Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    154,01 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития






Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики

1.1 Государственное регулирование экономики: понятие, методы и значение

.2 Формы и методы государственного регулирования экономики

2. Особенности государственного регулирования социально-ориентированной экономики

2.1 Социально-ориентированная рыночная экономика как объект государственного регулирования

.2 Основные направления формирования социально-ориентированной экономики

3. Особенности белорусской модели экономического развития и ее государственное регулирование

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение


Актуальность настоящего исследования определяется тем, что формирование действенной системы государственного регулирования экономики в условиях становления рыночных отношений является одной из наиболее сложных и важных проблем, которая связана, во-первых, со спецификой национальной экономики, традициями и психологией людей и, во-вторых, - с особенностями переходного периода.

Современное развитие рыночных процессов в экономике и системе менеджмента доказало необходимость поиска оптимальных решений, связанных с регулированием экономических и управленческих процессов, при которых абсолютная экономическая самостоятельность производителей сменяется относительной, а директивная регламентация - ориентирующим воздействием государства. Этот тезис лежит в основе новой системы управления как одного из механизмов экономического регулирования развития общественного производства на макро- и микроуровне. Осуществляемые в Республике Беларусь реформы пока не повлекли адекватных изменений в системе управления. Органы государственного управления по-прежнему сохранили право решения многих вопросов хозяйственного управления. В Республике Беларусь не созданы современные подсистемы хозяйственного управления.

Государственное регулирование экономики представляет собой воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов - цель экономической деятельности государства.

Целью исследования является изучение системы государственного регулирования экономики в условиях белорусской модели развития, для чего ставятся следующие задачи:

рассмотреть теоретический аспект государственного регулирования экономики;

выявить особенности государственного регулирования экономики Республике Беларусь.

Объект исследования - государственное регулирование экономики.

Предмет исследования - особенности государственного регулирования экономики в условиях белорусской модели развития.

При написании работы использовались следующие методы исследования: общенаучные методы познания, сравнительный анализ, экономико-математические методы, графико-аналитические построения.

1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики


1.1 Государственное регулирование экономики: понятие, методы и значение


В современной экономической литературе нет единого определения понятия «государственное регулирование экономики».

Н.Б. Антонова дает следующее определение данному понятию: «Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе» [2, c. 24].

С.А. Пелих определяет государственное регулирование экономики как комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов [3, c. 15].

Д.С. Петросян определяет государственное регулирование экономики как процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов) [11, c. 19].

Исходя из того, что нас в дальнейшем будет интересовать государственное регулирование в рыночной экономике, то дадим следующее определение рассматриваемому понятию: государственное регулирование в рыночном хозяйстве - это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

На современном этапе исторического развития практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления выделилось и приобретает все большую значимость управление экономикой, иными словами, государственное регулирование экономики, где в качестве объекта регулирования выступает национальная экономика, представляющая собой сложную экономическую систему.

Следует отметить, что в настоящее время в одинаковом значении используются два термина: государственное управление и государственное регулирование экономики, так как они идентичны по отношению к объекту управления.

Решая задачи развития национальной экономики (экономический рост, занятость, уровень цен, распределение доходов, экономическая свобода, экономическая эффективность и т.д.), государственное регулирование экономики должно быть увязано с другими элементами целостной системы государственного управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и др. [2, c. 15]

В качестве объекта государственного регулирования может выступать национальная экономика, все ее подсистемы - регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.

Предметом науки государственного регулирования экономики является изучение целостной системы государственного регулирования экономики, методологических и организационных основ ее построения и функционирования.

Содержанием государственного регулирования экономики является организация регулирующего воздействия государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении. Развитие науки государственного регулирования экономики тесно связано и во многом предопределяется развитием других наук: науки управления, менеджмента; экономической теории (основанное на знании законов общественного развития и прежде всего экономических законов, государственное регулирование конкретизирует основные положения и выводы экономической теории применительно к национальной экономике); философии, социологии, финансовых, отраслевых, функциональных наук, статистики, анализа хозяйственной деятельности и др. Сложность и природа государственного регулирования экономики требуют применения самых разнообразных общих и частных приемов, принципов, подходов, методов исследования, что обусловливает связь с математическими, техническими и естественными науками [2, c. 18].

Целостная система государственного регулирования включает в себя: субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты.

К важнейшим принципам государственного регулирования экономики следует отнести и общие принципы государственного управления.

Принцип единства экономики и политики. Политика, являясь организационно оформленной системой интересов соответствующих общностей людей, выражает их отношения между собой и к государству, направления деятельности государства, обеспечивающие реализацию этих интересов. Поэтому политика является направляющим руслом. А так как экономические интересы - определяющие по сравнению со всеми другими, политика будет концентрированным выражением экономики. Обеспечивая приоритетное начало в управлении экономикой, политика задает направления ее функционирования.

Принцип единства централизма и самостоятельности. Принимаемые государством решения должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы с тем, чтобы воздействовать на них в нужном для общества направлении. Следует отметить, что соотношение между централизмом и самостоятельностью может меняться в зависимости от конкретных исторических условий, под влиянием внешних и внутренних факторов.

Принцип научности предполагает, что регулирующее воздействие государства на развитие экономики должно исходить из сущности, содержания и форм проявления законов развития природы и общества; опираться на достижения науки и техники во всех областях знаний; использовать достоверную и адекватную предъявляемым требованиям информационную базу; обеспечивать единство стратегических и тактических решений.

Принцип эффективности требует, чтобы принимаемое управленческое решение приносило лучший результат при наименьших затратах в процессе его реализации.

Принцип сочетания общих и локальных интересов основан на приоритете интересов более высокого уровня и органической увязке интересов различных классов, слоев, групп и отдельных членов общества.

1.2 Формы и методы государственного регулирования экономики


В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете, все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач [1, c. 80].

По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные. Но при этом следует отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, установление очистных сооружений и т.д.) [3, c. 78].

Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль возрастает.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству [2, c. 31].

С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, амортизация, цены и т.д.).

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные - опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Особая роль как инструменту государственного регулирования экономики принадлежит амортизации и ускоренной амортизации.

Через амортизацию переносится стоимость средств труда (по мере их физического и морального износа) на производимый продукт, в последующем эта часть стоимости используется для возмещения изношенных средств труда. Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности. Ускорение обновления основного капитала обеспечивает ускоренная амортизация, суть которой заключается в отрыве физического процесса изнашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Варьирование норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, а также для финансирования природоохранных мероприятий. В Республике Беларусь также применяется ускоренная амортизация как средство ускорения обновления основного капитала предприятий, с 1993 г. введен «Порядок применения ускоренной амортизации активной части основных фондов».

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов. Заказы на поставку товаров для государственных нужд размещаются на конкурсной основе. Исключение составляют предприятия-монополисты по производству или продаже некоторых видов товаров: они обязаны заключать контракты на поставку товаров для государственных нужд. В случае необоснованного уклонения от заключения контракта они несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться [3, c. 97]:

кредиты на льготных условиях;

льготы по налогам и другим платежам в бюджет;

целевые дотации и субсидии;

приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами;

другие льготы.

В системе государственного регулирования в целях защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения экономических, санитарных и других норм и правил используется лицензирование. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законом и осуществляются только при наличии официального документа - лицензии, в котором разрешается указанный вид деятельности в течение установленного срока.

Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов.

Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека. Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом. В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности товарные знаки, знаки обслуживания и наименования места происхождения товара относятся к объектам промышленной собственности.

Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.

В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления (формы):

планирование, программирование и прогнозирование;

финансово-кредитное регулирование;

антимонопольное регулирование;

дерегулирование экономики.

Важнейшими являются планирование, прогнозирование и программирование.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: по форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные. Но при этом следует отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления (формы): планирование, программирование и прогнозирование; финансово-кредитное регулирование; антимонопольное регулирование; дерегулирование экономики.

По мнению И.М. Лемешевского, социально-ориентированная рыночная экономика представляет собой экономическую систему, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям [4, c. 73].

Р.М. Нуреев толкует социально-ориентированную экономику как систему, в которой наиболее значимой является перераспределительная функция государства, позволяющая устранить существенную дифференциацию доходов в обществе и ликвидировать полюса бедности и богатства [10, с. 65].

Данное определение будет не совсем точным и правильным, поскольку любое государство занимается перераспределением доходов посредством функционирования бюджетной системы, поэтому вряд ли можно говорить о социальности каждой экономики.

Применение такого обобщающего количественного параметра, как доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, также не внесет определенной ясности. Можно аккумулировать и использовать большие средства, но это не придаст использованию перераспределенных средств большей эффективности. Более того, повсеместное использование принципа социальной справедливости может вообще устранить стимулы к активному творческому труду.

Л.И. Абалкин определяет социально-ориентированную рыночную экономику как высокоэффективную экономику с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам [1, c. 58].

Таким образом, под социально-ориентированной рыночной экономикой необходимо понимать определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности. Таким образом, можно констатировать следующие признаки данной модели социально-экономического устройства. Во-первых, подобная модель должна характеризоваться высоким уровнем экономического развития, который проявляется в производстве существенного объема ВВП на душу населения, развитостью социальных и политических институтов, которые гарантируют и развивают основные права и свободы граждан. Во-вторых, этой модели имманентна прогрессивная направленность. Действительно, характер развития рыночной экономики цикличен, но положительная тенденция развития больше свойственна той системе, которая в состоянии аккумулировать весь творческий потенциал населения. В-третьих, социально-ориентированная экономика не ставит своей целью только поддержку малообеспеченных слоев граждан, она должна защищать и работающих по найму. Высшей ценностью и целью развития общества и государства является человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Для их обеспечения государство создает условия для устойчивого и динамичного развития производства, повышения уровня и качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики и нового технологического способа производства, формирование общества постиндустриального типа с учетом национальных особенностей страны.

Главными составляющими социальной рыночной экономики являются рынок и государство. При этом соотношение между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан). Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам [17, c. 90].

Суть социально ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопасной жизни граждан; государство “берет свои в руки” управление рыночной экономикой, дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.

Задачами социально ориентированной рыночной экономики определяются следующим образом [19, c. 102]:

достижение полной занятости;

увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;

увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;

адресность социальной политики

Опыт многих государств, вставших на путь преобразования своей экономики, показал, что для эффективности развития недостаточно создать необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное участие государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этих условий.

При этом сделаны важные выводы о неприемлемости как модели развития страны с доминирующей ролью государства, а также вывод о том, что общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы с ее множеством изъянов по отношению к эффективному распределению ресурсов, решению социальных и экологических проблем, безопасному развитию.

Основными принципами социальной рыночной экономики являются:

социальная рыночная экономика может быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и рыночных структур;

принцип свободы экономической деятельности в пределах существующих законов. Каждый способен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность за его результаты;

принцип трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство;

принцип установления социальной гарантии как гарантии равных для всех социальных слоев возможностей;

принцип социальной справедливости для всех слоев населения;

принцип социальной защиты оказавшихся незащищенными;

принцип устойчивости экономического роста как материальной базы всеобщего и справедливого благосостояния;

принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государства;

принцип социальной ответственности за эффективность не только своей, но и общей экономической деятельности, за общий уровень и образ жизни;

принцип сохранения социального мира в стране на основе своевременного переговорного разрешения противоречий между социальными группами.

И.М. Лемешевский отмечает наиболее характерные черты социально-ориентированной рыночной экономики.

Во-первых, в такой экономике нормальным считается плюрализм форм собственности. Этим выражается больший демократизм отношений собственности. Считается необходимым государственный сектор экономики.

Во-вторых, в социально ориентированной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами. Они могут отстаивать по суду эти права.

В-третьих, государство создает условия для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы [4, c. 98].

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что под социально-ориентированной рыночной экономикой необходимо понимать определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.

2.2 Основные направления формирования социально-ориентированной экономики

Модель социально-ориентированной экономики возникла после Второй мировой войны в Германии и Франции. Она базируется на смешанной экономике с более широким государственным регулированием, включающим в себя перераспределительные функции. Последнее означает сильную систему социального обеспечения широких слоев населения. Доминирует идеология социального партнерства и общественного консенсуса [1, c. 54].

Для определения направлений формирования социально-ориентированной экономики, сравним её с американской (либеральной) моделью. Основной, как бы базовой современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики.

Ее характерными особенностями являются [3, c. 104]:

малый удельный вес государственной собственности. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики;

минимальная регулирующая роль государства в экономике;

всемерное поощрение предпринимательства.

большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратных разрывов между главой фирмы и служащими;

приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может. Вмешательство в экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего финансовыми методами. Так, большинство общественных благ в этой системе производится частными фирмами по заказу или при поддержке государства [2, c. 81].

Число естественных монополий крайне мало, государственная собственность (в сфере производства и распределения) составляет несколько процентов от общего объема производственных фондов, функционирует огромное число мелких фирм, процедуры открытия и ликвидации предприятия крайне просты.

Государственная социальная поддержка оказывается только лицам, опустившимся за черту бедности, большинство социальных услуг для экономически благополучного населения реализуется на индивидуальной частной платной основе через системы добровольного страхования.

Целями экономической политики внутри страны являются поддержание справедливой конкуренции и высокого уровня производства, во внешнеэкономических связях практикуется умеренный протекционизм, выражающийся в требовании свободы торговли в тех отраслях, в которых национальные фирмы занимают сильные позиции, и отстаивании права на защиту национальных интересов в тех отраслях, где конкуренты сильнее. Налоговая система чаще всего носит фискальный характер, то есть, ориентирована не столько на функцию регулирования экономических процессов, сколько на функцию сбора средств для нужд правительства. Кроме того, она ориентируется на поддержку малого и инновационного предпринимательства.

Финансирование науки и образования носит смешанный характер, прикладные исследования и элитные учебные заведения финансируются из частных фондов.

В целом государство и бизнес выступают как равноправные партнеры с четко очерченным кругом прав и обязанностей. Данная система на сегодняшний день наиболее полно реализована в США.

Характерные признаки социально - ориентированной модели [10, c. 197]:

обеспечение полной занятости населения;

социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство);

частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;

создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);

политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк);

свобода внешней торговли, свободный валютный обмен.

Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии.

В мировом хозяйстве представлены также страновые модели, которые можно считать переходными формами. Так, экономическая система Франции занимает промежуточное положение между либеральным и социально-ориентированным типами. Однако наибольший интерес для нашей страны представляют модели социально ориентированной экономики. Они содержат черты и основные принципы, которые могут быть типичными, общими для всех социальных рыночных хозяйств, в том числе для модели экономики, к которой в перспективе стремится Беларусь.

В основу количественных критериев социально-ориентированной экономики могут быть положены следующие: место социальной политики среди приоритетов развития, распределение социальных функций между государством и иными субъектами хозяйствования, доля государственной собственности в экономической системе, объем перераспределяемого ВВП и т.д. Использование подобного рода параметров позволяет выделить четыре модели: либеральную, консервативную, социал-демократическую и рудиментарную.

Либеральный режим (Великобритания) основывается на приоритете рыночного механизма, относительно низком объеме ВВП, перераспределяемом через налоговую и бюджетную систему (не более 40%), осуществлении преимущественно пассивной политики на рынке труда, ориентированной на выплаты пособий по безработице, высоком удельном весе частных и общественных компаний в сфере производства частных услуг. Определенное государственное вмешательство в функционирование экономики несущественно изменяет условия жизни населения, которые обеспечивает рынок [8, c. 202].

Консервативный режим основан на рыночной логике распределения, относительно большой доле перераспределяемого ВВП (около 50%), ориентации на поддержание полной занятости, развитой системе социального диалога и партнерства. Существенное внимание уделяется проблемам оказания социальной помощи и социального обеспечения. Страховые фонды формируются в основном за счет работодателей. Подобный режим развивается в Германии, Франции, Италии, Австрии и Бельгии [8, c. 204].

Социал-демократический режим реализуется посредством перераспределения 50-60% производимого ВВП, активной политики на рынке труда, ориентации социальной политики на конкретного человека. Для экономики характерны высокий уровень дотаций и субсидий. Чрезмерные трансферты обеспечиваются высокими ставками налогообложения, что существенно снижает стимулы для предпринимательства и трудовой деятельности. В последнее время этот режим подвергается существенным модификациям. В качестве примеров можно определить Швецию, Данию, Норвегию и Финляндию [7, c. 109].

Рудиментарный режим характерен для наименее развитых стран региона, в которых высок уровень безработицы, объемы перераспределяемого ВВП могут существенно колебаться от 40% (в Испании) до 60% (в Греции). Социальная политика рассчитана на наиболее бедные категории граждан [7, c. 110].

Таким образом, социально-ориентированная рыночная экономика в ее зрелой стадии - это высокоэффективная экономика с развитыми предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным, престарелым, инвалидам ; базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии неприкосновенности собственности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

3. Особенности белорусской модели экономического развития и ее государственное регулирование


Каждая страна, стремясь к общим целям мировой цивилизации, проходит свой путь. Этот исторический факт воплотила белорусская модель развития, важнейшими составляющими которой на современном этапе являются:

сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики - эффективность ведения хозяйства;

многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

активизация интеграционных процессов со странами Евросоюза, СНГ и Россией, прежде всего экономических;

эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

Механизм обеспечения социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе основан на Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития.

Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в переходный период можно условно разделить на 3 этапа:

) 1991-1994 (спад),

) 1997-настоящее время (экономический рост) [4, c. 158].

Первый этап связан со спадом производства и высоким уровнем инфляции. В этот период не удалось достичь макроэкономической стабилизации.

Период характеризуется кризисными процессами:

спад производства,

быстрый рост инфляции,

падение уровня жизни населения,

рост уровня безработицы,

в денежно-кредитной политике - огромный дефицит бюджета,

товарный дефицит,

спад производственно-инвестиционной активности.

Кроме того, в этот период произошел рост внешнего государственного долга Республики Беларусь в связи с кредитам международных экономических организаций, предоставляемых государству в эти годы.

Второй этап связан с проведением стабилизационной политики и политики "дорогих денег", которая выразилась в ограничении денежной массы и размеров кредитования.

Период характеризуется следующими процессами:

значительный бюджетный дефицит,

улучшение ряда макроэкономических показателей (так, экспорт товаров составил 2,7% от ВВП Республики),

рост рентабельности производства,

увеличение темпов роста денежных доходов населения.

Третий этап связан с относительно высокими темпами экономического роста. Лишь 2002-2003 годы можно назвать годами относительного застоя. Кроме того, в эти годы выявлены достаточно сильные колебания безработицы и валового внутреннего продукта, что будет рассмотрено далее в работе.

Период в целом характеризуется следующими процессами увеличения деловой активности:

проведены разгосударствление и приватизация собственности, что положило начало развитию негосударственного сектора,

перераспределение рабочей силы в негосударственный сектор,

изменение отраслевой структуры промышленности,

изменение отраслевой структуры занятости.

Динамика валового внутреннего продукта Республики Беларусь четко описывает циклические волны на протяжении ее существования как самостоятельного государства.

Рисунок 3.1 - Динамика валового внутреннего продукта в Республике Беларусь (1995-2012 гг.)

Анализируя диаграмму и данные, приведенные в приложении, можно заметить циклические колебания в экономике Республики Беларусь с циклом около 7-8 лет. Тот факт, что, например, период 2002-2003 года был связан с кризисной фазой экономического цикла, доказывает и тот факт, что в это время количество безработных в Республике Беларусь было максимальным (136,1 тыс. чел.) по сравнению с предыдущими (130,5 тыс. чел.) и последующими годами (см. рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 - Динамика численности безработных в Республике Беларусь (1995-2012 гг.)

Для эффективного проведения антициклической политики, приоритетными для Республики Беларусь должны являться следующие меры:

·        привлечение внутренних и зарубежных источников накопления для расширения и качественного обновления производства;

·        достижение устойчивого роста макроэкономики на основе внедрения и эффективного использования новейших достижений научно-технической революции;

·        стимулирующие меры фискальной и денежно-кредитной политики.

Как отмечалось выше, одной из приоритетных мер антициклического регулирования должно стать более широкое привлечение капитала (в частности, иностранного) в национальную экономику. В настоящее время основными проблемами, ведущими к низкой активности иностранного капитала в Беларуси, являются:

нестабильность законодательства (периодическое принятие новых и изменение действующих законодательных актов),

сложное государственное регулирование, регламентируемое множеством изменяющихся актов и инструкций;

невысокие темпы экономических преобразований;

сложный доступ к экономической информации (несмотря на то, что в 2007 году Республика Беларусь получила первые оценки рейтинговых агентств, для иностранных инвесторов все еще затруднен доступ к необходимым статистическим и пр. данным);

небольшая ёмкость внутреннего рынка.

В конце 90-х годов 20-го века денежно-кредитная политика, проводимая в Республике Беларусь, стала более жесткой; с целью борьбы с инфляционными процессами были подняты процентные ставки по кредитам и депозитам (что привело к росту банковских вкладов субъектов хозяйствования). Кроме того, несколько уменьшился дефицит государственного бюджета. Это позволило, не снижая темпы экономического роста (динамика ВВП осталась положительной) преодолеть высокие темпы роста инфляции.

Еще одна государственная мера была связана с ограничением заработной платы. С одной стороны, она противоречит государственной политике роста благосостояния населения; с другой, относительная дешевизна рабочей силы является мощным производственным стимулом экономического роста. В последние годы для белорусской экономики характерен уход от политики ограничения заработной платы. В белорусском производстве идет переориентация на то, чтобы издержки производства компенсировались не за счет работников, а за счет производительности труда.

Важнейшей особенностью антициклической политики Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроинструментов. Так как белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования и реструктуризации. Приватизация и прочие институциональные преобразования, по мнению некоторых экономистов, дали даже больший толчок белорусской экономике, чем собственно макроэкономическая политика.

На сегодняшний день экономика Республики Беларусь восстанавливается после финансового кризиса. Правительство пытается преодолеть этот кризис, однако не всегда успешно, чему свидетельством является валютный кризис второй половины 2011 года. Помочь государству в преодолении финансового кризиса призваны инвестиции. Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, помогает справиться с финансовой неустойчивостью, увеличивает занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

Капиталовложения проводятся инвесторами в первую очередь ради получения прибыли, но на сегодняшний день многие из них боятся инвестировать свои средства в предприятия, из-за слабой финансовой устойчивости последних. Однако даже в условиях нынешнего финансового кризиса инвестирование в предприятия продолжаются (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 - Инвестиции в основной капитал в Республике Беларусь, млрд. руб.

Таким образом, экономика Республики Беларусь подвержена циклическому развитию, причем в своем развития в период трансформационных процессов проходит все основные фазы экономического цикла. Белорусское правительство должно предпринимать меры фискальной, денежно-кредитной и микроэкономической политики с тем, чтобы сгладить циклические колебания белорусской экономики, добиться макроэкономической стабильности и удержать ее в долгосрочной перспективе. Кроме того, одной из важнейших задач белорусского государства является привлечение иностранного капитала в отрасли национальной экономики.

Далее рассмотрим выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-декабре 2012 г.

Рисунок 3.4 - Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-декабре 2012 г.

Анализируя вышеприведенные данные, можно сделать вывод, что в четвертом квартале 2012 г. более интенсивно проявилась тенденция замедления темпов экономического роста по сравнению с итогами первых трех кварталов на фоне тенденции снижения темпов роста объемов промышленного производства и экспорта товаров и услуг. В результате по итогам 2012 г. из 12 важнейших прогнозных параметров, утвержденных Главой государства, выполнены 6.

Рассмотрим выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-сентябре 2013 г.

Таблица 3.1 - Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-сентябре 2013 г.

Показатель

прогноз по Указу от 25.09.2012 г. № 418

Фактическое значение



январь- март

январь- июнь

январь- сентябрь

Валовой внутренний продукт

108,5

103,8

101,4

101,1

Производительность труда по ВВП

109,3

105,0

102,5

102,3

Экспорт товаров и услуг

82,1

79,3

...*

Сальдо внешней торговли товарами и услугами, % к ВВП

0,7

3,0

1,1

...*

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги), млрд. долларов США

4,5

1,1

1,7

1,9

Снижение энергоемкости ВВП, %

-7

-18,7

-18,3

...*

Реальные располагаемые денежные доходы населения

106,5

121,4

119,8

...*

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров

6,5

1,3

2,6

3,7


По итогам девяти месяцев 2013 года их 8 важнейших параметров прогноза, выполнены 2. По итогам января-сентября темп роста ВВП прекратил снижение и стабилизировался на уровне 101,1% (прогноз - 108,5%). Экономический рост в 2013 году поддерживался за счет внутреннего спроса при сжатии внешнего. Основными факторами роста являются высокие темпы роста инвестиций (109,3%) и заработной платы (118%).

Глава государства Александр Лукашенко утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития и Основные направления денежно-кредитной политики Беларуси на 2014 год.

В частности, запланирован рост валового внутреннего продукта на 3,3%, производительности труда (по валовому внутреннему продукту) - на 6,9%, экспорта товаров и услуг - на 8,6%. Сальдо внешней торговли товарами и услугами ожидается положительным на уровне 0,1% к валовому внутреннему продукту. Инвестиционная политика в 2014 году будет направлена на улучшение инвестиционного климата, при этом привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе прогнозируется в объеме $4,5 млрд. В 2014 году продолжится реализация мероприятий по экономии ресурсов, сокращению затрат на производство и реализацию продукции, в результате которых энергоемкость валового внутреннего продукта будет снижена не менее, чем на 3%.

В процессе дальнейшего формирования социально-ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода в рамках государственного управления необходимо:

создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;

при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;

сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;

сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы;

создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.

Заключение

государственный социальный ориентированный экономика

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные. Но при этом следует отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления (формы): планирование, программирование и прогнозирование; финансово-кредитное регулирование; антимонопольное регулирование; дерегулирование экономики.

В работе рассмотрены особенности государственного регулирования социально-ориентированной рыночной экономики, каковой является экономика Республики Беларусь.

Под социально-ориентированной рыночной экономикой необходимо понимать определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности. Таким образом, можно констатировать следующие признаки данной модели социально-экономического устройства. Во-первых, подобная модель должна характеризоваться высоким уровнем экономического развития, который проявляется в производстве существенного объема ВВП на душу населения, развитостью социальных и политических институтов, которые гарантируют и развивают основные права и свободы граждан. Во-вторых, этой модели имманентна прогрессивная направленность. Действительно, характер развития рыночной экономики цикличен, но положительная тенденция развития больше свойственна той системе, которая в состоянии аккумулировать весь творческий потенциал населения. В-третьих, социально-ориентированная экономика не ставит своей целью только поддержку малообеспеченных слоев граждан, она должна защищать и работающих по найму.

Каждая страна, стремясь к общим целям мировой цивилизации, проходит свой путь. Этот исторический факт воплотила белорусская модель развития, важнейшими составляющими которой на современном этапе являются:

сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики - эффективность ведения хозяйства;

многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

активизация интеграционных процессов со странами Евросоюза, СНГ и Россией, прежде всего экономических;

эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь. В процессе дальнейшего формирования социально-ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода в рамках государственного управления необходимо:

- создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;

при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;

сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;

сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы;

создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.

Список использованных источников


1.       Абалкина, Н.И. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2011. - 462 с.

.        Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Н.Б. Антонова. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.

.        Государственное регулирование переходной экономики / С. А. Пелих [и др.]. - Минск : Право и экономика, 2008. - 483 с.

.        Лемешевский, И.М. Макроэкономика. Социально-экономический аспект : курс лекций для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск : ФУАинформ, 2007. - 543 с.

.        Лукьянова, И.А. Инновации и экономический рост: проблемы финансирования / И. А. Лукьянова; БГЭУ // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость : материалы III Международной научно-практической конференции, Минск, 19-20 мая 2010 г. : [в 2 т.]. - Т. 1. - С. 250-251.

.        Маркович, Ю. Ю. Особенности белорусской модели развития / Ю. Ю. Маркович ; БГЭУ // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития : материалы III Международной научно-практической конференции студентов, Минск, 7-8 апреля 2010 г. - С. 33-34.

.        Макроэкономика : учебное пособие / [М. И. Ноздрин-Плотницкий и др.] ; под редакцией М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск : Амалфея: Мисанта, 2013. - 311 с.

.        Макроэкономика : курс интенсивной подготовки / [И. В. Новикова и др.]; под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 302 с.

.        Макроэкономика : учебник для вузов / [И. В. Новикова и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск : ТетраСистемс, 2010. - 383 с.

10.     Нуреев, Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебное пособие / Р.М. Нуреев. - М.: Инфра-М, 2011. - 562 с.

.        Петросян, Д.С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход : учебное пособие / Д. С. Петросян. - Москва : Инфра-М, 2012. - 298 с.

.        Прогноз функционирования экономики Республики Беларусь (по материалам Министерства экономики Республики Беларусь) // Экономист 2010. - № 6. - С. 17-22.

13.     Официальный сайт Министерства Статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://belstat.gov.by/>. - Дата доступа: 16.02.2014.

Приложение Динамика основных макроэкономических показателей Республики Беларусь


Динамика основных макроэкономических показателей Республики Беларусь (в % к предыдущему году)


2006

2007

2009

2010

2011

2012

Валовой внутренний продукт








млрд. руб.

79267

97165

128829

137442

164476

297158

527385

в процентах к пр. году

110,0

108,6

110,0

100,2

107,7

105,5

101,5

Продукция промыш-сти








млрд. руб.

77267

95515

130830

129 374

166 953

347 655

621 915,4

в процентах к пред. году

111,43)

108,73)

111,53)

96,9

111,7

109,1

105,7

Продукция сельского хозяйства








млрд. руб.

15544

18102

25052

25303

25935

27647

29333

в процентах к предыдущему году4)

106,0

104,4

108,6

101,0

102,5

106,6

106,1

Инвестиции в основной капитал








млрд. руб.

20374,1

26053,3

37202,3

43377,6

55380,8

98664,9

151949,8

в процентах к предыдущему году

132,2

116,2

123,5

104,7

115,8

90,2

Розничный товарооборот








млрд. руб.

31062

38168

50651

52033,0

64864,9

112898,8

193706,9

в процентах к предыдущему году

117,4

114,8

119,2

103,5

115,7

109,0

114,1

Платные услуги населению








млрд. руб.

8307

9988

12608

14223,4

15690,8

21 519,7

37 233,3

в процентах к пред. году

111,2

111,5

113,9

102,8

111,5

105,7

107,6

Индекс потребительских цен

106,6

112,1

113,3

110,1

109,9

208,7

121,8

Индекс цен производителей промышленной продукции(в процентах)

109,0

116,8

116,4

111,3

118,9

249,6

120,6


Похожие работы на - Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!