Валютный контроль

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,97 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютный контроль

Содержание

Введение

. Понятие, сущность, особенности валютного контроля

. История развития валютного контроля

. Общие положения проведения валютного контроля. Паспорт сделки

.1 Валютное регулирование и валютный контроль

.2 Паспорт сделки

. Правовое регулирование порядка перемещения валюты через таможенную границу Таможенного Союза

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В настоящий момент идет глобальная реформа таможенного законодательства. В 2010г. приняты и вступили в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее ТК ТС), Единые правила нетарифного и таможенно-тарифного регулирования на территории Таможенного союза, новый ТН ВЭД Таможенного союза и целый ряд важнейших соглашений стран-участниц Таможенного союза и нормативных документов определяющих те или иные аспекты таможенного регулирования и контроля. При этом продолжается работа по конкретизации нормативной базы Таможенного союза.

Согласно ст. 94 ТК ТС таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный и другие виды контроля.

Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» Федеральная таможенная служба (ФТС России) отнесена к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

В системе государственного регулирования рыночной экономики валютная политика государства занимает двоякое положение - с одной стороны это часть государственной денежно-кредитной политики, а с другой неотъемлемая часть внешнеэкономической политики государства. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства. Валютный контроль - это составная часть валютного регулирования, инструмент валютной политики, а так же, как следствие, одна из сторон валютной деятельности.

Таким образом, изучение правовых основ валютного контроля в таможенных правоотношениях имеет важное теоретическое и практическое значение. Данное обстоятельство и предопределяет актуальность выбранной темы.

Главная цель исследования заключается в рассмотрении и анализе валютного контроля в таможенных правоотношениях как специфического, межотраслевого, системного института, объективно закрепленного в нормах права, в обобщенно-теоретическом отношении и научно-практическом смысле.

Объектом исследования являются: система нормативно-правовых актов Российской Федерации и Таможенного союза, регламентирующих институт валютного контроля; теоретические и практические аспекты валютной деятельности; правоотношения, складывающие в этой области между органами и агентами валютного контроля и резидентами и нерезидентами.

1. Понятие, сущность, особенности валютного контроля

Понятие валютного контроля появилось в России с принятием в 1992 году Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Это было связано с формированием принципиально нового валютного законодательства и необходимостью обеспечения соблюдения легитимной деятельности в данной сфере.

Действующее законодательство понятия валютного контроля не содержит, однако закрепляет принципы валютного регулирования и контроля. К ним согласно ст. 3 Закона о валютном регулировании и валютном контроле относятся:

) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Основываясь на вышеизложенных принципах можно сформулировать собственное определение: валютный контроль - деятельность специально уполномоченных государством органов, включающая систему административных мер, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Можно выделить также признаки валютного контроля. К ним, думаю, нужно отнести целевую направленность, форму, степень, место, характер, комплексность неопределенность воздействия на экономические процессы, оперативность, квалифицирующие валютный контроль как элемент системы и инструмент нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, обладающий высокой защитной, регулирующей, накопительной, правоохранительной, торгово-политической эффективностью.

Объектом валютного контроля являются урегулированные законодательством Российской Федерации и ТС сделки и иные действия, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Объект валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности значительно уже. Это обусловлено особенностями внешнеторговой деятельности. Предметом её является предпринимательская деятельность в сфере международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, поэтому объектом валютного контроля во внешнеторговой деятельности являются:

валютные операции, вытекающие из заключенных экспортных и импортных сделок, по проведению расчетов;

внешнеторговые сделки, предметом которых являются объекты, отнесенные к валютным ценностям.

Следует отметить, что правовое регулирование экспорта и импорта драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Так, экспорт/импорт необработанных природных алмазов и бриллиантов урегулирован Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы».

В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. (ред. от 07.02.2011) к валютным операциям относятся:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

В области таможенного дела валютный контроль выступает, прежде всего, как вид государственного финансового контроля. Политика валютного регулирования реализуется, в частности, через механизм валютного контроля. Валютный контроль в таможенной сфере напрямую связан с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза. Также валютный контроль представляет собой вид государственного финансового контроля, так как он представляет собой процесс обеспечения соблюдения законодательства за деятельностью участников экспортно-импортных операций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов, а именно валюты и валютных ценностей. В таком процессе в качестве контролирующих органов выступают первую очередь таможенные и банковские органы .

Согласно ст. 22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Участие в таможенных правоотношениях валюты и валютных ценностей предопределяет урегулирование данных вопросов посредством норм как таможенного, так и валютного законодательства. Валютное правоотношение представляет собой индивидуализированную связь, в которую вступают конкретно определенные субъекты, в частности органы и агенты валютного контроля стран - участниц Таможенного Союза, а также резиденты и нерезиденты. Валютные правоотношения содержат публично-правовые интересы и носят императивный характер. По своему содержанию они представляют собой денежные отношения, потому что складываются по поводу специфического предмета, в качестве которого выступают валюта и валютные ценности.

Сопоставив признаки таможенных и валютных правоотношений, можно прийти к выводу о том, что такие отношения имеют общие точки соприкосновения по следующим основаниям:

Во-первых, они урегулированы нормами различных отраслей права: конституционного, таможенного, административного, валютного, финансового.

Во-вторых, по своему содержанию они основаны на субординации участников. Одной из сторон в этих отношениях всегда выступают субъекты власти (в частности, таможенные органы), поэтому речь идет о властеотношениях.

В-третьих, такие правоотношения носят имущественный характер, так как связаны с перемещением материальных благ, в том числе денежных средств.

В-четвертых, в случае нарушения норм текущего законодательства нарушители несут ответственность перед государством в лице его органов (например, органов административной юрисдикции). Иными словами, охрана правоотношений данного рода осуществляется через принудительную силу государства.

Валютное регулирование в широком смысле - это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Валютное регулирование включает в себя регламентацию государством порядка осуществления валютного контроля. Это означает, что валютный контроль выступает как составная часть валютного регулирования.

Можно выделить особенности валютного контроля в таможенных правоотношениях.

. Валютный контроль является составной частью государственного финансового контроля и нацелен на защиту экономических интересов Российской Федерации.

. Правовой основой валютного контроля являются нормативные акты различной правоотраслевой принадлежности, а именно финансовой (банковской) и таможенной.

. Содержание валютного контроля составляет система административных мер, выраженная в установлении ограничений, сужающих в определенных рамках свободу осуществления валютных операций.

. В сфере осуществления валютного контроля находятся операции, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

. Субъектами валютного контроля выступают участники внешнеэкономической деятельности, а также органы и организации, уполномоченные государством.

Основными органами валютного контроля в таможенных правоотношениях являются Федеральная таможенная служба РФ и Банк России. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением валюты и валютных ценностей через таможенную границу ТС, за проведением валютных операций, связанных с таким перемещением, за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки от экспорта товаров, за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям. Для реализации функций Центрального банка РФ, как органа валютного регулирования и валютного контроля, в его структуре было создано Главное управление валютного регулирования и валютного контроля.

Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие валюта имеет 2 значения:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

Также дается определение иностранной валюте, это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

Одной из важнейших задач, решаемых данным Законом, по моему мнению, является защита валюты Российской Федерации, для чего закреплены значительные полномочия за Центральным банком Российской Федерации. В частности, Банк России определяет порядок приобретения и использования российской валюты иностранными фирмами. Кроме того, Банком совместно с таможенными органами устанавливаются правила ввоза (вывоза) и пересылки российских рублей через границу, обязательные для всех предприятий и фирм, выполняются другие функции.

Нарушение установленного порядка открытия счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию ТС товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. История развития валютного контроля

Валютное регулирование в Российской Федерации прошло в своем развитии несколько этапов, которые можно обозначить следующим образом:

Первый этап:

-1922 года - период валютного администрирования, включая конфискации и реквизиции («валютный военный коммунизм»);

-1927 года - период валютного регулирования;

-1987 года - административная валютная политика государства

(государственная валютная монополия);

Второй этап:

-1991 года - период становления валютных отношений в условиях рынка.

Третий этап:

Март 1991-октябрь 1992 года - действие Закона СССР «О валютном регулировании».

Четвертый этап:

С октября 1992 года - действие Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».

Первый этап валютного регулирования, начавшийся с момента образования РСФСР (а затем СССР), характеризовался полной централизацией валютных доходов государством, от имени которого на мировых рынках выступали его представители в лице государственных внешнеторговых объединений.

Среди первых мероприятий Советской власти была национализация Государственного банка России, а несколько позднее и всех остальных банковских и кредитных учреждений с объявлением банковского дела государственной монополией. Отличительной особенностью становления валютно-кредитной системы советской России, а затем СССР, являлось, в частности, введение государственной валютной монополии как основополагающего принципа организации международных валютно-кредитных отношений стран, относившихся к социалистическому лагерю .

Государственная валютная монополия означала исключительное право государства в лице уполномоченных им органов на совершение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на управление валютными ресурсами страны, находящимися как в ее пределах, так и за границей. Такая валютная политика сводилась, главным образом, к перераспределению валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не могло быть). Абсолютно все обязаны были держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанке СССР) - пресловутый принцип концентрации резервов и «единства валютной кассы». Все важнейшие решения принимались Советом Министров СССР, и отдельные министерства и ведомства имели ограниченную свободу действий в данной области даже по техническим и самым мелким вопросам. Все, что специально не разрешалось, было, как правило, запрещено .

Являясь составной частью государственной монополии на банковское дело, то есть сосредоточения в руках государства всех кредитных, расчетных и других банковских операций, связанных с процессом материального производства и обращения, а также организации и регулирования денежного обращения, валютная монополия выполняла ряд специфических функций:

. Основная функция валютной монополии - планирование платежного оборота с зарубежными государствами путем разработки и контроля за исполнением платежного баланса (сводного валютного плана) и валютных планов отдельных министерств и ведомств. Как неотъемлемый элемент единой системы народнохозяйственного планирования, валютное планирование составляло одну из важнейших задач социалистического государства на всем протяжении его существования.

. Другая функция валютной монополии заключалась в накоплении золотовалютных резервов и обеспечении их сохранности. Практика создания и регулирования золотовалютных резервов складывалась с учетом внутренних условий развития экономики страны в целом и ее отдельных отраслей, а также с учетом влияния ряда внешних факторов экономического и политического характера, потребностей в валютных ресурсах для покрытия импорта товаров и услуг, размеров текущих и потенциальных поступлений по экспорту, наличия дополнительных источников получения иностранной валюты (в частности, кредитных) и условий доступа к ним, положения на валютных рынках, рынках золота и других драгоценных металлов и так далее.

. Третья функция государственной валютной монополии состояла в централизованном проведении и регулировании всех международных расчетов, валютных и кредитных операций в соответствии с государственными планами. Проведение, в конечном счете, всех этих операций через банковские учреждения создавало предпосылки для осуществления единой валютно-кредитной политики, для координации деятельности в валютно-кредитной сфере различных министерств и ведомств, участвующих в развитии внешнеэкономических связей.

. Четвертая функция валютной монополии - обеспечение надежной защиты экономики страны, в том числе валютно-кредитной системы, от воздействия неприемлемых в тот период рыночных отношений, а также от постоянных попыток монополистических кругов использовать валютно-кредитные инструменты для подрыва основ социалистического хозяйства.

Все эти функции на протяжении всего периода существования советского государства и валютно-кредитной монополии, несмотря на все внешние факторы и субъективные трудности, строго и четко осуществлялись на практике, защищая сложившуюся и действующую в тот момент экономическую систему и полностью ей соответствуя.

Валютная монополия приводила к тому, что использование валютных доходов и обслуживание международных расчетов страны осуществлялось одним банком-монополистом - Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный Совет СССР утверждал народнохозяйственные планы страны, в которых устанавливались также источники и объемы валютных поступлений, накопления золотовалютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице Госплана, Минфина, Госбанка СССР определяло потребности регионов и отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов.

Фактически валютное регулирование осуществлялось в форме прямого государственного администрирования, «командования», что проявлялось в установлении жесткого курса рубля к иностранным валютам, ограничении числа участников внешнеэкономической деятельности, монопольного положения одного банка в валютной сфере.

До начала проведения реформ валютная монополия государства (как и монополия внешней торговли) была одной из самых популярных догм, так как с ее помощью якобы укреплялась эффективность внешних связей страны, экономика защищалась от неблагоприятных воздействий извне. Советский ученый И.П. Айзенберг по этому поводу писал: «Государственная валютная монополия защищает и обеспечивает самостоятельность и независимость валюты социалистических стран, ограждает ее курс, покупательную способность и внутренние цены на товары от влияния стихийных колебаний товарных цен и валют капиталистических государств» . Примерно то же самое писалось в Финансово-кредитном словаре 1984 года издания, рассматривающем «планово-регулирующую» и «защитную» функции монополии .

Валютная монополия государства не является неотъемлемой характеристикой социалистической экономики и была «изобретена» в недрах сталинской административной системы в 30-х годах. В этот период власти почти не уделяли внимания проблемам валютного регулирования, действуя главным образом административными мерами. Любимой формой валютной политики были конфискации, которые в чуть измененной форме применялись к предприятиям до 1987 года. Так в декабре 1921 года были введены реквизиции и конфискации, поставившие валютные ценности, по выражению Д.А. Лоевецкого, «почти в одинаковые условия с оружием и взрывчатыми веществами».

Вместе с тем, в начале 20-х годов правительство страны действовало достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 года вышел декрет, который современники охарактеризовали «хартией валютных вольностей». Так, этот декрет давал самые широкие права по проведению валютных операций и одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутреннего обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период делался на валютное регулирование, на «овладение» валютным рынком, а термин «валютная монополия» просто отсутствовал.

Уже к концу 20-х годов от «валютных вольностей» не осталось и следа, а вся валюта сосредоточилась в руках государства. После сворачивания НЭПа валютная и в целом внешнеэкономическая сфера были надолго отделены от предприятий и населения, что привело к известным результатам. Окончательно валютная монополия оформилась в 1930-37 годах.

И только в 1987 году правительство предоставило предприятиям более или менее реальные права оставлять себе часть валютной выручки от экспорта и только в 1988 году появились первые признаки того, что власти готовы ликвидировать государственную валютную монополию.

На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987 году, практически все участники хозяйственной деятельности получили право самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения, организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в частности, в создании большого числа независимых от государства коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета клиентов и проводить валютные международные расчеты.

Отражением своеобразия этого этапа являлось отсутствие специального органа валютного регулирования (существовавшая при Совете Министров СССР Государственная внешнеэкономическая комиссия выполняла и другие функции). Кроме того, источником валютного регулирования являлись решения Совета Министров СССР и нормативные акты министерств и ведомств. Все это настоятельно требовало разработки специального законодательства по вопросам регулирования валютных отношений.

Третий этап развития валютного регулирования в стране начался с принятия в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании», который впервые ввел в юридическую практику такие важные понятия как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и многие другие. По Закону основным органом валютного регулирования стал Государственный банк СССР, что принято в мировой практике. Государственный банк СССР разработал письмо от 24 мая 1991 года № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР», в котором подробным образом были урегулированы важнейшие стороны валютных отношений участников валютных операций. В этот период ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам: Московской, Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской, Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и самым ликвидным сегментом финансового рынка страны.

Развал Союза ССР и провозглашение суверенитета Российской Федерации поставил задачу скорейшей разработки и принятия собственного валютного законодательства. 9 октября 1992 года после повторного рассмотрения в Верховном Совете был принят Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». С принятием этого Закона начался новый этап валютного регулирования в Российской Федерации.

Назначение данного Закона, как следовало из его названия, состояло в том, чтобы определить основные правовые параметры валютного регулирования и контроля на территории России. Сохраняя преемственность с аналогичным союзным Законом, российский Закон не являлся копией союзного документа и воспроизводил лишь те юридические нормы, которые согласуются с суверенитетом Российской Федерации и отвечают требованиям эффективного управления валютно-финансовой сферой в условиях реформ. С учетом накопленного опыта в новом Законе значительно изменена структура, уточнены и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие «валюта Российской Федерации», введена новая статья «Защита валюты Российской Федерации» (ст.2), с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Значительно изменился в новом Законе раздел о валютном контроле, органами которого назывался Центральный банк Российской Федерации, ставший преемником Государственного банка СССР как орган валютного контроля, и Правительство Российской Федерации. Также впервые в юридический оборот введен институт «агентов валютного контроля». Центральный банк приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля.

Итак, с принятием Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в 1992 году было положено начало развитию собственного валютного законодательства суверенной России.

Завершая данную главу, хотелось бы подчеркнуть, что до 1989-1990 годов, «при старом порядке», валютный режим затрагивал непосредственно лишь узкий круг лиц и организаций, в основном советских граждан, выезжающих за рубеж (и командирующие их организации), и приезжающих в СССР иностранцев (а также оплачивающие их расходы фирмы, ведомства и так далее). Во внешней торговле, в условиях ее государственной монополии, все разницы, возникавшие за счет различного уровня внутренних и внешнеторговых цен (при данном валютном курсе) поглощались государственным бюджетом, вследствие чего производители экспортной продукции и потребители импортных товаров могли совершенно не интересоваться курсом рубля. Теперь эта система ушла в прошлое вместе с всеобъемлющей государственной собственностью, Госпланом и валютной монополией государства. Значительная свобода цен, либерализация внешней торговли для предприятий с различной формой собственности, увеличение движения физических лиц через границы и другие факторы в рамках происходящих изменений системы сделали курс рубля одним из важнейших экономических параметров. Он складывался в условиях значительных размеров фактической внутренней конвертируемости, то есть свободы обмена рублей на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке по меняющемуся курсу.

3. Общие положения проведения валютного контроля. Паспорт сделки

.1 Валютное регулирование и валютный контроль

Как отмечалось ранее на территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) <#"justify">На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ <#"justify">3.2 Паспорт сделки

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Представление паспорта сделки (паспорта импортной сделки, паспорта бартерной сделки) (далее - паспорт сделки) и указание его реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении товаров под заявляемую таможенный процедуру, если перемещение товаров через часть таможенной границы Таможенного Союза проходящей через Таможенную границу ТС, либо изменение их таможенного режима осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об оформлении паспорта сделки. Паспорт сделки не представляется при помещении товаров под таможенные процедуры таможенного транзита, перемещения припасов, иные специальные таможенные процедуры, устанавливаемые в соответствии со ст. 268 ТК РФ (см. также раздел 7 ТК ТС <#"justify">. Не требуется повторного представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации, если паспорт сделки представлялся при помещении товаров на основании того же договора под ранее заявленную таможенную процедуру (в этом случае при их декларировании путем подачи грузовой таможенной декларации в графе 28 под номером 1 указывается код таможенного режима, при заявлении которого представлялся паспорт сделки);

. Не требуется представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации при декларировании товаров, за которые не предусмотрена оплата или получение иного встречного предоставления по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки.

Таможенные органы не выдают разрешение на помещение под заявляемую таможенную процедуру товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, а также при изменении таможенной процедуры ранее вывезенных с таможенной территории ТС товаров (за исключением изменения таможенной процедуры в связи с их ввозом на таможенную территорию ТС) в случае непредставления паспорта сделки (копии паспорта сделки, заверенной в соответствии с установленным порядком (далее - копия паспорта сделки);

Таможенные органы РФ разрешают представление паспорта сделки (копии паспорта сделки) согласно порядку и условиям, предусмотренным статьей 183 ТК ТС <#"justify">Таким образом, паспорт сделки является документом валютного контроля внешнеэкономической деятельности связанной с перемещением валюты через таможенную границу ТС.

4. Правовое регулирование порядка перемещения валюты через таможенную границу Таможенного Союза

валютный контроль таможенный граница

Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрено представление при таможенном декларировании документов, подтверждающих соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза (статьи 181, 183).

В настоящее время государствами-членами Таможенного союза используются механизмы учетной регистрации внешнеторговых контрактов в обслуживающих банках (паспорт сделки). В Российской Федерации и Республике Казахстан предусмотрено указание номера паспорта сделки в грузовой таможенной декларации. Вместе с тем, в механизмах валютного контроля государств - членов Таможенного союза существует ряд отличительных особенностей не только в отношении документов, которые должны быть представлены при таможенном декларировании, но и по пороговым значениям охватываемых валютным контролем внешнеторговых операций. В Республике Беларусь паспорт сделки оформляется с суммы свыше 3 000 евро в эквиваленте, в Республике Казахстан - свыше 50 000 долл. США в эквиваленте, в Российской Федерации - свыше 5 000 долл. США в эквиваленте.

Отсутствие у стран - членов Таможенного союза согласованных подходов к механизмам реализации валютного контроля внешнеторговых операций создает препятствия для практической реализации валютного контроля в случаях, когда экспорт (импорт) в третьи страны (из третьих стран) осуществляется резидентом одного государства - члена Таможенного союза через границы другого государства - члена Таможенного союза.

В этой связи возникает необходимость согласования документов, которые могут быть представлены резидентами Таможенного союза в качестве документов, подтверждающих соблюдения требований валютного контроля, а также подходов к механизмам его реализации. Последнее необходимо также для выработки согласованного решения в отношении валютного контроля по внешнеторговым операциям внутри Таможенного союза.

В соответствии с национальными законодательствами вопросы валютного контроля входят в компетенцию различных государственных органов стран - членов Таможенного союза - таможенных органов, министерств финансов, налоговых органов и центральных банков.

В связи с этим, решением Комиссии Таможенного Союза № 204 от 25.03.10 Стороны создали экспертную группу «Валютное регулирование и валютный контроль» и по предложению Федеральной таможенной службы (ФТC России) разработали международный договор, регулирующий перемещение наличных денег и денежных инструментов через границу ТС. Международный договор дает понятия специальных терминов:

. Наличные денежные средства - денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;

. Денежные инструменты - дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Данный договор устанавливает ограничения на ввоз (вывоз) физическими лицами наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию таможенного союза в следующем порядке:

. При единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

. При единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

. Единовременный ввоз (вывоз) физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

. Ввоз (вывоз) физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

В случаях ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчёт в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.

Следует отметить, что принятый порядок упрощает процесс перемещения денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза. Единые требования для ввоза и вывоза наличных денежных средств и денежных инструментов более понятны и просты.

Заключение

Проведение экономических реформ в России повлекло за собой трансформацию ряда направлений как внутренней, так и внешней политики. Существенному изменению подверглось содержание различных правовых институтов, появились новые отрасли законодательства. Либерализация внешнеэкономической деятельности открыла границы для перемещения товаров частнопредпринимательским структурам. В связи с этим параллельно с таким перемещением ввозиться и вывозиться стал особый вид товара - валюта и валютные ценности. Имея достаточно широкую поддержку со стороны государства, органы исполнительной власти получили возможность контролировать деятельность по такому перемещению всех субъектов таможенных правоотношений.

Современная модель регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств приобрела сложную структуру, которая объединяет совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования.

Система валютного регулирования ориентируется на достижение общеэкономических целей, среди которых стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьба с инфляцией и другие. Валютная политика является мощным экономическим рычагом, который регулируется с помощью права. Это явление многослойное, со сложной структурой, отличающееся разнообразием форм своего выражения, а также большим количеством средств, способов, методов регулирования.

После подписания Договора о Таможенном кодексе ТС и введения Таможенного кодекса в действие, были утверждены Единый таможенный тариф ТС, Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Члены ТС утвердили также Положение об Экспертном совете - рекомендательном органе, который по квазисудебной процедуре сможет рассматривать обращения хозяйствующих субъектов в связи с их деятельностью в ТС.

Отдельно рассмотрен вопрос о применении государствами-членами ТС единой системы мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Согласованы Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, и положения о применении ограничений к включенным в этот перечень товарам.

В связи с введением в действие ТК ТС системе валютного регулирования и валютного контроля претерпела изменения. Особенностями валютного контроля в Таможенном союзе является то, что согласно законодательству, без декларации можно провезти до 10 тысяч долларов наличными, в том числе дорожными чеками. Если же валюты больше, то необходимо заполнить декларацию, в которой среди прочего указывается источник происхождения денег.

Ответственный секретарь Комиссии Таможенного Союза - единого постоянно действующего регулирующего органа таможенного союза - С. Глазьев заявил: Валютный контроль действует исключительно в целях борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем. Именно поэтому он касается только наличных денег - средства на карточках отражаются на банковских счетах и контроль за законностью их происхождения лежит на финансовых, а не на таможенных органах.

Принятие нового таможенного законодательства не означает ликвидацию национального таможенного законодательства. На смену Таможенному Кодексу РФ пришел Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Отдельный российский закон понадобился, не только чтобы привести национальное законодательство в соответствие с единым Таможенным кодексом Таможенного союза, но и отрегулировать те сферы деятельности и особенности, которые общесоюзным кодексом пока не охвачены. Принятие нового Таможенного кодекса Таможенного союза неизбежно потребует внесения изменений, как валютное, так и налоговое законодательства РФ. В связи с этим в ближайшее время нас ждет принятие множества Соглашений, Положений, Писем и Приказов и т.д.

Список использованной литературы

1.Конституция РФ от 12.12.1993 // Российская газета, 1993, № 237.

2.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) <#"justify">.Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011).

.Комментарий к Таможенному кодексу РФ // под. ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. М.: Норма, 2004.

.Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

.Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.02.2011) <#"justify">.Федеральный закон от 15.11.2010 № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля» (принят ГД ФС РФ 01.11.2010) <#"justify">.Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе».

.Постановление Правительства РФ от 11.09.2006 № 560 «Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации <#"justify">.Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков <#"justify">.Приказ ФТС РФ от 17.11.2009 № 2075 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации <#"justify">.Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы».

.Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И (ред. от 12.08.2008) <#"justify">.Айзенберг И.П. Валютная политика СССР.- М.: Соцэкгиз, 1962.

.Вашкович Н.Ю. Становление законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в России// История государства и права. 2005. № 2.

.Емелин А.В. О порядке совершенствования валютных операций в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // деньги и кредит. 2005 г. №1.

.Канаки В.В. Таможенный сегмент валютного контроля // Академический вестник. 2003 № 1.

.Несветова Т.А. Рыба ищет где глубже, а капитал, где лучше // Валютный спекулянт. 2005 № 1.

.Финансово-кредитный словарь, т.1.- М.: Финансы и статистика, 1984.

Приложение

Оформление паспорта сделки

Резидент Представление заполненного и подписанного паспорта сделки и обосновывающих документовБанк ПС В срок, не превышающий трех рабочих дней с даты представления ПС Проверка соответствия информации в ПС сведениям, содержащимся в обосновывающих документах, а также соблюдения резидентом порядка оформления ПС ПС оформлен правильно ПС оформлен неправильно * Несоответствие данных контракта (договора) данным ПС * Оформление ПС с нарушениями требований Инструкции N 117-И * Непредставление резидентом в банк ПС обосновывающих документов | Подпись ПС ответственным лицом банка ПС, заверение его печатью банка ПС Открытие ведомости банковского контроля по паспорту сделки Возврат одного экземпляра оформленного ПС резиденту, помещение ПС и копий обосновывающих документов в досье по ПС Отказ в подписании ПС и уведомление об этом резидента |Ведение банком ПС досье по паспорту сделки В досье по паспорту сделки при осуществлении каждой валютной операции по контракту (договору) помещаются представляемые резидентом: справка о валютной операции * подтверждающие документы справка о документах * документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров, выполнение работ и т.д. Закрытие ПС и досье по паспорту сделки Банк ПС закрывает ПС в следующих случаях: * при представлении резидентом в банк ПС заявления в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (в последнем случае также представляются обосновывающие документы) * при представлении резидентом в банк ПС заявления о закрытии ПС в связи с переводом контракта (договора) на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк * в иных случаях - по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (договору)

Похожие работы на - Валютный контроль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!