Таможенное оформление и контроль товаров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенное оформление и контроль товаров

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты таможенного контроля и таможенного оформления

.1 Таможенный контроль - понятие, формы, способы и средства его производства

1.2Сущность и основные элементы таможенного оформления

1.3 Декларирование товаров и транспортных средств как этап таможенного оформления

Глава II. Сущность и необходимость электронной формы декларирования

2.1Электронное декларирование - понятие, этапы внедрения в РФ

2.2 Технологическая схема электронного декларирования

Глава III. Пути совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления с применением электронного декларирования

3.1Преимущества электронного декларирования и проблемы его внедрения в РФ

3.2 Анализ показателей применения электронного декларирования на примере УТУ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность курсовой работы на тему: «Таможенное оформление и контроль товаров» определена тем, что введение электронной формы декларирования необходимо с точки зрения внедрения России в мировое торговое пространство. В связи с этим таможня предлагает новые методы работы, позволяющие упростить и повысить оперативность процедуру таможенного оформления, снизить денежные затраты, связанные с ней, предотвратить фальсификацию документов и занижение таможенной стоимости, минимизировать влияние субъективного фактора при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. В результате внедрения рассматриваемой системы существенно улучшается обслуживание участников внешнеэкономической деятельности, активизируется товарооборот внешней торговли и, как следствие, растут таможенные поступления в федеральный бюджет РФ, а так же это влияет на обеспечение макроэкономической стабильности и создание дополнительных стимулов для роста отечественного производства.

Целью работы является раскрытие сущности применения системы электронного декларирования как пути совершенствования таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств.

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

1.раскрыть теоретические аспекты таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств;

2.выявить сущность и необходимость электронной формы декларирования;

.рассмотреть электронную форму декларирования как направления совершенствования таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств.

Глава I. Теоретические аспекты таможенного контроля и таможенного оформления

.1 Таможенный контроль - понятие, формы, способы и средства его производства

Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ [9].

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства производства таможенного контроля.

Формами производства таможенного контроля в соответствии со ст. 366 ТК РФ являются отдельные разновидности проверочных мероприятий:

. проверка документов и сведений;

. устный опрос;

. получение пояснений;

. таможенное наблюдение;

. таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

. таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

. личный досмотр;

. проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

. осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

.таможенная ревизия.

. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

. При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

. Получение пояснений - получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Пояснение оформляется в письменной форме. Форма пояснения устанавливается федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

. Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров. По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

. Таможенный досмотр - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. Форма акта утверждается федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу РФ и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. О проведении личного досмотра составляется акт по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

. Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию РФ в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ.

. Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ. В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня. По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Таможенные органы проводят таможенную ревизию - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах. Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться. При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации. Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица.

Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами в случаях, если по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля, обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений. Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его замещающим. Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме. Специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить продолжительность проверки еще на один месяц. Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается. Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Указанный акт составляется в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии; в течение 10 дней после окончания специальной таможенной ревизии.

Способы производства таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы таможенного контроля, к ним относятся:

-зоны таможенного контроля;

-истребование документов и сведений;

таможенная идентификация;

экспертизы и исследования;

информационные ресурсы;

технические средства;

. Зона таможенного контроля - территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, проводимым в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения.

Зоны таможенного контроля создаются:

-вдоль таможенной границы РФ;

-в местах производства таможенного оформления;

в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;

в местах временного хранения;

в местах стоянки транспортных средств, перевозящих, находящиеся под таможенным контролем товары;

-в иных местах, определяемых ТК РФ.

Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РФ.

. Истребование необходимых документов и сведений как способ производства таможенного контроля применим к тем его формам, которые изначально предусматривают работу с определенными документами и информацией (сведениями). К таким формам контроля можно отнести, например, проверку документов и сведений, таможенную ревизию.

В соответствии с пунктом 3 ст. 367 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.

. Таможенная идентификация - способ производства таможенного контроля, применяемый таможенными органами в целях конкретизации предмета проверки, то есть обращения внимания на отдельные индивидуальные признаки предмета (целостность средств таможенной идентификации, установление тождества характеристик товара его документальному описанию и т.д.).

. Взятие проб или образцов товаров для проведения экспертиз, при осуществлении таможенного контроля в соответствии со ст. 378 ТК РФ проводится в целях:

-выявления фактов недостоверного декларирования товаров;

-обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей;

Для проведения исследования проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы.

. Информационные ресурсы таможенных органов составляют (согласно п. 1 ст. 425 ТК РФ):

документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК РФ;

иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

На основании ст. 387 ТК РФ таможенные органы (при таможенном контроле и таможенном оформлении товаров и транспортных средств) вправе собирать информацию о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

. На основании абзаца 1 пункта 1 ст. 388 ТК РФ технические средства могут использоваться таможенными органами в целях сокращения времени проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности.

К числу технических средств, в частности, относятся досмотровая рентгенотелевизионная техника, флюроскопическая досмотровая техника, инспекционно-досмотровые комплексы, средства поиска, средства нанесения и считывания специальных меток, досмотровый инструмент, технические средства поверхностного зондирования, технические средства идентификации, химические средства идентификации, технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также ряд других технических средств.

В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:

технические средства таможенного контроля;

-морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;

-информационные ресурсы таможенных органов;

поисковых собак.

Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведенного таможенного контроля.

.2 Сущность и основные элементы таможенного оформления

В соответствии со статьей 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Данное положение устанавливает необходимость совершения действий по таможенному оформлению с момента ввоза товаров на таможенную территорию РФ или при вывозе товаров с этой территории. Так, в соответствии со ст. 60 ТК РФ, таможенное оформление начинается при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов, которые предоставляются при прибытии (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации.

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей. Анализ положений ТК РФ, определяющих порядок осуществления таможенного оформления, позволяет судить, что таможенное оформление во всех случаях завершается после выпуска товаров для свободного обращения, когда фактически снимаются все запреты и ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными на таможенную территорию РФ, а также после фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ в таможенных режимах, не предусматривающих последующий обратный ввоз таких товаров. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что осуществление таможенного оформления, как меры, направленной на подтверждение соблюдения законодательства РФ при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, и таможенного контроля, как мероприятия, направленного на обеспечение соблюдения законодательства РФ при таком перемещении, не существуют отдельно друг от друга, а находятся в тесной взаимозависимости[8].

Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами (участниками ВЭД, физическими лицами) и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В основном, все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений разделены на самостоятельные группы, обозначенные таможенными процедурами. В зависимости от решаемых задач, ТК РФ выделяет следующие таможенные операции и процедуры:

-Таможенные операции и процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации;

-прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, то есть до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных на таможенную территорию товаров);

внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);

помещение товаров на временное хранение;

таможенное декларирование товаров;

таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования товаров: при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - пункт 2 ст. 79 ТК РФ); при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - пункт 4 ст. 151 ТК РФ);

оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза - ст. 214 ТК РФ, таможенного склада - ст. 223 ТК РФ).

Порядок и особенности производства таможенного оформления устанавливаются:

-Таможенным кодексом РФ;

-иными правовыми актами РФ;

правовыми актами Минэкономразвития России.

Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от:

-Видов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, например товары, подвергающиеся быстрой порче;

-вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу;

категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - глава 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц - глава 25 ТК РФ).

Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях.

Страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров не могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций [8].

1.3Декларирование как этап таможенного оформления

Декларирование товаров согласно ст. 124 ТК РФ производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Понятия "декларирование товаров" ТК РФ не определено, вместе с тем, исходя из его положений можно сделать вывод, что декларирование товаров представляет собой таможенную операцию, содержание которой составляет заявление таможенному органу сведений о товарах, об их таможенном режиме и иных сведений, необходимых для таможенных целей при перемещении товаров через таможенную границу РФ, изменении в отношении них таможенного режима, а также в иных случаях, установленных ТК РФ. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что декларирование товаров во всех случаях связано либо с применением таможенных режимов, либо с применением специальных таможенных процедур[10].

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ. К таким сведениям могут относиться:

-заявляемый таможенный режим;

-сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 настоящего Кодекса, об отправителе и о получателе товаров;

сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем;

сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России), наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения, таможенная стоимость);

сведения об исчислении таможенных платежей (ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение тарифных преференций, суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей);

сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

сведения о производителе товаров;

сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования;

сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

место и дата составления таможенной декларации;

сведения, необходимые для осуществления контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Вышеуказанные сведения применительно к отдельным формам декларирования могут быть сокращены исходя из видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством РФ лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.

Разъяснения о лицах, которые имеют право выступать в качестве декларанта в соответствии с положениями ТК РФ, даны письмом ФТС России от 31.08.2004 № 01-06/192 "О декларанте товаров"[10]. В этом письме содержится официальная позиция ФТС России по рассматриваемому вопросу, которая сводится к тому, что декларантом товаров могут быть только лица, обладающие правомочиями осуществлять с товарами действия при таможенной очистке от своего имени.

Декларирование производится в следующих формах:

-письменной;

-устной;

конклюдентной;

электронной.

В качестве письменной таможенной декларации в подавляющем большинстве случаев при декларировании товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом используется грузовая таможенная декларация (ГТД).

При перемещении товаров физическими лицами в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей и (или) на товары не нужно получать специальное разрешение допускается устная форма таможенного декларирования.

Конклюдентная форма декларирования применяется только при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и осуществляется путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме.

Электронная форма декларирования применяется в соответствии с приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме"[1]. Электронное декларирование осуществляется путем:

подачи в электронной форме сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках формы ТД 1 (ТД 2) или в таможенной декларации, оформленной в виде письменного заявления;

представления электронных документов и их описи, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в соответствии с выбранным таможенным режимом. Порядок и условия декларирования в электронной форме установлены Инструкцией о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме [1].

Выводы по главе

Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ [9]. Формы его производства в соответствии со ст. 366 ТК РФ: проверка документов и сведений; устный опрос; получение пояснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенная ревизия. Способами производства таможенного контроля можно являются: зоны таможенного контроля; истребование документов и сведений; таможенная идентификация; экспертизы и исследования; информационные ресурсы; технические средства. Средства производства таможенного контроля - это технические средства таможенного контроля; морские (речные) и воздушные суда таможенных органов; информационные ресурсы таможенных органов.

Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, совершаемых участниками ВЭД и таможенными органами в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Центральным звеном таможенного оформления является декларирование товаров, согласно ст. 124 ТК РФ, оно производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме. Электронная форма декларирования применяется в соответствии с приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме"[1].

Глава II. Сущность и необходимость электронной формы декларирования

таможенное оформление контроль декларирование

Электронное декларирование это новый вид взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, предполагающий более высокую культуру и более эффективное использование трудовых ресурсов за счет технических средств и информационных технологий. С технической точки зрения электронное декларирование представляет собой безбумажную технологию, основанную на комплексе программных средств, объединяющих подсистемы декларанта и таможенного органа, которая позволяет осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств. Её применение так же приводит к ускорению процесса таможенного оформления и существенно облегчает взаимодействие участника внешнеэкономических отношений с таможней, а использование средств телекоммуникаций исключает необходимость личного контакта с таможенным инспектором, а следовательно ведет к сокращению влияния человеческого фактора при проведении таможенных операций[12].

Все документы по таможенному оформлению товаров в этой системе подаются не в бумажном, а в электронном виде и «скрепляются» электронной подписью. Вся процедура таможенного оформления занимает меньше часа, в то время как на оформление таких же документов в бумажном виде обычно уходит по несколько суток.

Внедрение электронной формы декларирования - неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 -2010 годы)" [14], реализация которой формирует необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне и предусматривает реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами, при предоставлении таможенной документации. А также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи.

Эти направления нашли отражение в Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы [13], в которой внедрение информационных технологий определено приоритетной задачей таможенных органов, в том числе расширение практики электронного декларирования[12].

Система электронного декларирования в таможенных органах России существует с 2003 года, когда она впервые была опробована на Каширском посту Московской Южной таможни, в рамках проводимого в 2002-2004 годах эксперимента по внедрению электронной формы декларирования в Центральном таможенном управлении [6]. В период эксперимента, а также после его окончания, влияние субъективного фактора при принятии решения должностным лицом таможенного органа было значительно снижено, в чем особенно заинтересованы крупные благонадежные участники внешнеэкономической деятельности. Результаты эксперимента показали перспективность внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования и, несомненно, способствовали интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства.

По результатам эксперимента ГТК России был издан приказ от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" [7], предусматривающий сокращение сведений, представляемых в электронном виде, а также возможность декларирования в электронном виде товаров в соответствии с любым таможенным режимом.

Иными словами приказ от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме", ознаменовал новый период в развитии системы электронного декларирования в РФ - переход от эксперимента ко внедрению.

В 2004 году система начала широко внедряться: она была установлена на 9 таможенных постах в Москве, Балтийской и Санкт-Петербургской таможнях Северо-Западного таможенного управления, а также в Ростовской таможне Южного таможенного управления. Первая комплексная автоматизированная система электронного декларирования начала действовать 1 июля 2004 года на Чертановском таможенном посту Московской западной таможни. Первыми электронными декларантами стали предприятия: Гоззнак, Бриджстоун, Хонда, Ондулин, Дельта-систем. К концу года в Центральном регионе электронным декларированием пользовались свыше ста крупных участников внешнеэкономической деятельности [11].

По данным Минэкономразвития главной среднесрочной идеей программы экономического развития РФ на 2005-2008 гг. является конкурентоспособность. По сути, таможенные органы России от эксперимента, который начался в ноябре 2002 года на таможенном посту "Каширский" Центрального таможенного управления, переходят к его массовому применению.

Начиная с весны 2005 года, система электронного декларирования внедряется в таможенных управлениях РФ во всех семи федеральных округах, - от Северо-Западного таможенного управления до Дальневосточного таможенного управления, а также в Центральной энергетической таможне. Приказом ФТС РФ от 31.01.05. № 64 утвержден План внедрения электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации в 2005 году [5].

В 2005 году при помощи системы электронного декларирования была обработана десятая часть всех оформляемых грузов. Начиная с весны 2005 года система электронного декларирования товара внедряется в таможенных управлениях Российской Федерации во всех семи федеральных округах. В 2005 году 86 таможенных органов достигли достаточной технической оснащенности для применения электронной формы декларирования. Это на 23% больше, чем было запланировано. Задача 2006 года состояла в доведении этого количество до 130, причем во всех регионах страны, а не преимущественно в Центральном регионе. В 2005 году по технологии электронного декларирования было оформлено 18905 ГТД, из них 87 %- в Центральном управлении. Данный этап развития системы электронного декларирования, в рамках программы экономического развития РФ на 2005-2008 гг. должен завершиться повсеместным его внедрением в 2008 году. К системе электронного декларирования в 2008 планируется подключить все таможенные органы РФ. Таким образом, участники внешнеэкономической деятельности получат возможность представлять сведения в электронном виде в любом месте, где проводится таможенное оформление [10].

В качестве последнего, запланированного на среднесрочную перспективу этапа внедрения системы электронного декларирования рассматриваются мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002 -2010 годы)"[14], которые будут способствовать:

·уменьшению времени, затрачиваемого участниками внешнеторговой деятельности на таможенные формальности;

·увеличению пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующих пунктов пропуска;

·обеспечению внедрения единых стандартов и правил таможенного администрирования, повышению качества обеспечения деятельности участников внешнеторговой деятельности, применению унифицированных таможенных документов и декларирования в электронной форме, что в итоге приведет к сокращению административных расходов;

·содействию реализации торговой политики с учетом социально-экономических и инвестиционных задач.

Комплексная реализация Концепции позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

2.2Технологическая схема электронного декларирования

Электронный способ обмена информацией между декларантами и таможенными органами обеспечивается посредством взаимодействия информационной системы лица, декларирующего товары, и информационной системы таможенного органа.

Для организации декларирования товаров в электронной форме лица, претендующие на получение ЭЦП, самостоятельно комплектуют свою информационную систему необходимыми аппаратными, системными, сетевыми и телекоммуникационными средствами, а также необходимым программным обеспечением, средствами защиты информации.

Информационная система, используемая таможенным органом при электронном декларировании, должна обеспечивать передачу системных сообщений о получении информации от таможенного органа к лицу, декларирующему товары, не позднее одного часа рабочего времени таможенного органа после ее отправки.

Информационной системой таможенного органа протоколируются с проставлением соответствующих системных отметок о дате и времени их совершения следующие события:

получение информационной системой таможенного органа электронной декларации;

принятие таможенным органом электронной декларации;

направление информационной системой таможенного органа декларанту сообщения об ошибках, выявленных в результате ФЛК;

начало и завершение проверки электронной декларации уполномоченным должностным лицом таможенного органа;

запрос уполномоченным должностным лицом таможенного органа электронных документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения;

получение уполномоченным должностным лицом таможенного органа электронных документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения;

принятие уполномоченным должностным лицом таможенного органа решения о проведении таможенного досмотра (осмотра) и формирование в электронном виде акта таможенного досмотра (осмотра);

- получение уполномоченным должностным лицом таможенного органа информации о товарах в виде их описания, графических изображений и другой визуальной информации;

- принятие уполномоченным должностным лицом таможенного органа решения о выпуске (условном выпуске) товаров либо о невозможности выпуска товаров и (или) иных результатах таможенного контроля;

поступление от декларанта обращения об изменении, дополнении сведений, заявленных в электронной декларации (статья 133 Кодекса), либо об отзыве электронной декларации (статья 134 Кодекса) и принятие таможенным органом соответствующих решений;

- другие действия, связанные с получением, принятием, проверкой электронной декларации и принятием решения о выпуске (условном выпуске) товаров.

Системные сообщения о действиях должностных лиц таможенных органов, направляются информационной системой таможенного органа декларанту не позднее 15 минут после протоколирования.

Информационное взаимодействие между декларантом в электронной форме, и таможенным органом (в том числе направление запросов, уведомлений, требований, направление ответов на них, выдача обязательств в случаях, предусмотренных Кодексом и правовыми актами ГТК России) осуществляется с использованием сообщений в электронной форме, подписанных ЭЦП.

После проведения таможенного оформления и таможенного контроля уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет отметки, формализующие его результаты, о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, о внесении изменений в электронную декларацию, об отзыве электронной декларации и другие подобные отметки в соответствующих графах "Таможенный контроль", а также вносит в электронную декларацию другие сведения, свидетельствующие о результатах таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации.

Указанные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа.

Декларанту направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.

После выпуска товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет владельцу склада временного хранения (СВХ), на котором находятся товары, разрешение на выдачу товаров с СВХ по установленной форме.

В случае, если выпуск товаров, декларируемых в электронной форме, осуществляется до подачи таможенной декларации, то для выпуска товаров декларант направляет в таможенный орган в электронной форме обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, а также другие документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 150 Кодекса, в виде электронных документов.

В информационной системе таможенного органа данному обязательству присваивается регистрационный номер, и оно помещается в электронный архив. Информационной системой таможенного органа отслеживается соблюдение срока, по истечении которого декларант обязан подать электронную декларацию, после подачи которой в информационной системе делается отметка о выполнении условий обязательства.

Хранение таможенной декларации в электронной форме, других документов, подаваемых в таможенный орган в электронном виде, осуществляется в информационной системе таможенного органа способом, исключающим возможность внесения в них изменений [4].

Вывод по главе

Электронное декларирование это новый вид взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, он предполагает безбумажную технологию, основанную на комплексе программных средств, объединяющих подсистемы декларанта и таможенного органа, документы по таможенному оформлению товаров в этой системе подаются не в бумажном, а в электронном виде и «скрепляются» электронной подписью[12]. Внедрение электронной формы декларирования - неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 -2010 годы)" [14].

Система электронного декларирования в таможенных органах России впервые была опробована на Каширском посту Московской Южной таможни, в рамках проводимого в 2002-2004 годах эксперимента по внедрению электронной формы декларирования в Центральном таможенном управлении. По результатам эксперимента ГТК России был издан приказ от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" [7].

Электронный способ обмена информацией между декларантами и таможенными органами обеспечивается посредством взаимодействия информационной системы участника ВЭД и информационной системы таможенного органа. Информационное взаимодействие между декларантом и таможенным органом осуществляется с использованием сообщений в электронной форме, подписанных ЭЦП. Информационной системой таможенного органа отслеживается соблюдение срока, по истечении которого декларант обязан подать электронную декларацию, после подачи которой в информационной системе делается отметка о выполнении условий обязательства. Хранение таможенной декларации в электронной форме, осуществляется в информационной системе таможенного органа способом, исключающим возможность внесения в них изменений [4].

Глава III. Пути совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления с применением электронного декларирования

.1 Преимущества электронного декларирования и проблемы его внедрения в РФ

Одной из задач, стоящих сегодня пред таможенными органами РФ, является содействие внешнеэкономической деятельности. В связи с этим таможня пересматривает свои взаимоотношения с бизнесом, предлагает новые методы работы. Одно из новшеств электронное декларирование, которое позволяет:

.минимизировать количество бумажных документов;

.упростить и повысить оперативность таможенного оформления;

.гарантировать достоверность передаваемой информации;

.контролировать перевозки;

.ускорить процедуру уплаты таможенных платежей;

.снизить денежные затраты, связанные с таможенным оформлением;

.предотвратить фальсификацию документов и занижение таможенной стоимости;

. минимизировать влияние субъективного фактора при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Вопрос о внедрении электронного декларирования в свете получаемых выгод- ускорения оборота, борьбы с недостоверным декларированием и борьбы с коррупцией является чрезвычайно актуальным[2].

Использование электронного декларирования товаров и транспортных средств показало свою перспективность во время эксперимента 2002-2004 гг., и позволяет перейти на качественно новый уровень таможенного оформления, ввести безбумажную технологию, ускорить процесс прохождения таможенных процедур.

На стандартную процедуру таможенного оформления отпускается не более трех дней, однако после введения системы электронного декларирования она займет 25-30 минут. Кроме того, уйдя от бумажных носителей информации, ускоряется процесс таможенного оформления груза еще и за счет того, что теперь инспектору таможни нет необходимости работать с большим количеством документации, входящей в комплект ГТД, при этом сверка данных, заявленных в ЭГТД, происходит в автоматизированном режиме. Это позволит быстрее доставлять товар потребителю и снизит затраты на складское хранение. А когда нет необходимости в дополнительных согласованиях - вообще миновать склад временного хранения. Терминал высвободит дополнительные площади и увеличит оборот грузов.

Электронное декларирование делает процесс таможенного оформления прозрачным, формализует контакт с таможенным инспектором и, таким образом, минимизирует влияние субъективного фактора ошибок или злоупотреблений при проведении таможенных операций. В результате, существенно улучшается обслуживание участников внешнеэкономической деятельности, активизируется товарооборот внешней торговли и, как следствие, растут таможенные поступления в федеральный бюджет РФ[8].

Электронная форма декларирования создает необходимые условия и ориентирована на реализацию единого сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений с выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.

Наиболее выгодно применение электронного декларирования при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациям, имеющим собственные информационные автоматизированные бизнес-системы учета, а также оформление деклараций с большим количеством наименований товаров.

Специалисты и эксперты полагают, что реализация внедрения ЭД будет иметь положительное влияние на рост доходов бюджета, а так же на обеспечение макроэкономической стабильности, создание дополнительных стимулов для роста отечественного производства. Больше всего пользы это нововведение принесет коммерсантам и предпринимателям, занятым внешней торговлей. Электронная форма декларирования принята во всех странах, членах ВТО. Мировая практика свидетельствует, что правильно построенное электронное декларирование приводит к снижению количества нарушений, допускаемых как импортерами, так и сотрудниками таможенных органов и повышению собираемости платежей.

Внедрение электронного декларирования уже сегодня привело к ускорению и повышению прозрачности таможенного оформления, минимизации влияния человеческого фактора, что отразилось в нижеизложенных итогах [12].

Таким образом, по итогам 2006 года, таможенными органами собрано и перечислено в бюджет государства более 74,3 млрд. долларов США, что почти на 34 млрд. долл. США больше, чем в 2005 году. Наблюдается устойчивый ежемесячный прирост таможенных платежей при импорте. В 2006 году они составили более 26,5 млрд. долл. США, что на 33% больше, чем в 2005 году [14].

Федеральная Таможенная служба России развивает более сотни комплексных систем автоматизации различных направлений деятельности, информатизации всей отрасли. Концепция развития технической базы ФТС России предусматривает создание к 2008 году одной из самых передовых в техническом и технологическом отношении таможенных служб в мире, что позволит создать наиболее комфортные условия для внешней торговли и увеличит товарооборот между странами, участниками внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на положительные отзывы участников эксперимента по электронному декларированию, на пути внедрения его в практику таможенного оформления имеется ряд объективных трудностей, таких как:

·занижение таможенной стоимости товаров

·неразвитость системы информирования о ценообразовании,

·низкая эффективность контроля,

·низкий уровень взаимодействия подразделений таможенных органов с другими государственными структурами,

·недостаточная подготовленность кадров, слабая их мотивация, высокий уровень коррупции.

Сложность, новизна и большой объем задач связанных с внедрением системы электронного декларирования, недостатки в осуществленных организационных мероприятиях, а также существенные материальные затраты обусловили ограниченное число таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, применяющих электронную форму декларирования.

В настоящее время в полном объеме электронная форма декларирования применяется только в московских таможнях. Их техническая оснащённость средствами вычислительной техникой и каналами передачи данных полностью соответствует предъявляемым требованиям.

Дальнейшему развитию и внедрению в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы:

. Непонимание определенной частью руководителей таможенных органов возможностей внедрения новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать непродуктивное использование ресурсов.

. Недостаточный уровень подготовки должностных лиц таможенных органов, внедряющих и обеспечивающих поддержку информационных технологий, и использующих их при выполнении должностных обязанностей.

. Отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами.

. Отсутствие внедренных либо экспериментальных информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при выполнении других таможенных процедур (внутренний таможенный транзит, использование предварительного декларирования, контроль за уплатой таможенных платежей, применение системы управления рисками и т.д.), а также при взаимодействии структурных подразделений таможенного органа, предусматривающих электронный документооборот.

. В Таможенном кодексе Российской Федерации отсутствуют правовые основания нормативно установить критерии для отбора лиц, которые могут декларировать товары в электронной форме. В связи с этим необходима организация эффективного контроля на базе системы управления рисками за лицами, применяющими электронную форму декларирования, с использованием услуг таможенных брокеров, получившими электронную цифровую подпись.

Наряду с вышеперечисленными факторами проблемой внедрения электронного декларирования в полном объеме является отсутствие в настоящее время эффективной системы обмена электронными документами между таможенными органами и другими государственными структурами. Частично, проблема обмена документами со сторонними организациями будет решена при внедрении в практику, работы таможенных органов международных стандартов представления документов.

Переход на централизованное хранение и обработку данных на региональном уровне увеличивает нагрузку корпоративной сети ФТС России и требует наличия каналов с высокой пропускной способностью между таможнями и Региональными таможенными управлениями, что в свою очередь, требует модернизации каналов связи и развития инфраструктуры удаленного доступа к ресурсам корпоративной сети ФТС России.

И, наконец, на пути внедрения электронного декларирования имеются субъективные трудности, связанные с вольным или невольным сопротивлением участников процесса электронного декларирования, объясняющимся недооценкой возможностей, которые открываются при внедрении новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать накладные расходы [8].

В связи с вышесказанным необходимо:

-организовать эффективный контроль на базе системы управления рисками за лицами, применяющими электронную форму декларирования.

-разработать таможенной службой Российской Федерации соответствующую базу для обеспечения выполнения таможенных процедур с применением электронного обмена данными.

представлять информацию о системе электронного декларирования участнику внешнеэкономической деятельности различными способами;

минимизировать издержки участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов на внедрение системы электронного декларирования;

учесть при внедрении различные условия телекоммуникационной инфраструктуры в регионах;

-оптимизировать работу должностного лица таможенного органа при проверке электронной таможенной декларации с использованием только штатного автоматизированного рабочего места таможенного оформления и таможенного контроля.

В итоге - главная задача Таможенных органов РФ на ближайшую перспективу - создать систему, которая будет предоставлять информационные услуги для участников внешней экономической деятельности, поэтому и требуется осмысление и использование международного опыта в данном направлении, использование новых технологий и программных средств, работа по этим направлениям ведется в рамках ФЦП относящихся к таможенному делу РФ, так как либерализация экономики, ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров, невозможны без внедрения электронного декларирования[11].

.2 Анализ показателей применения электронного декларирования на примере Уральского Таможенного управления

Процесс внедрения перспективных таможенных технологий идет активно, приоритетной задачей является переход на систему электронного декларирования. "Электронный старт" первой грузовой таможенной декларации в на Урале состоялся 3 июня 2005 года. А уже к концу 2005 года на электронное декларирование, но уже не в экспериментальном, а в штатном режиме, перешло 4 таможенных поста, на настоящий момент их уже 12.

В Уральском таможенном управлении по итогам работы за 2006 год выполнены все установленные контрольные показатели по внедрению электронной формы декларирования, установленные ФТС России.

Определяющих показателей эффективности этой деятельности два: рост количества постов, имеющих достаточную степень оснащенности для приема деклараций в электронном виде (по 1 посту в квартал и 4 поста в течение года); увеличение доли электронных грузовых деклараций (ГТД) по отношению к общему массиву всех оформленных ГТД. Например, в марте этого года к приему деклараций, подаваемых в электронном виде, приступил таможенный пост «Челябинский электрометаллургический комбинат» Челябинской таможни. И меньше, чем за месяц, им было оформлено 17 электронных ГТД. В целом же, за 2006 год таможенными органами Управления в электронном виде оформлена 1561 ГТД, что превышает аналогичные показатели 2005 года (1264 ГТД). Количество участников внешнеэкономической деятельности в УрФО, применяющих электронное декларирование, с начала 2006 года увеличилось с 30 до 74. Кроме того, в целях дальнейшего развития и максимально широкого внедрения данной перспективной таможенной технологии Уральским таможенным управлением принято решение о включении в 2006 году в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, 15 таможенных постов. А в дальнейшем, согласно Перспективному плану внедрения в таможенных органах Управления электронной формы декларирования на 2007-2008 годы, к работе в режиме электронного декларирования приступят еще 25 таможенных постов. Таким образом, к концу 2008 года все таможенные органы Управления, обладающие правомочиями приема ГТД, будут применять электронную форму декларирования в полном объеме.

На данный момент во всех без исключения таможнях Управления на постоянной основе проводится информационная и подготовительная работа с участниками ВЭД и таможенными брокерами по разъяснению преимуществ внедрения электронной формы декларирования товаров и транспортных средств. Регулярно проводятся рабочие встречи, организуются «круглые столы», проходят семинары и совещания. Вопрос развития электронной формы декларирования также находит свое отражение и в повестках Консультативных советов по работе с участниками внешнеэкономических связей, совещаний различного уровня, проводимых в таможнях.

В целом, по итогам работы за 2006 год, выполнены все установленные ФТС России контрольные показатели по внедрению электронной формы декларирования товаров и транспортных средств в таможенных органах УТУ[14].

Вывод по главе

Электронное декларирование позволяет: минимизировать количество бумажных документов; упростить и повысить оперативность таможенного оформления; гарантировать достоверность передаваемой информации; контролировать перевозки; ускорить процедуру уплаты таможенных платежей; снизить денежные затраты, связанные с таможенным оформлением; предотвратить фальсификацию документов и занижение таможенной стоимости; минимизировать влияние субъективного фактора при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. В результате, существенно улучшается обслуживание участников внешнеэкономической деятельности, активизируется товарооборот внешней торговли и, как следствие, растут таможенные поступления в федеральный бюджет РФ[2].

Сложность, новизна и большой объем задач связанных с внедрением системы электронного декларирования обусловили факторы, которые препятствуют её развитию и внедрению, среди них: непонимание определенной частью руководителей таможенных органов возможностей внедрения новых информационных технологий; недостаточный уровень подготовки должностных лиц таможенных органов; в Таможенном кодексе РФ отсутствуют правовые основания нормативно установить критерии для отбора лиц, которые могут декларировать товары в электронной форме; отсутствие в настоящее время эффективной системы обмена электронными документами между таможенными органами и другими государственными структурами[8].

В связи с вышесказанным необходимо: организовать эффективный контроль на базе системы управления рисками за лицами, применяющими электронную форму декларирования; разработать соответствующую базу для обеспечения выполнения таможенных процедур с применением электронного обмена данными; представлять информацию о системе электронного декларирования участнику ВЭД различными способами; минимизировать издержки участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов на внедрение системы электронного декларирования; учесть при внедрении различные условия телекоммуникационной инфраструктуры в регионах [12].

В итоге - главная задача Таможенных органов РФ на ближайшую перспективу - создать систему, которая будет предоставлять информационные услуги для участников ВЭД, так как либерализация экономики, ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров, невозможны без внедрения электронного декларирования.

"Электронный старт" первой грузовой таможенной декларации на Урале состоялся 3 июня 2005 года, а к концу 2005 года электронное декларирование использовалось в штатном режиме, планируется, что к концу 2008 года все таможенные органы УТУ, будут применять электронную форму декларирования в полном объеме. В Уральском таможенном управлении по итогам работы за прошедший год выполнены все установленные контрольные показатели по внедрению электронной формы декларирования, установленные ФТС России [14].

Заключение

Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ [9]. Формы его производства в соответствии со ст. 366 ТК РФ: проверка документов и сведений; устный опрос; получение пояснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенная ревизия. Способами производства таможенного контроля можно являются: зоны таможенного контроля; истребование документов и сведений; таможенная идентификация; экспертизы и исследования; информационные ресурсы; технические средства. Средства производства таможенного контроля - это технические средства таможенного контроля; морские (речные) и воздушные суда таможенных органов; информационные ресурсы таможенных органов.

Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, совершаемых участниками ВЭД и таможенными органами в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Центральным звеном таможенного оформления является декларирование товаров, согласно ст. 124 ТК РФ, оно производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме. Электронная форма декларирования применяется в соответствии с приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме"[1].

Электронное декларирование это новый вид взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, он предполагает безбумажную технологию, основанную на комплексе программных средств, объединяющих подсистемы декларанта и таможенного органа, документы по таможенному оформлению товаров в этой системе подаются не в бумажном, а в электронном виде и «скрепляются» электронной подписью[12]. Внедрение электронной формы декларирования - неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 -2010 годы)" [14].

Система электронного декларирования в таможенных органах России впервые была опробована на Каширском посту Московской Южной таможни, в рамках проводимого в 2002-2004 годах эксперимента по внедрению электронной формы декларирования в Центральном таможенном управлении. По результатам эксперимента ГТК России был издан приказ от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" [7].

Электронный способ обмена информацией между декларантами и таможенными органами обеспечивается посредством взаимодействия информационной системы участника ВЭД и информационной системы таможенного органа. Информационное взаимодействие между декларантом и таможенным органом осуществляется с использованием сообщений в электронной форме, подписанных ЭЦП. Информационной системой таможенного органа отслеживается соблюдение срока, по истечении которого декларант обязан подать электронную декларацию, после подачи которой в информационной системе делается отметка о выполнении условий обязательства. Хранение таможенной декларации в электронной форме, осуществляется в информационной системе таможенного органа способом, исключающим возможность внесения в них изменений [4]. Электронное декларирование это новый вид взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, он предполагает безбумажную технологию, основанную на комплексе программных средств, объединяющих подсистемы декларанта и таможенного органа, документы по таможенному оформлению товаров в этой системе подаются не в бумажном, а в электронном виде и «скрепляются» электронной подписью[12]. Внедрение электронной формы декларирования - неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 -2010 годы)" [14].

Список использованной литературы

1.Инструкция о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме: приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395.- Режим доступа: БД Консультант Плюс.

2.Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 № 1244-р.- Режим доступа: БД Консультант Плюс.

3.О декларанте товаров: письмо ФТС России от 31 августа 2004 № 01-06/192. - Режим доступа: БД Консультант Плюс.

4.О проведении организационно-технических мероприятий по внедрению электронной формы декларирования: Приказ ГТК России от 27 мая 2004 г. N 619 [Электронный ресурс]: офиц. сайт правительства РФ - Режим доступа: #"justify">5.О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств: Приказ ФТС России от 17 декабря 2004 г. N 64. - Режим доступа: БД Консультант Плюс.

6.Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в приволжском и центральных таможенных управлениях: приказ ГТК РФ от 29 июля 2002г. N 801. - Режим доступа: БД Консультант Плюс.

.Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме: приказ ГТК России от 22 апреля 2004 № 5767. - Режим доступа: БД Консультант Плюс.

8.Погушев, Р.В. новшества в таможенном оформлении: стало ли лучше? / Р. Погушев // Около таможни. - 2006. - №12. - С.16 - 21.

.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2006 г.)

10.Усольцев, И.А. Актуальные вопросы развития таможенной службы России/И. Усольцев// Бизнес-журнал. - 2005.№7. - С 11-13.

11.Федеральная целевая программа " Электронная Россия 2002 - 2010 годы": постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 N 65 [Электронный ресурс]: офиц. сайт правительства РФ - Режим доступа: #"justify">12.Хамитов И.Х. Новый статус таможни: преобразования и перспективы /И. Хамитов// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2004 №4 (21). - С 24-26.

13.Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р [Электронный ресурс]: офиц. сайт правительства РФ - Режим доступа: #"justify">14.Электронная Россия [Электронный ресурс]: информ. портал: 2004. - Режим доступа: http://e-rus.ru

Похожие работы на - Таможенное оформление и контроль товаров

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!