Аксиально-поршневой двигатель
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Техническая
часть
2. Принцип
работы двигателя
. Расчетная
часть. Расчет блока цилиндров
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В 1911 году компания Macomber Rotary
Engine Company
<#"698161.files/image001.gif">10o углового перемещения
ротора относительно нижней мертвой точки поршня, соединены с атмосферой через
системы дренажных каналов, выполненных в корпусе, а смещение окон ротора для
подачи сжатого воздуха в рабочие камеры цилиндрических полостей выполнено из
условия прекращения подачи сжатого воздуха в указанные камеры при угловом
перемещении ротора на 50o относительно верхней мертвой точки поршня.
Указанные существенные отличительные признаки
двигателя в совокупности с общими известными признаками прототипа позволят
повысить кпд преобразования поступательного перемещения поршней во вращательное
ротора, снизить уровень шума при работе двигателя, т.к. в конце рабочего хода
поршней в рабочие камеры не подается сжатый воздух и они соединены в этот
момент через систему дополнительных дренажных каналов с атмосферой. Это же
соединение на начальном участке перемещения поршня в исходное положение
обеспечит меньшее сопротивление при совершении рабочего хода на момент, когда
запоршневая камера становится рабочей и в нее поступает сжатый воздух.
Принципиальная схема данного двигателя
представлена на чертежах, где на:
рис. 1 показан продольный разрез двигателя по
линии VII-VI рис. 2;
рис. 2 - разрез двигателя по линии I-I рис. 1;
рис. 3 - продольный разрез ротора двигателя по
линии II-II рис. 2;
рис. 4 - поперечное сечение ротора двигателя по
линии III-III рис. 3;
рис. 5 - поперечное сечение ротора двигателя по
линии IV-IV рис. 3:
рис. 6 - поперечное сечение ротора двигателя по
линии V-V рис. 3;
рис. 7 - поперечное сечение ротора двигателя по
линии VI-VI рис. 3;
рис. 8 - совмещение поперечных сечений ротора
двигателя по линиям V-V и VI-VI у прототипа;
рис. 9 - совмещение поперечных сечений ротора
двигателя по линиям V-V и VI-VI у заявленного двигателя.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Аксиально-поршневой двигатель содержит корпус 1,
в котором на равном расстоянии от оси ротора 2 и параллельно ей выполнены
цилиндрические полости 3, в каждой из которых с образованием рабочей 4 и
запоршневой 5 камер размещен поршень 6 двухстороннего действия, внутри которого
установлены на осях 7 катки 8 с возможностью взаимодействия с волнообразным
кулачком 9, закрепленным на роторе 2, в котором выполнены две изолированные
друг от друга системы продольных каналов: одна 10 - для подвода сжатого воздуха
в рабочие камеры 4 цилиндрических полостей 3, а другая 11 - для его отвода из
запоршневых камер 5. Каждая система 10 и 11 соединена с соответствующей зоной
подвода 12 и отвода 13 сжатого воздуха. Зоны образованы кольцевыми проточками
14 и 15, выполненными на роторе по обеим сторонам волнообразного кулачка 9 и
поверхностью цилиндрической полости 16, в которой размещен ротор 2 двигателя. В
корпусе 1 выполнены отверстие 17 для подвода сжатого воздуха и отверстие 18 для
отвода отработанного воздуха. Зоны подвода 12 и отвода 13 сжатого воздуха
соединены с соответствующим отверстием 17 и 18 корпуса 1, а через окна 19 и 20
- с продольными каналами 10 и 11 систем подвода и отвода воздуха. Поршни 6
имеют вырезы 21. Катки 8 поршней 6 находятся в контакте с направляющими
поверхностями 22 волнообразного кулачка 9, волны которого входят в вырезы 21
поршней 6. Для прохода волн кулачка 9 при вращении ротора 2 в корпусе 1
выполнены пазы 23.
Для впуска сжатого воздуха в рабочие камеры 4 в
корпусе 1 выполнены окна 24. При обратном ходе поршня 6 окна 24 служат для
выпуска отработанного воздуха из камер 4. Для выпуска отработанного воздуха из
запоршневой камеры 5 в корпусе 1 выполнены окна 25. При обратном ходе поршня 6
окна 25 служат для впуска сжатого воздуха в камеру 5. Каждый продольный канал
10 и 11 ротора 2 по обеим сторонам от волнообразного кулачка 9 имеет окна 26
для подвода сжатого воздуха через окно 24 корпуса 1 в рабочие камеры 4 и окна
27 для отвода отработанного воздуха из запоршневой камеры 5 через окна 25
корпуса 1. Окна 26 и 27 ротора 2 по обеим сторонам волнообразного кулачка 9
имеют противоположное смещение, т.е. при впуске сжатого воздуха в рабочую
камеру 4 цилиндрической полости 3 окно 26 соединено с продольным каналом 10
системы подвода, а запоршневая камера 5 в этот момент соединена с продольным
каналом 11 системы отвода отработанного воздуха. В прототипе расположение окон
26 и 27 выполнено таким образом, что происходит синхронно впуск сжатого воздуха
в рабочую камеру 4 и выпуск отработанного воздуха из запоршневой камеры 5. В
заявленном двигателе указанные окна имеют угловое смещение относительно друг
друга, что обеспечивает возможность разновременного открытия и закрытия
указанных камер. аксиальный
поршневой насос цилиндр
Расчетами, выполненными для трехволнового
кулачка 9, определена оптимальная величина углового смещения окон, которая
составила 10o.
На конечном участке перемещения поршней 6 при
совершении рабочего хода и на начальном - при совершении обратного хода, камеры
цилиндрической полости 3 соединены с атмосферой через систему дренажных каналов
28 и 29 корпуса 1. На указанных участках в рабочую камеру 4 уже прекращается
подача сжатого воздуха, а отвод отработанного воздуха осуществляется через
указанную систему дренажных каналов, минуя основную систему отвода
отработанного воздуха двигателя. Указанные перемещения поршня 6 соответствуют
величине углового перемещения ротора относительно нижней мертвой точки поршня
10o.
Смещение окон 26 и 27 ротора 2 выполнено из условия
прекращения подачи сжатого воздуха в камеры 4 и 5 цилиндрических полостей 3 при
угловом повороте ротора на 50o относительно верхней мертвой точки
поршня 6.
Продольные каналы 10 системы подвода сжатого
воздуха могут быть соединены между собой радиальными каналами 30 в районе окон
19 и 26, а продольные каналы 11 системы отвода отработанного воздуха -
радиальными каналами 31 в районе окон 20 и 27.
. ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ
Аксиально-поршневой двигатель работает следующим
образом. Через отверстие 17 (рис.1) сжатый воздух поступает в зону подвода 12,
а из нее через окна 19 в продольные каналы 10, по которым поступает через окна
26 и 24 в рабочую камеру 4 цилиндрической полости 3. Под действием сжатого
воздуха поршень 6 начинает рабочий ход от верхней мертвой точки влево (по
чертежу). Усилие поршня 6 через каток 8 передается на направляющую торцевую
поверхность 22 кулачка 9 и, благодаря криволинейности поверхности 22,
заставляет кулачок 9, а следовательно, и ротор 2 совершать поворот. Запоршневая
камера 5 на начальном этапе обратного хода, соответствующем угловому повороту
ротора 2 на 10o, соединена с атмосферой через систему дренажных
каналов 28 и 29 и оказывает минимальное сопротивление перемещению поршня 6 под
действием усилия, развиваемого в рабочей камере 4. На остальном этапе обратного
хода запоршневая камера отсекается от системы дренажных отверстий и выпуск
отработанного воздуха из нее осуществляется через систему отвода, т.е. окна 25,
27, продольные каналы 11, окна 20 и отверстия 18. При повороте ротора 2 на 50o
происходит закрытие окон 24 и сжатый воздух в рабочую камеру 4 не поступает.
Этот момент соответствует положению катка 8 на участке торцевой поверхности 22
кулачка 9 с минимальной крутизной, при которой осевое усилие поршня 6
преобразуется в усилие на вращение ротора с минимальным кпд, а в нижней мертвой
точке поршня 6 это преобразование вообще равно нулю. После отсечки сжатого
воздуха от рабочей камеры 4 происходит подготовка этой камеры к совершению
следующего этапа - холостого хода. Для этого указанная камера через систему
дренажных каналов 28 и 29 соединяется с атмосферой и происходит сброс давления
в камере. В прототипе сжатый воздух подается в камеру до конца рабочего хода,
что не отвечает условию рационального использования энергии сжатого воздуха.
При повороте ротора 2 на угол 60o
камеры 4 и 5 меняются местами. Камера 5 становится рабочей, а камера 4 -
запоршневой, при этом они соединяются с соответствующими окнами подвода и
отвода воздуха. На начальном участке холостого хода поршня 6 запоршневая камера
5 через систему дренажных отверстий 28 и 29 также соединена с атмосферой.
Перемена направления вращения ротора 2
осуществляется путем присоединения подвода сжатого воздуха к отверстию 18
вместо отверстия 17.
Указанные существенные отличительные признаки
совместно с существенными признаками прототипа, общими с данным двигателем,
обеспечат решение поставленной задачи.
3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ. РАСЧЕТ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Определяем дезаксиал
аксиально-поршневого насоса по формуле [1]:
, (3.1)
где - угол наклона оси блока цилиндров
относительно оси вала;
,
Диаметр поршня :
, (3.2)
где - рабочий объем насоса;
z =7 - число
поршней;
, - безразмерные коэффициенты (; - для
стали), принимаем,
Полученный результат округляем по
ГОСТ 6540-68 до
Диаметр разноски отверстий в блоке
цилиндров (рис. 10)
[1] по формуле:
(3.3)
Ход поршня [1]:
(3.4)
Толщина условной толстостенной трубы
a и размера
перемычки b [1]:
(3.5)
(3.6)
Рис 10. Основные расчетные размеры
блока цилиндров
Определение геометрических размеров
блока цилиндров (рис. 10):
Наружный диаметр блока цилиндров [1]:
(3.7)
Внутренний диаметр расточки в блоке
цилиндров [1]:
(3.8)
Высота блока цилиндров [1]:
, (3.9)
где - ход поршня;
- ширина технологической проточки;
- ширина дна блока цилиндров;
Максимальное давление [1]:
(3.10)
Проверка блока цилиндров прочность
[1]:
, (3.11)
где - напряжения растяжения стенок
толстостенной трубы.
Проверка выполнения условия
жесткости [1]:
, (3.12)
где - расчетное значение деформации;
- модуль упругости материала блока
цилиндров, ;
- коэффициент Пуассона, .
Сравниваем полученные значения и со
значениями []и []
соответственно. Из [2] принимаем: []=100МПа; []=8мкм.
Рис. 11 Блок цилиндров
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кутенев В.Ф., ЗленкоМ.А., Тер-Мкртчьян Г.Г.
Управление движением поршней - неиспользованный резерв улучшения мощностных и
экономических показателей дизеля // Автомобильная промышленность. - 1998 - №11.
- с. 25-29.
. Тер-Мкртчьян Г.Г. Двигатели ВАЗ: современный
технический уровень и перспективы развития за счет регулирования степени сжатия
// Автомобильная промышленность. - 2008. - №10 - с.17-19.
. Зленко И.А., Кутенев В.Ф., Романчев Ю.А.
Аксиальные двигатели. Особенности конструкции. // Автомобильная промышленность.
- 1993. - №5 - с. 6-9
. Илей Л. Двигатель с переменным рабочим объемом
// Автомобильная промышленность США. - №8. - 1986. - с.8.
5.
Патент RU20732436C1, МПК F02B75/26 - Аксиально-поршневая машина F02B75/26,
авторы Зленко М.А., Кутенев В.Ф., Романчев Ю.А., Бродягин Ю.В.