Организация железнодорожных пассажирских перевозок

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,33 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация железнодорожных пассажирских перевозок

Содержание

Введение

. Порядок продажи билетов

. Сроки годности билетов

. Условия проезда пассажиров

. Провоз детей

. Оформление проезда пассажира, отставшего от поезда, при опоздании пассажира к поезду и в случае изменения маршрута

. Остановка в пути

. Отказ в перевозке. Разрешение споров

. Ответственность железной дороги

. Расчёт с пассажиром за несостоявшуюся перевозку

. Контроль перевозок

Список литературы

Введение

Железные дороги являются самым крупным грузоперевозчиком страны. На их долю приходится около 30% общенационального грузооборота в тонно-км. С точки зрения затрат железные дороги - наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок вагонных партий грузом навалом - каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов, стали предоставлять услуги в пути, такие, как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Но внутренняя эффективность работы ж/д транспорта пока еще не так высока, как хотелось бы. Чтобы выявить резервы роста производительности, необходим анализ деятельности железной дороги, методику одного из которых предоставляет в наше распоряжение статистика.

К примеру, статистический анализ эксплуатационной деятельности железной дороги позволяет выявить, перевозки какого вида (прямое - ввоз, вывоз, транзит, или местное) преобладают на данной дороге и в связи с этим дать рекомендации по повышению эффективности организации работы и, как следствие, качества обслуживания потребителей. Если на дороге преобладает собственная погрузка и наблюдается недостаточное использование вагонного парка по мощности и во времени, то можно предположить, что в определенной мере это является недостатком в работе данной дороги. Руководство дороги должно принять меры по улучшению использования грузовых вагонов за счет увеличения нагрузки на груженый вагон и сокращения времени его простоя под грузовыми операциями (в случае, если последнее выше нормы).

1.Порядок продажи билетов

Документ на права проезда по железным дорогам является билет установленный РЖД формы. На станциях и установочных пунктах пригородных участков, где применяется зонный тариф, пригородные билеты продаются преимущественно через билетопечатающие машины и автоматы. В дальнем сообщении билеты продаются за 45 суток до отправления поезда через бюро заказов, кассы предварительной продажи билетов.

В зависимости от местных условий на поезда постоянного обращения начальниками дорог могут быть установлены более удлинённые сроки продажи ж/д билетов, о чём оповещается население.

В предварительных кассах билеты продаются только в порядке общей очереди.

При продаже билетов вагоны с нумерованными местами пассажирам, приобретающим два и более билета, предоставляется, как правило, равное количество верхних и нижних мест.

Время прекращения продажи билетов на дальние и местные поезда перед их отправлением определяется начальником станции в зависимости от местонахождения касс.

Пассажиру, следующему без пересадки в пути, выдаётся один билет, соответствующий роду вагона и категории поезда. Во всех случаях следования с пересадкой в пути пассажиру выдаётся билет на проезд в жёстком общем вагоне на весь путь следования пассажирского поезда, а при проезде пассажира в вагоне или поезде вышеоплачиваемой категории к его билету жёсткий общий вагон выдаётся не далее конечного пункта следования поезда или пункта пересадки квитанция доплат на проезд в соответствующим вагоне или поезде. Транзитным пассажирам в пунктах пересадки к имеющимся билетам так же выдаются соответствующие квитанции доплаты, если они продолжают путь в вагонах или поездах вышеоплачиваемых категорий.

Для пассажиров, следующих с пересадкой в пути, организуется продажа билетов с предоставлением мест в поездах, отправляющихся с пунктов пересадки(прямые плацкарты).

Проездные документы перед их выдачей пассажиру должны быть заполнены необходимыми сведениями (станция и дорога отправления, станция и дорога назначения, путь следования, номер вагона и мест и т.д.), предусмотренными формой документа.

Билеты с прямой плацкартой продаются, как правило, не менее чем за двое суток до отправления поезда со станции пересадки в кассах предварительной продажи, а так же в суточных кассах (с последующим вручением проездных документов пассажиру не посредственно в поезде на одной из участковых станции дороги).

Прямая плацкарта может быть выдана по требованию «пассажира», «тройная» и т.д., т.е. с двумя и более пересадками. Предельный срок оформления заказа отдельных граждан на «прямые» плацкарты и билетов на обратный выезд устанавливается не более двух суток после приёма заказа. Проездные документы должны быть получены пассажирами на следующий день после оформления заказа дорогой.

2. Сроки Годности Билетов

Сроки годности билетов различаются в зависимости от того, с пересадками или без них следует пассажир. Если пассажир следует в вагоне или поезд беспересадочного сообщения, то билеты действительны только на время следования вагона или поезда в соответствии с компостером, наложенным на билете. Если пассажир следует с пересадками в пути следования в прямом и местном сообщениях, то число суток, в которые билеты действительны, определяется в зависимости от расстояния.

В этом случае срок годности билетов считается с нуля часов следующего дня, указанного компостером на билете, и оканчивается в 24 ч последнего дня. Срок годности билета продляется начальником станции или вокзала путём отметки об отсрочке на самом билете в случае непредоставления пассажиру места в соответствии с билетом.

Пригородные билеты по купону «туда» действительно в течение дня их выдачи; обратные билеты по купону «обратно» - в течение 1 суток, не считая дня выдачи, а также общевыходных и праздничных дней. Если окончание срока годности пригородного билета застанет пассажира в пути, билет сохраняет годность до прибытия пассажира на станцию назначения. Сроки годности месячных, двухмесячных, трёхмесячных, сезонных, полугодовых и годовых билетов указываются в них и исчисляются, начиная с даты их действия и кончая тем же числом (исключительно) соответствующего месяца и года.

3. Условия проезда пассажиров

Каждый пассажир обязан иметь проездной билет, хранить его в течение всего времени поездки и предъявлять по требованию лиц, производящих контроль.

В вагонах со спальными местами проездные документы до конца поездки в данном поезде хранятся у проводника вагона, который несёт за них ответственность.

Удостоверение депутатов верховных советов, годовые служебные и талонные билеты остаются у пассажиров.

Проездные билеты транзитным пассажирам возвращаются не позже чем за 30 мин до прибытия поезда в пункт пересадки. В случае утраты проводником принятых от пассажира проездных документов немедленно при обнаружении этого составляется акт, на основании которого ближайшая выдаёт новые проездные документы до станции конечного назначения пассажира с отметкой на обороте этих документов «Взамен утерянного».

В случае утраты билета, действительного для проезда «туда и обратно», пассажиру выдаётся второй экземпляр акта, на основании которого станция отправления в обратном направлении выдаёт ему билет без взыскания провозной платы.

При проезде в пассажирских поездах прямого и местного сообщения пассажир должен занимать в вагоне место, указанное в его проездных документах. На станциях, где пассажирские поезда имеют стоянки в пределах до 5 мин, пассажиры при посадке допускаются с билетами в любые вагоны поезда. Проводники должны оказывать помощь пассажирами по переходу в вагоне, в которые приобретены билеты.

В случае неправильного оформления кассой проездных документов пассажиру или выдачи ему билета без наличия свободных мест в вагоне механик-бригадир проводников и проводники вагонов обязаны допустить пассажира в вагоне и совместно с работниками вокзала принять меры к предоставлению ему места в поезде и к исправлению неправильно оформленных проездных документов.

При следовании пассажира в том же поезде, когда предоставленное ему другое место оплачивается по более низкой стоимости, чем имеющийся у него билет, пассажиру возвращается разница в стоимости проезда. По акту, выданному бригадиром проводников, эта сумма может быть получена на любое попутной станции или станции назначения. В последнем случае, кроме акта, предъявляются проездные документы. Если пассажиру предоставлено место более высокой категории, доплата с пассажира не взимается. Однако, если в поезде освободится место, соответствующее билету пассажира, он обязан перейти на указанное место или сделать доплату за проезд на оставшееся расстояние на месте более высокой категории.

Проводники вагонов обязаны предупредить пассажиров о подходе поезда к станции назначения или пересадки. Проводники вагонов со спальными местами отвечают за проезд пассажирами станции назначения и пересадки согласно маршруту, указанному в билете. О каждом случае проезда составляется акт за подписью механика-бригадира проводников, проводника вагона и пассажира, заверенный штемпелем станции. Этот акт даёт пассажиру право возвратиться до станции назначения или пересадки бесплатно.

4. Провоз детей

С каждым пассажиром может бесплатно ехать ребёнок в возрасте до 5 лет, если он занимает отдельного места. Если пассажир желает иметь отдельное место для ребёнка этого возраста, необходимо приобрести детский билет и плацкарту. Если с пассажиром следуют двое или более детей до 5 лет, то один ребёнок провозится бесплатно, а второй и последующие - по детским билетам. Для каждого ребёнка в возрасте от 5 до 10 лет приобретаются детские билеты, равное по стоимости ¼ стоимости взрослого билета по общему тарифу. Для детей старше 10 лет билеты приобретаются, как для взрослых.

В общем вагоне с местами для сидения каждому ребёнку, имеющему детский билет, должно быть предоставлено место наравне со взрослыми пассажирами. В вагонах со спальными местами для ребёнка в возрасте от 5 до 10 лет доплаты за спальное место не требуется, если он не занимает отдельного места. Если с пассажиром едут двое или трое детей до 10 лет, для них приобретается одна плацкарта, если четверо или пятеро - две. Плацкарта оформляется по её полной стоимости. При перевозке детей в дальнем сообщении по заявкам предприятий, организаций и учреждений в отдельных поездах и вагонах взыскивается в соответствии с родом вагона и категорией поезда стоимости: детских билетов - по количеству фактически едущих детей в возрасте до 10 лет; полных билетов - по числу сопровождающих и детей в возрасте 10 лет и старше, а также за все остальные места, не занятые в вагоне; плацкарт - по количеству мест в вагоне.

5.Оформление проезда пассажира, отставшего от поезда, при опоздании пассажира к поезду и в случае изменения маршрута

Пассажир, отставший от поезда, должен заявить об этом начальнику станции, который возобновляет годность билета на следующий поезд путём наложения нового компостера, при этом стоимость ранее оплаченного спального места теряет силу и не возвращается, а пассажир может выехать с первым поездом, следующим до станции, указанной в билете. Если у отставшего от поезда пассажира остались в поезде его вещи или (билет), начальник станции обязан немедленно дать телеграмму начальнику поезда о снятии оставленных вещей или передаче билета на станцию по указанию пассажира. Механик-бригадир принимает меры к сохранению вещей и билета и сдаёт их по акту на станцию, указанную в телеграмме, уведомив об этом станцию нахождения пассажира. На основании уведомления пассажиру предоставляется право бесплатного проезда до станции, где оставлены его вещи и билет. На право проезда пассажиру бесплатно выдаётся новый билет.

При опоздании пассажира на поезд (кроме пригородного) начальник станции возобновляет действительность билета, если об этом заявлено в течение 3 ч, а вследствие болезни или несчастного случая, подтверждённых соответствующими документами, - в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретён билет.

В этом случае стоимость ранее оплаченного спального места не возвращается, а пассажир может выехать с первым отходящим по расписанию поездом, следующим до станции, указанной в билете.

При отказе пассажира от поездки начальник станции должен возвратить пассажиру внесённые платежи, кроме доплаты за спальное место.

В случаях когда проездные документы пассажира остались у провожающего и предъявлены начальнику станции или вокзала в течение 3 ч с момента отправления поезда, начальник станции за счёт провожающего даёт телеграмму начальнику поезда и начальнику станции по пути следования, на которой можно за время стоянки поезда выдать новые проездные документы. На основании этой телеграммы станции бесплатно выдаёт новые проездные документы.

Если в течение 4 ч после отправления пассажира с начальной станции не будет получена телеграмма от начальника станции отправления, пассажир обязан уплатить штраф как за безбилетный проезд, а на дальнейший проезд приобрести билет или оставить поезд.

Проездные документы, предъявляемые после трёхчасового срока, но не позднее суточного срока после отправления поезда, подлежат погашению. В этом случае внесённые платежи за вторично приобретенные билеты могут быть получены обратно после рассмотрения управлением дороги в претензионном порядке заявления пассажира, к которому должны быть приложены как погашенные, так и вновь приобретённые билеты.

6.Остановка в пути

Остановка пассажира в пути с продлением срока годности билета может быть сделана только один раз. Транзитный пассажир должен предъявить билет начальнику станции или вокзала не позже 24 ч, а пассажир, следующий в беспересадочном вагоне, - в течение 4 ч с момента прибытия на станцию поезда, с которым он следовал. В этом случае срок годности билета удлиняется на время фактического перерыва поездки, т.е. со дня отметки об остановке по день новой отметки о возобновлении поездки, но не более чем на 10 дней. В пунктах пересадки транзитных пассажиров в другой поезд для продолжения поездки по указанному в билете маршруту в течение срока годности билета отметки об остановке не требуется.

При желании возобновить прерванную поездку с той же станции, на которой была сделана остановка, пассажир должен закомпостировать билет. При отсутствии нового компостера на билете после остановки пассажир считается безбилетным, но имеет право закомпостировать билет в кассе ближайшей станции, если срок годности данного билета не истек. Срок годности билета может быть продлён только в том случае, если в оставшееся время можно доехать до станции назначения. В случае остановки в пути доплата за плацкарту на дальнейшем следовании считается недействительной. Остальные доплаты ( за скорость, купейность, следование в мягком вагоне) остаются действительными. Если пассажир после остановки продолжает путь в нижеоплачиваемом поезде и вагоне, ранее взысканные доплаты не возвращаются. Транзитному пассажиру предоставлено право изменить в пути следования указанный в билете маршрут, не изменяя станции назначения.

По желанию пассажира станция отправления при оформлении «прямой плацкарты» выдаёт проездные документы с продлением срока годности билета в пункте пересадки до 10 суток. Срок годности билета продляется на станции первоначального отправления путём нанесения на билете штампа или надписи «Остановка на станции (наименование станции пересадки) с продлением срока годности билета (часы, число, месяц, год, подпись)». На билете указываются номера выданных квитанций доплат. Повторное продление срока годности билета с прямой плацкартой в пункте пересадки не допускается. Деньги за непроследованное расстояние по билету, срок годности которого продлён на первоначальной станции, возвращаются дорогой отправления в претензионном порядке при условии предъявления билета и выданных к нему прямых плацкарт.

7.Отказ в перевозке. Разрешение споров

Дорога вправе в перевозке и удалить пассажира из поезда: если пассажир нарушает правила проезда или спокойствие других пассажиров, едущих с ним в одном вагоне. Такой пассажир удаляется из поезда должностными лицами на железнодорожном транспорте;

Когда пассажир находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих, и если при этом нет возможности поместить его отдельно. В этом случае пассажир удаляется из поезда при обязательном участии врачебно-медицинского персонала и лишь на той станции, где имеются соответствующие лечебно-медицинские учреждения.

8.Ответственность железной дороги

Дорога несёт полную ответственность за сохранность принятого к перевозке багажа и грузобагажа с момента приёма к перевозке до выдачи согласно установленным правилам. За несвоевременное прибытие или отправление поезда дорога не несёт материальной ответственности перед пассажиром. По просьбе пассажира ему выдаётся справка об опоздании поезда. При непредоставлении пассажиру спального места в соответствии с билетом и при отказе пассажира от предложенной замены места дорога возвращает провозные платежи. За опоздание в доставке багажа дорога уплачивает штраф в размере 10% провозной платы за каждые сутки опоздания, считая неполные сутки за полные. Сумма штрафа не должна превышать 50% провозной платы. Время опоздания доставки багажа исчисляется с 24 ч дня, в который должен был прибыть багаж.

В случае утраты пассажирского багажа с объявленной ценностью деньги уплачиваются начальником станции из станционной выручки в сточный срок в размере объявленной ценности и уплаченной провозной платы. В случае, если дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости. Если на багаж ценность не объявлялась, то начальник станции делает возмещение немедленно из станционной выручки в размере 50 коп, за 1 кг.

9.Расчёт с пассажиром за несостоявшуюся перевозку

Возврат денег за неиспользованные проездные документы и за несостоявшуюся перевозку багажа имеет место при:

непредоставлении пассажиру места в поездке (кроме пригородных) согласно купленному билету;

заблаговременном возврате пассажиром проездных документов в кассу станции не позднее чем за 6 ч до отправления поезда;

удалении пассажира из поезда вследствие болезненного состояния;

перерыве движения поездов, вызвавшем отказ пассажира от продолжения поездки;

опоздании на поезд (кроме пригородного) в течение 3 ч, а вследствие болезни или несчастного случая - в течение 3 суток с момента отправления поезда;

прекращении поездки в пути следования.

10.Контроль перевозок

Для обеспечения правильного использования средств ж/д транспорта и соблюдения правил перевозок пассажиров и багажа управления дорог организуют контроль. Контролирующие лица проверяют: наличие у пассажиров проездных документов, обеспечение со стороны поездной бригады надлежащего содержания вагонов и качество обслуживания пассажиров, соблюдение пассажирами общественного порядка в поездах, на вокзалах и выполнение или, а также работниками железнодорожного транспорта Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам России, обращая особые внимание на правильность выдачи и оформления проездных и перевозочных документов, правильность гашения проездных документов провдниками вагонов, организацию работы касс, правильность учёта свободных мест в вагонах и своевременную передачу сведений о свободных и освободившихся местах, правильность пользования служебными, арендованными вагонами и вагонами, принадлежащими другим ведомствам.

Контроль в поездах осуществляется контролёрами-ревизорами поездов, механиками-бригадирами проводников, проводниками вагонов и соответствующими должностными лицами железнодорожного транспорта. Лица, контролирующие поезда, в том числе общественные котроллеры, должны иметь специальные разрешения (открытые листы) на право контроля. При отборе у пассажиров проездных документов проводник вагона должен погасить их путём надрыва и положить в папку для хранения, за исключением проездных документов транзитных пассажиров (которым в пути следования предстоит пересадка на другой поезд) и пассажиров, желающих в пути следования сделать остановку с продлением срока годности билетов, которые гасят перед прибытием пассажиров на станцию назначения. По требованию пассажиров им возвращаются погашенные документы, а оставшиеся уничтожаются проводниками вагонов.

Список литературы

таможенный граница союз

1.Организация железнодорожных пассажирских перевозок под редакцией В. А. Кудрявцева: О-75 Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. образования

.А.А. Шрамов, В. Г. Шубко Организация грузовых и пассажирских перевозок и коммерческой работы: Учебник для средних ПТУ - М.: Транспорт, 1979 - 328 с., ил., табл. - Библиогр.: с. 318 -319

Похожие работы на - Организация железнодорожных пассажирских перевозок

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!