Формирование экономической стратегии фирмы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование экономической стратегии фирмы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-

педагогический университет»

Институт менеджмента и экономической безопасности

Кафедра экономической теории

К защите допускаю:

Зав. кафедрой______________

__________________________

«___»_______________20_ г.

Формирование экономической стратегии фирмы

Выпускная квалификационная работа

по специальности 080101 Экономическая теория

Идентификационный код:









Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Формирование экономической стратегии фирмы

.1 Стратегия как экономическая категория

.2 Факторы, влияющие на формирование стратегии фирмы

.3 Экономическая эффективность и стратегии фирмы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ВВЕДЕНИЕ


Успех работы предприятия обеспечивают его хозяйственная деятельность, стратегическое планирование, менеджмент организации. Поэтому современная теория стратегического планирования и управления предприятием большое внимание уделяет функциональной сфере управленческой деятельности, которая связана с управлением экономикой предприятия. В условиях современной рыночной экономики многие руководители недооценивают роль организации рационального управления предприятием в целом и повышения производительности труда.

Решение вопросов организации экономического управления, оптимального использования финансовых ресурсов предприятия играет огромную роль в эффективном управлении.

Финансовые ресурсы являются основой системы предпринимательства. Они представляют собой вид ресурсов, который непосредственно влияет на финансовый результат, и является необходимым для нормального процесса производства. В условиях рыночной экономики эффективное управление ресурсами менеджмент - является приоритетным для организации и обеспечивает во многом ее экономическую стабильность и эффективность. Управление является средством коммуникации, доносящим до заинтересованных сторон сегодняшнее видение целей и путей их достижения. Таким образом, в рамках корпоративного управления должен быть получен ответ на вопрос «как руководство компании намеревается реализовывать стратегические цели собственников компании при помощи имеющихся ресурсов» [19, С.78].

Наибольшего успеха добились компании, которые в стратегическом экономическом планировании используют правильно выстроенные приоритеты и цели, а также грамотные рациональные методы управления. Все эти аспекты обусловили актуальность темы дипломной работы. Не является открытием утверждение, что эффективная организация - это контролируемая, прозрачная структура с четкими перспективами в будущем. Одним из ключевых инструментов управления этими перспективами является управление экономикой предприятия.

Объектом исследования является экономическая стратегия фирмы. Выбор данной темы связан с тем, что в настоящее время управление является актуальной темой в экономике, так как именно оно определяет результат деятельности предприятия. Управление имеющимися экономическими ресурсами предприятия является инструментом управления предприятием в целом, а эффективное управление всегда важно для бизнеса. Таким образом, актуальность данной темы состоит в необходимости этих знаний в современной экономике.

Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе формирования стратегии развития фирмы

Цель работы - разработка основных направлений формирования стратегии фирмы.

Основными задачами являются:

) раскрыть структуру системы экономического менеджмента цель её функционирования, а также функции и задачи входящих элементов;

) рассмотреть понятие экономического менеджмента;

) рассмотреть организацию менеджмента в компаниях.

В работе использованы различные методы, а именно такие, как общенаучные, так и описательные и аналитические методы.

В процессе написания дипломной работы использовались нормативные источники и разнообразные литературные источники, на основании которых строится анализ, и делаются выводы.

Стремительное развитие рыночных отношений в экономике происходит на фоне изменения технологий, широкого внедрения компьютерной техники, возрастания роли науки и научно-технического прогресса. Одновременно происходит усиление социальной ориентации производственной деятельности, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса.

Еще большее значение работа приобретает в период финансового кризиса, когда финансовое состояние многих предприятий ухудшается и необходимо изучать опыт успешных японских компаний, переживших успехи и падения.

Значение данной работы состоит в том, что изученный опыт экономического менеджмента компаний, работы А.О. Недосекина, посвященные стратегии и методам финансового менеджмента, а также работы И. Ансофф, В.Н. Котенкова и Б.В. Сазыкина, А. Чандлера.

Изученный опыт может быть применен в российских условиях с учетом специфики ведения бизнеса в России.

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ

 

1.1 Стратегия как экономическая категория


Современное состояние бизнес-среды, взаимоотношений покупателей, поставщиков, прочих дебиторов и кредиторов, постоянно меняющаяся экономическая ситуация свидетельствуют о необходимости прогнозирования нескольких направлений развития бизнеса. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит формированию правильной стратегии.

"Нам нужен результат" - такую фразу все чаще можно слышать от руководящих должностных лиц в самых различных сферах деятельности.

Однако достижение нужного результата неуправляемым способом вряд ли уместно. Вообще неуправляемость опасна в любом деле. Чтобы не подвергать жизнедеятельность локальных и более крупных социумов опасностям, необходимо обеспечивать управляемое достижение результатов. Это главное, что приходится учитывать в процессе совершенствования теории и практики социального управления. Важнейшей методологической основой при этом выступает движение от простого к сложному с учетом причинно-следственных связей.

Уходит в прошлое традиционный экономический менеджмент, под которым принято понимать стратегическое управление по задачам. Такому управлению сегодня приклеивают много ярлыков: несистемное управление; стадийное управление; управление по потребностям; управление по возможностям; затратное управление и др. В противовес всему этому теперь на передний план выходит инновационный менеджмент в виде управления по целям и результатам, под которым подразумевается по-новому организованная процессная организация системной, интегрированной управленческой деятельности.

Теория и практика экономического управления в течение достаточно длительного периода времени исходили и продолжают исходить из прямо противоположных представлений, связывающих повышение качества управленческой деятельности с упрощением организационной структуры, механическим сокращением управленческого аппарата, упразднением ряда функций, управленческих компетенций, насаждением единообразия, стереотипов, шаблонов в управленческих действиях и т.д.

Управление деятельностью - это:

определение стратегии развития;

прогнозирование,

планирование;

бюджетирование;

организация деятельности;

выработка, принятие и исполнение решений;

нормативно-правовое регулирование деятельности;

ресурсное обеспечение;

создание благоприятного климата и т.д.

Таблица 1- Различные определения стратегии

ФИО экономиста

определение стратегии

А. Чандлера

Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей

И. Ансофф

Стратегия- набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности

Голубков Е.П.

Г. Минцберг

Стратегия - это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее

экономический словарь

Стратегия- это искусство руководства, общий план ведения работы исходя из сложившейся деятельности на данном этапе развития

Подведем итоги рассмотрения различных определений стратегии. Стратегия - это направление развития организации по достижению главных целей с учетом:

возможных изменений и неопределенности внешней среды;

имеющихся внутренних ресурсов экономической системы;

правил ведения бизнеса.

Если подойти к вопросу более детально, то общую стратегию можно разбить на следующие функциональные составляющие части:

) финансовую стратегию, направленную на рост рыночной стоимости;

) маркетинговую стратегию, направленную на прирост клиентской базы и т.п.;

) стратегию управления персоналом, направленную на построение системы мотивации и оценки персонала, обучение кадров;

) информационную стратегию, которая может быть ориентирована на создание единой базы данных, содержащей информацию обо всех областях деятельности.

Классификация стратегий приведена в Приложении А. Особенность стратегического планирования состоит в рассмотрении решаемых задач в контексте внутренних и внешних факторов, влияющих на нее, и большом горизонте планирования. Отсюда следует необходимость последовательных принципов при разработке системы стратегического планирования.

При выработке финансовой стратегии необходимо исходить из того, что во время кризиса предприятие должно решить проблему падения стоимости чистых активов. Этого можно добиться, только сформировав такую структуру активов, которая будет наименее зависима от кризисных явлений. Желательно увеличить долю оборотных активов и снизить долю внеоборотных, поскольку в период нестабильности именно внеоборотные активы как наименее ликвидные подвержены обесценению.

Рассмотрим перечень основных принципов формирования системы стратегического управления и их краткую характеристику, необходимых для обеспечения стратегического планирования японских компаний.

. Правильная оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках всей хозяйственной системы и отдельных ее составляющих (оценка организационной структуры бизнес - сфер и отдельных центров ответственности на основе используемых финансовых и нефинансовых индикаторов деятельности).

. Выбор стратегического направления развития бизнеса:

лидерство по наименьшим затратам (оценивание показателей функционирования конкурентов, мониторинг конкурентной позиции, оценивание расходов конкурентов);

дифференциация (оценка сферы деятельности, расчет себестоимости различных характеристик продукции (анализ атрибутов продукции), анализ по потребителям);

фокусирование (сосредоточение внимания на отдельном виде деятельности - анализ по видам деятельности).

. Стратегический анализ затрат (оценка затрат и доходов на основе методов дисконтирования).

. Использование ценных систем управления и учета (учет и оценка затрат на разных стадиях жизненного цикла продукта).

. Выбор технологии управления затратами (современные системы управления затратами: таргет-костинг, кайдзен-костинг, менеджмент функциональных групп).

. Управленческий учет инноваций (составление стратегических калькуляций, определение прогнозных прибылей на основе стратегических отчетов).

. Стратегическое ценообразование (стратегия премиального ценообразования, нейтральное ценообразование, стратегия ценового прорыва, стратегия, ориентированная на категорию потребителя).

. Использование инструментов бухгалтерского инжиниринга (составление производных балансовых отчетов на основе ситуационного, бухгалтерского, когнитивного моделирования).

Рассмотрим более подробно основные принципы формирования системы стратегического управленческого учета. Правильная оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках всей хозяйственной системы и отдельных ее составляющих. Если рассматривать отдельную организацию, то следует оценить результативность деятельности отдельных центров ответственности. Для определения прибыли можно использовать трансфертные цены. Учитывая, что избыточная продукция (услуга) подразделения может быть реализована на сторону и имеются рыночные цены на нее, то рекомендуется использовать трансфертные цены на основе рыночных цен. При необходимости состав оценочных показателей может быть расширен. Проведенный анализ позволит определить наиболее рентабельные подразделения и реально оценить финансовые возможности, что приведет к правильному выбору стратегического направления развития организации в целом.

Таким образом, мы представили концепцию современного стратегического управления и кратко охарактеризовали сущность ее основных инструментов.

Одновременно с этим осуществляется оценка организационной структуры и всех бизнес - сфер, характеризующих выполняемые функции, что позволит принять решение о реинжиниринге бизнес-процессов. Выбор стратегического направления развития бизнеса включает: лидерство по наименьшим затратам; дифференциацию; фокусирование.

Для каждого из выбранных направлений развития осуществляется сбор определенной информации.

Лидерство по наименьшим затратам предполагает снижение затрат и получение за счет этого дополнительной прибыли. Для этого направления основным критерием деятельности является показатель рентабельности и акцентируется внимание на самую высокую рентабельность в отрасли. Для ее претворения в жизнь необходимо постоянно вести научно-инновационную деятельность. По данному направлению рекомендуется использовать следующие приемы:

оценивание показателей функционирования конкурентов;

мониторинг конкурентной позиции;

оценивание расходов конкурентов.

Фокусирование предполагает получение основной прибыли в том виде деятельности, в котором у организации имеются конкурентные преимущества. Для проведения анализа по видам деятельности необходима исходная информация, которая может собираться в системе учета, на основе которого составляется конъюнктурный производный балансовый отчет.

Основными направлениями стратегического учета конкурентов являются:

уровень себестоимости продукции (высокая себестоимость, средняя себестоимость, низкая себестоимость);

качество и особые свойства (по приоритетным критериям оценки);

ценовая политика (внутрифирменная политика: максимизации цены, минимизации цены, поддержания цены на определенном уровне);

возможности появления новых конкурентов (производственная сегментация);

ведение научно-исследовательской работы сотрудниками.

В дальнейшем проводится анализ продаж по географическим сегментам, категориям покупателей. Он является важнейшей составляющей бюджета продаж и контроля за текущим исполнением бюджета. Отсутствие на большинстве отечественных предприятий аналитического учета продаж по сегментам затрудняет работу отдела маркетинга. Оценка деятельности предприятий показала, что отдельные организации, сохраняя свою специализацию, сосредоточивают внимание на улучшении качественных характеристик продукции.

Отличительной чертой стратегического анализа затрат является ранняя экономическая оценка затрат на производство и сбыт продукта с учетом возможных технических решений и возможностей изменения сырьевой базы.

Необходимо отметить, что в рамках осуществления стратегического управленческого учета необходимо спланировать а затем вести учет затрат на протяжении всего жизненного цикла продукции (см. табл. 2).

Таблица 2- Характеристика направлений роста затрат на разных стадиях жизненного цикла продукта

Стадия жизненного цикла

Направление роста затрат

Риск

Отраслевая особенность

Стадия разработки

Высокие затраты на создание (разработку) продукта

Затраты не окупятся, так как продукт будет не востребован

Разрабатываются новые технологии, но они применяются только после комплексных исследований, затраты на них практически всегда окупаются; могут разрабатываться новые продукты, затраты на которые могут не окупиться

Стадия выхода на рынок

Дополнительные затраты на создание благоприятных условий для продажи продукции

Маленький объем продаж из-за низкого спроса и высокой цены

Отраслевые особенности отсутствуют. Высокие затраты на производство, дополнительные затраты на рекламу и маркетинговую политику

Стадия производства

Возможны непредсказуемые затраты

Высокая конкуренция

Необходимость расширения собственной сети розничных продаж для поддержания имиджа

Стадия спада продаж

Увеличение затрат на хранение

Снижение объема продаж

Дополнительные затраты на разработку специальных мер из-за возникновения дисбаланса

Стадия ухода с рынка

Затраты на модернизацию (утилизацию) оборудования

Непродажа остатка товаров или продажи по заниженной цене

Затраты на утилизацию (переработку) не реализованной своевременно продукции

Итак, стратегия предприятия - это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться, т.е. это вектор и средство, достижения желаемых результатов.

Все больше крупных компаний во всем мире осознают актуальность разработки эффективной стратегии развития предприятия. Руководители прилагают большие усилия для включения экономических аспектов в стратегию развития бизнеса, осознавая, что является конкурентным преимуществом, которое позволяет компании повысить эффективность работы и завоевать дополнительную долю рынка. В современных условиях предприятиям приходится самостоятельно планировать эффективные стратегии развития и управления, необходимые для устойчивого развития в условиях нестабильной экономической конъюнктуры, повышения требований потребителей к производимым продуктам, недостаточного экономического потенциала.

Д. Исаев, рассматривая эволюцию стратегического управления, отмечает, что на ранних этапах развития предпринимательства, в период преобладания семейного бизнеса, функции управления оставались за собственником предприятия, который нередко выполнял также и роль непосредственного исполнителя. Конфликт интересов был просто невозможен, поскольку все функции были сосредоточены в одних руках. Такая ситуация характерна и для многих современных предприятий малого бизнеса. Проблема агентских отношений между собственниками и менеджерами впервые стала приобретать актуальность на рубеже XIX - XX вв. по мере появления крупных предприятий, управление которыми требовало привлечения наемных менеджеров. Начался процесс отделения прав собственности от функций управления этой собственностью. Если раньше владельцы бизнеса сами обеспечивали управление предприятиями и контроль за их деятельностью, то теперь функции текущего управления перешли в руки наемных менеджеров, хотя решение стратегических задач все еще оставалось прерогативой собственников.

Позже, в 1930-е гг. по мере дальнейшего расширения бизнеса и укрупнения компаний наемные менеджеры все чаще стали получать право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Таким образом, контроль над предприятиями практически в полной мере перешел в руки директоров. При этом все чаще стала проявляться проблема агентских отношений, обусловленная различиями интересов собственников (акционеров) и менеджеров (директоров). Если акционеры были заинтересованы в росте капитализации компании, выплате дивидендов и усилении рыночных позиций.

Стратегия - способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение цели операции. Стратегия определяет правила принятия дальнейших решений на основе, получаемой на каждом этапе информации о ходе процесса и изменениях среды. Сегодня ожесточенная конкурентная борьба и постоянные изменения условий деятельности организаций ставят их перед необходимостью вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы не только адаптироваться к изменяющимся условиям, но и извлекать для себя выгоду.

Можно сделать заключение, что стратегия управления ресурсами - набор основных способов, принципов, правил и целей работы с ресурсами, уточненный с учетом стратегии организации, факторов внешней и внутренней среды и направленный на формирование конкурентоспособного предприятия.

Методам формирования стратегии компании в настоящее время уделяют особое внимание, т.к. он является инструментом, объединяющим воедино все функции управления, придающим процессу управления организацией целостный характер. Процесс стратегического планирования и управления компаний помогает в принятии перспективных и текущих управленческих решений. Его задача - обеспечить необходимые и своевременные нововведения и изменения в организации.

 

1.2 Факторы, влияющие на формирование стратегии фирмы


С учетом имеющихся различных точек зрения, можно дать такую характеристику стратегического финансового управления. Это процесс получения конкретных, продуманных, намеченных в соответствии с объективными возможностями результатов управленческой деятельности, состоящий из этапов:

) определение (планирование) предстоящих результатов;

) организация собственно ситуационного управления (повседневная практическая управленческая деятельность по достижению результатов);

) оценка результатов (изучение, анализ и итоговое заключение в отношении полученных результатов) [5, С.59].

Алгоритм управления предприятием приведен в Приложении Б. Управление по результатам - это специальная система действий, особый образ мышления и поведения участников управленческой деятельности. В отличие от традиционного управления, устремленного к тому, чтобы что-то сделать, лишь бы выполнить задачу, - данное управление устремлено к достижению конкретных целей и являет собой управление достижением заранее спланированных результатов.

Общие результаты деятельности предприятия могут быть хорошими или плохими, но важно определить, какие факторы оказали положительное влияние на общие результаты, а какие - отрицательное. На данном этапе проводится анализ основных показателей деятельности аналогичных организаций, а также внутренних факторов предприятия. Если рассматривать отдельную организацию, то следует оценить результативность деятельности отдельных центров ответственности.

В современных условиях ограниченности ресурсов большое значение имеют вопросы формирования и рационального использования ресурсов, что оказывает влияние на эффективность функционирования организаций, следовательно, и на экономический рост в макроэкономических масштабах.

Решение этой задачи с учетом не только экономических факторов, но и социальных и трудовых условий нашего времени в соответствии с концепцией устойчивого развития является необходимым условием эффективного функционирования в долгосрочной перспективе отдельной организации и национальной экономики в целом.

Целью функционирования любой коммерческой организации является увеличение богатства ее собственников, прежде всего - за счет получения и перераспределения прибыли. Однако современная рыночная экономика, являясь сложной социально-экономической системой, требует качественно иного управления, чем простая направленность на извлечение прибыли, так как за все негативные последствия и просчеты ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

Любому предприятию приходится работать в условиях жесткой конкуренции. Активность отношений между производителями и потребителями в экономической системе зависит от объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов. Объективную природу имеют те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями, не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. Современные общественные структуры связаны с различными контрагентами в виде потребителей, посредников, конкурентов, финансовых институтов, государственных служб и являются полноправными субъектами рыночных отношений, действующими в соответствии с объективными факторами рынка.

Внешние условия характеризуются наличием спроса. Внутренние условия характеризуются наличием достаточно квалифицированного персонала, рациональной организационной культурой, высокой арендной платой и т.д. Внутренние факторы, влияющие на компанию, отражены на рис.1.

                          ┌─────────────────────┐

                         │     Производство    │

                         └──────────┬──────────┘

                                   \│/

┌────────────────┐            ┌────────────┐            ┌─────────────────┐

│   Организация  ├───────────>│ Устойчивое │<───────────┤    Маркетинг    │

└────────────────┘            │ развитие   │            └─────────────────┘

┌────────────────┐            │            │            ┌─────────────────┐

│    Культура    ├───────────>│            │<───────────┤     Финансы     │

└────────────────┘            └────────────┘            └─────────────────┘

                                   /│\

                         ┌──────────┴──────────┐

                         │       Персонал      │

                         └─────────────────────┘

Рисунок 1 - Внутренние факторы, влияющие на компанию

Для выявления тенденций развития предприятия рассмотрим взаимное влияние факторов бизнеса предприятия на рисунке 2.

                   ┌─────────────────────────────────────────────┐

                  │                                            \│/

             ┌────┴────┐   ┌─────────────────────┐   ┌──────────┴────────┐

Финансовые    │Повышение│   │Снижение операционных├──>│Увеличение прибыли │

результаты    │ оборота │   │       издержек      │   │      компании     │

             └────┬────┘   └──────────────┬────┬─┘   └───────────────────┘

                 /│\                     /│\  /│\

                  │                       │    └───────────────────┐

                  │        ┌──────────────┼──────────┐             │

                  │       \│/             │          │             │

             ┌────┴────────┴────────┐     │┌─────────┴─────────┐   │

Отношения     │  Предпочтение перед  │     ││ Удовлетворенность │   │

с клиентами   │ другими поставщиками │     ││     заказчиков    │   │

             └──────────────────────┘     │└─────────┬─────────┘   │

                                          │         /│\            │

                      ┌───────────────────┼──────────┘             │

             ┌────────┴──────┐    ┌───────┴───────┐     ┌──────────┴─────┐

Внутренние    │Снижение ошибок│    │    Снижение   │     │   Оптимизация  │

процессы      │   в заказах   ├───>│ дополнительных├────>│    маршрутов   │

             │               │    │    поставок   │     │и загрузки машин│

             └────────┬────┬─┘    └───────────────┘     └────────┬───────┘

                     /│\  /│\                                   /│\

                      │    └───────────────────────────┐         │

             ┌────────┴──────────────┐       ┌─────────┴─────────┴─────┐

Персонал      │Высокая ответственность│       │     Профессионально     │

и развитие    │      сотрудников      │       │подготовленные сотрудники│

             └───────────────────────┘       └─────────────────────────┘

Рисунок 2 - Схема взаимосвязей в компании

На рис.2. показано какие процессы могут положительно повлиять на бизнес предприятия, а именно высокое качество обслуживания, удовлетворенность покупателей способствуют росту выручки, а оптимизация издержек, внутренних процессов на предприятии влияет на совокупные затраты предприятия, тем самым увеличивается прибыль предприятия, т.е. эффективность его работы.

Современный подход к организации рассматривает любое предприятие как систему. Общепризнано определение системы - как целого, созданного из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Для любой системы характерны такие свойства:

1 система стремится к самосохранению;

2 система имеет потребность в управлении;

3 в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем.

Экономические системы обладают рядом особенностей, отличающих их от технических и иных систем. К их числу можно отнести:

4 нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

5 уникальность и непредсказуемость системы в конкретных условиях (благодаря наличию у нее активного элемента - человека);

7 способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

8 способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям;

9 способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

способность и стремление к целеобразованию, т. е. формированию целей внутри системы [13, С.284].

Хозяйственная система рассматривается на уровне предприятия в целом. Так, в состав производственной системы включаются:

·        технические ресурсы (степень прогрессивности и гибкости технологических процессов выполнения услуг, возможности их дальнейшего совершенствования);

·        кадровые ресурсы (профессиональный, квалификационный, демографический состав персонала, способность его к профессиональному росту, адаптации к изменениям целей производственной системы);

·        пространственные ресурсы (размеры и характер производственных площадей);

·        ресурсы организационной структуры управления (гибкость и адаптивность управляющей системы, качество принятия управленческих решений, экономичность структуры и т. п.);

·        информационные ресурсы (характер информации о самой производственной системе и внешней среде, возможность повышения ее качества: достоверности, насыщенности, ценности информации);

·        финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и др.).

В результате взаимодействия всех компонентов, входящих в производственную систему, формируются новые свойства системы в целом.

Хозяйственная система любой организации, является системой открытой, т.е. активно взаимодействующей с внешней средой. Модель любого предприятия, как открытой системы представлена в табл. 3.

Таблица 3 - Модель предприятия, как открытой системы

Вход:

Процесс изменения:

Выход:

-информация -финансы -трудовые ресурсы -товары, услуги

-маркетинговые исследования -организация торгово-технологического процесса -управление деятельностью -управление персоналом - управление качеством - управление материально- техническим обеспечением - управление инфраструктурой - управление финансами

-финансовые результаты деятельности -уровень производительности труда работников -рост удовлетворения работников -социальный эффект


Итак, стратегия - понятие трудное и несколько абстрактное. При формировании стратегии из многих выполнимых вариантов менеджер, выступая в качестве индикатора, определенным образом реагирующего на изменения на рынке, изыскивает новые возможности и является своего рода синтезатором разных течений и подходов, взятых в разное время и в разных подразделениях компании. Однако, освещая процесс разработки стратегии, необходимо выявить грани управленческого плана роста предприятия, т.е. определить те действия, которые определяют позиции компании на рынке и которые закладывают основу для успеха в будущем.

Таким образом, предприятие должно в процессе своей деятельности учитывать все внутренние факторы, влияющие на систему устойчивого развития. Следует отметить, что в стабильных условиях относительно легко управлять. Сложнее это делать в условиях неопределенности ситуации, агрессивности социальной среды, изменчивости развития событий. Всегда надо стремиться к совершенствованию стратегического управления. Сущность стратегического управления заключается в том, что оно опирается на все лучшие новейшие знания, выработанные теорией и практикой на протяжении многих десятилетий.

Концепция стратегического планирования решает задачу прорыва в современном понимании теории и организации практики социального управления по целям и результатам. Ни одна идея, ни одна даже самая гениальная стратегия не будет воплощена в жизнь, если не будет тех, кто способен справиться с ее реализацией, - грамотно подобранных, ответственных и надежных специалистов. Однако, никого нельзя просто взять и заставить быть результативным и эффективным управленцем. Для этого требуется личная устремленность к такому качественному состоянию, которое связано, прежде всего, с саморазвитием, самосовершенствованием. Только через такие доминанты может выстраиваться магистральный путь к результативному управлению.

Способность предпринимательских структур преодолевать кризисы, побеждать в конкурентной борьбе, сохранять экономическую устойчивость во многом зависит от внутренних факторов их развития, к которым мы относим стратегию (цели, задачи), организационно-управленческую структуру, технологию, интеллектуальный потенциал и т.д.

Итак, на формирование стратегии управления предприятием, его содержание, влияют следующие факторы:

. Факторы внешней среды, которые включают в себя нормативно-правовые ограничения, ситуацию на рынке труда, состав рабочей силы.

. Факторы внутренней среды, которые состоят из целей предприятия, структуры организации и управления, условий труда, стиля руководства.

Развитие системы стратегического менеджмента предполагает:

создание инструментов ее интеграции с процессами управления прибыльностью и ликвидностью;

построение унифицированной модели оценки совокупного риска для всех иерархических уровней аналитических измерений системы управленческого учета;

мониторинг изменения факторов формирования стоимости организации (ожидаемых и непредвиденных рисков факторов риска) для корректировки стратегии.

Таким образом, экономическое развития хозяйствующего объекта есть постоянное изменение, движение в виде взаимодействия факторов производства и хозяйственной деятельности. Устойчивость проявляется в процессе противодействия предприятия негативным внешним и внутренним обстоятельствам, его реакции на внешние и внутренние возмущения, выводящие его из состояния равновесия. Следует отметить, что факторы экономической устойчивости, сформировавшиеся в экономически развитых странах, не всегда тождественны факторам, сложившимся в странах с переходными экономическими отношениями, и могут оказывать противоположное влияние на экономическое состояние предприятий. На формирование экономически устойчивого развития современного предпринимательства действительно оказывают существенное влияние внешние и внутренние факторы, возмущающие равновесное состояние предпринимательской системы.

 

1.3 Экономическая эффективность и стратегии фирмы


Целью работы любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Схема формирования прибыли предприятия приведена в Приложении Г.

Для экономических систем всех стран мира, основанных на рыночных механизмах, характерно циклическое развитие - после значительного экономического подъема всегда наступает экономический спад. Экономический спад характеризуется выявлением в экономической системе нестабильных явлений, которые сначала замедляют развитие всей системы, принуждая ее адаптироваться к новым условиям функционирования, а затем экономическая система начинает развиваться более быстрыми темпами, пока не накопит в своей структуре новые противоречия и нестабильные явления. Затем данный цикл опять повторяется. Однако, в экономической литературе широкое внимание уделяется именно стабильному состоянию экономических систем, равновесию и устойчивости. При этом упускается тот момент, что без нестабильности не может существовать стабильность и порядок. Эти два противоположных состояния являются одним целым одного процесса - развития экономической системы [3, С.45].

Достичь постоянного экономического роста стремятся правительства всех государств, региональные администрации, отдельные предпринимательские структуры, однако пока это не удавалось никому. Практические исследования подтверждают, что в любой экономической системе, основанной на рыночных механизмах, происходят колебательные процессы, волнообразные движения по причине несовершенства данных механизмов. При этом колебания рыночной активности в разных экономических системах достаточно сильно различаются по регулярности, длительности и причинам возникновения. С периодом в несколько лет экономический рост и подъем деловой активности сменяются снижением макро-, мезо- и микроэкономических показателей роста. Возникает экономический спад, спрос и предложение сокращаются, и предпринимательская деятельность затухает.

Экономический спад характеризуется выявлением в экономической системе нестабильных явлений, которые сначала замедляют развитие всей системы, принуждая ее адаптироваться к новым условиям функционирования, а затем экономическая система начинает развиваться более быстрыми темпами, пока не накопит в своей структуре новые противоречия и нестабильные явления. Затем данный цикл опять повторяется.

Если экономическая стабильность определяется как устойчивое состояние экономической системы, обеспечивающее оптимальное функционирование и развитие данной системы, сохранение ее основных характеристик в условиях воздействия внутренних и внешних изменений. Экономической нестабильностью экономической системы является такое ее состояние, когда идет снижение темпов и динамизма ее развития, появление застойных процессов и явлений, возникновение напряженности в предпринимательских кругах, характеризуемой спадом деловой активности и ростом недоверия предпринимательских структур друг к другу.

На сегодняшний день нет единства относительно определения экономической эффективности, экономической устойчивости и ее инструментария. Однако, именно экономический потенциал определяет возможности экономики предпринимательства или организации в целом. Экономический потенциал является обобщающей характеристикой работы предпринимательских структур и проявлением совокупного влияния следующих взаимосвязанных его сторон: производственного, имущественного, финансового, делового потенциалов. Предприятие движется во временном пространстве, поэтому необходимо в понятии устойчивости учитывать динамику системы.

Управление экономическим состоянием предпринимательских структур в том или ином виде проводились менеджерами на протяжении всей истории развития. Достичь экономического оптимума, а также равновесного состояния непросто, так как оно зависит от ряда факторов: гибкости цен, квалифицированности менеджмента, эффективности распределения финансов, продуманности стратегии.

Экономист С. Глазьева считает, что основа экономического роста должна исходить из "национальных конкурентных преимуществ". Сочетание указанных факторов с учетом конкурентных преимуществ есть необходимый процесс, направленный на обеспечение экономической устойчивости системы современного предпринимательства.

Таким образом, под экономической устойчивостью современного предпринимательства следует понимать способность движущейся во временном пространстве его экономической системы не отклоняться от своего движения при каких-либо внутренних и внешних воздействиях. Полная или частичная экономическая устойчивость может быть обеспечена достижением полной или частичной ценовой, управленческой, финансовой и деловой устойчивости. Обеспечение экономической устойчивости это, прежде всего, выбор слабых мест в деятельности объекта и затем планирование стратегии по их улучшению, включая определение требуемых средств и ресурсов.

Планирование экономической эффективности следует рассматривать как процесс, с помощью которого возможности и ресурсы производственной или иной хозяйственной системы приспосабливаются к изменениям внешних и внутренних условий с целью достижения определенных экономических результатов. Управление экономической эффективностью современными предпринимательскими структурами в целях обеспечения экономической устойчивости является комплексным процессом, в котором требуется учитывать наибольшее количество параметров деятельности. Прежде всего, необходимо определить приоритетные факторы, которые отражают направление развития и функционирования современного предпринимательства, т.е. обеспечивают экономическую эффективность предприятия.

Экономическая эффективность современного предприятия - это результат умелого, обоснованного управления совокупностью внутренних факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Важным вопросом является процесс управления и обеспечения экономической эффективности предприятия, т.к., осуществляя функцию управления, можно добиться желаемого результата.

Совершенствование информационной базы, необходимой для принятия управленческих решений на современных предпринимательских структурах, должно осуществляться по следующим направлениям:

органичное сочетание учета с анализом и выход его непосредственно на управление компанией - для этого требуется устранить автономии информационной базы учета и предоставить возможность ее использования для анализа и принятия управленческих решений;

повышение активной роли учета в развитии самостоятельности предприятий, с разработкой для этого многоступенчатой системы учета, ориентированной на низовые уровни управления;

формирование учета как гибкой динамической системы, выступающей связующим звеном между объектом и субъектом управления, объективно отражающей хозяйственные процессы и влияния;

создание единой информационной базы данных и методологического обеспечения учетного процесса;

наполнение информационной базы системы учета фактическими данными, отражающими хозяйственные процессы;

построение системы обработки учетно-отчетной информации с учетом особенностей различных типов и структур организации [13, С.284].

На современном этапе развития рыночных отношений предприятию приходится заботиться о своей конкурентоспособности и качестве системы экономического управления. Алгоритм проведения экономического анализа приведен на рис 3.

   ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

  │ Алгоритм проведения экономического анализа выглядит следующим образом│

  └───────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┘

      ┌───────────────┬───────────────┼──────────────┬──────────────┐

     \│/             \│/             \│/            \│/            \│/

┌──────────────┐┌──────────────┐┌─────────────┐┌─────────────┐┌─────────────┐

│  Определение ││  Разработка  ││Аналитические││  Выявление  ││ Определение │

│   сущности,  ││   программы  ││   расчеты   ││положительных││   тактики   │

│  значения и  ││экономического││ показателей ││      и      ││антикризисных│

│    методов   ││    анализа   ││   согласно  ││отрицательных││     мер     │

│экономического││    текущей   ││ утвержденной││  тенденций  ││             │

│    анализа   ││ деятельности ││  программе  ││   развития  ││             │

│ экономических││  организации ││             ││ организации ││             │

│  показателей ││              ││             ││             ││             │

└──────────────┘└──────────────┘└─────────────┘└─────────────┘└─────────────┘

Рисунок 3 - Алгоритм проведения экономического анализа

Цель стратегического планирования экономической эффективности - оценка будущей рентабельности тех или иных направлений деятельности. На основе этой оценки принимаются решения по поводу прекращения того или иного вида предпринимательской деятельности фирмы, а именно закрытия или продажи отдельных предприятий, либо внедрения в новые сферы деловой активности.

Выбор технологии управления затратами, включающий современные подходы к стратегическому калькулированию себестоимости: таргет-костинг; кайдзен-костинг; менеджмент функциональных групп.

Таргет-костинг - система, ориентированная на потребителя, сущность которой заключается в определении себестоимости на основе возможной цены реализации продукта, для определенной категории покупателей исходя из фиксированной нормы прибыли. В случае невозможности получения заданного уровня себестоимости к выпуску продукта не приступают.

Кайдзен-костинг - система, ориентированная на постоянное совершенствование процесса производства и сбыта для снижения затрат.

Стратегический менеджмент предполагает постоянное проведение анализа связей между хозяйственными процессами и улучшение наиболее значимых операций. Проведенный анализ в стратегическом менеджменте предприятий позволит определить наиболее рентабельные подразделения и реально оценить финансовые возможности, что приведет к правильному выбору стратегического направления развития организации в целом. Одновременно с этим осуществляется оценка организационной структуры и всех бизнес-сфер, характеризующих выполняемые функции бизнес-процессов.

Стратегическое экономическое планирование - это умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Смысл экономического планирования - в определении решений, которые требуется принять сегодня для обеспечения эффективной деятельности фирмы, ее роста в будущем. Смысл экономического планирования довольно точно сформулирован профессором Д. Сандерсом из Техасского университета: "Планировать - значит определять заранее будущий курс действий".

Современные теоретики экономического планирования на предприятии рассматривают два варианта к определению сущности понятия планирования.

Первый вариант. Планирование понимается как совокупность авторитарных решений, сознательных действий плановых специалистов и руководителей, которые заменяют действие рыночных законов купли-продажи внутри предприятия.

Второй подход заключается в понимании планирования как умения предвидеть результаты его деятельности предприятия, его цели в будущем и ресурсы, необходимые для их достижения.

С позиций современного уровня и объема научного познания экономическое планирование как научная категория представляет одну из форм координации взаимодействия различных видов деятельности, наличие которых обусловлено общественным разделением труда.

Такое понимание планирования возникло в результате обобщения практики, потребностей организации общественного производства. Если раньше лучшим показателем успешности бизнеса был избыток средств, то сегодня ведущими показателями бизнеса являются его управляемость и прозрачность. По данным экспертов, в области внешних инвестиций наибольшей привлекательностью обладают компании, которые: работают на рынке с высоким потенциалом; имеют прозрачную структуру собственности; имеют эффективную и современную систему менеджмента; соблюдают международные стандарты управленческого и финансового учета; дают возможность для инвестора выхода из инвестиций без значительных потерь. Как видим, две из пяти составляющих инвестиционной привлекательности лежат в области управления и учета - значит, необходимость улучшения качества управления и оперативности бизнеса обусловила историческую эволюцию управленческого учета, его задач, функций и технологий.

Можно констатировать, что с развитием организации меняется так называемая внешняя и внутренняя среда, позиция руководства относительно эффективности планирования, организации учетной системы, текущей регистрации фактов хозяйственной жизни, анализа исходящей информации и контроля. Исторические предпосылки развития систем экономического управления и их эффективности привели к формированию особых стандартов экономического управления.

Решающее значение для успешного функционирования компании, ориентированной на стратегию долгосрочной финансовой устойчивости, имеет интеграция контрольных систем стратегического и текущего управленческого учета, в результате которой создается новая модифицированная система управленческого учета - информационная основа современной модели управленческого контроля. Учетный процесс должен естественным образом встраиваться в неразрывную цепочку деятельности современной компании. Если эта взаимосвязь в любом звене нарушается, многие преимущества данной системы остаются нереализованными. Развитие системы экономического менеджмента предполагает:

создание инструментов ее интеграции с процессами управления прибыльностью и ликвидностью;

построение модели оценки совокупного риска системы управленческого учета;

мониторинг изменения факторов формирования стоимости организации для корректировки стратегии.

Все функциональные процессы актуального финансового менеджмента должны быть реализованы как на стратегическом уровне, так и на оперативном уровне управления. Кроме того, они должны быть интегрированы через единые методологические, организационные и информационные инструменты как отражено на схеме (Приложение Г).

Определим сущность и сделаем краткий обзор содержания данных инструментов интеграции экономического управления. Эти элементы и их логическая взаимосвязь представлены на рис. 4.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                              Уровни управления                             │

├────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────────────┤

│   Концептуальный   │     Стратегический    │          Оперативный          │

└────────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────┘

┌───────────────────┐├─────────────────────┬─┴──────────┐

│Политика управления││ Формирование плана  │ Мониторинг │┌───────────────────┐

│ активами/пассивами│├─────────────────────┴─┬──────────┘│    Положение об   │

├┬┬┬────────────────┘ ┌──────────────┐    ┌──┴─────────┐ │ управлении рисками│

││││                 ││  Положение о │    │ Положение о│ └┬┬─┬───────────────┘

││││     Кредитная и  │стратегическом│<-->│  бюджетном │  ││ │

│││└─> инвестиционная││ планировании │    │планировании│  ││ │  ┌──────────┐

│││       политики    │              │    │ и контроле │  ││ └─>│ Кредитные│

│││ ┌───────────────┐│└────────┬─────┘    └──┬─────────┘  ││    │и фондовые│

│││ │    Политика   │         \│/                         ││    └─────┬────┘

│││ │   управления  ││┌────────────────┐ ┌───┴────────┐   ││         \│/

││└>│ эффективностью│ │   Финансовое   │ │ Мониторинг │   ││    ┌───────────┐

││  │       и       │││   обоснование  │ │     КПР    │   ││    │Рейтинговые│

││  │рентабельностью│ │  маркетинговой │ └───┬────────┘   ││    │методологии│

││  └───────────────┘││    стратегии   │                  ││    └───────────┘

││  ┌───────────────┐ └────────────────┘     │            ││    ┌────────────┐

││  │    Политика   ││┌───────────────────┐               │└───>│Операционные│

│└─>│   управления  │ │- Прогноз внешних  │┌─┴──────────┐ │     └────────────┘

│   │  ликвидностью │││параметров бюджета.││ Методология│ │     ┌────────────┐

│   └───────────────┘ │- Обоснование      ││ мониторинга│ └────>│ Позиционные│

│   ┌───────────────┐││внутренних         │└─┬──────────┘       └────────────┘

│   │    Политика   │ │параметров бюджета.│   ┌────────────┐ ┌───────────────┐

└──>│   управления  │││- Бюджет.          │  ││Положение об├>│  Методология  │

   │     рисками   │ │- Прогноз          │   │ управлении │ │прогнозирования│

   └───────────────┘││ликвидности (ДДС). │  ││ликвидностью│ │      ДДС      │

                     │- Стратегические   │   └────────────┘ └───────────────┘

                    ││лимиты.            │  │

                     │- КПР              │

                    │└───────────────────┘  │

- - - - - - - - - ─┼──────────────┬┬──────┬┴ - - - ─┬───────────────────┬ -

    Методология     │Бюджетирования││Оценки│         │Прогнозирования ДДС│

 финансовых оценок  │              ││рисков│         │

- - - - - - - - - ─┴──────────────┴┴──────┴ - - - - ┴───────────────────┴ -

┌───────────────────────┐┌────────────┐┌──────────────┐┌────────────────────┐

│Система управленческого││  Положение ││Методология УУ││  Профессиональные  │

│         учета         ││о системе УУ││              ││      суждения      │

└───────────────────────┘└────────────┘└──────────────┘└────────────────────┘

Рисунок 4 - Нормативная база процессов финансового управления

Все нормативные документы предусматривают использование единой методической базы финансового управления и универсальной системы управленческого учета, в которой накапливается вся необходимая для осуществления финансовых оценок и принятия финансовых решений информация.

На рис.5 представлена возможная структура информационной модели, которая будет достаточна для поддержки управленческих решений в системе стратегического финансового управления.

                              ┌─────────────────────────────────┐

                             │        Оперативные планы        │

                             └─────────────────────────────────┘

                                              / \

                                            /   \

                                            /┐   ┌\

                         ┌──────────────────┘   └─────────────────┐

                         │  Целевые КПР и лимиты (риски, расходы) │

                         └────────────────────────────────────────┘

│         ┌───>│Финансовый план (расширенный бюджет): перспективный, текущие│

│         │┌──>└────────────────────────────────────────────────────────────┘

│         ││           / \               / \    /│\            / \

│         ││          /┐ ┌\             /┐ ┌\    │            /┐ ┌\

│         ││┌──────────┘ └────────┐┌─────┘ └────┐│┌────────────┘ └────────────┐

│         │││Требования к ресурсам││Ограничения/│││  Требования к ресурсам по │

│         │││    по обеспечению   ││    риски   │││  обеспечению деятельности │

│         │││     деятельности    ││            │││                           │

│Стратегия││└─────────────────────┘└────────────┘│└───────────────────────────┘

< и бизнес-││┌────────┐┌───────────┐┌────────────┐│┌───────────┐┌──────────────┐

│   план  │││  Планы ││  Проекты- ││ Проекты УАП│││  Проекты- ││ Проекты - НА │

│         │││развития││ инновации ││            │││  процессы ││              │

│         │││ текущей││           ││            │││           ││              │

│         │││  д-ти  ││           ││            │││           ││              │

│         ││└────────┘└───────────┘└────────────┘│└───────────┘└──────────────┘

│         ││┌─────────────────────┐┌────────────┐│┌───────────┐┌──────────────┐

│         │││    Маркетинговая    ││  Стратегия │││ Стратегия ││   Стратегия  │

│         │││      стратегия      ││ управления │││  развития ││   развития   │

│         │││                     ││  активами/ │││ процессов ││нематериальных│

│         │││                     ││  пассивами │││           ││    активов   │

│         ││└─────────────────────┘└────────────┘│└───────────┘└──────────────┘

└         │└─────┐                               └─────┐

┌──────────┴────┐┌┴────────┐┌────────────┐┌──────────┐┌─┴──────┐┌──────────────┐

│Макропоказатели││Состояние││Конкурентная││Финансовое││ Бизнес-││Нематериальные│

│               ││  рынков ││   группа   ││ состояние││процессы││    активы    │

└───────────────┘└─────────┘└────────────┘└──────────┘└────────┘└──────────────┘

└───────────────────  ───────────────────┘└────────────────  ──────────────────┘

                    \/                                     \/

                Внешний        Ситуационный анализ    Внутренний

└───────────────────────────────────────  ─────────────────────────────────────┘

Рисунок 4 - Взаимосвязь процессов планирования

Интеграция процессов финансового управления необходима для обеспечения оптимизации и эффективности деятельности за счет согласования противоречивых целей данных процессов, сокращения связанных с ними издержек, унификации и быстрого распространения информации, используемой в процессах принятия решений, создания комплексной эффективной системы мотивации субъектов финансового управления [19, С.78].

Итак, основным интегрирующим процессом стратегического финансового менеджмента должна стать унифицированная система планирования, обеспечивающая соответствие стратегических и операционных управленческих решений. Основным свойством данных документов должна быть их согласованность. Обычно они разрабатываются независимо друг от друга разными структурными подразделениями кредитных организаций и носят достаточно формальный характер. В том числе отдельные функции планирования реализуются независимо друг от друга, а в регламентах функциональных подсистем финансового менеджмента вопросы реализации стратегии не рассматриваются.

В процессе оперативной деятельности оцениваются последствия каждого финансового решения. Повышение эффективности финансовых решений обусловлено:

радикальными изменениями в науках, создание высокотехнологичных производств;

глубокая интеграция, взаимодействие фундаментальных, прикладных исследований и разработок с производством;

необходимость учета закономерностей процессов, а также уровня, степени ответственности человека при разработке стратегии экономического развития.

Алгоритм достижения экономически устойчивого развития современного предприятия приведен в Приложении 5.

Итак, чтобы развиваться и получать большую прибыль, компании разрабатывают стратегический экономический план развития на ближайшие несколько лет и систему стратегического планирования и управления. Однако, недостаточно просто сформировать стратегию. Необходимо совместить ее с существующим финансовым планом фирмы. В противном случае она не будет согласована с работой всей компании. Причины неэффективного управления предприятием приведены в Приложении Е.

Меры по повышению эффективности управления предприятием приведены в Приложении З.

Таким образом, достигается эффективность экономического управления.

стратегия эффективность управленческий экономический

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.      Нормативно-правовые акты

1.      Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1, 2, 3. Официальный текст. - М.: Омега-Л, 2006. - 744с.

2. Сборники

2.      Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 1999.

3.      Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школа стратегий. - СПб.: Изд-во "Питер", 2010. 45с.

.        Экономика предприятия./ Под ред. В.П. Грузинова. - М.: ЮНИТИ, 2011.-535 с.

5.      Костюкова Е.И. Управленческий учет в различных отраслях: теория и практика: Монография / Е.И. Костюкова, А.Н. Бобрышев, В.С. Яковенко и др. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 305с.

6.      Томпсон А.А. мл., Стрикланд А.Дж. III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации. - 9-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. 59с.

.        Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учеб. пособие. - СПб, 2011. 305 с.

8.      Борисов Г.П., Акулова В.Е. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. - М.: Экономика, 2010. - 320с.

9.      Ламбен Ж. - Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Питер, 2001. -264 с.

.        Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2010. - 282с.

.        Борисов Г.П., Акулова В.Е. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. - М.: Экономика, 2010. - 320с.

.        Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учебное пособие.- Минск: Высшая школа, 2009. - 366с.

.        Мильнер Б.З. Теория организации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. -312 с.

14.    Ламбен Ж. - Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Питер, 2011. -264с.

15.    Карданская Н.Л. Принятие управленческих решений. - М.: Дело, 2011. - 284с.

16.    Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. - Спб.: Питер, 2010. - 640с.

17.    Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов по экон. спец./Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин и др.; Под ред. Н. Ф. Самсонова.-М.:Финансы: ЮНИТИ,2011.-495с.

.        Завьялов П.С., Азоев ГЛ., Швандар К.В. Международная конкурентоспособность (на уровне национальной экономики, отрасли, предприятия,товара). М.:ВНИИВС, 2010.-96 с.

.        Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований / Под ред.Голубкова Е.П. - М., Экономика - 2008- 38 с.

.        Акофф Р.Л. Планирование будущего корпораций. - М.: Прогресс, 2011. - 324 с. Баканов М. И., Шеремет А. Д. «Теория экономического анализа: Учебник. - М.: Финансы и статистика», 2004. - 416с.

.        Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 384с.

. Материалы из периодических изданий

21.    Мазманова Б.Г. Методические вопросы прогнозирование сбыта \\ Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №12.

.        Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - N 3.

23.    Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - N 2.

24.    Журнал «Проблемы современной экономики», № 4(12), Терещенко Н.Н., Емельянова О.Н. - «К вопросу об оценке эффективности деятельности предприятий».

. Березной А. Практический опыт российских организаций в ведении и организации системы управленческого учета. Роль в стратегическом и текущем управлении предприятиями // Исследование компании КПМГ: Доклад. Москва: Балчуг, 2011. 78с.

.Монографии, брошюры, статьи, выступления

. Монография В.В. Новожилова "Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании" 2009 г. -12 с.

.Электронные ресурсы

27. <#"660139.files/image001.gif">

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Меры по повышению эффективности управления предприятием

















Похожие работы на - Формирование экономической стратегии фирмы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!