Предприятие (организация) в рыночной экономике: принципы функционирования и основные тенденции развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,12 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предприятие (организация) в рыночной экономике: принципы функционирования и основные тенденции развития

Основные данные о работе

Вид работыКурсовая работаНазвание дисциплиныЭкономика организации (предприятия)ТемаПредприятие (организация) в рыночной экономике: принципы функционирования и основные тенденции развития

Введение

Проблема. Современные тенденции мирового развития выдвигают перед государствами новые проблемы и требуют от них активного участия в их решении. С целью адаптации к современным рыночным отношениям необходимо переосмысление экономических стратегий и понятий для четкого определения приоритетов развития национальной экономики.

Рыночная экономика рассматривается как совокупность и определенное взаимодействие предприятий многочисленных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности.

На данном направление работали известные авторы своих работ, как Ларина Т., Колпащиков А., Литвинова А., Коваленко Б.Б., Цыбулевская Н.А., Гетьман В.Г., Грибановский А.М., Плотников В.С., Плотникова О.В., Дадаяшева К.К., Толчинская М.Н., Каплан Р. С., Райзберг Р.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б., Гришкина С.Н., Сафонова И.В. и др.

Общеизвестно, что основой финансово-хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовой формы и собственности в рыночной среде являются формирование и использование капитала. Необходимо отметить, что в условиях глобализации перемещение капитала в мировой экономике стало обыденным явлением. Более того, жизнедеятельность капитала невозможна без его движения: чем лучшие условия созданы для внутреннего и внешнего движения капитала, тем быстрее он набирает силу и вес.

Актуальность исследования. Современные условия жесткой конкуренции на рынке, сочетающейся с высокими требованиями инвесторов, кредиторов и прочих лиц к созданию экономической стоимости, прибыльности и ликвидности бизнеса, добавляют особую актуальность исследования проекта.

Цель исследования. Цель исследования данной курсовой работы состоит в адаптация предприятия к рынку.

Задачи исследования. Здесь стоят такие задачи исследования курсовой работы как:

. Условия функционирования экономики, обучение методам организации и ведения бизнеса;

. Исследование рынка труда;

. Построение и поддержание работы системы адаптации сотрудников;

. Создание и своевременное изменение системы оплаты труда, мотивации сотрудников.

Методы исследования. Формирование кадровой политики компании, исследование рынка труда и заработных плат, стратегическое планирование, планирование потребности и обеспечение компании персоналом, адаптацию персонала, организацию обучения и профессионального развития персонала, разработку методов и проведение оценки персонала, стимулирование персонала и оплаты труда, формирование и развитие корпоративной культуры.

Практическая значимость. Современные условия реформирования системы бухгалтерского учета в РФ в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами учета исследование проблем и совершенствование информационного обеспечения учетного процесса перерабатывающих предприятиях приобретают важное теоретическое и практическое значение. Соотношение спроса и предложения на рынке труда среди систем добровольной сертификации.

1. Содержание основных функций предприятий в рыночной экономике

рыночный малый организационный

1.1 Создание продуктов и оказание услуг

Участие России в экономической интеграции затрагивает жизненно важные интересы отечественных товаропроизводителей и всех участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Доминирующий в стране бартерный обмен нефти и газа на товары народного потребления - это отсталая форма международной торговли. В мире все более широко распространяется производственная кооперация, проводимая как отдельными фирмами, так и международными корпорациями. В условиях глобализации мировой экономики внешняя торговля является локомотивом развития экономики любой страны. Она играет существенную роль в формировании валового внутреннего продукта, валового внутреннего спроса, экономического потенциала страны и уровня доходов населения.

Важную роль в обеспечении формирования эффективной внешнеторговой политики играет активное участие многономенклатурных предприятий во ВЭД.

Под многономенклатурным предприятием предлагается понимать предприятие, производящее некоторую совокупность ассортиментных групп промышленных товаров и товарных единиц, предлагаемых им к продаже на определенных рынках.

В последнее время на первое место в формировании производственной программы многономенклатурного предприятия выступают требования потребителя к качеству и функциональным свойствам экспортируемого товара, что, в свою очередь, требует определенного совершенствования производственного цикла.

Внешняя торговля является инструментом стимулирования экономического роста за счет наращивания экспорта товаров с высокой степенью добавленной стоимости и импорта, необходимых для развития технологических средств производства.

Для повышения эффективности совершения внешнеторговых операций от участников ВЭД требуется внедрение в работу современных методов и технологий по обоснованию направлений внешнеторговой деятельности.

Согласно существующим положениям методическое обоснование процесса ВЭД осуществляется на основе выполнения комплекса функций.

Предлагаемая классификация функций внешнеторговой деятельности (Приложение А) будет иметь особое значение для обоснования рыночных исследований и направлений внешнеторговой деятельности предприятия, а также позволит с большим пониманием осуществлять каждый этап внешнеторговых операций.

Анализ результатов внешней среды (Приложение Б) показывает, что в процессе выработки экспортной стратегии необходимо руководствоваться классификацией товарных рынков, которая общепринята в той или иной стране. Классификация товарных рынков в экономической теории - это совокупность критериев, определяющих типы строения товарных рынков.

Вопрос обоснования направлений внешнеторговой деятельности предприятия будет неполным, если не указать на то, что участие России в международном товарообороте промышленных товаров носит выраженный односторонний характер, т.е. Россия в основном импортирует продукцию, и лишь незначительная часть известных и воспроизведенных товаров экспортируется.

Исходя из этого, в условиях мирового финансового кризиса, изменившегося характера ВЭД многономенклатурного предприятия предлагается дополнить эту классификацию рынков показателями по степени сегментации рынка; открытости рынка для внешних производителей (приложение В).

Прежде всего, необходимо отметить, что наиболее предпочтительным критерием выбора и обоснования конкретного рынка для осуществления ВЭД предприятия выступает чаще всего объем реализации продукции.

Важное значение имеют качественные показатели рынка, прежде всего интенсивность продажи товаров.

Вывод. Разработка направлений внешнеторговой деятельности завершается выбором конкретного рынка, на котором предприятие собирается осуществлять внешнеторговую деятельность. Отсюда и технологический процесс создания и реализации экспортной продукции: определение требований национальных стандартов к такой продукции, условиям ее фасовки, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения, а также предложения потребителям.

В целом предлагаемый методический подход позволил получить обоснование направлений внешнеторговой деятельности многономенклатурного предприятия для процесса внутрифирменного планирования на предприятии, а также для составляющих его элементов, расчетов и работ.

.2 Создание рабочих мест

Создание новых рабочих мест - объективный процесс развития экономики, обусловленный ростом и совершенствованием производства, его структурными изменениями. Без создания новых рабочих мест невозможна оптимальная, производительная занятость трудоспособных граждан в обществе, что является важным фактором повышения эффективности производства и одновременно уровня жизни населения.

Создавая новые рабочие места предприятия, снижают остроту сложных социальных ситуаций в значительной части регионов России. Более того, бизнес привлекает в свои ряды молодых предприимчивых людей, таким образом, закладывает базис для развития частного капитала в будущем и шаг за шагом способствует движению по пути развития системы, социально и экономически совместимой с внешним миром.

Чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, увеличение числа рабочих мест, развитие субъектов предпринимательства, должно быть важной задачей настоящего временного периода.

Система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для бизнеса и ведет к уходу его в «тень», т.е. к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов. Что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников, увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете, как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающие зарплату «в конвертах».

Существующая налоговая система не способствует развитию бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это. Речь в первую очередь должна идти о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до уровня 2010 г.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности предпринимательства.

В России же это только примерные планы в отдельных регионах. Так, одним из пунктов стратегии развития Дальнего Востока и Сибири, которую планировали презентовать на саммите АТЭС в сентябре 2012 г., являлось предложение об освобождении всех начинающих предприятий от налогового бремени.

Предполагалось, что налоговые льготы будут действовать до момента, когда компании выйдут на самоокупаемость. Так, дальневосточные чиновники хотели «заманить» в регион новых инвесторов и создать дополнительные рабочие места.

Налоговые льготы подобного типа должны вводиться в регионах, где малое предпринимательство развито достаточно слабо и имеется наибольший, по сравнению с другими субъектами РФ, дефицит рабочих мест. Так, по последним опубликованным данным Росстата об уровне безработицы в России, по состоянию на 1 января 2012 г. разница между самыми «продвинутыми» и «отсталыми» регионами России была практически 5-кратной.

Отметим, что в индустриально развитых странах до 90% предприятий относится к малому бизнесу. На их долю приходится примерно до 50% производимого в стране валового национального продукта и примерно 70% создаваемых новых рабочих мест. В России на сегодня к малому бизнесу относятся только 30% от всех предприятий.

Вывод. Изменение форм и методов государственного регулирования вопросов бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, географическое расширение активности предпринимательской деятельности по регионам будут способствовать росту субъектов малого бизнеса, созданию новых рабочих мест, а в целом - экономическому развитию Российской Федерации.

.3 Выплата заработной платы, налогов

Компания вправе выплачивать сотрудникам не только фиксированный оклад, но и переменную часть зарплаты, размер которой зависит от их выработки (ст. 135 ТК РФ). Практика показывает, что с налоговой точки зрения порядок назначения и выплаты переменной части дохода целесообразно установить во внутреннем документе. Это может быть общее положение о сдельной оплате труда (Приложение Г), положение о гонорарах, положение о выплате процентов торговле и пр.

По общему правилу зарплату работников компания учитывает в расходах на оплату труда (ст. 255 НК РФ). Получается, если прописать в положении о сдельной оплате труда, что проценты, выплаченные в зависимости от количества проданного товара, являются сдельной частью оплаты труда, такие проценты можно будет также отразить в налоговых расходах.

Иначе налоговики могут посчитать выплаченные сотрудникам переменные суммы (например, проценты от продаж) премией или социальной выплатой. Напомним, что премии безопасно включать в налоговые расходы только в том случае, если они предусмотрены трудовым или коллективным договором (Письма УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 № 20-12/22796 и от 24.03.2005 № 20-08/18981).

Также придется включить выплаченные проценты в базу для начисления взносов. Ведь взносами облагаются все выплаты сотруднику, произведенные в рамках трудовых отношений (ст. 7 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС»).

Расходы компании должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ). Значит, переменную часть зарплаты, причитающуюся каждому сотруднику, необходимо подтвердить документально. Это могут быть, к примеру, внутренние журналы учета продаж, где ведется список всех проданных товаров, их стоимость и Ф.И.О. сотрудников, оформивших продажу (Приложение Д).

НДФЛ с зарплаты сотрудников удерживается на дату получения в банке наличных денег для выплаты дохода либо не позднее следующего дня после перечисления дохода со счета компании на счет сотрудника (п. 6 ст. 226 НК РФ). Зарплата выплачивается не реже двух раз в месяц.

При этом удерживать с заработка НДФЛ и перечислять его в бюджет необходимо один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца (Письма Минфина России от 18.04.2013 № 03-04-06/13294 и от 03.07.2013 № 03-04-05/25494, ФНС России от 25.07.2014 № БС-4-11/14507@ и от 26.05.2014 № БС-4-11/10126@, Постановления Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11709/11 и ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2012 № Ф03-3211/2012).

Поэтому, несмотря на то, что фактический сдельный доход складывается из процентов от стоимости товара, который реализован в течение месяца, удерживать НДФЛ работодатель будет только при окончательном расчете.

Чтобы не ошибиться в налогах при выплате зарплаты работникам, безопаснее разработать внутреннее положение об оплате труда. В документе закрепляют порядок и способы выплаты дохода (наличными в кассе или в безналичном порядке на карты сотрудников).

Минфин России не против учета зарплаты в расходах того периода, когда у компании не было выручки от реализации (Письмо от 11.02.2010 № 03-03-06/1/66).

Подобной логикой можно руководствоваться и при отнесении к расходам для целей налогообложения прибыли зарплаты сотрудников, которые в текущем периоде не участвовали напрямую в деятельности компании.

К примеру, менеджер не смог реализовать ни одного товара. В этом случае у него не будет сдельной процентной части зарплаты и по итогам месяца в соответствии с положением о сдельной оплате труда он получит только оклад. Сумму оклада компания сможет учесть при налогообложении прибыли в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).

Вывод. На случай задержки выдачи заработной платы трудовым законодательством в отношении работодателя предусмотрена материальная ответственность в виде выплаты сотрудникам денежной компенсации в размере как минимум 1/300 ставки рефинансирования Банка России от невыплаченных сумм за каждый день задержки. Такой вид расхода учитывается в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов. А вот объектом обложения страховыми взносами названные выплаты не признаются (правда, Минздравсоцразвития и государственные внебюджетные фонды с этим не соглашаются, однако в суде дела решаются в пользу работодателей). Не возникают у работодателя в связи с выплатой процентов и обязанности по исчислению и удержанию НДФЛ, поскольку обозначенные выплаты относятся к доходам, освобожденным от налогообложения, с чем согласны и чиновники, и судьи.

.4 Участие в осуществлении государственных социальных услуг

Государственная деятельность по оказанию государственных услуг в социальной сфере, возложенная на организации, подразумевает выполнение со стороны государства ряда обязательств: определить перечень услуг; организовать оказание услуг; обеспечить материальными и финансовыми ресурсами; осуществлять контроль как за процессом оказания услуги, так и за ходом работы государственных служащих, а также государственных организаций, осуществляющих оказание услуг в социальной сфере.

Неизменной составляющей процесса оценивания качества государственных услуг является введение системы стандартов на государственные услуги в социальной сфере. Помимо того что государственная стандартизация является точкой отсчета при оценивании качества услуги, она также выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей. Кроме того, с распространением государственной стандартизации на все уровни управления возрастает необходимость повышения уровня эффективности оказания государственных и муниципальных социальных услуг посредством формирования стандартов и проработки механизма их обеспечения.

Выполняя функцию обеспечения качества государственных услуг, органы государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ принимают подзаконные акты, устанавливающие показатели качества предоставляемых государственных услуг в социальной сфере. Например, Минобрнауки России Приказом от 16 февраля 2012 г. № 118 утвердило перечни показателей качества государственных услуг, оказываемых подведомственными Министерству образования и науки РФ федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности.

Отдельное положение принято об оценке качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, которым определены: критерии оценки качества и доступности государственных услуг; перечень и порядок расчета показателей, характеризующих качество и доступность государственных услуг; порядок формирования результатов оценки качества и доступности государственных услуг; результат оценки качества и доступности государственных услуг в субъектах РФ, также утверждены нормативы доступности государственных услуг в области содействия занятости населения.

Таким образом, используя свой регулятивный потенциал, федеральные органы государственной власти пытаются обеспечить достойное качество и доступность государственных услуг в социальной сфере.

Все показатели доступности и качества предоставляемых государственных услуг можно разделить на две группы: количественные и качественные.

К количественным показателям доступности относятся: время ожидания услуги; график работы учреждения; место расположения учреждения, предоставляющего услуги; количество документов, требуемых для получения услуги; стоимость конечного результата услуги (для платных услуг); наличие льгот для определенных категорий потребителей услуги.

В группу качественных показателей доступности входят: степень сложности требований, которые необходимо выполнить для получения услуги; достоверность информации о предоставляемых услугах; наличие различных каналов получения услуги; простота и ясность информационных и инструктивных документов.

К количественным показателям оценки качества предоставляемых услуг, которым присуща измеримость, отнесены: соблюдение сроков предоставления услуг; количество обоснованных жалоб. К качественным - точность выполняемых обязательств по отношению к потребителю; культура обслуживания (вежливость, доброжелательность); качество результатов труда персонала (профессионализм).

Вывод. Социальные услуги предоставляются социальными службами, преимущественно государственными. Законодательством, регулирующим основы социального обслуживания населения, определено, что в государственную систему социальных служб, включены государственные предприятия и учреждения социального обслуживания субъектов РФ. Социальное обслуживание осуществляется на основе государственных стандартов, которые устанавливаются в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ.

2. Понятие и совершенствование организационных систем

.1 Жизнеспособность организации

Важной особенностью интегрированной отчетности является то, что она объединяет финансовую и нефинансовую информацию и создает для организации возможность поддерживать свою жизнеспособность в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Цель формирования данной отчетности заключается не только в проведении анализа деятельности компании за истекшие периоды, но и в оценке направлений и перспектив ее роста по ряду позиций с точки зрения решения стратегических задач и соответствующих действий в каждой из сфер, направленных на их реализацию.

Для экономики России интегрированная отчетность представляется сравнительно новым явлением. В связи с этим на отечественных предприятиях достаточно часто возникают вопросы по поводу форм составления этой отчетности и порядка раскрытия в ней информации. В целях решения такого рода вопросов Международный комитет по интегрированной отчетности (International Integrated Reporting Committee/IIRC) выпустил нормативный документ «Интегрированная отчетность - ценности взаимодействия в XXI веке», в котором выделено 5 основных принципов и 6 составляющих интегрированного отчета.

Основными принципами составления интегрированной отчетности, согласно указанному документу, являются:

) стратегическая направленность;

) ориентация на будущее;

3) структурированность и четкость информации;

4) адаптация к изменениям и учет интересов заинтересованных сторон;

) краткость, надежность и существенность.

Основной особенностью интегрированной отчетности является то, что она делает главный акцент на ресурсах корпорации (факторах производства), которые она потребляет. К ним относятся финансовые, производственные, человеческие, интеллектуальные, природные и социальные ресурсы.

Интегрированная отчетность представляет собой объединение финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО, с нефинансовой информацией в области устойчивого развития, подготовленной в соответствии с GRI (Глобальная инициатива по отчетности). Концепцию интегрированной отчетности в настоящее время поддерживают более 80 крупнейших транснациональных организаций, а также более 25 институциональных инвесторов.

Ключевое достоинство интегрированной отчетности - это то, что она становится инструментом управления стоимостью, создаваемой в интересах всех стейкхолдеров. Ключевой недостаток заключается в том, что она раскрывает управленческую информацию, которая может быть использована в конкурентной борьбе.

Согласно действующему законодательству РФ годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, который проводится аудиторскими организациями и частными аудиторами. Эти требования содержатся в Рекомендациях, приведенных в Письме Минфина России от 29.01.2014 № 07-04-18/01.

Одной из наиболее ключевых областей в части рисков ошибок в отчетности являются расчеты по налогам и сборам, где особое место занимает налог на прибыль организаций. В структуре налоговых платежей налог на прибыль организаций является важнейшим и наиболее сложным элементом в расчетах корпораций по налогам.

Государство с помощью определенных методов налогообложения прибыли позволяет сохранять и увеличивать источники доходов, прямо воздействовать на инвестиционные потоки, улучшение производственной инфраструктуры, развитие социальной сферы и модернизацию экономики страны в целом.

Таким образом, при проведении аудиторской проверки интегрированной отчетности налоговому аудиту следует уделять особо пристальное внимание. Развитие аудита расчетов консолидированных коммерческих организаций по налогам и сборам является важнейшей задачей всех видов аудита - внешнего, внутреннего, налогового и государственного (проводится Счетной палатой России). Данное обстоятельство обусловлено заинтересованностью в деятельности корпораций не только со стороны ее собственников, но также и государства, инвесторов и рядовых граждан.

Вывод. Интегрированная отчетность имеет значительные преимущества по сравнению с традиционной бухгалтерской отчетностью. Положительным моментом является то, что данный вид отчетности стали использовать крупнейшие транснациональные компании и государственные корпорации. Отмеченное обстоятельство определяет необходимость развития аудита интегрированной отчетности, важнейшим элементом которой являются отчеты по налогам и сборам.

.2 Стратегия выживания и самосохранения

На первом этапе следует дать ответ на принципиальный вопрос о степени опасности окружения, в котором работает предприятие. Конкретная стратегия управления рисками вырабатывается позже, поскольку сначала руководство должно получить результаты анализа рисков. Базовая стратегическая ориентация предприятия также должна учитывать угрозы, которые выявлены на этапе стратегического анализа.

На следующем этапе на основе сформулированной стратегии (или определенной базовой стратегической ориентации) определяются цели, включаемые в ССП. Их достижение призвано обеспечить реализацию разработанной стратегии. В противном случае не будет реализована стратегия и под угрозой может оказаться само выживание предприятия.

Если при формулировании стратегии не учитывать возможных рисков, вероятность ее успешной реализации будет весьма невысокой. Соответственно, цель этого этапа - идентификация рисков для всех поставленных стратегических целей. Это достаточно сложный процесс, поскольку могут существовать цели, в отношении которых не возникает существенных рисков, или, наоборот, могут существовать угрозы, не связанные напрямую с какой-либо целью.

Структурирование угроз может соответствовать логике четырех составляющих сбалансированной системы показателей. Это должно соответствовать целям предприятия. Например, все риски можно разделить на следующие категории: риски финансовые, рыночные, экономические, а также связанные с управлением предприятием и пр.

Конкретизация стратегических целей и отдельных рисков осуществляется при помощи идентификации показателей, используемых для измерения целей и рисков. Для каждого показателя должны быть определены целевые значения, по которым с заданной периодичностью можно отслеживать степень достижения целей.

На основе индикаторов можно оценить влияние реализуемых мероприятий. Используемые в ССП параметры могут быть полезными и для системы управления рисками. По каждому риску следует определить возможную степень его ограничения. На основе этого определяются пороговые значения индикаторов, характеризующих риски.

После определения целевых значений показателей разрабатываются мероприятия, реализация которых должна обеспечить достижение целей. С точки зрения управления рисками следует выбирать мероприятия, которые ведут к снижению вероятности возникновения риска. При планировании не следует забывать о мероприятиях, предусмотренных для экстренных случаев (превышения порогового значения рисковых показателей).

Процесс реализации мероприятий отражается в системе внутрифирменной отчетности, составленной в формате «план - факт». Заключительным пунктом построения интегрированной схемы, включающей в себя сбалансированную систему показателей и систему риск-менеджмента, в идеальном случае должна быть интенсификация.

Определение ответственности за достижение целевых значений установленных показателей позволяет управлять поведением руководителей и сотрудников предприятия. Увязывание мотивации персонала с системой показателей - несложная задача, и она уже с успехом решена.

Интегрированная модель позволяет принимать управленческие решения стратегического и оперативного характера, поскольку сбалансированная система показателей дополняется информацией о рисках, препятствующих реализации стратегии, а система риск-менеджмента включается в непрерывный процесс стратегического менеджмента.

Вывод. Из вышесказанного необходимо отметить следующее:

управление рисками, как и сбалансированная система показателей, основано на использовании «ранних» индикаторов;

в обеих рассмотренных системах прописываются мероприятия, необходимые для достижения целей компании и уменьшения рисков;

интеграция управления рисками в общую систему управления наиболее эффективна, если она напрямую связана со стратегическими целями предприятия;

установление связи между мероприятиями, разработанными в рамках обеих систем, проводится на основе анализа мероприятий, которые способствуют снижению рисков;

в большинстве случаев на построение интегрированной модели сбалансированной системы показателей и риск-менеджмента уходит примерно по три месяца на каждый уровень организационной иерархии;

построенная интегрированная модель позволяет принимать управленческие решения стратегического и оперативного характера.

.3 Изменение, развитие и порядок организации

Перспективы развития малых предприятий связаны с диверсификацией и усложнением деятельности, следовательно, с изменением и развитием их управленческих и организационных структур. Учетная система таких предприятий должна обеспечивать адекватную учетно-информационную поддержку управления по приоритетным направлениям развития. В силу этого ее, возможно, характеризовать как конверсионную. Данное определение учетной системы основано на применении термина «конверсия», означающего существенное преобразование, изменение условий.

Конверсионное развитие - это развитие организации, приводящее к существенному преобразованию ее деятельности. В качестве основных конверсионных направлений развития малых предприятий, определяющих кардинальные изменения функционально ориентированной учетной системы, следует выделить существенный рост масштабов деятельности и увеличение ее инновационной составляющей, диверсификацию производства и т.д.

Именно в этих случаях необходимо совершенствование учетной деятельности на основе ее усложнения. Конверсионная учетная система по своей структуре наиболее приближена к полномасштабной функционально ориентированной учетной системе.

Отметим, что типы учетных систем (редуцированная, аллокативная, конверсионная) в одних случаях могут выступать как определенные этапы развития полномасштабной функционально ориентированной учетной системы. В других - как самодостаточный вариант организации учетной деятельности для предприятий определенного масштаба деятельности. Для таких предприятий на протяжении всего их жизненного цикла наиболее оптимальным вариантом организации учетной деятельности будет являться редуцированная учетная система.

Применение таких учетных инструментов, как кассовый метод, униграфическая запись, сокращенный план счетов, не всегда обеспечивает решение задач упрощения учета. Неоднозначность последствий их применения достаточно подробно освещена на страницах многих экономических изданий. Упрощение учетной деятельности должно осуществляться на основе продуманного ее редуцирования, а не сводиться к отказу от базовых принципов ведения бухгалтерского учета, деформирующему системообразующий элемент учетной системы. Для малых предприятий, заинтересованных в радикальном снижении затрат на ведение учетной деятельности и формирующих редуцированную учетную систему, весьма актуальной представляется разработка специального федерального стандарта по учету как методологической основы процессов упрощения учета.

По мнению специалистов, стандарт по учету для субъектов малого предпринимательства должен представлять собой единый самодостаточный нормативный документ, в котором были бы сведены воедино принципы и правила бухгалтерского учета и отчетности. Подготовка и утверждение такого документа, кроме решения прочих задач, будут реальными шагами в сторону упрощения учетных процедур на малых предприятиях.

Немаловажным представляется также то, что особенности функционирования и объемы деятельности микропредприятий в большинстве случаев позволяют пренебречь той долей условности, которая возникает при дополнительном упрощении их учетной деятельности. Данные подходы являются альтернативными, и в дополнение к ним могут быть выработаны определенные промежуточные варианты.

Вывод. Разработка стандарта для микропредприятий на основе предложенных нами подходов позволит решить вопросы рациональной организации учетной деятельности значительной части предприятий малого бизнеса, заинтересованных в минимизации затрат на осуществление управленческих функций. Внедрение этого стандарта в учетную практику микропредприятий позволит создать методологическую основу формирования и функционирования редуцированной учетной системы субъектов малого предпринимательства.

3. Основные функции развития и методы их реализации

.1 Рост организации

Динамика изменения деловой активности конкретной организации показывает развитие этапов ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, профессиональную квалификацию управленческого менеджмента предприятия.

Деловую активность можно определить как зависящее от внешних и внутренних факторов управление хозяйственной деятельностью, сориентированное на обеспечение положительной динамики прибыльности, увеличение трудовой занятости и эффективное использование активов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность показывает результативность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем направлениям деятельности и характеризует качество управления, возможность дальнейшего экономического роста и достаточность собственного капитала.

Частная организация осуществляет закупки для своих нужд, и, соответственно, ее руководство заинтересовано в максимально лучшем предложении - лучшие условия и качество, лучшие условия обслуживания и т.д., и по возможности все это по минимальной цене. В частном секторе выгода руководства/владельцев организаций напрямую зависит в большинстве случаев от эффективности деятельности самой организации. Снижение расходов, рост доходности компании влияет и на общий доход руководства/владельцев. Поэтому есть прямая заинтересованность руководства/владельцев в организации и проведении лучших практик закупок. В том числе в развитии заказчиком инструментов конкуренции участников закупок, что будет естественным в частных торгах, т.к. способствует достижению цели выбора лучшего предложения. Это логика бизнеса, частного капитала, частного интереса.

Государственные закупки являют собой феномен другого рода. Признаками этого феномена являются наличие публичного финансового и социально-экономического интереса, а также прогнозируемый и, к сожалению, нередко подтверждаемый практикой разрыв интересов общества, государства и интересов конкретного руководителя или группы руководителей, ответственных за размещение заказа и закупки в целом.

Корпоративная культура может меняться на разных этапах развития компании. Изменения на стадии роста организации, когда высвобождаются дополнительные средства для развития бизнеса, включают усложнение поведения, увеличение уровней профессиональной дифференциации и межличностной интеграции, изменение культуры отдельных частей компании: производственная система меняется в сторону повышения качества деятельности, меняется фирменный дизайн, внешний вид помещений, вводится дресс-код для сотрудников, появляется расширенный социальный пакет.

Любые действия организации возможны только в том случае, если данные экономические условия позволяют и разрешают такие действия. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой. С одной стороны, оно использует возможности, которые предоставляет внешняя среда, - выгоду географического положения, привилегии налогообложения, финансовое стимулирование.

Однако для анализа потенциала восстановления платежеспособности предприятия важной является оценка степени влияния внешней среды на организацию, а не наоборот.

Внутренняя среда является источником жизнеспособности предприятия. Она включает в себя совокупность характеристик, способных обеспечить потенциал, необходимый для функционирования организации, но в то же время может быть источником проблем, способных привести предприятие к кризису. Внутрифирменная экономическая политика, организационная и производственные структуры, системы контроля и другие принципы функционирования организации напрямую зависят от решений, принимаемых органами управления. Таким образом, оценка влияния на деятельность проблемного предприятия внутренних условий в определенной степени показывает эффективность управления хозяйственной деятельностью должника.

Вывод. Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод, оценка экономического (финансового) состояния методом коэффициентов позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей деятельности в ретроспективе и возможную перспективу развития, а также определить наличие внутренних резервов предприятия для самостоятельного восстановления платежеспособности.

.2 Стратегия и тактика управления организацией на этапе спада и краха

В настоящее время многие организации по различным причинам, как внешним, так и внутренним, испытывают различного рода кризисные состояния: от технической просрочки платежа по кредиту до остановки производства, в том числе из-за несвоевременных или отсутствующих инвестиций в модернизацию производства.

Оказавшись на грани банкротства, то есть неспособности расплатиться с существующими долгами без существенного влияния на результативность деятельности, перед собственником возникает вопрос о целесообразности привлечения дополнительного финансирования, инвестирования.

В этих условиях важным является оценить потенциал восстановления платежеспособности предприятия. Оценка потенциала позволяет принять решение о реструктуризации предприятия и применении активных действий по восстановлению прибыльности операций, платежеспособности и ликвидности либо о ликвидации, а значит подготовке предприятия к продаже: разработке и реализации программы повышения стоимости.

Оценка потенциала восстановления платежеспособности кризисного предприятия представляет собой своего рода проверку его финансового состояния. Она позволяет сформировать объективное представление о кризисном предприятии, включающее в себя оценку возможных внешних рисков, влияющих на результативность, независимую оценку и всестороннее исследование деятельности предприятия, комплексную проверку финансового состояния и положения на рынке.

Выявление источника кризиса позволяет понять, причастна ли организация к ухудшению своего положения, имели ли существенное значение действия органов управления или же кризисное состояние вызвано внешними факторами, влияние которых предприятие предотвратить не могло. Определение истинных причин кризисного состояния предприятия является весомым аргументом в принятии решения о возможности (невозможности) восстановлении платежеспособности.

Не менее важным для принятия данного решения является оценка работоспособности предприятия - наличие налаженных связей во взаимодействии с поставщиками, занимаемые позиции на рынке сбыта и отношения с основными потребителями. Также необходимо оценить ресурсы самой организации, так необходимые для продолжения деятельности, оценить наличие внутрифирменных резервов восстановления платежеспособности.

Правильно выбранная организационная структура способна привести управленческие задачи в соответствие с принципами компетентности и ответственности, грамотно распределить ответственность (не за сферу, а за процесс), увеличить мобильность в принятии решений.

Неправильно выбранная организационная структура способна привести к потере центров ответственности, осложнению оценки результативности отдельных направлений деятельности. Также следует оценить потенциал изменения эффективности управления и степень воздействия такого изменения на текущее состояние и будущее развитие.

Помимо организации деятельности в целом, на ухудшение финансового состояния (или, напротив, на потенциал восстановления деятельности) в числе внутренних факторов могут повлиять такие, как эффективность использования производственных мощностей, то есть степень загруженности, используемости, отдачи от имеющихся производственных активов; наличие объектов непроизводственной сферы, которые способны как привнести дополнительные расходы, негативно сказывающиеся на финансовом результате, так и добавить имиджа предприятию, а значит, увеличить шансы на выгодное внешнее финансирование.

Одним из важных для оценки потенциала восстановления платежеспособности является определение внутрифирменных ресурсов и резервов.

К примеру, наличие у проблемного предприятия патентов на востребованный рынком продукт, большой штат высококвалифицированного персонала, наличие собственных производственных мощностей является весомым аргументом для принятия решения о применении активных действий по восстановлению прибыльности операций, платежеспособности и ликвидности, разработке плана реструктуризации деятельности.

Вывод. Оценке потенциала восстановления платежеспособности проблемного предприятия, можно сказать, что эффективное преодоление кризиса организации либо принятие мер по ликвидации, а следовательно, подготовку предприятия к продаже необходимо начинать с анализа причин его (кризиса) возникновения.

.3 Миссия организации, правила ее формулирования

Формирование путей достижения миссии организации:

анализ цепочки создания ценности продукта;

формирование системы управления качеством;

поиск путей устойчивого развития бизнеса.

Миссия - не идеализация, а вполне практическая категория, которая лежит в основе принятия каждого управленческого решения стратегического уровня.

Интегрированная учетно-аналитическая система должна быть гармонична с системой управления организацией. Следовательно, ее теоретическая конструкция базируется на параметрах системы управления организацией. В свою очередь, целевая направленность системы управления определяется миссией организации и реализуется через ее стратегию. Выбранная стратегия организации должна быть трансформирована в оценочные индикаторы деятельности организации (как аналог ключевых показателей деятельности организации), которые следует рассматривать как максимально возможный количественный и качественный результат процесса управления по достижению цели системы управления.

Оценочные индикаторы целевой направленности системы управления учитывают все важнейшие параметры финансово-хозяйственной деятельности организации и включают разработку оценочных индикаторов результативности и эффективности в соответствии со стратегиями управления по сегментам деятельности. Для любой конкретной организации можно построить систему оценочных индикаторов целевой направленности и выбрать такие управляющие воздействия, регулирование которыми обеспечит максимальную эффективность управления организацией.

Оценочные индикаторы эффективности деятельности ориентированы на выявление причин, по которым полученные параметры функционирования организации отклоняются от заданных оценочных индикаторов реализации целевой направленности системы управления организацией.

Этапы внедрения оценочных индикаторов в укрупненном варианте можно представить в следующем виде:

выбор группы оценочных индикаторов;

декомпозиция оценочных индикаторов и их распределение по сегментам деятельности;

формализация алгоритма расчета каждого оценочного индикатора.

Выбор группы оценочных индикаторов индивидуален для каждой организации и зависит от ее стратегии. Важное значение имеет распределение оценочных индикаторов реализации целевой направленности системы управления организацией по ее сегментам. В результате такого распределения за каждым сегментом управления закрепляется определенный набор оценочных индикаторов, что позволяет в значительной степени увеличить оперативность и гибкость системы управления, четко распределить ответственность между специалистами.

Управленческие решения в большинстве случаев также подлежат формализации. В случае если управленческое решение трудно формализовать, методом его декомпозиции можно определить необходимую информацию и, соответственно, выделить ее источник. Понимание последнего позволяет сформировать информационные запросы к входящим обеспечивающим компонентам интегрированной учетно-аналитической системы.

Необходимым фактором успешного развития управленческого учета в современных условиях является автоматизация операций прогнозирования, планирования, учета и анализа в интеграции с данными других информационных баз предприятия в целях снижения затрат на сбор и обработку информации. Решение данных проблем является прерогативой собственников, от которых зависит в конечном счете, каким образом будет достигнута главная цель их деятельности - обеспечение эффективности управления организацией и достижение желаемых результатов в перспективе.

Вывод. Предложенная интегрированная учетно-аналитическая система для целей управления позволяет определить будущее развития организации, диагностировать ее текущую деятельность, применять корректирующие воздействия в случае отклонений от определенных параметров функционирования. Она обеспечивает достаточность информации для целей управления, определяет высокие качественные характеристики информации, что значительно повышает качество и эффективность принимаемых управленческих решений, поскольку руководителям и ключевым специалистам предоставляется оптимальный объем и требуемый качественный формат информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Заключение

Выводы. Исходя из выше изложенного, можно сказать следующее:

управленческий учет является фундаментом, без которого невозможно построить и поддерживать систему организации производства, активно использовать все ее достоинства в целях постоянного повышения эффективности бизнеса, решения возникающих проблем;

на основе управленческого учета становятся реальными разработка стратегии развития предприятия, обоснование прогнозов, определение финансовой политики и т.д.; очевидна объективная необходимость его постоянного улучшения в целях обеспечения максимального соответствия изменяющимся условиям рынка. Практика также доказала, что без внедрения управленческого учета обеспечить прозрачность бухгалтерской отчетности и бизнеса в целом нереально;

управленческий учет представляет интеграцию самых различных видов учета, позволяющую полнее использовать их достоинства в целях достижения максимально позитивных конечных результатов функционирования бизнеса.

Динамику финансового состояния и определение основных закономерностей натуральных и стоимостных показателей деятельности, наличие внутренних финансовых резервов для самостоятельного восстановления платежеспособности широко раскрывает анализ экономических коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности предприятия.

По текущему состоянию проблемного предприятия и принятие решения о продолжении деятельности и применении реструктуризационных мер либо решения о ликвидации и продаже организации возможны только при комплексном анализе.

Он включает в себя оценку внутренних сильных и слабых сторон функционирования предприятия, а также оценку внешних факторов, представляющих собой возможности либо угрозы для осуществления коммерческой деятельности в выбранной сфере.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Бартер(от франц. barater - обменивать) - натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар». Пропорция такого обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре. Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называют бартерными.2Глобализация экономикиусиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы. Вызывает неприятие и противодействие лиц, отстаивающих национальную специфичность экономики отдельной страны.3Экспорттаможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами...4Товарооборотобъем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени...5Сегментация рынкастратегия производителей и продавцов товаров, заключающаяся в разделении рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида продаваемого товара, территориального расположения, типа наиболее представленных на данной части рынка покупателей, по социальным признакам.6Бюджетформа образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.7Налог на доходы физических лицналог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с месячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Представляет либо прогрессивный налог, ставка которого увеличивается по мере нарастания величины годового дохода, либо пропорциональный со ставкой, не зависящей от дохода. В РФ от него освобождены доходы по пенсиям.8Интеграцияобъединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают ВЕРТИКАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ и ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ компаний.9Конверсиясущественное преобразование, изменение условий, замена одних объектов производства другими или одних финансовых инструментов на другие.10Диверсификация1) расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства; 2) распределение вкладываемых в экономику денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход. Такую диверсификацию именуют диверсификацией кредитов; 3) материальная диверсификация - освоение новых форм и сфер деятельности.11Редуцироватьпонижать ценность монеты путем уменьшения содержащегося в ней количества благородного металла.12Униграфическая системапростая одинарная запись объектов бухгалтерского учета (без использования способа двойной записи на его счетах)...Диверсификация1) расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства; 2) распределение вкладываемых в экономику денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход. Такую диверсификацию именуют диверсификацией кредитов; 3) материальная диверсификация - освоение новых форм и сфер деятельности.

Список использованных источников

1. Гетьман В.Г. Резервы совершенствования бухгалтерского учета и отчетности коммерческих организаций в России Международный бухгалтерский учет. 2012. № 41. С. 22 - 34.

. Грибановский А.М. Консолидированная финансовая отчетность: с чего все начиналось // Бюджетирование и управленческий учет. 2012. № 5. С. 16 - 22.

. Гришкина С.Н., Сафонова И.В. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 47. С. 17 - 25.

. Дадаяшева К.К., Толчинская М.Н. Концептуальные подходы и методы проведения налогового аудита // Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 24 - 28.

. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2013. 304 с.

. Коваленко Б.Б. Институты воздействия государства на организации корпоративного предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2008. С. 24.

. Колпащиков А. Вряд ли эти реформы пополнят бюджет // Ваше дело. 2010. 28 сентября.

. Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 г. очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сентября.

. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 16; Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 813 с.

Похожие работы на - Предприятие (организация) в рыночной экономике: принципы функционирования и основные тенденции развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!