Таможенное оформление

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,72 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенное оформление

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»







Курсовая работа

ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Руководитель

Черненко Д.М.

Выполнила

Васильева Е.Д.





Новосибирск 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

Вступая во внешнеторговые связи, их субъекты становятся участниками таможенного процесса. Таможенный процесс представляет собой систему мероприятий, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенный процесс включает в себя несколько стадий: таможенное оформление, взимание таможенных платежей, таможенный контроль, валютный контроль, производство по делам о нарушениях таможенных правил.

Данная работа является научно-практической. Так как таможенное оформление является стадией таможенного процесса. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению, т.е. процедуре их помещения под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима. Основная задача настоящей работы - комплексное изучение и анализ современного состояния процесса таможенного оформления и, как важнейшей его части, - таможенного декларирования.

В ходе таможенного оформления в отношении товаров и транспортных средств лицами совершаются отдельные операции, которые именуются таможенными. В соответствии с ТК РФ, совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей, называется таможенной процедурой.

Методологическую базу исследования составил комплекс научных методов:диалектический,сравнительноправовой,системноструктурный,исторический,логическийидругие.Безусловно, предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всех проблем совершенствования правового регулирования таможенного оформления.

В ней лишь предпринимается попытка путем анализа современного законодательства, правоприменительной практики и литературы.

1.Таможенное оформление: понятие, цели, виды, а также место и время производства

Все перемещаемые через таможенную границу России товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению. Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем.

Определение понятия таможенного оформления регламентируется ст.59 ТК РФ, согласно которой таможенное оформление начинается: при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК РФ ( в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. При вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Таким образом, целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, делится на основное таможенное оформление и предварительное (предварительные операции).

В ряде случаев таможенное оформление может осуществляться в упрощенном (льготном) порядке, например, - при ввозе на таможенную территорию России и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых животных, скоропортящихся продуктов, радиоактивных материалов и пр. Упрощенный порядок таможенного оформления предусматривает упрощение процедуры таможенного оформления и сокращение времени его производства, но при этом строго в рамках и с соблюдением основных принципов таможенного оформления, предусмотренных ТК РФ.

Производство таможенное оформление осуществляется в специально определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурных органов - отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) таможен и таможенных постов. Эти отделы бывают двух видов:

1.ОТО т ТК №1: выполняет функции по таможенному оформлению и контролю в так называемом «торговом обороте» (оформление товаров лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве участников внешнеэкономической деятельности и осуществляющих внешнеторговые поставки товаров в Россию или из нее).

2.ОТО и ТК №2: выполняет функции по таможенному оформлению и контролю в так называемом «неторговом обороте» (оформление и досмотр багажа и ручной клади в международном пассажирском сообщении, оформление и контроль международных почтовых сообщений, транспортных средств, перемещаемых в качестве товара через таможенную границу физическими лицами и пр.).

Места таможенного оформления ввозимых товаров зависят от вида транспорта, которым эти товары перемещаются через таможенную границу.

Так, таможенное оформление товаров, ввозимых в Россию железнодорожным транспортом осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого находится пограничная передаточная станция, ввозимых автомобильным транспортом - в пункте пропуска через государственную границу, ввозимых морским и воздушным транспортом - в местах ввоза на таможенную территорию (морских портах и аэропортах)

В ряде случаев допускаются отступления от изложенного правила. Это может быть связано с просьбой заинтересованного лица (при наличии согласия таможенного органа) либо с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров и таможенного режима. Особенности таможенного оформления, в том числе места его проведения, установлены, например, для сырьевых товаров, для энергоносителей (существует специализированная энергетическая таможня), для подакцизных товаров (существуют специализированные акцизные таможни и акцизные таможенные посты) и др. Однако в любом случае отправитель или получатель товара не могут по своему усмотрению определять место своего таможенного оформления. А обязательное наличие согласия таможенного органа на изменение установленного места таможенного оформления товаров необходимо как в целях регулирования движения товаропотоков, так и чтобы перемещаемые через таможенную границу товары все время находились под таможенным контролем.

Ст. 62 ТК РФ место и время производства таможенного оформления осуществляется во время работы таможенного органа, однако по просьбе заинтересованного лица, за его счет (т.е. уплата сбора за таможенное оформление согласно ст.63 ТК РФ) оно может производится и вне времени работы таможенного органа. Однако на это, также как и на изменение места производства таможенного оформления требуется наличие согласия таможенного органа. Таможенное оформление, включая заполнение таможенных документов для таможенных целей, производится на русском языке, но при определенных условиях согласно ст. 65 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ) таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностными лица таможенных органов. Нормативными актами ГТК России установлены также случаи, когда таможенное оформление производится на иностранном языке. Например, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с использованием так называемой книжки МДП (Конвенция МДП 1975г.)

При процедуре таможенного оформления имеют право присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители, полномочия которых подтверждены надлежащим образом. Это право может стать обязанностью, если таможенный орган потребует присутствия указанных лиц. При этом под лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, понимаются лица, перемещающие их через таможенную границу, и таможенный брокер, т.е. лица, которые в соответствии с Таможенным кодексом РФ имеют право осуществлять юридически значимые действия при производстве таможенного оформления, а также владельцы складов временного хранения, обладающие полномочиями на совершение от собственного имени действий с товарами в период их временного хранения. Сюда же относятся и перевозчики, на которых возложена обязанность по доставке товаров в определенное таможенным органом место.

При производстве таможенного оформления лица, определенные ТК РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ. При этом федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе сокращать установленные ТК РФ перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, с учетом категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу. Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не установлено ТК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Формы таможенных документов определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

В целях упрощения и ускорения производства таможенного оформления федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, заключает соглашения с таможенными органами иностранных государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее эти документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган представляет указанное уведомление в письменной форме.

Документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их представившим, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему.

Документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов в соответствии с ТК РФ.

Итак, таможенное оформление делится на основное таможенное оформление и предварительное. В с следующем разделе, мы поговорим о составляющей части процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, о предварительных операциях.

2.Предварительное таможенное оформление (предварительные операции)

Предварительное таможенное оформление (предварительные операции) - это составная часть процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, предшествующая процедуре помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (основному таможенному оформлению).

Предварительные операции призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления. Их основное назначение недопущение ввоза в Россию и вывоза из нее товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также идентификация товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Основными предварительными операциями являются: уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории; доставка товаров, транспортных средств и документов на них в определяемое таможенным органом место; представление товаров и транспортных средств в месте доставки; и подача краткой декларации.

Полный перечень предварительных операций определен Приказом ГТК России от 4 апреля 1996г. № 203 «О типовом порядке таможенного оформления и таможенного контроля». Согласно этому приказу при предварительном таможенном оформлении таможенными органами проводится:

1.Прием уведомлений о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию России.

2.Прием уведомлений о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории России.

.В случае перевозки товаров под таможенным контролем, оформление таких товаров в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем.

.Прием уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки.

.Контроль за помещением товаров и транспортных средств на склады временного хранения и оформление такого помещения.

.Прием краткой декларации.

.Получение проб и образцов товаров, контроль за получением проб и образцов другими органами государственного контроля, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и их представителями.

.Контроль за соблюдением условий нахождения товаров и транспортных средств в местах доставки и на складах временного хранения и их учет.

.Передача оформленных документов и сведений должностными лицам, производящим основное таможенное оформление, подготовка и передача документов и сведений в соответствующие специализированные подразделения таможенного орган в установленном порядке.

Предварительное таможенное оформление направлено на недопущение ввоза и вывоза запрещенных товаров и транспортных средств, на их идентификацию для таможенных целей и на ускорение пропуска товаров через таможенную границу. Следовательно, объединение усилий всех субъектов, имеющих прямое отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу в рамках своей компетенции для достижения целей таможенного контроля - основная задача предварительных операций.

Ключевое место в этом процессе отведено таможенным органам. Этому способствует наделение их правом (и обязанностью) информирования и консультирования участников внешнеторговой деятельности по всем интересующим их вопросам, в том числе о действующих нормативных актах по таможенному делу. В свою очередь, все заинтересованные лица вправе получать у таможенных органов соответствующую информацию и консультации (ст. 25ТК РФ).

Согласование с соответствующим таможенным органом места, времени и порядка осуществления предварительного и основного таможенного оформления и других вопросов, возникающих на стадии предварительного оформления относится к компетенции декларанта либо таможенного брокера, перевозчика (транспортно - экспедиторской организации) и непосредственно таможенного органа. Только в результате взаимодействия всех участвующих в реализации предварительных операций лиц, может быть достигнут тот эффект, в целях которого они осуществляются.

Предварительное таможенное оформление при ввозе товаров и транспортных средств начинается с подачи перевозчиком таможенному органу уведомления о пересечении таможенной границы Российской Федерации. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров и транспортных средств, доводит до сведения заинтересованных в этом лиц форму, порядок и место подачи уведомления. Причем в качестве уведомления могут использоваться (и зачастую используются) товаротранспортные документы.

При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории России лицо, их перемещающее, также обязано предварительно уведомить таможенный орган о своем намерении вывезти товары и транспортные средства. Поданное уведомление должно быть зарегистрировано таможенным органом. Кроме того, должно быть назначено время и место, куда должны быть представлены товары и транспортные средства для производства основного таможенного оформления.

Требования о подаче уведомления не распространяются лишь на морские, речные и воздушные суда, пересекающие таможенную границу Российской Федераций без их остановки в порту или аэропорту, находящемуся на ее территории.

К числу предварительных операций относятся и такие, которые возникают в силу конкретных обстоятельств, в связи с чем их применение обусловлено особым назначением и порядком реализации. Прежде всего эти обстоятельства проявляются при ввозе товаров и транспортных средств, когда таможенный орган, в котором они берутся под таможенный контроль и именуемый таможенным органом отправления, принимает решение об их доставки в соответствующий таможенный орган, именуемый таможенным органом назначения, под таможенным контролем. Эта процедура именуется процедурой доставки товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем и начинается она после приема таможенным органом описанного выше уведомления о пересечении таможенной границы или о намерении вывоза товаров.

Доставка под таможенным контролем применяется при наличии определенных оснований. Так, в отношении ввозимых товаров доставка применяется в случаях, когда их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место воза товаров на таможенную территорию или место их ввоза с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории России.

Доставка применяется также и в отношении иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами, при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых такие платежи таможенными органами не взысканы.

Процедура доставки под таможенным контролем применяется и в отношении продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, а также товаров, перемещаемых между складами и в некоторых иных определяемых таможенным законодательством России случаях.

Доставка товаров допускается с разрешения таможенного органа отправления при соблюдении следующих условий:

1.Товары не запрещены к ввозу в РФ и вывозу из нее, за исключением случаев доставки таких товаров в соответствии со ст. 13 ТК РФ на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы.

2.В отношении ввозимых товаров произведен ветеринарный либо фитосанитарный контроль, если ввозимые товары подлежат такому контролю, либо представлено разрешение органов ветеринарного или фитосанитарного контроля на проведение такого контроля в месте назначения.

.Имеется разрешение (лицензия) на ввоз товаров в Россию, если в отношении ввоза таких товаров введен разрешительный (лицензионный порядок).

.Обеспечена возможность идентификация доставляемых товаров.

В целях сохранности перевозимых под таможенным контролем товаров применяются такие меры, как таможенное сопровождение (когда товары до места их назначения сопровождают должностные лица таможенных органов, как правило - сотрудники службы таможенной охраны) либо перевозка товаров таможенным перевозчиком (специализированной организацией, имеющей лицензию ГТК России). Решение о таможенном сопровождении или перевозке товаров таможенным перевозчиком принимается таможенным органом отправления при доставке товаров, запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из нее (при необходимости перевозки таких товаров между таможенными органами), а также может быть принято при перевозке товаров, подлежащих лицензированию, сертификации или контролю иных государственных органов.

Уплата таможенных пошлин и налогов может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, банковской гарантией либо внесением на депозит таможенного органа причитающихся сумм.

Внесение причитающихся сумм на депозит таможенного органа - форма обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесения причитающихся к уплате денежных сумм на депозит таможенного органа, применяемая обычно к подакцизным товарам, доставляемым во внутренний таможенный орган (из таможни отправления на границе в таможню назначения внутри страны) автомобильным транспортом (в том числе и в случаях перегрузки таких товаров с железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта на автомобильный), а также к перемещаемым по территории России товарам в соответствии с таможенным режимом транзита.

Таможенное оформление товаров, ввозимых в Россию в соответствии с другими таможенными органами, производится в таможенном органе, регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию России, лишь в случае, когда лицо, перемещающее товары, находится в регионе деятельности таможни, которой подчинен указанный таможенный орган.

К предварительным таможенным операциям, помимо доставки товаров и транспортных средств под таможенным контролем, относятся также и операции по их временному хранению.

Временное хранение - это хранение товаров и транспортных средств, осуществляемое под таможенным контролем в специально выделенных для этого и обустроенных надлежащим образом помещениях или иных местах, именуемых складами временного хранения, с момента представления товаров и транспортных средств таможенному органу и до их выпуска или предоставление в распоряжение лицу (их владельцу) в соответствии с избранным таможенным режимом.

Товары и транспортные средства приобретают статус находящихся на временном хранении с момента их представления таможенному органу. Временное хранение товаров и транспортных средств осуществляется на складах временного хранения.

Склад временного хранения - специально выделенное и оборудованное помещение или открытая площадка, предназначенные для хранения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Склад временного хранения и прилегающая к нему территория являются зоной таможенного контроля (ст.100 ТК РФ).

С согласия таможенных органов склады временного хранения могут создаваться в любых пригодных для этого местах. В то же время, в ряде мест, а именно: в аэропортах и морских портах, открытых для международного сообщения, на аэродромах, на грузовых дворах, контейнерных и иных площадках железнодорожных станций, где осуществляется прием, погрузка, выгрузка и выдача перемещаемых через таможенную границу товаров, в автомобильных пунктах пропуска через границу, наличие складов временного хранения является обязательным.

Исходя из целей создания, склады временного хранения подразделяются на склады открытого типа, предназначенные для хранения товаров любых лиц, и склады временного хранения закрытого типа, предназначенные для хранения товаров строго определенного круга лиц (например, товаров, приобретаемых для нужд федеральных органов исполнительной власти). Причем склады временного хранения, учреждаемые таможенными органами, могут быть только складами открытого типа.

Деятельность складов временного хранения является лицензируемым видом деятельности. В качестве лицензирующего органа выступает таможня, в зоне деятельности которой планируется создание склада временного хранения. Порядок выдачи лицензий установлен Приказом ГТК России от 7 октября 1993 г. №388.

Наряду с предварительными операциями, предшествующими основному таможенному оформлению, выделяется и такое направление деятельности таможенных органов, как принятие ими предварительных решений. Принятие таможенными органами таких решений направлено на обеспечение надлежащего применения и исполнения норм таможенного законодательства в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Предварительные решения прежде всего направлены на защиту экономических интересов России, на предотвращение неправомерных действий в сфере таможенного дела и распространяются на классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой Внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), на определение страны происхождения товаров, таможенной стоимости, размеров таможенных платежей и на другие вопросы применения нормативно - правовых актов по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной деятельности. Принятие предварительных решений относительно классификации товаров, страны их происхождения , размеров таможенных платежей отнесено прежде всего, к компетенции ГТК России и региональных таможенных правлений.

Осуществление внешнеторговых операций невозможно без взаимодействия участников экспортно-импортных операций с таможенными органами. Перемещение товаров через таможенную границу РФ допускается только при условии декларирования, которое производится посредством заявления таможенному органу субъектами ВЭД всех необходимых сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, об их таможенном режиме, а также иных данных, необходимых для таможенных целей. Итак, декларирование заключается в предоставлении таможенному органу декларации.

3.Основное таможенное оформление (декларирование)

Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Декларирование - это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и выполняет следующие функции:

·Обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;

·Служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых под таможенный режим;

·Носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

Форма декларирования - это способ заявления сведений о товарах и транспортных средствах и иных необходимых для таможенных целей сведений в соответствии с установленными требованиями к порядку их фиксации на носителях информации для передачи таможенному органу.

В настоящее время нормами таможенного законодательства предусмотрено три формы декларирования:

. устная форма, применяемая в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами;

. письменная (основная) форма;

. декларирование в форме подачи сведений в электронном виде на магнитных носителях информации.

Основным видом письменного декларирования является подача в таможенный орган грузовой таможенной декларации (ГТД). ГТД, применяемая в настоящее время в России, соответствует образцам, используемым в международной практике. Она состоит из 4 листов и содержит 54 графы, часть из которых заполняется декларантом, а часть - таможенным органом. При этом после производства таможенного оформления первый лист остается в таможне, второй - направляется в ГТК России, третий - лицу, осуществляющему расчеты по таможенным платежам, а четвертый - в органы государственного статистического учета.

Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств с применением ГТД состоит из 5 этапов:

1.Прием, регистрация и учет ГТД;

2.Таможенный контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД и страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регулирования;

.Осуществление валютного контроля и контроля таможенной стоимости;

.Контроль таможенных платежей;

.Осуществление таможенного досмотра и выпуск товаров.

Приказом ГТК России от 25 января 1999 г. №38 утверждена форма таможенной декларации ТД - 6, которую должны заполнять физические лица при перемещении ими товаров в соответствии с упрощенным (льготным) порядком. Декларирование же физическими лицами пересылаемых в упрощенном (льготном) порядке товаров осуществляется путем подачи в таможенный орган заявления лица в письменном виде, составленного по форме, приведенной в Приложении к Приказу ГТК России от 24 ноября 1999 г. № 815 «Об утверждении правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации».

Образец декларации на ввоз в Россию автомобилей содержится в Приложении к Правилам перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденными Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. № 814.

Таможенная декларация принимается таможенным органом в порядке, определяемом ГТК России. При этом, таможенный орган не вправе отказать в принятии таможенной декларации.

Выше, мы описали процедуру таможенного оформления - декларирование, а теперь, поговорим об участниках этой процедуры.

4.Декларант, его права и обязанности. Иные участники таможенного оформления

В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 ТК РФ, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ; иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита; иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

Права и обязанности декларанта:

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:

осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;

с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;

присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383);

знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с ТК РФ;

пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131);

) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III ТК РФ.

Помимо таможенных органов и декларантов в процедуре таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств нередко фигурируют и иные его участники, такие как таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению, таможенный перевозчик и др.

Таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (статья 140). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем).

Таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК РФ.

Таможенный брокер (представитель) вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).

Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается.

Обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК РФ в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера (представителя) обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с ТК РФ возлагаются только на лицо, указанное в статье 16 ТК РФ, перевозчика либо иное лицо.

Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с ТК РФК при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант.

Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером (представителем) и его работниками для собственных целей, передав

Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом.

Условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) являются:

) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (статья 146);

) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;

) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.

Включение в Реестр таможенных брокеров (представителей) производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным статьями 139 и 140 ТК РФ. Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) должно содержать:

) обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей);

) сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах заявителя, а также перечень и местонахождение его обособленных структурных подразделений, через которые заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного брокера (представителя) на день подачи заявления;

) сведения о намерении ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) либо осуществлять свою деятельность без таких ограничений;

) сведения об имеющихся в штате заявителя специалистах по таможенному оформлению на день подачи заявления;

) сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;

) сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.

К заявлению о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:

учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению, являющихся работниками заявителя;

документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;

подтверждения из банков об открытых в них счетах;

страховой полис.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) содержит:

) наименование, указание организационно-правовой формы и местонахождения таможенного брокера (представителя) и его обособленных структурных подразделений, осуществляющих функции таможенного брокера (представителя);

) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;

) сведения об ограничении сферы деятельности таможенного брокера (представителя), если они установлены.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) сроком действия не ограничивается.

Таможенный брокер (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях (статья 364).

При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Таможенный брокер (представитель) вправе выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется представление обеспечения их уплаты.

Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК РФ.

При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер (представитель) вправе:

предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя), он должен иметь квалификационный аттестат ФТС России.

Аттестация на соответствие квалификационным требованиям (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению сроком действия не ограничивается (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению являются: наличие документа о высшем образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем образовании; наличие стажа работы не менее двух лет.

Порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. При этом к сдаче квалификационных экзаменов допускаются все лица, отвечающие установленным к претендентам требованиям, независимо от их специальной подготовки для сдачи экзамена. Квалификационные экзамены принимаются таможенными органами, определяемыми федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Каждый специалист по таможенному оформлению обязан каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в объеме 40 академических часов. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению

Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению аннулируется в случае, если:

) установлен факт получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению с использованием подложных документов;

) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока;

) специалист по таможенному оформлению нарушает требования, установленные пунктом 3 статьи 144 ТК РФ;

) специалист по таможенному оформлению неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

) специалист по таможенному оформлению нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное пунктом 3 статьи 147 ТК РФ.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению принимается федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела. Указанной службой выносится мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Копия указанного решения направляется лицу, в отношении которого это решение вынесено, в течение трех дней со дня его вынесения (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании указанного квалификационного аттестата в соответствии с главой 7 ТК РФ.

Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении указанного квалификационного аттестата:

в течение одного года со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата, если этот аттестат аннулирован по основаниям;

в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда, если квалификационный аттестат аннулирован по основанию;

в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, если квалификационный аттестат аннулирован по основанию.

Еще неотъемлемым субъектом таможенно-правовых отношений является таможенный перевозчик, деятельность которого регламентирована нормами главы 11 ТК РФ, а также утвержденного Приказом ГТК России от 18 января 1994 г. № 20 (с последующими изменениями и дополнениями) Положения о таможенном перевозчике.

Таможенным перевозчиком может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков.

Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ.

Таможенный перевозчик вправе ограничить регион своей деятельности регионом деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).

Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается.

Таможенный перевозчик обязан:

) соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;

) вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров (статья 364);

) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 90 ТК РФ;

) соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков содержит:

) наименование таможенного перевозчика, указание его организационно-правовой формы и местонахождения;

) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;

) указание региона деятельности таможенного перевозчика (в случае ограничения им своей деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов)).

Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков действительно в течение пяти лет.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков может быть отозвано таможенным органом в случае:

) несоблюдения таможенным перевозчиком хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных перевозчиков, установленных статьей 94 ТК РФ;

) несоблюдения таможенным перевозчиком обязанностей, предусмотренных подпунктом 3 статьи 97 ТК РФ;

) неоднократного привлечения таможенного перевозчика в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.15 и частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем итоги, что товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем и представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов по обеспечению соблюдения установленного нормами таможенного законодательства Российской Федерации порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное оформление возложено на отделы таможенного оформления таможен и таможенных постов в местах их расположения и иных местах, определяемых законодательством о таможенном деле и нормативными актами ФТС России о местах таможенного оформления.

Таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на русском языке, но при определенных условиях таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

Исходя из вышесказанного, следует, что нормы законодательства, регулирующие процедуру таможенного оформления, обязательны для исполнения должностными лицами таможенных органов. Что и происходит на практике.

Список используемой литературы

2.Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2009.

.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2007.

.Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть: Учебное пособие. М., 2010.

.Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: ЦУчебник для вузов. М., 2008.

Нормативно - правовые акты

1.Конвенция МДП 1975 года

2.Таможенный кодекс РФ от 15 октября 2005 года

.Федеральный закон от 29 апреля 2004 года № 58 - ФЗ

.Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 118 - ФЗ

.Приказ ГТК России от 18 декабря 2003 года № 1467 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом»

.Приказ ГТК России от 16 сентября 2003 года № 1022 «Об утверждении перечня документов и сведений необходимых для оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом»

.Приказ ГТК России от 25 января 1999 года № 38 «Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» (с изм. и доп., включая от 25 марта 2003г.) // БНА. 1990. №17; 2000. №35; 2001. №30, 51; 2002. № 7; Российская газета. 2003. 17 апреля

.Приказ ГТК России от 3 марта 2003 года № 203 «О декларировании товаров» // БНА. 2003. № 16

.Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 года № 814 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (с изм. от 30 сентября 2002г.) // БНА. 2000. № 10; 2002. № 46

.Приказ ГТК России от 24 июля 2001года № 720 «Об утверждении Положения о таможенном режиме таможенного склада» (с изм. и доп., включая от 16 февраля 2003г.) // БНА. 2001. № 39; 2002. № 7, 32; 2003. № 13

.Приложение к Приказу ГТК России от 24 ноября 1999 № 815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ»

Похожие работы на - Таможенное оформление

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!