Предприятие в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предприятие в рыночной экономике















Контрольная работа

Предприятие в рыночной экономике

Содержание

Введение

. Понятие предприятия

. Роль предприятия

. Понятие системы предприятия

. Формы собственности по Гражданскому Кодексу

. Основные функции предприятия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учетом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решение лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или не зависимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов, являются хозяйствующие субъекты. Принятие решений на уровне каждого хозяйствующего субъекта должно быть направлено на достижение и постоянное обеспечение устойчивого эффективного развития экономики (желаемых конечных результатов), а не носить случайный характер и не быть следствием эмоций. В условиях рыночной экономики предприниматель свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения своих целей. Однако существующая экономическая система выступает» как рамочное условие предпринимательской деятельности». Помимо прочих условий эта система определяет, «в каком объеме отдельные хозяйствующие субъекты обладают правом принятия решений и в каких рамках варьируют отношения между хозяйствующими субъектами».

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги. Главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

1. Понятие предприятия

Предпринимательская деятельность - инициативная самостоятельная деятельность граждан или юридических лиц, направленная на получение прибыли.

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются законодательством.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием и без образования юридического лица. Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо имеет самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Основной формой организации предпринимательства является предприятие.

Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это хозяйственная единица, которая: самостоятельно принимает решения; реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции; стремится к получению дохода и реализации других целей.

Предприятие является коммерческой организацией, т.е. нацеленной на получение прибыли.

2. Роль предприятия

Новая концепция предприятия не может разрабатываться только путем теоретических изысканий. Необходимо широко использовать новейший инструментарий, в том числе аналитического характера.

Важную роль в этой связи может сыграть стратегическая организационная концепция предприятия, которая должна строится с учетом новых факторов, главные из которых: поддержание эффективной обратной связи с рынком, использование современной информации о логистике и единой системы «задачи-цели», содержащей три сферы решения - задач собственности, времени; основные структурные тенденции: от централизации к децентрализации, от иерархической системы к системной структуре; ориентация на долгосрочные цели; повышение надежности системы.

Одной из современных схем создания новых механизмов регулирования является идея «приоритетов предприятия», когда они являются «костяком», основой формирующейся системы.

Это находит свое выражение в том, что выделяются самостоятельные внутренние звенья управления (чаще без прав юридического лица); предприятия создают сеть дочерних предприятий и хотя в ряде случаев происходит «размельчение» (что нельзя оценить положительно), численность аппарата на предприятиях постепенно сокращается, и все чаще на них создаются современные отделы анализа, маркетинга. Необходимо отметить, что на ряде предприятий делаются попытки простой трансформации отделов сбыта в отделы маркетинга. Это, как правило, не дает должного результата.

Большинство предприятий постепенно адаптируются к новым условиям, принимая не на уровне деклараций, а на практике новые «правила игры», которые возникают по мере развития общества.

В нынешних российских условиях формирования на новой основе крупных организационно-хозяйственных структур, помимо подъема конкурентоспособности промышленного производства, позволит оживить и инвестиционный процесс, с двинуть с мертвой точки структурную перестройку, прекратить падение научно-технического потенциала и начать, наконец, его использование в интересах улучшения жизни народа. Создание холдингов, ПФГ поможет поддержать обороноспособность государства, одновременно продвинув конверсию ВПК. Все это позволит применительно к региону:

стабилизировать внутрирегиональные связи, препятствуя спаду производства;

развить внешнюю для региона конкурентоспособность производств;

снизить инвестиционные риски;

усилить регулируемость экономики региона и др.

Выход предприятий из кризисного состояния зависит от его причин и наличия времени для их устранения. Речь идет о необходимости гибкого реагирования на внезапные изменения среды. Подобными свойствами обладает управление на основе ранжирования стратегических задач по слабым сигналам и в условиях стратегических неожиданностей. Границы применения планового маневра здесь могут быть значительно расширены. Данная система позволяет реагировать вначале в самом общем виде на первые симптомы возникающей кризисной ситуации, а затем, по мере ее приближения конкретизировать управленческие решения. В результате такой ранней диагностики увеличивается горизонт активного управления для реализации стратегий в процессе управления.

Для определения состава и содержания стратегий управления рассмотрим систему функциональных стратегий, в которых конкретизируется общий замысел выхода предприятия из кризисного состояния. В зависимости от причин кризиса должны меняться и наборы функциональных стратегий. Например, если основная причина кризисной ситуации на предприятии заключается в некомпетентности его руководства и неэффективности организационной структуры, то стратегии должны быть направлены на модификацию системы управления предприятием. Если же главной причиной кризисного состояния является недостаточное знание истинных запросов потребителей, то решающую роль в выходе из кризиса будет играть маркетинговая стратегия. Наконец, в случае, когда кризис порожден множеством факторов, тогда необходимо использовать весь спектр функциональных стратегий. Другими словами, система функциональных стратегий в период выхода предприятия из экономического кризиса имеет переменный состав, зависящий от характера породивших его причин.

По итогам разработки функциональных стратегий показатели-ориентиры корректируются и принимают статус контрольных.

Стратегия маркетинга включает результаты макро- и микро- сегментирования рынка, товарную политику предприятия, а также определяет методы, средства и время выхода на рынок. Проверка на осуществимость стратегического замысла (в том числе и замысла, направленного на обеспечение выживания системы) начинается с уточнения величины той части объема продаж и прибыли, которую можно получить за счет выпуска освоенной в производстве продукции и внедрения результатов законченных НИОКР.

Более сложная ситуация возникает тогда, когда оказывается, что одной из основных причин кризиса предприятия является несоответствие ее продукции запросам рынка. Это несоответствие может быть двух видов: полное неприятие рынком выпускаемого вида продукции или несоответствие части конкретных моделей запросам потребителей по дизайну, качеству, послепродажному обслуживанию и т.п.

Первый вид несоответствия требует снятия таких товаров с производства. Второй же предполагает разработку новых модификаций базовых изделий. Наконец, несоответствие товаров может быть не только потребительским, но и экономическим. В данном случае имеются в виду товары, спрос которого не достигает критической величины и (или) их цены не обеспечивают нормальной рентабельности. Если не возможно осуществить мероприятия по снижению затрат на их изготовление, то они также подлежат снятию с производства. После этого формируется продуктово-рыночная стратегия, позволяющая определить номенклатуру и ассортимент изделий, обеспеченных спросом, объемы их продаж и величину прибыли по годам планового периода.

Рассчитанный таким образом размер прибыли сопоставляется с ее общей величиной, намеченной в глобальной стратегии, вследствие чего выявляется разрыв между ними. Этот разрыв можно ликвидировать за счет реализации стратегии развития потенциала. На первом этапе ее основное содержание обычно составляют мероприятия по перестройке системы управления и осуществления жесткого режима экономии и лишь на втором разворачиваются капиталоемкие направления развития производства, НИОКР и внедрение новых технологий.

Стратегия НИОКР выявляет наиболее актуальные для потребителя, соответствующие целям организации и ее потенциалу исследования и разработки и формирует их портфель, достаточный для получения в перспективе контрольных величин прибыли.

В результате разработки функциональных стратегий уточняются потребности в капитальных вложениях, размеры производственных и накладных расходов и составляющие будущей прибыли. Эта информация поступает "на вход" финансовой стратегии, которая в "развернутом" виде предназначена для окончательной балансировки финансовых потребностей и возможностей предприятий, определения наиболее целесообразных форм привлечения заемных средств и уточнения численных значений показателей стратегической эффективности. Для кризисных условий стратегическая эффективность измеряется динамикой чистой ценности капитала. Однако на первом этапе выхода из кризиса финансовая стратегия нередко имеет свернутый вид и содержит лишь мероприятия по финансовому оздоровлению экономики предприятия.

При раскрытии содержания функциональных стратегий в явном виде не описываются конкретные стратегии. Зависимости от конкретной ситуации и финансовых возможностей предприятия, а также состояния других функций могут быть выбраны различные виды стратегий для вывода предприятия в кризисные периоды.

Кризисная ситуация и неблагоприятный инвестиционный климат в России вынуждает предприятий в процессе управления выбирать наименее капиталоемкие стратегии.

3. Понятие системы предприятия

Организация - это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее, с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации. В организацию входят ее участники, члены, работники, поскольку организация - это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их. Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь целей самой организации.

Системой называется организованное сложное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное, единое целое.

Иначе говоря, под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами. При такой трактовке системами являются:

) машины, собранные из множества деталей и узлов;

) человеческий организм, образуемый совокупностью клеток;

) предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, машины и т. д.

Рассмотрим такие термины, как «объекты», «свойства», «связи». Объекты - это части или компоненты системы. Такая сложная система, как предприятие, включает в себя цехи и участки, станочный парк, коллективы людей и т. д. Свойства - это качество параметров объектов, а качество есть внешнее проявление того способа, с помощью которого получается знание об объекте или которым объект вводится в систему. Свойства позволяют описывать объект количественно, выражая его в единицах, имеющих определенную размерность. Связь - это то, что соединяет объекты и свойства в единое целое. Без связей система не может функционировать.

Производственная организация - это совокупность людей, механизмов, материалов и других ресурсов, интегрированных в единую социальную систему, имеющую целью своей деятельности производство материальных благ. В единой системе предприятия выделяются иерархические, функциональные, кибернетические системы, каждая из которых, в свою очередь, может одновременно рассматриваться и как ступень иерархии, и как функциональная, и как кибернетическая система. Предприятие является сложной иерархической системой, в которой в качестве ступеней иерархии выступают производство, цех, участок, рабочее место. На всех ступенях иерархии могут быть выделены функциональные системы.

На предприятии могут быть выделены частные функции в виде относительно обособленных комплексов. Реализующие эти функции виды деятельности обладают определенной самостоятельностью и целевой направленностью, что позволяет их объединить в следующие функциональные подсистемы:

1) подсистемы процесса производства - подготовки производства, основных производственных процессов, процессов производственной инфраструктуры, материально-технического снабжения производства, маркетинга и сбыта продукции;

) подсистемы, определяющие состав элементов производственного процесса, - функционирования орудий труда, организации труда, движения предметов труда, организации информационных потоков;

) подсистемы, обеспечивающие интеграцию всех производственных процессов, - формирования производственной структуры, организации оперативного планирования производства, организации внутрипроизводственных отношений.

Производственным организациям, несмотря на их многообразие, присущи некоторые общие свойства:

1) ориентация деятельности на социальные потребности. Производственные организации создаются для удовлетворения потребностей общества в материальных благах;

) целенаправленность как свойство производственной системы определяет, что система может иметь несколько целей (внешних и внутренних). Деятельность организации строится таким образом, чтобы поставленные цели были достигнуты;

3) целостность производственной организации рассматривается как свойство, обеспечивающее взаимосвязи людей, орудий и предметов труда в процессе производства и реализации товаров и услуг;

) интегрированный характер системы - в состав производственной организации входят различные подразделения, объединенные общими целями и общей программой развития;

) наличие объекта управления - совокупность участников процесса производства, орудий и предметов труда, осуществляющих деятельность по производству материальных благ;

) наличие единого центра (субъекта) управления, роль которого заключается в координации деятельности участников производственного процесса путем управляющих воздействий;

) иерархическая структура системы;

) способность решать возникающие проблемы.

4. Формы собственности по Гражданскому Кодексу

Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, в собственности общественных организаций и иные предприятия.

Во всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится в частной собственности.

Государственные предприятия выступают наряду с частными фирмами контрагентами в хозяйственном обороте. Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный.

Государственные промышленные фирмы занимают довольно прочное положение в производстве разных стран. По отдельным странам их удельный вес при выпуске промышленной продукции колеблется в пределах 20 - 25%. Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях.

Переход к рыночной организации экономики влечет за собой изменение стратегии и тактики в управлении отдельным предприятием. Особенно это касается тех предприятий, которые выходят из-под государственного контроля. Государственные структуры действуют по старинке и все менее эффективно, не решают проблем, которые находятся в сфере их компетенции. Ситуация осложняется тем, что разрываются организационные, технологические, хозяйственные связи в результате дробления крупных промышленных структур и проведения непродуманных монопольных мер. Все эти процессы проходят на фоне продолжающегося спада межрегиональных связей и дестабилизации хозяйственных отношений.

В настоящее время система управления предприятием любой формы собственности переживают период трансформации. Но уже сейчас очевидно, что организационные формы новой системы управления достаточно многообразны, от форм с прямым участием государств (холдинги, промышленно-финансовые группы (ПФГ), корпорации, совместные предприятия) до форм с косвенным воздействием (трастовые и инвестиционные компании, лизинговые и др.). В формирующейся системе индикативного регулирования проявляются различные тенденции в использовании организационных форм.

Кризисная ситуация и неблагоприятный инвестиционный климат в России вынуждает предприятий в процессе управления выбирать наименее капиталоемкие стратегии, что бывает не всегда эффективно в долгосрочной стратегии развития предприятия. Это способствует только выживанию предприятия в определенные кризисные периоды, но ни как не к его росту и развитию. Для роста и развития предприятия необходимым условием является конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции. Обеспечить конкурентоспособность продукции способствует использование капиталоемкой стратегии - стратегии с использованием инновационного продукта и с современным информационным оснащением управленческого процесса. Все это позволит обеспечить расширенное воспроизводство на предприятиях всех форм собственности.

Существуют разные точки зрения на то, почему государственные предприятия должны быть менее эффективными, чем частные.

Так, согласно Шляйферу и Вишны частные фирмы менее подвержены политическому вмешательству (политическая точка зрения). По их мнению, политическое вмешательство в деятельность фирмы приводит к излишней занятости, неоптимальному выбору продукции и размещению, недостатку инвестиций и нечетко определенным стимулам для управляющих. Госпредприятия более восприимчивы к давлению со стороны заинтересованных групп, в то время как частные фирмы могут сосредоточиться исключительно на максимизации прибыли.

И действительно, в своем исследовании Монсен и Уолтерс утверждают, что не удалось обнаружить ни одного случая увольнения высшего управляющего европейской национализированной компании за неспособность обеспечить требуемую норму прибыли. И, напротив, есть масса случаев, когда менеджеры уходили со своих постов или были уволены по причине серьезных разногласий с правительством по вопросам проводимой политики.

У частных инвесторов обычно более длительный временной горизонт при приобретении активов, которые могут быть потом проданы, в то время как электоральные интересы политиков менее долговечны.

Существуют и противоположные доводы: при отсутствии необходимой законодательной защиты прав собственности интересы частных собственников становятся краткосрочными и спекулятивными. В таком случае политическое вмешательство может оказаться долгосрочным и предпочтительным для улучшения деятельности предприятий.

Ряд авторов считают, что приватизация ведет к более действенным стимулам в работе (стимулирующая точка зрения). Так, Викерс и Ярроу, изучившие процессы приватизации в Великобритании, сделали вывод, что менеджеры госпредприятий могут не иметь достаточных стимулов для эффективной работы или их плохо контролируют. Надзор правительства характеризуется большей бюрократизацией, негибкостью, заинтересованностью в следовании предписаниям, а не в использовании существующих возможностей. Кроме того, государство может поддаваться политическому давлению с целью установления и поддержания привилегий для инсайдеров (прежде всего в виде высокой и стабильной занятости, высокой зарплаты по сравнению с приложенными усилиями и т. д.), что ведет к утрате стимулов для работников. За частными фирмами наблюдают заинтересованные акционеры. Очевидно, что частные собственники имеют более сильные стимулы к максимизации прибыли, чем назначенные государством менеджеры, так как они владеют собственностью и несут финансовую ответственность за свои решения. Есть и противоположные доводы: согласно теории агентских отношений правительство как владелец контрольного пакета акций может жестче контролировать менеджеров предприятий, чем владельцы акций частных корпораций с распыленной собственностью. Кроме того, в период трансформации формы собственности менеджеры часто оказываются вне всякого контроля. При отсутствии соответствующей законодательной базы и правовом нигилизме новые собственники, получив бывшую государственную собственность за бесценок, часто стремятся не к максимизации прибыли, а к превращению этой собственности в ликвидную форму и ее окончательной приватизации путем перевода на личные счета зарубежных банков (примеров тому немало на постсоветском пространстве). Частные собственники выбирают лучших менеджеров (точка зрения теории человеческого капитала). Менеджеры государственных фирм назначаются с учетом способности уживаться с политиками и лоббировать интересы предприятия. Менеджеров частных фирм, напротив, выбирают за способность эффективно управлять фирмами. Противоположные доводы: если новые собственники заинтересованы не в повышении эффективности предприятия, а в быстром личном обогащении, то и менеджеров выберут соответствующих.

Неоклассическая экономическая теория предполагает, что связь между формой собственности и результатами деятельности незначительна. Считается, что эффективность в большей мере определяется рыночной структурой и развитостью конкуренции, чем тем, кто владеет активами. Однако приватизация усиливает конкуренцию (конкурентная точка зрения). Плохо работающие государственные предприятия, если их достаточно много, замедляют рост частного сектора и ослабляют конкуренцию.

Правительство часто блокирует проникновение на рынок частных фирм, которые могли бы конкурировать с госпредприятиями. Кроме того, происходит вытеснение частных предприятий с финансовых рынков, поскольку банкиры склонны предполагать, что кредиты госпредприятиям имеют неявные правительственные гарантии, а это ухудшает положение частного сектора.

В целом доводы в пользу конкурентной точки зрения верны только в том случае, если частные фирмы более эффективны, чем государственные, что не очевидно.

Таким образом, с теоретической точки зрения неясно, определяет ли форма собственности эффективность деятельности предприятия.

5. Основные функции предприятия

Как правило, в условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность предприятия направлена на то, чтобы путем планомерной работы и целесообразной экономии средств выполнить три основные функции предприятия:

получение сырья и ресурсов для использований на предприятии (приобретение);

переработка сырья и ресурсов до уровня готового товара или полуфабрикатов и его составных частей (производство);

исследование спроса и сбыт готовой продукции (продажа).

Для того что бы оптимально выполнить основные функции предприятия служат дополнительные функции:

определение направления бизнеса предприятия и его составных частей (менеджерское управление);

обеспечение информации, контроля и взаимосвязи между составными частями предприятия (общее управление, используя принцип согласованности, организация выпуска изделий, контролировать движение оборотных средств ).

Указанные основные функции предприятия и дополнительные функции образуют единое целое в области организационной структуры предприятия.

Основными изготовителями товаров в рыночном хозяйстве большинство стран являются частные предприятия.

Используя возможности оперативного маневрирования собственными или заемными средствами и быстрой перестройки и переналаживания производства, основные функции предприятия самостоятельно корректируют под свои планы, ориентируясь при этом на рыночный спрос и цены на товар, на то какова покупательская способность.

предпринимательство собственность производство управленческая система

Заключение

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.

С правовой точки зрения, согласно законодательству РФ, предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, шахты, комбинаты, другие хозяйственные организации производственного назначения.

Предприятия, специализирующиеся на выпуске однородной продукции, образуют соответствующие отрасли материального производства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т. д. Они составляют структуру отраслей, определяют их профиль и масштабы. Кроме того, предприятия и организации формируют и территориальную специализацию городов, областей, в которых они расположены. Таким образом, предприятия, их коллективы представляют собой главные элементы, из которых формируются одновременно отраслевые и территориальные комплексы. Поэтому предприятия выступают в качестве основных звеньев народнохозяйственного комплекса.

Список использованных источников

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ. М.:Финансы и статистика, 2008 - 288 с.

. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. М. ИНФРА-М, 2009 - 400 с.

. Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. СПб.: Питер, 2009 - 336 с.

. Организация производства и управления предприятием / под редакцией О. Г. Туровца. М.: «ИНФРА-М», 2008 - 528 с.

. Переверзев М. П., Шайденко Н.А., Басовицкий Л. Е. Менеджмент. М.: «ИНФРА-М», 2011 - 288 с.

Похожие работы на - Предприятие в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!