Основы менеджмента
Менеджмент как наука
Управление есть элемент и одновременно функция
организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических
и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима
деятельности, реализацию программы и целей деятельности. Общая закономерность
управления была выявлена кибернетикой, наукой об общих принципах и методах
управления сложными системами в природе, технике и обществе.
Управление в социально-экономических системах
изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами. В
дальнейшем мы будем использовать слово управление как управление
социально-экономическими системами. Менеджмент и управление мы будем
рассматривать как синонимы.
Объектами управления могут быть отрасли
(промышленность, с/х, транспорт и т.д.), территориальные общности людей
(область, город..), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение,
сбыт), аспекты экономической деятельности (маркетинг, качество продукции), виды
ресурсов, а также характеристики производства.
Субъектами управления могут выступать директор,
менеджер, совет директоров, мэр, т.е. либо группа людей, либо один человек.
В самом упрощенном понимании менеджмент или
управление есть целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей
системы) на объект управления (управляемой системы).
Главный элемент любой социально-экономической
системы - человек: он может быть и объектом, и субъектом управления, поэтому
менеджмент предполагает управление людьми и под ним понимают % достижения целей
организации с помощью труда ее работников.
Менеджмент как процесс представляет собой
постоянные принятия, реализацию и контроль за выполнением управленческих
решений.
Предметом труда менеджера является информация, а
продуктом - принятие решений.
Менеджмент - это эффективное и производительное
достижение цели организации посредством планирования, организации, руководства
и контроля над организационными ресурсами.
Основные функции менеджмента:
Прогнозирование
представляет собой научное предвидение будущих ситуаций, построение моделей
протекания социально-экономических процессов и влияющих на них условий.
Планирование
- установление будущего состояния управляемого экономического объекта, путей и
способов достижения этого состояния и необходимого для этого ресурса.
Т.е. прогнозирование и планирование есть
деятельность по определению целей организации и действиям по ее достижению
(например, бизнес-план).
Организация
- принятие решения о методах и инструментах достижения плана, эта функция
состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий группы людей,
осуществляющих совместную деятельность.
Координирование
есть согласование деятельности для того, чтобы избежать дублирования, а регулирование
- это устранение отклонений по ходу выполнения.
Учет
- это фиксирование информации, а анализ - это выработка основных
выводов.
Соединение перечисленных функций управления
воедино приводит к образованию так называемого механизма управления.
Механизм вместе с реализующим его аппаратом управления образуют вместе систему
управления экономическими объектами.
Менеджмент является непрерывным процессом.
Иногда принятие решения считают не продуктом
труда менеджера, а функцией. Иногда схему функций представляют так:
Методы управления
- это способы выполнения перечисленных выше функций. Классификация методов
управления может производиться по различным признакам:
) По масштабам применения:. Общие,
относимые ко всей системе. Особенные, обращенные к отдельным составным
частям системы
) По
отраслям и сферам применения:. Государственное управление. Частное,
т.е. бизнес. Торговля. Промышленность
Обычно
методы управления различаются по их содержанию:
) Организационно-распорядительное
или административное управление: основано на принудительном исполнении
управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов,
распоряжений и т.д. Логика метода выражается формулой: "приказ начальника
- закон для подчиненного". Пример: военные структуры.
) Экономический
или стимульный метод управления, основан на побуждении экономических интересах
тех людей, кто представляет объект управления. Управляющие воздействия от
субъекта управления порождают заинтересованность объекта управления в их использовании,
т.к. при этом вступают в действие такие материальные стимулы, как з/п, премии,
различные льготы и т.д.
) Социально-психологическое
управление характеризуется использованием методов убеждения,
морально-нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы.
Используются: моральное поощрение, убеждение, внушение, личный пример, создание
благоприятного внутреннего климата в коллективе.
С
позиции современной парадигмы менеджмента отсутствует лучший метод управления,
т.к. все зависит от ситуации.
Принципы
и законы управления.
В
основе менеджмента лежит система законом, закономерности управления в условиях
рыночных отношений. Законы носят объективный характер, различают общие и
специфические законы управления. К общим законам управления относятся:
) Закон
специализации управления - означает, что данный вид деятельности может
осуществляться специально подготовленными людьми
2) Закон
интеграции управления - т.е. объединение всех структур, процессов, отделов
и всех уровней управления.
) Закон
экономии времени - сводится к любой экономии, которая приводит к повышению
эффективности управления, достижению поставленной цели.
) Закон
единства и целостности системы управления
) Закон
сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов
системы управления
) Закон
зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования
информации
) Закон
соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления
) Закон
совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и
взаимодействующих систем.
Цели
и целеполагание. Стратегическое планирование
Цель
- согласно
Маккею, это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку.
Цель - это описание будущего состояния объекта управления, которое является для
него желательным и на достижение которого направлена его деятельность.
Требования
к целям:
) Она
должна быть достижима и реальна
) Гибкость
цели
) Измеримость
) Сопоставимость
) Конкретность,
ясность, четкость
Цели
бывают стратегические (5-10 лет), тактические (1-5). По содержанию
экономические, социальные, организационные (предусматривающие изменения в
структуре организации), технические, научные.
Наиболее
общей целью организации является ее миссия, которая отвечает на вопрос о
полезности организации для общества и почему организация делает то, что она
делает. Миссия определяет все множество ролей организации, раскрывает смысл ее
существования и отличие от ей подобных. Миссия формирует имидж организации,
способствует созданию единения внутри организации и создание корпоративного
духа и создает возможность для более действенного управления организацией на
основе иерархии целей.
Планирование
- важнейшая функция управления, которая осуществляется путем составления планов
работы организации, ее составных частей и работников, основой этого процесса
является целеполагание.
Процесс
планирования состоит из следующих стадий:
) Постановка
целей
) Распределение
ресурсов
) Доведение
планов до работника
) При
обычном, даже перспективном, планировании цели ставятся достаточно конкретно и
используется, как правило, метод экстраполяции
) ПП
отвечает на вопрос, что будет делать организация в будущем, исходя из ее
деятельности в прошлом; а стратегическое - что организация должна делать в
настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя из того, что
окружение будет неизбежно меняться; здесь используется метод сценариев;
) При
планировании выработка программы действий начинается с анализа внутренних
ресурсов организации, а при стратегическом - как внутренних, так и внешних
воздействий.
Основные
элементы стратегического управления:
) Миссия
) Видение
- картина того состояния бизнеса, которое может быть достигнуто в отдаленном
будущем
) Стратегические
цели (стратегия)
) Деловые
стратегии
) Стратегии
функциональных подразделений
Этаны
стратегического планирования:
) Анализ
среды
) Формулирование
миссии и выбор стратегии
) Выполнение
стратегии
Основные
методы использования стратегического планирования. PEST = STEP
(политические, экономические социальные и технические факторы), SWOT (strong, weakness, opportunity, threat).
Стратегическая
гибкость на основе разделения финансовых рисков и на основе разделения ресурсов
между отделениями
В
дивизиональных структурах существуют наибольшие возможности для сочетания
различных элементов организационных структур.
Минусы
дивизион. структуры : повышение количества уровней иерархии, постоянный рост,
неизбежное дублирование функций. Что может вызвать повышение затраты на
административно-управленческие расходы. Возможность внутренних противоречий
между отделениями по поводу распределения ресурсов и результатов. Опасность
разрастания отделений и бюрократизации. В целом, переход к дивизиональным
структурам связан с развитием диверсификации производства, с усложнением внутриорганизационных
связей, с динамизмом внедрения технических новшеств и с развитием различных
стратегических направлений деятельности.
Матричные
структуры, возникли на основе проектных (они временные, матричные существуют
постоянно) . Плюсы: гибкость структуры (быстрая перестройка с одного проекта на
другой); эффективное решение межфункциональных проблем за счет согласованности
вертикальных и горизонтальных связей.
Минусы:
сложность структуры в смысле ответственности и подчиненности (двойное
подчинение); противоречия между функциональными и проектными руководителями;
высокая стоимость из-за отплаты высококвалифицированных специалистов; много
субъективизма в оплате труда; возможность противоречий и конфликтов между
командами из-за ресурсов и результатов);не эффективна в условиях кризиса.
Современные
структуры.
Сетевая.
Виртуальная.
Особенности
современных орг. структур : гибкость, переход к плоским структурам (отсутствие
части уровней иерархии), делегирование полномочий; децентрализация.
управление менеджмент планирование дивизиональный