Виды воздействий
|
Общий годовой объем работ,
Т
|
ТО и ТР, Тто-тр
|
УМР, Тумр
|
Приемка и выдача авт., Тпв
|
|
35420
|
4246
|
396
|
40062
|
Кроме работ, приведённых в таблице 2.3, на СТО
выполняются вспомогательные работы, в состав которых входят:
- работы по ремонту и обслуживанию
технологического оборудования;
- оснастки инструмента различных зон и
участков;
- содержанию инженерного оборудования,
сетей и коммуникаций;
- обслуживанию компрессорного
оборудования и др.
Объем этих работ составляет 10 - 15% от общего объема
работ СТО.
Годовой объём вспомогательных работ определяется по
формуле:
1.3 Распределение годовых
объемов работ по видам и месту выполнения
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на
предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и
механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на
рабочих постах.
Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР
по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть
принято по данным таблицы 1.4.
Для выбора распределения объема работ проектируемой
СТО, предварительное число рабочих постов можно определить по формуле:
где Тобщ - общий годовой объем работ СТО, чел.час;
φ - коэффициент неравномерности
поступления автомобилей на СТО
(φ = 1,15);
Кп - доля постовых работ в общем объеме (0,75 - 0,85);
Драб.г - число рабочих дней в году;
Тсм - продолжительность смены;
С - число смен;
Рп - среднее число рабочих, одновременно работающих на
посту (Рп = 0,9 - 1,1);
Nп - коэффициент использования рабочего времени поста (ηП = 0,9).
Таблица 1.4 - Примерное распределение объема работ по
видам и месту их выполнения на СТО, % (по ОНТП-01-91).
Вид работ
|
Распределение объема работ
в зависимости от числа рабочих постов
|
Распределение объема работ
по месту их выполнения
|
|
До 5
|
От 6 до 10
|
От 11 до 20
|
От 21 до 30
|
Свыше 30
|
На рабочих постах
|
На производственных
участках
|
Диагностические
|
6
|
5
|
4
|
4
|
3
|
100
|
-
|
ТО в полном объеме
|
35
|
25
|
15
|
10
|
6
|
100
|
-
|
Смазочные
|
5
|
5
|
3
|
2
|
2
|
100
|
-
|
Регулировочные по установке
углов управляемых колес
|
10
|
10
|
4
|
4
|
3
|
100
|
-
|
Ремонт и регулировка
тормозов
|
10
|
5
|
3
|
3
|
2
|
100
|
-
|
Электротехнические
|
5
|
4
|
4
|
4
|
3
|
80
|
20
|
По приборам системы питания
|
5
|
4
|
4
|
4
|
3
|
70
|
30
|
Аккумуляторные
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
10
|
90
|
Шиномонтажные
|
7
|
10
|
2
|
1
|
1
|
30
|
70
|
Ремонт узлов, систем и
агрегатов
|
16
|
20
|
8
|
8
|
8
|
50
|
50
|
Кузовные и арматурные
(жестяницкие, медницкие, сварочные)
|
-
|
-
|
25
|
28
|
35
|
75
|
25
|
Окрасочные
|
-
|
-
|
16
|
20
|
25
|
100
|
-
|
Обойные
|
-
|
-
|
3
|
3
|
2
|
50
|
50
|
Слесарно-механические
|
-
|
5
|
7
|
7
|
5
|
-
|
100
|
Уборомоечные работы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
100
|
-
|
Используя данные таблицы 1.4 (колонка от 11 до 20
рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР
проектируемой СТО по видам и месту выполнения таблица 1.5.
Таблица 1.5 - Распределение годового объема работ ТО и
ТР по видам и месту выполнения
Вид работ
|
Распределение объема работ
ТО и ТР по видам
|
Распределение объема работ
ТО и ТР по месту выполнения
|
|
|
На рабочих постах
|
На производственных
участках
|
|
%
|
чел-ч
|
%
|
чел-ч
|
%
|
чел-ч
|
Диагностика и ТО
|
10
|
3542
|
100
|
3542
|
-
|
-
|
Замена масел и спец.
жидкостей
|
20
|
7084
|
100
|
7084
|
-
|
-
|
Регулировочные по установке
углов управляемых колес
|
10
|
3542
|
100
|
3542
|
-
|
-
|
Электротехнические
|
4
|
1417
|
80
|
1134
|
20
|
283
|
По приборам системы питания
|
4
|
1417
|
70
|
992
|
30
|
425
|
Аккумуляторные
|
708
|
10
|
70
|
90
|
638
|
Шиномонтажные
|
10
|
3542
|
30
|
1062
|
70
|
2480
|
Ремонт узлов, систем и
агрегатов
|
20
|
7084
|
50
|
3542
|
50
|
3542
|
Слесарно-механические
|
20
|
7084
|
-
|
-
|
100
|
7084
|
Итого
|
100
|
35420
|
-
|
20968
|
-
|
14452
|
1.4 Расчёт численности
рабочих
Технологически необходимое (явочное) число
производственных рабочих Рт и штатное Рш определяем по формулам:
где Т - годовой объем работ, чел.час;
Фт и Фш - соответственно годовой фонд времени
технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного
рабочего, ч.
Для специальностей с вредными условиями труда
установлены фонды Фт = 1780 ч и Фш = 1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24
дня отпуска). Для всех других специальностей Фт = 2020ч и Фш = 1770ч (40 ч
продолжительность недели и 24 дня отпуска).
Для нашего примера результаты расчёта общей
численности, производственных рабочих СТО (ТО и ТР, УМР, приемка и выдача
автомобилей,) приведены в таблице 1.6.
Таблица 1.6 - Результаты расчета общей численности
производственных рабочих СТО
Вид работ
|
Годовой объем работ, чел-ч
|
Рт
|
Рш
|
|
|
расчетн.
|
принят.
|
расчетн.
|
принят.
|
ТО-ТР
|
35420
|
17,5
|
17
|
20
|
20
|
УМР
|
4246
|
2,1
|
2
|
2,4
|
2
|
Приемка и выдача
|
396
|
0,19
|
1
|
0,2
|
1
|
Итого
|
40062
|
19,8
|
20
|
22,7
|
23
|
Численность вспомогательных рабочих
Результаты расчета численности производственных
рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения приведены в таблице 1.7.
Таблица 1.7 - Результаты расчета численности производственных
рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения
Вид работ
|
Объем работ ТО и ТР
выполняемый
|
Численность
производственных рабочих
|
|
на рабочих постах, чел-ч
|
на про-извод. участках,
чел-ч
|
На рабочих постах
|
На производственных
участках
|
|
|
|
Рт
|
Рш
|
Рт
|
Рш
|
|
|
|
расч.
|
прин
|
Расч
|
прин.
|
расч.
|
поин.
|
расч.
|
прин.
|
Диагностика и ТО
|
3542
|
-
|
1,8
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Замена масел и Спец.
жидкостей
|
7084
|
-
|
3,2
|
3
|
3,4
|
3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Регулировочные по установке
углов передних колес
|
3542
|
-
|
1,8
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Электротехнические
|
1134
|
283
|
0,6
|
1
|
0,6
|
1
|
0,1
|
1
|
0,2
|
1
|
По приборам системы питания
|
992
|
425
|
0,5
|
|
0,5
|
|
0,2
|
|
0,2
|
|
Аккумуляторные
|
70
|
638
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,3
|
-
|
0,4
|
1
|
Шиномонтажные
|
1062
|
2480
|
0,5
|
2
|
0,6
|
1
|
1,4
|
1
|
1,6
|
1
|
Ремонт узлов, систем и
агрегатов
|
3542
|
3542
|
1,4
|
|
1,5
|
1
|
1,8
|
2
|
2
|
2
|
Слесарно-механические
|
-
|
7084
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3,5
|
4
|
4
|
4
|
Итого
|
20968
|
14452
|
|
10
|
|
10
|
|
9
|
|
8
|
1.5 Расчет числа постов
Посты по своему технологическому назначению
подразделяются на рабочие и вспомогательные.
Рабочие посты - это автомобиле места, оснащенные
соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для
технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его
технически исправного состояния и внешнего вида (посты ТО и ТР, УМР).
Число рабочих постов ТО и ТР определяем по формуле:
где Тп - годовой объем постовых работ, чел.час;
φ - коэффициент неравномерности загрузки
постов (1,15);
Драб.г - число рабочих дней в году;
Тсм - продолжительность смены, ч;
С - число смен;
Рп - среднее число рабочих на посту (0,9 - 1,1 чел.);
Nп - коэффициент использования рабочего времени поста (0,85 -
0,90);
Для проектируемой СТО принимаем 10 постов ТР и ТО.
Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки
при наличии механизированной установки
станция технический обслуживание
автомобиль
где Тумр - годовой объем уборомоечных работ, чел.час;
φм - коэффициент неравномерности
поступления автомобилей на посты коммерческой мойки (1,3 - 1,5);у - производительность
моечной установки, авт./ч;
Nп - коэффициент использования рабочего времени поста (0,85 -
0,90).
Для проектируемой СТО принимаем 2 поста УМР (для мойки
автомобилей перед ТО и ТР и для коммерческой мойки).
Результаты расчета общего числа рабочих постов
приводятся по форме таблице 1.8.
Таблица 1.8 - Распределение рабочих постов по видам
воздействий
Общее число рабочих постов
|
Число постов по видам
воздействий
|
|
УМР
|
Диагностика и ТО
|
Замена масел и спец. жидкостей
|
Регулировочные, по
установке углов передних колес
|
Шиномонтажные
|
Ремонт узлов, систем и
агрегатов
|
Слесарно-механические
|
11
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
3
|
2
|
Вспомогательные посты - это автомобиле места,
оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются
технологически вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей,
подготовки и сушки на окрасочном участке и т.п.).
В нашем примере число постов приемки и выдачи
автомобилей целесообразно делать на соответствующих рабочих постах или автомобиле
местах.
1.6 Расчет числа автомобиле
мест ожидания и хранения
В зависимости от конкретных условий могут быть
запроектированы автомобиле места ожидания и хранения, размещаемые как в
закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Автомобиле места ожидания - это места, занимаемые
автомобилями, ожидающими постановки их на посты ТО и ТР. При необходимости
автомобиле места ожидания могут использоваться для выполнения определенных
видов работ ТО и ТР. Поэтому расстояния на этих автомобиле местах должны быть
такие же, как и для рабочих постов.
Количество автомобиле мест ожидания постановки
автомобиля на посты ТО и ТР определяется по формуле:
(1.13)
где
Хоб - общее количество постов.
Предусматриваем,
что 1 автомобиле место размещается в помещении, и 6 на открытой стоянке.
Автомобиле
места хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей.
Число
автомобиле мест для готовых к выдаче автомобилей определяется по формуле:
где
Тпр - среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до
выдачи владельцу (4 ч.).
Принимаем,
что 1 автомобиле место будет размещаться в помещении, и 2 на открытой стоянке.
1.7 Определение общего количества постов и автомобиле
мест проектируемой СТО
Общее
количество постов - 13 и автомобиле мест - 10 (2 в помещении СТО и 8 на
открытой стоянке), в том числе:
- рабочие посты - 13;
- автомобиле места ожидания постановки
автомобилей на посты - 7 (из них 1 располагаются в помещении рабочих постов и 6
на открытой стоянке);
- готовых к выдаче автомобилей - 3 (из
них 1 располагаются в помещении СТО и 2 на открытой стоянке).
1.8 Определение состава
площадей помещений
Состав площади помещений определяются размером станции
обслуживания и видами выполняемых работ. На данном этапе площади рассчитываются
ориентировочно по укрупненным удельным показателям. В последующем, при
разработке вариантов планировочного решения СТО, площади помещений уточняются.
Площади СТО по своему функциональному назначению
подразделяются на:
- производственные (зоны постовых
работ, производственные участки);
- технические помещения (компрессорная,
трансформаторная, злектрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и
др.);
- административно - бытовые (офисные
помещения, гардероб, туалеты, душевые и т.п.);
- складские;
- помещения для обслуживания клиентов
(клиентская, бар, кафе), для продажи запчастей и автопринадлежностей, туалет и
т.п.;
- помещения для продажи автомобилей
(салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.).
Производственная площадь, занимаемая рабочими и
вспомогательными постами, автомобиле местами ожидания и хранения определяется
следующим образом:
где fa - площадь, занимаемая автомобилем в плане;-
число постов;
Кп - коэффициент плотности расстановки постов.
Коэффициент Кп представляет собой отношение площади,
занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме
площадей проекции автомобилей в плане. Значение Кп зависит в основном от
расположения постов. При одностороннем расположении постов Кп = 6 - 7, при
двухсторонней расстановке постов КП = 4 - 5.
Исходя из имеющегося опыта проектирования СТО, площадь
технических помещений может быть принята из расчета 5 - 10%, а складских 7 -
10% от площади производственных помещений.
Площадь административно-бытовых помещений на одного
работающего зависит от размера станции и примерно составляет: для офисных
помещений 6 - 8 м2, для бытовых - 2 - 4 м2.
Площадь помещений для обслуживания клиентов
(клиентской, продажи автомобилей, запасных частей, автопринадлежностей и др.)
устанавливается индивидуально, исходя из размера станции и конкретных условий,
определяемых заказчиком (инвестором).
При прочих равных условиях площадь этих помещений
будет зависеть от количества одновременно находящихся в них клиентов.
Площадь клиентской ориентировочно может быть принята
1,0 - 3,0 м2 на один рабочий пост, а помещения для продажи запасных частей и
автопринадлежностей - 30% от площади клиентской.
Определение площадей для нашего примера:
Общее число постов и автомобиле мест, располагаемых в
помещении, составляет 15, в том числе:
- рабочие посты - 13;
- автомобиле места ожидания - 1;
- автомобиле места хранения - 1.
Площадь, занимаемая рабочими постами на данном этапе
расчета (принимаем одностороннюю расстановку постов):
м2
Общая
производственная площадь (рабочих постов и участков):
м2
Площадь,
занимаемая автомобиле местами ожидания и хранения (принимаем двухстороннюю
расстановку):
м2
Площадь
технических помещений принимаем из расчета 7% от производственной площади:
м2
Складские
помещения принимаем из расчета 8% от производственной площади
м2
Административные
помещения определяем из расчета, что в них будет работать персонал в количестве
15% от общей численности производственных рабочих (таблица 2.6) и площади 7м2
на одного работающего:
м2
Бытовые
помещения определяем исходя из общей численности работающих на СТО (производственные,
вспомогательные рабочие и служащие) и площади 4 м2 на одного работающего:
м2
Площадь
клиентской определяем из расчёта 2,5 м2 на один рабочий пост:
м2
Площадь
помещений для продажи мелких запасных частей и автопринадлежностей определяем
из расчёта 50% от площади клиентской:
м2
Общая
расчётная площадь помещений СТО:
м2
Площадь,
занимаемая автомобиле местами ожидания и хранения на открытых площадках.
1.9 Расчет площади территории
На
стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах,
потребная площадь участка определяется по формуле:
где
Fпс.п - площадь производственно - складских помещений,
м²;
Fад.п - площадь
административно - бытовых помещений, м²;
Fоп - площадь
открытых площадок для хранения автомобилей, м²;
Кз
- плотность застройки территории, %. Кз = 30%.
2. Определение потребности в технологическом
оборудовании
Кузовной
участок СТОА предназначен для устранения дефектов и неисправностей кузовов,
возникших в процессе эксплуатации легковых автомобилей. На кузовном участке
восстанавливают первоначальную форму и прочность кузова, а также выполняют
работы по поддержанию кузова и его механизмов в технически исправном состоянии.
На
кузовном участке СТОА осуществляют сварочно-жестяницкие и арматурно-кузовные
работы, которые включают операции по разборке, сборке, правке и сварке
поврежденных панелей и деталей кузова и его механизмов. Также могут выполняться
работы по ремонту радиаторов, топливных баков, рессор и дисков колес. Здесь
изготавливают необходимые для замены детали кузова: панели, вставки, заплаты и др.
Жестяницкие
работы предусматривают:
· ремонт (устранение вмятин, трещин, разрывов) крыльев,
брызговиков, капотов, облицовок радиаторов, дверей и других частей кузова;
· частичное изготовление несложных
деталей кузова для ремонта взамен пришедших в негодность.
Разборочно-сборочные работы включают снятие и
установку дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов стекол и
других съемных деталей.
Правочные работы в зависимости от характера
повреждений заключаются:
· в устранении неровностей на деформированных
поверхностях;
· в исправлении искажений
геометрических размеров кузова (перекосов).
Сварочные работы при ремонте применяют:
· при удалении поврежденного участка;
· при правочных работах;
· при установке частей или новых участков кузова и
дополнительных
деталей (усилительных коробок, накладок, вкладышей и др.);
· при заварке трещин, разрывов, пробоин
с наложением или без наложения заплат в зависимости от площади и состояния
поврежденной
поверхности.
Арматурные работы включают:
· работы по ремонту всех механизмов кузова (замков,
дверных петель, стеклоподъемников и др.);
· работы по ремонту окон и замене
стекол.
Кузовной участок обеспечивается технологическими
картами на основные виды работ и технологическим оборудованием:
· подъемник-опрокидыватель электромеханический;
· домкрат гаражный гидравлический;
· станок точильный с пылеулавливающей
установкой;
· преобразователь сварочный;
· трансформатор сварочный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное СТО является достаточно современным, имеется
автоматическая мойка машин предусмотрен кузовной и покрасочный участки,
различные зоны и цеха, которые позволяют производить любые работы по
техническому обслуживанию автомобилей. Предусмотрена и зона отдыха с встроенным
уголком.
Отличительной особенностью планировки данной станции является
наличие магазина по продаже автозапчастей и выставочные образцы продаваемых
автомобилей. Также на станции предусмотрен диагностический участок.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афанасьев Л.Л., Колясинский Б.С., Маслов А.А. Гаражи и станции
технического обслуживания. Альбом чертежей. М.: Транс порт, 1980.-216с.
2. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных
предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. -2-е изд.
переработанное и дополненное. М.: Транспорт, 1993. -271 с.
. Волгин В.В. Автомобильный дилер: практическое пособие по
маркетингу и менеджменту сервиса и запасных частей. -М.: «О -89», 1997.-224с.
. Кузнецов E.G. Управление техническими системами:
Учебное пособие/ МАДИ(ТУ) -М.,1998. -177 с.
. Марков О.Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент М.: Транспорт,
1949. -270 с.
. Методика планирования и учета объемов реализации бытовых услуг
по ремонту и ТО транспортных средств, принадлежащих гражданам. Минавтопром
СССР. Филиал НАМИ. - М.: НАМИ, 1983.-40с.
. Муравкина Г.Ш. Методика расчёта производственной мощности
предприятия технического сервиса на примере предприятия г. Москвы // Повышение
организованности предприятий коммунального хозяйства города (населённого
пункта). Материалы международной научно-практической конференции/ЮРГУЭС.
Новочеркасск, 2002. С. 4-25.