Проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,69 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь

Введение

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия.

Тема, рассмотренная в данной курсовой работе, на сегодняшний день является весьма актуальной для нашей республики, которая стремится к рыночной экономике так, как когда-то стремилась к коммунизму.

Актуальность изучения данной темы связана с тем, что в мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы. Собственную модель развития избрала и Беларусь. Республика Беларусь пошла по пути создания своей модели социально - экономического развития.

Социально-экономическое развитие белорусского государства - это, прежде всего, экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Относительно неблагоприятные условия экономической жизнедеятельности и вместе с тем квалифицированный трудовой потенциал все больше выводят Беларусь на новый, а именно интеллектуально-инновационный путь развития. А этот путь напрямую связан с социализацией человека и экономики, то есть выходом ее на социальную ориентацию.

Целью данной курсовой работы является выявление сущности социальной политики в рыночной экономики, изучение процесса трансформации социальной политики в переходной экономике, изучение специфики, выявление проблем развития социально ориентированной модели национальной экономики Республики Беларусь.

Задачами данной курсовой работы являются:

изучение сущности, целей и основных направлений социальной политики в рыночной экономике;

рассмотрение процесса трансформации социальной политики в переходной экономике;

рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь;

изучение черт и особенностей белорусской экономической модели.

Таким образом, объектом исследования выступает белорусская модель национальной экономики. Предметом служит изучение белорусской модели социально - ориентированной рыночной экономики.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод.

При написании работы использовались учебные, теоретические материалы и источники, правительственные документы и программы по формированию модели рыночной экономики. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы темы, явились работы Бондарь Н.Н. "Социальная политика в Республике Беларусь", Козловского В.В. "Мировая экономика: социально ориентированный подход.", Лутохиной Э.А. "Макроэкономика: социально ориентированный подход", Радаева В. В. "Экономика переходного периода", а также материалы официального портала Президента РБ, сайта министерства экономики РБ, Белорусского экономического портала и другие источники. Основным источником данных для проведения анализа послужил сайт национального статистического комитета РБ, а также статьи из таких журналов, как "Экономика Беларуси", Белорусский экономический журнал", "Беларуская думка" и другие источники.

1. Сущность, цели, основные направления социальной политики в рыночной экономике

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Взаимосвязь государственного регулирования экономики и социальной политики, проводимой государством, очевидна. Государственное регулирование экономики - это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.

Социальная политика - система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Известно мнение, что социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно, что она есть порождение XX века, даже второй его половины. Однако в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий и так далее [17, с.335].

Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Существование обширных зон нищеты чревато многими отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого роста экономики, правопорядка, морального здоровья.Поэтому в обозначенную сферу и процессы требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом. Возникает задача создания социально-ориентированной экономики, где первое место отводится не темпам экономического роста, а росту благосостояния нации, а функционирование хозяйства подчиняется задачам развития личности [5, с. 442-445].

Социальная рыночная экономика - это такая экономика, которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека - к экономической политике.

Такой путь ведет к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно обеспечивать в условиях социальной рыночной экономики хозяйственную свободу и социальную справедливость. Поэтому понятие социальной рыночной экономики должно отражать сочетание целей - свободы и справедливости.

Социальная рыночная экономика строится на конкуренции, частной инициативе, личном интересе и социальном прогрессе. Каждый член общества обладает фундаментальными правами: на благосостояние и свободное всестороннее развитие личности, на человеческое достоинство.

Ядром социальной рыночной экономики является рыночная экономика, главная цель и задача которой - рост эффективности производства и прибыли. Конечно, рыночная экономика, достигая главную цель, в какой-то мере автоматически решает и некоторые социальные вопросы: обеспечение занятости, выплата заработной платы за результаты труда и так далее. Однако рыночная экономика основана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедливости.Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются прежде всего посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.д.). Таким образом, государство своей волей, а не сама рыночная экономика добровольно поворачивает ее к интересам народа и придает ей статус социальной рыночной экономики. В этих условиях государство часто жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Таким образом, важнейшим критерием социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдаётся ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе реализации государственной социальной политики [5, с. 442-445].

Любая экономика по определению социальна, однако под социальной рыночной экономикой следует все же понимать особый конкретный тип экономической системы, сложившийся в последние десятилетия в развитых странах, и прежде всего в государствах Западной Европы. Этот тип хозяйственной системы, отличающийся высоким уровнем экономического и социального благосостояния граждан, характеризует набор социально-экономических институтов, целью которых является направление всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности населения, обеспечения высокого уровня и качества его жизни. Государство, охватывая практически всех членов общества, гарантирует определенный уровень удовлетворения потребностей населения в жилье, услугах здравоохранения, образовании и культуре, обеспечении занятости. Основы такого типа хозяйствования сложились в Западной Европе в послевоенный период в процессе постепенного продвижения по пути экономического строительства и социального сотрудничества.

Автором концепции социально-рыночной экономики был Людвиг Эрхард, который исходил из идеи сильного государства как "конституирующей", "управляющей" и "регулирующей" силы, способной формировать общество. Государство ведет активную политику по вмешательству в экономические процессы, но направление, характер и способы вмешательства четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности, средствах производства и защищенной законодательной системой власти. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Проблематика социальной политики оформлялась в течение ХIХ-ХХI веков. И с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы способствовало выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия "социальная политика" связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика".

Основными задачами социальной политики является повышение благосостояния, улучшение условий труда и жизни людей, осуществление принципа социальной справедливости.Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества [17, с. 335].

В литературе выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества:

) социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;

) обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

) формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;

) создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.

Слово "социальный" характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения исходя из спроса.

Однако рынок не может обеспечить социальные гарантии всем членам общества, особенно его социально уязвимым слоям. Такую задачу выполняет государство, проявляя заботу о благосостоянии всех граждан общества. Суть социально ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопасной жизни граждан; государство "берет в свои руки" управление рыночной экономикойдабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь, затрагивают социальные институты.

В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Что касается результатов экономического роста, то по мере его ускорения создаются благоприятные социальные условия для граждан, происходит рост их благосостояния, создаются стимулы к эффективной экономической деятельности. В то же время, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:

) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;

) региональная социальная политика применительно к регионам;

) государственная социальная политика;

) межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости групп стран [13, с. 112-120].

Главными составляющими социальной рыночной экономики являются рынок и государство. При этом соотношение между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан). Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам.

Общей целью любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, данная цель, естественно, остается таковой и для социально ориентированной рыночной экономики. Другими, специфическими ее целями является:

удовлетворение социальных потребностей общества граждан;

обеспечение социальной справедливости;

обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех

слоев общества в меру экономического роста;

социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.

Социальная политика - это не чисто экономическая проблема. Она включает в себя и экономические механизмы реализации этой политики. Кпоследним, в первую очередь, относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения [4, с. 384-391].

Успех или неудача в решении проблем социальной политики зависит от устойчивости или неустойчивости экономической системы общества.

Социальная устойчивость предполагает стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги, недопущение необоснованной дифференциации доходов, формирование надежной системы социальной защиты и социальные гарантии членов общества.

Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации:

регулирование занятости населения;

политика государства в формировании доходов;

социальная защита граждан;

политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства.

Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов − различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Государственная политика доходов является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Политика в области жилищного хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

Политика государства в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях:

предотвращение массовых эпидемий;

обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;

пропаганда здорового образа жизни и так далее.

Политика в области образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В развитых странах среднее образование является обязательным и для большинства населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как на бесплатной (для определенных категорий людей), так и на платной основе (для большинства населения) [12, с. 76-79].

Подводя итоги главы, можно сказать, что по сути, в социальной политике рыночной экономики выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста.

Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и так далее. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

. Трансформация социальной политики в переходной экономике

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и так далее, в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

Исследование социальной политики государств в условиях трансформационной экономики актуально в силу того, что в переходной экономике значительно возрастает количество безработных, ухудшается уверенность в завтрашнем дне и так далее. Это требует от государства проведения активной социальной политики. Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений. Социальная политика в переходный к рынку период должна строиться на трёх основных принципах:

приоритетности проблем социальной защищенности населения;

повышении роли личного трудового дохода в удовлетворении социально - культурных и бытовых нужд населения и ликвидации на этой основе иждивенства;

организации нового механизма финансирования социальной сферы, то есть переходе от государственного патернализма к социальному партнерству.

Целью социальной политики в переходный период является разумная политика налогообложения, осуществление активной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской активности, обеспечение социальной защищенности от безработицы и инфляции [1, с. 146].

Переход к рыночной экономике принес с собой нестабильность и неустойчивость социально-экономического положения. Он изменил также менталитет индивидов, групп, слоев населения, обусловил формирование у них новых социально-целевых функций, соответствующих новому социально-экономическому статусу и новым формам согласования экономических интересов. Все это свидетельствует о необходимости серьезного теоретического осмысления тех серьезных изменений социальной жизни, которые произошли в обществе, разработки концепции социальной политики и выработки механизмов ее реализации [3, с. 4-16].

Главным стратегическим направлением в области трансформации экономики Республики Беларусь является формирование белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики - высокоэффективной экономики с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, обеспечивающим расширенное воспроизводство и повышение уровня жизни населения [9, с. 342].

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса. Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики. Социальные преобразования, формирование социальной ориентации экономики в известном смысле являются также производным элементом переходной экономики, так как осуществляются на основе формирования новойсоциальной структуры и новых условий, которые задаются рынком. Однако вместе с тем, данный элемент обладает большей самостоятельностью, так как социальное развитие детерминировано группой фактов, которые действуют независимо от рынка (необходимость обеспечить минимальные гарантии,пенсионное обеспечение и т. д.) [6, с. 4].

Социальная трансформация связана с глубокими переменами в системе социальных ориентиров населения, изменениями приоритетов в отношении людей к своим индивидуальным потребностям, интересам общества и государства. Это порождает глубокие противоречия во всех сферах социальной жизни, кардинально изменяет общество. Преодоление этих противоречий, формирование устойчивого взаимодействия различных элементов общественного организма потребует значительного периода времени и усилий. В первую очередь должна быть ясная постановка цели социального развития страны. При этом необходимо учитывать потенциально возможные направления трансформации, определяемые соотношением сил, наличием разного рода ресурсов (материальных, организационных, информационных, социальных и т.п.) у всех участников трансформационного процесса [17, с. 335].

В экономической сфере стратегическая цель переходного периода сводится к преодолению устаревших экономических отношений и созданию условий для стабильного и долговременного роста национальной экономики.

В социальной сфере целью переходного периодаявляется пересмотр структуры и функций социальной политики в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить прорывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей. В условиях социально-экономических преобразований в Беларуси удалось сохранить многие структуры и потенциал социальной сферы, управляемость ее отраслями, обеспечить конституционные права граждан в области охраны здоровья, получения образования, решения жилищных проблем [2, с. 55-59].

Институциональные преобразования социальной политики, задаваемые на общегосударственном уровне, в основном носят либеральный характер и предполагают минимизацию непосредственной государственной ответственности и ее перераспределение в пользу негосударственных, в большей части рыночных субъектов. Основные принципы организационных реформ в социальной сфере - децентрализация и полисубъектность. Формирование новой модели социальной политики сопровождается существенными изменениями в сфере социальной деятельности государства. Учитывая то, что в советское время в нашем обществе была сформирована вполне определенная и устойчиво функционирующая модель социального государства, а именно патерналистская модель, сегодня речь, скорее всего, может идти о ее принципиальном видоизменении. В качестве основных направлений трансформации социальной политики могут быть названы следующие: существенное изменение роли и способов взаимодействия государства с обществом; сокращение и видоизменение социальных функций государства; трансформация способов государственного вмешательства и регулирования социальных отношений; децентрализация социальной политики; институциональные, организационные, структурно-функциональные преобразования в управления социальной сферой [1, с. 146].

В переходной экономике изменяются приоритеты и цели, как в экономической, так и в социальной сфере. Ликвидируется уравнительная система в распределении материальных и духовных благ, вместо которой создается механизм сочетания социально гарантированного минимума с платными услугами. Глубокие изменения происходят в формировании и распределении общественных благ, в финансировании социально-культурных отраслей. Создаются новые социальные институты, адекватные рыночной экономике. Экономика по-прежнему остается основой социальных решений, но роль социальной сферы в решении проблем экономического роста возрастает. Взаимодействие этих двух факторов определяет единую, общую стратегию развития общества - стратегию перехода от одного этапа к другому в осуществлении экономических реформ. Конечной ее целью является переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Преобразования в переходной экономике - приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация и другие - не являются самоцелью, не могут быть сведены к формированию рынка и созданию конкурентной среды. Они имеют смысл и оправдание только в том случае, если их результатом будет достижение высоких жизненных стандартов. При осуществлении экономических реформ государство должно оценивать их последствия для всего населения, проводить взвешенную реалистическую социальную политику. Для определения эффективности социальной политики используются различные индикаторы. На современном этапе переходной экономики используются:

показатели уровня жизни (децильный коэффициент дифференциации доходов, индекс концентрации доходов населения (индекс Джини), порог бедности и богатства, коэффициент социальной стратификации населения, степень удовлетворения потребностей, структура доходов и расходов и другие);

минимальные государственные стандарты (прожиточный минимум, минимальная заработная плата и так далее);

социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности);

показатели экономической активности населения (соотношение занятых в различных секторах экономики, уровень занятости и безработицы, самозанятость, миграция населения и ее причины, миграция интеллектуалов);

показатели социальной напряженности (участие в политических мероприятиях, забастовках, порог безработицы, динамика преступности, коррупция и так далее);

показатели развития социальной сферы (уровень бюджетной обеспеченности региона, доля государственных и коммерческих структур, внебюджетные социальные фонды, соотношение платных, льготных и бесплатных услуг и так далее); доля затрат на экологию в ВВП [16, с. 123-134].

Важный стратегический ориентир социальной политики - всемерное стимулирование мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. В переходный период государство должно создать условия для реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики. Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в равной мере способствуют утверждению социальной справедливости.

Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие рычаги государственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:

нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные (величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и другие);

социальные трансферты, то есть различные способы перераспределения доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);

налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест; введение прогрессивной шкалы для сверхвысоких доходов; индексация доходов; регулирование занятости.

Широкое развитие должно получить территориальное самоуправление. Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения социального согласия [10, с. 416-420].

Конец ХХ в. ознаменовался крупномасштабными общественными трансформациями, протекавшими одновременно на глобальном, региональном и национальном уровнях. Особое место среди них заняли постсоциалистические трансформации, анализу которых посвящена многочисленная отечественная и зарубежная научная литература.Проведение в постсоветских странах политико-экономических трансформаций и структурной перестройки национальных экономик осуществляется на фоне возникновения новых глобальных тенденций развития и постоянно усиливающейся зависимости от мировых процессов. Естественно,это требует максимального использования всехвозможных факторов экономического роста и выявления конкурентных преимуществ данной группы государств, в большинстве своем относящихся к транзитивным социально-ориентированным хозяйственным системам. Для Республики Беларусь, в условиях социальной ориентации экономической модели, в настоящее время как никогда актуальным является ускорение реализации стратегии модернизации, либерализации и инновационногоэкономического роста.

В социальной сфере стратегическая цель переходного перехода сводится к снятию обострившихся противоречий и созданию предпосылок для повышения уровня жизни населения. Важнейшим направлением социальной политики является создание эффективной системы социальной защиты.

Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь общества хронические "болезни" капиталистической системы: безработицу, резкое имущественное расслоение, бедность многочисленных слоев населения. При социализме все население имело достаточно устойчивый, хотя и невысокий уровень потребления, гарантированные трудоустройство и получение дохода. С приходом новых, рыночных, отношений появились трудности с получением работы и, соответственно, доходов, достаточных для удовлетворения минимальных потребностей.

Малообеспеченность стала устойчивой и воспроизводимой реальностью еще по той причине, что начало рыночных реформ совпало с распадом бывшего СССР и разразившимся глубочайшим системным кризисом, имевшим катастрофические последствия и для экономики, и для всего населения. Резко упал уровень благосостояния, возросла социальная дифференциация по доходам и доступу к социальным благам, пришли в упадок многие структуры социальной сферы.

В заключении главы можно сказать, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

. Специфика и проблемы развития социально ориентированной модели национальной экономики Республики Беларусь

Белорусская модель социально-экономического развития представляет собой социально ориентированную многоукладную рыночную экономику. Она сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и такие характерные для белорусского народа черты, как государственный патернализм, коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также геополитические, экологические, социальные, демографические особенности республики [11, с. 3-9].

Белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. Сам термин "белорусская модель экономики" появился сравнительно недавно - накануне президентских выборов 2001 года. К её основным чертам относятся:

значительная регулирующая роль государства;

принцип постепенности, эволюционности преобразований;

сильная и эффективно действующая вертикаль государственной власти;

чёткая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;

социальная направленность производимых реформ;

активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией [7].

В настоящее время выделен ряд особенностей, отличающих модель экономики Беларуси от стран с развитой рыночной экономикой:

. Промышленная политика, направленная на импортозамещение. Импортозамещение не обосновано мировой экономической наукой. Главные аргументы в пользу импортозамещения - это снижение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и экономия валютной выручки. Однако эти аргументы стары как мир. Они были известны экономистам еще в XIX веке, но считаются не убедительными;

. Внешнеэкономическая политика, основанная на защите внутреннего рынка и на протекционизме;

. Бюджетная политика основана на поддержании реального сектора экономики (в основном в порядке приоритетности таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, промышленность), а не социальной сферы, как это принято в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Социальная сфера, как и во времена СССР, финансируется по остаточному принципу; это прежде всего сферы - образования, здравоохранения, культуры, науки. Традиционно ниже средних по миру показателей относительно ВВП финансируются из госбюджета отрасли науки и культуры. В сферах образования и здравоохранения из-за относительно низких зарплат испытывается нехватка кадров.

Кроме того, реальный сектор поддерживается на основе созданной специфичной системы кредитования белорусской экономики в виде большого количества госпрограмм и госпроектов, которые в добровольно-принудительном порядке (по доведенным сверху квотам) кредитуют так называемые уполномоченные коммерческие банки по заниженным процентным ставкам;

. Ставка на крупно-товарное производство, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. И Президент, и премьер-министр, не раз отмечали, что органы власти недостаточно внимания уделяют малым и средним предприятиям. Сюда же можно отнести ставку - на крупные административно-территориальные единицы в системе госуправления. Это проявляется в реализации подхода к административно-территориальной реформе на сохранение относительно крупных административно-территориальных единиц (и даже - на дальнейшее их укрупнение за счет присоединения некоторых мелких районов к более крупным), вместо другого подхода - на увеличение количества областей, районов в Беларуси, на сокращение радиуса доступности до райцентра, на повышение статуса многих населенных пунктов в Беларуси, который был бы подкреплен делегированием полномочий в рамках развития института местного самоуправления (оставлять в распоряжении местных властей местные налоги, дать им возможность самим определять специфику развития их районов, разрешить не придерживаться требований в поддержании вертикальных ведомственных кооперационных связей в развитии экономики, не утверждать специализацию развития района с областными властями);

. Структура экономики Беларуси и структура государственных валообразующих предприятий практически не претерпели существенных изменений с советских времен (всего несколько отраслей поменялись местами в своем значении для экономики страны, и то, это произошло в основном благодаря действию внешних факторов, а неосознанного госуправления и использования имеющихся инструментов и рычагов); структура большинства государственных вало- и градообразующих предприятий также не претерпела существенных изменений. Ставка на сохранение предприятий любой ценой, недопущения их банкротства (институт и механизм банкротства созданы, но их действие сдерживается специально созданными барьерами, чтобы не допустить умышленного банкротства предприятий и вообще сделать банкротство предприятия сложной процедурой). Предприятия небольших населенных пунктов присоединяются к предприятиям областным. Постоянно ведутся разговоры о присоединении ряда небольших районов к более крупным районам, вместо того, чтобы наоборот разместить в этих небольших городах новые предприятия, вдохнуть в них новую жизнь, а многим дать статус районных центров. Провести, как предлагалось учеными НАН Беларуси административно-территориальную реформу и сделать вместо 6-ти нынешних - 15 областей в Беларуси. Тогда практически каждый 100-тысячный город в Беларуси получил бы статус областного центра, а районные центры имели бы радиус охвата территории в 20-30 км, что позволило бы при делегировании ряда полномочий местным властям, повысить уровень экономического развития регионов;

. Не создан механизм трансформации недвижимости в капитал, практически не работает институт ипотечного кредитования, земля и леса находятся в государственной собственности, а оформление прав на частную собственность чрезвычайно затруднено;

. Принятие большинства мер в пользу реального сектора (производителей), а не потребительского сектора (потребителей). Это в частности касается неоднократного проведения девальвации национальной валюты для поддержки экспортеров, и других мер, направленных на господдержку производителей, а не потребителей;

. В белорусской экономике происходит регулирование цен на многие товары (на так называемые социально-значимые товары - цены необходимо обосновывать по месту регистрации предприятия в отделах ценообразования в райисполкомах; на многие другие товары госпредприятий действуют предельно допустимые индексы повышения цен; на остальные товары проверяющие органы могут потребовать обоснование в виде калькуляции цены и утвержденного прейскуранта и в случае отсутствия их - может последовать огромный штраф в 40 или 80 базовых величин). Все это обосновывается желанием органов госуправления не допустить значительного роста цен в экономике, но является одним из главных сдерживающих факторов в развитии эффективной рыночной экономики, так как цены не являются в Беларуси индикаторами выгодности производства в той или иной сфере. Кроме того, это обуславливает необходимым нести бизнес значительные потери, как по времени, так и по затратам на содержание избыточного количества административного персонала, прежде всего бухгалтеров. В белорусской экономике насчитывается порядка 400 тысяч бухгалтеров, хотя, например, если взять в расчете на 1000 работников и сравнить с тем же Китаем, то в Беларуси должно было бы быть 35 тысяч бухгалтеров. Эту проблему поднимали уже в Совете Министров Беларуси, в частности на нее обращал внимание премьер-министр. Но такое количество бухгалтеров - это во многом следствие государственного регулирования цен на производимые товары, сложность и запутанность налоговой системы и соответственно расчета выплат по основным налогам, сложность статотчетности и отчетов в другие органы госуправления (в Белгосстрах, ФСЗН, налоговую инспекцию), а также сложность ведения самого бухгалтерского учета. Напомним, что так называемая "бумажная работа" бухгалтера на прямую не создает ВВП, ведь от того, как бы хорошо ни учитывалась произведенная продукция, ее больше от этого не станет. При этом аргументы в пользу того, что данные бухгалтерской отчетности используются для анализа хозяйственной деятельности и поиска резервов не могут быть приняты в полной мере, так как этот анализ может осуществляться не только на основе данных бухгалтерского учета, но и на основе других данных (маркетинговых исследований, социологических опросах работников, и др.);

. В белорусской экономике сохранилось с советского времени регулирование заработной платы работников на предприятиях и в стране. Это также является существенным сдерживающим фактором в развитии эффективной рыночной экономики, в повышении производительности труда, в эффективном распределении ограниченных высоко квалифицированных трудовых ресурсов в экономике;

. В белорусской экономике не создан прозрачный и понятный механизм отбора лучших кадров в органы госуправления, в университетах, в научных учреждениях, на крупных валообразующих предприятиях, и в других отраслях и организациях, наиболее важных с точки зрения развития национальной экономики Беларуси;

. Патерналистские настроения и менталитет населения и работников на предприятиях [8].

Реформы в Беларуси, как и в других странах с переходной экономикой, имеют целью повышение благосостояния народа на базе замены административно-командной системы управления рыночными механизмами. Переход к новому экономическому порядку в нашей стране осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на стабильность социально-экономических условий. Отказавшись от варианта шоковой терапии, Республика Беларусь проводит эволюционное реформирование экономики.

Одной из важнейших особенностей белорусской модели является тот факт, что в её основу положена национальная стратегия устойчивого развития, базирующаяся на принципах, выработанных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и подтверждённых на Всемирном саммите по устойчивому развитию. Она призвана обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Основной целью устойчивого развития Республики Беларусь является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учётом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений [15].

Экономика Беларуси в последние годы устойчиво развивается, результатами развития является стабильное увеличение, значительное сокращение дефицита торгового баланса, повышение уровня жизни населения Беларуси. Однако, наряду с улучшениями, не прекращают своё существование некоторые проблемы:

высокое отрицательное сальдо внешней торговли, высокая инфляция, высокие складские запасы;

низкие поступления доходов бюджета из-за сокращения объёмов производства и экспорта белорусских предприятий;

негибкость системы управления рабочей силой, что создает проблемы в перераспределении рабочей силы.

Валовой внутренний продукт (ВВП) является самым всеобъемлющим показателем общей экономической активности и охватывает все сектора экономики. ВВП Республики Беларусь за 2008-2012 гг. представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Показатели ВВП Республики Беларусь за 2008-2012 г.г.

ГодОбъем ВВП,млрд. руб.В процентах к предыдущему году2008129791-2009137442100,22010164476107,72011297158105,52012530356101,7

Рассмотрев показатели ВВП за представленные годы, можно сделать вывод, что ВВП Республики Беларусь растет с каждым годом всё больше: в 2009 году по отношению к 2008 году ВВП увеличился на 0,2%; в 2010 году по отношению к 2009 году ВВП увеличился на 7,7%; в 2011 году по отношению к 2010 году - на 5,5%; и в 2012 году в сравнении с 2011 годом ВВП увеличился на 1,7%. Проведя анализ показателей ВВП, можно считать, что в Беларуси наблюдается экономический рост, так как увеличение ВВП носит среднесрочный характер [14].

ВВП на душу населения является тем макроэкономическим показателем, который более точно и в полной мере отображает уровень жизни населения той или иной страны. Данные о ВВП на душу населения представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Показатели ВВП на душу населения Республики Беларусь

ГодВВП на душу населения, млрд. руб.200813622200914457201017330201131368201256036

Рассмотрев показатели ВВП на душу населения за ряд лет, видно, что в 2009 году по отношению к 2008 году данный показатель увеличился на 835 млрд. руб.; в 2010 году по отношению к 2009 году ВВП на душу населения увеличился на 2873 млрд. руб.; в 2011 году по сравнению с 2010 годом ВВП на душу населения возрос на 14038 млрд. руб.; в 2012 году по сравнению с 2011 годом данный показатель увеличился на 24668 млрд. руб. В связи с тем, что за последние 5 лет наблюдается рост показателей валового внутреннего продукта на душу населения, можно говорить о том, что уровень жизни населения нашего государства постепенно повышается [14].

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития. Основные социально-экономические показатели представлены в таблице 3.3.

ГодыОсновные социально-экономические показатели уровня жизни населенияДенежные доходы населения, млрд. рубДенежныедоходы в расчетена душу населе-ния, тыс. руб. в месяцРеальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему годуСредний размер назна-ченных пенсий (на конец года), тыс. руб.Реаль-ный размер назна-ченных пенсий, в про-центах к преды-дущему годуРеаль-ные распола-гаемые денеж-ные доходы населе-ния, в процен-тах к преды-дущему году200875 305,1658,6-389,4--200987 401,0766,1102,7429,5100,2103,72010108 467,7952,4115,1584,7123,9114,82011165 713,91 457,799,7940,477,198,92012321 570,82 831,4121,91 885,5164,6121,5

Доходы населения - это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты. Реальные денежные доходы населения - денежные доходы населения, исчисленные с учетом реальных цен на товары и услуги и взимаемых налогов. В 2009 году по отношению к 2008 году реальные денежные доходы населения увеличились на 2,7%; в 2010 году по отношению к 2009 - увеличились на 15,1%; однако, в 2011 году показатель реальных денежных доходов населения по сравнению с 2010 годом снизился на 0,3%; в 2012 году по сравнению с 2011 годом данный показатель возобновил положительную динамику - увеличился на 21,9%. Показатель реального размера назначенных пенсий в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 0,2%; в 2010 году по отношению к 2009 году данный показатель увеличился на 23,9%; в 2011 году по отношению к 2010 году - снизился на 22,9%; в 2012 году по сравнению с 2011 годом показатель реального размера назначенных пенсий увеличился на 64,6%. Реальные располагаемые денежные доходы - это доходы, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Показатель реальных располагаемых денежных доходов населения в 2009 году по отношению к 2008 году увеличился на 3,7%; в 2010 году по отношению к 2009 году - увеличился на 14,8%; в 2011 году по сравнению с 2010 году данный показатель снизился на 1,1%; в 2012 году по отношению к 2011 году увеличился на 21,5%. После анализа социально-экономических показателей уровня жизни населения можно сделать вывод, что в целом за последние 5 лет, наблюдается повышение уровня жизни населения. Однако, в 2011 году наблюдалась отрицательная динамика ряда показателей, что свидетельствует о некоторых трудностях в данный период времени [14].

В нашей стране огромное внимание уделяется малому предпринимательству. В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве, государственной поддержке малого предпринимательства. Показатели деятельности, а также количество микроорганизаций и малых организаций Республики Беларусь представлены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 - Показатели деятельности и количество микроорганизаций и малых организаций Республики Беларусь.

ГодаУдельный вес микроорганизаций и малых организаций в общем объеме ВВП, %Количество микроорганизаций и малых организаций на конец года, единиц 20089,360 719200911,468 741201012,374 246201114,577 605201215,182 612

Рассмотрев данные таблицы 3.4, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь малое предпринимательство постепенно развивается: количество микроорганизаций и малых организаций с каждым годом растет - в 2009 году по сравнению с 2008 годом их численность возросла на 8022 единицы, в 2010 году по отношению к 2009 - на 5505 единиц, в 2011 по сравнению с 2010 годом - на 3359 единиц, в 2012 году по сравнению с 2011 годом количество таких организаций увеличилось на 5007 единиц. Удельный вес ВВП микроорганизаций и малых организаций в общем объеме ВВП также возрастает с каждым годом: в 2009 году по сравнению с 2008 годом данный показатель увеличился на 2,1%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом - на 0,9%, в 2011 году по отношению к 2010 году - увеличился на 2,2%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом удельный вес ВВП малых организаций и микроорганизаций в общем объеме ВВП увеличился на 0,6% [14]. В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей экономики страны. Данные о численности занятых и уровне безработицы представлены в таблице 3.5.

социальный рыночный экономика безработица

Таблица 3.5 - Численность занятых и уровень безработицы.

ГодыЗанятое население (из общей численности экономически активного населения), %Уровень зарегистрированной безработицы, %200899,137,3200999,140,3201099,2 33,1201199,328,2201299,424,9

Из приведенных в таблице 3.5 данных видно, что численность занятого населения за последние 5 лет возросла: с 2009 по 2012 год данный показатель увеличивался на 0,1% ежегодно. Если в 2009 году уровень безработицы по сравнению с 2008 годом вырос на 3%, то в период с 2010 года по 2012 год уровень безработицы снижался: в 2010 году - на 7,2%, в 2011 году - на 4,9%, в 2012 году - на 3,3% [14].

По окончании рассмотрения различных макроэкономических показателей экономики можно сказать, что они являются отображением экономической ситуации в стране. Ключевым макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт (ВВП). Экономика Беларуси в непростой ситуации, вызванной мировым финансово-экономическим кризисом, в 2009 г. в целом продемонстрировала достаточно высокую степень устойчивости и стабильности. В отличие от многих стран, Беларусь в условиях кризиса не допустила падения ВВП.

Достаточно стабильной была ситуация в социальной сфере. Продолжился рост реальных денежных доходов. В положительную сторону изменился уровень официальной безработицы, а общая численность занятых в народном хозяйстве возросла.

Одним из необходимых условий для эффективного развития экономики является свобода предпринимательства, которое за последние несколько лет набирает всё большие обороты и увеличивает свою значимость для экономики.

Из проведенного анализа показателей, проведенного в данной главе видно, что на сегодняшний день наше государство стало на путь стабильного развития, пусть и не слишком быстрого, следовательно, Беларусь постепенно преодолевает трудности.

Заключение

Таким образом, подводя итог всей курсовой работы, можно сделать несколько выводов. Для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Регулируются занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях и цены.

Социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и так далее.

Проводимая в Республике Беларусь экономическая политика позволяет создавать фундамент белорусской экономики, способный противостоять внутренним и внешним вызовам.

Базовые принципы белорусской модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности либерализма, и выбирает собственный путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

Национальная социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития "собственного дела".

Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Это значит, что, как бы ни было трудно, государство всегда будет стоять на защите интересов людей, гарантируя поддержку тем, кто не может без нее справиться.

Намеченные меры приблизят качество жизни населения к европейскому уровню социальных стандартов. С каждым годом обеспечивается рост реальных располагаемых денежных доходов населения, повышается реальный размер пенсий.

Таким образом, в результате реализации намеченных планов Республика Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан.

Главным результатом социально-экономического развития Республики Беларусь стало создание и деятельность оптимальной социально-экономической системы, основанной на постепенном, эволюционном пути экономических преобразований. Страна сохранила богатства, созданные трудом всего народа. Сохранены и углублены социальные гарантии для людей: жилье, пенсии, бесплатные (за счет бюджета) образование и лечение.

Что бы ни говорили скептики и оппоненты, наши достижения - результат собственного пути развития, основанного на принципах эффективного государственного регулирования экономики и осуществления сильной социальной политики.

Подводя итоги работы, можно с уверенностью утверждать, что сформированная и постоянно развивающаяся в Республике Беларусь социально ориентированная модель национальной экономики, позволяет обеспечивать постоянное повышение качества жизни наших граждан.

В Беларуси на сегодняшний день продолжаются поиски путей совершенствования механизмов рыночного хозяйствования и социального регулирования, проводятся различные реформы. Становление рыночной экономики - очень сложный и длительный процесс. В этой связи особо важно глубоко анализировать имеющийся мировой опыт, изучать уже полученные результаты реформирования социальной сферы, корректировать слабые и наращивать позитивные сдвиги.

Список литературы

. Бондарь, Н.Н. Социальная политика в переходной экономике / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко// Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие - БГЭУ, 2005. - С.146.

. Воронович, В. Белорусская модель социально-экономического развития / В. Воронович // Гiсторыя: праблемывыкладання. Серыя "У дапамогу педагогу". - 2009. - № 2.- С. 55-59.

. Глинкина, С.П. Трансформация и её социально-экономические эффекты в Центральной и Восточной Европе / С.П. Глинкина // Белорусский экономический журнал.- 2013.- №3 - С. 4-16.

. Козловский, В.В. Социальная ориентация экономики-объективная тенденция мирового развития / В.В. Козловский // Мировая экономика: социально ориентированный подход. - 2005. - С. 384-391.

. Лутохина, Э.А. Социальная сфера, ее функции и ориентиры в социальной рыночной экономике / Э. А. Лутохина // Макроэкономика: социально ориентированный подход. - 2010. - С. 442-445.

. Мясникович, М.В. Концептуальные направления обеспечения экономической безопасности и инновационного экономического роста РБ на среднесрочную перспективу / М.В. Мясникович // Белорусский экономический журнал. - 2010.-№3.- С.4.

. Основные принципы социальной политики белорусского государства государства [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.president.gov.by/press28378.html (Официальный интернет-портал Президента РБ).

. Особенности белорусской экономической модели, статья Акулича В. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ekonomika.by/obzor-glavnoy-stranitsi/osobennosti-belorusskoy-ekonomicheskoy-modeli-2 (Белорусский экономический портал).

. Портной, М.А. Моделирование экономики РБ / М.А. Портной // Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (опыт России и Беларуси). - 2000. - С. 342.

. Радаев, В.В. О социальной политике в переходной экономике / В.В. Радаев, А.В. Бузгалин// Экономика переходного периода: Учебное пособие. - 1995. - С. 416-420.

. Рубинов, А. Белорусская модель / А. Рубинов // Беларуская думка. - 2010. - №3. - С. 3-9.

. Руденков, В. М. Развитие экономики Беларуси: модель и проблемы / В.М. Руденков // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2003. - №1. - С. 76-79.

. Сидорина, Т.Ю. Социальная политика - между экономикой и социологией / Т.Ю. Сидоркина // Общественные науки и современность. - 2009. - №6. - С. 112-120.

. Статистические данные [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php (Сайт Национального статистического комитета Республики Буларусь).

. Червяков, А. Новое качество экономики - новое качество жизни населения/Червяков А. // Экономика Беларуси : журнал. - 2010. - № 4.

. Шимов, В.Н. Перспективы и сценарии развития экономики страны. Некоторые итоги трансформации / В.Н. Шимов // Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. - 2003. - С. 123-134.

. Эрхард, Л. Рождение рыночного хозяйства / Л. Эрхард // Благосостояние для всех (перевод с немецкого). - 1991. - С. 335.

Похожие работы на - Проблемы формирования и реализации социально ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!