Параметр
|
Значение
|
Мощность, кВт
|
155
|
Максимальная грузоподъемность, т
|
10
|
Максимальная высота подъема, м
|
15,3
|
Максимальная глубина опускания, м
|
7,8
|
Вылет минимальный/максимальный, м
|
2,85/14,6
|
Размер опорного контура, м
|
3,85х4,3
|
Скорость подъема и опускания груза, м/мин
|
0,4…10
|
Частота врещения поворотной части, мин-1
|
0,6…1,6
|
Средняя скорость изменения вылета основной стрелы, м/мин
|
15
|
Транспортная скорость, км/час
|
85
|
Нагрузка, кгс на передний мост на задний
|
4700
|
|
12473
|
Габариты, мм длина ширина высота
|
|
|
10600
|
|
2600
|
|
3650
|
Масса крана с основной стрелой, кг
|
17173
|
. Режимы работы парка машин
Один из плановых показателей использования машин - количество часов,
которое машина должна отработать в течение года (квартала, месяца, смены).
Плановая наработка рассчитывается на основе принятого режима работы,
определяющего продолжительность рабочего времени и перерывов в работе. Рабочее время включает в себя: продолжительность выполнения
операций технологического цикла; передвижение машины своим ходом по фронту
работ; технологические перерывы в работе; подготовку машины к работе в начале
смены и сдачу ее в конце; техническое обслуживание в конце смены. Расчет годового режима работы машины заключается в
определении количества дней работы машины в течение года и количества дней
перерывов в работе [1].
Количество рабочих дней машины в году, дн.:
(2.1)
где Т- время нахождения машин в ТО и Р, дней; å П- сумма перерывов в работе, дней.
(2.2)
где tвых -количество выходных дней в году, tвых =104 дн.; tпр -количество праздничных дней в году, tпр =7 дн.; tм - количество перерывов по метеоусловиям, tм =17 дн.[1];
Время, затрачиваемое на перебазировку tпер, дн. [1]:
tпер = , (2.3)
где nпер - количество перебазировок, nпер = 10 шт.;
Ксм - количество смен в сутки, Ксм = 1; tсм -
продолжительность смены, tсм = 8 ч; tп-р - время на
погрузку и разгрузку машины, tп-рЭ = 0,75 ч, tп-рК = 0 ч
[1]; Lпер - среднее расстояние перебазировки машины, Lпер
= 15 км; υпер - скорость передвижения, υперЭ = 15 км/ч,
υперК =40 км/ч[1].
tперЭ= = 1,77 дн.
Время, затрачиваемое на переезды автокрана, учтено в составе рабочего
времени, tперК = 0.
Количество дней непредвиденных перерывов в работе tн, дн. [1]:
tн = (365 - tвых - tпр - tм)∙ , (2.4)
где α - непредвиденные перерывы в работе, αЭ = 2,5%,αК =3,0%.
tнЭ= (365 - 104 - 7 - 17)∙ = 4,74 =5 дн.;нК = (365 -
104 - 7 - 17)∙ = 6,81 = 7 дн.
По формуле (2.2):
ΣПЭ = 104 + 7 + 17 +1,77+5
= 134,77 дня.
ΣПК = 104 + 7 + 17 +7 = 135
день.
Время нахождения машины в ТО и Р Т, дн:
, (2.5)
Количество дней нахождения машины в ТО и Р в расчёте на 1 ч работы машины
Руд , дн/ч:
, (2.6)
где Тсо, то, т - нормативное время, затрачиваемое на ТО и Р, ТсоЭ
= 1 дн, ТТО1Э = 0,2 дн, ТТО2Э = 0,6 дн, ТТЭ =
8 дн; ТсоК = 0,5 дн, ТТО1К = 0,3 дн, ТТО2К = 1
дн, ТТК = 8 дн; nсо,
то, т - количество
ТО и Р в ремонтном цикле, nсоЭ = 2, nТО1Э = 96, nТО2Э = 24, nТЭ = 7; nсоК = 2, nТО1К = 80, nТО2К = 15, nТК = 4; Цк - продолжительность ремонтного цикла, ЦкЭ
= 7680 ч, ЦкК = 5000 ч.
= 0,0117 дн/ч.
= 0,0144 дн/ч.
По формуле (2.5):
= 19,7 дн.
= 23,75 дн.
По формуле (2.1) :
ДЭ = 365 - (134,77+19,7) = 210,53 дн.
ДК = 365 - (135+23,75) = 253,75 дн.
Продолжительность планируемого периода работы машины tп, ч:
п
= Д∙Ксм∙tсм∙Кв , (2.7)
где Кв - коэффициент внутрисменного использования, КвЭ
= 0,75;КвК = 0,8.
пЭ = 210,53∙1∙8∙0,75 = 1263ч.
tпК = 253,75∙1∙8∙0,8 =
1624 ч.
3. Расчет числа технических воздействий
График структуры ремонтного цикла рисунок 2.1, 2.2, составлен для каждой
машины по приведенным в рекомендациях нормативным показателям периодичности и
числа ТО и Р в ремонтном цикле.
На графике в масштабе, отложены периодичность ТО и Р, при этом учтено,
что в циклах более высокого ранга укладывается целое число циклов последующих
рангов.
Время, отработанное машиной с начала эксплуатации t0, ч [1]:
t0 =( ∙Цк , (3.1)
где ЗР - запас ресурса, ЗРЭ =40% ; ЗРК = 60%.
t0Э =( ∙ 7680 = 4608 ч.0К =( ∙ 5000 = 2000 ч.
Количество капитальных ремонтов на отрезке tп, Nк [1]:
Nк = (t0 + tп) / Цк , (3.2)кЭ
= (4608 + 1263) / 7680= 0,76.
Принято NкЭ = 0.
NкК = (2000 + 1624) / 5000 = 0,72.
Принято NкК = 0.
Количество текущих ремонтов на отрезке tп, Nт [1]:
Nт = Nк , (3.3)
где Цт - периодичность выполнения текущего ремонта, ЦтЭ
= 960 ч, ЦтК = 1000 ч; tт - число часов, отработанных
машиной после последнего текущего ремонта,
tтЭ = 780 ч, tтК = 0 ч.тЭ = 0 = 2,13.
Принято NтЭ = 2.
NтК = 0 = 1,62.
Принято NтК = 1.
Количество ТО-2 на отрезке tп, Nто2 [1]:
Nто2 = (Nк + Nт) , (3.4)
где Цто2 - периодичность выполнения ТО-2, Цто2Э =
240 ч, Цто2К = 250 ч; tто2 - число часов, отработанных
машиной после последнего ТО-2, tто2Э = 60 ч, tто2К = 0 ч.
Nто2Э = (0 + 2) = 3,51.
Принято Nто2Э = 3.
Nто2К = (0 + 1) = 5,49.
Принято Nто2К = 5.
Количество ТО-1 на отрезке tп, Nто1 [1]:
Nто1 = (Nк + Nт + Nто2) , (3.5)
где Цто1 - периодичность выполнения ТО-1, Цто1Э =
60 ч, Цто1К = 50 ч; tт - число часов, отработанных
машиной после последнего ТО-1, tто1Э = 0 ч, tто1К = 0 ч.
Nто1Э = (0 + 2 + 3) = 16,05.
Принято Nто1Э = 16.
Nто1К = (0 + 1 + 5) = 26,48.
Принято Nто1К = 26.
4. Годовой и месячный планы ТО и Р
Составление годового и месячных планов ТО и Р необходимо для определения
потребности в материальных и трудовых ресурсах, при разработке производственных
заданий, связанных с эксплуатацией машин. В этих планах отражено общее
количество и периодичность ТО и Р по каждой машине, находящейся на балансе
организации. План технического обслуживания и
ремонта представлен в таблице 4.1. Дополнительная
часть плана (распределение по месяцам) учитывает неравномерность наработки из-за
природно-климатических условий. Суммарная
наработка на первый месяц после последнего технического воздействия ,ч:
, (4.1)
где - принимается по таблице 4.1; - планируемая наработка в первый
месяц.
(4.2)
(4.3)
(4.4)
Результаты расчётов по формулам (4.1), (4.2), (4.3), (4.4) для
экскаватора ЭО-3122 сведены в таблицу 4.2.
Дополнительная часть плана ТО и Р представлена в таблице 4.2.
Таблица 4.1 - План технического обслуживания и ремонта
Инвентарный номер машины
|
Наименование и марка машины
|
Заводской номер машины
|
Фактическая наработка, ч
|
Наработка в планируемом году,
ч
|
Число ТО и Р в планируемом году
|
|
|
|
С начала эксплуатации
|
Со времени проведения
|
|
К
|
Т
|
ТО - 1
|
ТО - 2
|
|
|
|
|
К
|
Т
|
ТО - 2
|
ТО - 1
|
|
Число
|
Месяц
|
|
|
|
22
|
Экскаватор ЭО-3122
|
3122
|
4608
|
0
|
780
|
60
|
0
|
1263
|
-
|
-
|
2
|
16
|
3
|
Таблица 4.2 - Дополнительная часть плана ТО и Р
tТО1 = 0 ч; tТО2 =60 ч; tT =780 ч.
|
Распределение наработки по месяцам
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
№ машины
|
Наработка
|
%
|
3
|
5
|
7
|
10
|
10
|
10
|
13
|
12
|
10
|
8
|
7
|
5
|
|
|
ч.
|
37,89
|
63,15
|
88,41
|
126,3
|
126,3
|
126,3
|
164,19
|
151,56
|
126,3
|
101,04
|
88,41
|
63,15
|
22
|
ТО-1
|
Кол.
|
-
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
|
ТО-2
|
|
-
|
-
|
1
|
-
|
1
|
-
|
1
|
-
|
1
|
-
|
1
|
-
|
|
Т
|
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
План - график ТО и Р на i - тый месяц устанавливает дату постановки
машины на ТО и Р.
План - график ТО и Р составлен для 6 месяца, т.к. это наиболее
напряжённый месяц работы машины. План - график представлен в таблице 4.3.
Таблица 4.3 - План - график ТО и Р на 3 месяц 2010 года
Инвентарный номер машины
|
22
|
Наименование и марка машины
|
Экскаватор ЭO-3122
|
Заводской номер машины
|
3122
|
Фактическая Наработка,ч
|
С начала эксплуатации
|
4608
|
|
Со времени проведения
|
К
|
-
|
|
|
Т
|
780
|
|
|
ТО-2
|
60
|
|
|
ТО-1
|
-
|
Наработка в планируемом месяце, ч
|
88,41
|
Число месяца и виды ТО и Р
|
1
|
|
|
2
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
6
|
Суббота
|
|
7
|
Воскресенье
|
|
8
|
П
|
|
9
|
|
|
10
|
|
|
11
|
|
|
12
|
|
|
13
|
Суббота
|
|
14
|
Воскресенье
|
|
15
|
|
|
16
|
ТО-1
|
|
17
|
|
|
18
|
|
|
19
|
|
|
20
|
Суббота
|
|
21
|
Воскресенье
|
|
22
|
|
|
23
|
|
|
24
|
|
|
25
|
|
|
26
|
|
|
27
|
Суббота
|
|
28
|
Воскресенье
|
|
29
|
|
|
30
|
Т
|
|
31
|
|
Порядковый рабочий день остановки машины на ТО и Р:
(4.5)
где - число рабочих дней в планируемом месяце (по таблице 4.3,); - фактическая наработка; - продолжительность соответствующего
ремонтного цикла.
При расчете порядкового рабочего дня для проведения технического
воздействия второй раз в месяц его периодичность увеличивают в два раза, в третий
- в три раза и т. д.
Так как 30 число совпадает с ТО-1, то проводим ТО-2.
.
Трудоемкость планируемых работ
Суммарная трудоёмкость плановых воздействий для всего парка машин , чел-ч [1]:
(5.1)
где - суммарная трудоёмкость отдельных видов технических
воздействий; ТРТО - нормативная трудоёмкость, чел-ч [1]; Мi
- количество однотипных машин.
Общая трудоёмкость:
Весь парк можно разделить на машины, ежедневно возвращающиеся на РЭБ, и
не возвращающиеся машины, ТО и Р которых выполняют на стройплощадке с
использованием передвижных ремонтных мастерских (ПРМ). Руководствуясь приложением
9 [1] на стройплощадке очередные ТО будут проводиться для машин ЭО - 3122 , а
автокран КС - 3575 будет возвращаться на базу. Исходя из установившихся
организационных форм проведения плановых воздействий на РЭБ необходимо
предусмотреть две зоны - зону ТО и зону Р.
Суммарная трудоёмкость зоны ТО на базе , чел-ч [1]:
(5.2)
технический машина пост оборудование
где - суммарная трудоёмкость ТО-1 и ТО-2 возвращающихся машин, = 14700 чел-ч; - суммарная трудоёмкость СО всех
машин (все СО выполняются на базе), = 3160 чел-ч.
Суммарная трудоёмкость зоны ремонта на базе ,чел-ч [1]:
(5.3)
где , - суммарные трудоёмкости текущих ремонтов возвращающихся и
не возвращающихся машин соответственно, = 42600 чел-ч; = 87500 чел-ч.
Суммарная трудоёмкость плановых воздействий, выполняемых на стройплощадке
, чел-ч [1]:
, (5.4)
Работы по текущему ремонту, выполняемому на РЭБ, условно делят на
постовые (40%) и цеховые (60%). Постовые работы выполняют непосредственно на
машине. Цеховые работы, связанные с проверкой и ремонтом сборочных единиц,
выполняют в специализированных отделениях. Полученные данные по распределению
трудоемкости сведены в таблицу 5.1.
Таблица 5.1 - Распределение трудоёмкости
№
|
Распределение трудоёмкости по видам работ
|
Обозначение
|
Показатель, чел-ч.
|
1
|
Суммарная трудоёмкость плановых воздействий
|
|
159270
|
2
|
Суммарная трудоёмкость плановых воздействий, выполняемых на
стройплощадке
|
|
11310
|
3
|
Суммарная трудоёмкость ТО, выполняемых на базе
|
|
17860
|
|
ТО - 1
|
|
8400
|
|
ТО - 2
|
|
6300
|
|
СО
|
|
3160
|
4
|
Количество воздействий, выполняемых на базе
|
|
ТО - 1
|
|
560
|
|
ТО - 2
|
|
225
|
|
СО
|
|
80
|
5
|
Суммарная трудоёмкость Т, выполненных на базе
|
|
130100
|
|
Постовые работы
|
Трпр
|
52040
|
|
Цеховые работы
|
Трцр
|
78060
|
.
Расчет численности производственных рабочих
Численность производственных рабочих определяется по годовой трудоемкости
работ для зон ТО и Р, а также для передвижных ремонтных мастерских. Различают
технологически необходимую (явочную) и штатную (списочную) численность рабочих.
Технологически необходимая численность рабочих ,чел:
(6.1)
где - номинальный годовой фонд времени рабочего места,
определяемый для односменной работы с учетом числа рабочих дней и
продолжительности смены, ч;
Штатная численность рабочих , чел:
(6.2)
где SТрЭ
- трудоемкость ТО и Р, выполняемых членами экипажа; - действительный годовой фонд
рабочего, определяемый с учетом продолжительности отпуска и невыходов на работу
по неуважительным причинам, ч.
(6.3)
где - количество отпускных дней, ; - коэффициент, учитывающий потери
времени по болезни и другим причинам, .
Трудоемкость ТО и Р, выполняемых членами экипажа ,чел-ч:
(6.4)
где - продолжительность соответствующего ТО и Р в рабочих днях; NСО,ТО-1,ТО-2 - количество ТО и Р в планируемом
периоде; nЭ - количество членов экипажа; К1, К2
- коэффициенты участия членов экипажа в выполнении технических воздействий, К1
= 1, К2 = 0,5.
Кроме производственных рабочих, участвующих в ТО и Р, имеются
вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники (ИТР), служащие и
младший обслуживающий персонал.
Численность вспомогательных рабочих (транспортных рабочих, наладчиков,
разнорабочих, кладовщиков, уборщиков и др.) принимается в размере 18 - 20%
численности производственных рабочих.
Численность ИТР и служащих (мастеров, технологов, нормировщиков,
административно - хозяйственных, учетно-счетных работников) составляет 10 - 15
% численности производственных и вспомогательных рабочих.
Младший обслуживающий персонал (вахтеры, гардеробщики, уборщицы, дворники
и др.) составляет 2 - 4 % общей численности производственных и вспомогательных
рабочих.
По этим рекомендациям принято:
вспомогательных рабочих: 17 человек;
ИТР и служащие: 10 человек;
младший обслуживающий персонал: 2 человека.
7. Расчёт количества постов и поточных
линий
Расчёт количества постов ведется по наиболее загруженному месяцу. Но так
как по условию задания группа машин может войти в плановое воздействие в один
день, то при расчете количества постов принято равномерное распределение по
месяцам всех видов воздействий.
Количество тупиковых универсальных постов текущего ремонта [1]:
(7.1)
где - суммарная трудоёмкость постовых работ по ТР, ;- коэффициент, учитывающий
неравномерность работы отделения,(при двухсменной работе) [1]; - коэффициент, учитывающий
неравномерность поступления машин на посты, [1]; - среднее количество рабочих на
посту, ; - коэффициент использования рабочего
времени поста, [1].
Расчёт постов ТО необходимо произвести для каждого вида ТО по группам
машин. Основными исходными данными являются годовая производственная программа
по видам ТО и суммарная трудоёмкость ТО, выполняемая на базе.
ТО могут выполнять на универсальных тупиковых постах или на поточных
линиях. Для выбора того иного метода необходимо определить ритм производства и
такт поста.
Ритм ТО - это время выпуска одной машины из данного вида ТО или интервал
времени между выпуском двух последовательно обслуживаемых машин.
Ритм ТО, Ri [1]:
(7.2)
где - суточный фонд рабочего времени, (при односменной работе); Niсут - количество i-х (ТО-1, ТО-2, СО)
обслуживаний в сутки, принимаемое в соответствии с годовым планом-графиком [1].
(7.3)
где SNТО-i - суммарное годовое количество i-х
ТО; ДРЗ - число рабочих дней в году зоны ТО.
Такт поста - продолжительность воздействия, приходящаяся на одно рабочее
место поста, или продолжительность пребывания машины на посту.
Такт поста ti
[1]:
(7.4)
где - трудоёмкость одного ТО, выполняемого на посту, чел.-ч [1]; - количество рабочих, одновременно
работающих на посту; ; - время, затрачиваемое на установку
машины на пост и съезд с поста, [1].
Количество универсальных постов ТО :
(7.5)
где - коэффициент, учитывающий возможное увеличение времени
простоя машины на посту для проведения дополнительных работ, hТО1 = 1, hТО2 = hСО = =0,9.
При ТО выполняют на универсальных постах.
8. Расчет технологического оборудования
и производственных площадей
Номенклатуру и количество технологического оборудования определяют с
учётом необходимости выполнения данного технологического процесса. При выборе
оборудования используют технологическую документацию по ТО и Р
строительно-дорожных машин, каталоги-справочники гаражного и ремонтного
оборудования и т.п.
При расчёте потребности оборудования по трудоёмкости учтена численность
работающего на нем персонала.
Число станков (или стендов) [1]:
(8.1)
где - трудоёмкость работ, выполняемых на данном оборудовании, ; - коэффициент, учитывающий уровень
неравномерности возникновения потребности в оборудовании, [1]; - действительный (эффективный)
годовой фонд работы оборудования с учётом его простоев в ТО и Р [1]; - численность рабочих, одновременно
работающих на данном оборудовании, ; - коэффициент использования
оборудования во времени, .
При отсутствии данных об объёмах каждого вида работ количество станков
определяется процентным соотношением: токарные (48%) - 8 шт; револьверные (12%)
-2 шт; фрезерные (12%) - 2 шт; шлифовальные (10%) - 3 шт; заточные (8%) - 2 шт;
сверлильные (5%) - 1 шт.
В общем случае РЭБ имеет в своем составе следующие зоны основного
производства: диагностики, очистки и мойки, ТО, разборки-сборки (Т). В
указанных зонах предусматриваем посты для установки СДМ.
В составе производственно - вспомогательных помещений предусмотрены
следующие отделения: мойки, дефектовки и комплектования, слесарно-механическое,
кузнечно-термическое, сварочное, столярное, обойное, окрасочное,
кабино-арматурное, медницкое, жестяницкое, шиномонтажное, вулканизационное,
аккумуляторное.
Площади зон ТО и Р рассчитывают по количеству машино-мест, находящихся в
зоне [1]:
(8.2)
где - количество постов, находящихся в зоне; Sм - площадь автокрана КС-3575 (как наиболее габаритной
машины в парке ); - коэффициент плотности расстановки постов ,[1].
(8.3)
Пз = 1 + 1 + 1 = 3.
Площади цеховых производственно-вспомогательных помещений рассчитаны по
количеству работающих в наиболее нагруженную смену [1]:
, (8.4)
где - площади, приходящиеся на первого и каждого последующего
рабочих, [1]; - численность цеховых рабочих.
Численность цеховых рабочих Рц , чел. [1]:
(8.5)
Рц =78060/ 2032=38 чел.
Площади складских помещений занимают до 10…12% производственных площадей
со следующим распределением: склад запчастей - 25%; агрегатов - 30%; металлов -
25%; инструментальный - 20%. Площади административных помещений принимают
равными 6%, а бытовых - 15% общей площади производственных помещений [1]. Таким
образом, ориентируясь на данные рекомендации имеем следующие площади: складские
помещения - 38,5 м2 из них склад запчастей -9,62 м2;
агрегатов -11,55 м2; металлов - 9,62 м2; инструментальный
- 7,7 м2; административные помещения - 23,1 м2; бытовые
помещения - 57,75 м2.
9. Выбор и расчет количества
вспомогательных машин
К вспомогательным машинам относят тягачи (с грузовыми платформами или
прицепами) и топливомаслозаправщики. Передвижные ремонтные мастерские (ПРМ),
представляющие собой мобильные посты ТО и Р, рассматриваем как машины
относящиеся к подвижному составу. ПРМ предназначена для ТО техники в полевых
условиях. Наличие собственной электросиловой установки, крана-стрелы, палатки
для ремонта машин и соответствующего оборудования, приспособлений и инструмента
позволяет использовать мастерскую для ремонта техники в полевых условиях.
Выбор средств транспортирования определяют массой перевозимой машины и ее
габаритными размерами[1].
Для транспортировки экскаватора ЭO-3122 принят полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-20100 с тягачом
КрАЗ-258-Б1.
Количество средств транспортирования :
(9.1)
где - количество транспортируемых однотипных машин; - количество перебазировок одной
машины, Mi =25; ; - время погрузки-разгрузки, ; - количество рабочих дней
транспортного средства в году,; - среднее расстояние перемещения тягача с учетом порожнего
передвижения, ; -
средняя скорость транспортирования, ; - коэффициент использования
транспортного средства, .
Необходим один полуприцеп-тяжеловоз.
Для обеспечения СДМ, размещенных на объектах строительства,
горюче-смазочными материалами необходимо использовать ПАЗС модели 3150 на базе
ЗИЛ-130, который имеет следующие характеристики: емкость цистерны - 4500 л.;
подача топливного насоса - 50 л/мин.; разрешенная скорость передвижения - 40
км/ч [1]. Расход топливозаправочных колонок на стационарных АЗС - 50 л/мин.
Количество топливозаправщиков [1]:
(9.2)
где - количество заправляемых на стройплощадке однотипных машин; - продолжительность заправки,
определяемая ёмкостью бака заправляемой машины, , - количество заправок в день, ; - коэффициент использования машины, [1]; - коэффициент использования
заправщика, [1]; - продолжительность наполнения цистерны заправщика на базе, ; - среднее расстояние передвижения
заправщика за смену, ; - средняя скорость передвижения заправщика, .
Потребное количество передвижных мастерских [1]:
(9.3)
где - суммарная трудоёмкость плановых воздействий, выполняемых
на стройплощадке, ; - среднее количество рабочих в ПРМ ; - среднее расстояние передвижения за
смену, ; - средняя скорость передвижения, ; - коэффициент использования ПРМ, [1].
Принято NПМ =3.
Список использованных источников
1. Каргин В.А., Ядрошникова Г.Г., Манаков А.Л.
Техническая эксплуатация парка машин. Методические указания к выполнению
курсовой работы по дисциплине "Монтаж, эксплуатация и ремонт ПТМ"
Новосибирск, 1996. 27с.
2. СТО СГУПС 01.01 - 2007. Курсовой и дипломный проекты.
Требования к оформлению. Новосибирск 2007г. 60 стр.