансформатор
авиационный ток
(3.9)
где S=2 - для броневого трансформатора и двухкатушечного;
Вm=1.5 Тл;
Kr=5,1
и KL=6,4 - коэффициенты для схемы при
индуктивной реакции.
(3.11)
Определим параметры
трансформатора из таблиц №16 методических указаний:
;
(3.12)
;
(3.13)
;
(3.14)
;
(3.15)
(3.16)
Для изготовления
сердечника трансформатор, работающего на частотах 400 Гц следует применять
сталь марок Э44 и Э340 с толщиной пластин 0,1 мм. По кривой (рис. 8) определим
плотность тока в обмотках трансформатора, а по кривой (рис. 9) КПД
трансформатора.
Рис. 8. Зависимость
плотности тока в обмотках от мощности трансформатора
Рис. 9. Зависимость КПД
от мощности трансформатора
где KM=0,25;
Кс=0,88 при
толщине пластин 0,1 мм.
Коэффициент
трансформации:
(3.18)
Величина тока:
(3.19)
Сечение проводов
обмоток:
; (3.20)
. (3.21)
Потери в трансформаторе:
. (3.22)
КПД выпрямителя:
. (3.23)
Выводы
В ходе проведения
курсовой работы мною были получены основные массогабаритные и параметрические
показатели авиационного генератора с параллельным возбуждением и трехфазного
асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Расчетные характеристики
удовлетворяют поставленным условиям в исходных вариантах заданий и основным
нормативно-техническим допускам по проектированию электрических машин.
Был также произведен
расчет выпрямительного устройства и построены временные графики работы схемы
выпрямителя, соответствующие варианту задания.
Данная курсовая работа
позволяет сформировать комплекс основных методологических знаний в области
проектирования авиационных электрических машин, принципах организации систем
электроснабжения, что является неотъемлемым знанием авиационного инженера.
Полученные знания в ходе выполнения курсовой работы будут неразрывно
согласовываться с принципами проведения технической эксплуатации авиационного
оборудования.
Список источников
1. В.И. Дъяков. Типовые расчеты по электрооборудованию. М.,
«Высшая школа», 1980 г.
. М.П. Костенко. Электрические машины. М., «Энергия», 1973
г.
. М.М. Кацман. Расчет и конструирование электрических
машин. М., «Энергоатомиздат», 1984 г.
. М.Г. Чиликин. Общий курс электропривода. М. «Энергия»,
1971 г.