Расчет самолетного генератора

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Физика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    745,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчет самолетного генератора

1.      Расчёт электрической машины

1.1    Расчет авиационного генератора с параллельным возбуждением

Таблица 1 - Исходные данные

Вариант

Номинальное напряжение, U(B)

Номинальный ток нагрузки, Iн(А)

Частота вращения якоря n (об/мин)

Условия охлаждения

КПД не менее

Режим работы

Масса, (кг)

8

28,5

300

5000

Принудительное

0,8

Д

Не более 30 кг


Цель расчета: рассчитать самолетный генератор, работающий с угольным регулятором напряжения РН-180.

Таблица 2 - Паспортные данные угольного регулятора РН-180 2 серии

Номинальное поддерживаемое напряжение, В

28,5

Мощность, рассеиваемая угольным столбом, Вт

180

Изменение уровня поддерживаемого напряжения выносным сопротивлением ВС-25, В

±1,5

Ток, потребляемый рабочей обмоткой, А

0,87

Режим работы

Продолж.

Масса, кг

2,5

Сопротивление рабочей обмотки, Ом

20




При расчете следует определить:

номинальную мощность генератора;

длину и диаметр якоря генератора;

данные обмотки якоря;

размеры магнитопровода;

данные обмотки возбуждения;

коллектор и щетки.

1.1.1
Выбор основных размеров генератора

Электромагнитная мощность генератора:

, (1.1)

где  выбирается по кривой (рис. 1).

.                   (1.2)

Так как генератор работает совместно с угольным регулятором напряжения, то ток возбуждения определяется по формуле:

,

,

где Румах=180 (Вт).

Рис. 1. Зависимость E/UH=f(PH)

Номинальная мощность генератора равна:

.           (1.3)

,

Используя отношение

,

используя график кривой (рис. 2), выбираем число пар полюсов и диаметр якоря:

Рис. 2. График зависимости диаметра якоря генератора от отношения

Диаметр округляем до ближайшего значения в таблице №3, в которой указаны рекомендуемые диаметры якорей, принятых в единых сериях машин.

Таблица 3

D(см)

5,6

7

8,3

9,6

10,6

13,8

ш(см)

0,3

0,3

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5


Из таблицы №3 имеем: D=10,6 (см); ∆ш=0,5 (см).

По величине диаметра D, используя кривые (рис. 3 и рис. 4), определяем магнитную индукцию в воздушном зазоре Bδ и плотность тока в обмотках А. При этом необходимо учесть, что чем больше электромагнитная нагрузка (Вδ, А), тем меньше размеры якоря. Однако увеличение А и Вδ ограничивается, тем, что возрастают потеря мощности в меди и стали, увеличивается перегрев и снижается коэффициент полезного действия машины.

 Рис. 3. График зависимости индукции в воздушном зазоре Вδ от диаметра якоря D в авиационных машинах постоянного тока.

 Рис. 4. График зависимости линейной нагрузки А авиационных машин постоянного тока длительного режима от диаметра: I - генераторы с поддувом; II - генераторы и двигатели с самовентиляцией; III - двигатели с естественным охлаждением.


Для якоря определяется из основного расчета управления:

, (1.4)

где α=0,65, Bδ=0.88 (Тл), A=350 (А/см).

Отношение

,

где . λ лежит в пределах 0,8-1,6, что удовлетворяет условию.

1.1.2 Расчет обмотки якоря

Число проводников в одной параллельной ветви:

,

где

.       (1.5)


Число витков ωs секции следует выбирать наименьшим, т. к. при этом уменьшается ЭДС в короткозамкнутой секции и улучшается коммутация. При ωs=1 число коллекторных пластин:    

.                  (1.6)

Число пазов:

,

где Un=4 - число коллекторных пластин на паз, выбирается равным 1 или 3 при 2 р=4, или 2 или 4 при 2 р=6.

Шаг обмотки по пазам:

, где , .          (1.7)

Знак соответствует обмотке с укороченным шагом. Шаг по коллектору

Полное число проводников в пазу:        

.                  (1.8)

Сечение обмотки якоря определяем как:

,

где jя - плотность тока, для машин с продувом равна jя=20 [A/мм2].

Далее пользуемся ближайшим значением Sя=2.7759 (мм2), выбранным в приложении №1 методических указаний по выполнению курсовой работы

Сопротивление обмотки якоря определяется по формуле:

 (1.9)

где  - удельное сопротивление меди обмотки при температуре +120о С;

Средняя длина полувитка обмотки якоря:

        (1.10)

 - длина лобовой части обмотки, определяется:  - в случаи обмотки из прямоугольного провода.

1.1.3 Размеры магнитопровода

Магнитопровод генератора изготавливается из следующих материалов:

якорь (сталь Э21 толщиной 0..35 мм);

изоляция листов (оксидирование);

полюсы (сталь Э или ЭА (армко);

Воздушный зазор:

,      (1.11)

где .

Величина воздушного зазора авиационных электрических машин постоянного тока приведена в таблице №4.

Таблица 4

Рн(Вт)

до 6000

9000-12000

18000-24000

δ(см)

0,05

0,05-0,06

0,07


Внутренний диаметр якоря Dвн определяется высотой спинки якоря λя:

,      (1.12)

где Вя=1,5 (Тл) - магнитная индукция в спинке якоря, определяется по таблице №5.

Таблице 5

Рн(Вт)

до 100

100-1000

Вя

1,0-1,3

1,3-1,5

1,5-1,7

Bm

1,0-1,2

1,2-1,4

1,4-1,7

Bj

1,0-1,2

1,1-1,3

1,3-1,5


Для авиационных машин постоянного тока высота прямоугольного паза колеблется λя в пределах 0,65-1,3 см.

Диаметр якоря определяем по кривой на рис. 5.

Рис. 5. Зависимость диаметра вала от диаметра якоря

Магнитный поток, проходящий через полюсы и корпус, равен:

             (1.13)

где Кσ=1,1 - коэффициент рассеивания полюсов.

Сечение полюсов:

.     (1.14)

Ширина полюса:

                  (1.15)

Высота полюса:

hm=1,3вm=1,3∙2,16=2,8.                           (1.16)

Сечение корпуса:

.              (1.17)

Длина корпуса:

.                          (1.18)

Высота спинки корпуса:


не менее 0,35, что удовлетворяет поставленным условиям.

Наружный диаметр машины:

.     (1.19)

Отношение

 − находится в пределах 1,4−1,9, что удовлетворяет поставленным условиям.

1.1.4 Расчет параллельной обмотки возбуждения

Сечение меди обмотки возбуждения:

                       (1.20)

где jв= 7 А/мм2 (для машин с продувом).

Средняя длина витка ОВ:

,    (1.21)

где вк=0,017 - ширина одной катушки.

Необходимое число витков на один полюс:

.  (1.22)

МДС ОВ на один полюс определяется как:

.            (1.23)

1.1.5 Коллектор и щетки

Диаметр коллектора принимается равным диаметру якоря Dk=D (для генераторов с продувом).

Коллекторное деление:

.                             (1.24)

Ширина коллекторной пластины:

,                                   (1.25)

где ∆к=0,05 см - толщина изоляции между пластинами.

Окружная скорость коллектора:

 (1.26)

не превышает 50-55 м/с, что удовлетворяет поставленным условиям.

Общая площадь щеточного контакта:

,                 (1.27)

где Рщ=Р, а jщ=20 (А/см2).

Определим данное значение «Технические параметры щеток» настоящего методического указания по выполнению курсовой работы в таблице №6.

Таблица 6

марка щеток ГОСТ 12232-71

область применения

Sщ (мм2)

jщ(А/мм2)

∆Uщ(В)

V (м/с)

МГС-8

Маломощные генераторы преобразователей

До 27

2-2,8

55


Ширина щетки:

.                           (1.28)

Число щеток на один болт:

.  (1.29)

1.2 Расчет трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Расчет асинхронного двигателя следует производить по исходным данным таблицы 7.

Таблица 7 - Исходные данные

Вариант

Рн(Вт)

Uл(В)

f(Гц)

n1

m1

Соединение

Sн

Тип двигателя

Режим работы

Охлаждение

Исполнение

10

500

200

400

6000

3

Треугольник

0,03

С коротко замкнутым ротором

Продолжительный

Естественное

Защищенный


В процессе расчета необходимо определить:

основные размеры двигателя;

частоту вращения ротора и номинальный момент;

параметры обмотки и пазов статора;

параметры обмотки и пазов ротора;

1.2.1 Выбор основных размеров

Величинами, определяющими основные размеры электродвигателя (внутренний диаметр статора и длинна) при заданных полезной мощности и частоте вращения являются:

·        Относительная ЭДС .

·        КПД

·        Коэффициент мощности , зависящий от числа пар полюсов, конструкции ротора, режима работы и мощности.

·        Коэффициент обмотки статора К01, зависит от типа и способа выполнения обмотки и ориентировочно выбирается для диаметральных обмоток равным 0,96.

·        Коэффициент формы кривой поля Кф зависит от степени насыщения магнитной цепи, обычно равен 1,11-1,065. Он с увеличением мощности уменьшается.

·        Коэффициент полюсного перекрытия α зависит тоже от степени насыщения магнитной цепи.

Расчетная мощность двигателя:

; (2.1)

где ; .

Коэффициент использования машины:

,

где Вδ=0,6 - магнитная индукция в воздушном зазоре,

А=220 - линейная нагрузка.

При выборе Вδ и А необходимо иметь ввиду, что они оказывают основное влияние на главные размеры. Чем больше эти величины, тем меньше габаритные размеры. Однако с увеличением их увеличиваются электрические и магнитные потери, температура нагрева, снижается КПД.

Для увеличения максимального вращающегося момента двигателя и, следовательно, для увеличения его перегрузочной способности надо увеличить значение Вδ и уменьшить значение А, а для увеличения коэффициента мощности необходимо уменьшить Вδ и увеличить А.

Конструктивный коэффициент:

. (2.2)

Число пар полюсов:

.                    (2.3)

Внутренний диаметр статора (диаметр расточки):

 (2.4)

Длина пакета статора:

.    (2.5)

Величина воздушного зазора приближенно вычисляется по эмпирической формуле:

.                (2.6)

Диаметр ротора:

  . (2.7)

Наружный диаметр двигателя:

,         (2.8)        

Полюсное деление:

. (2.9)

Окружная скорость ротора:

.      (2.10)       

Частота вращения ротора:

. (2.11)

Номинальный развиваемый момент:

.         (2.12)

1.2.2 Расчет обмотки и пазов статора

В авиационных асинхронных электродвигателях мощности до 1 кВт целесообразно применять однослойные, равносекционные обмотки, которые проще в изготовлении, имеют компактную укладку лобовых соединений, меньшее число катушек и обеспечивают лучшее заполнение паза.

Число пазов на полюс и фазу статора q1 целесообразно принимать q1=2.

Число пазов статора:

, (2.13)

где m1 число фаз.

Полюсное деление по пазам: .

Шаг обмотки статора по пазам:.    

Магнитный поток полюса:

.

Номинальное напряжение фазы статора при соединении звезда:

.

Число последовательно соединенных витков одной фазы статора:

 (2.14)

Номинальный ток фазы статора:

         . (2.17)

Плотность тока в обмотках статора j1=4,5 (А/мм2) c естественным охлаждением при длительном режиме работы.

Сечение неизолированного проводника обмотки статора:

мм2).  (2.18)

Диаметр неизолированного провода круглой формы:

. (2.19)

По величине диаметра определяются размеры провода, класс, тип, толщина изоляции согласно действующим, из которых следует, что за диаметр неизолированного провода следует принять величину d1=0,069 (мм), для которой соответствует максимальный диаметр изоляционного провода ПЭВ-1 d2=0,74 (мм) с толщиной изоляции ∆d12=0,05 (мм).

Число активных проводников, приходящихся на паз статора:

.                           (2.20)

Полное число проводников всех фаз:

. (2.21)

Выберем овальный паз с круглым проводом. 

Активное сопротивление обмотки статора при температуре +120 °C:

, (2.22)

где ().

Средняя длинна обмотки статора для однослойной равносекционной обмотки:

.     (2.23)

1.2.3 Расчет обмотки и пазов ротора

Обмотки ротора выполнены в виде беличьей клетки из медных, латунных или алюминиевых стержней. Выбор материала определяется возможностью обеспечения заданной кратности пускового момента.

.              (2.24)

ЭДС в стержне ротора при холостом ходе, отнесенная к частоте сети:

. (2.25)

Ток в стержне ротора:

, (2.26)

где

Для стержней ротора машин с естественным охлаждением и длительным режимом работы величина плотности тока Jст2 =9,5 (А/мм2).

Сечение стержня ротора:

.     (2.27)

Пазы ротора имеют в основном круглую и прямоугольную форму.

Размеры паза определяются согласно сечению Sст2 в соответствии с принятой формой паза.

Размеры стержня ротора для круглого паза:

.         (2.28)

Размеры паза ротора (круглого):

.    (2.29)

Ток в кольце, замыкавшем стержни ротора накоротко:

. (2.30)

Сечение кольца ротора:

, (2.31)

где .

Активное сопротивление стержня:

.            (2.32)

Сопротивление участка кольца между двумя стержнями:

, (2.33)

где .

2. Расчет выпрямительного устройства

В прочесе расчета необходимо выбрать наиболее рациональную схему выпрямления, определить число и тип вентилей, подобрать схему к рассчитанным элементам сглаживающего фильтра, найти электрические и конструктивные параметры силового трансформатора, составить электрическую схему выпрямительного устройства. Исходные данные приведены в таблице №8.

Частота сети fс, Гц

Напряжение сети U1 (В)

Число фаз сети m1

Выходное напряжение Uвых (В)

Номинальный ток нагрузки Io (A)

Коэффициент пульсаций Кп.вых

400

115

1

24

4

0,02


2.1 Выбор схемы выпрямителя

Вид фильтра определяется родом нагрузки вентиля. В нашем случае целесообразно выбрать однофазную мостовую схему выпрямления, обладающая более низким входным сопротивлением. В схеме, по сравнению с однофазной полупроводниковой и двухполупериодными схемами выпрямления, лучше используется трансформатор, обратное напряжение на вентиль в два раза меньше.

Достоинства: обладает низким выходным сопротивлением; высокий коэффициент использования мощности и поэтому может быть рекомендована в устройствах повышенной мощности при выходных напряжениях от десятков до сотен вольт; обратное напряжение на вентиль в два раза меньше.

Недостатки: применение четырех вентилей; невозможность установки вентилей без изоляции на одном радиаторе; удвоенное прямое напряжение на вентильной группе.

Расчёт выпрямителя и фильтра

Сопротивление нагрузки выпрямителя:

 (3.1)

Выходная мощность выпрямителя:


Рис. 6. Схема однофазного мостового выпрямителя

Рис. 7. Схема фильтра

Определим требуемый коэффициент фильтрации:



Таблица 9

Условное обозначение

индуктивность при номинальном токе

номинальный ток намагничивания

максимальное переменное напряжение, В

сопротивление обмотки, Ом

Д166-0,0025-9

0,0025

9

28

0,05


Напряжение на входе фильтра:


Зададимся значениями вспомогательных коэффициентов: В=0.9, D=2.1, N=200.

Определим ориентировочные значения параметров вентилей:

 (3.5)

             (3.6)

Выберем тип вентиля. Характеристики вентиля приведены в таблице №10.

Таблица 10

тип вентиля

f, КГц

Uпр, В

Тсмах, оС

Iобр, мА

Iпр, ср, А

КД202Б

1,2

50

125

0,8

3,5


Дифференциальное сопротивление для выбранного вентиля:

                  (3.7)

Потеря мощности на вентилях:

              (3.8)

2.3 Расчет трансформатора

Определим приблизительно активное сопротивление и индуктивность рассеивания трансформатора:

двигатель трансформатор авиационный ток

 (3.9)


где S=2 - для броневого трансформатора и двухкатушечного;

Вm=1.5 Тл;

Kr=5,1 и KL=6,4 - коэффициенты для схемы при индуктивной реакции.


     (3.11)

Определим параметры трансформатора из таблиц №16 методических указаний:

;                  (3.12)

;                 (3.13)

;                         (3.14)

;                        (3.15)

                 (3.16)

Для изготовления сердечника трансформатор, работающего на частотах 400 Гц следует применять сталь марок Э44 и Э340 с толщиной пластин 0,1 мм. По кривой (рис. 8) определим плотность тока в обмотках трансформатора, а по кривой (рис. 9) КПД трансформатора.

Рис. 8. Зависимость плотности тока в обмотках от мощности трансформатора

Рис. 9. Зависимость КПД от мощности трансформатора


где KM=0,25;

Кс=0,88 при толщине пластин 0,1 мм.

Коэффициент трансформации:

                      (3.18)

Величина тока:

                   (3.19)

Сечение проводов обмоток:

;                           (3.20)

.                         (3.21)

Потери в трансформаторе:

.    (3.22)

КПД выпрямителя:

.          (3.23)

Выводы

В ходе проведения курсовой работы мною были получены основные массогабаритные и параметрические показатели авиационного генератора с параллельным возбуждением и трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Расчетные характеристики удовлетворяют поставленным условиям в исходных вариантах заданий и основным нормативно-техническим допускам по проектированию электрических машин.

Был также произведен расчет выпрямительного устройства и построены временные графики работы схемы выпрямителя, соответствующие варианту задания.

Данная курсовая работа позволяет сформировать комплекс основных методологических знаний в области проектирования авиационных электрических машин, принципах организации систем электроснабжения, что является неотъемлемым знанием авиационного инженера. Полученные знания в ходе выполнения курсовой работы будут неразрывно согласовываться с принципами проведения технической эксплуатации авиационного оборудования.

Список источников

1.       В.И. Дъяков. Типовые расчеты по электрооборудованию. М., «Высшая школа», 1980 г.

.        М.П. Костенко. Электрические машины. М., «Энергия», 1973 г.

.        М.М. Кацман. Расчет и конструирование электрических машин. М., «Энергоатомиздат», 1984 г.

.        М.Г. Чиликин. Общий курс электропривода. М. «Энергия», 1971 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!