Лекция как один из методов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика её подготовки и чтения
Лекция как один из методов обучения на третьей ступени
общего среднего образования, методика её подготовки и чтения.
В.И. Синявский
Плохой
учитель преподносит истину, хороший учит её находить.
Адольф
Фридрих Дистервег.
Лекция как одна из форм обучения в школе, её цели и
функции.
В
последние годы система общего среднего образования живёт в эпоху перемен, новых
педагогических технологий, внедрения информационных технологий как в процесс
управления, так и в процесс обучения. Третья ступень обучения подразумевает
наибольшее, насколько это возможно в школе, приближение к вузовской методике
преподавания. Учащимся этой ступени обучения не в диковинку использование
возможностей Интернета при подготовке рефератов, использование компьютера в процессе изучения различных предметов,
умение пользоваться справочной литературой. Среди всех этих новых технологий
свою нишу на третьей ступени обучения занимает такая форма обучения, как
лекция. Лекция в 21-м веке уж не та, что была лет 10-15 назад. К использованию
возможностей диа- и графопроекторов
добавились на вооружение лектора возможности аудио и видеотехники, возможности
информационных, компьютерных технологий использования, например, такой
программы, как «Microsoft Power Point», что существенно расширяет возможности
изложения материала на лекции, её объём, наглядность и доказательность,
позволяет повысить интерес учащихся к теме лекции. Но сколько бы не
использовалось новых технологий, определяющей успех всё же остаётся личность
учителя, его профессионализм и увлечённость своим предметом, его умение владеть
ораторским искусством, аудиторией во время лекции, его умением построить лекцию
так, что бы она нашла отклик на всех уровнях восприятия, а сам процесс
подготовки и чтения лекции можно классифицировать на определённые составляющие,
попытка чего и сделана далее.
Лекция
– это традиционная форма группового обучения. С лекции начинается каждая новая
тема и за ней следуют практические и лабораторные занятия, практикумы решения
задач, семинары, зачёты и т.д. Поэтому
от того как проведена лекция зависит результативность следующих этапов
обучения. Различают лекции публичные и
научные. В школе имеют место как научные ( на уроках ), так и публичные ( на
внеклассных, на воспитательных мероприятиях ) лекции.
Методологическое
значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные
теоретические основы предмета и научные
методы, с помощью которых анализируются жизненные явления. Хорошая лекция – это произведение
ораторского искусства сочетающего научную мысль и эстетику, красоту слова.
Лекция содержит последние данные науки и в ней наука выступает в виде живого
человеческого слова, а поэтому и воспринимается слушателями на эмоциональном
уровне. Известный русский педагог Н.И.Пирогов называл лекцию мощным источником
популяризации новых идей и передачи научных истин, ещё не вышедших в печатных
сочинениях.
Главные дидактические цели лекции:
Дать
обучаемым современные, целостные, систематизированные знания, уровень которых
определяется целью изучения каждой конкретной темы;
Прививать
интерес к изучаемому предмету, развивать самостоятельность и творчество в
мышлении.
В лекции, как в форме и методе обучения, можно
вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её
возможности и преимущества в учебно – воспитательном процессе: обучающую, развивающую, воспитательную,
организующую.
Обучающая
функция заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно
обоснованных путей решения научно – практических задач и проблем. Лекция даёт
целостное, систематизированное, доказательное представление решении той или
иной прикладной проблемы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры,
названных учителем, является главным в обучающей ( познавательной ) функции.
Лекция
должна дать самое современное (сегодняшнее ) представление об изучаемой теме.
Никакие учебники и учебные пособия не в состоянии отразить так решение поставленного
вопроса т.к. даже только что появившаяся книга отстаёт от жизни на 2 – 4 года,
требующихся для её издания.
Кроме
того, учащимся, которые впервые знакомятся со всей системой наук, трудно
самостоятельно разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов
разных авторов и обоснованно оценить достоинства и недостатки той или иной
научной школы. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в
ориентировке в современных проблемах, дать опорные знания для формирования самостоятельных
оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам изучаемой науки.
Познавательное
значение возрастает когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые
знакомятся с новой областью научных знаний, когда тема лекции не нашла
отражения в школьных учебниках.
Развивающая
функция выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, не даётся
как набор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и
синтез поставленной проблемы.(«Знания не должны лежать в нас мёртвым грузом, а
всё время крутиться, кипеть, сцепляться друг с другом, проверяться
наблюдениями» Викентий Викентьевич Вересаев, русский писатель.) Следовательно
развивающая функция лекции находится в зависимости от методики её изложения,
если угодно – от артистизма лектора. Логичное, доказательное изложение
материала, стремление совместно с учащимися искать пути решения проблемы,
показывать приёмы такого поиска и вместе придти к обоснованным выводам – в этом
будет мастерство учителя учащего думать.
Воспитательная
функция лекции заключена в её содержании, в формировании научно –
материалистического мировоззрения, развитии самоанализа своих действий и
поступков. Большое значение на воспитание учащихся оказывает авторитет
преподавателя, его манера общения во время лекции ( и вне её ) с учащимися,
проявление уважения к отличающемуся мнению. Сказывается и атмосфера совместной
работы, построенной на реализации культуры общения, педагогики сотрудничества.
Организующая
функция лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся как
в процессе лекции, так и после неё. Эта функция усиливается при чтении вводных
лекций, а также лекций по которым планируется проведение семинаров и
практических занятий. В ходе лекции указывается необходимая литература,
обращается внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить, тем самым
организуется дальнейшая самостоятельная научная работа учащихся, умение их
получать знания, пользоваться литературой, справочными пособиями и другими
источниками знаний.
Изложенное
показывает какое место может занять лекция в системе других форм и методов на
третьей ступени обучения в школе, в гимназии, в лицее. Не будет верным
утверждение о том, что на лекциях ученики пассивны и поэтому данный вид занятий
в школе ( гимназии, лицее ) мало эффективен. Ученики пассивны лишь на плохо
подготовленной лекции, но это можно сказать и о любых других формах и методах
обучения. Несомненно, лекция требует высокого профессионализма и мастерства от
учителя, глубокого и, что очень важно, современного знания своего предмета,
излагаемой темы. Поэтому чтение лекций целесообразно поручать учителям с первой
и высшей категорией.
Разновидности лекций, их характеристика и возможности
применения.
Современная
дидактика рассматривает лекциюкак развивающую форму обучения: методика её
чтения должна меняться исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения
программного материала. В связи с этим ниже представляется передовой
педагогический опыт, позволяющий выделить несколько разновидностей лекций,
каждой из которых присущи свои методы изложения материала.
Лекция как форма обучения
Похожие работы на - Лекция как один из методов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика её подготовки и чтения
|