Анализ деятельности железной дороги

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    126,43 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ деятельности железной дороги

Факультет: Экономический

Кафедра: «Экономика, финансы и управление на транспорте»










Курсовой проект

По дисциплине: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»











г. Москва 2013г

Задание на курсовой проект

Цель курсового проекта - изучение основ организации и технических приемов проведения экономического анализа, а также практические навыки выполнения аналитических расчетов при оценке итоговых показателей деятельности предприятия.

При выполнении курсового проекта необходимо:

Изучить по рекомендуемой литературе и данным методическим указаниям методы экономического анализа. По приложению 1 выбрать результативный показатель, подлежащий исследованию, ознакомиться с перечнем субфакторов и факторов, влияющих на него.

Выписать из приложения 2 исходные данные в аналитическую таблицу 1. При этом в качестве плановых принять данные по предшествующему варианту.

Выбрать метод оценки влияния отдельных факторов (субфакторов) на уровень результативного показателя.

Построить графическую схему взаимосвязи результативного показателя, представленные на схеме линиями связи, выразить в виде аналитических формул.

Провести расчет влияния факторов на уровень результативного показателя.

Выполнить все аналитические проверки, имея в виду, что:

сумма частных отклонений результативного показателя по факторам должна быть равна общему его изменению за изучаемый период;

отклонения результативного показателя под влиянием каждого фактора, полученные разными способами элиминирования, должны составлять баланс отклонений результативного показателя.

Сделать обобщающие выводы по результатам анализа.

Введение

Основной задачей экономического анализа как анализа учения о методологии и организации исследования экономики хозяйственных процессов является познание сущности экономических явлений, измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и субфакторов, выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства, усиления режима экономики, роста производительности труда, повышения качества работы, увеличении объема перевозок, доходов и прибыли.

При оценке влияния отдельных факторов на результативный показатель используются методы: разниц, относительных чисел, структурных коэффициентов, корректировок, соотношений индексов, цепных подстановок.

Прежде чем приступить к расчетам по оценке влияния факторов на уровень результативного показателя, следует определить очередность влияния анализируемых факторов. При установлении очередности в аналитической формуле выделяют количественные и качественные показатели-факторы.

К количественным относят абсолютные показатели и средние величины, получаемые на их базе (среднесуточная погрузка в вагонах, работа дороги, среднесуточный прием груженых и порожних вагонов и т.д.).

Важнейшим признаком количественных показателей является возможность суммирования отдельных показателей, рассчитанных внутри совокупности.

Качественные показатели, как правило, характеризуют общее для всех единиц совокупности свойство, они не суммируются. Например, средняя статическая нагрузка на вагон, средняя дальность перевозки грузов, себестоимость грузовых перевозок и т.д.

При анализе сначала выявляется влияние на результативный показатель изменения количественных (объемных) показателей-факторов, а затем - качественных. В формуле взаимосвязи показателей может быть несколько количественных или качественных показателей. В этом случае очередность оценки факторов определяется логическим путем: для установления очередности оценки влияния этих факторов, все они, кроме одного, объединяются и представляются одним сложным показателем - субфактором.

При этом нужно соблюдать следующие правила:

Нельзя объединять только количественные факторы (показатели).

Получившийся при объединении субфактор должен иметь реальное содержание.

Необходимо обеспечить, чтобы один из показателей (фактор или субфактор) в новой формуле записи результативного показателя был количественным, а другой - качественным.

Раздел 1. Анализ отклонения среднесуточной производительности грузового вагона от планового значения

Результативный показатель - тарифные тонно-километры.

Сложные факторы (субфакторы):

Количество перевезенных тонн.

Средняя дальность грузовых перевозок.

Тарифные тонно-километры местного сообщения.

Первичные факторы:

Количество перевезенных тонн в местном сообщении.

Количество перевезенных тонн в прямом сообщении.

Дальность перевозки грузов в местном сообщении.

Дальность перевозки грузов в прямом сообщении.

Структура перевозки грузов по сообщениям.

Аналитическая модель результативного показателя выглядит следующим образом:


Субфакторы можно выразить формулами:

,

Где - структура перевозки грузов по сообщениям;- дальность перевозки грузов по видам сообщений.


Факторы:


Исходные данные для анализа представлены в таблица 1.

Таблица 1 - Исходные данные для анализа тарифных тонно-километров

Показатель

Ед. измер.

План (база)

Отчет

Отклонение от плана (базы) в абсолютных единицах, +, -

% выполнения плана (темп роста)

А

Б

1

2

3

4

1. Тарифные тонно-километры

Млн. т-км

85 300

86 900

+1600,00

101,876

2. Количество перевезенных тонн

Тыс.т

257254

265425

+8171,00

103,176

3. Средняя дальность перевозок

км

331,579

327,4

-4,179

98,74


Рассчитаем недостающие исходные данные для анализа тарифных тонно-километров.

Определим среднюю дальность перевозки грузов по формуле:

,

где - удельный вес перевозки грузов в местном сообщении;

,

где k - количество родов грузов в местном сообщении;- род груза.

Значит

.

Тогда средняя дальность перевозки грузов:


Рассчитаем абсолютное и относительное изменения средней дальности перевозок:


Определим количество перевезенных тонн:


Рассчитаем абсолютное и относительное изменения количества перевезенных тонн:


Влияние субфакторов количества перевезенных тонн  и средней дальности грузовых перевозок  на результативный показатель  определим методом относительных величин.

Расчетная формула:


Баланс отклонений:


Для этого воспользуемся таблица 2.

Таблица 2 - Факторный анализ изменения тарифных тонно-километров (метод относительных величин)

Субфакторы

Расчетная формула

Расчет по формуле

Отклонение от плана




в %

абсолютное, +/-

1.   Количество перевезенных тонн               

 

 

 103,176-100+3,176

 

 +2709




 

2. Средняя дальность грузовых перевозок

101,876-103,176-1,3-1075




Баланс

101,876-100+1,876+1600





Таким образом, из расчетов видно, что основной причиной увеличения тарифных тонно-километров явилось увеличение количества перевезенных тонн груза. Тарифные тонно-километры перевыполнены на 1600 * 106 т-км, где перевыполнение на 2709 * 106 т-км нетто произошло за счет увеличения количества перевезенных тонн груза на 8171 тыс. т, а снижение на 1075 *106 т-км нетто произошло за счет уменьшения средней дальности перевозок на 4,179 км. В сумме эти два изменения тарифных тонно-километров под влиянием каждого фактора и дают общее изменение  на 1600 * 106 т-км нетто.

Установим, какой из видов сообщения оказал преимущественное влияние на изменение общих тарифных тонно-километров с учетом того, что они складываются из изменений тарифных тонно-километров в прямом и местном сообщениях:


Расчет произведем в таблице 3.

По таблице 3 рассчитаем влияние субфакторов

 и  

на результативный показатель методом разниц.

Таблица 3 - Исходные данные для анализа изменения грузооборота по видам сообщений

Показатель

План

Отчет

Отклонение




абсолютное, +,-

относительное, %

Количество перевезенных тонн, тыс.

257254

265425

8171,00

103,176

Средняя дальность, км

331,579

327,4

-4,179

98,74

Тарифные тонно-километры, млн

85 300

86 900

+1600,00

101,876

Местное сообщение:

Доля перевозок в общем объеме, %

22,1

22,3

-

-

Количество перевезенных тонн, тыс.

56853

59190

+2337

104,111

Средняя дальность, км

175

172

-3

98,286

Тарифные тонно-километры, млн

9949

10181

+232

102,332

Прямое сообщение:

Доля перевозок в общем объеме, %

77,9

77,7

-

-

Количество перевезенных тонн, тыс.

200401

206235

+5834

102,911

Средняя дальность, км

376

372

-4

98,936

Тарифные тонно-километры, млн

75351

76719

+1368

101,816


1. Для анализа влияния изменения тарифных тонно-километров прямого сообщения на изменение результативного показателя расчетная формула:


. Для анализа влияния изменения тарифных тонно-километров местного сообщения на изменение результативного показателя  расчетная формула:


Баланс отклонений:


Из расчетов видно, что общее увеличение результативного показателя на 1600 * 106 т-км произошло за счет увеличения тарифных т-км в местном сообщении на 232 * 106 т-км. За счет увеличения тарифных т-км в прямом сообщении результативный показатель , увеличился на 1368 * 106 т-км. В сумме эти два изменения тарифных тонно-километров  составляют общее увеличение тарифных тонно-километров на 1600 * 106 т-км.

Теперь проведем анализ влияния количества перевезенных тонн, дальности перевозок и структуры по видам перевозок на результативный показатель тарифные тонно-километры , методом корректировок (исходные данные таблицы 3). Анализ проведем в табличной форме (таблица 4).

Баланс отклонений:

 

Таким образом, из расчетов видно, что тарифные тонно-километры увеличились на 1600 * 106 т-км. Это увеличение произошло за счет:

• увеличения количества перевезенных тонн в местном сообщении на 409*106 т-км;

• уменьшение дальности перевозок в прямом сообщении на 826* 106 т-км;

• изменения структуры перевозок по видам сообщений на 106 * 106 т-км;

• изменения структуры перевозки грузов на 106 * 106 т-км.

В то же время произошло увеличение количества перевезенных тонн в прямом сообщении на 2194 * 106 т-км и уменьшение дальности перевозок в местном сообщении на 177 * 106 т-км.

В сумме все эти изменения за счет влияния каждого фактора составляют +1600 * 106 т-км (общее изменение тарифных тонно-километров).

Таблица 4 - Пофакторный анализ отклонения результативного показателя - тарифные тонно-километры

Показатель

Измерители для корректировки тарифных т-км

Процент выполнения плана по количеству перевезенных тонн

Тарифные тонно-километры по плану

Плановые тарифные тонно-километры, пересчитанные на выполненное количество перевезенных тонн  (гр. 3*гр. 4)/100

Фактические тарифные тонно-километры

Отклонение фактических тарифных тонно-километров от плановых (гр. 6 - гр. 4)

В том числе от влияния








Количества перевезенных тонн  (гр. 5-гр. 4)

Дальности перевозок и структуры по видам сообщений (гр.6-гр.5)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Всего тарифные тонно-километры

тыс. перевезенных тонн

103,176

85 300

88009

86 900

1600

2709

-1109

2. Тарифные тонно-километры в местном сообщении

тыс. перевезенных тонн в местном сообщении

104,111

9949

10358

10181

232

409

-177

3. Тарифные тонно-километры в прямом сообщении

тыс. перевезенных тонн в прямом сообщении

102,911

75351

77545

76719

1368

2194

-826

4. Итого по местному и прямому сообщениям  (сумма строк 2 и 3)

-

-

85300

87903

86 900

1600

2603

-1003

5. Влияние структурных изменение по видам сообщений  (стр. 1 - стр. 4)

-

-

-

+106

-

-

+106

-106


Теперь определим влияние структурных изменений по сообщениям на среднюю дальность перевозок. Исходные данные для анализа занесем в таблицу 5.

Таблица 5 - Исходные данные для анализа отклонений дальности перевозок

Вид сообщения

Удельный вес сообщений (структурный коэффициент) ,%

Средняя дальность перевозки, км (качественный показатель)


План

Отчет

План

Отчет

Прямое

77,9

77,7

376

372

Местное

22,1

22,3

175

172

ИТОГО

100

100

331,579

327,400


Плановую и фактическую дальность перевозок можно выразить формулой:

,

подстановку

.

Анализ выполним в табличной форме (таблица 6).

Таблица 6 - Пофакторный анализ отклонений качественного показателя - средней дальности перевозки

Вид сообщения

По плану

По отчету

Подстановка

Отклонение


(гр.8-гр.4)(гр.7-гр.8)(гр.9+гр.10)










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Прямое

0,779

376

292,904

0,777

372

289,044

0,777*376=292,152

-0,752

-3,108

-3,86

Местное

0,221

175

0,223

172

38,356

0,223*175=39,025

0,35

-0,669

-0,319

Итого

1

-

331,579

1

-

327,400

331,177

-0,402

-3,777

-4,179

Баланс отклонений:


По данным таблицы 3 и таблицы 6 рассчитаем:

изменение тарифных тонно-километров при влиянии структуры перевозок по видам сообщений по формуле:


изменение тарифных тонно-километров при влиянии дальности по видам сообщения по формуле:


изменение тарифных тонно-километров при влиянии средней дальности перевозок по формуле:


Баланс отклонений:


Таким образом, полная аналитическая запись пофакторного анализа результативного показателя  имеет вид:


Далее приведем схему графической взаимосвязи факторов и субфакторов с результативным показателем .

Схема 1 - Схема взаимосвязи факторов и субфакторов с отклонениями результативного показателя - тарифных тонно-километров (млн.т-км)

Итак, тарифные тонно-километры перевыполнены на 1600 млн. т-км или на 1,876%.

Перевыполнение за счет увеличения количества перевезенных тонн (åP)составило 2709 млн. т-км. Данное изменение сложилось за счет увеличения количества перевезенных тонн в местном сообщении на 409 млн. т-км и в прямом сообщении - на 2194 млн. т-км и за счет изменения структуры перевозок по видам сообщений на 106 млн. т-км.

Тарифные тонно-километры также уменьшились на 1109 млн. т-км из-за невыполнения плана по средней дальности перевозок на 4,179 км. Уменьшение на 1109 млн. т-км произошло в основном за счет изменения структуры по родам грузов в видах сообщений на 106 млн. т-км и уменьшении дальности перевозки в местном сообщении на 177 млн. т-км.,также уменьшение на 826 млн. т-км произошло за счет дальности перевозки в прямом сообщении.

Сумма всех рассмотренных пофакторных изменений результативного показателя и дает ее общее изменение - увеличение на 1600 млн. т-км.

  

 













Факторы



план

Р

l

отчет



85 300

2709

 

86 900






 



 





























«+»






выше






плана


 










  







 

 

 


«-»





ниже


-1109



плана





Рис. 1 - Графическая взаимосвязь факторов и субфакторов

Раздел 2. Анализ показателей по труду, эксплуатационным расходам и финансовым результатам

2.1 Анализ выполнения показателей плана по труду

Анализ производительности труда и ФОТ позволяет определить на сколько эффективно используются трудовые ресурсы на предприятии и на сколько экономно расходуется ФОТ.

Основными задачами анализа производительности труда и ФОТ:

оценка изменений уровня производительности труда;

анализ факторов, влияющих на производительность труда;

выявление динамики средней заработной платы;

изучение данных о расходовании ФОТ в целом по предприятию, отдельным подразделениям, категориям работников;

анализ факторов, влияющих на ФОТ;

изучение соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы.

Аналитическая модель (формула взаимосвязи показателей) имеет следующий вид:

,

где  - приведенные т-км, млн. т-км;

Чэ - численность эксплуатационного штата, чел.;

 1  2

 


Произведем пофакторный анализ выполнения плана по производительности труда. Расчеты изложены в таблице 7.

Таблица 7 - Анализ производительности труда

Показатель

План

План, скорректированный на фактический объем перевозок

Отчет

То же, с учетом неучтенных факторов

А

1

2

3

4

Индекс приведенных т-км


Численность эксплуатационного штата, чел.

44820

45342

45100

45152

В т. ч. в части, зависящей от объема перевозок, Чэз

17450

17972

17600

-

Производительность труда, Птр  (тыс. привед. т-км/чел.)





2138,4

2177,2

2188,9

2186,4


Расчет данных для таблицы 3 проводим в следующем порядке:

. Определяем численность «независящего» (условно-постоянного) контингента:


. Проведем корректировку численности эксплуатационного штата на фактический объем перевозок:


. Рассчитаем три значения производительности труда (Птр): плановую, фактическую, и скорректированную на фактический объем перевозок:

 тыс. прив. т-км./чел.

 тыс. прив. т-км./чел.

 тыс. прив. т-км./чел.

. Определим величину дополнительных трудовых ресурсов в результате наличия сверхурочных часов (СВР):

,

где Фн - номинальный фонд рабочего времени, ч, принимаемый по календарю года исполнения работы (1970часов).

. Рассчитаем производительность труда с учетом неучтенных факторов (сверхурочных):

 тыс. прив. т-км./чел.,


После заполнения таблицы 3 проводим пофакторный анализ отклонений производительности труда. Анализ проводим в следующем порядке:

) Рассчитаем темп прироста производительности труда ():

%

) Определим отклонение производительности труда от плановой (баз.) в зависимости от объема перевозок в приведенных т-км:

%

и других качественных (Кf) факторов, определяющих среднесписочную численность работников:

%

Баланс отклонений:

+2,4% = +1,8% + (+0,6%) = +2,4%

Из расчетов видно, что темп прироста отклонения производительности труда составило 2,4%, из которых 1,8% отклонение производительности труда от планового в зависимости от объема перевозок и 0,6% отклонение производительности труда от планового в зависимости от других качественных факторов.

) Проведем расчеты отклонения производительности труда с учетом неучтенного в результате наличия сверхурочных работ штата:

 

) Определим действительный рост производительности труда с учетом фактически используемых трудовых ресурсов (сверхурочных часов работы):


Далее рассчитаем индексы по труду и заработной плате :

,

где  - среднемесячная заработная плата, руб.

Итак, индекс производительности труда опережает индекс заработной платы, что соответствует нормальному развитию экономики (1,0236>1,00004).

Пофакторный анализ отклонений объема выполненной работы от плана (способ разниц):

Аналитическая модель (формула взаимосвязи показателей) имеет следующий вид:


Баланс отклонений:


Итак, освоение сверхпланового объема перевозок (2877 млн. прив. т-км) за счет роста производительности труда составило 2278 млн. прив.т-км, а за счет снижения численности объем перевозок увеличился на 599 млн.прив.т-км. Далее рассчитаем отклонение от плана фонда заработной платы. Для этого выполним расчет фонда заработной платы (Фзпл) по плану и отчету. Аналитическая модель (формула взаимосвязи показателей) имеет следующий вид:



Расчеты проводят по формулам:


Пофакторный анализ отклонений фонда заработной платы от плана:


Баланс отклонений:

+78,4 = +77,9 + 0,49 = +78,4 млн.руб.

Из расчетов видно, что отклонение фонда заработной платы от плана составило 78,4 млн.руб., из которых 77,9 млн.руб. отклонение ФОТ от планового (базового) в зависимости от численности и 0,49 млн.руб. отклонение ФОТ от планового (базового) в зависимости от среднемесячной заработной платы.

2.2. Анализ изменения эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок

Аналитическая модель (формула взаимосвязи показателей) имеет следующий вид:

,

где Plп - приведенные т-км;

С - себестоимость 10 прив. т-км.

  

  

Таблица 8

Показатель

Единица измерения

План (база)

Отчет

Отклонение от плана (базы) в абсолютных единицах, +/-

% выполнения плана (темп роста)

А

Б

1

2

3

4

Эксплуатационные расходы тыс. руб.29079102961570+53660101,85%






В т. ч., зависящие от объема перевозок тыс. руб.11951701234000+38830103,25%






Приведенные тонно-км млн. т-км9584498719+2875103%

коррект. коэф.






Себестоимость перевозок 10 прив. т-км коп./10 прив. т-км30,3400330,0-0,3400398,88%







Используя исходные данные, рассчитаем себестоимость перевозок по формулам:

 30,34003коп/10 прив. т-км

 коп/10 прив. т-км,

где Епл, Еотч - эксплуатационные расходы по плану и отчету, млн. руб.

Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок следует вести в следующем порядке:

) определим сумму расходов, «не зависящих от объема перевозок»:

,

где Ео - общая сумма эксплуатационных расходов, тыс.руб.;

Ез - общая сумма зависящих расходов, тыс.руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

) рассчитаем отклонение общей суммы эксплуатационных расходов под влиянием изменения объема перевозок в приведенных т-км и себестоимости 10 т-км методом корректировок:

Баланс отклонений:

+53660 тыс.руб. = +86946,5 + (-33286,5) =+53660 тыс.руб.

3) вычислим расчет отклонения эксплуатационных расходов под влиянием факторов методом разниц:


Баланс отклонений

+53660 тыс.руб. = +87227,6 + (-33567,4) = +53660 тыс.руб.

Итак, из расчетов мы видим, что увеличение грузооборота потребовало увеличить эксплуатационные расходы на 87227,6 тыс. руб.; снижение себестоимости привел к снижению эксплуатационных расходов на 33567,4 тыс. руб. В результате совместного влияния факторов снижение эксплуатационных расходов составило 53660 тыс. руб.

Далее рассчитаем:

индексы эксплуатационных расходов, приведенных т-км и себестоимости перевозок:


Условие оптимальности, обеспечивающее снижение себестоимости перевозок:

 

Определим относительное отклонение себестоимости от плановой, %:


(снижение себестоимости против плана).

индексы зависящих и независящих расходов:


Сравним полученные индексы с индексом :

 

соответствует перерасходу эксплуатационных расходов, повышению себестоимости;


соответствует экономии эксплуатационных расходов, снижению себестоимости.

индексы себестоимости в части зависящих и независящих расходов:


При IСз < 1 (1,00243˃1) не имеет место снижение себестоимости в части зависящих расходов в результате экономии материальных и трудовых ресурсов на перемещение грузов и пассажиров против плановых нормативов.

При IСнз < 1 (0,97929<1) происходит снижение себестоимости перевозок в части независящих расходов в результате интенсификации использования технических средств и не превышения определенных планом сумм независящих расходов. Таким образом, в анализируемом периоде дорога снизила себестоимость перевозок против плана на 1,121%, при этом коэффициент опережения роста общих эксплуатационных расходов над ростом объема перевозок составил 0,98879. Основной причиной снижения себестоимости стало обеспечение дорогой рационального использования технических средств и снижение определенных планом сумм независящих расходов (0,98879<1).

2.3 Анализ доходов и прибыли от перевозок

Анализ доходов от перевозок

Таблица 9 - Исходные данные для анализа

Показатель

План (база)

Отчет

Абсолютное отклонение от базы «+/-»

% выполнение к плану

А

1

2

3

4

Приведенные т-км, млн.

95844

98719

+2875

103%

Тарифные т-км, млн.

85300

86900

+1600

101,88%

Пассажирские пас-км, млн.

10544

11819

+1275

112,09%

Доходная ставка на 10 тарифных т-км, коп.

38,75

38,20

-0,55

98,58%

Доходная ставка на 10 пас-км, коп.

100,00

100,00

0

100%

Структура перевозок в тарифных т-км по родам грузов, %

уголь

22

20

-2

90,91%

нефтегрузы

18

17

-1

94,44%

лесные грузы

20

22

+2

110%

руда

17

19

+2

111,76%

прочие

23

22

-1

95,65%

Доходная ставка на 10 т-км по родам грузов, коп

уголь

23,60

23,55

-0,05

99,79%

нефтегрузы

28,45

28,50

+0,05

100,18%

лесные грузы

23,55

23,60

+0,05

100,21%

руда

35,80

35,90

+0,1

100,28%

прочие

76,70

75,60

-1,1

98,57%

Структура перевозок в пассажиро-км по видам сообщения, %

прямое

78

82

+4

105,13%

местное

6

5

-1

83,33%

пригородное

16

13

-3

81,25%

Доходная ставка на 10 пассажиро-км по видам сообщения, коп

прямое

105,00

+1

100,96%

местное

184,00

172,00

-12

93,48%

пригородное

49,00

40,80

-8,2

83,27%


Анализ выполняется последовательно в несколько этапов.

Расчетная формула результативного показателя:

,

где До - общие доходы от перевозок;

Дгп - доходы от грузовых перевозок;

Дпп - доходы от пассажирских перевозок.

Расчетные формулы субфакторов:

,

где dгп - доходная средняя ставка по грузовым перевозкам, коп. на 10 т-км.

,

где dпп - доходная средняя ставка по пассажирским перевозкам, коп. на 10 пас-км.

,

где  - доходная ставка за 10 т-км по родам грузов, коп.;

 - структура грузооборота по родам грузов.

,

где  - доходная ставка за 10 пас-км по сообщениям, коп.;

 - структура пассажирооборота по сообщениям, ед.

Факторы:

 - грузооборот, тарифные т-км;

 - пассажирооборот, пас-км;

 - индекс грузооборота, тарифные т-км


 - индекс пассажирооборота


 - индекс перевозок, приведенные т-км


Расчет доходов от перевозок:


Анализ выполнения плана доходов от перевозок выполним в форме таблицы 10:

Таблица 10 - Анализ выполнения плана доходов от перевозок, млн. руб.

Показатель

Измерители для корректировки дохода

% выполнения плана по объему перевозок

Доходы по плану, Дпл

Плановые доходы, пересчитанные на выполненный объем работы (гр.2гр.1)/100Фактические доходы, ДотчОтклонение фактических доходов по перевозкам от плановых (гр.4 - гр.2)В том числе от влияния











объема перевозок (гр.3 - гр.2)

доходной ставки и структуры перевозок (гр.4 - гр.3)

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

1. Всего доходов от перевозок

млн. привед. т-км

100,958

4359775

4401541,64

4501480

+141705

+41766,64

+99938,36

2. Доходы от перевозок грузов

млн. тариф. т-км

101,876

3305375

3367383,84

3319580

+14205

+62008,84

-47803,84

3. Доходы от перевозок пассажиров

млн. пас-км

112,092

1054400

1181898,05

1181900

+127500

+127498,05

+1,95

4. Итого по грузовым и пассажирским перевозкам ()XX43597754549281,894501480+141705+189506,89-47801,89









5. Влияние структурных изменений по видам перевозок (стр 1-стр. 4)

X

X

X

-147740,25

X

X

-147740,25

+147740,25

Рассчитаем влияние на изменение дохода по грузовым перевозкам по родам грузов  и доходным ставкам :

рассчитаем структурную подстановку  по формуле:


Таблица 11 - Расчет структурной подстановки средней ставки по грузовым перевозкам

Груз   , ед., коп.

(подстановка)

(гр.2  гр.3)



 

Уголь

0,20

23,60

4,72

Нефтепродукты

0,17

28,45

4,837

Лесные грузы

0,22

23,55

5,181

Руда

0,19

35,80

6,802

Прочие

0,22

76,70

16,874

Итого

1

X

38,414


пофакторный анализ отклонений доходной средней ставки по грузовым перевозкам:

 коп./10 т-км

 коп./10 т-км

 коп./10 т-км

 коп./10 т-км

 коп./10 т-км

 коп./10 т-км

 коп./10 т-км

баланс отклонений:

 =

,20 - 38,75 = -0,336 + (-0,214)

,55 = -0,55

Оценка изменения дохода по грузовым перевозкам по факторам:


баланс отклонений:

,84млн.руб. = -29198,4 + (-18596,6) = -47795 млн.руб.

 = (-47803,84) - (-47795) = -8,84

,84 : (-47803,84)  100 = 0,01%

,01% < 1%

Рассчитаем влияние на изменение дохода по пассажирским перевозкам по видам сообщений  и доходным ставкам :

рассчитаем структурную подстановку  по формуле:


Таблица 12 - Расчет структурной подстановки средней ставки по пассажирским перевозкам

Вид сообщения              , %., коп.

(подстановка)

(гр.2  гр.3)



 

Прямое

82

105,00

86,1

Местное

5

172,00

8,6

Пригородное

13

40,80

5,3

Итого

100

X

100,0


пофакторный анализ отклонений доходной средней ставки по грузовым перевозкам:

 коп./10 пас-км

 коп./10 пас-км

 коп./10 пас-км

 коп./10 пас-км

 коп./10 пас-км

 коп./10 пас-км

 коп./10 пас-км

баланс отклонений:

 =

,0 -100,0 = 0,0 + 0,0

= 0

Оценка изменения дохода по грузовым перевозкам по факторам:


баланс отклонений:

+1,95млн.руб. = 0 + 0 = 0 млн.руб.

Результаты занесем в таблицу 13.

Таблица 13 - Результаты анализа доходов

Фактор

Изменение доходов под влиянием данного фактора, тыс.руб.

Доля влияния каждого фактора в общем изменении дохода за отчетный период, %

1

2

3

1. Грузооборот, тариф. т-км

+62008,84

+43,74

2. Доходные ставки по родам грузов

-47803,84

-33,72

3. Структура перевозок по родам грузов



4. Итого по грузовым перевозкам (сумма строк 1, 2, 3)

+14205

+10,02

5. Пассажирооборот, пас.-км

+127498,05

+89,98

6. Доходные ставки по видам сообщений

0

0

7. Структура перевозок по сообщениям

0

0

8. Итого по пассажирским перевозкам (сумма строк 5, 6, 7)

+127498,05

+89,98

9. Структура перевозок по видам движения

 147740,25 147740,25


10. Всего по факторам  (сумма строк 4, 8, 9)

+141703,05

100


Для наглядности построим схему взаимосвязи факторов и субфакторов с результативным показателем - доходами (схема 2).

При построении графической схемы взаимосвязи показателей необходимо руководствоваться следующим:

результативный показатель имеет только входящие связи;

субфакторы (сложные показатели) имеют входящие и выходящие связи;

факторы (первичные показатели) имеют только исходящие связи.

В графической схеме взаимосвязи показателей рядом с каждым фактором указывается абсолютная величина его влияния на результативный показатель. По схеме удобно выполнить все необходимые проверки.

Схема 2 - Схема взаимосвязи факторов и субфакторов с отклонением результативного показателя - доходов от грузовых и пассажирских перевозок

На схеме 2 приняты условные обозначения:

 - приведенные т-км;

 - тарифные т-км;

 - пассажиро-километры;

До, Дгп, Дпп - доходы: общие, от грузовых перевозок, от пассажирских перевозок;

, ,  - доходная средняя ставка соответственно на 10 т-км, 10 пас.-км, 10 прив. т-км;

 - доходная ставка за 10 т-км по родам грузов;

 - доходная ставка за 10 пас-км по сообщениям;

 - структура грузооборота в тарифных т-км по родам грузов;

 - структура пассажирооборота по сообщениям;

 - структура перевозок в приведенных т-км по видам движения.

Отклонение общих доходы от перевозок за анализируемый период составило +141703,05 млн.руб. Таким образом, наибольшее влияние на сумму отклонения фактических доходов по перевозкам от плановых по дороге оказали пассажирские перевозки и составили 127498,05 млн. руб.

Так же на сумму отклонения фактических доходов по перевозкам от плановых по дороге оказали и грузовые перевозки и составили 14205 млн. руб. Произошло это в результате изменения структуры грузовых перевозок по родам грузов в анализируемом периоде привело к уменьшению доходов от перевозок на 29198,4 тыс. руб. Изменение доходной ставки по родам грузов привело к уменьшению доходов от перевозок на 18596,6 тыс. руб. и увеличение грузооборота привело к увеличению доходов на 62008,84 тыс. руб.

Анализ прибыли от перевозок. Пофакторный анализ отклонения прибыли от перевозок от плана ведется по аналитической формуле:


Используя исходные данные, данные анализа доходов и расходов, составить аналитическую таблицу 14.

Таблица 14 - Анализ прибыли перевозок

Показатель

План (база)

План, скорректированный на объем работы

Отчет (факт)

Отклонение от плана (гр.3 - гр.1)

В том числе за счет






объема перевозок (гр.2 - гр.1)

качественных показателей (гр.3 - гр.2)

А

1

2

3

4

5

6

Доходы







4359775

4401541,64

4501480

+141705

+41766,64

+99938,36

Эксплуатационные расходы







2907910

2994856,5

2961570

+53660

+86946,5

-33286,5

Прибыль по перевозкам







1451865

1406685,14

1539910

+88045

-45179,86

+133224,86


Анализ интенсивности использования основных производственных фондов (фодноотдачи) и уровня рентабельности

Определим натуральный показатель фондоотдачи по формуле:

,

где ФО - фондоотдача, прив. т-км/1руб. ОПФ;

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн.руб.


ФОД - стоимостной показатель фондоотдачи


Уровень рентабельности перевозок:

,

где Прб - балансовая прибыль, условно принимаемая равной прибыли от перевозок;

 - среднегодовая стоимость производственных фондов, условно принимаемая равной среднегодовой стоимости ОПФ.


На основе исходных данных и выполненных ранее расчетов построим аналитическую таблицу 15.

Таблица 15

Показатель

Единица измерения

План

Отчет

Отклонение от плана





В абсолютном значении

% роста

1. Стоимость основных производственных фондов (ОПФ)

млрд. руб.

20,8

21,2

+0,4

101,9

2. Приведенные т-км млн. т-км9584498719+2875103






3. Доходы от перевозок (До)

млн. руб.

4359775

4501480

+141705

103,25

4. Прибыль балансовая

млн. руб.

1451865

1539910

+88045

106,06

5. Фондоотдача - натуральный показатель

4,60794,6566+0,0487101,06





6. То же - стоимостной показатель

0,20960,2123+0,0027101,29





7. Рентабельность пере6возок

%

6,9801

7,2637

+0,2836

104,06


2.4 Анализ изменения рентабельности перевозок

Отклонение фактического уровня рентабельности перевозок от плана зависит от:

изменения стоимости производственных фондов:


влияния факторов, связанных с изменением балансовой прибыли (на основе таблицы 14):


где  - изменение балансовой прибыли из-за отклонения себестоимости перевозок, млн.руб.

,

где  - изменение балансовой прибыли из-за отклонения доходной средней ставки, млн. руб.

,

где  - изменение балансовой прибыли из-за отклонения от плана объема первозок, млн. руб.

баланс отклонений:

+0,28=7,2637- 6,9801= -0,1317 + 0,1570 + 0,4714 - 0,2131

+0,28 = +0,28

Итак, за отчетный период рентабельность перевозок увеличилась на 0,28%.

Увеличение стоимости производственных фондов привело к снижению рентабельности на 0,1317%, а изменение доходной ставки увеличило величину рентабельности на 0,4714%.

Уменьшение объема перевозок привело к снижению рентабельности на 0,2131%, а повышению на 0,1570% так же послужил спад себестоимости перевозок.

В результате совместного влияния факторов повышение рентабельности перевозок составило в целом по дороге 0,28%.

Список литературы

1.     Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта: задание на курсовой проект с методическими указаниями: составитель канд. экон. наук, доц. Н.В. Федотова. - М.: МГУПС, 2011.

2.      Федотова Н.В. Методы элиминирования в экономическом анализе: Уч. пос. - М.: МИИТ, 2009.-53с.

Приложение 1

железный дорога перевозка производительность

Показатели работы железной дороги

Показатель

Значение


план

факт

Приведенные тонно-километры, млн. т-км

95844

98719

Тарифные тонно-километры, млн. т-км

85300

86900

Структура перевозки грузов по видам сообщений, %



местное

22.1

22,3

прямое

77,9

77,7

Средняя дальность перевозки грузов в прямом сообщении, км

376

372

Структура перевозки грузов в местном сообщении, % :



уголь

11.5

11,0

нефть

15,5

14,7

хлебные

7,5

8,1

лесные

20,6

21,9

прочие

44,9

44.3

Дальность перевозки грузов в местном сообщении, км:



угля

192

193

нефти

184

181

хлебных

162

163

лесных

154

151

прочих

179

176


Приложение 2

Показатели работы железной дороги

Показатель

Значение


план

факт

Приведенные тонно-километры, млн.

95844

98719

Эксплуатационные расходы, тыс. руб.

2907910

2961570

В т.ч. зависящие от объема перевозок, тыс. руб.

1195170

1234000

Стоимость основных производственных фондов, млрд. руб.

20,8

21,2

Контингент по эксплуатации

44820

45100

В т.ч. в зависящей от объема работы части, чел.

17450

17600

Среднемесячная ставка заработной платы, руб.

23186,1

23187,0

Сверхурочные часы работы по отчету, ч

101800

102300


Приложение 3

Показатели работы железной дороги для расчета доходов

Показатель

Значение

 


план

факт

Доходная ставка на 10 тарифных т-км, коп.

38,75

38,20

Доходная ставка на 10 пасс.-км, коп.

100,00

100,00

Структура перевозок в тарифных ткм по родам грузов, %



уголь

22

20

нефтепродукты

18

17

лесные грузы

20

22

руда

17

19

прочие

23

22

Доходная ставка на 10 т-км по родам грузов, коп.



уголь

23,60

23,55

нефтегрузы

28,45

28,50

лесные грузы

23,55

23,60

руда

35,80

35,90

прочие

76,70

75,60

Структура перевозок в пассажиро-километрах по видам сообщений, %



прямое

78

82

местное

6

5

пригородное

16

13

Доходная ставка на 10 пас-км по видам сообщений, коп.



прямое

104,00

105,00

местное

184,00

172,00

пригородное

49,00

40,80


Похожие работы на - Анализ деятельности железной дороги

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!