Валютный контроль на таможне

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    139,44 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютный контроль на таможне

Введение

валютный контроль таможенный

Актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенные органы обладают широкими контрольными полномочиями. Одним из направлений их деятельности является валютный контроль. Необходимость его введения вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товара, как валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перевозиться физическими лицами (например, туристами), поступать на счета в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом случае движение валюты должно происходить в рамках, установленных действующим законодательством.

Каждое государство мира осуществляет собственную валютную политику, которая является мощным экономическим рычагом и регулируется посредством правовых норм. В рамках валютной политики решаются такие задачи, как стабилизация экономической ситуации в стране, укрепление валютно-финансового механизма, привлечение иностранных инвестиций, пресечение незаконного оттока капитала за границу, обеспечение приоритета национальной валюты.

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к возникновению новой для экономики России проблемы, связанной с "утечкой" капитала из страны. Сложилась система "бегства" капитала из Российской Федерации, главное место в которой занимают внешнеторговые операции. Причинами укрытия российскими предприятиями и гражданами валютной выручки являются экономический спад; отсутствие благоприятного инвестиционного климата, несовершенство налоговой системы; незащищенность границ. В данных условиях необходимо было создать эффективную систему валютного контроля за своевременным и полным возвратом валютной выручки на территорию Российской Федерации.

января 2004 г. вступил в законную силу новый Таможенный кодекс РФ . Необходимость его принятия была продиктована рядом факторов: отставанием норм таможенного права от существенно обновившегося федерального законодательства; проблемами в практической деятельности субъектов внешней торговли и должностных лиц таможенных органов; громоздкостью таможенного законодательства и запутанностью огромного массива подзаконных актов; недостатками в технологии таможенного процесса.

С принятием нового Таможенного кодекса РФ представляется возможным говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от таможни для правительства к таможне для участников внешней торговли. Этот важнейший закон (основополагающий источник таможенного права) призван способствовать внешне и торговле, а не создавать условия для работы контролирующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Это именно те требования, выполнение которых является одним из условий членства России во Всемирной торговой организации.

Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

Теоретической основой исследования проблем таможенного регулирования выступили труды ведущих ученых России: Н.М. Артемова, К.А. Бекяшев, М.Е. Верстовой, Д.В. Винницкого, Е.Ю. Грачевой, А.В. Желудков, А.Н. Козырина, Э.Д. Соколовой, В.Г. Свинухова, Т.Н. Трошкиной, С.В. Халипова, и др.

Объектом работы является отношения, складывающиеся в ситуации таможенного регулирования.

Предметом работы выступают правовые нормы, регулирующие перемещение валюты под контролем таможенных органов.

Целью работы является анализ необходимости и эффективности применения правовых основ таможенного контроля валюты.

Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:

характеристика общих положений о валютном регулировании и контроле;

обоснование необходимости проведения валютного контроля;

описание контрольных функций таможни;

анализ эффективности валютного регулирования таможенными органами.

Методологическую основу работы составили общенаучные методы - диалектический метод познания и метод системного анализа, а также частно-научные методы - исторический, сравнительно-правовой, статистический и др.

Нормативную базу работы составили положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты подзаконного характера (в т. ч. приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы РФ).

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Валютное регулирование и контроль

В соответствии со ст. 11 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами <#"670250.files/image001.gif">

Рис. 1. Взаимодействие субъектов валютного рынка <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=zzuS3WZsbWzeE4c*8G91-7sdDbaG14fTSGCawc7r-lGExvq2kOT2YiJTnNRyUmc5EIa-o9jiyGbUp8hvt2RWQBS3asVlXB6lqv0shiiBgNdw2DjMr99hKDXgESmURyty0LP3O*JEtKZID-K*XaDNh-4ahdDQKyjE-joHJC6aMONOlJrQ6bj6qCSqAaxQUt8lCqZQC9zCzIGCNQULk3aafLhTrpzqonj16KQ7hagbpOdOIoAKQFGYX8-ezEgZltaduTzIRqf0r4Ij4Y*C9Evg3cy15hJl1dZ32*x4t5vlh7DhVq9suRyCupYz0oM24hjYsRA9hLWDSf9VMYaeT0l6sz4iAymREmeuTEhp1ggfxQRnEfZL5D3f6MgVR1eLF8cr9yfjl*F3KCvnEZBzd*ePQNLUFnwB5Esm0P6EFfwNdKCNek14P2sht2EkppKKi3-H9PBz4WG30vgFCtl81kV*EemVeczbWtFy84nmyp2HzWIL0RdjfmeGV-ttK4gLlO*VrrzviQ> Российской Федерации

Валютный контроль за движением валютных средств на территории Российской Федерации осуществляют уполномоченные банки совместно с Государственным таможенным комитетом (ГТК).

Различие между положением таможенных органов и уполномоченных банков сказывается и на правовой базе их отношений с участниками внешнеторговой деятельности. Так, принципы и нормы гражданского законодательства в таможенном деле используются только в случаях и пределах, предусмотренных Таможенным законодательством РФ.

Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски. Валютные ограничения - это законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения - одна из форм валютной политики. Они закрепляются валютным законодательством страны, являются объектом межгосударственного регулирования, главным образом, через МВФ. Валютные ограничения преследуют разнообразные цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных текущих и стратегических задач. Содержание валютных ограничений определяется их основными принципами: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций, требование предварительного разрешения органа валютного контроля для приобретения иностранной валюты; блокирование и введение разных категорий валютных счетов - блокированных, внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых и т.д.; ограничение конвертируемости валюты.

На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле".

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"), и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле ст. 94 ТК ТС <http://www.issa.ru/legislation/customts/>. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

2. Таможня и контроль валюты

.1 Контрольные функции таможни

Рассмотрим основные средства и меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. К таким средствам следует отнести сам таможенный тариф, а также методы определения и контроля таможенной стоимости товаров, страны происхождения товаров, порядок уплаты таможенных платежей и предоставления тарифных льгот. Помимо мер тарифного и нетарифного регулирования, особое место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование.

Понятие «валютное регулирование» означает способ государственного управления валютной сферой в экономике России, т.е. регламентацию государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. При этом государство исходит из необходимости:

повышения экономической эффективности страны;

обеспечения экономической безопасности;

необходимости формирования валютного резерва страны;

необходимости создания валютных фондов хозяйствующих субъектов.

Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный контроль по двум направлениям:

1.  контроль за перемещением через таможенную границу РФ валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ;

2.      контроль за валютными операциями связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В соответствии со ст.198ТК Государственный таможенный комитет РФ является органом валютного контроля, а иные таможенные органы РФ являются агентами валютного контроля, подотчетными ГТК РФ.С получением таможенными органами статуса органов валютного контроля и определением их компетенции впервые в Российской Федерации была создана система таможенно-банковского валютного контроля. Эта система, для оперативного решения задач валютного регулирования, предусматривает обмен всей информацией, касающейся внешнеторговых операций, между таможенными органами, Центробанком РФ и уполномоченными банками. Для обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в Российской Федерации расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, должны осуществляться только через счета резидентов в уполномоченных банках, если иное не разрешено Центральным банком РФ. При этом таможенное оформление внешнеэкономической сделки может быть произведено только при наличии: паспортов экспортной или импортной сделки, выданных уполномоченным банком, в случае необходимости разрешения Центрального банка и соблюдения других мер валютного контроля.

Введение любой системы государственного регулирования и контроля предполагает для обеспечения эффективности ее действия наличие, по крайней мере, двух моментов: во-первых, установление четких законодательных норм и правил регламентирующих средства и меры государственного регулирования и контроля (тарифные и нетарифные меры, система налогообложения, валютного контроля и т.п.); во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил.

Рассмотрим механизм таможенного контроля. Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.В соответствии со ст.180ТК таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств); личного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; в других формах, предусмотренных таможенным кодексом и иными актами законодательства, либо не противоречащих законодательным актам Российской Федерации.

В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ таможенные органы вправе проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и других лиц занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

В случае выявления в процессе таможенного контроля нарушений законодательства РФ в отношении лиц допустивших подобные нарушения наступает ответственность в соответствии с Уголовным, Таможенным или Административным кодексами РФ. Следующий раздел данной работы как раз будет посвящен правоохранительной деятельности таможенных органов и основным видам нарушений законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Статья 198 определяет место таможенных органов в механизме валютного контроля, основной целью которого является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. В ст. 10 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 год) установлены следующие основные направления валютного контроля:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также операциям нерезидентов в российской валюте.

При осуществлении международных грузовых и пассажирских перевозок, а также в международном почтовом сообщении таможня обеспечивает соблюдение действующего валютного законодательства. Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", Таможенного кодекса, инструкциями, приказами, принимаемыми ГТК как самостоятельно, так и совместно с другими государственными органами, в частности с Банком России и Министерством финансов РФ.

Под "резидентами" в российском валютном законодательстве понимаются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в Российской Федерации;

г) дипломатические и иные официальные представительства России, находящиеся за пределами Российской Федерации;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в пунктах "б" и "в".

Компетенция таможенных органов в области валютного контроля устанавливается в статье 199.

ГТК как орган валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, проводит проверки валютных операций экспортеров; выполняет другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с российским законодательством.

Остальные таможенные органы (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) в качестве агентов валютного контроля подотчетны ГТК как органу валютного контроля. Они осуществляют контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации объектов валютного контроля, к которым относятся:

наличная валюта Российской Федерации;

ценные бумаги в валюте Российской Федерации;

валютные ценности в виде:

а) иностранной валюты;

б) ценных бумаг в иностранной валюте;

в) драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий;

г) природных драгоценных камней, а также жемчуга, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").

Наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом валютных ценностей таможенные органы осуществляют также документальный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований, а также другими правами, предусмотренными российским законодательством.

Распределение компетенции по валютному контролю производится между следующими структурными подразделениями таможенных органов:

отделом таможенного оформления и таможенного контроля и отделом таможенной стоимости и валютного контроля таможни (в т.ч. таможни центрального подчинения);

отделом таможенной стоимости и валютного контроля регионального таможенного управления;

Управлением валютного контроля ГТК.

Конкретные условия, типовые ситуации и показатели, регламентирующие распределение компетенции по валютному контролю между таможенными органами различных уровней, устанавливаются Временным положением, являющимся приложением к приказу ГТК от 29 декабря 1995 года N 796 "О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости и валютному контролю".

Осуществление валютного контроля таможенными органами Российской Федерации (ст. 200) Эта статья устанавливает общее правило проведения валютного контроля в соответствии с российским валютным законодательством.

Вопросы организации валютного контроля уже рассматривались при комментировании ст. 108 "Перемещение валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и других валютных ценностей". Учитывая это, при комментировании ст. 200 подробно остановимся на участии таможни в осуществлении контроля за валютными поступлениями от экспорта товаров и обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Понятие валютного контроля за поступлением экспортной выручки. Расширение внешнеторговых контактов, либерализация внешнеэкономических связей, упразднение государственной валютной монополии привели к необходимости укрепления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров и услуг. Основная цель такого контроля- обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Действующий механизм валютного контроля за поступлением экспортной выручки исходит из того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Это положение, в частности, закреплено в приказе ГТК от 24 июля 1995 года N 467 "О порядке применения нормы права, установленной в ст. 273 Таможенного кодекса РФ". В соответствии с этим приказом при осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с российской таможенной территории на основе режима экспорта по внешнеторговым договорам купли-продажи, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, следует исходить из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, определенные Банком России для валютных операций, связанных с движением капитала, является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст. 98 ТК.

Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разрешения Банка России. Таможенный орган, принимая грузы к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается процедура таможенно-банковского контроля уведомлением о зачислении валютной выручки от экспортной поставки, которое направляется в таможню уполномоченным банком.

Добиться эффективного механизма валютного контроля можно при условии, во-первых, тесного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков, а во-вторых, наделения органов и агентов контроля достаточным объемом полномочий.

Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют право:

не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежаще оформленных документов, необходимых для валютного контроля;

осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;

запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Требования и предписания Банка России и ГТК об устранении выявленных нарушений правил перевода экспортной выручки являются обязательными для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, осуществляющими валютные операции на территории России.

Паспорт сделки - базовый документ валютного контроля. По каждому заключенному контракту экспортер оформляет паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, содержащий изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за валютными поступлениями. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, на который должна поступать валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.

Паспорт сделки подписывается:

от имени экспортера-лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера в уполномоченном банке;

от имени банка-одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля.

Полномочия ответственных лиц уполномоченного банка проверяются по составляемому в этих целях списку, утверждаемому председателем (директором) уполномоченного банка и его главным бухгалтером. Их подписи свидетельствуются нотариусом, а сам список регистрируется в Банке России. Банк России информирует ГТК об уполномоченных банках, потерпевших банкротство, подвергшихся принудительной реорганизации, лишенных банковской или валютной лицензии. Паспорт сделки, оформленный одним из таких банков, признается недействительным и таможенные органы не осуществляют выпуск товаров, оформленных с представлением такого паспорта.

Рассмотрим валютный контроль при осуществлении импортных операций. Система валютного контроля по экспорту дала свои результаты. Утечка валюты снизилась до 4 процентов от суммы сделок, что примерно соответствует мировым показателям в этой сфере.

С 1993 года основным каналом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции. Как правило, в этих целях используется такой прием, как заключение фиктивного контракта, когда российским покупателем переводится иностранному контрагенту валюта под заведомую непоставку или недопоставку товаров (предоплата без поставки товара или же неэквивалентное поступление товара). Заметим также, что широкое распространение получила практика авансовых платежей, означающая, по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам. По данным Банка России, основанным по отчетности коммерческих банков, по "бестоварным" переводам по фиктивным импортным контрактам из России ежемесячно уходит около 400 миллионов долларов.

июля 1995 года Банком России и ГТК утверждена совместная инструкция N 30 и N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары". Инструкция введена в действие с 1 января 1996 года. Некоторые ее положения (пп. 2.1, 2.2, абз. 11 п. 3.5, п. 6.9, а также раздел 7) вступают в действие при условии утверждения органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации соответствующих нормативных актов.

Действие Инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на российскую таможенную территорию в режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым, во-первых, расчеты осуществляются в иностранной валюте и, во-вторых, хотя бы часть требований иностранного контрагента к российскому импортеру удовлетворяется или будет удовлетворена платежами в иностранной валюте (то есть контракт предусматривает передачу резидентом компенсации за импортируемый товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте). Положения Инструкции не распространяются на следующие виды сделок:

) расчеты по которым осуществляются только в российских рублях;

) по которым не предусмотрено проведение расчетов в денежной форметоварообменные, бартерные и тому подобные операции, включая поставки в счет безвозмездной, в том числе гуманитарной, помощи;

) предусматривающие импорт товаров в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

) предполагающие ввоз из государств- участников СНГ в Российскую Федерацию товаров, происходящих из этих государств.

Механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Основным документом банковско-таможенного контроля и в этом случае является паспорт сделки, предоставление которого позволяет оценить правомерность действий импортера. Суть валютного контроля за импортными операциями состоит в том, что импортер должен отчитаться за иностранную валюту, переведенную за рубеж, соответствующим количеством полученного от иностранного партнера товара, причем в установленные сроки.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти их на указанную в сделке сумму или обеспечить полный возврат валюты в сроки, установленные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются только через счета резидентов, заключивших (или от имени которых заключены) сделки с нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета в банке импортера. Под банком импортера в Инструкции понимается уполномоченный банк либо его филиал, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Банк, не являющийся банком импортера, при выдаче ему кредитов в иностранной валюте для оплаты товаров по контракту, по которому уже подписан паспорт импортной сделки, обязан перечислять средства по кредиту на текущий валютный счет импортера в его банке. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен только при условии наличия у импортера специального разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.

За выполнением функций агента валютного контроля по импортным операциям уполномоченные банки имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15 процента суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.

В случае невыполнения условий поставок товаров и возврата валюты импортеры несут финансовую ответственность перед государством в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в счет оплаты товаров.

Средства, подлежащие взысканию по их решениям, списываются со счетов импортера или их гарантов в бесспорном порядке после удовлетворения первоочередных платежей в соответствии с российским законодательством. Меры финансовой ответственности не применяются, если поступление импортных товаров на российскую таможенную территорию, а также возврат переведенной в оплату за товары суммы оказались невозможными вследствие непреодолимой силы, издания акта государственного органа, а также действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Как уже отмечалось, базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПИС), в котором содержатся реквизиты уполномоченного банка, импортера, иностранного контрагента, а также реквизиты и условия самого импортного контракта. По каждому импортному контракту оформляется один ПИС в двух экземплярах.

ПИС подписывается тем уполномоченным банком, где открыт валютный счет импортера и который осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары по поручению импортера. С момента подписания ПИС банк импортера принимает данный контракт на расчетное обслуживание и возлагает на себя обязательство по выполнению функции контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые по этому контракту товары. Что касается импортера, то он принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за:

а) полное соответствие сведений, приведенных в ПИС, условиям импортного контракта;

б) поступление в Россию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между датой оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления, а при невозможности поставки товаров- за возврат в установленные контрактом сроки суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу.

Для осуществления таможенного оформления импортируемых товаров декларант одновременно с подачей ГТД обязан предоставить ксерокопию ПИС, заверенную ответственным лицом уполномоченного банка и скрепленную печатью банка импортера.

В этом случае допускается использование специальной банковской печати с надписью "Для целей валютного контроля", зарегистрированной в Банке России в установленном порядке. При внесении изменений в импортный контракт в таможенные органы должен быть представлен переоформленный ПИС.Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в ПИС, сведениям, заявленным в ГТД, условиям контракта и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, а также соответствие подписи ответственного лица банка, заверившего копию ПИС, и оттиска печати банка импортера образцам в полученных от Банка России списках с образцами подписей ответственных лиц уполномоченных банков и оттисков их печатей.

 

.2 Контроль за перемещением валюты физическими лицами


июля 2010 года на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств, которое состоялось в г. Астана (Казахстан), подписан Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, устанавливающий новый порядок ввоза на территорию Таможенного союза и вывоза с территории Таможенного союза наличных средств и (или) денежных инструментов.

Согласно Договору, к «наличным денежным средствам» относятся денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет (за исключением монет из драгоценных металлов), находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств).

К «денежным инструментам» относятся дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство по выплате денежных средств должником, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

В соответствии с Договором при единовременном перемещении через таможенную границу Таможенного союза физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, наличные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат декларированию путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму перемещаемых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

При этом как при ввозе, так и при вывозе, наличных денежных средств и дорожных чеков в общей сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, они могут быть задекларированы по желанию физического лица.

Денежные инструменты, за исключением дорожных чеков, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат письменному декларированию независимо от суммы.

В случаях ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчёт в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

При таможенном декларировании денежных инструментов (за исключением дорожных чеков), в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость денежного инструмента в валюте государства - члена Таможенного союза или иностранной валюте. В случае отсутствия номинальной стоимости денежных инструментов в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.

В случае перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, в пассажирской таможенной декларации должны быть дополнительно указаны следующие сведения:

дата и место рождения физического лица;

реквизиты документа (виза в случае ее наличия), подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства - члена Таможенного союза;

адрес места жительства (регистрации) - для резидентов Таможенного союза или места пребывания на территории государства - члена Таможенного союза - для нерезидентов Таможенного союза (место, планируемого временного пребывания, например, название гостиницы);

сведения о денежных инструментах (за исключением дорожных чеков): вид денежного инструмента, наименование организации, выпустившей денежный инструмент, дата его выпуска и идентифицирующий номер при его наличии;

сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а также о предполагаемом использовании;

сведения о владельце наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в случаях, если они не являются собственностью декларанта;

сведения о маршруте и способе перевозки (о виде транспорта) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Порядок перемещения наличной валюты действует одинаково как для физических лиц-резидентов, так и для физических лиц-нерезидентов.При перемещении физическими лицами наличной валюты таможенные платежи не взимаются, однако существуют отдельные ограничения по перемещаемым суммам, превышение которых требует предоставления соответствующих документов, либо делает невозможным такое перемещение.

Физическое лицо может осуществить единовременный вывоз с территории Российской Федерации валюты (российской, иностранной) свободно и без письменного декларирования в случае, если сумма вывозимой валюты (валют) не превышает в эквиваленте 3000 долларов США.

Письменная таможенная декларация на вывозимую с территории Российской Федерации валюту (российскую, иностранную) подается только в случае, если сумма вывозимой валюты (валют) превышает в эквиваленте 3000 долларов США. При этом декларированию подлежит вся сумма вывозимой валюты (валют), включая 3000 долларов США.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации

Также следует учитывать, что на основании "пункта 2 статьи 6" Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года "О Таможенном союзе", "Соглашения" от 20 января 1995 г. "О Таможенном союзе" между Правительством Республики Беларусь, Российской Федерацией и Республики Казахстан и "пункта 2 статьи 96" Таможенного кодекса Таможенного союза денежные средства и дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата, не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств - членов Таможенного союза.

В соответствии со ст. 4 Решения, вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

. При единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

. При единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной "декларации" на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Единовременный вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной "декларации".

Необходимо отметить, что при таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной "декларации" указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.

Также, в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами через таможенную границу таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, в пассажирской таможенной "декларации" должны быть дополнительно указаны следующие сведения:

. Дата и место рождения физического лица, реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства - члена таможенного союза, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания на территории государства - члена таможенного союза;

. Сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании;

. Сведения о маршруте и способе перевозки (о виде транспорта) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Денежные средства в электронной форме, размещаемые на счету пластиковой карточки, можно перемещать без ограничения. Саму пластиковую карточку не требуется декларировать при перемещении через таможенную границу.

При превышении установленных норм вывоза национальной и иностранной валюты, и ценных бумаг, а также дорожных чеков в случае невозможности немедленного возврата ценностей на территорию откуда производится вывоз при условии, что вывоз производится без сокрытия от таможенного контроля и с соблюдением требований о письменном декларировании, для физических лиц сохраняется возможность оставить ценности на временное хранение в таможенном органе.

В РФ временное хранение оформляется квитанцией по форме ТС-21. Срок временного хранения составляет два месяца и может быть продлен по мотивированному обращению физического лица еще на 2 месяца - то есть 4 месяца максимум. При предъявлении квитанции ценности будут возвращены тому, кто их сдал, либо его доверенному лицу.

При несоблюдении требований о декларировании ввозимых наличных ценностей имеет место нарушение требований валютного законодательства. В РФ ответственность за правонарушение предусмотрена в размере от трех четвертых до полной суммы незаконной валютной операции. Мера ответственности применяется Федеральной службой финансового и бюджетного надзора, органом валютного контроля, которому таможенные органы обязаны передавать информацию о выявленных нарушениях такого рода в установленном порядке, как и предмет правонарушения - ценности, в отношении которых не было соблюдено требование о декларировании. В РК, согласно ст. 33 Закона Республики Казахстан от 13.06.2005 N 57-3 "О валютном регулировании и валютном контроле" Нарушение валютного законодательства Республики Казахстан влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

В РФ, к нарушению таможенных правил относятся случаи, когда не соблюдается требование о декларировании ценностей на сумму от 3 до 10 тысяч долларов. В данном случае нарушается не валютное законодательство РФ, а таможенные правила. Ответственность - от одной до двух с половиной тысяч рублей штрафа.

Вышеприведенные правила распространяются на всех физических лиц в равной степени - резидентов и нерезидентов. Дети пользуются правами ввоза и вывоза наличной валюты, наличной иностранной валюты, ценных бумаг в документарной форме наравне со взрослыми. Сопровождающее лицо декларирует ценности ребенка в его декларации.

 

.3 Контроль за перемещением валюты Российской Федерации


Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Правом ввоза (вывоза) российских рублей обладают только подразделения Центробанка России и граждане в пределах норм (500 минимальных размеров оплаты труда), установленных ЦБ России.

Особый порядок ввоза (вывоза) валюты РФ определен для военнослужащих российских войск, дислоцируемых на территории государств ближнего зарубежья и прибывающих в Россию в отпуск, командировку, к новому месту службы, а также для граждан государств ближнего зарубежья (беженцы, переселенцы), прибывающих в Россию на постоянное место жительства.

Определенные требования предъявляются к перемещению через таможенную границу памятных монет, являющихся валютой РФ. Физические лица - резиденты могут вывезти из России такие монеты, но не более 10 штук на одно лицо и на одну поездку.

Физические лица - нерезиденты имеют право вывозить памятные монеты только на основании специального разрешения ЦБ РФ.

2.4 Контроль за перемещением иностранной валюты


Контроль за перемещением иностранной валюты в ходе экспортных, импортных и бартерных операций осуществляется посредством механизма, разработанного ГТК России совместно с ЦБ России.

Специально для реализации технологии валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров введено 2 новых документа: паспорт сделки (ПС) и учетная карточка (УК).

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров деятельность таможенных органов осуществляется в несколько этапов.

Первый этап (предварительный контроль). На этом этапе предусматривается контроль правильности оформления ГТД и ПС, достоверности содержащихся в них данных; контроль соответствия осуществляемой сделки действующему законодательству; формирование и направление в ГТК России сводных форм отчетности.

Второй этап (информационно-аналитический контроль). Он предусматривает проверку достоверности получаемых от таможенных органов сведений; формирование основного обменного документа валютного контроля учетной карточки направление его в уполномоченные банки, ведущие расчеты по сделкам; получение и обработку УК, оформленных банком; сопоставление и анализ информации таможенных органов об экспорте товаров и уполномоченных банков о реальном зачислении валютных средств на транзитный счет экспортера; выявление потенциальных нарушителей установленного порядка поступления валютной выручки и доведение информации до таможенных органов, в зоне деятельности которых зарегистрированы экспортеры.

Третий этап (окончательный контроль). На этом этапе осуществляется целевая проверка экспортера по факту возможного непоступления валютной выручки; применяются санкции, установленные КоАП РФ.

Технологией валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары предусмотрено формирование паспорта импортной сделки, учетной карточки, а также карточки платежа. Данная технология валютного контроля основана на информационном обмене перечисленными документами между таможенной и банковской системами. Бартерные сделки не опосредуются валютными расчетами, однако, оценка объема бартерных сделок осуществляется в стоимостных показателях в валюте. Поэтому, к бартерным сделкам также применяется валютный контроль, особенностью которого является формирование паспорта бартерной сделки.

Целью проводимого таможенными органами контроля неторговых валютных операций является обеспечение соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через таможенную границу юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

Вывоз валютных ценностей при соблюдении таможенных правил производится беспрепятственно в следующих случаях:

если валютные ценности были ранее ввезены, переведены, пересланы в Россию. В этом случае основанием для их вывоза может являться ввозная декларация или иной таможенный документ, подтверждающий ввоз, а в случае их перевода в Россию - справка, выдаваемая уполномоченным банком при снятии данных средств со счета;

если иностранная валюта была приобретена в России в порядке, установленным ЦБ РФ. Документом, подтверждающим такую операцию, будет являться справка уполномоченного банка (его обменного пункта) оформленная в установленном порядке;

в иных случаях, установленных российским действующим законодательством. К примеру, разрешается вывоз наличной иностранной валюты, снятой со счета юридического лица на командировочные расходы.

Центральным банком России установлены единые нормы и правила, распространяющиеся как на резидентов, так и на нерезидентов:

иностранную валюту в пределах до 10000 долларов США (или эквивалента этой суммы в другой валюте) на одно лицо таможенные органы пропускают, не требуя предъявления дополнительных документов;

при вывозе большей суммы гражданин должен предъявить декларацию, подтверждающую ввоз иностранной валюты в Россию.

Так, по декларации, подтверждающей ввоз валютных ценностей в Россию, гражданин может их вывезти в течение одного года с момента ввоза.

Вывозить из России, как иностранную валюту, так и платежные документы в иностранной валюте, имеют право только уполномоченные банки, получившие от ЦБ РФ генеральную лицензию.

Уполномоченные банки, не имеющие генеральной лицензии, имеют право вывозить только платежные документы в иностранной валюте.

 

.5 Организация работы по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности


Статья 201 ТК посвящена ответственности за правонарушения, выявленные при осуществлении валютного контроля российскими таможенными органами. Ответственность за подобные правонарушения наступает в соответствии с предписаниями ст. 221 ТК, если данные нарушения являются одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов.

В иных случаях ответственность за нарушения российского валютного законодательства, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с валютным и иным законодательством Российской Федерации.

За совершение преступлений в сфере валютного регулирования виновные несут ответственность согласно ст. 162 7 УК "Незаконные сделки с валютными ценностями" и ст. 162 8 "Сокрытие средств в иностранной валюте".

Ответственность за нарушение валютного законодательства устанавливается в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 14). Виновные в нарушении валютных правил несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по сделкам, недействительным с точки зрения валютного законодательства;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

За отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации предусматривается ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данном случае устанавливается Банком России.

Взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля с юридических лиц- в бесспорном порядке, а с физических- в судебном.

Меры ответственности за нарушение валютного законодательства могут устанавливаться и другими нормативными актами. Так, 21 ноября 1995 года был подписан указ Президента РФ N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации". В нем установлено, что импортеры-резиденты в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими предписаний органов валютного контроля несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров. Взыскание штрафа, налагаемого на импортера-резидента в соответствии с данным указом Президента РФ, производится в рублях по курсу, установленному Банком России на дату списания средств, и осуществляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России).

Начальники региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов должны обеспечивать:

) выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство) в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трёх рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности (участник ВЭД) осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящего приказа;

) организацию проведения подразделениями валютного контроля, а также подчинёнными таможенными постами проверок соблюдения валютного законодательства участниками ВЭД, государственная регистрация которых осуществлена в регионе деятельности таможенного органа (далее - проверка), на основании:

а) ежемесячных планов проверок, формируемых на основе информации о предполагаемых нарушениях участниками ВЭД валютного законодательства (далее - ежемесячных планов) в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящего приказа;

б) информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при таможенном оформлении и таможенном контроле, а также информации о возможных нарушениях валютного законодательства, полученной из структурных подразделений данного таможенного органа, налоговых и иных контролирующих органов;

в) поручений ФТС России на проведение проверок валютного законодательства, формируемых в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 настоящего приказа (далее - поручение ФТС России);

) проведение проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства в течение:

а) сроков, обеспечивающих своевременное направление в орган валютного контроля соответствующих документов в порядке, установленном подпунктом 6 пункта 1 настоящего приказа, и рассмотрение им возбуждённых дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьёй 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) двух месяцев со дня получения поручения ФТС России (за исключением случаев, когда поручением ФТС России предусмотрен иной срок проведения проверок), а также со дня получения информации о возможных нарушениях валютного законодательства из налоговых и иных контролирующих органов.

Срок проведения проверок по поручениям ФТС России, а также по информации, полученной из налоговых и иных контролирующих органов, может быть продлён Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля с учётом сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и срока давности привлечения к уголовной ответственности, установленного пунктом 1 статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства таможенного органа (приложение N 1), направляемого в ФТС России в виде электронной копии по телекоммуникационным каналам связи в порядке, определяемом Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, с досылкой на бумажном носителе не позднее, чем за 10 рабочих дней до истечения срока проведения проверки;

) направление заверенных в установленном порядке копий документов о предполагаемых нарушениях валютного законодательства участниками ВЭД, государственная регистрация которых осуществлена вне региона деятельности таможенного органа в течение трёх рабочих дней со дня их выявления в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля;

) возбуждение уполномоченными лицами дел об административных правонарушениях в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

) направление протокола и иных материалов дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение трёх суток с момента составления протокола об административном правонарушении в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

) направление в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля по телекоммуникационным каналам связи с использованием КПС "Агент ВК" информации о результатах проверок в течение 10 рабочих дней со дня их завершения (если иное не предусмотрено поручением ФТС России).

Начальники региональных таможенных управлений и таможен должны обеспечивать формирование ежемесячных планов по установленной форме по результатам анализа сведений региональных баз данных валютного контроля (для региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, - центральной и региональной баз данных валютного контроля) с использованием Методики выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и системы критериев планирования проверок.

Начальники региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, должны обеспечивать ежеквартальное формирование перечня участников ВЭД, в отношении которых планируется проведение проверок и государственная регистрация которых осуществлена в регионе деятельности соответствующего таможенного органа.

 

Заключение


Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски.

Эффективно действующий механизм таможенного валютного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

Создание целостной системы валютного контроля предполагает реализацию трех основных задач:

) установление таможенно-банковского контроля за экспортом товаров;

) учреждение механизма валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;

) охват валютным контролем иных внешнеэкономических операций (бартерные сделки, экспорт услуг и т.д.).

В отношении первых двух задач можно констатировать завершение формирования соответствующей нормативной базы. Третье направление валютного контроля еще ждет своего воплощения.

К ослаблению эффективности действующей системы валютного контроля может привести расширение таможенного союза СНГ, если новые его члены не возьмут на себя обязательства по унификации своего законодательства в области валютного контроля.

 

Список использованной литературы

 

1.   Таможенный кодекс РФ: с постатейными материалами Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 г. / под ред. Л.А. Лобзенко. - М.: Норма, 2004.- 656 с.

2.      Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

.        Указ Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

.        Указ Президента Российской Федерации № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 28.07.2004 № 976, от 13.09.2004 № 1168, от 11.10.2004 № 1304, от 18.11.2004 № 1453,от 01.12.2004 № 1487.

.        Валютное право РФ: учеб. пособие / Тосунян Г.А., Емелин А.В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2004.- 368 с.

.        Григорян М.Р. Повышение фискальной роли таможенных органов в условиях реформ.//Финансовые исследования. №1. 2005.

.        Комментарий к Таможенному кодексу РФ: новая редакция / Давыдов Ю.Г. - М.: ТК Велби, 2005.- 597 с.

.        Комментарий к Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" / под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2004.- 124 с.

.        Комментарий к Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" / Борисов А.Н. - М.: Юстицинформ, 2004.- 240 с.

.        Комментарий к Таможенному кодексу РФ: от 28.05.2003 г. / под ред. В.А. Вайпана. - М.: Юстицинформ, 2004.- 416 с.

.        Комментарий к Таможенному кодексу РФ: постатейный / Пиляева В.В. - М.: ТК Велби, 2004.- 704 с.

.        Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Козырин А.Н. - М.: Проспект, 2004.- 1056 с.

.        Курс таможенного права РФ: учеб. для вузов / Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. - М.: Дело и Сервис, 2005.

.        Обеспечение прав человека и законности в деятельности таможенных органов: Учеб. пособие с альбомом схем / Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Щит-М, 2004.- 155 с.

.        Основы таможенного дела: краткий учеб. курс / Чекмарева Г.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МарТ Изд.центр, 2005.

.        Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ / Гуев А.Н. - М.: Дело, 2004.- 1040 с.

.        Постатейный комментарий к Таможенному кодексу / под ред. В.А. Вайпана. - М.: Юстицинформ, 2004.- 296 с.

.        Таможенное право: конспект лекций / Желудков А.В. - М.: Приор-издат, 2004.- 128 с.

.        Таможенное право: учебник / Халипов С.В. - М.: Зерцало-М, 2004.- 240 с.

.        Таможенное право: учеб. пособие для вузов / Косаренко Н.Н. - М.: Академический Проект, 2004.- 350 с.

.        Таможенное право России: учебник / Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. ; отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: ЮРИСТЪ, 2004.- 427 с.

.        Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ). Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «ТАМОЖНЯ.РУ», 2005.

Похожие работы на - Валютный контроль на таможне

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!