Основные теории и концепции современной экономики управления персоналом

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,24 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные теории и концепции современной экономики управления персоналом

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

«Высшая бизнес - школа»







Контрольная работа

по дисциплине «Экономика управления персоналом»










Омск 2012 г

Содержание

1.      Основные теории и концепции современной экономики управления персоналом

.        Организация заработной платы: понятие, принципы и элементы

.        Взаимосвязь трудовых показателей с экономическими показателями деятельности организации

.        Методы расчета необходимой численности рабочих, специалистов и служащих

.        Механизм развития человеческого капитала работника

Список используемой литературы

.        Основные теории и концепции современной экономики управления персоналом

В теории менеджмента используется достаточное количество терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий фактор, организационное поведение, организация труда, управление персоналом, кадровая политика, коллектив, команда и др. Выделяя человека в качестве стержневого объекта, они раскрывают различные аспекты проблемы управления персоналом и подходы к ее решению. Для того, чтобы достичь стоящих перед ней целей, организация использует ресурсы - труд профессоров и экспедиторов, лабораторное оборудование, металлообрабатывающие станки и прокатные станы, сырые нефть и хлопок, металлическую руду и воду, денежные средства. При всем многообразии используемых ресурсов они традиционно подразделяются на три основные группы - натуральные или природные (земля, по определению французского экономиста Ж. Б. Сэя), материальные (капитал) и человеческие (труд) - называемые также факторами производства.

Комбинация ресурсов определяется в каждом отдельном случае стоящими перед организацией целями. Однако факторы производства являются не только взаимодополняющими, но и взаимозаменяемыми - компьютер (материальный ресурс) заменяет пятерых расчетчиков из отдела труда и заработной платы (человеческие ресурсы), сила падающей воды (натуральный ресурс) - паровой двигатель (материальный ресурс). Согласно экономической теории, выбор ресурсов осуществляется на основе сравнения их удельной производительности, т.е. соотношения между затратами на приобретение ресурса и отдачей от его использования. Однако в реальной жизни рационалистическая методика применяется далеко не всегда, особенно когда речь идет о человеческих ресурсах - при принятии решения о том, какому фактору производства отдать предпочтение, руководители должны учитывать особенности организации (культура), а также социальные, культурные, политические факторы (внешняя среда). Приобретя ресурсы, организация производительно (для достижения организационных целей) использует их - перерабатывает хлопок в ткань, изготавливает на станках детали, обучает и отправляет на линию шоферов автобусов. Чтобы этот процесс был эффективным, организация должна обеспечить оптимальное соотношение используемых ресурсов с точки зрения их количества, способа, места, времени и продолжительности взаимодействия, или другими словами, управлять ресурсами, в зависимости от целей и средств, которыми располагает владелец. Управление ресурсами лежит в основе управления организацией.

Управление людьми представляет собой компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. В течение ХХ века произошла смена четырех концепций роли кадров в производстве (Евенко Л.И., 1996):

. Использование трудовых ресурсов (labouor resources use) с конца ХIХ века до 60-х гг. ХХ века. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и заработной платой. На Западе эта концепция нашла свое отражение в теориях К. Маркса и Тейлора, а в СССР - в эксплуатации труда государством.

. Управление персоналом (personnel management). Научной основой этого подхода была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль - должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (методы, полномочия, функции). Данный подход развивался с 30-х гг. ХХ века.

. Управление человеческими ресурсами (human resourse management). Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс - элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В российской практике эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».

. Управление человеком (human being management). В соответствии с этой концепцией человек - главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как ресурс. Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками этой теории считаются лидеры японского менеджмента К Мацусита , А. Морита. В работах западных исследователей менеджмента подобный подход обозначается как социальный менеджмент (social management).

Эти подходы к пониманию роли человека в производстве представляют собой анализ одного и того же явления . Ориентировка концепций управления к экономической или социальной системам (ось ординат) и рассмотрение человека как ресурса или как личности (ось абсцисс) являются той основой философии предприятия, которая определяет специфику кадровой политики организации.

С точки зрения отечественных исследователей (Г.М. Озеров, 1998), управление персоналом должно базироваться на следующих принципах.

·        Человек - основа корпоративной культуры. Успешные предприятия уделяют большое внимание персоналу; когда людей ставят во главу перемен, они становятся движущей силой этих перемен.

·        Менеджмент как практика распространяется на весь персонал организации. Управление должно осуществляться на трех уровнях: высшее руководство, среднее звено («команда»), и нижнее звено («сотрудники»).

·        Эффективность как критерий успеха организации, определяется через достижение организационных целей с оптимальным использованием ресурсов и максимизацией прибыли.

·        Взаимоотношения как критерий успеха организации - оптимизация систем управления персоналом возможна лишь при равноценном учете как «мира фактов» (техника, технология, организация), так и «мира чувств» (ценности, мотивы, коммуникации, психологические особенности).

·        Команды как критерий успеха организации. Все работники организации являются членами социальной группы (трудового коллектива). Все команды и отдельные сотрудники вносят вклад как в успех, так и в провалы организации.

2. Организация заработной платы: понятие, принципы и элементы

Под организацией заработной платы (ОЗП) понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, путем использования совокупности составных элементов (нормирования, тарифной системы, премии, доплат и надбавок).

Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

С организацией заработной платы на предприятии связано решение двуединой задачи:

гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;

обеспечить работодателю достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке товаров) возместить затраты и получить прибыль.

Тем самым, через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики. Организация заработной платы предполагает реализацию функций, форм и систем заработной платы, использование современных методов ее организации во взаимосвязи с рынком, организацией и нормированием труда, техническим уровнем производства.

Основой организации заработной платы, ее движения выступают:

динамика стоимости и цены рабочей силы на рынке труда;

модифицированная функциональная зависимость цены труда от его количества и качества;

действия профсоюзов и государства в области оплаты труда.

На уровне предприятия регулирование заработной платы осуществляется путем планирования, организации оплаты по труду, контроля и организации социального партнерства между работниками, профсоюзом и работодателями.

Принципы организации заработной платы - это объективные, научно обоснованные положения, отражающие действие экономических законов и направленные на более полную реализацию функций заработной платы.

При разработке политики в области заработной платы и ее организации на предприятии необходимо учитывать следующие принципы:

. Справедливость, т.е. равную оплату за равный труд, недопущение дискриминации в сфере оплаты труда.

. Соответствие меры труда мере его оплаты.

. Дифференциация оплаты труда в зависимости от качества, величины и эффективности трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, от условий труда, природно-климатических условий и других особенностей производства и регионов.

. Стимулирование за качество труда и добросовестное отношение к труду.

. Материальное наказание за допущенный брак и безответственное отношение к своим обязанностям, приведшее к негативным последствиям.

. Простота, логичность и доступность пониманию работников действующих форм и систем заработной платы.

. Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы.

. Индексацию заработной платы в соответствии с уровнем инфляции.

.Применение прогрессивных форм и систем оплаты труда, которые в наибольшей степени отвечают потребностям предприятия.

. Государственное и региональное регулирование заработной платы в сочетании с широкими правами предприятия в вопросах выбора форм и систем оплаты труда.

.Учет конъюнктуры рынка труда.

Принципы являются базисными, неизменными в своей основе, требования же к организации оплаты труда довольно динамичны, изменяемы и конкретны. Требования либо способствуют более полному претворению в жизнь принципов организации заработной платы, либо конкретизируют их и в зависимости от состояния экономики, ее задач, могут пересматриваться и изменяться. Они, как правило, отражаются в нормативных документах в виде конкретных установок, показателей, максимально или минимально допустимых пределов, средних величин, которые необходимо соблюдать в ходе организации заработной платы, например, установление конкретного уровня минимальной заработной платы.

Главными требованиями к организации заработной платы на предприятии, отвечающими, как интересам работника, так и интересам работодателя, является:

) обеспечение необходимого роста заработной платы;

) снижение ее затрат на единицу продукции;

) гарантия повышения оплаты труда каждого работника по мере роста эффективности деятельности предприятия в целом.

Механизм организации заработной платы представляет собой комплекс социальных, экономических, технических, организационных и психологических мер, призванных увязать меру труда с мерой его оплаты.

Организация оплаты труда предполагает:

определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;

разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;

разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;

обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

В нашей стране существуют три основных компонента организации оплаты труда:

. Техническое нормирование труда - процесс установления обоснованных норм труда (норм времени, выработки, обслуживания, времени обслуживания, численности персонала), необходимых для объективной количественной оценки затрат труда на выполнение конкретных работ. Нормы используются при определении расценок, т.е. размеров оплаты труда за единицу работы.

. Тарифное нормирование труда - система тарифных нормативов. Тарифное нормирование включает:

тарифное нормирование работников;

тарифную систему рабочих;

. Формы и системы оплаты труда - способы использования норм труда и тарифной системы для расчетов заработной платы работников с учетом особенностей их труда. Они основаны на том, что оплата труда работников устанавливается за:

качество труда;

количество труда;

результат труда.

За количество труда отвечает техническое нормирование труда. Качество труда представляет собой сложность труда (оно влечет за собой ответственность, которая ложится на работника в связи с его работой). На качество влияют условия труда. Они могут быть нормальные, вредные и особо вредные. Интенсивность труда относится как к количеству, так и к качеству в зависимости от условий. Результат труда учитывается через формы и системы оплаты труда.

Вопросы организации оплаты труда в Российской Федерации охвачены правовым регламентированием и регулированием на трех уровнях:

) государственном;

) отраслевом (территориальном);

) на уровне предприятий.

Структура заработной платы в той или иной организации определяется на основе микроэкономического анализа уровня оплаты труда работников, существующих доплат, затрат и результатов труда персонала, производительности и рентабельности труда, а также условий на региональном рынке труда, в частности, равновесия спроса и предложения на рабочую силу и т.д.

Структура доходов на предприятиях нашей страны определяется соотношением трёх основных составляющих: тарифных ставок и окладов, доплат и компенсаций, надбавок и премий. Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью при нормальных условиях работы и соответствующих затратах рабочей силы.

Доплаты и компенсации устанавливаются как возмещение дополнительных затрат рабочей силы при существующих отклонениях условий труда. Надбавки и премии предусматриваются для стимулирования высокой творческой активности персонала, повышения качества работы, производительности труда и эффективности производства и за высокое качество продукции устанавливаются в зависимости от полученной совокупной прибыли или общего дохода предприятия в размере 20-40% к тарифной ставке. Премии предусмотрены за качественное и своевременное выполнение производственных заданий, а также за личный творческий вклад работников в конечные результаты производства.

Социальные выплаты включают частичную или полную оплату расходов персонала по следующим видам: транспорт, медицинская помощь, отпуск и выходные дни, питание во время работы, обучение работников, страхование жизни, загородные поездки, материальная помощь и т.д.

Разработка и использование различных форм и систем оплаты труда позволяют применить к каждой группе и категории работающих определённый порядок исчисления заработка. Это обеспечивает более точный учёт количества и качества труда, вложенного работниками в конечные результаты производства.

Заработная плата состоит из двух основных составляющих:

) условно постоянной (гарантированной) части, которую при полной отработке нормативного рабочего времени и качественного выполнения трудовых функций получит каждый исполнитель;

) гибкой (переменной), которая имеет по преимуществу стимулирующий или компенсирующий характер.

Переменная часть заработной платы включает такие элементы, как доплаты и надбавки. По своей природе они близки именно к этой части заработной платы, но по периодичности отличаются от должностного оклада или тарифной ставки. Каждый элемент заработной платы выполняет свои функции. Доплаты и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями работы. Они носят относительно стабильный характер и персонифицированы, т. е. установлены для конкретного человека.

Ряд доплат и надбавок являются обязательными для предприятий всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и установлена Трудовым кодексом РФ. Другие доплаты и надбавки применяются в отдельных сферах приложения труда. В большинстве случаев эти доплаты также обязательны, однако об их конкретных размерах договариваются непосредственно на самом предприятии.

По характеру выплат доплаты и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие.

В настоящее время применяется около 50 видов наиболее распространенных доплат и надбавок компенсационного характера. К ним относятся доплаты за работу в вечернее и ночное время; в выходные и праздничные дни; за сверхурочную работу; за разъездной характер работы; несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня; рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы; за многосменный режим работы.

К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за вредные, тяжелые и опасные условия труда.

К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату за высокую квалификацию (специалистам); за профессиональное мастерство (рабочим); за совмещение профессий (должностей); за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; за выполнение обязанностей отсутствующего работника; за обслуживание вычислительной техники и др.

Минимальный размер компенсационных доплат и надбавок гарантируется государством и обязателен для применения. Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются по усмотрению руководства предприятия, и их размеры определяются предприятием самостоятельно. При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера учитываются конкретные условия работы.

Размер доплат и надбавок чаще всего определяется в процентах, т.е. относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Однако предприятие может устанавливать их и в абсолютной сумме - либо в равном размере для всех работников, либо дифференцированно. Размеры доплат и надбавок должны корректироваться при изменениях окладов или ставок с учетом инфляции.

Таким образом, особенности работы отражаются в доплатах и надбавках, чей перечень предприятие устанавливает самостоятельно, не нарушая гарантии государства по их компенсационным видам. Доплаты и надбавки могут устанавливаться в процентах к постоянной части заработной платы или в абсолютной сумме. Руководящие, инженерно-технические работники и служащие за результаты финансово-хозяйственной деятельности могут премироваться из прибыли предприятия по утвержденным предприятием положениям.

3. Взаимосвязь трудовых показателей с экономическими показателями деятельности организации

Измерение уровня среднечасовой выработки за счет влияющих на нее факторов можно рассчитать по формуле:


где ΔЧВ - изменение уровня среднечасовой выработки;

ΔФРВ - процент относительного сокращения фонда рабочего времени, которое определяйся, в свою очередь, по формуле:


где ΔФРВ абс - абсолютное изменение фонда рабочего времени, ч:

ФРВ план - планируемый фонд рабочего времени, ч.

Эффективность работы персонала правомерно рассмотреть как часть общей эффективности общественного производства.

В экономической теории эффективность определяется исходя из поставленных целей как функция достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов..

В настоящее время нет единого подхода к проблеме измерения эффективности работы персонала. Сложность заключается в том, что процесс трудовой деятельности персонала тесно связан с производственным процессом и его конечными результатами, социальной деятельностью общества, экономическим развитием предприятий и др.

Анализ научных концепций позволяет выделить три методических подхода к оценке эффективности управления. Сторонники первого подхода считают, что персонал предприятия является совокупным общественным работником, непосредственно воздействующим на производство, поэтому конечные результаты производства должны служить критериальными показателями эффективности персонала.

В качестве таких показателей принимаются численные значения конечных результатов работы предприятия за конкретный период, такие как прибыль предприятия; затраты на 1 руб. продукции; уровень рентабельности; объем товарной продукции; объем реализованной продукции; доход предприятия; культура производства; качество продукции; дивиденды на 1 акцию; коэффициент экономической эффективности; срок окупаемости капитальных затрат.

Перечисленные показатели, безусловно, отражают конечные результаты производства и могут служить основой расчета эффективности работы персонала. Однако на них оказывают влияние и другие факторы производства:

средства труда;

предметы труда;

технология производства.

Поэтому необходимо оценить воздействие трудовой деятельности персонала на конечные результаты производства.

Сторонники второго подхода к оценке эффективности работы персонала считают, что критериальные показатели должны отражать результативность, качество и сложность живого труда или трудовой деятельности.

В качестве таких показателей оценки производственно-управленческого персонала выделяют производительность труда; темпы роста производительности труда и заработной платы; удельный вес заработной платы в себестоимости продукции; общий фонд оплаты труда; процент выполнения норм выработки; потери рабочего времени; качество труда рабочих; механовооруженность труда; фондовооруженность труда; трудоемкость продукции; коэффициенты сложности работ и труда; уровень производственного травматизма; общая численность персонала.

Данные показатели достаточно всесторонне отражают эффективность трудовой деятельности персонала и могут служить основой для выбора критериев. Вместе с тем они не характеризуют уровень организации работы персонала и социальную эффективность, которые также влияют на конечные результаты производства и непосредственно связаны с персоналом предприятия.

Сторонники третьего подхода считают, что эффективность работы персонала в значительной степени определяется организацией его работы, мотивацией труда, социально-психологическим климатом в коллективе, т.е. больше зависит от форм и методов работы с персоналом. В качестве критериальных показателей эффективности работы персонала предлагаются такие показатели: текучесть персонала; уровень квалификации персонала; уровень трудовой и исполнительской дисциплины; профессионально-квалификационная структура; соотношение рабочих и служащих; использование фонда рабочего времени; социальная структура персонала; удельный вес нарушителей трудовой дисциплины; удельный вес расхитителей собственности; равномерность загрузки персонала; надежность работы персонала; затраты на 1 работника; затраты на управление; уровень накладных расходов; выполнение плана социального развития; социально-психологический климат в коллективе; качество работы персонала.

Как видно, состав показателей достаточно всесторонне отражает организацию и социальную эффективность работы персонала, причем некоторые показатели являются комплексными, требующими сбора оперативной информации на основе конкретных социологических исследований. На ряде предприятий с низким уровнем механизации производства, а также на вновь созданных малых предприятиях преобладает подход к персоналу как производственному ресурсу без понимания значимости социального менеджмента, что также затрудняет внедрение прогрессивных методик и использование социальных резервов.

Анализ подходов к оценке эффективности работы персонала свидетельствует о многообразии критериальных показателей. Очевидно, необходим комплексный подход к оценке эффективности с позиций значимости конечных результатов производства, производительности и качества труда и организации работы персонала как социальной системы.

Среди обстоятельств, влияющих на уровень производительности труда, можно выделить факторы и условия. Под факторами понимаются главные движущие причины, вызывающие ту или иную динамику производительности труда. Другое функциональное назначение имеет понятие «условия» - это обстановка, в которой происходит процесс движения производительности труда.

Между факторами и условиями имеется органическая связь: фактор как движущая сила всегда действует в каких-то конкретных условиях. Например, автоматизация производства выступает мощным фактором роста производительности труда, а структура производства служит условием, при котором происходит автоматизация производства.

Как уже указывалось, для ускорения темпов роста производительности труда необходимо наиболее полно использовать преимущества рыночной экономики, в условиях которой действие закона повышения производительности труда имеет безусловное значение.

Потребности хозяйственной практики последних тридцати лет свидетельствуют о поиске методов интенсификации управленческого труда, объективной оценке трудового вклада работников в конечный результат, организации здоровой конкуренции между подразделениями предприятия, внедрении принципа социальной справедливости, стремлении к оплате по труду. Сочетание теории и практики управления позволило разработать и внедрить в производство целый ряд оригинальных методик оценки эффективности работы персонала.

В зависимости от предмета оценки существующие методики можно разделить на две основные группы: методики оценки качества труда; методики оценки результатов труда.

Методики оценки качества труда ориентируют персонал на выполнение плановых заданий, рациональное использование рабочего времени, улучшение трудовой и исполнительской дисциплины и в основном направлены на совершенствование внутренней организации трудового коллектива.

Методики оценки результатов труда ориентируют управленческий персонал на достижение конечных результатов производства (рост прибыли и дохода, снижение затрат и расхода ресурсов), поскольку последние выступают в качестве главных оценочных показателей их деятельности и создаются всем трудовым коллективом предприятия. За базисное значение оценочных показателей принимается план или норматив, а их соизмерение с фактическими значениями осуществляется с помощью весовых коэффициентов.

Выбор критериальных показателей целесообразно сделать из таких экономических показателей, как прибыль, доход, себестоимость, уровень рентабельности, затраты на 1 руб. продукции. Показатели результативности, качества и сложности труда должны характеризовать наиболее существенные результаты трудовой деятельности. К ним можно отнести производительность труда, соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы, среднегодовую заработную плату работников, общие потери рабочего времени в расчете на 1 работника и текучесть рабочих кадров. Размеры и динамика среднегодовой заработной платы характеризуют денежный эквивалент стоимости рабочей силы и в определенной мере - уровень жизни работников. Показатель общих потерь рабочего времени на 1 работника из-за болезней, неявок, целодневных и внутрисменных простоев представляет резерв увеличения фонда рабочего времени на производстве.

Оценка итогового значения комплексного показателя эффективности работы персонала зависит от его численного значения:

если оно менее 95 баллов, то персонал работал неудовлетворительно; если оно находится в диапазоне от 95 до 100 баллов, то персонал работал удовлетворительно, но имеет резервы по производительности и качеству работы;

если оно в диапазоне от 100 до 105 баллов и выполнены все частные показатели, то общая оценка работы персонала является хорошей;

если оно более 105 баллов, то общая оценка работы персонала является отличной. Практическая ценность данного показателя заключается в возможности оценки динамики функционирования персонала предприятия за различные периоды времени; объективного распределения фонда оплаты труда между подразделениями предприятия; планомерного воздействия на подразделения предприятия для обеспечения его оптимального функционирования.

Комплексная оценка управленческого труда(КОУТ) предназначена для определения вклада конкретного подразделения предприятия в конечные результаты деятельности предприятия. Она позволяет объективно подводить итоги соревнования между подразделениями, организовать премирование работников по итогам хозяйственной деятельности с учетом их личного вклада, мобилизовать коллективы подразделений на выполнение плановых показателей, повысить трудовую и исполнительскую дисциплину. Комплексная оценка управленческого труда является детализацией БОЭРО применительно к подразделениям предприятия.

Основу комплексной оценке управленческого труда составляют экономические, социальные и организационные показатели, разделенные на три основных групп: основные, дополнительные и вспомогательные.

Основные показатели характеризуют общую эффективность работы предприятия по методике БОЭРО. Дополнительные показатели отражают специфику работы конкретного структурного подразделения и организацию труда персонала и содержится в статистической отчетности. Вспомогательные показатели характеризуют социальную эффективность персонала.

Комплексная оценка управленческого труда(КОУТ) предназначена для определения вклада конкретного подразделения предприятия в конечные результаты деятельности предприятия. Она позволяет объективно подводить итоги соревнования между подразделениями, организовать премирование работников по итогам хозяйственной деятельности с учетом их личного вклада, мобилизовать коллективы подразделений на выполнение плановых показателей, повысить трудовую и исполнительскую дисциплину. Комплексная оценка управленческого труда является детализацией БОЭРО применительно к подразделениям предприятия.

Рекомендуемая матрица распределения показателей КОУТ среди подразделений предприятия представлена в приложение Г.

Численное значение комплексного показателя КОУТ характеризует удовлетворительную работу планового отдела за отчетный период. Она может быть проанализирована тремя способами:

на основе сопоставления расчетного значения КОУТ с нормативами, равным 100 баллам;

путем сопоставления полученного значения КОУТ с показателями этого же структурного подразделения за другие сопоставимые периоды времени. Допустим, эффективность работы планового отдела по кварталам года имела такие значения: 93,95,101,102 балла. Отсюда можно сделать вывод, что эффективность работы к концу года улучшилась. Если порядок следования показателей КОУТ будет обратным, то отдел снижает эффективность и необходимо вмешательство руководства предприятия;


4. Методы расчета необходимой численности рабочих, специалистов и служащих

Потребность в персонале - это совокупность работников соответствующей квалификации, объективно необходимых для реализации стоящих перед ней целей и задач, согласно стратегии и тактики развития. Определяют Общую и дополнительную потребность В Персонале. Общая Потребность - это вся численность персонала, необходимого для выполнения запланированного объема работ. Дополнительная Потребность характеризует количество персонала, необходимого в планируемом периоде, к уже имеющейся численности работников на начало периода. Определение потребности в персонале учитывает меры по росту производительности труда и высвобождению рабочей силы.

Определение плановой численности рабочих зависит от производственной программы и специфики производства, характера производственного процесса и трудовых функций, выполняемых рабочими.

Общая численность рабочих-сдельщиков на нормируемых работах в целом по предприятию (Чсп.) определяется как среднесписочное число, исходя из трудоемкости всей производственной программы в нормо-часах (Тпрогр.), среднего выполнения норм выработки в процентах (Вн) и бюджета рабочего времени одного среднесписочного рабочего в часах (Фр. в.). Расчет производится по формуле:

Чсп. = Тпрогр. : (Фр. в. х Вн).

На отдельных участках производства необходимую численность рабочих (Ч) можно установить по нормам выработки:

Ч = Q : (Нв Х Кв. н. х Дгод),

Где Q - общий объем работ в натуральных единицах; Нв - норма выработки в смену в тех же единицах; Дгод - число рабочих дней в году; Кв. н. - коэффициент выполнения норм.

Показателем уровня выполнения норм является отношение нормированного времени к времени, фактически затраченному на данную работу. Это соотношение характеризует взаимосвязь между нормированным и фактически затраченным временем.

Численность основных рабочих, Обслуживающих аппаратурный процесс или сложный агрегат, определяется по нормативам численности:

Ч = М х С : Нчисл. х К,

Где М - количество агрегатов; С - число смен; Нчисл. - норматив численности : (число рабочих, обслуживающих один агрегат); К - коэффициент, показывающий соотношение списочного и явочного числа рабочих, которое равно количеству дней работы предприятия к количеству дней работы одного среднесписочного рабочего. При многостаночной работе, требуемая численность рабочих определяется по нормам обслуживания (Нобсл.):

Ч = М х С : Нобсл. х К.

Численность основных рабочих-повременщиков определяется так же, как и вспомогательных рабочих - по нормам обслуживания, нормативам численности и рабочим местам.

При планировании общей потребности руководителей, специалистов и служащих на предприятии применяется метод расчета их по нормированным затратам труда. Основой расчета служит рациональная схема управления предприятием, которая и определяет необходимый штат руководящего персонала и работников каждого отдела и цеха. Это фиксируется в штатном расписании отделов, цехов, секторов, бюро, групп, обеспечивающих управление производством. Непосредственный расчет проводится по рабочим местам или нормам обслуживания (мастера, нормировщики и т. п.), по объему выполняемых работ (конструкторы, технологи и т. п.). Для планирования также могут использоваться нормативы численности управленческого аппарата, рассчитанные на 100 рабочих.

В практике планирования широкое применение находят нормативы численности в зависимости от объема работ, относящихся к каждой функции, выполняемой руководителями, специалистами, служащими.

Функции управления предприятием примерно следующие: общее руководство основным производством; разработка и совершенствование технологий (технологический, конструкторский, производственно-технический отделы); организация труда и заработной платы (отдел труда и заработной платы, нормативно-исследовательское бюро); ремонтное и энергетическое обслуживание (отделы главного механика и главного энергетика); оперативное управление основным производством и контроль качества (цеха и ОТК); технико-экономическое планирование (плановый отдел и бюро экономического анализа); бухгалтерский учет и финансовая деятельность (бухгалтерия, финансовый отдел, машиносчетная станция); материально-техническое снабжение, кооперирование, сбыт продукции (отдел снабжения и сбыта, склады и транспортный отдел); комплектование и подготовка кадров (отдел кадров); общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание (административно-хозяйственный отдел). Численность специалистов и служащих по функции организации труда и заработной платы зависит от одного фактора - общей численности промышленно-производственного персонала; по функции ремонтного и энергетического обслуживания - от стоимости основных производственных фондов и т. д.

Методами математической статистики можно установить (с учетом различных факторов) функциональную зависимость между объемом (трудоемкостью) выполняемых работ и необходимой численностью работников по каждой функции. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих могут быть рассчитаны с помощью эмпирических формул, выражающих зависимость нормативов от этих факторов.

Ч норм. = К х Ха х Ув х... Z,

Где Ч норм. - норматив численности по функциям управления; X, У, ... Z - числовое значение факторов; А, в,... с - показатели степени при числовых значениях факторов; К - коэффициент, отражающий степень прогрессивности организации труда. Общая численность управленческого персонала рассчитывается суммированием полученных нормативов по функциям управления.

Подобный порядок расчета нормативов численности руководителей, специалистов и служащих на предприятии позволяет, как правило, высвобождать значительное число персонала данной категории и способствует устранению разнобоя в определении численности.

В расчет нормативов не включают структурные подразделения, не относящиеся к основной деятельности, - непромышленный персонал. Для него установлены типовые штаты.

заработный трудовой экономический работник

5. Механизм развития человеческого капитала работника

Развитие ведущих стран мира привело к формированию новой экономики - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, новейших технологий и венчурного бизнеса. Основу новой экономики составляет человеческий капитал, являющийся главной движущей силой социально-экономического развития современного общества.

Изменение роли человеческого капитала, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития, привело к необходимости формирования новой парадигмы развития. В рамках новой парадигмы развития стран и мирового сообщества человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве (до 80% у развитых стран).

Одним из факторов, способных придать процессу развития человеческого капитала более эффективный характер, является фактор инновационного развития, который предполагает взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой и социальной деятельности в условиях новой среды .

В индивидуальном плане, человеческий капитал включает запас здоровья, способностей, знаний и навыков. Так называемая «личная стоимость» человека растет по фазам его жизнедеятельности, используются с целью повышения производительности труда, приводит к увеличению доходов и мотивирует его производить личные инвестиции в развитие собственных компетенций.

В структуре капитала фирмы, в последнее время, особую роль играют такие нематериальные активы, как брэнд, персонал и новые технологии. К ним также можно отнести активы индивидуального человеческого капитала ( лицензии, патенты и авторские свидетельства), фирменные нематериальные активы (товарные марки и товарные знаки), организационный капитал, структурный капитал, бренд-капитал и социальный капитал.

Национальный человеческий капитал включает социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации.

Исследования международных и российских аналитиков привели к пессимистическому выводу: Россия быстро теряет свой человеческий капитал. Этому способствуют миграционные и демографические процессы, снижение уровня и качества систем образования, культуры и здравоохранения, а также низкие темпы модернизации производства. В качестве общего негативного фактора отмечена потеря стратегических целей у населения, депрессивный психологический фон и усиление стрессовых нагрузок.

Состояние рынков труда, особенно региональных, плачевно. Все эксперты фиксируют чудовищный дефицит качественных кадров. Причем это касается не только высшего управленческого звена, но и среднего звена, и рабочих. Многие компании жалуются на то, что они не могут наращивать производство, потому что у них не хватает качественной рабочей силы.

Ухудшение таких составляющих человеческого капитала, как здоровье, снижение ожидаемой продолжительности жизни и низкий уровень образования в значительной степени снижают эффективность человеческого капитала в России. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость разработки и реализации комплекса мер, направленных на улучшение формирования и использования человеческого капитала.

«Внимание научной общественности к комплексной проблеме состояния потенциала населения усилилось в последние годы в связи с тревожным фактом увеличения разрыва между требованиями, предъявляемыми к населению происходящей революцией в производстве, и фактическим состоянием трудового потенциала.

Обсуждение проблемы идет одновременно в нескольких направлениях:

специфика требований, предъявляемых к человеку «обществом знаний»;

теоретические вопросы «человеческого капитала», содержание этого понятия, механизмы реализации потенциала работника в форме «человеческого капитала».

Таким образом, проблема качества человеческого капитала является важнейшим вызовом в области социально-экономического развития страны. И главным ответом на этот вызов является повышение роли:

·              Науки и образования

·              Профессиональной подготовки и переподготовки кадров

·              Здоровья населения

·              Качества и условий жизни

Образование, как ключевой аспект в развитии HR.

Тенденции международной и российской рыночной экономики предъявляют новые требования к рынкам труда и системам образования. С расширением географии трудовой миграции, встает вопрос о признании в других странах полученного российского образования и квалификации.

Способности, знания и навыки выпускников российских учебных заведений должны соответствовать все повышающимся требованиям к их личностным и профессиональным компетенциям. Исследования показали, что во многих секторах экономики уже имеется и ожидается в будущем нехватка навыков, в том числе навыков работы с клиентами, инициативности, администрирования, навыков управления качеством, навыки коммуникации и языковые навыки.

Одновременно с этим, к современной российской модели образования предъявляются требования адекватной реакции на меняющиеся условия рынка. При этом потенциал учебных заведений еще недостаточно используется для предоставления дополнительных образовательных услуг местному сообществу.

Перед государством стоит задача усовершенствования законодательной базы образования с целью совершенствования механизма управления и финансирования образования. Идет процесс децентрализации управления образованием, часть полномочий передается на региональный уровень и на уровень учебных заведений. Создаются общественные советы и правления учебными заведениями.

Корпоративное обучение.

В любой организации инновационные процессы могут затрагивать различные области: развития товаров и услуг, сферу клиентских отношений, производственно-технологическую модернизацию, внедрение нового программного обеспечения, технологию управления процессами и людьми, и многое другое. А для разработки и внедрения всех планируемых нововведений необходимо иметь человеческий ресурс более высокого качества. Поэтому бизнес-организации остро чувствуют необходимость постоянного обучения и развития персонала, причем не «академического обучения», а «практического научения» новым знаниям и навыкам. Этому способствуют новые обучающие технологии. К подобным технологиям можно отнести, например, такие как: новые методы и технологии обучения, системный анализ, симуляционные игры и ситуационное моделирование, обучение действием, развитие команд топ-менеджеров, совокупность методов реинжениринга, различные тренинги и прочее.

В настоящее время существует множество методик повышения квалификации персонала, позволяющих реализовывать программы повышения квалификации и переподготовки кадров, как непосредственно в рамках производственной структуры, так и с отрывом от производства в отраслевых учебных заведениях, специализированных центрах подготовки кадров или путем стажировок на отечественных предприятиях или за рубежом. Наиболее предпочтительными формами повышения квалификации, во многих организациях, считаются индивидуальные и краткосрочные курсы подготовки без отрыва от производства. Вместе с тем, велик процент работников, которые желают повысить квалификацию путем обучения в различных высших учебных заведениях.

Список использованной литературы и источников

1. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч/А.Е Абрамов.-М.: Экономика и финансы АКДИ, 2007-96.

. Абрютина М.С.. Грачев А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Дело и сервис, 2008. - 323с.

. Баканов М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. - 4-е изд., переаб. и доп. / М.И.Баканов, А.Д. Шеремет- М.: Финансы и статистика, 2007. - 384 с.

. Бердников Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие./Т.Б.Бердников.-М.:ИНФРА-М,2008.-215с.

. Вишневская Н., Г.Динамика рабочего времени: сравнительный анализ/Н.Вишневская , В. Гимпельсон ., Г.Монусова//Мировая экономика и международные отношения,2009.№2.-С.61-65.

6. Генкина Б.М. Основы управления персоналом./ Б.М Генкина. -М.:Высшая школа,2007. - 321с.

. Горелов Н. А. Экономика трудовых ресурсов, 2-е изд. пер. и доп. -М.: ысшая школа,2008.-299c/

. Егоршин А. П. Управление персоналом.- Новгород: НИМБ, 2007.-607с.

. Еремина Н. М., Маршалова В. П. Статистика труда: Уч.-4-е изд.перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005. - 401 с.

. Ермолович Л.Л.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/Л.Л.Ермолович, Л.Г.Сивчик, Л.Г. Толкач,И.В Щитников.-М.:Интерпрессервис,2007.-576с.

Похожие работы на - Основные теории и концепции современной экономики управления персоналом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!